Урок обж 11 класс первая помощь при острой сердечной недостаточности

Урок обж 11 класс первая помощь при острой сердечной недостаточности thumbnail

             МБОУ Фоминская СОШ

                 План-конспект

       Урока по ОБЖ в 11 классе по теме:

«Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте».

Преподаватель ОБЖ – Грищенко П. П.

Цель урока:  Формирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход за больным.

Задачи: а) Образовательная :

-сформировать специальные умения по оказанию помощи при инсульте и инфаркте, уходе за больным;

-обеспечить в ходе урока повторение вопросов физиологии и анатомии сердца;

-обобщить понятия инфаркта и инсульта, их отличительные признаки.

           б) Воспитательная:

-способствовать воспитанию ответственности за будущее;

-уделить внимание социальному воспитанию.

           в) Развития:

-навыков принятия ответственных решений;

-планирование здорового будущего;

-интеллекта: познавательного интереса, речи, словарного запаса.

Формы проведения: общеклассная,  индивидуальная.

Оборудование:

  • таблички с симптомами инфаркта и инсульта;
  • таблица «Анатомия сердца и мозга»;
  • магнитофонная запись вызова «скорой помощи».

Методы урока: 

Организация учебно-познавательной деятельности: словесно-дедуктивный, репродуктивный.

Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно-поисковой.

Стимулирование ответственности: убеждение-упражнение.

Контроль: устный, письменный.

Ход урока: 

1. Подготовка к эффектному восприятию.

Учитель ОБЖ:

– Эпиграфом к нашему уроку можно привести слова Л.Н. Толстого: «Все мысли о смерти нужны для жизни», а тема урока- заболевания сердечно- сосудистой системы, оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

1. Причины сердечно – сосудистых заболеваний.

2. Симптомы инсульта и инфаркта, оказание первой помощи.

3. Клиника и прогноз инсульта и инфаркта.

4. Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний.

5. Правила ухода за больным.

  Хотелось бы узнать, такие ассоциации у вас вызывает слово «сердце» (варианты ответов записываются на доске: боль, мотор, любовь, смерть, жизнь и т.д.)            

2. Изложение нового материала.

Учитель ОБЖ:

– Итак, жизнь, смерть, сердце.… Все эти понятия взаимосвязаны между собой. Часто причиной смерти являются болезни сердечно – сосудистой системы. Какие вы знаете наиболее распространенные заболевания сердечно – сосудистой системы? ( Варианты ответов (В.О.) : инфаркт, порок сердца, инсульт, сердечная недостаточность, гипертония). Как видим, болезней много. Какое же место по смертности эти заболевания занимают среди других, не менее распространенных: СПИД, язва желудка, астма, сахарный диабет? Хотелось бы знать ваше мнение.

Учащийся:

  Мнение старшеклассников нашей школы позволил выявить недавно проведенный социологический опрос ( вопросы в приложении). Из 130 опрошенных- 44% , почти половина, на первом месте среди заболеваний, представляющих угрозу здоровью человека, поставили сердечно – сосудистые заболевания.

Учитель ОБЖ:

– А что же говорит официальная статистика? Какое же положение в мире на самом деле?

1. Оказывается, сердечно – сосудистые заболевания стоят на первом месте по количеству умерших людей.

2. Инсульт занимает первое место по инвалидности среди больных.

3. Только каждый пятый, перенесший инсульт, возвращается к полноценной жизни.

4. В Гороховецком районе много людей, у которых повышено давление, и только 15% об этом знают.

   То есть и официальная статистика, и мнение наших учащихся совпали и подтвердили, что не зря сердечно – сосудистые заболевания называют болезнями века.

Учащийся:

– По мнению наших старшеклассников, главные причины, провоцирующие сердечно – сосудистые заболевания, следующие:

– малоподвижный образ жизни;

– курение, употребление алкоголя;

– стрессы;

– нерациональное питание.

Учитель ОБЖ:

– В этот список можно добавить и такие факторы риска:

– избыточная масса тела;

– нарушение углеводно – солевого обмена;

– генетический фактор.

  Среди всех сердечно – сосудистых заболеваний наиболее серьезные – инсульт и инфаркт. Как же распознать их, в чем отличие?

Учитель ОБЖ:

– Предлагаю вам ряд возникших симптомов у больного ( зачитываются карточки и вывешиваются на доску):

Слабость в руках, ногах, потеря чувствительности на лице

Нарушение зрения

Боль отдает в левую руку, плечо

Внезапная головная боль

Человек потеет, бледнеет, может упасть в обморок

Головокружение, потеря равновесия, двоение в глазах, обморок

Сердце будто сжимается в кулак

Резкая боль за грудиной, не помогает нитроглицерин

Задание для самостоятельной работы в тетради:

1-й вариант – выписывает симптомы, считающиеся проявлением инфаркта;

2-й вариант – симптомы проявления инсульта.

  После выполнения – разбор задания.

  Надеюсь, что вы правильно распознаете симптомы инфаркта и инсульта в жизни. А какими же будут первые ваши действия по оказанию помощи? ( Включается запись вызова « скорой помощи» и сирены.)

   Да, конечно же, самое первое – это вызвать « скорую помощь». Но что можно сделать до врачебного вмешательства?

Читайте также:  Острая и хрон сердечная недостаточность

  1. Прежде всего больного необходимо удобно уложить, не перекладывая, там, где с ним случился приступ .

  2. Расстегнуть затрудняющую дыхание одежду: ворот , галстук, ремень брюк.

  3. Голову повернуть на бок, чтобы не западал язык.

  4. Осторожно положить теплую грелку к ногам.

  Часто инфаркты, инсульты сопровождаются потерей сознания- обморока. Можно ли привести человека в чувство до приезда врачей, используя не только нашатырный спирт, но и старинные народные способы? Оказывается, да, мудрость народная безгранична.

Учащийся:

– Что можно сделать, чтобы помочь упавшему в обморок?

– Побрызгайте на лицо и грудь водой.

– Возьмите его за мизинец и резкими и сильными движениями сжимайте, массируя, таким образом, от основания к ногтю, слева и справа. Такими же сильными движениями после этого помассируйте большой палец.

– Возьмите мочки ушей и несколько раз сильно сдавите.

*Несколько раз надавите на пальцы у основания ногтей.

Обычно после этого человек приходит в себя, дайте ему горячего сладкого чаю или кофе.

Учитель ОБЖ:

– Что же можно предпринять вам, молодым людям, для профилактики сердечно – сосудистых заболеваний?

Учащийся:

– Десяти – и одиннадцатиклассники  сами предлагали следующие профилактические мероприятия:

   1. Регулярно посещать врачей.

   2. Соблюдать режим дня.

   3. Принимать витамины.

   4. Бегать по утрам.

Но наиболее часто в опросе предлагалось:

   1. Вести здоровый         образ жизни, особенно уделять внимание физическим упражнениям.

   2. Избегать стрессовых ситуаций и самим их не создавать.

  3. Не иметь вредных привычек.

Очень хотелось бы, чтобы эти предложения оставались не только благими пожеланиями, но и проводились в жизнь всеми учениками нашей школы.

Учитель ОБЖ:

– Возможным исходом болезни является паралич, парез, инвалидность.

  Иногда это временное состояние, как это было с актрисой Натальей Гундаревой: тяжелейший инсульт, а сейчас она говорит, ходит, и надеется, что еще выйдет на сцену. А иногда человек остается недвижим и до конца жизни. Как организовать правильный уход за больным?

Под уходом понимается:

– поддержание санитарно-гигиенических условий в комнате больного;

– устройство удобной постели и ее чистота;

– оказание помощи во время приема пищи, туалета;

– поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением;

– организация досуга больного;

– регулирование посещений больного сослуживцами, родственниками.

  Комната, в которой находится больной, должна хорошо проветриваться, обогреваться (20 градусов). Даже зимой проветривание должно быть 3-4 раза, при этом больного нужно хорошо укрыть.

Ежедневно проводить влажную уборку.

При недостаточном уходе у тяжелобольных на местах, где кожа подвергается длительному сдавливанию между костью и постелью (это крестец, лопатки, пятки), могут образоваться пролежни. Меры их предупреждения состоят в следующем:

 1. Постель должна быть все время чистой и сухой, на простыне не должно быть рубцов, складок.

 2. Кожа должна быть чистой и сухой (ежедневное обтирание, замена намокшего белья).

 3. Несколько раз в сутки помогать, больному переменить, положение в постели.

 4. Кожу и спины и крестца, помимо обтирания водой, протирать еще и камфорным спиртом.

Кормить больного необходимо с ложки, поить из специального поильника. Вводить пищу небольшими порциями на один глоток.

Организация правильного ухода за больным – предпосылка к скорому выздоровлению.

3. Закрепление пройденного материала.

Учитель ОБЖ:

– Сегодня на уроке мы осветили большой круг вопросов, но, возможно, у вас остались какие-то невыясненные моменты. Поэтому в оставшееся время мы проведем « круглый стол» и попросим принять в нем участие врача – кардиолога, (подготавливается заранее один из учащихся).

  Вопрос 1: недавно было сообщение, что 14 – летнюю девушку увезли прямо с урока в реанимацию с диагнозом обширный инфаркт. Может ли и это вообще быть в таком возрасте?

  Ответ: да, это явление редкое, но все же случается. Инфаркт в молодом возрасте не связан еще с болезнью сосудов, а может вызываться, например, неправильным отхождением коронарных сосудов от сердца. Это может выявить специальное исследование.

  Вопрос 2: какие обследования нужно пройти, чтобы узнать, есть ли у меня отклонения в работе сердца?

  Ответ : для профилактики достаточно сделать электрокардиограмму и ультразвук. Уже здесь будут видны основные нарушения в работе сердца.

  Вопрос 3: хотелось бы знать, каковы первые «звоночки» сердечных неполадок?

  Ответ: насторожить должны: ощущение дискомфорта, боль за грудиной, чувство тяжести в области сердца. Иногда может возникнуть отдышка, а также перебои в работе сердца, особенно после физических нагрузок. Это очень важно – вести активный образ жизни, но не надрываться.

Читайте также:  Венозные жгуты сердечная недостаточность

  Вопрос 4: существует ли у кардиологов такое понятие, как женское сердце?

  Ответ: у женщин в строении сердца имеется ряд особенностей: диаметр сосудов, которые питают сердце, значительно меньше, чем у мужчин. И сами сосудики более тонкие, хрупкие. А если женщина курит, имеет лишний вес, нарушенный гормональный фон, следовательно, и защитные силы ослабевают. Отсюда сосудистые проблемы, ишемическая болезнь сердца.

Вопрос 5: правда ли, что красное вино благотворно влияет на работу сердца?

  Ответ: американцы подсчитали, что два «дринка», т.е. 360 грамм вина в день, благоприятно влияют на состояние сердечно – сосудистой системы. При условии, что человек здоров!! Когда у человека сердце уже больное, нечего однозначно рекомендовать нельзя.

                                        Поведение итогов урока;

                                                  Домашнее задание.

Источник

11 класс

Урок № ___. Тема: «Первая помощь при острой сердечной

недостаточности, инсульте»

Цели урока. Изучить симптомы и первую помощь при острой сердечной недостаточности. Получить первичные навыки помощи при острой сердечной недостаточности, инсульте.

Оборудование: ТСО, презентация

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания.                               

Ответьте на вопросы:

  1. Дайте определение понятиям «семья» и «брак».

  2. Каковы условия вступления в брак в России?

  3. Что регулирует брачный контракт?

  4. Перечислите основные неимущественные права супругов.

  5. Перечислите основные имущественные права супругов.

  6. Учитывается ли мнение ребенка при решении вопроса, кто его будет воспитывать после развода родителей? Если учитывается, то в каких случаях?

  7. Может ли один из родителей получать алименты на воспитание детей без регистрации развода? В каких случаях?

  8. Когда и каким образом оформляются алименты на содержание родителей детьми?

  1. Изложение нового материала.

В настоящее время в России очень остро стоит демографическая проблема. Страна, территория которой составляет 1/6 часть суши всей планеты, имеет население всего около 140 млн человек, причем это население постоянно сокращается. Оставим в покое проблемы рождаемости и иммиграции, о которых и так сказано слишком много. Попробуем рассмотреть проблему потерь населения из-за несчастных случаев и болезней, так называемую проблему преждевременной смерти. В среднем по стране ежегодно, по данным разных источников, преждевременной смертью погибают до 2 миллионов россиян. Это очень много. Одной из самых распространенных причин преждевременной смерти является неоказание первой помощи больному (пострадавшему). От этого гибнет, по разным данным, от 1/3 до 3/5 всех, кто становится жертвой несчастного случая или острого приступа болезни.

Вот почему важно уметь оказать первую помощь человеку, жизни которого угрожает опасность. Сегодня мы с вами изучим оказание первой помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Вопросы для активизации знаний.

1. Какие сердечные болезни, дающие острые приступы, угрожающие жизни больного вы знаете?

2. Что вы знаете об острой сердечной недостаточности и инсульте?

3. Назовите, если знаете, симптомы этих заболеваний.

4. Что нужно делать, если при вас с человеком случился сердечный приступ?

5. Чего делать нельзя?

Острая сердечная недостаточность (ОСН), являющаяся следствием нарушения сократительной способности миокарда, уменьшения систолического и минутного объема сердца, проявляется несколькими крайне тяжелыми клиническими синдромами: отеком легких, кардиогенным шоком и острым легочным сердцем.

Проявлениями острой недостаточности обычно являются одышка разной выраженности (вплоть до удушья); приступообразный кашель, сухой или с пенистой мокротой, выделение пены изо рта и носа; положение ортопноэ (одышка в положении лежа. Один из симптомов сердечной недостаточности. Ощущение нехватки воздуха обычно проходит после того, как больной на некоторое время принимает вертикальное положение).

Оказание первой помощи при острой сердечной недостаточности: уложить больного на спину, приподнять голову, обеспечить доступ свежего воздуха и срочно вызвать врача («скорую помощь»).

Инфаркт. При возникновении острой боли за грудиной, не исчезающей после приема нитроглицерина, необходимо срочно вызвать скорую помощь. На основании тщательного обследования больного, включающего электрокардиографию, можно распознать заболевание. До прибытия врача больному обеспечивают максимальный физический и психический покой: его следует уложить, по возможности успокоить.

Расстройства сердечной деятельности. Прежде всего, больного следует уложить в горизонтальное положение на спине с приподнятыми ногами, подложив под ноги 2 подушки, а под голову только валик из полотенца или маленькую подушечку (если больной утратил сознание, то укладывать его лучше на твердое покрытие, например на застеленный одеялом пол). При жалобе больного на загрудинную боль необходимо как можно быстрее дать ему под язык 1 таблетку либо 2 капли 1 % -ного раствора (на кусочке сахара или на пробке от флакона) нитроглицерина. После этого в ожидании действия нитроглицерина (2—4 мин) либо сразу (если есть, кому это сделать) надо вызвать по телефону скорую помощь и определить действия, которые возможны до ее прибытия.

Читайте также:  От чего у кошки сердечная недостаточность

Если у больного уже бывали подобные состояния, то выполняются рекомендации, полученные на этот случай от врача ранее.

Частые сокращения сердца. В поведении окружающих больного лиц не должно быть суеты, тем более паники; больному создают условия покоя в удобном для него положении (лежа или полусидя), предлагают принять имеющиеся дома успокаивающие средства — валокордин (40—50 капель), препараты валерианы, пустырника и др., что само по себе может прекратить приступ. К приемам, которые могут способствовать прекращению приступа, относятся быстрая смена положения тела из вертикального на горизонтальное, натуживание в течение 30—50 с, вызывание рвотного рефлекса пальцевым раздражением глотки. Существуют и другие приемы, но их выполняет только врач.

Неритмичные сокращения сердца. При болях в груди до прибытия врача больного следует уложить в постель, дать ему под язык одну таблетку нитроглицерина. Если экстрасистолия возникает не впервые, то в периоды ее учащения выполняют рекомендации врача, полученные от него ранее. Следует иметь в виду, что даже частые экстрасистолы не всегда требуют лечения специальными противоаритмическими средствами. При наджелудочковой экстрасистолии нередко более эффективным бывает применение успокаивающих средств (валокордина, препаратов валерианы, пустырника, тазепама). Программу правильного лечения может определить только врач.

Мерцательная аритмия — полная неритмичность сердечных сокращений из-за хаотичного возникновения импульсов возбуждения в разных участках предсердий. Тактика первой помощи практически такая же, как и при пароксизмальной тахикардии. Должно быть исключено употребление больным кофе, чая, курение. Если больной принимал до приступа лекарственные препараты, то, кроме средств лечения стенокардии (нитроглицерин, нитронг, нитросорбид и т.д.), все медикаменты немедленно отменяют. Особенно недопустим до прибытия врача прием таких лекарств, как кофеин, эуфиллин, эфедрин, сердечные гликозиды.

Инсульт — это острое нарушение кровоснабжения головного мозга, приводящее к нарушению неврологических функций — функций, которые контролируются головным мозгом, например — движение и речь, зрение и слух.

Существует два основных типа инсульта:

ишемический инсульт — причиной является прекращение (блокада) кровоснабжения определенной области головного мозга.

геморрагический инсульт — причиной является кровоизлияние из кровеносных сосудов в головной мозг, его оболочки или желудочки головного мозга.

Причиной обоих типов инсультов является повреждение клеток головного мозга (нейронов).

Наиболее часто встречающийся признак инсульта — это односторонняя слабость конечностей (руки и ноги) и одной стороны тела (гемипарез или гемиплегия).

Лицо может стать асимметричным — щечка может свисать на одну сторону, опускается один угол рта. Невозможность произношения слов и предложений при сохранении понимания обращенной речи или многословная бессвязная речь при отсутствии понимания речи окружающих. Некоторые инсульты поражают области мозга, отвечающие за равновесие и координацию движений. В этих случаях появляется неустойчивость при ходьбе или в положении сидя.

Признаки инсульта.

внезапная, временная слабость или бесчувственность лица, верхней или нижней конечности;

временные затруднения или потеря речи, а также трудности в понимании речи;

внезапная, временная потеря или ухудшение зрения, особенно на один глаз;

ситуация, когда изображение двоится в глазах;

—необъяснимая головная боль;
— временное головокружение или потеря равновесия;

—недавнее изменение в характере или умственных способностях.

Доврачебная помощь при инсульте.

Уложите больного на высокие подушки, чтобы голова была приподнята над уровнем постели примерно на 30°. Откройте форточку или окно, чтобы в помещение поступал свежий воздух. Снимите стесняющую одежду, расстегните воротник рубашки, тугой ремень или пояс. Измерьте артериальное давление. Если оно повышено, дайте лекарственный препарат, который больной обычно принимал (по назначению врача) в таких случаях. Если лекарства под рукой нет, опустите ноги больного в умеренно горячую воду.

При первых признаках рвоты поверните голову на бок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути, и подложите под нижнюю челюсть лоток. Попытайтесь как можно тщательнее очистить от рвотных масс полость рта.

  1. Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Что такое острая сердечная недостаточность и в чем ее опасность для больного?

2. Какие основные виды острой сердечной недостаточности вы знаете?

3. В чем состоит первая помощь при инфаркте миокарда?

4. В чем состоит первая помощь при расстройствах сердечной деятельности?

5. Какие лекарства ни в коем случае нельзя применять, при мерцательной аритмии?

6. Что такое инсульт?

7. Назовите первые признаки (симптомы) инсульта.

8. Какой инсульт наиболее опасен и почему?

9. В чем состоит первая помощь при инсульте?

V. Домашнее задание: § 16

Источник