Реабилитация после инсульта кадыков черникова

Реабилитация после инсульта кадыков черникова thumbnail

Авторы:

Кадыков Альберт Серафимович – д.м.н., профессор, руководитель неврологического отделения ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Черникова Людмила Александровна — д.м.н., профессор.

Шахпаронова Наталья Владимировна — д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Реабилитация после инсульта кадыков черникова

Афазия, встречающаяся почти у трети больных, перенесших инсульт, это своеобразное расстройство мышления, при котором нарушается возможность правильно оперировать словами. В одних случаях больной не может составить фразу или вспомнить нужное слово, в других перестает понимать речь окружающих. Однако, как правило, у больных с афазией полностью сохранены интеллект, образное мышление, зрительная память, зрение, слух, с опорой на которые и работает специалист по восстановлению речи.

Кроме афазии у больных, перенесших инсульт, встречается и другой вид речевого расстройства — дизартрия, для которой характерно нарушение правильного произношения звуков и слов. В отличие от больных с афазией при дизартрии сохранены «внутренняя речь» (речь про себя), понимание речи окружающих, чтение и письмо.

Восстановление движений и речи не всегда идет параллельно. Процесс восстановления речи иногда происходит несколько медленнее, чем восстановление движений, и может продолжаться и год, и два, а в некоторых случаях три и даже более лет. И здесь роль семьи неоценима, тем более что логопедическая служба имеется лишь в нескольких городах страны. Родственники, получив необходимую консультацию у логопеда или врача, знакомого с проблемой логопедического обучения, в значительной степени могут помочь больному в восстановлении речи и таких тесно связанных с речью функций как чтение и письмо. Помощь в этом могут оказать различные пособия по коррекции речи.

Занятия по восстановлению речи рекомендуется начинать уже в первые 1-2 недели после инсульта. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения. Родным и близким больного необходимо знать, что интеллект при нарушении речи, как правило, не страдает и к больному с афазией нельзя относиться как к полупомешанному или как к неразумному ребенку. Даже при грубых нарушениях речи сохраняется не только логичность мышления и адекватная реакция на окружающее, но и творческие способности. Так, известный русский композитор Альфред  Шнитке, страдая последние годы жизни речевыми нарушениями в результате повторных инсультов, продолжал сочинять прекрасную музыку.

Моторная афазия

Моторная афазия развивается при поражении заднелобных отделов левого полушария (т.н. речевой зоны Брока). Расположенный в этой области центр моторной речи регулирует не только выбор звуков, слогов и слов в процессе речевого высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, т.е. организует синтаксическое оформление предложения. При поражении этой области больной застревает на каком-либо слове и слоге и несколько раз его повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях речь полностью отсутствует или больной способен повторять лишь отдельные слова. Больных с нарушением собственной речи, в основном встречающимся при моторной афазии, важно побуждать к собственным высказываниям, строить разговор с ними в виде беседы, диалога, чаще обращаться с каким-нибудь вопросом при выполнении ими работы по дому. За обеденным столом, за просмотром телепередач. Сам больной, особенно на первых порах, при ответах, не должен торопиться, стараясь произносить слово или фразу четко и медленно.

Иногда занятия, проводимые с больным его родственниками, ограничиваются лишь упражнениями в названии и повторении отдельных предметов, как правило, существительных в именительном падеже. И в дальнейшем по мере восстановления речи у них может выработаться т.н. «телеграфный стиль», когда такой больной вместо фразы «Вынь из холодильника тарелку с ветчиной» говорит «Холодильник, тарелка, ветчина».

Во избежание этого надо сразу же стремиться к формированию речи, состоящей хотя бы на первых порах из коротких фраз типа «здравствуйте», «хочу пить», «дайте хлеб», «идем гулять».

Большую роль в восстановлении собственной речи играют методики «расстормаживания». Расстормаживание речевой функции возможно за счет вовлечения сохраненных речевых автоматизмов: порядковый счет до десяти, название дней недели и месяцев года, куплеты любимых песен и строфы знакомых стихотворений.

По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз, тема которых подсказана последними событиями дня: «Сегодня был врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я буду обедать. Дайте мне лекарство».

По мере улучшения речи больного от диалога переходят к восстановлению монолога — собственному речевому высказыванию больного и осуществляется это восстановление в несколько этапов:

— Пересказ рассказанного логопедом или прочитанного больным текста (первоначально очень простого, в дальнейшем –более сложного);

Читайте также:  Как сделать массаж при инсульте

— Рассказ по картинке;

— Рассказ на заданную тему: «в магазине», «в аптеке», «в театре», биографии известных больному писателей, ученых, общественных деятелей;

— Рассказ о собственной жизни, о проведенном дне;

— Коллективное (в семье, логопедической группе) обсуждение какой-либо темы.

На определенном этапе восстановления речи имеет смысл использование магнитофона. Больной прослушивает наговоренный им текст, находит сделанные ошибки, повторяет его и снова слушает запись.

Сенсорная афазия

В задних отделах височной доли левого полушария головного мозга расположен центр понимания речи окружающих (центр Вернике), принимающий участие в восприятии на слух специфических звуков речи (фонем) и осуществляющий слухоречевую память. При поражении зоны Вернике возникает нарушение понимания речи окружающих, в основе которых лежит нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти.

Понимание речи включает три основных компонента:

— Понимание значения слова;

— Понимание значения предложения;

— Понимание значения целевого высказывания.

Соответственно восстановлению понимания речи также проходит три этапа: от понимания значения слова к пониманию предложения, а затем и высказывания в целом. Большое значение имеет угадывающее понимание, когда больной не понимает высказывания в целом, но по отдельным понятным ему словам и по ситуации может угадать, что хочет сказать собеседник. Это иногда вводит в заблуждение родных, ошибочно полагающих, что больной все хорошо понимает.

Самым губительным для восстановления речи является так называемая «речевая изоляция» больного, когда он предоставлен сам себе, с ним мало разговаривают, его не приглашают для участия в общей беседе, для обсуждения домашних проблем.

Для стимуляции понимания речи окружающих используют беседы, в основном, на простые темы. Спрашивают у больного, хочет ли он есть, пить, пойти погулять, спать, просят его передать какой-либо предмет (не показывая на него пальцем), или произвести какое-либо действие (встать, сесть, взять вилку, включить телевизор и т.д.).

Если больной затрудняется выполнить действие или показать предмет, необходимо подсказать ему и повторно его попросить. После освоения простых операции круг предметов и действий расширяется.

Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, ему предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические  параметры. Больному надо деликатно показать его ошибки. Та как у него нарушено понимание речи, объясняться с ним приходится с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику собеседника, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом. Для восстановления понимания речи используют картинки с изображением различных предметов, животных, частей тела, с подписями к ним. Удобно использовать картинки из детского лото. Больного просят разложить подписи к предметным картинкам, обозначающие их слова, написанные на отдельных маленьких полосках бумаги. Когда больной научится справляться с этим заданием, предлагают списывать эти подписи и читать их вслух.

Восстановление чтения и письма

Параллельно с речевым общением и занятиями по восстановлению устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т.к. восстановление этих функции в значительной степени будет способствовать  и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой, следует учить больного писать левой. Лучше начинать обучение письму, чем печатанию на машинке/компьютере, т.к.  письмо прописью тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение печатанию на машинке/компьютере, особенно в тех случаях, когда больной владел уже ими до болезни. Чтение лучше начинать с печатных слов, письменные задания больному стараться на первых порах писать печатными буквами и лишь в дальнейшем переходить на прописные буквы, написанные разборчиво и четко. С первых дней, еще до полного восстановления функции чтения следует больному давать просматривать газеты и журналы, которые он имел обыкновение читать до болезни, т.к. у больных даже с нарушением функций аналитического чтения часто сохраняется возможность угадывающего чтения.

Для проведения занятий по восстановлению речи, чтения, письма требуются различные пособия:

— Предметные и сюжетные картинки (их можно вырезать из детских книг, журналов);

— Разрезная азбука, букварь;

— Книги для чтения; на первых порах это книги для младшего возраста: сказки, рассказы, например Л.Н. Толстой, учебники русского языка для иностранцев.

Читайте также:  Если инсульт больничный лист

Занятия по восстановлению речи при хорошем общем состоянии больного проводятся по 30-60 минут 1-3 раза в день. Однако многие больные не могут долго концентрировать свое внимание. При длительном умственном напряжении у них возникают головные боли, головокружение, повышается кровяное давление. В этих случаях занятия следует проводить по 10-15-20 минут, но количество их в течение дня увеличить до 5-7 раз. Однако, стремясь почаще проводить восстановительные занятия, не надо оказывать психологическое давление, когда больной плохо себя чувствует или не в настроении; не следует прерывать, если он хочет что-либо сказать, но это плохо получается.

Источник

А.С. Кадыков 
М.: Миклош, 2003. 176 с.

Предлагаемая вниманию читателей книга – плод многолетней практической работы автора – профессора А.С. Кадыкова, руководителя отделения реабилитации НИИ неврологии РАМН. 
Достижения последних лет в области лечения сосудистых катастроф, и в том числе инсультов, наряду с возрастающей распространенностью этих заболеваний в популяции, привело к тому, что значительно возросло число больных, переживших инсульт и нуждающихся в восстановительном лечении. Читатели найдут здесь современную классификацию инсультов и их последствий, подробный рассказ об основных методиках, применяемых в реабилитации больных, перенесших инсульт. 
Книга предназначена для врачей-невропатологов, физиотерапевтов, логопедов, инструкторов по лечебной физкультуре – всех, кто принимает участие в возвращении больных к нормальной, полноценной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Нарушения мозгового кровообращения
1.1. Эпидемиология 
1.2. Ишемический инсульт (инфаркт мозга) 
     1.2.1. Атеротромботический инсульт 
     1.2.2. Гемодинамический инсульт
     1.2.3. Кардиоэмболический инсульт 
     1.2.4. Некардиогенные эмболические инсульты 
     1.2.5. Лакунарный инфаркт 
     1.2.6. Гемореологические инсульты 
1.3. Внутримозговые кровоизлияния (геморрагический инсульт) 
1.4. Субарахноидальные кровоизлияния 
1.5. Дисциркуляторная (сосудистая) энцефалопатия 
1.6. Исследования в ангионеврологии 
Литература к 1 главе

Глава 2. Последствия инсульта
2.1. Параличи и парезы
2.2. Изменения мышечного тонуса 
2.3. Нарушение функции ходьбы 
2.4. Нарушение чувствительности. Центральный болевой синдром 
2.5. Зрительные и глазодвигательные нарушения 
2.6. Бульбарные и псевдобульбарные нарушения (дисфагия, дизартрия, дисфония)
2.7. Постинсультные трофические нарушения 
2.8. Речевые нарушения 
2.9. Неречевые очаговые нарушения высших функций у больных, перенесших инсульт 
     2.9.1. Зрительная агнозия 
     2.9.2. “Чистая” алексия 
     2.9.3. Слуховая агнозия 
     2.9.4. Агнозии, характерные для поражения правого полушария 
     2.9.5. Апраксия
     2.9.6. Акалькулия
2.10. Постинсультные когнитивные и эмоционально-волевые нарушения.
          Нейропсихопатологические синдромы 
     2.10.1. Когнитивные нарушения 
     2.10.2. Эмоционально-волевые нарушения 
     2.10.3. Нейропсихопатологические синдромы 
2.11. Вторичные постинсультные осложнения 
     2.11.1. Осложнения острого периода инсульта 
     2.11.2. Контрактуры 
     2.11.3. Склонность к падениям 
     2.11.4. Нарушение тазовых функций 
     2.11.5. Психическая и социальная дезадаптация. Нарушение сна
     2.11.6. Постинсультная эпилепсия 
     2.11.7. Апаллический синдром и другие особые состояния в постинсультный период 
2.12. Социальные последствия инсульта 
     2.12.1. Нарушение повседневной жизненной активности 
     2.12.2. Нарушение поведения, коммуникации, социальных контактов 
     2.12.3. Потеря трудоспособности 
     2.12.4. Качество жизни после инсульта
Литература ко 2 главе

Глава 3. Прогностические факторы восстановления
3.1. Теоретические предпосылки восстановления функций 
3.2. Предикторы восстановления
     3.2.1. Размеры и локализация очага поражения. Характер инсульта
     3.2.2. Латерализация поражения. Леворукость
     3.2.3. Состояние мозгового кровотока 
     3.2.4. Биологические факторы 
     3.2.5. Прогностическое значение некоторых клинических факторов 
3.3. Факторы реабилитации 
Литература к 3 главе

Глава 4. Реабилитация после инсульта
4.1. Основные принципы реабилитации 
4.2. Раннее начало реабилитации. Особенности реабилитации в остром периоде инсульта 
4.3. Длительность и систематичность реабилитации. Поэтапное построение системы реабилитации
4.4. Участие больного и его семьи в реабилитационном процессе
4.5. Реабилитация больных с двигательными нарушениями 
     4.5.1. Кинезотерапия 
     4.5.2. Лечебный массаж 
     4.5.3. Физиотерапия 
     4.5.4. Биоуправление с обратной связью
     4.5.5. Протезно-ортопедические приспособления 
     4.5.6. Трудотерапия 
4.6. Восстановительное обучение больных с нарушением речи, чтения и письма 
4.7. Психотерапия. Работа с семьей
4.8. Реабилитационные комплексы при различных постинсультных синдромах
4.9. Исходы восстановления после инсульта 
Литература к 4 главе

Глава 5. Профилактика повторных инсультов
5.1. Основные факторы риска развития инсульта и возможности их коррекции
5.2. Профилактика повторных инсультов
    5.2.1. Профилактика инфаркта мозга при субарахноидальном кровоизлиянии 
    5.2.2. Профилактика повторных кровоизлияний в мозг 
Литература к 5 главе

Читайте также:  Массаж при инсульте с эфирными маслами

2003 г.

Источник

Наука

  • Научно-координационный и образовательный отдел
  • Основные направления научной деятельности
  • Научные подразделения
  • Научные достижения
  • Ученый совет
  • Диссертационный совет
  • Лекции, мастер-классы и другие научные мероприятия
  • Участие в Федеральных целевых программах
  • Центр коллективного пользования “Структурно-функциональное картирование мозга”

    • О ЦКП
    • Услуги и методики ЦКП
    • Оборудование ЦКП
    • Заявка на проведение исследования
    • Документы
    • Контакты
  • Монографии, руководства и методические рекомендации
  • Журналы
  • Патенты
  • Совет молодых учёных
  • Международная деятельность
  • Сотрудничающие центры (филиалы)
  • Федеральный научный центр рассеянного склероза
  • Национальное общество по изучению болезни Паркинсона и расстройств движений
  • Премия имени профессора П.Я. Гапонюка в области сосудистой патологии мозга 2017
  • МАНН
  • Локальный этический комитет
  • Новости
  • Статьи для практикующих врачей
  • Доступные электронные ресурсы

Реабилитация после инсульта кадыков черникова

Кадыков А.С., Черникова Л.А, Шахпаронова Н.А. 
М.: МЕДпресс-информ, 2014. 560 с.

В настоящем клиническом руководстве раскрывается широкий круг вопросов нейрореабилитации: социально-психологическая и бытовая реабилитация, принципы ее оценки и измерения результатов, противопоказания к реабилитации, профилактика и лечение некоторых осложнений и др. Большое место в руководстве занимают важные в практическом отношении сведения о реабилитации при сосудистых заболеваниях, травмах головного и спинного мозга, тазовых и половых нарушениях, паркинсонизме, рассеянном склерозе, афазии, атаксии, нарушениях глотания и др.

Для специалистов-реабилитологов, врачей общей практики и восстановительной медицины, невропатологов, а также студентов старших курсов медицинских вузов и интернов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Часть I . Общие вопросы нейрореабилитации 
Глава 1. Нейропластичность — основа восстановления нарушенных функций. А.С. Кадыков, Л.А. Черникова 
Глава 2. Основные принципы реабилитации больных с заболеваниями головного мозга. А.С. Кадыков, Л.А. Черникова, Н.В. Шахпаронова
Глава 3. Социально-психологическая и бытовая реабилитация больных при заболеваниях нервной системы. Н.В. Шахпаронова, А.С. Кадыков, Л.А. Черникова
3.1. Социальные последствия заболеваний нервной системы 
3.2. Социально-психологическая и бытовая реабилитация 
Глава 4. Принципы оценки и измерения результатов реабилитации. Л.А. Черникова, А.С. Кадыков 
4.1. Шкалы для оценки степени выраженности периферического пареза 
4.2. Шкалы для оценки степени тяжести спастического пареза
4.3. Оценка спастичности 
4.4. Оценка чувствительных нарушений 
4.5. Оценка функции поддержания вертикальной позы 
4.6. Оценка нарушений ходьбы 
4.7. Оценка мобильности 
4.8. Методы оценки боли 
4.9. Оценка проявлений паркинсонизма

Часть II . Реабилитация больных с заболеваниями и травмами нервной системы
Глава 5. Инсульт. А.С. Кадыков, Л.А. Черникова, Н.В. Шахпаронова 
5.1. Восстановление нарушенных функций и способностей 
5.2. Профилактика осложнений острого и восстановительного периодов 
5.3. Реабилитационный потенциал. Противопоказания к реабилитации. Ограничения реабилитации 
5.4. Прогностическое значение некоторых клинических факторов 
Глава 6. Хронические сосудистые заболевания головного мозга. А.С. Кадыков, Н.В. Шахпаронова, Л.А. Черникова 
Глава 7. Травма головного мозга. Л.А. Черникова, А.С. Кадыков 
7.1. Классификация ЧМТ, оценка тяжести состояния больного и тяжести ЧМТ, прогноз восстановления 
7.2. Реабилитация больных с легкой ЧМТ 
7.3. Реабилитация больных со среднетяжелой и тяжелой ЧМТ в остром периоде 
7.4. Реабилитация в промежуточном и отдаленном периодах тяжелой ЧМТ 
Глава 8. Позвоночно-спинномозговая травма. Л.А. Черникова, А.С. Кадыков 
8.1. Эпидемиология позвоночно-спинномозговой травмы, клинические формы и периоды 
8.2. Реабилитационные мероприятия в остром и раннем периодах ПСМТ (до 3 нед. после травмы) 
8.3. Реабилитационные мероприятия в промежуточном и позднем периодах ПСМТ (начиная с 3-й нед. от момента травмы) 
8.4. Профилактика и лечение некоторых осложнений при повреждениях спинного мозга 
Глава 9. Болезнь Паркинсона и паркинсонизм. А.С. Кадыков, Л.А. Черникова, Н.В. Шахпаронова 
9.1. Классификация, эпидемиология паркинсонизма, клинические формы 
9.2. Медикаментозная реабилитация больных с БП 
9.3. Физическая реабилитация больных с БП 
9.4. Лечение коморбидных симптомов паркинсонизма 
Глава 10. Рассеянный склероз. А.С. Кадыков, Л.А. Черникова 
10.1. Реабилитационные мероприятия при спастических парезах 
10.2. Реабилитационные мероприятия при спастичности 
10.3. Реабилитационные мероприятия при мозжечковых нарушениях 
12.4. Спонтанное восстановление движений при центральном парезе после острого заболевания головного мозга 
12.5. Реабилитация больных с центральными парезами 
Глава 13. Периферический парез. Л.А. Черникова, А.С. Кадыков 
13.1. Основные заболевания, при которых развивается периферический парез 
13.2. Схема строения периферической нервной системы 
13.3. Феноменология синдрома периферического пареза при разной локализации поражения 
13.4. Реабилитация больных с периферическими парезами 
Глава 14. Нарушения статики, координации и ходьбы. Л.А. Черникова, А.С. Кадыков 
14.1. Нарушение устойчивости вертикальной позы 
14.2. Нарушение ходьбы 
14.3. Нарушения координации (атаксия) 
Глава 15. Болевой синдром. А.С. Кадыков, Л.А. Черникова

2014 г.

Источник