Скороговорки для развития после инсульта

Скороговорки для развития после инсульта thumbnail

Мало когда инсульт проходит без последствий, они могут быть самыми разными: от паралича, до эпилепсии и потери речи. Именно о последнем пойдет речь в данной статье. Мы узнаем, каким образом можно вернуть речь после данной неврологической болезни, рассмотрим методику занятия с логопедом, распространенные упражнения и лекарства.

Причины афазии

Когда человек теряет способность говорить, то это явление в медицине принято называть афазией. Патология дает о себе знать из-за нарушения кровотока в мозге. Этот процесс, в свою очередь, провоцируют атрофию тканей, в особенности отделов, ответственных за восприятие и переработку поступающей информации.

Справка! Обычно сразу после острого приступа наблюдается отсутствие речи. Само же место поражения находится в префронтальных областях мозга.

Для того чтобы полностью восстановить функцию речи, должно пройти немало времени. Этот период зависит от следующих факторов:

  1. степень запущенности болезни;
  2. вид потери памяти;
  3. своевременность начала борьбы с недугом;
  4. локализация поражения;
  5. объема мозгового кровотока.

Стоит понять, что после инсульта есть шанс на обретение нормальной речи. Однако очень тяжело предугадать, каков будет период речевой реабилитации, ведь он зависит от каждого конкретного клинического случая. Больной, у которого пропала речь, должен приложить большие усилия для восстановление. Они должны быть направлены на выполнение всех рекомендаций профильных специалистов, речь о которых пойдет ниже.

Виды патологии

Фото 1В зависимости от зоны поражения выделяют такие виды потери речи:

  1. моторная афазия. Это последствие развивается из-за неправильной работы в области зоны Брока церебральных структур. Больной воспринимает и нормально распознает слова, адресованные ему, однако пока говорить самостоятельно он не может. Если говорить о факторе развития, то кроется он в деформации мозговых структур, ответственных за двигательную функцию различных мышц. В результате происходит нарушение нервной проводимости;
  2. сенсорный. Тогда человек теряет способность понимать слова других людей. Говорить пациент может, но на частичном уровне. Монолог тогда похож на обрывистый;
  3. сенсомоторная. Этот тип является смешанным, теряется способность не только говорить, но и понимать окружающих. В данном случае сложно что-то сказать, как быстро удастся вернуть речевую функцию;
  4. тотальная. Здесь пациент в полной мере утрачивает функции, связанные с генерацией и восприятию речи. Наблюдается соответствующая патология в случае массивных нарушений нормального кровотока;
  5. семантическое поражение. Человек может прекрасно понимать произносимые собеседником слова и говорить, но теряются способности по анализу сложных письменных и речевых структур, он путает окончания, практически не управляет словосочетаниями, смысл некоторых конструкций теряется;
  6. амнестические. В этом случае пациент не помнит, как называются знакомые предметы, абстрактные понятия в основном путаются;
  7. афферентные. Тут наблюдаются трудности с произношением нескольких звуков;
  8. динамические. Изменяются аналитические навыки, связанные с поиском и использованием правильных смысловых конструкций.

Важно! Существуют и иные подвиды нарушений. Иногда у пациента наблюдается живая речь, но лишенная всякого смысла.

Восстанавливается ли речь после мозговой катастрофы? Конечно, да. Но только при системном и комплексном подходе удастся добиться положительного результата.

Восстановление речевых способностей

Фото 2Как восстановить утраченную функцию и вновь научить человека говорить?

Как и любые утраченные мозговые функции, потеря речи возвращается не сразу.

В 70% случаев этот процесс является очень медленным.

Максимальный период восстановления может достигать 3-5 лет.

Если нарушения не прошли в течение данного срока, то речь, скорее всего, не вернется.

Основные правила, которых необходимо придерживаться:

  1. постоянная работа над собой;
  2. должно соблюдаться чередование периодов активных занятий;
  3. постепенное увеличение времени уроков;
  4. обратиться к профильным специалистам: реабилитологу, невропатологу, логопеду.

Важно! В основе лечения должен находиться исключительно системный подход.

Использование лекарств

Фото 3Некоторые могут усомниться, как можно научить человека говорить с помощью лекарств.

Однако они играют большую роль в восстановлении функций мозга, а это значит, что и речи.

Назначенная врачом медикаментозная терапия будет зависеть исключительно от тяжести состояния пациента.

Если нарушения не глобальны, то задействуются следующие типы лекарств:

  1. антикоагулянты, способствующие снижению свертываемости крови;
  2. ноотропы, восстанавливающие полноценную мозговую деятельность;
  3. гипотензивные лекарства, уменьшающие показатели артериального давления;
  4. мочегонные средства, назначающиеся для снятия отечности мозга, быстрее выводится жидкость из организма.

Если реабилитационный процесс является очень сложным, то врачи переходят к терапии более серьезными препаратами:

  1. Глиатилин;
  2. Цераксон;
  3. Актовегин;
  4. Максидол.

Все вышеназванные лекарственные средства провоцируют быструю регенерацию отмерших нейронов. Кроме этого, нередко используются способ, связанный со стволовыми клетками. Для этих целей медики берут у пациента биоматериал, выращивают его в искусственных условиях, а потом постепенно вводят в организм больного.

Читайте также:  Можно после ишемического инсульта пить

Занятия с логопедом

Первым, что нужно сделать перед началом восстановления речи, обратиться к логопеду, специализирующемуся на постинсультных больных. Он определит характер потери способностей и составит персональную программу, подходящую именно этому пациенту. При соответствующем подходе уже треть пациентов начинают разговаривать на стадии выписки из медицинского учреждения.

Внимание! Заниматься необходимо самостоятельно в домашних условиях. Время от времени придется посещать специалиста для коррекции речи.

Логопедические занятия можно проводить и в домашних условиях, но тогда логопеда придется вызывать в частном порядке.

Далее поговорим о ключевых методиках и принципах работы специалиста:

  1. выявление реакции пациента на слабый голос и довольно громкий звук;
  2. наращивание нагрузки должно осуществляться поэтапно;
  3. только освоив простые функции, нужно переходить к изучению более сложных;
  4. следить необходимо не только за дикцией, но и за тем, как пациент понимает смысл фраз и слов;
  5. используется техника: начинает специалист, заканчивает больной;
  6. применяются музыкальные приемы. Пациент старается подпевать любимые песни;
  7. тренировка произношения должна сочетаться с рисованием. То, что постинсультный пациент не в состоянии сказать вслух, он изображает на бумаге.

Все данные приема позитивным образом сказываются на восстановлении речи.

Упражнения

Фото 4Можно ли восстановить речь, не обращаясь к специалисту?

Это практически не реально.

Именно логопед должен наметить этапы реабилитации и контролировать процесс.

Однако больной может ежедневно и сам тренироваться перед зеркалом, выполняя различные упражнения, время от времени проводя контрольные занятия со специалистом.

Как восстановить речь с помощью упражнений, даже находясь в домашних условиях? Независимо от вида потери речи человеку нужно выполнять специальные движения речевым аппаратом. Это связано с тем, что часто фиксируется смешанный тип афазии.

К эффективным приемам относят следующие:

  1. медики советуют вытянуть обе губы, чтобы они приняли форму трубочки и пробыть в соответствующем положении в течение 7 секунд. Численность повторений составляет 5-10 раз;
  2. верхняя губа обычно затягивает нижнюю, в таком состоянии рекомендуется задержаться на 5 секунд, а повторить упражнение – до 10 раз;
  3. нужно открыть рот, а шею и голову постараться вытянуть немного вперед, изо рта максимально выдвигается язык. В соответствующем положении человек задерживается на несколько секунд.Численность повторений такая же, как и в предыдущих двух методах;
  4. следует облизывать поочередно верхнюю и нижнюю губу. Сначала это делается справа налево, а потом в противоположную сторону;
  5. несколько раз рекомендуется облизать губы языком, придерживаясь кругового направления в разные стороны;
  6. язык скручивается в виде узкой трубочки и в таком положении достается наружу;
  7. при закрытом рте специалисты советуют завернуть язык наверх и постараться дотянуться к небу;
  8. рекомендуется прикрыть рот таким образом, чтобы оказались сомкнуты губы. Между ними и зубами необходимо провести круговые движения в разных направлениях;
  9. о твердое небо рекомендуется пощелкать языком. При правильном выполнении звук напоминает шум от быстро скачущей лошади;
  10. изо рта высовывается язык и максимально выдвигается вперед, издавая несколько шипящий звук, напоминающий змею;
  11. рекомендуется выполнить воздушный поцелуй с чмоканием;
  12. язык высовывается и поочередно тянется вверх к кончику носа;
  13. нужно попытаться улыбнуться закрытым ртом, а потом разомкнуть губы и показать зубы.

Важно! Любое упражнение для развития речевого аппарата должно выполняться 5-10 раз в зависимости от самочувствия.

Полезное видео

Предлагаем Вам посмотреть упражнения для восстановления речи на видео:

Скороговорки

Фото 5Скороговорки помогают восстановить людям речь не только после тяжелой формы инсульта, но и после других заболеваний.

Звуки, на которые делается упор, определяет специалист после предварительного обследования больного.

Скороговорки для развития речи станут отличным решением при занятиях в домашних условиях без логопеда.

Приведем примеры некоторых из них:

  • Алеша Алене сигнал подает. Алена услышит и Лешу найдет.
  • У Арины и Аграфены подрастают георгины.
  • Боря Ире дал ириску, Ира Боре – барбариску.
  • Все бобры добры к своим бобрятам. Идут бобры в свои боры.
  • Купила Марусе красивые бусы любимая бабуся.
  • Бык подается с быком, разбегаются кругом, береги бегун бока от агрессивного быка.
  • Бочок отлежал себе бычок.
  • Ворона проворонила вороненка.
  • У вдовы Варвары во дворе все дрова воры украли. Рассердилась вдова и убрала все дрова.
    В хлеву с волхвами волхвовал волхв.

Повторять скороговорки рекомендуется несколько раз на системной основе.

Прогноз после потери речи

Согласно статистике, при обширных инсультах возникают наиболее тяжелые последствия, одним из которых выступает расстройство речи. В среднем, если придерживаться всех рекомендаций, восстановление происходит:

  1. в 55% случаях после тяжелой фазы инсульта;
  2. в 75% при средней степени болезни;
  3. в 92%, если диагностирована легкая форма.
Читайте также:  Инсульт после операции на тазобедренном суставе

Когда реабилитационные мероприятия не выполняются, не стоит рассчитывать на положительный результат. Вероятность вылечиться не превышает 15%.

Выводы

Таким образом, восстановить речь после инсульта возможно, однако для этого больному придется хорошо потрудиться. Посещать нужно занятия логопеда и не забывать выполнять специальные упражнения самому. Важно как можно раньше начать реабилитацию, иначе шанс положительного исхода снижается. Не стоит заниматься самолечением, все препараты для улучшения речи назначаются только врачом.

Источник

Процесс восстановление речи после инсульта

Содержание

Скороговорки для развития после инсульта

Процесс восстановления речи очень длинный

Восстановление речи после инсульта — процесс, который нужно начинать сразу же после того, как состояние после инсульта стабилизировалось. Нужно быть готовым к тому, что он займет больше времени, чем восстановление двигательных функций. Все может затянуться до шести лет, хотя даже после такого промежутка времени речь может возобновиться не полностью. Больного нужно заверить в том, что успешность лечения в первую очередь зависит от его собственных усилий.

За улучшением речевых функций должен следить врач логопед. Он может назначить как медикаментозное лечение, так и логопедические упражнения. Если пытаться лечить больного самостоятельно, можно нанести большой вред, тогда шансы на выздоровление будут значительно снижены. Стоит отметить, что речевые расстройства бывают двух видов, каждый из которых требует отдельного лечения.

Формы расстройств

Вначале рассмотрим проявление каждой формы, а затем лечение, которое требуется в каждом виде.

  1. Афазия. Нарушается сам феномен речи как проявление высшей нервной деятельности. Пациент не способен распознать письменную или устную речь, однако он слышит звуки и слова. Это сенсорная афазия. Из-за того, что в нужных отделах неокортекса не формируется необходимый импульс, больной не может произнести слово. Это так называемая моторная афазия или речевая апраксия. Существует тотальная афазия, при которой человек не только не может говорить сам, но и не понимает, что ему говорят.
  2. Дизартрия. Это дефект в произношении слов и звуков. Человек отлично понимает, что ему говорят, может писать и читать, однако говорить, не способен, так как работа мышц, которые ответственны за произношение звуков, нарушена. Это также называется нарушением артикуляции, при которой поражаются отделы подкорковых структур и лобных долей.

Теперь самое время обсудить, какие методы лечения применяются в каждом виде.

Лечение афазии и дизартрии

  • Логопедический метод. В этом случае речь, чтение и письмо восстанавливаются тренировками и закреплением лингвистических навыков. Также применяется мелодическая интонационная терапия, которая направлена на то, чтобы активировать функции правого полушария мозга. Восстанавливать когнитивные функции и речь можно с помощью компьютерной техники. Логопедический метод приносит наибольшую пользу при взаимодействии с фармакологическими методами, которые направлены на то, чтобы привести в нормальное состояние поврежденное полушарие. Хотя при тяжелой афазии еще применяются другие методы.

Народные Средства.РУ

Народные Средства » Кровеносная » Восстановление речи после инсульта

Восстановление речи после инсульта

Более чем у трети больных, перенесших инсульт, наблюдаются речевые нарушения. Я предлагаю упражнения для восстановления речи.

Начинайте занятия с упражнений, которые вовлекают в работу мышцы, участвующие в произнесении звуков. В первый день достаточно проделать упражнения по 2 раза, а затем прибавлять каждые 3 дня по одному подходу. Доведите повторение каждого упражнения до 5-7 раз. Весь комплекс делайте 5 раз в день.

1. Вытяните губы трубочкой на 3-5 секунд, потом 3-5 секунд отдохните, повторите упражнение.

2. Нижними зубами захватить с напряжением верхнюю губу на 3-5 секунд, потом 3-5 секунд отдохните, а затем повторите.

3. Верхними зубами захватите с напряжением нижнюю губу на 3-5 секунд, потом З-5 секунд отдохните, повторите.

4. Максимально высуньте язык и при этом потихоньку вытягивайте шею вперед на 3 секунды, возвратитесь в исходное положение в течение 3 секунд.

5. Оближите губы: сначала справа налево верхнюю, потом слева направо, а дальше в том же порядке оближите нижнюю губу.

6. Оближите губы по кругу: сначала по часовой стрелке, потом против часовой.

7. Попробуйте сложить язык трубочкой и вытянуть его. Оставайтесь в таком положении на 3 секунды.

8. Приоткройте рот, попробуйте сложить язык «чашечкой» и подержать его так 3 секунды.

9. Поднимите кончик языка вверх и достаньте им мягкое небо.

10. Зубы разомкнуты, губы закрыты. Языком проведите между верхними деснами и щеками к нижним деснам по часовой стрелке и в обратную сторону.

Читайте также:  Физиотерапия в домашних условиях после инсульта

Следующее упражнение выполняется с помощником. Пусть ваш помощник начинает говорить слово, а вы его заканчивайте. Например, помощник говорит: «Сейчас по улице бежит соба…», а вы добавляете: «ка». Начинайте с одного слога, потом переходите к двум слогам. Например, помощник произносит: «По небу

плывут белые об…», а вы добавляете: «лака».

Пусть помощник сядет рядом с вами и поет песню тихо, вполголоса. Постарайтесь подхватить слова и подключиться к пению.

Очень хороший эффект дает проговаривание ско роговорок.

Скороговорки со звуками б-п: «Бык тупогуб, тупо-губенький бычок», «У быка бела губа была тупа».

Скороговорки со звуками л -в: «Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравеллу удалилась». «Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать». «Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком».

Улучшают артикуляцию скороговорки со звуками р и в. «Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».

Александр Владимирович Гояовков.

Методики восстановления после инсульта. Восстановление речи.

Вторник, 25 Декабря 2012 г. 16:08 + в цитатник

Автор: Головков Александр Владимирович, травовед и специалист по здоровому образу

город: Армавир

Надо делать упражнения, вовлекающие в работу мышцы, участвующие в разговоре . Начать с двух раз, прибавлять каждые три дня по одному подходу.

Довести повторение каждого упражнения до 5 — 7 раз. Весь комплекс делать 2 – 3 раза в день.

Упражнение первое

Вытянуть губы трубочкой на 3 — 5 секунд, потом 3 — 5 секунд отдохнуть, повторить.

Упражнение второе

Нижними зубами захватить с напряжением верхнюю губу на 3 — 5 секунд, потом 3 — 5 секунд отдохнуть, повторить.

Упражнение третье

Верхними зубами захватить с напряжением нижнюю губу на 3 — 5 секунд, потом 3 — 5 секунд отдохнуть, повторить.

Упражнение четвёртое

Максимально высунуть язык и при этом потихоньку вытянуть шею вперёд на 3 секунды, возврат в исходное положение в тече speech rehabilitation after stroke ние 3-х секунд.

Упражнение пятое

Облизать губы — сначала справа налево верхнюю, потом слева направо. Потом облизать справа налево нижнюю губу, потом слева направо.

Упражнение шестое

Облизать все губы по кругу — сначала по часовой стрелке, потом против часовой.

Упражнение седьмое

Попробовать сложить язык трубочкой и вытянуть его. Подержать 3 секунды.

Упражнение восьмое

Приоткрыть рот, попробовать сложить язык “чашечкой” и подержать 3 секунды. Закрыть рот.

Упражнение девятое

Вот рту поднять кончик языка вверх, и кончиком языка попробовать достать мягкое нёбо.

Упражнение десятое

Зубы разомкнуты, губы закрыты. Языком провести между верхними дёснами и щеками. То есть поместить кончик языка между левой верхней десной и внутренней частью левой щеки, провести язык вперёд (между передними верхними зубами и верхней губой), и вести к соединению правой верхней десны и внутренней части правой щеки. Потом назад.

Следующее упражнение выполняется с помощником

Пусть Ваш помощник начинает говорить слово, а Вы его заканчиваете.

Например, помощник говорит: “Сейчас по улице бежит соба…”, а Вы заканчиваете “ка”.

Начинайте с одного слога. Потом переходите к двум слогам. Например, помощник произносит “По небу плывут белые об. “, а Вы заканчиваете “лака”.

Ничего страшного, если Ваши первые попытки будут напоминать мычание. При должном старании речь очень скоро наладится.

Ещё одна методика

Пусть помощник сядет рядом с Вами, и поёт тихо, вполголоса, доброжелательным тоном, и втягивает Вас в пение. Пойте вместе с ним.

Очень хороший эффект даёт проговаривание скороговорок. Причём для тренировки работы губ подходят скороговорки со звуками «Б» и «П», а для улучшения работы языка лучше использовать скороговорки с акцентом на звуки «Л» и «В».

Скороговорки со звуками Б-П:

«Бык тупогуб, тупогубенький бычок». «У быка бела губа была тупа». «Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.»

Скороговорки со звуками Л-В:

«Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравеллу удалилась.»

«В чистом поле – холм с кулями. Выйду нА холм, куль поправлю.»

«Сшит колпак да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать да перевыколоколовать.»

«Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.»

Источник