Рука просит нога косит при инсульте

Рука просит нога косит при инсульте thumbnail

Положение тела пациента после перенесённого инсульта. Спастика руки и ноги; трость в здоровой руке – для улучшения координации.

Уважаемый читатель, перед основной частью статьи я приведу реальный диалог – между мной и моим ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ. Сама статья будет направлена на осведомление о НЕСТАНДАРТНЫХ, ЧАСТО ПЕРВЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ПРИ “МОЗГОВОЙ КАТАСТРОФЕ”. Уровень подготовки специалистов таков, что многие НЕВРОЛОГИ – не умеют правильно интерпретировать эти состояния. А ЭТО ПОТЕРЯ ВРЕМЕНИ – ДЕЛАЮЩАЯ ПРОЦЕСС ПОРАЖЕНИЯ МОЗГОВОЙ ТКАНИ НЕОБРАТИМЫМ.

Диалог:

Сижу на лекции, сосед по парте – рассказал анекдот, я рассмеялся на всю АУДИТОРИЮ. Виктор Евгеньевич Шерстенников – преподаватель, 20 лет проработавший в реанимации; отреагировал моментально:

Костецкий, встаньте пожалуйста, я же стою перед вами (всё тихим, спокойным голосом)

Я встаю

-Костецкий, вы маму ЛЮБИТЕ?

-Конечно, отвечаю я. (все в группе уже не совсем понимают, что происходит – но напряжены все).

-Так вот, вы сегодня прийдёте домой. Увидите маму, поговорите с ней – и не заметите МАЛЫХ ПРИЗНАКОВ ИНСУЛЬТА. (мне уже не по себе – я начинаю “краснеть”)

-А тем временем, у мамы разовьётся “БОЛЬШОЙ ИНСУЛЬТ”. Но вы потеряли время, и в нейрореанимации “борятся за её жизнь”.

-Домой её выпишут в вегетативном состоянии, вы будете 3 года кормить, поить, обрабатывать пролежни. Она будет “ходить под себя”. И вы возьмёте подушку, и задушите её – из ГУМАННЫХ соображений. И всё потому что ВЫ сегодня – просто позволяете себе НЕ СЛУШАТЬ МАТЕРИАЛ. (всё это было сказано без злобы, без желания унизить, без желания ОСКОРБИТЬ – но эффект был такой, как будто мне “выстрелили” в голову).

-Садитесь и слушайте внимательно, писать вам в таком состоянии не надо.

Впоследствии во время практики, мы стали хорошими друзьями с Виктором Евгеньевичем. Об это человеке будет статья.

Типичные признаки инсульта:

Диагностика не составляет затруднений, все симптомы довольно патогномоничны. Как правило, симптомы легко складываются в симптомокомплекс. Но знать их надо “как свои пять пальцев”:

1. Жалобы на слабость в конечностях, нарушение чувствительности – рука, рука и рука, рука и нога, три конечности, или четыре конечности. Соответственно: монопарез, парапарез, гемипарез, тетрапарез.

  • Осуществите “рукопажатие” двумя руками – попросите пациента сжать руки с одинаковой силой. Попросите пациента поднять две руки – до уровня плеч. Объективно выявляется мышечная слабость, ассиметрия.
  • В положении лёжа – попросите пациента поднять поочередно левую, правую ноги. Также видим мышечную слабость.

2. Часто на себя обращает ассиметрия лица – “ПЕРЕКОСИЛО ЛИЦО“. Попросите пациента улыбнуться, или “оскалить” зубы. С одной стороны носогубная складка будет СГЛАЖЕНА. По-медицински: ассиметрия носогубного треугольника.

Правый угол рта ниже левого.

3. Иногда “перекос лица” сочетается с невозможность полного закрытия век – ЛОГОФТАЛЬМ. Крайне неблагоприятный симптом.

Веки слева не закрываются.

4. Резкое изменение речи:

  • Пациент может перестать понимать смысл слов, они звучат как АБРАКАДАБРА – вы как-будто говорите с ним, на неизвестном языке.
  • Пациент может произносить слова “неправильно” – не то, что хотел сказать. Или вообще утратить способность к произнесению слов. При сохранении понимания обращённой к нему речи.
  • Может быть сочетание – то есть не понимает, и произнести не может.

Соответственно: сенсорная, моторная, сенсорно-моторная АФАЗИИ.

  • Также речь может быть сохранена, нарушено только произношение – АРТИКУЛЯЦИЯ. Мы говорим: “Речь пьяного человека”, “Каша во рту”. Можно поросить пациента произнести СКОРОГОВОРКУ.

5. Девиация языка – то есть отклонение от срединной линии.

Попросите пациента высунуть язык – он может быть отклонён влево, или вправо. Иногда никуда он не отклонён, иногда он ПОВЕРНУТ. Особенно заметна девиация – если попросить пациента поднять кончик языка вверх.

6. Анизокария – расширение зрачка (мидриаз) со стороны поражения. Довольно “поганый” симптом – практически всегда сочетается с глубоким угнетением сознания. Бывает и при других заболеваниях – но на инсульте, это говорит о симптоме “плюс объём“.

Особенности инсульта у женщин:

Дело в том, что из-за адаптации к физиологической гипоксии ИНТЕНСИВНОСТЬ КРОВОТОКА в МОЗГЕ женщин – выше. Следовательно:

  • Больше подвержены риску инсульта
  • Дольше восстанавливаются после инсульта
  • Чаще умирают от последствий. (Это ещё раз доказывает – мужикам для жизни, мозг не нужен).
  • И самое главное, из-за тех же особенностей кровообращения ИНСУЛЬТЫ начинаются у женщин часто с АТИПИЧНЫХ, ПЛОХО ДИАГНОСТИРУЕМЫХ СИМПТОМОВ.
  • Ещё важнейшим риском повышающим частоту инсульта у женщин – является использование ГОРМОНАЛЬНЫХ КОНТРАЦЕПТИВОВ. Особенно это опасно если контрацептивы применяет КУРЯЩАЯ женщина.

Атипичные ПРИЗНАКИ ИНСУЛЬТА (у мужчин тоже встречаются):

1. Возникновение болей в любой части тела, чаще в одной конечности. Боли не купируются ничем – интенсивность болей разная. Признак таламического инсульта. Иногда сочетается с невозможностью удерживать внимание, “не сосредоточится”

Инфаркт таламуса

2. Онемение, отсутствие чувствительности в каком либо участке тела – чаще ЛИЦА. Я видел такое один раз – когда человек просто перестал “ощущать” наличие ушной раковины.

3. Развитие полной амимии лица. Чаще это бывает при нейродегенеративных болезнях: Альцгеймера, деменции. Психических заболеваниях – шизофрении:

4. Нарушение “схем тела”. Чтобы представить это, встаньте – и перенесите весь вес тела в одну ногу, вторую ногу от пола не отрывайте. Вот так может ощущать себя человек с инсультом, в руках тоже самое. Это часто сочетается с нарушением походки “походка пьяного”; но может быть и нормальная походка.

5. Изменение как походки, так и локомоторной активности. Во время ходьбы руки и ноги двигаются координировано, при инсульте могут быть варианты (причём с сохранением мышечной силы в конечностях)

  • Двустороннее отсутсвие сгибательных движений в руках
  • Одностороннее отсутствие сгибания в руке
  • Гиперкинетическое сгибание (как при “скандинавской ходьбе”, но без палок) – соответственно одной, или двух рук.
  • Смещение центра тяжести в одну из ног, даже определённую часть стопы.

6. Нечёткое зрение – как правило одним глазом. Всё “расплывается”. Также может изменится цветовое восприятие – как правило одним глазом. Например человек может начать видеть всё в “жёлтом”. Чаще на это обращают внимание именно женщины, у них лучше распознавание цветов.

Женщина на этой картине – увидит больше цветов, чем мужчина.

7. Неспособность посмотреть в какую-либо сторону. Не может отвести глазные яблоки влево, или вправо, или вверх. Связано это с напряжением определённых групп глазных мышц.

8. Диплопия – двоение в глазах. Вот на это часто вызывают “скорую” – это реально пугает пациента. Внешне человек выглядит как страдающий косоглазием.

9. Мерцательные скотомы и, или выпадение полей зрения. Человек как бы видит “нить накаливания” вместо перефирического поля зрения, с одной стороны. Причём эту “вспышку” он видит и с закрытыми глазами.

Приблизительно так. Так бывает и при офтальмической мигрени.

10. Внезапная, резкая головная боль – с последующей тошнотой и угнетением сознания. Характерных признаков инсульта может не быть. Но при общении с пациентами – выяснилось, что если боль возникла в левой половине головы – то пациент ощущает “холод” в правой руке и ноге. И наоборот. Многие неврологи рекомендуют сделать МРТ ангиографию сосудов мозга с контрастным веществом – после таких приступов. Если не формируется инсульт, может сформироваться АНЕВРИЗМА церебральных артерий.

11. Внезапный приступ икоты. Это видел, на гипертоническом кризе – у женщины развилась икота. Я попросил её выпить стакан воды, ей было тяжело глотать. Снизил давление, госпитализировал. Невролог оценила симптомы, как бульбарный синдром. На МРТ – ишемический очаг.

  • В данном случае было сочетание с дисфагией, нарушением глотания – но этого может не быть .

12. Потеря сознания иногда с развитием судорог. Судороги, как правило чаще развиваются при САК (субарахноидальном кровоизлиянии) но и при инсульте они не исключаются. Иногда судороги развиваются на фоне перенесённого инсульта, при снижении артериального давления – при ГИПЕРТОНИЧЕСКОМ КРИЗЕ.

13. Внезапно возникшее головокружение. Наиболее вероятно указывает на инсульт при:

  • Усилении головокружения с закрытыми глазами
  • “+” пальце-носовой пробе. Не может указательным пальцем прикоснуться к кончику носа.
  • “+” вращательной пробе. При кружении (с подстраховкой), теряет координацию падает.

Чаще всего это отражает поражение артерий вертебро- базилярного бассейна; чаще на фоне выраженого остеохондроза в шейном отделе позвоночника.

14. Психоз – редкое но описаное проявление инсульта. Чаще у людей учавствоваших в боевых операциях. К сожалению диагностику затрудняет возбуждение больного, неправильная тактика = потеря времени.

15. Инсомния – бессоница. Инверсия сон – бодрствование. Удивительно но множество людей выживших после инсульта описывают, что за неделю переставали спать по ночам – но спали днём.

Читатель ты можешь не поверить, это твоё право. Но меня вызывали на ИНСУЛЬТ, через 6 месяцев после того – как это произошло. То есть человек перестал двигать рукой – вовсе, а вызвали “скорую” через пол-года. Когда я рассказывал о пациенте неврологу – у неё были глаза “удивлены”. У нас “дикий” народ – который вообще себя не любит. Я надеюсь, что ты не такой. Большинство атипичных симптомов ИНСУЛЬТА развиваются до формирования: парезов, параличей, АФАЗИЙ. Когда реально не просто помочь, а сохранить ТРУДОСПОСОБНОСТЬ, высокое КАЧЕСТВО ЖИЗНИ. Вызывайте “скорую” – если хотя бы один симптом выявили; если под рукой ГЛИЦИН – дайте 1 гр/сублингвально. Здоровья и долгих лет жизни.

Уважаемый читатель, прошу тебя прочитай мои статьи. Дело в том, что я отключил всю рекламу на своём канале – чтобы “мерзавцы” не смели меня обвинять в КЛИКБЕЙТЕ. И я инвалид – моя пенсия составляет 8.000 рублей в месяц; проживаю я в СПб. А это довольно “дорогой” город.

Прошу тебя, если конкретно тебе, нравятся мои статьи, при наличии желания и возможности – переведи деньги на “Яндекс Деньги”, на номер 410019363239625

Источник

1609 просмотров

22 февраля 2018

Здравствуете Подскажите как ее лечить? Кроме лечения положением

На сервисе СпросиВрача доступна консультация невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Невролог

Здравствуйте! Все зависит от того, какова давность заболевания, выраженность гипертонуса, есть ли контрактуры.
Вообще, помочь может массаж, физиотерапия, медикаментозное лечение (миорелаксанты).

Рука просит нога косит при инсульте

Невролог, Терапевт

Здравствуйте. Поза Вернике-Мана или, как говорят неврологи “нога косит, рука просит” образуется в следствие контрактуры из-за спастического гемипареза при поражении пирамидного пути. Основная причина такого поражения- инсульт. В норме мышцы эластичные и умеренно мягкие. При спастическом состоянии они постоянно напряжены, жесткие, волокна сокращены В начале при сгибании и разгибании ощущается сопротивление, а с ходом времени оно возрастает настолько, что уже через 6-7 месяцев больному, с которым не проводится работа, невозможно разогнуть конечности. Учитывая все это, делаем вывод, что успех лечения зависит от давности процесса- чем он длительнее, тем сложнее на что-то повлиять.
Теперь непосредственно о самой терапии. Она должна быть начата как можно раньше, уже через сутки-двое после ОНМК при отсутствии противопоказаний (к примеру, тромбоз вен ног или фибрилляция предсердий) уже в палате интенсивной терапии и состоит из трёх равнозначимых составляющих. Это поддержка мышечной ткани (решается массажем и другими методами физиотерапии), восстановление моторных функций (массаж и ЛФК) и эргономическая поддержка (обычно, этими вопросами занимаются специалисты ЛФК). Самое первое упражнение, доступное в остром периоде- это лечение положением. Принцип тут один – больного укладывают так, чтобы спазмированные мышцы были растянуты. Продолжительность одного сеанса до 3 часов. Далее идет пассивная гимнастика, её тоже нужно применять с первых дней заболевания. Инструктор по ЛФК или обученный родственник многократно, ритмично и плавно двигает парализованные конечности во всех суставах по очереди. Это способствует растормаживанию, а кроме того, посылает импульсы в мозг с периферии, тем самым улучшая работу нервных путей. Третий метод – обучение больного методике расслабления мышц. Вначале он учится делать это на здоровой стороне, а затем и на пораженной.
Помимо физических упражнений, используют приспособления для ортопедической фиксации. Лонгетой, эластичным бинтом или ортопедической обувью фиксируют один или два сустава, в мышцах которых наиболее выражена спастика. Также применяют ортопедическую обувь.
Очень важно проводить сеансы массажа больному. Это помогает поддерживать питание мышц и способствует их расслаблению.
Задача восстановления после инсульта сложная, но выполнимая. Нужно много терпения и сил как со стороны пациента, так и со стороны родственников. Но без проведения этой работы разная по выраженности неспособность к самообслуживанию наступает практически во всех случаях. Удачи Вам и терпения!

Оцените, насколько были полезны ответы врачей

Проголосовало 4 человека,

средняя оценка 4.5

Давление

11 апреля 2015

Ирина

Вопрос закрыт

Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – задайте свой вопрос врачу онлайн.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Источник

Âåðà, ðåëèãèÿ è ñóåâåðèÿ – ýòî ñîâåðøåííî ðàçíûå ïîíÿòèÿ. ß, ê ïðèìåðó, ëåò òðèäöàòü íàçàä áûë ñîâåòñêèì ðåá¸íêîì, îêòÿáð¸íêîì è ïèîíåðîì.  Áîãà íå âåðèë ñîâñåì. Äåä – ñòàðûé êîììóíèñò, êðóïíûé ïàðòèéíûé ÷èíîâíèê, îòçûâàëñÿ î ðåëèãèè èñêëþ÷èòåëüíî ðåäêî è êàê-òî íàñìåøëèâî. Ó áàáóøêè, ãëàâíîãî áóõãàëòåðà ïðîìûøëåííîãî ãèãàíòà, âèñåëà â óãëó ñïàëüíè áóìàæíàÿ ðåïðîäóêöèÿ «Ìàäîííû» Ðàôàýëÿ – âîò è âñå ïðåäìåòû êóëüòà â íàøåì äîìå.

Ðîäèòåëè – íó ïîíÿòíî, êîìñîìîëüöû-äîáðîâîëüöû. Êàêàÿ óæ òóò âåðà? À â íà÷àëå äåâÿíîñòûõ, ãëÿäÿ íà òî, êàê áûâøèå ïàðòèéíûå ëèäåðû êàðòèííî êðåñòÿòñÿ â õðàìàõ, ÿ èñêðåííå íåäîóìåâàë. Âûõîäèò åñòü òàì ÷òî-òî? À êàê æå áåññìåðòíûé Áåíäåð ñ åãî «ðåëèãèÿ – îïèóì äëÿ íàðîäà?» È ìîè îòíîøåíèÿ ñ âûñøèìè ñèëàìè ñòàëè íàïîìèíàòü ñòàðûé àíåêäîò:

«30-å ãîäû. Óðîê áåçáîæèÿ â øêîëå.

Ó÷èòåëüíèöà:

– Äåòè, âñå ïîäíÿëè ðóêè è ïîêàçàëè ôèãó â íåáî.

Âñå ïîäíÿëè, îäèí ìàëåíüêèé Èçÿ ñèäèò.

– Òû ÷åãî? – óäèâëÿåòñÿ ó÷èòåëüíèöà.

– Åñëè òàì íèêîãî íåò, òî âñå ýòî íå íóæíî. À åñëè åñòü – òî çà÷åì ïîðòèòü îòíîøåíèÿ?»

Ïîòîì ÿ êîíå÷íî, åù¸ íå ðàç ìåíÿë ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ, íî ñåé÷àñ íå îáî ìíå.

Íàðîä íàø, ñáèòûé ñ òîëêó äîëãèìè äåñÿòèëåòèÿìè ãîíåíèÿ íà ðåëèãèþ, è ïîñëåäóþùèì ïîâîðîòîì íà 180 ãðàäóñîâ îïðåäåëåíèÿ ýòè ïóòàåò íå ìåíüøå ìîåãî, è ïîýòîìó ÷àñòî âîçíèêàþò ñìåøíûå, à èíîãäà è ãðóñòíûå êàçóñû.

Ìîé áëèçêèé ïðèÿòåëü è ñîñåä ïî îáùåæèòèþ Âîâêà îêîí÷èë ìåäèöèíñêèé óíèâåðñèòåò â íà÷àëå äâóõòûñÿ÷íûõ. Êàê ïðèíÿòî â íàøåé ñòðàíå, íà íåñêîëüêî ëåò áûë îòïðàâëåí ïî ðàñïðåäåëåíèþ â íåáîëüøîé ïîñ¸ëîê â äâàäöàòè êèëîìåòðàõ îò ñîííîãî ðàéöåíòðà. Ãäå ÷åðåç ïîëãîäà çàìåùàë è ãëàâíîãî âðà÷à (78 ëåò) è çàâîòäåëåíèÿ (67 ëåò) è âñåõ ïðî÷èõ ìåäèöèíñêèõ ñïåöèàëèñòîâ, áîëüøèíñòâà èç êîòîðûõ â ýòîì ïîñ¸ëêå è âîâñå íå áûëî. Ýòàêèé ëîð-òåðàïåâò-õèðóðã-íåâðîëîã ñ ýíäîêðèíîëîãè÷åñêî-äåðìàòîëîãè÷åñêèì óêëîíîì. Âìåñòå ñ Âîëîäåé â ñåëüñêîé èäèëëèè êàêèì-òî ÷óäîì îêàçàëàñü ìîëîäàÿ âûïóñêíèöà ïåäèàòðè÷åñêîãî ôàêóëüòåòà ïî õàðàêòåðó è âíåøíîñòè íàïîìèíàâøàÿ íå Âàðþ ×åðíîóñ, à êàê ðàç èíòåðíà Ëîáàíîâà. Ýòè ñàìûå ìîëîäûå ñïåöèàëèñòû îò ñêóêè ñïåëèñü, ñïèëèñü, ïî…., êîðî÷å êàê ÷åñòíûé ÷åëîâåê Âîëîäÿ áûë âûíóæäåí íà êîëëåãå æåíèòüñÿ. Íó è õîðîøî, ïîòîìó ÷òî óæå ïÿòíàäöàòü ëåò äóøà â äóøó.

×òî-òî ÿ îïÿòü îòâë¸êñÿ. Âåðí¸ìñÿ ê ñóåâåðèÿì.

Íà ëåòíèõ êàíèêóëàõ ïîñëå âòîðîãî êóðñà ó ìåíÿ âíåçàïíî îáíàðóæèëàñü ñâîáîäíàÿ íåäåëÿ, è ÿ èñêðåííå íåäîóìåâàë, êóäà å¸ äåâàòü. Ñèäåòü â îáùàãå â öåíòðå ñòîëèöû â ðàçãàð æàðêèõ èþëüñêèõ äåíüêîâ ñîâåðøåííî íå õîòåëîñü, äî áëèæàéøåãî âîäî¸ìà ïðèõîäèëîñü åçäèòü íà äâóõ àâòîáóñàõ ñ ïåðåñàäêîé. Îò êîìïüþòåðà, êîòîðûé ñâîèì æàëêèì ïðîöåññîðîì åäâà òÿíóë òðåòüèõ Ãåðîåâ, óæå òîøíèëî, äåâ÷îíêè ïîðàçúåõàëèñü ïî äîìàì. Íàä ðàñêàë¸ííûì àñôàëüòîì äðîæàëî ìàðåâî óãëåêèñëîãî ãàçà è àâòîìîáèëüíûõ âûõëîïîâ. Ñêó÷íî.

À òóò çâîíèò ìíå Âîëîäÿ. Âûñëóøàë ìî¸ íûòü¸ è ãîâîðèò:

– À ïðèåçæàé. À ìåíÿ òóò ëåòîì õîðîøî. Îçåðî, ëåñ, íà ðûáàëêó ñõîäèì.

– Äà ó ìåíÿ äåíåã íåò.

– Êîëëåãà, – ôûðêíóë Âîâêà. – Êàêèå äåíüãè? Ó íàñ «íà ñÿëå» âñå æèâóò íàòóðàëüíûì îáìåíîì. Ìíå çà ëå÷åíèå ÷óòü ïîðîñÿò íå ïðèíîñÿò. Íà áèëåò íàñêðåá¸øü, à òóò ÿ òåáå îáåñïå÷ó è æèëü¸, è ïèòàíèå, è ðàçâëå÷åíèÿ. Íàäî æå ïîëüçîâàòüñÿ ñëóæåáíûì ïîëîæåíèåì. Ïðèåçæàé, à òî ÿ ñîïüþñü ñ òîñêè, à òû âèíîâàò áóäåøü.

Äî ïåðâîãî äåæóðñòâà â áîëüíèöå îñòàâàëàñü íåäåëÿ, â êàðìàíå áðåí÷àëà êàêàÿ-òî ìåëî÷ü. ß ïëþíóë è ïîåõàë.

Äâà ÷àñà íà ïîåçäå, åù¸ òðè íà òðÿñêîé ýëåêòðè÷êå «çàéöåì». È âîò ÿ íà òèõîé ñòàíöèè ñ íàçâàíèåì çàêàí÷èâàþùèìñÿ íà «…÷è». Âîëîäÿ áåðò ìåíÿ â áîðöîâñêèé çàõâàò, ðàäîñòíî ëóïèò ïî ñïèíå. Çà óãëîì ñòîèò ÷óäî ìåõàíè÷åñêîé ìûñëè – ìîòîöèêë ñ êîëÿñêîé. ß òàêèõ óæå ëåò äåñÿòü íå âèäåë. Çà âîäèòåëÿ – óëûáàþùèéñÿ âî âñå äâåíàäöàòü çóáîâ äîÿð Ãðèøà. Ìåíÿ óñàäèëè â êîëÿñêó è ñ âåòåðêîì ïîâåçëè ïî ðàçäîëáàííîé ãðàâèéêå.

Ïàðèæ-Äàêêàð ãîâîðèòå? Äà ïî ñðàâíåíèþ ñ ãðàâèéêîé Íîâàÿ Ìûø-Ìàëîå Âàó÷î ýòà ïðîñëàâëåííàÿ òðàññà ðûäàåò îò çàâèñòè. Íåñêîëüêî ðàç ìîòîöèêë åäâà íå âñòàâàë äà äûáû, à îäíàæäû êîëÿñêà äîáðûõ ïîëñîòíè ìåòðîâ ïðîåõàëà íå êàñàÿñü êîëåñîì çåìëè. È âñ¸ ýòî íà ñêîðîñòè ïîä âîñåìüäåñÿò è íåïðåêðàùàþùèéñÿ òðûíä¸æ Ãðèøè. Ïî-ìîåìó îí áûë ñèëüíî íåòðåçâ è íà äîðîãó íå ñìîòðåë âîîáùå.

Äîåõàëè. Ïåðâûå äâà äíÿ ðàññêàçûâàòü íå áóäó. Íå ïîìíþ. Âîëîäÿ ñíèìàë êîìíàòó ó áåçðîïîòíîé ñòàðóøêè, ïîëíîñòüþ ïîä÷èí¸ííîé åãî âîëå. Ïàöèåíòû ïðèõîäèëè ê äîõòóðó ïðÿìî äîìîé. Ïðèõîäèëè â ëþáîå âðåìÿ ñóòîê. Ñòó÷àëè â îêíî è â òðè ÷àñà íî÷è, è â ïÿòü óòðà. Âîëîäÿ âñòàâàë â ëþáîì ñîñòîÿíèè, ëå÷èë, ñîâåòîâàë, âûïèñûâàë ðåöåïòû, îòïðàâëÿë íà àíàëèçû. Íàðîäíèê. Ñåé÷àñ òàêèõ óæå íå äåëàþò. Äà è òîãäà íå äåëàëè, ýòî Âîëîäÿ áûë ñóìàñøåäøèé. Çàòî è àâòîðèòåò ó íåãî â äåðåâíå áûë êàê ó ïðåäñåäàòåëÿ. Çäîðîâàòüñÿ íà÷èíàëè çà äåñÿòü øàãîâ. À ÷òî äîêòîð ñàìîãîíêó õëåùåò, òàê êòî íûí÷å å¸ íå õëåùåò? Ñâîé ÷åëîâåê.

Ñòðàøíîå äåëî, ìû äàæå íà ñåëüñêóþ äèñêîòåêó â êëóá âûáðàëèñü. Ïîòîëêàëèñü ñðåäè òðèíàäöàòèëåòíèõ êðàñàâèö, íàêðàøåííûõ, êàê àìåðèêàíñêèå ñïåöíàçîâöû, ïîñëóøàëè õðèïÿùåãî Ñåðãåÿ Æóêîâà, âñïëàêíóëè îò íîñòàëüãèè. È íèêòî íàñ ïàëüöåì íå òðîíóë, äàæå «Ïðèìîé» óãîñòèëè. Àâòîðèòåò, ÷òî è ãîâîðèòü.

Íà òðåòèé äåíü ó Âîëîäè áûë ïðè¸ì ñ óòðà, ïîýòîìó âñòàëè ñ ïåðâûìè ïåòóõàìè è ïîøëè ñìîòðåòü áîëüíèöó.

Î áîëüíèöå ñòîèò ñêàçàòü îòäåëüíî. Ïîñòðîèëè å¸ åù¸ ïðè èìïåðàòîðå Àëåêñàíäðå Ìèðîòâîðöå ïî âûñî÷àéøåìó ñîèçâîëåíèþ ãóáåðíàòîðà Òðóáåöêîãî èç êðàñíîãî êèðïè÷à.  ïåðâóþ ìèðîâóþ è ãðàæäàíñêóþ âîéíó ïî áîëüíèöå ñòðåëÿëè èç ïóøåê, âî âòîðóþ ìèðîâóþ – áîìáèëè ñ ñàìîë¸òà. Ïîòîì áîëüíèöó ïîêðàñèëè, âñòàâèëè îêíà, è îíà çàðàáîòàëà êàê ïðåæäå.  øåñòèäåñÿòûå, êàê âîäèòñÿ, ñäåëàëè ïðèñòðîéêó èç ñèëèêàòíîãî êèðïè÷à. Ê ìîåìó ïðèåçäó ïðèñòðîéêà ðàçâàëèëàñü, çèÿëà ïðîâàëàìè âûáèòûõ ñò¸êîë è àêòèâíî ðàñòàñêèâàëàñü ìåñòíûìè æèòåëÿìè äëÿ õîçÿéñòâåííûõ íóæä. Ðÿäîì ñ áîëüíèöåé â òå æå ãîäû èìïåðñêîãî ïðàâëåíèÿ ïîñòðîèëè öåðêâóøêó. Äàáû óìåðøèõ â áîëüíèöå ïàöèåíòîâ äëÿ îòïåâàíèÿ äàëåêî íå íîñèòü. Öåðêâóøêà òîæå âûíåñëà ìíîãèå íåâçãîäû, íî â òå æå øåñòèäåñÿòûå ïðèåõàëè íåõîðîøèå ëþäè èç ñòîëèöû è âçîðâàëè íàôèã ãëàâíûé êóïîë èñòîðè÷åñêîãî ïàìÿòíèêà êîíöà äåâÿòíàäöàòîãî âåêà. Êîëîêîëüíÿ óïàëà îò âçðûâíîé âîëíû, åù¸ äâà êóïîëà ñèëüíî ïîêîñèëèñü. Íà ýòîì âçðûâ÷àòêà ó íåõîðîøèõ ëþäåé êîí÷èëàñü, îíè ïëþíóëè è óåõàëè îáðàòíî. Òàê ðàçâàëèíû è ñòîÿëè.

Ñèäèì ìû ñ Âîëîäåé íà äåðåâÿííîé áîëüíè÷íîé ëàâî÷êå, êóðèì è ëþáóåìñÿ ïî÷òè öåëûì ëèêîì Íèêîëàÿ ×óäîòâîðöà îòëè÷íî âèäíûì ÷åðåç ïðîëîì â ñòåíå. Ïðèêðîåøü ãëàçà, è â áëàãîëåïíîé äåðåâåíñêîé òèøèíå ìîæíî ïî÷óâñòâîâàòü ñåáÿ òî ëè Àíòîíîì Ïàâëîâè÷åì, òî ëè ôåëüäøåðîì Ëóêè÷îì. Ìàøèíà âðåìåíè. À ìèìî íàñ èäóò ïîëäåñÿòêà ñòàðóøåê â ò¸ìíûõ ïëàòî÷êàõ. Âñå ñ â¸äðàìè, êàíèñòðàìè. Ñ Âîëîäåé çäîðîâàþòñÿ, íà ìåíÿ ïîãëÿäûâàþò ëóêàâî.

– Êóäà ýòî îíè? – ëþáîïûòñòâóþ ó êîëëåãè.

– À, – ìàøåò ðóêîé äîêòîð. – Åñòü òóò ïîä öåðêâóøêîé êàêîé-òî ñâÿòîé èñòî÷íèê. Ê íåìó çà âîäîé è õîäÿò.

– Êàêîé èñòî÷íèê? – óäèâëÿþñü ÿ.

– Äà ôèã åãî çíàåò! – ïîæèìàåò ïëå÷àìè Âîëîäÿ. – ß ñ ýòèì èñòî÷íèêîì ïîëãîäà âîåâàë. Åðåñü è ïðîâîêàöèÿ. Îíè æ êàê çàáîëåþò, âìåñòî òîãî, ÷òîá â áîëüíèöó èäòè, âîäû â èñòî÷íèêå íàáèðàþò. È ëå÷àòñÿ ïðèìî÷êàìè è ñòàêàíàìè âíóòðü. À ìíå ïîòîì çàïóùåííûå ñëó÷àè âûòàñêèâàòü. ß èì óæå è ëåêöèè ÷èòàë, è ñàíñòàíöèþ íà ýòîò èñòî÷íèê âûçûâàë – âñ¸ áåç òîëêó. Ãîâîðÿò – òû, äîêòîð, òóò áåç ãîäó íåäåëÿ, à «êðûíèöå» äâåñòè ëåò. Åù¸ íàøè äåäû-ïðàäåäû ëå÷èëèñü. Íå ïîñïîðèøü ñ òàêèì àðãóìåíòîì.

– À ñàíñòàíöèÿ ÷òî?

– À ÷òî îíè ñäåëàþò? Ïðèåõàëè, àíàëèçû âçÿëè. Íè÷åãî âîäà, ïèòü ìîæíî. Æåëåçà òîëüêî ìíîãî. È õëîðêè.

– Õëîðêè? – óäèâèëñÿ ÿ.

– Àãà, – äîâîëüíî óõìûëüíóëñÿ Âîëîäÿ. – Ó íàñ òóò ïîä áîëüíèöåé çàïàñû ñîëåé õëîðà. È æåëåçà. Ìîæíî ñòàëåïëàâèëüíûé êîìáèíàò îòêðûâàòü.

– Èçäåâàåøüñÿ?

– Ñàìî ñîáîé. Ïðè÷¸ì íàñ÷¸ò äåäîâ è ïðàäåäîâ. Ïîêîïàëñÿ ÿ â èñòîðè÷åñêèõ äîêóìåíòàõ.  ìóçåå ìåñòíîì, ó Ëåîíèäà Ïàâëîâè÷à, ÿ âàñ ïîòîì ïîçíàêîìëþ, ìèðîâîé ñòàðèê, ïîë-ëèòðà ìîæåò çà âå÷åð âûïèòü è íè â îäíîì ãëàçó. À åìó óæå âîñåìüäåñÿò òðè ãîäà. Òàê âîò – íè â îäíîì äîêóìåíòå ïðî ñâÿòîé èñòî÷íèê íè ñëîâà. Áðåøóò áàáêè.

À äåëåãàöèÿ óæå íàçàä äâèãàåòñÿ. Èäóò, êðåñòÿòñÿ, ïñàëìû êàêèå-òî õîðîì ïîþò. È, ñîïÿ, òàùàò íà ñåáå ïîëíûå êàíèñòðû.

– ß âîò äóìàþ, ÷òî ïîëüçà îò ýòîãî èñòî÷íèêà âñ¸-òàêè åñòü, – ãîâîðèò Âîëîäÿ. – Êàêàÿ-íèêàêàÿ åæåäíåâíàÿ ôèçêóëüòóðà äëÿ ñòàðóøåê ìåñòíûõ. Äà è ýôôåêò ïëàöåáî íèêòî íå îòìåíÿë.

Äîêóðèëè ìû, è ïîøëè áîëüíûõ ïðèíèìàòü. Âîëîäÿ – ðàáîòàòü, à ÿ òàê, ðÿäîì ïîñèäåòü. Ïðèíåñè-ïîäàé-îòîéäèòå êîëëåãà, ìíå òóò êîíñèëèóì íå íóæåí.

Îòäîõíóë çíàòíî. Ïîëîâèë ðûáêó â ò¸ìíîì ëåñíîì îçåðå, íàêóïàëñÿ, îòúåëñÿ. Äàæå óåçæàòü íå çàõîòåëîñü. Ïîçàâèäîâàë Âîëîäå. Ãîâîðþ:

– Õîðîøî ó òåáÿ òóò, òèøèíà, ëåïîòà.

– Àãà, – âçäîõíóë äîêòîð. – Îñîáåííî îñåíüþ, êîãäà ãðàâèéêà îò ñòàíöèè â ãðÿçè òîíåò. Íå ïðîéòè ñþäà, íå ïðîåõàòü. È ïî òåëåâèçîðó òðè êàíàëà. Ñàìîå êðóòîå øîó – óòðåííèå íîâîñòè. Èç ïðî÷èõ ñðåäñòâ ìàññîâîé èíôîðìàöèè – ãàçåòà «Ñåëüñêèé ÷àñ» è «Âåñòíèê ïåíñèîíåðà». À çèìîé ñíåãîì çàìåòàåò ïî ñàìûå îêíà. Íà õóòîðà ê áîëüíûì íà òðàêòîðå åçæó. Ïðåäñåäàòåëü òîëêîâûé, ïîìîãàåò. Íè÷åãî, åù¸ ãîä è â ðàéöåíòð ïåðåáåðóñü.

Óåõàë ÿ. À ÷åðåç ìåñÿö Âîëîäÿ çâîíèò, ðæ¸ò.

– Âñ¸, ó íàñ òóò ðàñêîë öåðêâè, êðóøåíèå âåðû è áåñïîùàäíûé ðóññêèé áóíò!

– ×òî ñëó÷èëîñü?

– Äà âîäîïðîâîä ó íàñ â áîëüíèöå ñòàðûé. Ïðè òîì æå èìïåðàòîðå Ìèðîòâîðöå ñäåëàííûé. È ñ òåõ ïîð ðåìîíòèðîâàëñÿ ðåäêî. Äðÿíü, õàëòóðà. Íå ìîãëà ïîñòðîèòü, ÷òîá íà äâåñòè ëåò õâàòèëî. Ïîëîìàëñÿ êîðî÷å. Ïîâîçèëèñü ìåñòíûå óìåëüöû – íå ðàçîáðàëèñü. Âûçâàëè ìàñòåðîâ èç ðàéöåíòðà. Òå íàøëè â ïîäâàëå êàêîé-òî âåíòèëü ìåäíûé, ñ ïå÷àòÿìè öàðñêèìè è ïåðåêðûëè íàôèã. È ñâÿòîé èñòî÷íèê èññÿê.

– Êàê èññÿê? – óäèâèëñÿ ÿ.

– À âîò òàê! ß æå ãîâîðèë òåáå, ÷òî âñ¸ ýòî æåëåçî-õëîðêà íåñïðîñòà. Ñèñòåìà âîäîïîäà÷è òóò äðåâíÿÿ, òÿíåò ñ âîäîêà÷êè ïîñòîÿííî. À èçëèøåê ÷åðåç îòäåëüíóþ òðóáó çà áîëüíè÷íûé çàáîð â îâðàã âûâåäåí. Êàê ðàç ìåæäó êîðïóñîì è öåðêâóøêîé. Òðóáà-òî çåìë¸é çàðîñëà çà ãîäû, ïðî íå¸ âñå çàáûëè. Âîò è ïîëó÷èëàñü ñâÿòàÿ êðûíèöà.

– Òàê íàäî ïîêàçàòü ñòàðóøêàì âîäîïðîâîä, îáúÿñíèòü.

– ß ÷òî, ñàìîóáèéöà? Ó ìåíÿ òóò Ïåðâûé Ëèîíñêèé ñîáîð ñ àíàôåìàìè è îòëó÷åíèÿìè. Ïîëîâèíà áàáîê êðè÷èò, ÷òî ñëåñàðè ñâÿòîé èñòî÷íèê ïîëîìàëè, âòîðàÿ ïîëîâèíà, ÷òî ýòî îí îò ãðåõîâ ëþäñêèõ èññÿê. Äî äðàêè ïîêà íå äîøëî, íî ïîä âîðîòà óæå êòî-òî êîìó-òî ïîìîè âûëèë. Ïî íûíåøíåé æàðå – ñòðàøíàÿ ìåñòü. È âîò ÷òî èíòåðåñíî, áàáêè ýòè âñþ æèçíü â êîëõîçå îòðàáîòàëè. Äîìà ó íèõ â ñóíäóêàõ âñÿêèå âûìïåëà, ãðàìîòû çà íàäîè. Ïàðòáèëåòû ó ìíîãèõ ïðèïðÿòàíû. Êàê ìîëîäûå áûëè, òàê î âåðå íå äóìàëè. Ìîæåò, è ïîìîãàëè òåì, êòî öåðêîâü âçðûâàë. À òåïåðü ïðîáèëî èõ. Äàæå íå íà âåðó, íà ìðàêîáåñèå êàêîå-òî. Âåäü ïîêà èñòî÷íèê ðàáîòàë, õîäèëè òèõèå òàêèå, íàáîæíûå. À ñåé÷àñ ñëûøàë áû òû, êàêèìè ñëîâàìè îíè äðóã äðóãà êëÿíóò. Óøè â òðóáî÷êó ñâîðà÷èâàþòñÿ.

Èñòîðèÿ çàêîí÷èëàñü ïðåäñêàçóåìî. Âîäîïðîâîä ïî÷èíèëè, «ñâÿòîé» èñòî÷íèê ñíîâà çàðàáîòàë. Åæåäíåâíàÿ äåëåãàöèÿ ê íåìó âðîäå áû âîçîáíîâèëàñü, áàáêè íå ïîâåðèëè â ðóêîòâîðíóþ ïðèðîäó «êðûíèöû». À îñåíüþ â ïîñ¸ëîê ïî ðàñïðåäåëåíèþ èç ñåìèíàðèè ïðèåõàë ìîëîäîé áàòþøêà. Öåðêîâü âîññòàíîâèòü è ïîðÿäîê íàâåñòè.  ïåðâûé æå âå÷åð îíè ñ äîêòîðîì óñòðîèëè ïîñèäåëêè «çà æèçíü», è Âîëîäÿ ïðî êàçóñ ñ ðîäíèêîì ðàññêàçàë. Áàòþøêà ïåðåä ñåìèíàðèåé îòñëóæèë â òàíêîâûõ âîéñêàõ, ïîýòîìó ïîðÿäîê íàâ¸ë áûñòðî. Ñîáðàë àêòèâèñòîê ñâÿòîé âîäû, ïåðâûì äåëîì ðàçäàë èì òðûíäþëåé, îáúÿñíèë îòëè÷èÿ ñóåâåðèÿ îò âåðû. Áàáóñüêè ïðîíèêëèñü. Âåñíîé öåðêîâíîå íà÷àëüñòâî âûäåëèëî äåíüãè, ïðîëîìû â ñòåíàõ çàëîæèëè êèðïè÷îì, êóïîëà ïîäïðàâèëè, âìåñòî ãëàâíîãî âîçâåëè êàêóþ-òî âðåìåííóþ êðûøó, ÷òîá ðîñïèñü îò ñûðîñòè ñîâñåì íå èñïîðòèëàñü. Ñâÿùåííèêó ïîñòàâèëè ðÿäîì ñ öåðêîâüþ äîìèøêî. Íó è çàæèëà äåðåâíÿ íå ïî ñóåâåðèþ, à ïî âåðå.

À åñëè è ïðèåçæàëè ñ õóòîðîâ ñåëÿíå ñ êàíèñòðàìè, ÷òîá ïî ñòàðîé ïàìÿòè íàáðàòü ñâÿòîé âîäû, òî áàòþøêà íå ëåíèëñÿ, âûõîäèë èç äîìèêà è ãðîìîãëàñíî ãðîçèë ìðàêîáåñàì êàðàìè íåáåñíûìè. Òàê è îòó÷èë.

Àâòîð Ïàâåë Ãóøèíåö (DoktorLobanov). Ðàññêàç èç êíèãè “Ïîðà â îòïóñê”

Источник