Социальная программа по снижению смертности от инфарктов и инсультов
Новое сосудистое отделение для оказания экстренной медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения открыто в Тюменской области. В Норильске начал работать высокотехнологичный инвазивный центр. А на Вятке сосудистая клиника получила новое передовое оборудование. Все это стало возможным благодаря нацпроекту “Здравоохранение”.
На материк можно не летать
Высокотехнологичный инвазивный центр открылся в одном из самых северных городов России – Норильске. Теперь жителям заполярного Таймыра больше нет нужды “летать на материк” – за две тысячи километров, чтобы получить специализированную медицинскую помощь в Красноярске.
Центр открыт в рамках национального проекта “Здравоохранение”, его региональной составляющей “Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями”.
– Он работает в первую очередь для жителей Норильска, которым необходима экстренная помощь при инфаркте миокарда. Мы рассчитываем на снижение смертности от этого заболевания, ведь сейчас риск получить инфаркт велик не только для пенсионеров, но и для молодых, – рассказал “РГ” главный врач Норильской межрайонной больницы № 1 Константин Горбель.
В клинике есть все необходимое – ангиограф, аппараты ИВЛ, УЗИ и другое современное оборудование. Для работы в инвазивном центре два сотрудника прошли обучение в Москве, на базе российского Центра хирургии им. Б.В. Петровского.
В первые же дни работы клиники высокотехнологичную медицинскую помощь (по сути, второй шанс на жизнь) уже получили два норильчанина – им провели операции на сердце. Сейчас пациенты чувствуют себя хорошо.
Экстренная помощь
В Тюменской областной клинической больнице № 1 начало работать сосудистое отделение для оказания экстренной медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения.
По расчетам департамента здравоохранения, отделение способно принимать около трети сибиряков, кто нуждается в неотложной помощи из-за нарушения мозгового кровообращения.
По уровню оснащения оборудованием его можно отнести к лучшим в стране. Появилось отделение благодаря профильному национальному проекту. Излишне объяснять, насколько важен для пациентов с инсультом фактор времени. Специализированный центр расположен таким образом, что от прибытия скорой к подъезду корпуса клиник и до размещения больного проходят считанные секунды.
В распоряжении медиков – комплекс диагностического оборудования экспертного класса, три ангиографических комплекса, которые позволяют оперативно устанавливать стенты, удалять тромбы.
Здесь созданы оптимальные условия для возвращения пациентам физических навыков, дабы они не ощущали себя беспомощными. В палату ранней реабилитации переводят тех, кто еще не в состоянии ходить, а в интенсивную терапию – уже окрепших и вставших на ноги.
Быстрое восстановление
Современное оборудование в рамках нацпроекта “Здравоохранение” поступило в первичный сосудистый центр Слободской ЦРБ имени академика А.Н. Бакулева в Кирове.
Поскольку сюда попадают пациенты с инфарктами и инсультами из пяти прикрепленных районов, была разработана маршрутизация оказания помощи для скорейшей доставки больного и оперативного начала лечения и реабилитации.
А вот люди, которые нуждающиеся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе, и с использованием санитарной авиации, отправляются в региональный сосудистый центр. Как призналась “РГ” заведующая отделением неотложной неврологии Слободской ЦРБ Ольги Лещенко, медицинский персонал очень ждал поступления нового оборудования.
Первые пациенты оценили новые возможности: “Очень удивилась новым современным тренажерам и другому оборудованию, – поделилась пациент Лариса Турсенева. – Еще вчера ничего не могла сделать из предложенных заданий, сегодня получается лучше”.
Как сообщил “РГ” главный врач Слободской ЦРБ Анатолий Калинин, ранняя реабилитация начинается уже в отделении реанимации. Чем раньше она происходит, тем лучше прогноз и быстрее восстановление, а значит возвращение к привычной жизни.
Подробнее читайте в ближайшем номере “Российской газеты”.
Источник
Приложение
к постановлению
Правительства Рязанской области
от 14 октября 2008 г. N 263
Долгосрочная целевая программа
“Снижение смертности и инвалидности от сосудистых заболеваний
мозга и инфаркта миокарда в Рязанской области”
на 2009 год”
Паспорт программы
Наименование Программы | “Снижение смертности и инвалидности от сосудистых заболеваний мозга и инфаркта миокарда в Рязанской области” на 2009 год” (далее – Программа) |
Заказчик Программы | министерство здравоохранения Рязанской области (далее – Минздрав Рязанской области) |
Разработчик Программы | Минздрав Рязанской области |
Основание для разработки Программы | Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; перечень поручений Президента Российской Федерации от 7 марта 2007 года N Пр-522; постановление Правительства Рязанской области от 8 октября 2008 года N 248 “Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области” |
Исполнители Программы | Минздрав Рязанской области; муниципальные образования Рязанской области (по согласованию); ГОУ ВПО “Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова” |
Цель и задачи | Цель Программы: совершенствование организации и качества оказания медицинской помощи, первичной и вторичной профилактики больным с сосудистыми поражениями головного мозга я сердца на территории Рязанской области. Задачи Программы: организация регионального сосудистого центра и 3-х первичных сосудистых центров; обеспечение оказания медицинской помощи вольным с сосудистыми заболеваниями мозга и сердца; обеспечение оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями мозга и сердца на всех этапах, включая специализированные и высокотехнологичные виды медицинской помощи |
Целевые индикаторы и показатели | Снижение летальности от инсульта и инфаркта миокарда на 1,5%; повышение на 1,0% числа больных, сохранивших трудоспособность после перенесенных инсульта, инфаркта миокарда; увеличение на 5% числа больных с инсультами и инфарктами миокарда, прошедших через специализированные отделения (к общему числу зарегистрированных больных с этой патологией) |
Сроки и этапы реализации | 2009 год |
Перечень основных мероприятий | Ремонт и реконструкция помещений для организуемых центров; приобретение медицинского, немедицинского и вспомогательного оборудования, оргтехники; подготовка и переподготовка кадров для работы в организуемых центрах; приобретение санитарного автотранспорта для оказания скорой и неотложной медицинской помощи больным и доставки их в центры; приобретение медикаментов, включая средства тромболизиса и расходных материалов для оказания медицинской помощи больным |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования – 500 000 тыс. рублей, в том числе; средства федерального бюджета- 250 000 тыс. рублей; средства областного бюджета – 250 000 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | Снижение показателей смертности’ на 10% при церебральном инсульте и остром инфаркте миокарда и летальности при этих заболеваниях на 6%; снижение инвалидизации на 15%, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни больных, перенесших церебральный инсульт и острый инфаркт миокарда; уменьшение частоты повторных нарушений мозгового кровообращения на 7%; уменьшение заболеваемости острыми нарушениями мозгового кровообращения и острыми инфарктами миокарда у лиц трудоспособного возраста на 10 – 15% |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Сердечно-сосудистые заболевания, несмотря на значительные успехи, достигнутые в последние десятилетия в их лечении и профилактике, остаются основной причиной высокой смертности и инвалидизации населения во всем мире.
За последние пять лет в Российской Федерации от болезней системы кровообращения (далее БСК – статистическая группа учета сердечнососудистых заболеваний) умерло 6,4 млн. человек. Смертность от БСК в России (9,1/1000) в 3,5 раза выше, чем в Германии и США, в 3,6 раза выше, чем в Финляндии, в 4 раза выше, чем в Италии, в 5,7 раза выше, чем во Франции (данные 2005 года). В структуре причин смерти БСК составляют 56% общей смертности, причем до 20% умерших от БСК – лица трудоспособного возраста.
Первое место в структуре смертности от болезней системы кровообращения занимает ишемическая болезнь сердца (ИБС) – 48,1% (431 на 100 тыс., населения). Смертность от инфаркта миокарда в стране составляет 45 на 100 тыс. населения.
Сосудистые заболевания мозга занимают второе место в структуре смертности от болезней системы кровообращения (39%) и в общей смертности населения (23,4%). Ежегодная смертность от инсульта в России – одна из наиболее высоких в мире (175 на 100 тыс. населения).
Инсульт является лидирующей причиной инвалидизации населения. По данным Национального регистра инсульта, 31% пациентов, перенесших инсульт, требуют посторонней помощи для ухода за собой, лишь около 20% выживших больных могут вернуться к прежней работе. Инсульт накладывает особые обязательства на членов семьи больного, значительно снижая их трудовой потенциал, и ложится тяжелым социально-экономическим бременем на общество.
В Рязанской области болезни системы кровообращения на протяжении многих лет являются главной причиной смертности и стойкой утраты трудоспособности населения, приобретая тем самым социальный характер. Эти заболевания обуславливают высокую общую смертность населения области – 19,0/1000 (в Российской Федерации – 14,6/1000, в ЦФО -16,1/1000) и низкую продолжительность жизни.
В Рязанской области в 2007 году от БСК умерло 12078 человек, уровень смертности составил 10,337 на 1000 населения, что значительно выше показателя по Российской Федерации (8,34/1000) и выше показателя по ЦФО (9,673/1000). В структуре общей смертности населения области БСК в 2007 году составили 54,4%, среди причин инвалидности эти заболевания в течение многих лет прочно занимают первое место.
Значительная часть больных с сосудистыми заболеваниями мозга и сердца (80-95%) умирает на догоспитальном этапе.
Сопоставление динамики заболеваемости и смертности населения Рязанской области свидетельствует о недостаточной выявляемости патологии.
Ежегодно в стационарах области лечится около 20% больных от общего количества пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Высокотехнологичные виды помощи в 2007 году получили 242 пациента с ИБС, при том, что потребность в них значительно выше.
Таким образом, медико-демографическая ситуация в Рязанской области характеризуется высокой смертностью и инвалидизацией населения от БСК при недостаточном их выявлении, высоким процентом смертей на догоспитальном этапе, недостаточным уровнем применения высокотехнологичных методов лечения.
В связи с этим возникает необходимость комплексного решения проблемы болезней системы кровообращения как социально значимых заболеваний программно-целевым методом.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является совершенствование организации и качества оказания медицинской помощи, первичной и вторичной профилактики больным с сосудистыми поражениями головного мозга и сердца на территории Рязанской области.
Цель достигается решением следующих задач:
1) организацией регионального сосудистого центра в г. Рязани на базе ГУЗ “Рязанская областная клиническая больница” (далее – ГУЗ “РОКЕ”) и трех первичных сосудистых центров на базе МУЗ “Сасовская центральная районная больница” (далее – МУЗ “Сасовская ЦРБ”), МУЗ “Скопинская центральная районная больница” (далее – МУЗ “Скопинская ЦРБ”) и МУЗ “Городская клиническая больница N 11” г. Рязани (далее – МУЗ “ГКБ N 11”);
2) обеспечением оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями мозга и сердца на всех этапах, включая специализированные и высокотехнологичные виды медицинской помощи.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы – 2009 год.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2009 год составляет 500000 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета – 250000 тыс. рублей;
средства областного бюджета – 250000 тыс. рублей, из них:
Минздрав Рязанской области – 102 014 тыс. рублей;
муниципальные образования Рязанской области – 147 986 тыс. рублей (таблица 1)
Таблица 1
Распределение объемов финансирования по
муниципальным образованиям Рязанской области за счет средств
областного бюджета
NN п/п | Наименование муниципальных образований Рязанской области | Объем финансирования, (тыс. руб.) |
1. | Ермишинский район | 875 |
2. | Захаровский район | 875 |
3. | Кадомский район | 875 |
4. | Городской округ г. Касимов | 875 |
5. | Клепиковский район | 875 |
6. | Кораблинский район | 875 |
7. | Милославский район | 875 |
8. | Михайловский район | 875 |
9. | Новодеревенский район | 875 |
10. | Пителинский район | 875 |
11. | Пронский район | 875 |
12. | Путятинский район | 875 |
13. | Рыбновский район | 875 |
14. | Ряжский район | 875 |
15. | Рязанский район | 875 |
16. | Сапожковский район | 875 |
17. | Сараевский район | 875 |
18. | Городской округ – г. Сасово | 37237 |
19. | Городской округ – г. Скопин | 55537 |
20. | Спасский район | 875 |
21. | Старожиловский район | 875 |
22. | Ухоловский район | 875 |
23. | Чучковский район | 875 |
24. | Шацкий район | 875 |
25. | Шиловский район | 875 |
26. | Городской округ – г. Рязань | 35087 |
Итого | 147986 |
Реализация Программы предусматривает финансирование мероприятий за счет средств областного бюджета и федерального бюджета. При предоставлении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Рязанской области в форме межбюджетных трансфертов предполагается участие бюджетов муниципальных образований Рязанской области.
5. Система программных мероприятий
Программа “Снижение смертности и инвалидности
от сосудистых заболеваний мозга и инфаркта миокарда
в Рязанской области” на 2009 год”
N п/п | Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задачи | Главные распорядители | Источник финансирования | Объемы финансирования, (тыс. руб.) | Ожидаемый результат |
1. | Организация и оснащение оборудованием медицинского и немедицинского назначения регионального сосудистого центра на базе ГУЗ “РОКБ” и 3-х первичных сосудистых центров на базе МУЗ “Сасовская ЦРБ”, МУЗ “Скопинская ЦРБ” и МУЗ “ГКБ N 11” | Минздрав Рязанской области | Областной бюджет | 188248 | Создание условий для оказания специализированной и высокотехнологичной помощи больным сосудистыми заболеваниями |
в том числе | |||||
1.1. | Ремонт и реконструкция помещений для организуемых центров, в том числе: | 79500 | |||
Минздрав Рязанской области | 29800 | ||||
г. Рязань | 16000 | ||||
г. Сасово | 7200 | ||||
г. Скопин | 26500 | ||||
1.2. | Приобретение медицинского, немедицинского и вспомогательного оборудования, оргтехники, в том числе: | 103248 | |||
ГУЗ “РОКБ”: нейрохирургического отделения, рентгеноперационной, блока интенсивной терапии (БИТ) в составе первичного отделения острых нарушений мозгового кровообращения (инсультов), реабилитационной службы первичного отделения острых нарушений мозгового кровообращения (инсультов), блока интенсивной терапии для лечения острого коронарного синдрома, кардиоотделения | 50812000 | ||||
МУЗ “ГКБ N 11”: блоха интенсивной терапии (БИТ) в составе первичного отделения острых нарушений мозгового кровообращения (инсультов), реабилитационной службы первичного отделения острых нарушений мозгового кровообращения (инсультов) | 13312000 | ||||
МУЗ “Сасовская ЦРБ”: блока интенсивной терапии (БИТ) в состав первичного отделения острых нарушений мозгового кровообращения (инсультов), реабилитационной службы первичного отделения острых нарушений мозгового кровообращения (инсультов), блока интенсивной терапии для лечения острого коронарного синдрома кардиоотделения | 20062000 | ||||
МУЗ “Скопинская ЦРБ” блока интенсивной терапии (БИТ) в составе первичного отделения острых нарушений мозгового кровообращения (инсультов), реабилитационной службы первичного отделения острых нарушений мозгового кровообращения (инсультов), блока интенсивной терапии для лечения острого коронарного синдрома, кардиоотделения | 19062000 | ||||
1.3. | Подготовка и переподготовка кадров для работы в организуемых центрах, в том числе: | 5500 | |||
Минздрав Рязанской области | 4000 | ||||
г. Рязань | 500 | ||||
г. Сасово | 500 | ||||
г. Скопин | 500 | ||||
2. | Обеспечение оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями мозга и сердца | Минздрав Рязанской области | Областной бюджет | 61752 | Снижение смертности инвалидности от сосудистых заболеваний |
том числе | |||||
2.1. | Приобретение санитарного автотранспорта для оказания скорой и неотложной медицинской помощи больным и доставки их в центры, в том числе; | 22850 | |||
г. Рязань | 975 | ||||
г. Сасово | 875 | ||||
г. Скопин | 875 | ||||
Администрации 23 районов области, за исключением Сасовского и Скопинского | 20125 | ||||
2.2. | Приобретение медикаментов, включая средства тромболизиса и расходных материалов для оказания медицинской помощи больным, в том числе: | 38902 | |||
Минздрав Рязанской области | 17402 | ||||
г. Рязань | 4300 | ||||
г. Сасово | 8600 | ||||
г. Скопин | 8600 | ||||
Итого | 250000 |
6. Описание системы управления
реализацией Программы
Главным распорядителем и получателем бюджетных средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы, является Минздрав Рязанской области.
Реализация Программы предусматривает участие Правительства Рязанской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области, ГОУ ВПО “Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова”.
Рязанская областная Дума утверждает объем ассигнований на финансирование настоящей Программы. Правительство Рязанской области утверждает настоящую Программу в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 8 октября 2008 года N 248 “Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области”.
Комплексное управление реализацией Программы осуществляет Минздрав Рязанской области, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
Минздрав Рязанской области в рамках своей компетенции;
определяет наиболее эффективные формы и методы организации работ по реализации Программы;
обеспечивает контроль реализации Программы, включающий в себя контроль эффективного использования выделяемых финансовых средств, контроль качества проводимых мероприятий путем экспертных оценок;
осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий;
проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет отчет о реализации Программы, эффективности использования бюджетных средств;
вносит в установленном порядке предложения, связанные с корректировкой Программы.
Субсидии бюджетам муниципальных образований Рязанской области предоставляются при условии принятия соответствующих муниципальных целевых программ и выполнения ими обязательств по долевому финансированию мероприятий в указанных программах.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Рязанской области, которому Минздрав Рязанской области в установленном порядке направляет сведения о ее реализации.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета в установленном порядке осуществляют Рязанская областная Дума, Счетная палата Рязанской области, министерство финансов Рязанской области.
7. Состав и сроки представления отчетности
об исполнении Программы
Минздрав Рязанской области направляет отчеты об исполнении Программы по форме и в сроки, установленные Правительством Рязанской области.
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 8 октября 2008 года N 248 “Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области” направляет в министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Рязанской области ежеквартально, в срок до 10 числа месяца следующего за отчетным периодом и ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, информацию об итогах реализации Программы за отчетный период.
8. Целевые индикаторы и показатели
эффективности исполнения Программы
Целевые индикаторы представляют собой следующие показатели, характеризующие достижение (частичное, полное или не достижение) желаемых и прогнозируемых результатов реализации программных мероприятий:
снижение летальности от инсульта и инфаркта миокарда на 1,5%;
повышение на 1,0% числа больных, сохранивших трудоспособность после перенесенных инсульта, инфаркта миокарда;
увеличение на 5% числа больных с инсультами и инфарктами миокарда, прошедших через специализированные отделения (к общему числу зарегистрированных больных с этой патологией).
9. Оценка социально-экономической
эффективности Программы
Реализация Программы позволит снизить заболеваемость и смертность от сосудистых заболеваний мозга и сердца (инсультов, инфарктов миокарда), а также социально-экономические потери общества в результате снижения уровня инвалидизации населения по причине этих заболеваний. В связи с предполагаемой динамикой указанных показателей ожидается также увеличение продолжительности жизни больных и улучшение демографических показателей населения области.
Оценка социально-экономической эффективности Программы осуществляется по следующим показателям:
снижение смертности на 10% при церебральном инсульте и остром инфаркте миокарда и летальности при этих заболеваниях на 6%;
снижение инвалидизации на 15%, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни больных, перенесших церебральный инсульт и острый инфаркт миокарда; уменьшение частоты повторных нарушений мозгового кровообращения на 7%;
уменьшение заболеваемости острыми нарушениями мозгового кровообращения и острыми инфарктами миокарда у лиц трудоспособного возраста на 10 – 15%.
Источник