Сенсомоторная афазия после инсульта что это

Сенсомоторная афазия после инсульта что это thumbnail

При этом диагнозе отсутствует возможность правильного построения предложений из-за невозможности анализировать и преобразовывать устную информацию, которая поступает к человеку извне.

Виды афазии

Классификация сенсорной афазии после инсульта (заболевания Вернике):

1. Мнестическая ― характеризуется медлительностью произношения слов (в т.ч. не подходящих по контексту к окружающей обстановке), невозможностью сконцентрироваться на одной мысли для корректной формулировки фраз. Кроме того, из услышанного от собеседника человек способен запоминать только пару слов. В свою очередь, включает такие подтипы: оптико-мнестическая, акустико-мнестическая.

2. Семантическая ― проявляется в сложности восприятия действий, касающихся логического мышления, а также длинных предложений.

3. Амнестическая ― больной не может припомнить название отдельных предметов, но при этом может описать для чего они предназначаются. Например, «магазин» ― «место, где можно купить вещи/продукты» и т.п.

Моторная афазия после инсульта включает такие виды:

1. Динамическая ― проявляется в бессмысленности произносимых человеком фраз, которую провоцирует непроизвольная перестановка слов в предложениях. При этом пациент осознает неправильность произношения, но повлиять на ситуацию никак не может.

2. Афферентная ― проявляется в перестановке звуков в произносимых словах. К примеру, замена звонких согласных глухими.

3. «Брока» ― речь произносится с большими интервалами между слогами и словами. Может проявляться как частое неразборчивое повторение (по типу заикания), мычание и т.д.

Письменная речь пациентов с подобным нарушением отличается большим количеством ошибок. Иногда люди начинают заменять слова противоположными по значению. При тотальной афазии наблюдается одновременно затруднение понимания и произношения.

Сенсомоторная (тотальная) афазия после инсульта: прогноз

Уровень смертности среди госпитализированных с речевыми дефектами превышает аналогичную цифру по сравнению с постинсультным состоянием, в котором не наблюдаются проблемы восприятия и воспроизведения речи. Детальнее со статистикой по прогнозу жизни можно ознакомиться в этой статье.

Прогнозирование эффективности восстановительной терапии осуществляется в индивидуальном порядке ― лечащий врач оценивает объем повреждений, пострадавшую зону мозга.

Факторы, которые влияют на положительный исход лечения:

• возраст ― молодые люди имеют больше шансов на поправку;
• уровень эрудированности (образования);
• тип инсульта ― при геморрагическом подвиде шансы на позитивизацию клинической картины увеличиваются в разы.

Родственники больного должны быть готовы к тяжелому труду и большим экономическим затратам на дополнительное медикаментозное лечение, поскольку подобные проблемы решаются на протяжении длительного срока.

Упражнения при афазии после инсульта

Для скорейшего восстановления речевой функции рекомендовано выполнять специальные упражнения под руководством логопеда-афазиолога. Чем раньше после перенесения инсульта будут начаты занятия, тем результативнее будут проделанные мероприятия.

Рекомендовано начинать занятия сразу же после переведения больного в условия обычного стационара (за исключением палат интенсивной терапии).

Тренировки начинаются с небольших нагрузок (до 7-ми мин. в день), постепенно увеличивая время взаимодействия с узкопрофильным специалистом (до 15 мин/день). Примечание: ключевую роль играет не продолжительность, а частота и регулярность занятий.

Базовые упражнения строятся по стандартной схеме:

• чтение;
• письменные нагрузки;
• построение предложений (происходит в виде доверительного диалога);
• пение;
• логопедический массаж ― специалист массирует щеки, участки языка, нёбо, губы с помощью одноразового деревянного или пластикового отоларингологического шпателя;
• манипуляции, направленные на достижение пациентом понимания происходящего вокруг, произносимых предложений. Иногда прибегают к использованию жестикуляции, мимики.

Эффективные нагрузки для устранения афазии при инсульте (логопедический материал для занятий):

1. Складывание губ трубочкой с попыткой удержать их в таком положении хотя бы пять секунд. Аналогичное упражнение проделывают и с языком.
2. Надувание щек воздухом.
3. Поочередный захват зубами верхней и нижней губы.
4. Выполнение круговых движений языком по часовой и против часовой стрелки (так называемое облизывание губ).
5. Имитация поцелуя.
6. Необходимо достать языком к подбородку/носу.
7. Постукивание кончиком языка по небу.
8. Проработка и регулярное повторение элементарных слов, в т.ч. с помощью визуализации данных (бумажные картинки, специальные мобильные приложения, программы на ПК и т.д.).
9. Разучивание и оттачивание качества проговаривания скороговорок.
Примечание: для контроля качества выполнения упражнений, перечисленные манипуляции рекомендовано проделывать перед зеркалом.
Львиная доля успеха зависит от самостоятельного закрепления материала. Речь идет о проведении тренировок с родными и близкими человека, перенесшего отек головного мозга. За любую удачную попытку пациента нужно хвалить.

Уже совсем скоро читайте на моем блоге

— «Как распознать инсульт на ранней стадии»

Источник

По степени опасности для жизни и здоровья человека нарушения мозгового кровообращения можно поставить в один ряд с онкологическими болезнями. В большинстве случаев инсульт приводит к инвалидности. Как известно, поражение клеток головного мозга негативно отражается на качестве жизни пациента, лишая его контроля над собственным телом, в т. ч. возможности ходить, говорить, воспринимать общение.

грубая сенсомоторная афазия

Причина нарушения речи

Сенсомоторная афазия после инсульта является одним из самых серьезных осложнений. Полная или частичная потеря речи возникает при угнетении отдельных мозговых функций, снижения активности конкретных участков коры. Сенсомоторная афазия также может являться следствием травм, указывать на наличие доброкачественных или злокачественных опухолей, энцефалита, менингита. В отличие от других речевых нарушений, возникающих при поражении головного мозга, данная форма считается самой тяжелой. Сочетание симптомов сенсорной и моторной афазии – это с трудом поддающееся лечению последствие перенесенного инсульта, поскольку связано оно с развитием патологического процесса в полушарии, ответственном за речь и двигательную активность.

Какими симптомами проявляется заболевание?

Почему вообще возникает сенсомоторная афазия, что это такое? После инсульта в некоторых случаях нарушается функциональность нижней лобной извилины, обеспечивающей человеку способность произносить слова. Параллельно с развитием данной патологии происходит сбой в корковой области головного мозга, в частности верхней доли височных отделов обоих полушарий, что приводит к потере способности понимания смысла речи. Больной не перестает слышать себя и окружающих, но воспринимать слова больше не может.

сенсомоторная афазия

Второе название заболевания – акустико-гностическая афазия. Прогрессирование недуга приводит к спонтанно появляющейся речи, которая при отсутствии лечения больше становится похожей на нечленораздельное мычание. Степень утраты способностей правильно говорить и распознавать сказанное окружающими определяется серьезностью мозгового поражения и индивидуальными особенностями человека. При тотальной или грубой сенсомоторной афазии, подразумевающей нарушения всех речевых функций, могут встречаться и другие симптомы. Самыми распространенными проявлениями считают:

  • рассеянность;
  • сонливость;
  • апатию к происходящему;
  • неспособность к концентрации внимания;
  • частичный паралич мышц тела.

сенсомоторная афазия после инсульта

Что может помешать выздоровлению?

Шансы пациента на восстановление при сенсомоторной афазии зависят от ряда факторов, к которым относят общее состояние больного, наличие сопутствующих заболеваний и эффективность применяемой реабилитационной терапии. Действительно, вернуть утраченную возможность говорить и понимать речь намного сложнее, если у больного:

  • случилось повторное кровоизлияние;
  • диагностирован атеросклероз, артериальная гипертензия или другие сердечно-сосудистые заболевания;
  • нередко возникают ишемические атаки;
  • прогрессирующий сахарный диабет.
Читайте также:  Состояние комы при ишемическом инсульте

Как вернуть речь после инсульта: методы терапии

Как минимум в двух направлениях лечат моторную и сенсорную афазии после инсульта. Логопедия и консервативная медицина – основные способы восстановления речевой функции.

сенсомоторная афазия восстановление

Вместе с лекарственными препаратами и логопедическими упражнениями для активизации функций коры головного мозга при сенсомоторной афазии могут назначить:

  • нейрохирургическое лечение (в т. ч. при наличии абсцесса, внутричерепной гематомы),
  • курс ЛФК;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • массаж;
  • сеансы психологического воздействия.

Лекарства для стимуляции мозгового кровообращения

Итак, начать, пожалуй, следует с препаратов, которые назначают пациентам с расстройством речевой функции. Курс медикаментов состоит, как правило, из нейротрофических лекарственных средств, действие которых направлено на нормализацию обменных процессов в головном мозге и повышение кровообращения. При тотальной афазии врачи прописывают:

  • «Пирацетам» – ноотропный препарат, применяемый при речевых и когнитивных нарушениях. Продолжительность курса определяется неврологом и чаще всего составляет от 2 до 6 месяцев. Лекарство применяют инъекционным путем, вводя внутривенно или внутримышечно.
  • «Пиритинол» – активирует холинергические процессы в головном мозге. После инсульта при афазии назначается на 3-4 месяца.
  • «Вазобрал» – комбинированное лекарственное средство, активные компоненты которого стимулируют работу центральной нервной системы. Длительность курса составляет в среднем 2-3 месяца.
  • «Церебролизин» – препарат ноотропного поколения, обеспечивает метаболизм, нейропротекцию, функциональность нейромодуляции и нейротрофической активности. Курс терапии может достигать 12 месяцев.

Помощь логопеда: упражнения для коррекции речевой функции

Логопедическая коррекция при сенсомоторной афазии является таким же фундаментальным методом лечения, как и применение медикаментов. Чтобы восстановить речь больного, используются различные упражнения для активизации деятельности правого мозгового полушария. Нижеописанный комплекс занятий по обучению пациента, перенесшего инсульт, направлен на восстановление в его памяти навыков подвижности челюстей, языка, губ. Выполнять его необходимо вместе с больным – он должен повторять за инструктором.

сенсомоторная афазия упражнения

Чтобы вернуть речь при сенсомоторной афазии, необходимо каждый день тренировать речевой аппарат следующим образом:

  1. Губы сложить в трубочку, вытянуть как можно сильнее и задержать в таком положении на несколько секунд, затем расслабить. Упражнения повторяют 10 раз.
  2. Нижнюю губу нужно слегка захватить зубами, как будто пытаясь прикусить ее, после чего отпустить и расслабить. То же самое проделать с верхней губой.
  3. Высунуть язык как можно дальше, напрячь шею и затаить дыхание на 3 секунды, затем выдохнуть. Повторить несколько раз.
  4. Языком облизывать губы, уверенно водя им по кругу по часовой стрелке и в обратную сторону.
  5. При максимальной напряженности языка попытаться свернуть его в трубочку, а после дотронуться его кончиком до верхнего неба.

Мелодические напевы для возвращения речи

Во время выполнения упражнений при сенсомоторной афазии специалисты акцентируют внимание также на терапии мелодической интонации. Данная методика основана на активизации функций правового мозгового полушария. Достичь желаемого результата поможет пение или просто любимые музыкальные композиции. Если часто напевать мелодичные мотивы, ранее знакомые пациенту, он захочет однажды подпеть своему инструктору, пытаясь проговорить окончания фраз или отдельных слов. Также помогают скороговорки, которые проговаривают с больным, уже идущим на поправку. Этот способ работает эффективно, способствуя скорейшему восстановлению речи.

Операция при неизлечимой афазии

Хирургический метод лечения последствий инсульта предполагает непосредственное вмешательство в черепную коробку пациента для проведения реваскуляризации нарушенной речевой зоны. Сегодня такое вмешательство осуществляют посредством экстра-интракраниальной трепанации черепа. Микроанастомоз помогает улучшить кровообращение головного мозга и оптимизировать состояние нервных клеток, возвращая им нормальную функциональность.

сенсомоторная афазия после инсульта прогноз

При этом стоит отметить, что данная процедура не назначается сразу же после первых проявлений сенсомоторной афазии, поскольку операция сопряжена с немалым риском и далеко не всегда дает положительный результат. Экстра-интракраниальный микроанастомоз рекомендуется, если применение консервативных методов восстановления речи оказались неэффективным.

Физиотерапия для восстановления речи

Физиотерапевтические процедуры полезны для стимуляции речевой мускулатуры. При афазии назначают иглорефлексотерапию, электрофорез. Однако на сегодняшний день физиолечение после инсульта не имеет повсеместного распространения. При локальном и неглубоком поражении участка коры головного мозга методики действительно помогают откорректировать артикуляцию, однако они малоэффективны для восстановления восприятия слышимой пациентом речи. Не имеет точного подтверждения результативности и тактика биоуправления. Между тем сегодня данную лечебную тактику применяют для визуального контроля над восстановлением речи пациента.

Какова вероятность выздоровления?

Прогноз сенсомоторной афазии после инсульта относителен, так как точно сказать, сколько понадобится времени на реабилитацию больного, невозможно. Как правило, продолжительная усердная работа со специалистами дает заметные результаты уже через 6 месяцев. Надеяться на спонтанное выздоровление не стоит. В среднем при проведении разносторонней логопедической коррекции речь у пациентов восстанавливается только по истечении 2-3 лет.

Прогноз на выздоровление зависит также от индивидуальных особенностей больного и его возраста. Чаще пожилые люди тяжелее справляются с нарушением речи, крайне редко удается восстановить прежнюю способность общения с окружающими в полной мере. Однако при значительных размерах поражения коры головного мозга мало шансов на полную реабилитацию и у лиц сравнительно молодого возраста. Важно как можно раньше начать лечение и беспрекословно выполнять все врачебные предписания. Успех больного с сенсомоторной афазией на выздоровление маловероятен без помощи близких людей.

сенсомоторная афазия коррекция

Что делать, если в семье пациент с афазией

Родственникам человека, перенесшего инсульт, следует запастись терпением и приготовиться к длительному сложному пути реабилитации. Вернуть речевые функции при сенсомоторной афазии нелегко, но преждевременно опускать руки нельзя. Важную роль в выздоровлении будет играть исключительно позитивный настрой пациента, его целеустремленность и желание работать над собой. В первую очередь больной должен быть уверен, что не является обузой для своего окружения, чувствовать любовь самых близких и дорогих людей.

Чтобы вернуть речь после инсульта, необходимо соблюдать все рекомендации специалистов, регулярно выполнять логопедические упражнения. Да, процесс реабилитации действительно требует значительных усилий, но главное – не отчаиваться! Даже минимальные сдвиги станут стимулом для продолжения лечения и выздоровления.

Источник

Когда пожилой человек пытается что-то объяснить родственникам, а у него получается или бессмысленный набор звуков, или совершенно неподходящие для ситуации слова, это называется афазией. Основная ее причина у людей старшего возраста – мозговой инсульт, в результате которого отмирают клетки в одном или нескольких центрах мозга, отвечающих за речь. И чтобы Ваш пожилой родственник не получил тяжелой депрессии и не стал предпринимать суицидальных попыток, связанных с афазией после инсульта, необходимо как можно раньше начинать ее лечение. Большая часть лечебных мероприятий ложится на плечи родных больному людей.

Из-за чего при инсульте возникает афазия

В человеческом мозге имеется несколько связанных между собой центров, отвечающих за устную речь: за ее понимание, воспроизведение, анализ сложных речевых конструкций, возможность построения правильных предложений. Все они связаны между собой нервными волокнами, и расположены, в основном, в центральной части мозга, а также в височной и теменной долях. Часть этих речевых центров симметрична в обоих полушариях (то есть они дублируются в каждом из них), но есть и такие участки, которые у правшей имеются только в левом полушарии, а у левшей – в правом.

Читайте также:  Геморрагический инсульт в екатеринбурге

Когда происходит инсульт, отмирает какой-то участок мозга. Если гибель произошла в одном из речевых центров, или повредились нервные окончания, связывающие эти зоны, развивается афазия. Таким образом, афазией называется нарушение понимания или воспроизведения уже сформированной устной речи, иногда вплоть до полного ее отсутствия. Если нарушение касается письменной речи, то такой неврологический синдром уже будет носить другое название (алексия, аграфия).

Как распознать афазию

Афазию после инсульта можно распознать по различным симптомам, сочетание которых дает возможность выделить несколько видов этого синдрома.

Так, об афазии сенсорного характера (Вернике), можно говорить, если у больного присутствует:

  • непонимание обращенной речи;
  • непонимание иносказаний, поговорок, пословиц;
  • жалобы на то, что все вокруг стали говорить как будто «на иностранном языке»;
  • забывание начальной части длинного предложения собеседника, утрата понимания длинных речевых конструкций, что побуждает больного задавать вопросы относительно выскользнувших из памяти слов.

При этом собственное предложение больной сформулировать может. И хоть оно и будет немногословно, без описательных оборотов, но смысл в нем будет присутствовать.

Если после инсульта развилась мнестическая афазия, пожилой человек:

  • может удержать в памяти только нескольких слов из прослушанной фразы;
  • начав говорить, забывает, о чем хотел сказать;
  • говорит медленно, тщательно подбирая слова;
  • заменяет одни слова другими, не подходящими по смыслу.

Это – акустико-мнестическая афазия. Бывает также оптико-мнестический вид синдрома, тогда:

  • человек может прочитать заголовки в книгах или газетах, но смысл самого текста теряется;
  • ему трудно не только описать то, что он видит (в окружающем мире или на изображении), но и называть предметы.

Выделяют также амнестическую афазию, развивающуюся при инсульте теменно-височной доли. В этом случае человек забывает, как называются отдельные предметы, но помнит, для чего они нужны. Такой больной вместо «ручка» может сказать «штука, которой пишут», и тому подобное.

Не сразу заметна семантическая афазия. В этом случае человека, перенесшего инсульт, ввергают в ступор длинные предложения, описывающих логические действия, пространственные отношения.

Все указанные виды синдрома – афазия Вернике, мнестический, семантический и амнестический виды – объединяются под общим названием «сенсорная афазия», когда у человека после инсульта имеются затруднения с пониманием речи. Зачастую сам больной не понимает, что он говорит.

Второй основной тип заболевания – моторная афазия. В этом случае человек, напротив, отлично понимает обращенную речь, но воспроизвести ее не может, от чего очень страдает морально. Моторная афазия делится на 3 вида:

  1. Афферентная моторная афазия. В этом случае больной путает похожие глухие и звонкие согласные, переставляет местами звуки в словах.
  2. Динамическая афазия. Больной понимает обращенную речь и пытается ответить, но слова в его предложении настолько стоят не на своих местах, что вся фраза теряет смысл. Человек это слышит и понимает, но исправить не может, из-за чего страдает.
  3. Афазия Брока. Она возникает у людей, утративших вследствие инсульта участок мозга вблизи лобной доли левого полушария (там находится центр Брока, отвечающий за согласованность движений, благодаря которым воспроизводится речь). Это характеризуется изменением стиля общения: человек говорит отдельными словами, делает между ними, и даже между отдельными слогами паузы, так как ему трудно переключаться с одного слога на совершенно непохожий. Писать и читать такой человек начинает с грубыми ошибками. Он может повторять один и тот же слог все время, называть слова, противоположные по значению, говорить неразборчиво.

Речь больного моторной афазией очень краткая, состоит почти из одних существительных и глаголов, между которыми человек делает паузу. Он может повторять один слог (например, «ла») или звук (например, мычать), пытаясь с помощью интонации вложить в него смысл. Во время беседы такой человек часто плачет, так как он страдает от того, что неспособен донести свою мысль.

Диагноз моторной афазии должен ставить врач-невролог, так как в быту может быть трудно отличить именно этот синдром от того, который называется дизартрией. Дизартрия возникает при поражении центров мозга, которые несут команду к мышцам, участвующих в формировании речи (движении языка, губ, голосовых связок). Больные с дизартрией понимают обращенную речь и правильно строят предложения. Но из-за изменения их тембра голоса и невозможности произнести отдельные звуки их речь становится неразборчивой. Если к этому присоединяется нарушение дыхания, это вынуждает больного пожилого человека разговаривать короткими предложениями. Описания, прилагательные, наречия из речи не пропадают.

Третий «большой» вид афазии, наряду с сенсорным и моторным типом, это – тотальная афазия. Она характеризуется нарушением и понимания, и воспроизведения речи. Данное состояние можно заподозрить по таким симптомам:

  • в ответ на обращенную речь смотрит на говорящего, не понимая. Если упростить предложение, заменить слова более простыми, примитивными, может выполнять просьбу, но понятно ответить все же не может;
  • такой человек, перенесший инсульт, неспособен внятно сформулировать просьбу;
  • пропускает в предложении сразу несколько слов. Остальные слова – самые простые. Никаких литературных оборотов: гипербол, сравнений, сложных деепричастных оборотов, в речи нет. В тяжелых случаях из фраз пропадают даже прилагательные и наречия: предложение состоит из одних существительных.

Как лечить афазию

Как всех учат с детства, «нервные клетки не восстанавливаются». На самом деле это не совсем так: даже у глубоких старцев между живыми нейронами могут образовываться новые связи – «мостики», по которым информация будет идти от нервной клетки с одной стороны от очага инсульта до нейрона на другой стороне. Но для этого нужны:

  1. ежедневная деятельность, которая станет задействовать участки мозга, находящиеся рядом с погибшей зоной;
  2. достаточное кровоснабжение мозга, особенно в пострадавшей области;
  3. обеспечение головного мозга необходимым количеством кислорода;
  4. устранение дополнительных хаотичных импульсов, которые возникают в мозге при стрессе и мешают направить поток импульсов в область возле очага погибших клеток. Стресс при афазии вызывается тем, что человек понимает свою неспособность донести свою мысль до окружающих.

По этим принципам лечится и афазия после инсульта. Начинать ее нужно как можно раньше – как только будет купирован отек мозга, который проявляется угнетением сознания (от сонливости до комы), судорогами, галлюцинациями.

Терапия должна быть:

  • начата как можно раньше;
  • проводиться ежедневно, в том объеме, который больной может осилить;
  • направлена на коррекцию не только устной, но и письменной речи, если такой синдром имеет место у Вашего родственника.

В некоторых случаях афазия после инсульта может купироваться самостоятельно, но это бывает крайне редко, поэтому на такой исход не стоит рассчитывать. В основном, лечение этого синдрома – процесс длительный и кропотливый, требующий от родственников большой отдачи.

Читайте также:  Как происходит геморрагический инсульт и что это такое

Рассмотрим каждый вид терапии подробно.

Медикаментозное лечение

Оно назначается врачом-неврологом стационара, где лежит больной с инсультом, и начинает проводиться в максимально ранние сроки. Медикаментозная терапия включает препараты, улучшающие доставку кислорода и полезных веществ к мозгу, упрочивающие в нем нервные связи, оптимизирующие в нем обмен веществ. Это:

  • «Церебролизин» («Семакс»);
  • «Глиатилин» («Холитилин», «Церетон»);
  • «Сомазина» («Цераксон»);
  • препараты янтарной кислоты «Цитофлавин», «Реамберин», «Мексидол»;
  • витамины B-группы: «Нейромидин», «Мильгамма».

Эти препараты применяются в комплексе, по той схеме, которую практикует данное лечебное учреждение. Вначале их вводят внутривенно и внутримышечно в течение 1-3 недель. Далее переходят на таблетированную форму этих медикаментозных средств.

Кроме указанных препаратов больному вводят те лекарства, которых требует его состояние. Поэтому, если афазия после инсульта дополняется другими, более опасными для жизни нарушениями, комплекс лечения непосредственно нарушения речи «урезается» — для уменьшения лекарственной нагрузки на внутренние органы.

Физиотерапия

Для лечения афазии после инсульта проводятся физиотерапевтические процедуры, направленные на улучшение мозгового кровообращения. Это:

  • иглорефлексотерапия;
  • электромиостимуляция (воздействие импульсами тока) мышц, участвующих в артикуляции;
  • воздействие на кору мозга магнитным полем.

Занятия с логопедом

Купированием афазии после инсульта занимается особый логопед – афазиолог. Обычно эти специалисты работают в том же лечебном учреждении, которое занимается лечением инсульта, но в некоторых случаях родственникам приходится самостоятельно искать такого специалиста.

Начинаться занятия с афазиологом должны еще в условиях неврологического отделения, через неделю после того, как больного переведут из палаты интенсивной терапии. Этот врач тренирует перенесшего инсульт пожилого человека в течение сначала 5-7 минут, постепенно увеличивая время занятий до 15 минут. Он работает по такой схеме:

  1. Строить с больным диалог.
  2. Добиваться понимания.
  3. Тренировать чтение.
  4. Вспоминать навыки письма.

Прежде, чем приступить к занятиям с больным сенсорной афазией, если он не понимает своего состояния, его просят написать слово (обычно он пишет набор букв), затем – прочитать его. Общаются с ним мимикой и жестами. На листке с набором букв подчеркивают карандашом или ручкой.

Афазиолог должен показать родственникам упражнения, которые он выполняет с больным, чтобы они могли вечером их повторять.

Примеры упражнений:

  • Раздувание щек.
  • Облизывание языком попеременно то верхней губы, то нижней.
  • Вытягивание губ трубочкой, после чего нужно продержать их в таком положении на 5 секунд, потом – расслабить.
  • Движения языком: к кончику носа – к подбородку.
  • Попытки перед зеркалом сложить язык трубочкой.
  • Нижнюю челюсть выдвинуть вперед и вверх, чтобы зубами захватить верхнюю губу. Потом сделать то же самое с нижней челюстью.
  • С закрытым ртом нужно пытаться достать языком до язычка.
  • Цоканье языком по нёбу.
  • Изображение поцелуев.
  • Произношение простых привычных слов.

С афазиологом разучивают фразу или слово, с которого можно начать общение, «вспоминают» счет от 1 до 10 и в обратном порядке.

Эффективна в лечении афазии мелодико-интонационная терапия: во время пения артикуляция улучшается – появляется уверенность в своих силах. Начинают пение со знакомой песни, всячески поддерживая больного, даже если ни одного внятного звука он произнести не смог.

При сенсорной афазии помогают тренировки с карточками, на которых нарисованы картинки. Можно пользоваться специальными компьютерными программами (например, программа для логопедов авторства Рябцун) или приложениями на телефоне. Афазиолог просит больного объяснить, что он хочет сказать, с помощью картинок. Также, если человек путает буквы в словах, просит показать, где, к примеру, изображена «бочка», а где «почка».

Если речь пострадала несильно, или на более поздних этапах лечения прибегают к диктантам, чтению вслух. Для лечения важно также проговаривать скороговорки, тренирующие, в особенности, те звуки, которые у больного не получается выговаривать.

После каждого удачно выполненного задания больного хвалят.

Кроме упражнений и диктантов, логопед-афазиолог выполняет логопедический массаж. Для этого он аккуратно, с помощью шпателя или ложки массирует разные зоны языка, губы, щеки, небо. Задача массажа – восстановить тонус мышц этих областей, чтобы улучшить речь.

Занятия с психотерапевтом

Больных с афазией после инсульта, особенно ее моторной разновидностью (когда они понимают речь, но не могут ее воспроизвести), отличает слезливость, подавленное настроение. Чтобы у них не развилась депрессия, нужны занятия с психотерапевтом. Этот специалист оценит психическое состояние Вашего родственника, и на основании этого назначит соответствующий вид психотерапии, который может быть дополнен необходимой медикаментозной поддержкой.

В большинстве случаев психотерапевт проводит занятия не только с самим больным, но и с его родственниками. Он объясняет, как им нужно выстроить линию поведения по отношению к больному, как общаться с ним, как реагировать на его слезы или приступы злости.

Альтернативные методы лечения

В данный момент для лечения тяжелых, не поддающихся стандартной терапии, форм афазии, могут применяться:

  1. Введение в кровь стволовых клеток – тех человеческих клеток, которые могут превращаться в любые другие клетки организма. Предполагается, что стволовые клетки, чувствуя «сигналы» из поврежденного инсультом мозга, направляются туда и замещают (хотя бы частично) погибшие участки нервной ткани. В результате объем погибшей ткани мозга уменьшается, и дальнейшие занятия с логопедом получают больше шансов восстановить речь.
  2. Операция под названием экстра-интракраниальное анастомозирование. Оно заключается в создании искусственного соединения между артерией, лежащей вне полости черепа (височной артерии) и средней мозговой артерии, питающей мозг. Операция пока не получила широкого применения и направлена на улучшение кровоснабжения мозга.

Что делать в домашних условиях

После выписки родственникам нужно будет продолжать терапию, начатую в стационаре:

  • прием медикаментов в таблетках;
  • упражнения для речевого аппарата: назначенные врачом или те, которые указаны выше;
  • проговаривание скороговорок;
  • при необходимости – занятия с психологом и психотерапевтом.

С больным нужно обращаться вежливо, стараться не акцентировать внимание на том, что его речь непонятна, повторять, что это временная трудность и совместными усилиями вы справитесь с этой болезнью. Говорите четко, ясно, но – не так как с умственно отсталым или несмышленым младенцем и не громко. Старайтесь затрагивать только те темы, которые будут вселять в него оптимизм.

Не изолируйте пожилого родственника. Напротив, старайтесь собирать вокруг него многих родственников и друзей, которые будут общаться с ним и между собой, чтобы он слышал их речь. Если нарушения речи тяжелые, то задавать ему вопросы лучше таким образом, чтобы он мог ответить отрицательно или утвердительно.

Передачи и видео больному смотреть можно, но – не более 2 часов в сутки. Это объясняется тем, что нельзя перегружать отдельные зоны еще не до конца восстановившегося мозга, чтобы не вызвать ухудшения состояния. Просматриваемые передачи, фильмы или видео должны быть обязательно позитивными.

Источник