Виктюк роман григорьевич инсульт

Источник фото https://deyuriki.blogspot.com/2015/06/

Скандальный, эксцентричный, фантастический… Какие эпитеты только ни подбирают к режиссёру Роману Виктюку: и к нему самому, и к его творчеству. Однако некоторые склонны видеть в нём «последнего из могикан» — истинно талантливого и неповторимого великого мастера.

Сегодня имя Виктюка действительно стало брендом, который уже более полувека поддерживается беззаветным служением искусству.

Родом Роман Григорьевич из Львова. Этот город, расположенный на Западной Украине, в то время, когда появился на свет будущий режиссёр, принадлежал ещё Польше, но вскоре стал советским. С самого раннего детства Рома проявлял задатки творческого лидера — сначала у себя во дворе, затем в школе. Он организовывал сверстников, раздавая им роли, а потом руководил процессом, ставя мини-спектакли. Поэтому ни для кого не стало откровением его поступление в ГИТИС.

Отучившись на актёрском отделении, Виктюк получил несколько приглашений от столичных театров, однако предпочёл вернуться домой. Именно во Львовском ТЮЗе начинается его карьера и как артиста, и как режиссёра. Вести о молодом даровании распространяются достаточно быстро, и вот он уже работает в Киеве, Вильнюсе, Калинине. Ставит Мольера, Шиллера, Франко, Вампилова, причём репетирует сразу в нескольких театрах. Впервые неоднозначное отношение к своей работе он вызывает постановкой «Уроки музыки» по Л.Петрушевской.

Однако настоящая слава, впрочем, достаточно скандальная, приходит к нему после спектакля «Служанки» по пьесе Жана Жене. Премьера состоялась на сцене «Сатирикона», а все женские роли в постановке исполнили мужчины — Константин Райкин, Николай Добрынин, Александр Зуев и Сергей Виноградов. Это было обязательным условием самого автора.

Спектакль стал прорывом, казалось бы, невозможным в советское время. Однако его пропустили, и постановка, показавшая мир воображения и игры, покорила планету. Сегодня пьеса, идущая на сцене уже три десятка лет, является фирменным знаком Виктюка, а его театр без неё немыслим.

Как рассказывает сам Роман Григорьевич, спектакль за столь длительное время менялся несколько раз, и его последняя версия рассчитана на современное молодое поколение. А за постановку режиссёр взялся после того, как автор явился ему во сне:

«До рождения “Служанок” Жан Жене трижды накричал на меня во сне. Мне показалось, что это был французский мат. Жене ругался со мной и кричал, что по моей вине нынешние двадцатилетние незнакомы с его гением. Я ему пообещал, что приведу к нему молодёжь. И я это выполнил».

Николай Добрынин (колоритный Митяй из «Сватов»), вспоминая о далёких 80-х, в одном из интервью говорил:

«Это сейчас “Служанки” входят в театральные энциклопедии, а тогда, в 1987-м, это было событие из ряда вон — мужчины в юбках вышли на сцену! Мы репетировали 90 дней безвылазно. Роман Григорьевич на репетициях периодически поджимал под себя ноги и говорил: “Я не знаю, что творю”».

Кстати, по признанию самого артиста, после просмотра спектакля его педагог, у которой он играл партизан и прочих героев, всё пыталась выяснить у него, какой он ориентации. Успокоило даму только напоминание о том, что она сама была на свадьбе Добрынина.

Собственно, вопрос о сексуальной ориентации самого Виктюка до сих пор волнует многих, он же лишь только напускает туману. То скажет, что у него есть дочь, которая живёт во Львове, а то как-то размыто отмахнётся: мол, его артисты — его дети. То же и с женой. В одном из интервью он обмолвился, что был когда-то женат, но даже имени супруги толком не назвал. В другом говорил о допустимости бисексуальных отношений. В общем, в личную жизнь он никого впускать не собирается, лишь создаёт мифы, в которых чувствует себя, судя по всему, весьма комфортно.

Книги:

  • Виктюк Р.. Роман с самим собой. М.: Подкова, 2000, — 484 с. — ISBN 5-94663-057-1 — рецензия; 2-е изд.: АСТ; Зебра Е, 2005. — ISBN 5-94663-196-9

????Википедия

Советский, российский и украинский театральный режиссёр, художественный руководитель Театра Романа Виктюка. Народный артист Украины, Народный артист Российской Федерации.

Родился: 28 октября 1936 г. (83 года), Львов

Рост: 170 см

Источник

Столичная публика и критика продолжают обсуждать недавнюю громкую премьеру в Театре Романа Виктюка — “Мелкий бес” по роману Федора Сологуба. Между тем прославленный мэтр рассказал в интервью ТАСС, что не собирается сам выдвигать этот спектакль на “Золотую маску”. По очень простой причине: на соискание национальной театральной премии Виктюк никогда не претендовал и претендовать не собирается, режиссер считает, что оценивать постановки должны в первую очередь зрители.

— На днях один модный светский журнал удостоил вас своей престижной награды за вклад в мировое театральное искусство. На вопрос организаторов церемонии “В чем главный секрет вашего театра и вашей жизни?” вы ответили: “Безумие любви”. Это действительно так?

— Всегда так считал. И всегда подчинял этому пониманию драматургию своих спектаклей.

— Насколько знаю, вы никогда не выдвигали свои постановки на “Золотую маску”. Не хотели?

— Да, с первого раза, когда начали. Сразу сказал: нет, я не участвую в соревновании, я создаю спектакли.

— Но большинство же театров участвуют, выдвигают свои спектакли и своих актеров в номинанты премии…

— Это их выбор.

— Но все-таки звучит: “Лауреат “Золотой маски” режиссер или актер такой-то”.

— Ну и пусть звучит!

На соискание национальной театральной премии я никогда не претендовал и претендовать не собираюсь! Оценивать постановки должны в первую очередь зрители

— Десять лет назад вы сказали мне, что самая лучшая публика в Петербурге и Москве, назвали столичных зрителей “самыми великими и эмоциональными меньшинствами на планете”. Ваше мнение с тех пор не изменилось?

Читайте также:  Понизить давление травами после инсульта

— Нет! Мы каждую премьеру после Москвы привозим в Петербург. И вот в последний наш приезд мы были там с “Мандельштамом”, играли в здании театра Товстоногова. И был переаншлаг! А в финале — 35 минут аплодисменты! 35 минут! Это здание священное, сакральное. И вот публика в нем стоя аплодировала! Молча, не отпуская нас. И так всегда!

— Публика, как и критика, восторженно приняла последнюю вашу постановку — “Мелкий бес” по Федору Сологубу. Вы этого ожидали? Или вы работаете без расчета на обязательный успех?

— Если работать на успех, то нужно ставить все простое, развлекательное. “Скок в постель”, например, — есть такая пьеса французского автора Марселя Митуа, ну и в том же духе. А у нас на афише совсем другое — “Саломея”, “Мелкий бес”, “Служанки”, которые никогда в Москве, да и во всей России на момент их премьеры не ставились, а мы тех же “Служанок” играем уже 30 лет. И куда бы мы ни приехали, везде нас ждут.

— Один ваш коллега считает, что в сегодняшней театральной среде утеряна традиция взаимной критики, разбора творцами произведений друг друга. А вы ходите на спектакли других театров? Или предпочитаете узнавать о театральных новостях из рецензий в СМИ?

— Хожу, а как же! Я же их всех знаю, чего ж не ходить!

— А что-то за последнее время запало в душу?

— Нет, не запало. Потому что уровень все хуже и хуже, драматургия все слабее и слабее.

— Не боитесь, что кто-то из коллег, прочтя эти слова, обидится на вас? Кто-то ведь тоже считает себя великим или почти великим режиссером…

— К великому это не имеет никакого отношения!

Конечно, я все вижу и скажу так: теперь ставят все, кто хочет. А ведь режиссер — отдельная профессия

— Я знаю ваше мнение: актер должен быть актером, а режиссер — режиссером, и актер не может становиться режиссером.

— Почему не может! Может! Но для этого надо готовиться, надо знать, для чего ты это делаешь.

— Как, на ваш взгляд, развивается и должен развиваться театр в XXI веке? В России? В мире?

— Он развивается по линии развлечения, смеха, отсутствия серьезных проблем. Они не слышат, что происходит в мире. Боятся слышать. Потому что легче просто покричать, сделать пару эстрадных движений, номеров, тем самым вызвать аплодисменты и успокоиться.

— При этом зарабатывают деньги…

— Конечно! И ТВ в этом помогает, потому что оно перестало заниматься серьезными театральными проблемами. Вообще, наше телевидение не снимает спектакли. Слава богу, есть исключения. В прошлом году телеканал “Культура” снял два наших спектакля: “Служанки” и “Федра”. И, надеюсь, будут еще телеверсии других спектаклей.  

— Какие планы на этот год? Вы ведь каждый год ставите новый спектакль. 

— Выпустили успешно только что “Мелкого беса”. Значит, следующий спектакль должен быть таким же выстрелом, с таким же зарядом. То страшное, что Сологуб предчувствовал в конце XIX века, и то, что произошло потом, оно не закончилось, а наоборот, продолжается.

— Вы имеете в виду Октябрьский переворот 1917 года? Кстати, вспомнил сейчас, что на 100-летие Ленина вы в Калининском ТЮЗе, обведя вокруг пальца партийное начальство, поставили “Коварство и любовь” Шиллера. А на 150-летие Ильича — к апрелю 2020 года — не собираетесь что-то новое, связанное с этой фигурой, ставить?

— А что с того времени поменялось?!

— Ну, может быть, какая-то пьеса стоящая появилась.

— Такой пьесы нет! И думаю, что при нашей жизни не будет!

— То есть еще время не настало? Как сказал Чжоу Эньлай лет 50 назад, еще не настало время для того, чтобы давать оценку Великой французской революции.

— Так и здесь получается: еще не настало время для театрального осмысления Октябрьского переворота и фигур его вождей. О Сталине, например, сейчас никто не пишет, хотя материалы есть.

— Может быть, кто-то и пишет, но мы не знаем?

— Нет, никто! Нет писателей такого масштаба, которые могли бы осмыслить! Те, кто могли, ушли в мир иной. Да, раньше был Солженицын, но сейчас, конечно, нет!

— Почему? Время еще не востребовало?

— Время требует! Но идти на плаху никто не хочет. На то, чтобы “распяли, но не больно”, как пел Высоцкий, еще осмеливаются. Но вот чтобы совсем — на это желающих нет.

— Но ведь есть писатели, которые в своих произведениях затрагивают самые острые исторические темы, в том числе Октябрьскую революцию. Назову, например, таких радикалов от пера, как Людмила Улицкая, Светлана Алексиевич, Борис Акунин…

— Но это все проза, драматургии нет! Вот я поставил “Мандельштама”, там есть Сталин. Но эту пьесу написал американец, наш современник, который никогда не был в России. Никогда не был!

— А в России такого уровня пьесы не было о Мандельштаме?

— Нет!

— Не верю, что в современной российской литературе нет такого уровня произведений.

— Я сейчас о драматургии говорю.

— То есть брать чистую прозу и переделывать ее в пьесу не всегда получается?

— Это совершенно другой жанр.

— А как же “Мелкий бес”?

— Так ведь Сологуб не только роман написал, но и пьесу по нему! Хотя я и пьесу тоже переделывал. Это же больше 100 лет назад было создано.

Читайте также:  Отнялась правая сторона после инсульта

— А теперь вопрос другого рода. Москве, в России достаточно театров? Или так спрошу: не слишком ли их много в столицах и мало в провинции?

— Мало, мало! Количество — не качество! Раньше их было мало, но они очень качественные были. И государство занималась театром. Я имею ввиду царское время. Поддерживали драматургию. Заказывали. И были же гении! Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой.

— Но это все писатели.

— Но и драматургами они в большинстве своем тоже были.

Власти предержащие слышали время, потому и поддерживали писателей. Да, власти порой боролись со временем, останавливали писателей, но никуда их не ссылали. И не расстреливали

Почему так? Власти предержащие, всходя на пьедестал, уже имели образование, с малых лет его получая. И при дворе при них были выдающиеся воспитатели. Жуковский, например. И все время были! Царица Екатерина II переписывалась с лучшими философами Парижа!

— Но сейчас ведь другие времена. Родители Трампа, например, 50–60 лет назад не знали, что их сын будет президентом, и Жуковского ему не выписывали.

— И незачем! Что бы с ним делал Жуковский! Да и вообще, там нет американских Жуковских! Потребности там другие. Не для кого и незачем! Во главу сейчас ставится политика! А в те времена во главу ставили нравственность! И духовность. А духовность, она уходит.

— Но вот она в царской России была, но куда-то на стыке веков сплыла. Мы же это у Сологуба прекрасно видим. А еще раньше предупреждали Гоголь, Салтыков-Щедрин… И видим, как бездуховность, безнравственность победили всех — от учительского сословия до дворянского. И вот получилось, что к тому времени созрели те условия, которыми воспользовались большевики, германская разведка и т.д.

— Плебс победил! Вообще, борьба плебса, “мелких бесов” с духовностью — это вечная борьба в истории человечества. Да, Жуковские воспитывали-воспитывали российских правителей образованными людьми, но вокруг творилось все противоположное. В один день коммунисты сказали: “Бога нет”. И хотя страна была религиозная, народ подхватил это “бога нет” и пошел разрушать церкви. Прежде всего, это сыграло роль. В каждом городе было по 20–30 церквей, и в один день это превратилось в груду камня! А камень память имеет, и он плачет, и он сопротивляется. На месте храма Христа Спасителя построили плавательный бассейн, а плавать было плохо, энергия была бурлящая, мстящая. Засыпали, построили новый, а дух оттуда ушел.

Сологуб в “Мелком бесе” кричал, взывал к людям, предупреждал о грядущей катастрофе, но никто его не услышал

— В связи с этим такой вопрос. Насколько часто современный театр поднимает такие вот острые темы, связанные с трагическими страницами российской истории?

— Нет этого!

— Нет или почти нет?

— Просто нет! У Сологуба в прозе роман — я говорю о “Мелком бесе”, — а есть стихи, который раскрывают, что под прозой кроется. Стихотворение называется “Лихо”. Ему нашептывали эти тексты сверху, и он их записывал.

Кто это возле меня засмеялся так тихо?

Лихо мое, одноглазое, дикое Лихо!

Лихо ко мне привязалось давно, с колыбели,

Лихо стояло и возле крестильной купели,

Лихо за мною идет неотступною тенью,

Лихо уложит меня и в могилу.

Лихо ужасное, враг и любви, и забвенью,

Кто тебе дал эту силу?

Сологуб писал не о зависти или ненависти, а о том, что в каждом из людей живет Лихо, и театральным воплощением этого Лиха у него стал Недотыкомка, который это Лихо удерживал в Передонове и довел его до сожжения храма.

Революция прежде всего пришла к уничтожению духовности, и это предчувствовал Сологуб. Передонов в его романе и пьесе понимает, что Недотыкомка им завладел, но убить его не может, ибо, убив его, он убивает себя.

И Малевич, который утверждал, что искусство опровергает разум и признает лишь безразумное чувство, наитие, вдохновение, настроение, но под чувством он понимал необходимость что-то познавать и приводить хаос природы в гармонический порядок. Сейчас гармония — это то, чего не хватает этому миру больше всего, и поэтому я взялся третий раз расколдовать этот великий текст начала прошлого века

— Артисты вам в этом помогали?

— Да, и учил их слышать движение времени, его кровавые потоки и шелестящий, шуршащий звук.  И своим криком уметь остановить движение человечества во мрак.

Лихо ко мне прижимается, шепчет мне тихо:

“Я  бесталанное, всеми гонимое Лихо!

В чьем бы дому для себя уголок ни нашло я,

Всяк меня гонит, не зная минуты покоя.

Только тебе побороться со мной недосужно,

 Странно мечтая, стремишься ты к мукам,

Вот почему я с твоею душою так дружно,

Как отголосок со звуком”.

— Вы говорили о победе плебса над духовностью. В советское время важнейшим “из всех искусств для нас”, как выразился Ленин, стало кино, потом появился телевизор. Вам телевидение как-то помогает?

— Пытается. Показывая людям цветаевскую “Федру” и “Служанок” Жене, они пробивают эту тьму.

— Имеете в виду канал “Культура”?

— Я говорю о том, в чем принимаю участие. И я надеюсь, что получится снять наш последний спектакль — “Мелкий бес”.

— Некоторые критики считают, что мэтры такого масштаба, как вы, не любят или не успевают готовить себе на смену преемников. Каково ваше отношение к этой теме? У вас есть такие ученики?

— Есть! И Дмитрий Бозин, и Игорь Неведров! И тому и другому я доверил ставить спектакли. Да, они изначально актеры, но я их учу режиссуре! Они могут это делать! Они уже лет по 20 со мной!

Читайте также:  Больница для больных инсультом

— Недавно обратил внимание, что в отдельные недели Бозин у вас играет почти каждый день, иногда по четыре дня подряд. Это гуманно?

— Да! Диме надо набрать энергию небес. Про запас!

— И он не жалуется?

— Боже мой, какие жалобы! Вот они вчера приехали, десять дней играли в Сибири, и сегодня Бозин играет в “Саломее”, а Игорь полетел в Вену играть Есенина в спектакле “Сергей и Айседора”. В Сибири каждый вечер десять дней играли “Мастера и Маргариту”. При переполненных залах. Ночью — переезд, и вечером — спектакль.

— Я так понимаю, что, делая из Бозина и Неведрова режиссеров, вы готовите себе замену. Но вот другие мэтры, похоже, этим не занимаются. Да и раньше, похоже, не озабочивались этим.

— Мало кто из великих мастеров, начиная с 1917 года, готовил себе замену. Таиров, Мейерхольд хотели, было, но не успели. А после них вообще никто не подготовил себе замену. Ни Завадский, ни Любимов, ни Эфрос.

— Почему?

— Их так контролировали, что они не смели вводить детей в мир философии смерти. Идеология была во главе угла: воспитать “партийного” человека, а уж потом — режиссера.  И вот пока так воспитывали, мозги были испорчены.

— Но тут я поспорю с вами. Все-таки, несмотря на весь идеологический зажим, в советское время появились великие творцы, те же Любимов, Эфрос, вы и т.д.

— Да, но появлялись в противовес этому, вопреки этому! Вопреки!

— А сейчас, в последние годы?

— Нет! Плебс, деньги сейчас побеждают. Нет служения искусству.

— То есть болото — худшая атмосфера для рождения гениев?

— Совершенно верно!

— Думаю, прочтя это интервью, Александр Калягин проведет в СТД совещание на тему “Что делать?”.

— Саша прекрасно понимает все происходящее, но даже ему повлиять на многие процессы глобально — сложно. Кстати, он собирается прийти к нам на “Мелкого беса”.

Беседовал Евгений Верлин

Источник

Сегодня гомосексуализм не считается пороком. В Голливуде каминг-ауты американских актеров — и вовсе привычное дело. Более того, многие гей-пары мира пользуются популярностью среди поклонников. Политики в Советском Союзе к представителям сексуальных меньшинств относились не так благосклонно, поэтому звезды театра, кино, спорта и эстрады вынуждены были скрывать свои личные пристрастия, чтобы не сесть в тюрьму.

Так или иначе, поклонники звезд СССР все же подозревали некоторых из них в гомосексуализме. Самые известные “подозреваемые”

Фаина Раневская

Фаина Раневская, Peoples.ru

Советская актриса Фаина Раневская никогда не заявляла, что относится к сексуальным меньшинствам, однако журналисты и поклонники подозревали ее в этом. Многие персоны, которые знали Раневскую лично, рассказывали о том, что актриса иногда позволяла себе лишнее в общении с девушками. Из-за этого, по словам подруги Фаины Раневской Елены Липовой, с ней перестала общаться Екатерина Гельцер. На нетрадиционную ориентацию Раневской намекают и ее высказывания:

“Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — не извращения. Извращений только два: хоккей на траве и балет на льду!”.

Геннадий Бортников

Геннадий Бортников, “Кино-Театр.РУ”

Молодой актер советского театра Геннадий Бортников прославился благодаря роли Раскольникова в театре имени Моссовета. Бортников был любимчиком Фаины Раневской, которая положительно высказывалась о творческих способностях юноши, а также режиссера Юрия Завадского. Именно благодаря Завадскому Бортников получил громкие роли.

Тем не менее, личная жизнь Бортникова всегда оставалась под завесой тайны, и это вызывало подозрения, критику и осуждение общественности. Личность актера была овеяна легендами, некоторые даже говорили, что неизвестный молодой студент покончил с собой из-за любви к Геннадию Бортникову, однако официально эти слухи актер не подтверждал.

Юрий Юрьев

Юрий Юрьев, Кино-Театр.РУ”

Народный артист СССР Юрий Юрьев считался одним из любимых актеров самого Иосифа Сталина, несмотря на слухи, которые распускали о нем в Ленинграде. По данным некоторых источников, Юрьев создал “салон”, где проходили романтические встречи гомосексуалистов и городской элиты.

Позже многих участников этого “салона” репрессировали, но организатора не тронули. Юрьев продолжал работать в качестве актера, театрального педагога, чтеца и умер в возрасте 76 лет в Санкт-Петербурге.

Георгий Милляр

Георгий Милляр, “КиноПоиск”

Советский актер Георгий Милляр, который часто играл антигероев детских фильмов, был одиночкой. О его личной жизни известно мало, и это стало причиной слухов о его гомосексуализме. Официально Милляр не подтверждал этого, но некоторые СМИ гласят, что он был близок к тому, чтобы попасть в тюрьму за мужеложство.

Чтобы развеять все слухи, друг актера Александр Роу предложил заключить фиктивный брак с его соседкой по коммунальной квартире. Милляр женился в 65 лет, а немногим позже им с женой выдали квартиру на окраине Москвы. В карьере актера также произошел позитивный сдвиг — стали предлагать серьезные роли.

Роман Виктюк

Роман Виктюк, “Украинские новости”

Советский, украинский и российский театральный режиссер Роман Виктюк подозревается в гомосексуализме из-за неоднозначных спектаклей. В постановках Виктюка, как правило, мужчины исполняют женские роли и не стесняются разыгрывать друг с другом страстные любовные сцены. Фото и видео с этих шоу удивляют поклонников театрального искусства. В России и СССР ходили слухи, что театральная труппа режиссера — его “гарем”.

Хотя Роман Виктюк и заработал славу “главной звезды гей-небосклона шоу-бизнеса”, официально эту информацию режиссер не подтверждал. Так или иначе, многие работы Виктюка признаны “гомоэротикой”, что и натолкнуло общественность на мысль о его гомосексуализме.

Источник