Сестринские проблемы при гипертоническом кризе

«Сестринский процесс при гипертонической болезни»

План статьи:

  1. Определение гипертонической болезни.
  2. Этиология и факторы, способствующие развитию гипертонической болезни.
  3. Особенности клинического течения гипертонической болезни.
  4. Осложнения гипертонической болезни.
  5. Диагностика заболевания.
  6. Принципы лечения и ухода за пациентами с гипертонической болезнью.

Гипертоничекая болезнь – это заболевание, ведущим симптомом которого является стойкое повышение артериального давления, обусловленное нервно – функциональным нарушением сосудистого тонуса.

Причины вторичной (симптоматической ) гипертензии

  1. Сердечно – сосудистые заболевания (атеросклероз, пороки сердца)
  2. Эндокринные заболевания (феохромоцитома, тиреотоксикоз, болезнь Иценко – Кушинга)
  3. Почечные заболевания (острый и хронический гломерулонефриты, хронический пиелонефрит, МКБ)

Причины эссенциальной гипертензии

  1. Хроническое перенапряжение ЦНС
  2. Нервно – психические травмы
  3. Наследственная предрасположенность

Способствующие факторы

  1. Нарушение функций эндокриннных желез (гипоталамуса, гипофиза)
  2. Курение
  3. Употребление в пищу большого количества соли
  4. Особенности профессии, требующие большой ответственности
  5. Недостаточный сон
  6. Злоупотребление алкоголем
  7. Гиподинамия
  8. Возраст – мужчины старше 55 лет, женщины старше 65 лет
  9. Ожирение
  10. Сахарный диабет

В клинике выделяют 3 стадии болезни:

1 стадия – начальная                                                   2 стадия – 2А – лабильная

2Б – стабильная

3 стадия – склеротическая

Осложнения гипертонической болезни

  1. Нарушение мозгового кровообращения (инсульт)
  2. Острая и хроническая сердечная недостаточность
  3. Инфаркт миокарда
  4. Почечная недостаточность
  5. Нарушения сердечного ритма
  6. Поражение сосудов сетчатки глаза
  7. Гипертонический криз.

Гипертонический криз – внезапное повышение артериального давления, сопровождающееся нарушениями вегетативной нервной системы, усилением всех симптомов болезни, расстройством коронарного , мозгового, почечного кровообращения и повышением артериального давления до индивидуальных высоких цифр.

Факторы,  способствующие развитию гипертонического криза:

  1. психическое перенапряжение
  2. физическое перенапряжение
  3. чрезмерное употребление алкоголя
  4. курение
  5. внезапная отмена гипотензивных средств
  6. недостаточный сон
  7. гипогликемия
  8. применение контрацептивов
  9. преклимактерический период

Симптомы гипертонического криза

  1. резчайшая головная боль
  2. преходящие нарушения зрения, слуха, речи
  3. интенсивные боли в области сердца
  4. спутанность сознания
  5. тошнота, рвота
  6. дрожь в теле, потливость
  7. могут развиться парезы и параличи, сердечная астма и отёк лёгких, инфаркт миокарда

По течению выделяют 3 формы гипертонической болезни:

1 – лёгкая форма – уровень диастолического давления не превышает 100 мм рт. ст.

2 – умеренная форма — уровень диастолического давления не превышает     115 мм рт. ст.

3 – тяжелая форма — уровень диастолического давления более 115 мм рт. ст.

n2. Время измерения

Факторы, влияющие на вариабельность артериального давления

  1. Состояние пациента

Средние изменения АД при различных психо – эмоциональных и физических состояниях  ( по L. A. Clark и соавт. 1987 )

Основные принципы правильного измерения артериального давления

­

­Пациент должен ровно сидеть, предплечье – лежать горизонтально, плечо – находиться под тупым углом как к туловищу, так и к предплечью

­Измерение должно проводиться не ранее, чем через 2 минуты после того, как пациент занял указанную позу и расслабился

­Все измерения должны проводиться на одной и той же руке, указанной в медицинской карте пациента

­Ширина манжеты должна составлять примерно 1/3 длины плеча

­Нижний конец манжеты должен находиться на расстоянии 2,5 см от локтевой впадины

­Измерение должно проводиться в тихом помещении

­Воздух в манжету накачивается на величину, примерно на 20 мм рт. ст. превышающую систолическое давление; давление в манжете снижается со скоростью 2 – 4 мм рт. ст. в секунду

Дополнительные методы обследования

— ЭКГ ( признаки гипертрофии миокарда левого желудочка сердца)

— УЗИ сердца ( утолщение стенки левого желудочка сердца)

— офтальмоскопия ( на глазном дне отмечается сужение артерий, расширение вен, отёк соска зрительного нерва)

— биохимический анализ крови                                  ( гиперлипидемия вследствие атеросклероза)

— проба мочи по Зимницкому ( изогипостенурия при ХПН)

— общий анализ мочи ( протеинурия, цилиндрурия при ХПН)

Принципы лечения гипертонической болезни

1.Нефармакологические методы

  • Отказ от курения или снижение числа выкуренных сигарет
  • Снижение массы тела
  • Уменьшение потребления соли до 5 – 6 г/сут.
  • Ограничение потребления жидкости до 1,2 л/сут.
  • Повышение потребление калия до 120 мг/сут.
  • Увеличение потребления кальция до 800 – 1200 мг/сут.
  • Повышенное потребление магния
  • Повышенное потребление растительной клетчатки до 24 мг/сут.
  • Повышенное потребление полноценного белка
  • Витамин С в дозе 500 мг/сут.
  • Уменьшение потребления кофеина
  • Увеличение физической активности
  • Создание оптимальных условий труда и быта
  • Нормализация сна
  • Фитотерапия
  1. Фармакологические методы
  • Диуретики (фуросемид, спироналоктон, верошпирон, индапамин)
  • В – блокаторы (атенолол, тенормин, анаприлин)
  • Антагонисты кальция (нифедипин, верапамил)
  • Ингибиторы АПФ (каптоприл, эналаприл, лизиноприл)

Сестринские вмешательства при гипертоническом кризе

  1. Вызвать врача через посредника
  2. Придать пациенту положение в постели с возвышенным изголовьем
  3. Расстегнуть стесняющую одежду
  4. Обеспечить доступ свежего воздуха
  5. Измерить артериальное давление, пульс и частоту дыхательных движений
  6. Поставить горчичники на затылок и икроножные мышцы, пиявки на сосцевидные отростки, применить горячие ножные ванны
  7. Приготовить к приходу врача: шприцы, капельную систему, гипотензивные средства(25% р-р сульфата магния, 1% р-р дибазола, 2% р-р папаверина гидрохлорида, 0,01% р-р клофеллина, 5% р-р пентамина), 0,9% физраствор, успокаивающие средства(р-р реланиума 2,0), мочегонные средства(р-р лазикса 2,0), бронхолитики(2,4% р-р эуфиллина)
  8. Выполнить назначения врача
  9. Продолжать каждые 15 минут контролировать гемодинамические показатели и об изменениях сообщать врачу

Ситуационная задача

Пациентка Н. , 52 лет, доставлена в приёмное отделение больницы бригадой скорой помощи с жалобами на резкую головную боль, сердцебиение, выраженную одышку с затруднённым вдохом, приступ удушья, боли в области сердца, чувство страха смерти.

При объективном обследовании выявлено: пациентка беспокойна, кожные покровы бледные, отмечается акроцианоз, выражение лица испуганное, АД – 260/140 мм рт. ст. , ЧДД – 32 дыхания в минуту, ЧСС – 110 ударов в минуту, тоны сердца приглушены, ритмичные, в месте проекции клапана аорты отмечается акцент 2 тона

Задание:   1. Что, по вашему мнению, случилось с пациенткой?

  1. Выделите настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы пациентки.
  2. Сформулируйте сестринский диагноз
  3. Разработайте сестринский процесс для приоритетной проблемы.

Эталон ответа

к ситуационной задаче

  1. Гипертонический криз, осложнившийся острой левожелудочковой недостаточностью по типу «сердечной астмы».
  2. Настоящие проблемы – головная боль, сердцебиение, одышка, приступ удушья, боли в области сердца, чувство страха смерти.

Приоритетные проблемы – повышение АД, приступ удушья

Потенциальная проблема – риск развития отёка лёгких

  1. Повышение АД, приступ удушья у пациентки с гипертонической болезнью
  2. Краткосрочная цель – снизить АД до индивидуальных рабочих цифр, устранить приступ удушья в течение 30-40 минут

Долгосрочная цель – к моменту выписки из стационара стабилизировать АД, исключить риск развития осложнений

  1. Планирование сестринских вмешательств
  • Вызвать врача через посредника
  • Придать пациенту вынужденное положение «ортопноэ»
  • Успокоить пациента
  • Измерить АД, ЧДД, ЧСС
  • Провести оксигенотерапию через пеногаситель
  • Наложить венозные жгуты на бёдра
  • Приготовить к приходу врача: мочегонные средства (2,0 – 6,0 р-ра лазикса), успокаивающие средства (2,0 р-ра реланиума), сердечные гликозиды ( 0,05% р-р строфантина 1,0), бронхолитики (2,4% р-р эуфиллина 10,0), наркотические анальгетики (1% р-р морфина гидрохлорида)
  • Выполнить назначения врача
  • Продолжить контролировать каждые 15 минут АД, ЧДД, ЧСС и об изменениях сообщать врачу
Читайте также:  Актуальность проблемы гипертонический криз

Робот блога считает, что это может быть вам интересно

  1. Сестринский уход и процесс при лихорадке
  2. Сестринский процесс при раке желудка
  3. Сестринская помощь в трансфузиологии
  4. Сестринский процесс при пороках сердца
  5. Сестринский процесс при пневмониях
  6. Сестринский процесс при атеросклерозе
  7. ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
  8. Алгоритм оказания помощи при поступлении беременной с гестозом
  9. Сестринский процесс и уход при лихорадке 2(второй) стадии
  10. Сестринский процесс и уход при лихорадке 1(первой) стадии
  11. Общие принципы наложения бинтовых повязок. Виды бинтовых повязок.
  12. Современная стерилизация
  13. Определение состояния сознания больного пациента
  14. Настоящие проблемы пациента
  15. Подготовка пациента(больного) к плановой операции
  16. Сестринский уход в неврологии
  17. Сестринский процесс при гастрите
  18. Инструкция для медицинский работников с вирусными гепатитами В и С и ВИЧ-инфекцией
  19. Сестринский уход за тяжелобольным пациентами. Отдельные элементы.
  20. Деловой этикет в профессиональной деятельности медицинской сестры.

Источник

Гипертоническая болезнь – это общее заболевание, характеризующееся повышением артериального давления, которое не связано с каким-либо известным заболеванием внутренних органов. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) при ООН считает повышенным артериальное давление (независимо от возраста) свыше 140/90 мм рт. ст.
Факторы риска гипертонической болезни:
1. Наследственность.
2. Частые и значительные психоэмоциональные перегрузки.
3. Избыточное потребление поваренной соли (более 4 – 6 г/сут).
4. Ожирение.
5. Курение.
6. Злоупотребление алкоголем.

Проблемы пациента:

А. Существующие (настоящие):
– головные боли;
– головокружения;
– нарушение сна;
– раздражительность;
– отсутствие обязательного чередования труда и отдыха;
– отсутствие соблюдения малосолевой диеты;
– отсутствие постоянного приема лекарственных препаратов;
– недостаток знаний о факторах, способствующих повышению АД.
Б. Потенциальные;
– риск развития гипертонического криза;
– риск развития острого инфаркта миокарда или острого нарушения мозгового кровообращения;
– раннее ухудшение зрения;
– риск развития хронической почечной недостаточности.

Сбор информации при первичном обследовании:

1. Расспрос пациента об условиях профессиональной деятельности, о взаимоотношениях в семье и с коллегами на работе.
2. Расспрос пациента о наличии гипертонической болезни у ближайших родственников.
3. Исследование особенностей питания пациента.
4. Расспрос пациента о вредных привычках:
– курение (что курит, количество сигарет или папирос в сутки);
– употребление алкоголя (как часто и в каком количестве).
5. Расспрос пациента о приеме лекарственных препаратов: какие медикаменты принимает, частота, регулярность их приема и переносимость (энап, атенолол. клофелин и др.).
6. Расспрос пациента о жалобах на момент обследования.
7. Осмотр пациента:
– цвет кожных покровов;
– наличие цианоза;
– положение в постели;
– исследование пульса:
– измерение артериального давления.

Сестринские вмешательства, включая работу с семьей пациента:

1. Провести беседу с пациентом/семьей о необходимости соблюдения диеты с ограничением соли (не выше 4-6 г/сут).
2. Убедить пациента в необходимости щадящего режима дня (улучшение служебных и домашних условий, возможное изменение условий работы, характера отдыха и т. п.).
3. Обеспечить пациенту достаточный сон. разъяснить условия, способствующие сну: проветривание помещения, недопустимость приема пищи непосредственно перед сном, нежелательность просмотра тревожащих телепередач. При необходимости проконсультироваться с врачом о назначении успокаивающих или снотворных препаратов.
4. Обучить пациента приемам релаксации для снятия напряжения и тревоги.
5. Информировать пациента о влиянии курения и алкоголя на уровень артериального давления.
6. Информировать пациента о действии лекарственных препаратов. назначенных лечащим врачом, убедить его в необходимости систематического и длительного их приема только в назначенных дозах и их сочетаний с приемом пищи.
7. Провести беседу о возможных осложнениях гипертонической болезни, указать на их причины.
8. Контролировать массу тела пациента, соблюдение режима и диеты.
9. Проводить контроль передаваемых продуктов родственниками или другими близкими людьми у стационарных пациентов.
10. Обучить пациента (семью):
– определять частоту пульса; измерять артериальное давление;
– распознавать начальные симптомы гипертонического криза;
– оказывать доврачебную помощь при этом.

Источник

Артериальная гипертензия – это состояние, при котором регистрируется повторное или постоянное повышение давления выше 140/90, как минимум при 2-х посещениях врача. Высокое давление безболезненное, но потенциально смертельное заболевание, причем заболеваемость среди населения увеличивается. По оценкам специалистов, в нашей стране до 35% взрослых в возрасте 25–64 лет страдают гипертонией. Частота заболевания увеличивается с возрастом, повышая риск сердечно-сосудистых и мозговых проблем. Важную роль в лечении болезни играет сестринский процесс при гипертонической болезни. Каковы должны быть действия медсестры при гипертонии? В чем заключается сестринское дело при высоком АД?

Основы сестринского процесса при гипертонической болезни

Алгоритм действий медсестры при гипертонии – это специально организованный метод индивидуального ухода за каждым пациентом.

Сестринская помощь во время работы с пациентом:

  • создание условий для лечения;
  • осуществление всех гигиенических процедур;
  • работа по профилактике заболевания;
  • помощь в реализации некоторых пожеланий пациента;
  • проведение обучения пациента и его родственников (приобретение ними необходимых навыков, направленных на поддержку здоровья пациента);
  • расширение научных знаний и исследовательской деятельности с последующим применением на практике.

Этапы сестринского процесса при гипертонической болезни:

  • уход за пациентом;
  • диагностика;
  • определение цели медицинского вмешательства;
  • подготовка плана ухода и его реализация;
  • анализ результатов.

Важно! Следует иметь в виду, сестринский процесс при артериальной гипертензии особенно важен при атеросклерозе, вызванном гипертонической болезнью.

Этапы сестринского ухода при гипертонической болезни включают определенные действия, направленные на поддержку и улучшение состояния пациента.

1 этап

Цель 1-го этапа – проведение сестринского опроса, включающего сбор субъективной информации, объективный анализ результатов и психосоциального состояния пациента.

1 этап процесса заключается в следующем:

  • установление доверия пациенту;
  • получение ответа на вопрос: «Что ожидает человек от лечения?»;
  • анализ всей необходимой информации для создания правильного плана ухода за больным.
Читайте также:  Для купирования гипертонического криза осложненного онмк

2 этап

Цель 2-го этапа сестринского процесса – выявление все существующих потенциальных проблем пациента, больного гипертонией. Сестринские вмешательства также включают в себя диагностику всех жалоб. Проблемы пациента могут быть физиологическими и психологическими, поэтому необходима диагностика каждой жалобы.

Таблица физиологических проблем и их диагноз

ПроблемаДиагноз
Расстройства снаПовреждения нервной системы из-за гипертонии
СердцебиениеПовышенное влияние на сердце симпатоадренальной системы
Боль в области сердцаПовреждение коронарной системы
Повышенная усталостьВследствие гипертонии
Снижение производительности
Носовое кровотечение
ОдышкаАстма, отек легких
Ухудшение зренияПоражение сетчатки глаза
Ухудшение слухаВ результате гипертонии

Каковы следующие особенности сестринского процесса при гипертонической болезни? Важную роль играют психологические проблемы и их диагностика.

ПроблемаДиагноз
ТревогаОтсутствие знаний о болезни, ее причинах, симптомах, характеристиках лечения и т. д.
Отсутствие знаний и навыков в самопомощи и уходе

3 этап

Тактика, определяющая деятельность медсестры в работе школы артериальной гипертонии, помогает разработать индивидуальный план лечения. Задачи – краткосрочные, рассчитанные на неделю или немного больше, и долгосрочные, применяющиеся на протяжении всего терапевтического курса.

Для более точного определения целей и роли медсестры в лечении гипертонии важно, чтобы задачи отвечали следующим критериям:

  • реальность достижения;
  • срочность осуществления;
  • участие пациентов в обсуждении.

Перед установлением конкретной цели вмешательства, медсестра должна определить:

  • какие действия пациент способен делать самостоятельно;
  • может ли пациент освоить особенности самообслуживания.

4 этап

Цель этого этапа сестринского процесса – разработка плана и стандарта сестринского вмешательства, их реализация.

План содержит следующие пункты:

  • первичная дата;
  • проблема пациента;
  • целевой результат;
  • описание медицинской помощи;
  • ответ пациента на сестринское вмешательство;
  • целевая дата.

Этот план может содержать несколько потенциальных решений проблемы. Это обеспечивает высокий процент достижения эффективности лечения.

При осуществлении плана медсестра должна соблюдать следующие правила:

  • разработанный план должен осуществляться систематически;
  • в процессе осуществления необходимо привлекать пациента и его родственников;
  • при любых изменениях в состоянии пациента или появлении/устранении жалоб (симптомов), следует провести изменения плана;
  • все запланированные процедуры должны выполняться точно в соответствии с алгоритмом сестринского процесса при гипертонической болезни.

Пятый этап

Грамотный анализ и оценка результатов работы сестринского вмешательства – важный этап для разработки дальнейшего режима жизни больного гипертонией.

Во время оценки можно получить ответы на следующие вопросы:

  • есть ли какой-то прогресс в установленном лечении;
  • соответствует ли ожидаемый результат достигнутому;
  • насколько эффективно сестринское вмешательство по каждой из проблем больного;
  • необходим ли пересмотр плана.

Для более точных результатов итоговая оценка осуществляется той же медицинской сестрой, что и проводила первичный осмотр пациента. Оценивание целесообразности лечения будет неполным, если за время сестринского ухода не были соблюдены следующие правила:

  • не записывались все сестринские вмешательства (значительные и незначительные);
  • действия документировались не сразу;
  • не отмечались все отклонения в состоянии больного от нормы;
  • использовались нечеткие термины;
  • остались пустые графы в плане.

А главное, в результате сестринского ухода пациенту должно стать лучше, он и его близкие должны обучиться основным действиям из разработанного плана.

Проблемы пациента

Особенности сестринской деятельности при гипертонической болезни включают изучение проблем больного и предупреждение их развития.

Признаки зависят от степени гипертонии:

  • 1 степень – гипертония без изменений органов в системе кровообращения, глазном дне, почках. Иногда присутствуют головные боли, невротические проблемы, усталость, спутанность сознания, головокружение, носовое кровотечение.
  • 2 степень – неуклонное повышение АД, изменения органов – гипертрофия левого желудочка, почек, изменения глазного дна, незначительные изменения артерий. У пациента присутствуют субъективные трудности, сходные с проявлениями болезни 1 степени.
  • 3 степень – функциональные расстройства в отдельных органах. Сердце – проявления ишемической болезни, инфаркта миокарда, сердечной недостаточности. ЦНС – кровоизлияние в мозг. Почки – нефропатия = уменьшение функции почек. Глазное дно – гипертоническая ретинопатия = геморрагия сетчатки глаза.

В соответствии с проблемами больного составляется план. Сестринский процесс основывается на рисках заболевания – при подозрении на гипертонический криз составляется алгоритм, нацеленный на первую помощь при гипертоническом кризе. При паренхиматозной почечной (нефрогенной) артериальной гипертензии делается упор на контроль состояния почек.

Классификация гипертонии

Ситуация с гипертонической болезнью осложняется тем, что всего третья часть мужчин и половина женщин, осведомлены об имеющейся у них болезни. Лечится из них 21% мужчин и 46% женщин. Процент эффективности терапии еще ниже – это 6 и 18% соответственно. Сестра должна проинформировать пациента, что снижение давления всего на несколько делений поможет избежать развития опасных патологий – это ишемическая болезнь сердца, мозговые инсульты.

Успех при лечении и для профилактики напрямую зависит от знаний пациента о своем заболевании. Сестринский процесс при гипертонической болезни состоит в ознакомлении человека со стадиями ГБ. Дифференцируют три степени патологии.

Первая стадия считается обратимой. АД поднимается на короткое время, может нормализоваться самостоятельно, возникает из-за сопутствующих неблагоприятных обстоятельств. Второй этап характеризуется устойчивым повышением АД, оно снижается только под действием препаратов. На этой стадии возможны осложнения у пациента в виде гипертонических кризов, патологии сердца.

Сестра обязана ознакомить пациента с риском осложнений, убедить его вовремя обратиться за помощью для выявления уровня и динамики артериального давления, назначения адекватного лечения. При необходимости не стоит стесняться проконсультироваться с доктором по поводу нужных медикаментозных средств, их дозировки и условий приема. Всю важную информацию следкет довести до больного.

Сбор информации в ходе первичного обследования

Как и при другой болезни, основной обязанностью медсестры является получение личной, семейной, фармакологической, социальной, профессиональной истории (составление анамнеза). Собирается информация о генетической предрасположенности, принимаемых лекарствах, личных данных, проблемах со здоровьем, условиях труда, стиле жизни (курение, пищевые привычки, степень физической нагрузки), восприимчивости к стрессу. Для диагностики очень важен семейный анамнез, т. к. генетическая предрасположенность – один из самых опасных факторов риска.

Также проводится медицинский осмотр в сотрудничестве с участковым (лечащим) врачом (визуально, пальпацией, прослушиванием, постукиванием). Наиболее важная роль медсестры и необходимая часть диагностики – это измерение артериального давления в нескольких положениях пациента (лежа, стоя). Необходимо соблюдение принципов и алгоритма измерения артериального давления!

Читайте также:  Манипуляции при гипертонический криз

Особенности заболевания

Артериальная гипертензия (АГ) развивается при патологически повышенном артериальном давлении (АД). Патология настолько распространена, что многие гипертоники и не подозревают о своих проблемах. Распознать опасность можно по целому комплексу признаков:

  • Регулярная головная боль, преимущественно в височной и затылочной области;
  • Головокружение, потеря координации и ориентации в пространстве;
  • Низкая работоспособность, повышенная утомляемость и раздражительность;
  • Провалы в памяти, онемение и слабость рук и ног.

При отсутствии адекватного и своевременного лечения возможны серьезные осложнения в виде инсульта головного мозга, инфаркта миокарда, острой почечной и сердечной патологий.

Сестринские вмешательства, в т. ч. работа с семьей пациента

Уход за больным с гипертонией обычно проводится амбулаторно. Госпитализация требуется лишь небольшому проценту пациентов. Стационарный уход рекомендуется при заболевании, устойчивом к амбулаторному лечению, гипертоническом кризе, коронарных осложнениях, дифференциальной диагностике вторичной гипертензии.

Медсестра информирует пациента с режимом лечения, оформляет медицинскую карту. Во время госпитализации медсестра в сотрудничестве с пациентом составляет сестринскую документацию, оказывает необходимую сестринскую помощь в соответствии с потребностями больного.

Вмешательства при осложнениях (при гипертоническом кризе)

После оказания неотложной помощи при гипертоническом кризе, проводимой врачом, необходим сестринский уход.

Уход за больным, независимое сестринское вмешательство при гипертоническом кризе:

  • информирование больного (в приемлемой форме) о его состоянии здоровья, возможных осложнениях и необходимых изменениях в рационе;
  • мотивирование пациента активно заниматься лечением, придерживаться установленного терапевтического режима;
  • оценка состояния больного в зависимости от степени его самодостаточности;
  • введение пациенту лекарственных препаратов в соответствии с назначением врача;
  • регулярный контроль физиологических функций больного (определения пульса, показателей давления и др.), их запись;
  • контроль питания;
  • обеспечение безопасности пациента;
  • ведение сестринской документации.

Важен психологический подход медсестры к пациенту, приведение его к позитивному отношению к жизни. При необходимости в процесс лечения вовлекается семья пациента.

При переведении на домашнее лечение самому больному и членам его семьи подчеркивается необходимость регулярного использования лекарственных средств, регулярные визиты к врачу, соблюдение правильного питания, необходимое количество физических упражнений и активного отдыха, регулярные измерения артериального давления (используется любой подходящий для больного тонометр).

Почему повышается АД

Гипертония – самая распространенная болезнь сердечно-сосудистой системы. Патология возникает в случае разлада работы центров, отвечающих за функции сердца и сосудистого русла, проявляется повышением артериального давления. По данным ВОЗ, повышенными считаются показатели у взрослых больше 140/90 мм рт. ст. без учета возраста пациента.

Разбалансировка в организме приводит к сопротивлению периферических сосудов в ответ на увеличение однократно выброшенного сердцем пациента количества крови. Катализатором такого явления могут выступать следующие причины:

  • стрессы, психоэмоциональные расстройства;
  • непосильные физические нагрузки;
  • лишний вес;
  • алкогольная зависимость, курение;
  • неправильное питание с избытком соли;
  • генетическая предрасположенность;
  • нарушение метаболизма;
  • недостаточный по времени и качеству сон;
  • гиподинамия.

Гипертония может проявиться как следствие особенностей профессиональной деятельности, которая требует напряженного внимания и высокой ответственности. Поэтому при первичном обследовании важен сестринский опрос больного для выявления причин повышения давления.

Это отношения пациента с коллегами на работе и в семье, сбор сведений о гипертонии у кровных родственников. Важно чтобы больной рассказал об имеющихся вредных привычках, образе жизни и питании. Необходимо выяснить, принимает ли больной гипотензивные средства, как часто и в какой дозировке. Имеется ли предрасположенность к аллергическим реакциям.

Цель сестринского процесса при гипертонической болезни

Задача медсестры – провести безошибочный сбор биологического материала. Важно знать принципы сбора мочи и крови. Другая часть диагностики – визуальные методы обследования. К ним относятся рентгенография грудной клетки, ультразвуковое исследование сердца, электрография, глазные исследования. Медсестра готовит пациента к обследованиям.

Цели ухода за больным:

  • предоставление пациенту достаточной информации о проводимых исследованиях;
  • мотивация к сотрудничеству в лечении, соблюдению назначенных терапевтических шагов;
  • обеспечение информации о важности самоконтроля в домашней обстановке.

Обучение пациента

Образование пациентов с диагностированным заболеванием – это неотъемлемая часть любого собеседования больного с врачом или медсестрой после постановки диагноза. Проведение образования – это сложный процесс, включенный в виды сестринских вмешательств. Он требует следования поставленным целям, для обеспечения надлежащей информированности пациента.

Процесс образования представляет собой систематический, постепенный, логичный, основанный на науке, планируемый процесс деятельности, где медсестра – это учитель, а больной – ученик. Они участвуют в учебных мероприятиях, приводящих к желаемым изменениям.

При общении между медсестрой и пациентом, медицинский работник должен знать о своем влиянии на больного человека. Поэтому необходимо подумать о том, что следует ему рассказывать. Процесс коммуникации состоит из пяти компонентов, каждых из которых должен быть включен в общение, иначе коммуникационный процесс не будет выполнен.

  • 1 компонент – медсестра, сообщающая пациенту его диагноз. Стиль, в котором сообщение будет передано, может зависеть от нескольких факторов. Например, от коммуникационных способностей или потребности.
  • 2 компонент – больной, получающий сообщение. На получение сообщения влияет культура, опыт, цели человека.
  • 3 компонент – сообщение, которое зависит от человека, его собственных пониманий происходящего.
  • 4 компонент – обратная связь, в которой медсестра получает ответы от пациента, чтобы определить, понял ли он сообщение. Этот компонент очень важен.
  • 5 компонент – конкретная ситуация и окружающая среда. В этом разделе важно подумать о коммуникационных барьерах, которые могут повлиять на результат всего процесса коммуникации.

Процесс образования несколько похож на процесс сестринского ухода, но с той разницей, что ухода сосредоточен на диагностике физических и диагностических потребностей. Основная задача процесса образования – определение приоритетных потребностей в обучении пациентов, стилей обучения, готовности больного учиться. Образовательный процесс делится на несколько этапов, которые не могут быть заменены или пропущены.

  • 1 этап – первоначальный диагноз, когда медсестра выясняет, кого и почему она должна обучать. После первого этапа медсестра планирует, какой стиль и инструменты будет использовать.
  • 2 этап – определение цели текущего процесса, планирование постепенных шагов, которые будут предприняты для обучения пациента.
  • 3 этап – реализация, где сам процесс образования осуществляется с использованием выбранных методов и инструментов.
  • 4 этап – последняя часть образовательного процесса, заключается в оценке результатов, достигнутых целей.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Источник