Игры для восстановления речи после инсульта

Игры для восстановления речи после инсульта thumbnail

Игры для восстановления речи после инсульта

По данным статистики России каждые полторы минуты кто-то переносит инсульт. И все с разными последствиями. Кто-то быстро идет на поправку и может восстановить подвижность организма практически до предынсультного состояния. Кому-то реабилитация дается очень тяжело. И в том и другом случае для человека после инсульта самыми главными остаются три вещи:

  1. Компетентная и своевременная медицинская помощь, грамотная реабилитация.
  2. Понимание того, для чего нужно жить дальше и пытаться восстановиться.
  3. Поддержка близких людей, которые часто становятся «движущей силой» выздоровления.

Памятка для тех, кто рядом

  1. Старайтесь как можно больше разговаривать с человеком после инсульта. Не отстраняйте его от решения бытовых и семейных вопросов. Не договаривайте за него слова и фразы, лучше подождать, когда он сам их произнесет.
  2. Если после инсульта у человека сохраняется подвижность, старайтесь поручать ему посильные задания: порезать овощи, вытереть пыль, помыть посуду. Пусть это будет дольше, чем обычно. Но так человек будет чувствовать свою нужность, не будет изолированным от привычной жизни.
  3. Всегда верить в успех реабилитации, напоминать о том, чего удалось достичь, сравнивать результаты месячной давности и сегодняшнего дня, чтобы был виден прогресс.
  4. Оставить место для юмора. Здесь каждый сам отмеряет границы, понимая, где можно «приперчить» так, чтобы не унизить и не обидеть близкого.

Самое сложное для тех, кто заботится о больном – не опускать руки, когда сам человек не хочет заниматься, все время отговаривается: «потом», «не хочу», «а зачем», «это ничего не изменит». В такие минуты они похожи на детей, которые не хотят учить свои уроки. Как в таких случаях поступать? Почти так же, как и с детьми: сделать занятия увлекательными и веселыми, почти как детская игра!

Игры

Игра на координацию движений. С ее помощью в некоторых реабилитационных центрах уже прошли успешное восстановление несколько пациентов. Задача игрока – обвести крючочком все пальчики. Но если задеть какой-то пальчик, раздается звуковой сигнал, так что нужно стараться быть внимательным и аккуратным!

Тренажеры для дыхания «Футбол»«Летающий шарик» могут понадобиться на артикуляционной гимнастике при нарушении речи. Также мышцы лица может помочь разработать озорная игра «Кривляки».

Для восстановления речи благоприятно:

– разучивать стишки,

– петь песни (если человек может повторить мотив – это уже прогресс),

– повторять скороговорки (лучше взрослые и озорные, типа «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ» или «О любви не меня ли Вы мило молили И в туманы лимана Манили меня?»),

– слушать радиоспектакли и аудиокниги (важно, чтобы записанная речь была выразительной).

Для развития мелкой моторики рук используют:

  • Паззлы. Желательно с крупными деталями и четкими рисунками. Например, «Мир животных».
  • Пинцет. Им можно захватывать кусочки порванной бумаги, бусины, фасолины, макароны.
  • Шнуровки, например, «Сыр» или «Ботинок». Можете попробовать игру на ловкость «Достань конфетку».
  • «Стучалка». Такая простая детская забава очень помогает в развитии координации движений.
  • Матрешка. Порадуйте близкого – спрячьте внутри вкусняшку или мотивирующую записку.
  • Тренажер «Левое-правое».
  • Мозаики. Хорошо подойдет вот такая – из палочек с готовыми заданиями.
  • Прописи. Они могут быть деревянными или на бумаге.
  • Многим пациентам рекомендуют лепку из пластилина или теста. Начинают, как всегда, с простых заданий: скатать шарик, колбаску, сделать лепешку. Затем собирают фигуры из нескольких деталей, а потом – выщипывают части фигуры из большого куска.

Очень помогает в реабилитации рисование. Кисти можно использовать, а можно рисовать и просто пальцами и ладошками. Это поможет снова найти контакт со своим телом, научится чувствовать его. Но при таком рисовании краски лучше использовать пальчиковые (они, к слову, легко смываются и отстирываются).

И, конечно, раскраски. Они помогают тренировать силу нажатия, регулировать длину штрихов, оттачивают аккуратность. Раскраски сейчас бывают не только в классическом исполнении, но и многоразовые.

Можно запастись головоломками:

  • Танграм,
  • Многоразовые карточки «Головоломки»,
  • Магнитная игра «Деловые жуки»,

Все эти игры развивают мелкую моторику, помогут в восстановлении мыслительных процессов. К тому же они очень компактны, поэтому их легко брать с собой в поездки (например, в санаторий или центр реабилитации).

Некоторые люди после инсульта увлекаются разгадыванием кроссвордов, сканвордов и т.п. Попробуйте и другие игры со словами, например «Словодел» или Настольную игру «Словечки». Обе они хороши и в случае потери речи.

Не забывайте о расслабляющих массажах и гимнастике для глаз. В первом случае могут помочь тактильные мячики, а во втором – обычный карандаш, за движениями которого нужно следить глазами.

Используйте и подручные средства:

– закручивайте крышки на банках и бутылках,

-перебирайте макароны, фасоль,

– рисуйте на манке пальцами и палочкой,

– прицепляйте бельевые прищепки к краю коробки,

– рвите и комкайте бумагу.

И, конечно, помните о прекрасном: чаще смотрите позитивные фильмы, слушайте любимую музыку или звуки природы, читайте любимую литературу, бывайте на свежем воздухе (насколько это возможно), общайтесь с единомышленниками. Это важно как для того, кто восстанавливается после инсульта, так и для тех, кто ему в этом помогает, отдавая родному человеку частичку своего сердца.

Источник

В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт. Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Почему нарушается речевая функция

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией. Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

Читайте также:  Классификация ишемических инсультов toast

Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсультаРасстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего. После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача. Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях. В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.

Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Читайте также:  Сосуды на ногах после инсульта

Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

ГлиатилинДля ускорения процесса восстановления речи после инсульта, врачи могут назначить препараты, которые помогают восстановить работу центральной нервной системы. К таким относится оригинальный ноотропный препарат Глиатилин (холина альфосцерат). Фосфатная форма препарата дает возможность Глиатилину лучше усваиваться и как можно быстрее восстановить поврежденные клетки мозга, что способствует восстановлению речи, памяти и мышления. Холина альфосцерат защищает клетки мозга от дальнейших повреждений, даже при нарушенном кровообращении или недостаточном насыщении кислородом. Глиатилин улучшает передачу нервных импульсов и оказывает положительное влияние на функции рецепторов. Препарат хорошо переносится пациентами, противопоказан к применению беременными, кормящими женщинами и людьми с повышенной чувствительностью к холина альфосцерату.

Читайте также:

Инсульт: 9 интересных фактов о недуге

Как улучшить и сохранить память

8 мифов об арт-терапии

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневноГимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно

Упражнения, направленные на разработку губ:

  • максимальное вытягивание губ в трубочку;
  • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
  • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
  • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

Упражнения для разработки языка:

  • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
  • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
  • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
  • закругление языка назад как можно дальше;
  • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

Дополнительные методы восстановления речевых нарушений

Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.

Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазииЧай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии

Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

Прогноз

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже. Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Детализированный прогноз выглядит следующим образом:

  • в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
  • при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.

Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.

Видео

Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

К сожалению, по данным статистики, процесс восстановления речи у людей самостоятельно занимающихся реабилитацией после инсульта происходит несколько медленнее, нежели восстановление функций движения или иных.

Так процесс предполагающий определенные практические упражнения, позволяющие первично растормозить речевые центры в головном мозге, а затем и восстановить былую функцию речи может затягиваться на годы.

Реабилитационные сложности обычно возникают, когда у того или иного пациента после инсульта нет возможности пройти реабилитационный период в специализированных восстановительных центрах или санаториях, где к процессу возвращения, утраченных после инсульта, функций подходят комплексно.

Еще сложнее дело обстоит, когда у конкретного пациента нет возможности заниматься с логопедом в домашних условиях и его родственникам приходится осваивать новые для них техники и восстановительные методики.

Тем не менее, конечно же нельзя недооценивать роль семьи, домашних стен, любви и родственного участия в процессе восстановления речи у больных после инсульта, поскольку иногда активные практические упражнения проводимые такими пациентами дома позволяли полностью восстановить утраченные ранее функции.

Но, чтобы восстановление речи у пострадавшего после инсульта было именно таким (быстрым и полным) важно знать и помнить несколько принципов правильной речевой реабилитации:

  • Во-первых, категорически запрещено допускать речевую изоляцию постинсультных больных! Согласитесь, крайне трудно рассчитывать на полное восстановление у пациента речи, если такой больной будет предоставлен сам себе, если с ним будут мало разговаривать, не стимулируя его ответы или участие в некой общей беседе.
  • Во-вторых, родные люди должны всегда помнить, что нельзя отчаиваться и прекращать логопедические упражнения с пациентом, даже если он упорно отказывается заниматься, не отвечая на поставленные вопросы, не участвуя в собственном восстановлении. Данный процесс хоть и невероятно сложен с психологической точки зрения, тем не менее, способствует активному восстановлению у пострадавшего после инсульта полноценного понимания внешней речи, что также немаловажно. Надо заметить, что части постинсультных больных бывает свойственно совершенно безразличное отношение к происходящему и собственному здоровью, в частности. Это не должно пугать, родственников, скорее, это должно стимулировать на еще более мягкое, но не менее активное отношение к восстановительным мероприятиям.
  • И в-третьих, выполняя любые логопедические упражнения, с постинсультным больным важно навсегда забыть, что такое агрессия. Даже некие капризы пострадавших не должны выводить его родственников из равновесия, иначе процесс реабилитации может затянуться на годы.

Универсальные логопедические приемы, для применения на дому

Не имея возможности регулярно заниматься с логопедом, важно все-таки найти возможность периодически (хотя бы один раз в месяц) приглашать такого специалиста к пострадавшему после инсульта, для контроля общего состояния и возможной коррекции специализированных упражнений.

Нужно отдавать себе отчет, что как бы активно и правильно вы не занимались с постинсультным больным, иногда ему может быть необходимо профессионально откорректировать те упражнения, которые были первично оптимальными, но которые совершенно недостаточны на сегодняшний момент времени.

Тем не менее, далее мы приведем те приемы, восстанавливающие речь постинсультных больных, которые уместны в любой ситуации, в любой момент времени и при любом поражении мозга, которые могут прекрасно дополнить специфические рекомендации врача логопеда, которые больной получит в стационаре. Итак:

Консультация врача - специалиста

Занятия с логопедом-афазиологом

  1. Важно постоянно стараться вовлечь больного в самые простые пусть даже неречевые варианты деятельности, которые будут вызывать позитивные эмоции. К примеру, можно заниматься конструированием кубиков, складыванием пазл-картинок, неким срисовыванием, рисованием предметов или сюжетов. Прекрасно подойдут игры в домино, лото и прочие, лишь бы пациент сам захотел поучаствовать в обсуждении проводимых действий.
  2. Необходимо постоянно давать пациенту простые задания, предполагающие четкое понимание вашей речи. Это может быть показ и последующее называние частей тела, бытовых предметов, неких действий на подобранных картинках и пр. В последующем важно мягко подвести больного к тому, что и ему придется называть его части тела, бытовые предметы и так далее.
  3. Невероятно важно практически постоянно стимулировать простейшие речевые диалоги, которые требуют однозначных простейших ответов, путь даже первоначально, ответов кивком головы или жестами.
  4. Необходимо также пытаться стимулировать функцию чтения и письма, предлагая пострадавшему после инсульта простейшие задания, с раскладыванием подписей под соответствующими им картинками, называние (либо хотя бы выбор) конкретных букв, цифр, предметов.

Несколько важных советов родственникам больных с афазией

Всегда важно помнить, что афазия не является психическим заболеванием, даже тогда, когда изъяснения пациента лишены всякого смысла. При занятиях с такими больными категорически не допустимо повышать голос, поскольку это может напугать пострадавшего, и усугубить состояние.

Последствия удара - речевая афазия

Восстановление речевого общения

Больные с афазией невероятно чувствительны к внешнему раздражению и шуму, что означает, что с пациентом следует заниматься индивидуально, не привлекая большого количества знакомых или родственников. Такие больные значительно сложнее понимают длинные и быстро произносимые предложения, что говорит о том, что родственникам придется научится изъясняться короче и медленнее.

Категорически недопустимо прерывать таких больных во время их попыток, что-то сказать, равно, как и нежелательно заранее заканчивать фразы, начатые пациентом, как бы помогая ему.

Подобная помощь, конечно, облегчит ваше взаимопонимание, но, в итоге, окажется «медвежьей услугой» больному, который так и не научится изъясняться самостоятельно. И последнее – нельзя не сказать, что первоочередной задачей родственников может считаться не только обучение больных правильному произношению слов, но и поддержание желания самих пациентов к нормальному речевому общению.

Об авторе

Подготовила Елена Демидова
Редактор проекта «ProInsultMozga».

Елена Демидова

  • ProInsultMozga.ru
  • Народная медицина

Источник