Реабилитации после инфаркта миокарда дипломная

Тезисы:

  • Комплексная реабилитация больных крупноочаговым инфарктом миокарда в условиях стационара.
  • Оценка эффективности физической реабилитации при крупноочаговом неосложненном инфаркте миокарда.
  • Физический аспект в реабилитации больных инфарктом миокарда имеет большое значение.
  • Реабилитация больных инфарктом миокарда начинается с первых дней их пребывания в стационаре.
  • Программа физической реабилитации больных инфарктом миокарда в больничную фазу.
  • В раннем периоде стационарного лечения у больных, перенесших инфаркт миокарда, решаются следующие.
  • Особенно должно настораживать появление этих симптомов у больных, перенесших инфаркт миокарда.
  • Общая характеристика этапов реабилитации больных инфарктом миокарда.
  • Согласно рекомендациям ВОЗ, система реабилитации больных инфарктом миокарда включает.
  • Схема 2.1. Фазы, этапы и сроки реабилитации больных инфарктом миокарда.

Похожие работы:

  • Физическая реабилитация больных, перенесших инфаркт миокарда

    Реферат по медицине, физкультуре и здравоохранению

    23 Кб / 27 стр / 6246 слов / 40891 букв / 9 июл 2015

  • Кинезотерапия в комплексе реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда

    Диплом по медицине, физкультуре и здравоохранению

    104 Кб / 138 стр / 31067 слов / 199412 букв / 26 июн 2014

  • Применение статистических методов для прогнозирования выживаемости больных, перенесших инфаркт миокарда

    Курсовая работа (Теория) по медицине, физкультуре и здравоохранению

    585 Кб / 30 стр / 2278 слов / 15154 букв / 23 мая 2015

  • ИБС, острый крупноочаговый нижнебоковой инфаркт миокарда, недостаточность кровообращения I, стенокардия напряжения

    Реферат по медицине, физкультуре и здравоохранению

    32 Кб / 19 стр / 3288 слов / 20092 букв / 27 мар 2010

  • Крупноочаговый инфаркт миокарда передней стенки левого желудочка

    Практическое задание по медицине, физкультуре и здравоохранению

    16 Кб / 9 стр / 1553 слов / 10585 букв / 13 янв 2003

  • Формирование выносливости у больных с инфарктом миокарда средствами адаптивной физической культуры на поликлиническом этапе реабилитации

    Диплом по медицине, физкультуре и здравоохранению

    665 Кб / 86 стр / 14724 слов / 103063 букв / 10 апр 2010

  • Реабилитация после инфаркта миокарда

    Реферат по медицине, физкультуре и здравоохранению

    20 Кб / 26 стр / 4577 слов / 30583 букв / 27 фев 2016

  • Комплексная физическая реабилитация больных при бронхиальной астме на поликлиническом этапе реабилитации

    Диплом по медицине, физкультуре и здравоохранению

    66 Кб / 81 стр / 16533 слов / 114730 букв / 19 сен 2020

  • Сравнительная оценка клиники, течения и терапии инфаркта миокарда у больных в хирургической и терапевтической клинике

    Диплом по медицине, физкультуре и здравоохранению

    331 Кб / 66 стр / 9990 слов / 72023 букв / 22 янв 2017

  • Медико–социальная помощь лицам перенесшим инфаркт миокарда

    Курсовая работа (Практика) по прочим предметам

    35 Кб / 33 стр / 5478 слов / 39854 букв / 16 авг 2007

Источник

Содержание

Введение 4

1. Понятие кардиологической реабилитации 7

2. Основные принципы кардиореабилитации 9

2.1. Этапность кардиореабилитации 9

2.2. Мультидисциплинарность реабилитационного процесса 10

2.3. Реабилитационный потенциал 11

3. Этапы реабилитации 13

3.1. Первый этап КР — стационарный в условиях кардиологического отделения 13

3.2. Второй этап кардиореабилитации — стационарный в условиях специализированного кардиореабилитационного отделения 14

3.3. Третий этап кардиореабилитации — поликлинический 15

4. Физическая реабилитация больных, перенесших ИМ 18

4.1. Принципы физической реабилитации больных 19

4.2. Показания и противопоказания к физическим тренировкам 19

4.3. Виды физических нагрузок в кардиореабилитации 20

5. Образовательная программа «Школа для больных, перенесших ИМ, и их родственников» 22

6. Психологическая (психосоциальная) реабилитация при ИМ 24

6.1. Психологическая реабилитация на стационарном этапе 24

6.2. Психологическая реабилитация на амбулаторном этапе 25

7. Вторичная профилактика после перенесённого ИМ 26

7.1. Курение 26

7.2. Диета 26

7.3. Контроль массы тела 27

7.4. Контроль АД 27

7.5. Гиполипидемическая терапия 27

Список используемой литературы 29

Приложения 31

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе. 5

1.1.Клиническая характеристика инфаркта миокарда. 5

1.2.Основные этапы реабилитации больных после инфаркта миокарда и возникающие проблемы. 14

1.3. Методы реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.  33

Глава 2. Цель, задачи, методы организации исследования.  47

2.1. Организация практического исследования и его основные этапы, методы.   47

2.2. Разработка программы физической и психологической реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.  54

Глава 3. Анализ полученных результатов по изучению программы физической и психологической реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.  62

3.1. Результаты, полученные в ходе эксперимента.  62

3.2. Выводы об эффективности программы реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.  67

Заключение.  77

Список литературы. 79

 Введение

По статистическим данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и данным отдельных стран мира, инфаркт миокарда занимает одно из первых мест среди заболеваний сердечно-сосудистой системы

Отмечается его тенденция к омоложению в возрастном аспекте. Заболевания инфарктом миокарда сопровождается высокой смертностью, приводит к временной (частичной или полной), а иногда и постоянной утраты трудоспособности, снижая, таким образом, трудовые резервы общества. В связи с этим перспективным является разработка и совершенствование комплексных целевых программ восстановительного лечения больных, перенесших инфаркт миокарда.

Вопросам реабилитации больных инфарктом миокарда посвятили свои исследования такие ученые, как Н.М.Амосов, Г.Л.Апанасенко, В.А.Бобров,А.И.Грицюк, В.П.Мурза, И.К.Следзевська.

Актуальность работы: Успех реабилитации зависит не только от правильного выбора программы, целеустремленности в ее проведении, объективности контроля, целого ряда других факторов, но и в значительной степени от активности самого больного, особенностей личности, а также изменений психики, возникшие него в процессе заболевания.

Психическая сфера, чутко реагирует на малейшие колебания внутренней среды организма, не остается индифферентным в условиях соматической катастрофы. Наблюдаемые примерно в 50% случаев психические изменения влияют на течение основного патологического процесса, во многом определяют сроки санаторного лечения и является одной из главных причин, препятствующих возвращению к труду от 33% до 80% больных инфарктом миокарда. Поэтому проблема определения психического состояния больных инфарктом миокарда является неотъемлемой составляющей физической реабилитации .

Цель настоящей работы: Проблемы и методы  реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.

Для решения этой проблемы нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.
  2. Дать клиническую характеристику инфаркта миокарда.
  3. Выяснить основные этапы реабилитации больных после инфаркта миокарда и возникающие проблемы.
  4. Изучить методы реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.
  5. Разработать программу физической и психологической реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.
  6. Произвести описание организация практического исследования и его основные этапы, методы.
  7. Разработать программу реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.
  8. Даль оценку эффективности проводимой реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе

Объект работы: реабилитация больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе

Предмет работы: разработка методов ЛФК-терапии на санаторном этапе реабилитациибольных после инфаркта миокарда.

Для достижения поставленной цели мы применяли следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; социологические методы исследования (изучение историй болезни, опросы); педагогическое наблюдение; эксперимент; методы математической статистики.

Выдержка из текста

Инфаркт миокарда (ИМ) — одна из форм ишемической болезни сердца (ИБС), которая протекает с развитием ишемического некроза участка миокарда, обусловленного относительной или абсолютной недостаточностью его кровоснабжения.[11]

Ишемическая болезнь сердца является ведущей причиной смерти населения.

Чаще всего летальные исходы от ИБС связаны с острой ишемией миокарда и инфарктом миокарда — некрозом сердечных миоцитов, вызванным длительной ишемией миокарда. [2]

Читайте также:  При инфаркте миокарда оформить инвалидность

Прогрессивный рост заболеваемости и смертности от ИБС и, в том числе, от ИМ привёл к тому, что в последние время стали говорить об эпидемии атеросклероза и ИБС. В России смертность от болезней системы кровообращения за последние годы составляет более половины всех причин смертности и остаётся стабильной.

Начиная с конца XX века в США, большинстве стран Западной Европы и Японии разрабатываются и принимаются национальные программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, и во многом благодаря этим программам было достигнуто снижение частоты ИМ (в США на 37%, в Японии на 32%, в Великобритании на 22%) и, со ответственно, смертельных исходов.

В отличие от нашей страны, где борьбе с данными заболеваниями в государственном масштабе до последнего времени не уделялось должного внимания. [8,9, 17]

Сразу же после острой коронарной окклюзии кровоток в сосудах, расположенных ниже места окклюзии, прекращается, за исключением не­ большого коллатерального тока крови из пограничных сосудов. Зона миокарда, где кровоток отсутствует или настолько мал, что не может поддерживать жизнеспособность клеток, становится зоной инфаркта.

Весь же патологический процесс называют инфарктом миокарда. Вскоре после начала развития инфаркта некоторое количество крови начинает проникать в пораженную зону по коллатеральным сосудам. Это в сочетании с нарастающим расширением и переполнением местных сосудов приводит к застою крови в инфарктной зоне.

Вместе с тем мышечные волокна используют последние порции кислорода, и гемоглобин крови в зоне инфаркта полностью восстанавливается. В связи с этим инфарктная зона приобретает характерный сине-коричневый цвет с переполненными кровью сосудами, кровоток в которых остановился. На более поздних стадиях увеличивается проницаемость сосудистых стенок, происходит выход жидкости, и ткани становятся отечными.

1. уменьшение сердечного выброса;

2. застой крови в сосудах малого круга кровообращения и смерть в результате отека легких;

3. фибрилляция сердца;

4. разрыв сердца (гораздо реже).

В некоторых случаях сердце после обширного инфаркта миокарда почти полностью восстанавливает свои функциональные возможности. Однако чаще всего насосная функция сердца остается недостаточной по сравнению со здоровым сердцем. Это не значит, что пациент обязательно станет инвалидом. Дело в том, что здоровое сердце способно перекачивать на 300−400% больше крови, чем требуется в со стоянии покоя (другими словами, у здорового человека сердце имеет резерв в 300−400%).

Даже если резерв сердца уменьшится и будет составлять только 100%, активность сердца будет достаточной для состояния покоя, но не активной трудовой деятельности. [3]

Вследствие того, что сердце способно восстановить свою работу, больной имеет шансы восстановить свое здоровье и вернуться к повседневному образу жизни. Вот почему реабилитация после перенесенного ИМ важна для пациента.

Целью курсовой работы является изучение понятия реабилитации больных, перенесших ИМ, ее основных принципов, этапов и методов, применяемых в современной медицине.

1. Дать общую характеристику понятию «кардиореабилитация»;

2. Изучить основные принципы и этапы кардиореабилитации;

3. Рассмотреть виды реабилитации, применяющиеся после перенесенного ИМ.

Список использованной литературы


1. Аронов Д.М. Реабилитация и вторичная профилактика у больных, перенесших острый инфаркт миокарда с подъемом сегмента ST: Российские клинические рекомендации / Д.М. Аронов — М.: Российское кардиологическое общество, 2014. —  95 с.

2. Белялов Ф.И. Инфаркт миокарда. Рекомендации по диагностике и лечению / Ф.И.Белялов. — Иркутск: Кардиоаритмологический центр ИГМАПО, 2012. — 35с.

3. Гайтон А.Г. Медицинская физиология / Артур Г. Гайтон, Ждон Э. Холл. — М.: Логосфера., 2008. — 1273с.

4. Клиническая эффективность разных форм непрерывного образования пациентов, страдающих хронической сердечной недостаточностью / Г. П. Арутюнов, А.В. Евзерихина, А.К. Рылова и др. / Кардиосоматика. —  2013. — № 1.

5. Клинико-психологические факторы, влияющие на риск внезапной смерти у больных, перенесших инфаркт миокарда / С.А. Болдуева, А.В. Шабров, И.А. Монова и др. / Кардиоваскулярная терапия. — 2007. — № 7.

6. Лебедева Н.Б. Психологические аспекты реабилитации больных инфарктом миокарда: Методические рекомендации / Н.Б. Лебедева, О.Л. Барбараш. — Кемерово. — 2011. — 36с.

7. Оганов Р.Г. Организация школ здоровья для больных ишемической болезнью сердца в практическом здравоохранении / Под ред. Р.Г. Оганов // М., 2002. — 30с.

8. Пристром A.M.Инфаркт миокарда (классификация, клиническое течение, диагностика): учебно-методическое пособие / А.М. Пристром, А.В. Пырочкин. — Минск: БелМАПО, 2013. — 23с.

9. Руда М.Я. Инфаркт миокарда (острый коронарный синдром с подъемом сегмента ST).

Руководство по атеросклерозу и ИБС / Под. ред. Е.И. Чазова, В.В. Кухарчука, С.А. Бойцова // М.: Медиа Медика, 2007. — 754 с.

10. Современные методы реабилитации больных ИБС на постстационарном (диспансерно-поликлиническом) этапе: Методические рекомендации / Д.М. Аронов, М.Г. Бубнова, Н.К. Новикова и др. — М., 2003. — 256с.

11. Урясьев О.М. Инфаркт миокарда: Методические рекомендации для пациентов / О.М. Урясьев, Ю.А. Панфилов, Е.А. Фролова. — Рязань: РГМУ., 2010. — 29с.

12. Физическая реабилитация в комплексной терапии больных с низким сердечным выбросом / Г. Г. Ефремушкин, О.Н. Антропова, И.В. Осипова // Терапевтический архив. —  2003. — № 75 (12).

13. Физические тренировки в комплексной реабилитации и вторичной профилактике на амбулаторно — поликлиническом этапе у больных ишемической болезнью сердца после острых коронарных осложнений. Российское кооперативное исследование / Д.М. Аронов, В.Б. Красницкий, М.Г. Бубнова и др. // Кардиология. — 2006. — № 9.

14. Чукаева И.И. Школы здоровья для больных сердечно — сосудистыми заболеваниями. Учебное пособие / И.И. Чукаев., Н.В. Орлова, О.А. Кисляк. — М.: ГОУ ВПО РГМУ, 2011. — 149 с.

15. Шальнов М. Реабилитация после инфаркта миокарда / М. Шальнов. — М.: Научная книга, 2012.- 111с.

16. Эффективность программы поведенческой реабилитации у больных инфарктом миокарда в зависимости от типа коронарного поведения / О.Л. Барбараш, Н.Б. Лебедева, Е.Л. Жукова и др. / Кардиология. — 2003. — № 41(12).

17. Якушин С.С. Инфаркт миокарда: руководство / С.С. Якушин — М.: ГЭОТАР Медиа, 2010. — 224 с.

Источник

Ðàçðàáîòêà ïðîãðàììû ôèçè÷åñêîé è ïñèõîëîãè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ ïîñëå èíôàðêòà ìèîêàðäà íà ñàíàòîðíîì ýòàïå. Ðàçðàáîòêà è ñîâåðøåíñòâîâàíèå êîìïëåêñíûõ öåëåâûõ ïðîãðàìì âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ èøåìè÷åñêóþ áîëåçíü ñåðäöà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ïðèìåð 2.

Áîëüíîé À., 67 ëåò, ïåðåâåäåí â êàðäèîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå ñàíàòîðèÿ «Ïðîêîïüåâñêèé» íà 24 ñóòêè îò íà÷àëà ÈÌ.

Ds: ÈÁÑ: ïåðâè÷íûé ì/î èíôàðêò ìèîêàðäà ïåðåãîðîäêè, âåðõóøêè, áîêîâîé ñòåíêè. ÕÊÍ 1 ñò, ÕÑÍ 1 ñò. ÔÊ 1

Ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü III ñò., ðèñê 4.

Èç àíàìíåçà.

Ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü 10 ëåò, ïîñòîÿííîé ãèïîòåíçèâíîé òåðàïèè íå ïîëó÷àë, ó êàðäèîëîãà íå íàáëþäàëñÿ.

Íà ôîíå èíòåíñèâíûõ ôèçè÷åñêèõ âïåðâûå âîçíèê ïðèñòóï äàâÿùå-æãó÷åé çàãðóäèííîé áîëè â ïîêîå äëèòåëüíîñòüþ îêîëî 30 ìèíóò, â ñâÿçè ñ ÷åì ïî ÑÌÏ áûë ãîñïèòàëèçèðîâàí â êàðäèîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå.  äèíàìèêå ïî ÝÊà ñôîðìèðîâàëèñü ïðèçíàêè ì/î ïåðåäíåãî èíôàðêòà ìèîêàðäà.

Ïðè îáñëåäîâàíèè â ñòàöèîíàðå:

OAK – á/î, ÎÀÌ – á/î.

R-ãðàôèÿ ÎÃÊ: èíôèëüòðàòèâíûõ èçìåíåíèé íåò. Íàðóøåíèé ãåìîäèíàìèêè ìàëîãî êðóãà íå âûÿâëåíî.

Ýõî-ÊÃ: ðàñøèðåíà ïîëîñòü ëåâîãî æåëóäî÷êà Àîðòà 3,2 ñì, ñòåíêè óïëîòíåíû. Êëàïàíû á/î. Çîí ãèïîêèíåçèè ìèîêàðäà íåò. Ô 45%.

 ñòàöèîíàðå êîðîíàðíûå áîëè íå ïîâòîðÿëèñü. Íà ìîìåíò ïåðåâîäà â ñàíàòîðèé îñâîèë IV ÑÄÀ.

Ïðè ïîñòóïëåíèè â ñàíàòîðèé æàëîá íå ïðåäúÿâëÿë.

Ïðè îáúåêòèâíîì îñìîòðå îáùåå ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå. Òåëîñëîæåíèå íîðìîñòåíè÷åñêîå. Êîæíûå ïîêðîâû íîðìàëüíîé îêðàñêè. Îòåêîâ íåò. Ïóëüñ 76 óäàðîâ â ìèí, ðèòìè÷íûé. Òîíû ñåðäöà ïðèãëóøåííûå, øóìû ñåðäöà îòñóòñòâóþò. ÀÄ 130/90 ìì ðò.ñò. ×Ä 18 â ìèí, ïðè ïåðêóññèè ëåãêèõ çâóê ëåãî÷íûé, äûõàíèå âåçèêóëÿðíîå, õðèïîâ íåò. ßçûê âëàæíûé, ÷èñòûé. Æèâîò ìÿãêèé, áåçáîëåçíåííûé. Ïå÷åíü íå óâåëè÷åíà

Íàçíà÷åíî ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå, ïîäîáðàííîå â ñòàöèîíàðå (íèòðàòû, ÁÀÁ, è ÏÔ, äåçàãðåãàíòû, ñòàòèíû).

Ïðè îáñëåäîâàíèè â ñàíàòîðèè:

 OAK, ÎÀÌ – áåç îñîáåííîñòåé. Ïî ÝÊà – ðèòì ñèíóñîâûé 68 óäàðîâ â ìèí, ãèïåðòðîôèÿ ìèîêàðäà ëåâîãî æåëóäî÷êà. Ì/î âåðõóøå÷íûé è áîêîâîé èíôàðêò ìèîêàðäà, â ñòàäèè ðóáöåâàíèÿ.

Ïî ñóòî÷íîìó ìîíèòîðèðîâàíèþ ÝÊà è ÀÄ çàðåãèñòðèðîâàí ñèíóñîâûé ðèòì 52-98 óäàðîâ â ìèí, îäèíî÷íàÿ æåëóäî÷êîâàÿ ýêñòàñèñòîëèÿ. Íàðóøåíèå ðèòìà ñîîòâåòñòâóåò I êëàññó ïî Ëàóíó. Èøåìè÷åñêèõ èçìåíåíèé íå âûÿâëåíî. Äèíàìèêà ÀÄ çà ñóòêè õàðàêòåðíà äëÿ óìåðåííîé àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè.

Читайте также:  Тромболитическая терапия при инфаркте мозга

Ïî ÂÝÌ ïîðîãîâàÿ íàãðóçêà 100 âò ïðè äîñòèæåíèè ñóáìàêñèìàëüíîé ×ÑÑ áåç èøåìè÷åñêèõ èçìåíåíèé. Òðåíèðóþùèé ïóëüñ 100 óäàðîâ â ìèí.

Ó÷èòûâàÿ ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ – ÑÄÀ IV, 1 êëàññ òÿæåñòè. Íàçíà÷åíà ËÔÊ ïî IV ðåæèìó, äîçèðîâàííàÿ õîäüáà ïî 1 êì â äåíü â òåìïå 70 øàãîâ â ìèíóòó ÷åðåç 2 ÷àñà ïîñëå îáåäà, âåëîòðåíèðîâêè èíòåíñèâíîñòüþ 40 âò ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 10 ìèí çà 1 ÷àñ äî îáåäà êóðñîì 14 òðåíèðîâîê. Åæåäíåâíûå ïðîãóëêè â 2 ïðèåìà ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 2 ÷àñà íà ðàññòîÿíèå äî 5 êì.

Íà ôîíå ïðîâîäèìîãî ëå÷åíèÿ ó ïàöèåíòà ïðèçíàêîâ êîðîíàðíîé è ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè íå âûÿâëåíî.

Ïî ÝÊà – ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà. Ðåçóëüòàòû ñóòî÷íîãî ìîíèòîðèðîâàíèÿ ÝÊà è ÀÄ è ïîðîãîâàÿ íàãðóçêà ïî ÂÝÌ îñòàëèñü ïðåæíèìè. Ïàöèåíò ïåðåâåäåí íà V ÑÄÀ, êëàññ òÿæåñòè 1. Ïðîäîëæàë çàíÿòèÿ ËÔÊ ïî V ðåæèìó, äîçèðîâàííàÿ õîäüáà ïî 1,25 êì â òåìïå 80-90 øàãîâ â ìèíóòó, ïðîäîëæåíû âåëîòðåíèðîâêè èíòåíñèâíîñòüþ 40 Âò ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 10 ìèí. Ïðîãóëêè åæåäíåâíî â 2 ïðèåìà ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 2,5 ÷àñà íà ðàññòîÿíèå 7 êì

Ê ìîìåíòó âûïèñêè èç ñàíàòîðèÿ ó ïàöèåíòà ïðèçíàêîâ ñåðäå÷íîé è êîðîíàðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè íå áûëî, ïî ÝÊà – ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà, ïî ñóòî÷íîìó ìîíèòîðèðîâàíèþ ÝÊà è ÀÄ ðåãèñòðèðîâàëèñü îäèíî÷íûå æåëóäî÷êîâûå ýêñòðàñèñòîëû, ñîîòâåòñòâóþùèå I ãðàäàöèè ïî Ëàóíó.

Òàêèì îáðàçîì, íà ìîìåíò âûïèñêè ïàöèåíò îñâîèë V ÑÄÀ è ñîîòâåòñòâîâàë 1 êëàññó òÿæåñòè ïî ïðåäëîæåííîé êëàññèôèêàöèè.

Ïðèìåð 3.

Áîëüíîé Ì., 64 ëåò, ïåðåâåäåí â êàðäèîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå ñàíàòîðèÿ «Ïðîêîïüåâñêèé» íà 21 ñóòêè îò íà÷àëà ÈÌ.

Ds: ÈÁÑ: ïåðâè÷íûé êðóïíîî÷àãîâûé (ê/î) ïåðåäíå-ðàñïðîñòðàíåííûé èíôàðêò ìèîêàðäà. Àíåâðèçìà ïåðåäíåé ñòåíêè ëåâîãî æåëóäî÷êà, æåëóäî÷êîâàÿ ýêñòðàñèñòîëèÿ ÍÊ 0-1 ñò. Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ III, ðèñê 4, äåêîìïåíñàöèÿ.

Èç àíàìíåçà.

Ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü 10 ëåò, ïîñòîÿííîé ãèïîòåíçèâíîé òåðàïèè íå ïîëó÷àë, ó êàðäèîëîãà íå íàáëþäàëñÿ.

Íà ôîíå èíòåíñèâíûõ ôèçè÷åñêèõ âïåðâûå âîçíèê ïðèñòóï äàâÿùå-æãó÷åé çàãðóäèííîé áîëè â ïîêîå äëèòåëüíîñòüþ îêîëî 30 ìèíóò, â ñâÿçè ñ ÷åì ïî ÑÌÏ áûë ãîñïèòàëèçèðîâàí â êàðäèîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå.  äèíàìèêå ïî ÝÊà ñôîðìèðîâàëèñü ïðèçíàêè ê/î ïåðåäíåãî èíôàðêòà ìèîêàðäà.

Ïðè îáñëåäîâàíèè â ñòàöèîíàðå:

OAK – á/î, ÎÀÌ – á/î.

R-ãðàôèÿ ÎÃÊ: èíôèëüòðàòèâíûõ èçìåíåíèé íåò. Íàðóøåíèé ãåìîäèíàìèêè ìàëîãî êðóãà íå âûÿâëåíî.

Ýõî-ÊÃ: ðàñøèðåíà ïîëîñòü ëåâîãî æåëóäî÷êà Àîðòà 3,2 ñì, ñòåíêè óïëîòíåíû. Êëàïàíû á/î. Àêèíåçèè ïåðåäíåé ñòåíêè ëåâîãî æåëóäî÷êà è ìåææåëóäî÷êîâîé ïåðåãîðîäêè. Àíåâðèçìà â îáëàñòè âåðõóøêè. Ô 34%.

 ñòàöèîíàðå êîðîíàðíûå áîëè íå ïîâòîðÿëèñü. Íà ìîìåíò ïåðåâîäà â ñàíàòîðèé îñâîèë III ÑÄÀ.

Ïðè ïîñòóïëåíèè â ñàíàòîðèé æàëîá íå ïðåäúÿâëÿë.

Ïðè îáúåêòèâíîì îñìîòðå îáùåå ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå. Òåëîñëîæåíèå íîðìîñòåíè÷åñêîå. Êîæíûå ïîêðîâû íîðìàëüíîé îêðàñêè. Îòåêîâ íåò. Ïóëüñ 63 óäàðà â ìèí, ðèòìè÷íûé. Òîíû ñåðäöà ïðèãëóøåííûå, øóìû ñåðäöà îòñóòñòâóþò. ÀÄ 130/90 ìì ðò.ñò. ×Ä 18 â ìèí, ïðè ïåðêóññèè ëåãêèõ çâóê ëåãî÷íûé, äûõàíèå âåçèêóëÿðíîå, õðèïîâ íåò. ßçûê âëàæíûé, ÷èñòûé. Æèâîò ìÿãêèé, áåçáîëåçíåííûé. Ïå÷åíü íå óâåëè÷åíà

Íàçíà÷åíî ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå, ïîäîáðàííîå â ñòàöèîíàðå (íèòðàòû, ÁÀÁ, èÀÏÔ, äåçàãðåãàíòû, ñòàòèíû).

Ïðè îáñëåäîâàíèè â ñàíàòîðèè:

 OAK, OAM – áåç îñîáåííîñòåé. Ïî ÝÊà – ðèòì ñèíóñîâûé 60 óäàðîâ â ìèí, ãèïåðòðîôèÿ ìèîêàðäà ëåâîãî æåëóäî÷êà. Ê/î ïåðåäíèé èíôàðêò ìèîêàðäà, â ñòàäèè ðóáöåâàíèÿ. Àíåâðèçìà âåðõóøêè.

Ïî ñóòî÷íîìó ìîíèòîðèðîâàíèþ ÝÊà è ÀÄ çàðåãèñòðèðîâàí ñèíóñîâûé ðèòì 52-90 óäàðîâ â ìèí, îäèíî÷íàÿ æåëóäî÷êîâàÿ ýêñòðàñèñòîëèÿ. Íàðóøåíèå ðèòìà ñîîòâåòñòâóåò I êëàññó ïî Ëàóíó. Èøåìè÷åñêèõ èçìåíåíèé íå âûÿâëåíî. Äèíàìèêà ÀÄ çà ñóòêè õàðàêòåðíà äëÿ óìåðåííîé àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè.

Ïî ÂÝÌ ïîðîãîâàÿ íàãðóçêà 50 Âò áåç èøåìè÷åñêèõ èçìåíåíèé. Òðåíèðóþùèé ïóëüñ 88 óäàðîâ â ìèí.

Ó÷èòûâàÿ ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ – ÑÄÀ III, 3 êëàññ òÿæåñòè. Íàçíà÷åíà ËÔÊ ïî III ðåæèìó, äîçèðîâàííàÿ õîäüáà ïî 500 ì â òåìïå 70 øàãîâ â ìèíóòó, ÷åðåç 2 ÷àñà ïîñëå îáåäà, âåëîòðåíèðîâêè èíòåíñèâíîñòüþ 20 Âò ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 10 ìèí çà 1 ÷àñ äî îáåäà.

Íà ôîíå ïðîâîäèìîãî ëå÷åíèÿ ó ïàöèåíòà ïðèçíàêîâ êîðîíàðíîé è ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè íå âûÿâëåíî.

Ïî ÝÊà – ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà. Ðåçóëüòàòû ñóòî÷íîãî ìîíèòîðèðîâàíèÿ ÝÊà è ÀÄ è ïîðîãîâàÿ íàãðóçêà ïî ÂÝÌ îñòàëèñü ïðåæíèìè. Ïàöèåíò ïåðåâåäåí íà IV ÑÄÀ, êëàññ òÿæåñòè 3. Ïðîäîëæàë çàíÿòèÿ ËÔÊ ïî IV ðåæèìó, äîçèðîâàííàÿ õîäüáà ïî 700 ì â äåíü â òåìïå 80 øàãîâ â ìèíóòó, âåëîòðåíèðîâêè èíòåíñèâíîñòüþ 20 Âò ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 10 ìèí, êóðñîì 14. Åæåäíåâíûå ïðîãóëêè íà ðàññòîÿíèå äî 4 êì â äâà ïðèåìà ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 2 ÷àñà â äåíü.

Ê ìîìåíòó âûïèñêè èç ñàíàòîðèÿ ó ïàöèåíòà ïðèçíàêîâ ñåðäå÷íîé è êîðîíàðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè íå áûëî, ïî ÝÊà – ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà, ïî ñóòî÷íîìó ìîíèòîðèðîâàíèþ ÝÊà è ÀÄ ðåãèñòðèðîâàëèñü îäèíî÷íûå æåëóäî÷êîâûå ýêñòðàñèñòîëû, ñîîòâåòñòâóþùèå I ãðàäàöèè ïî Ëàóíó. Òàêèì îáðàçîì, íà ìîìåíò âûïèñêè ïàöèåíò îñâîèë IV ÑÄÀ è ñîîòâåòñòâîâàë 3 êëàññó.

Âûâîäû ê 3 ãëàâå:

Èç ïðèâåäåííûõ äàííûõ âèäíî, ÷òî ïðåäëîæåííûé ñïîñîá, èñïîëüçóåìûé â îòäåëåíèè ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ èíôàðêò ìèîêàðäà ÎÀÎ Ñàíàòîðèé «Ïðîêîïüåâñêèé», ïîçâîëÿåò ñíèçèòü ÷àñòîòó ðàçâèòèÿ ïîâòîðíûõ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ êàòàñòðîô (ïîâòîðíûé èíôàðêò ìèîêàðäà, îñòðîå íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ), ñíèçèòü âûõîä íà ïåðâè÷íóþ èíâàëèäíîñòü, ïîâûñèòü òîëåðàíòíîñòü ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå.

Ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû ïîçâîëÿþò ðåêîìåíäîâàòü äëÿ ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ, óñêîðåíèÿ êîìïåíñàòîðíî-ïðèñïîñîáèòåëüíûõ ïðîöåññîâ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, íîðìàëèçàöèè ïðîöåññà ïñèõîëîãè÷åñêîé ðåàäàïòàöèè ïîñëå èíôàðêòà ìèîêàðäà, ñîêðàùåíèå ñðîêîâ ïðåáûâàíèÿ â ñòàöèîíàðå ñî÷åòàòü ïðèìåíåíèå ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ñ ïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèåé óæå íà ðàííåì ýòàïå ðåàáèëèòàöèè. Áëàãîäàðÿ ðàííåìó âíåäðåíèþ óñîâåðøåíñòâîâàííîé ïðîãðàììû ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè â 19,1% áîëüíûõ ïðîäîëæèòåëüíîñòü ñòàöèîíàðíîãî ýòàïà ñîêðàòèëàñü íà 7-10 äíåé ïî ñðàâíåíèþ ñ îáùåïðèíÿòûìè òåðìèíàìè.

Çàêëþ÷åíèå

Ïîëèêëèíè÷åñêèé ýòàï ìåäèöèíñêîé ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ ñ èíôàðêòîì ìèîêàðäà íà÷èíàåòñÿ ïîñëå çàâåðøåíèÿ ëå÷åíèÿ â ãîñïèòàëå èëè ñïåöèàëèçèðîâàííîì êàðäèîëîãè÷åñêîì ñàíàòîðèè. Çàäà÷àìè ýòîãî ýòàïà ÿâëÿþòñÿ äèñïàíñåðíîå äèíàìè÷åñêîå íàáëþäåíèå, ïîääåðæàíèå òðóäîñïîñîáíîñòè áîëüíûõ íà äîñòèãíóòîì óðîâíå èëè åå ïîâûøåíèå, îöåíêà ñîñòîÿíèÿ òðóäîñïîñîáíîñòè, ðàöèîíàëüíîå òðóäîóñòðîéñòâî, ïðåäóïðåæäåíèå ïðîãðåññèðîâàíèÿ èëè îáîñòðåíèé ÈÁÑ è ðåöèäèâîâ èíôàðêòà ìèîêàðäà, îáåñïå÷åíèå ñàíàòîðíî-êóðîðòíûì ëå÷åíèåì.

Âûÿâëåíà âûñîêàÿ ÷àñòîòà òðåâîæíî-äåïðåññèâíûõ ðàññòðîéñòâ ñðåäèïàöèåíòîâ ïîæèëîãî âîçðàñòà, ñòðàäàþùèõ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ïàòîëîãèåé. Íà ôîíå òðåâîæíî-äåïðåññèâíûõ ðàññòðîéñòâ ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ, ìîçãîâîé èíñóëüò, ñòåíîêàðäèÿ, ôèáðèëëÿöèÿ ïðåäñåðäèé è îáëèòåðèðóþùèé àòåðîñêëåðîç àðòåðèéíèæíèõ êîíå÷íîñòåé.

Ïðîäåëàííàÿ ðàáîòà ïî èññëåäîâàíèþ îñîáåííîñòåé âîññòàíîâëåíèÿ çäîðîâüÿ ïàöèåíòîâ, ïåðåíåñøèõ èíôàðêò ìèîêàðäà, ïîçâîëÿåò íàì ñäåëàòü ðÿä âûâîäîâ.

1. Èíôàðêò ìèîêàðäà – ñåðüåçíîå è òÿæåëîå çàáîëåâàíèå, êîòîðîå ñåãîäíÿ çàíèìàåò îäíî èç âåäóùèõ ìåñò ñðåäè ïðè÷èí ñìåðòíîñòè.  Ðîññèè èíôàðêò ìèîêàðäà – îñîáàÿ ïðîáëåìà, òðåáóþùàÿ ìàêñèìàëüíî áûñòðîãî ðåøåíèÿ.

2. Ïî èòîãàì êîíñòàòèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà ìû ñäåëàëè ñëåäóþùèå âûâîäû: ó âñåõ áîëüíûõ ÈÁÑ èìåþòñÿ çíà÷èòåëüíûå ñäâèãè â íåðâíî- ïñèõè÷åñêîé ñôåðå. Ýòè ñäâèãè êàñàþòñÿ ðàçíûõ çâåíüåâ öåíòðàëüíîé è ïåðèôåðè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû.

Áîëüíûå ñ èíôàðêòîì ìèîêàðäà ñòàíîâÿòñÿ ðàçäðàæèòåëüíûìè, àãðåññèâíûìè. Ïîñòîÿííûé ñòðåññ ñòàíîâèòñÿ äîïîëíèòåëüíûì ôàêòîðîì, óõóäøàþùèì ñîñòîÿíèå áîëüíûõ. Ïîýòîìó ïðèìåíåíèå ÀÔÊ âàæíî íå òîëüêî äëÿ àäàïòàöèè îðãàíèçìà ê íàãðóçêàì, íî è êàê ñðåäñòâà ñíÿòèÿ ñòðåññà.

Ó áîëüíûõ, ïåðåí¸ñøèõ èíôàðêò ìèîêàðäà óðîâåíü òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì çíà÷èòåëüíî ñíèæåí.

Ðåçóëüòàòû ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà ïîäòâåðäèëè íàøó èñõîäíóþ ãèïîòåçó î ïðèíöèïèàëüíîé âîçìîæíîñòè êîìïëåêñíîé ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ, ïåðåí¸ñøèõ èíôàðêò ìèîêàðäà. Öåëåíàïðàâëåííàÿ è èíäèâèäóàëüíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ ñ èíôàðêòîì ìèîêàðäà ñðåäñòâàìè àäàïòèâíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû, àðîìàòåðàïèè è ïñèõîðåëàêñàöèè, ñïîñîáñòâîâàëî áîëåå áûñòðîìó âîññòàíîâëåíèþ ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî çäîðîâüÿ.

Читайте также:  Инфаркт нижней стенки экг признаки

Èç ïðèâåäåííûõ äàííûõ âèäíî, ÷òî ïðåäëîæåííûé ñïîñîá, èñïîëüçóåìûé â îòäåëåíèè ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ èíôàðêò ìèîêàðäà ÎÀÎ Ñàíàòîðèé «Ïðîêîïüåâñêèé», ïîçâîëÿåò ñíèçèòü ÷àñòîòó ðàçâèòèÿ ïîâòîðíûõ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ êàòàñòðîô (ïîâòîðíûé èíôàðêò ìèîêàðäà, îñòðîå íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ), ñíèçèòü âûõîä íà ïåðâè÷íóþ èíâàëèäíîñòü, ïîâûñèòü òîëåðàíòíîñòü ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå.

 ðåçóëüòàòå ïðîâåäåíèÿ ñàíàòîðíîé ðåàáèëèòàöèè ïî èññëåäóåìîé ïðîãðàììå ó ïàöèåíòîâ èçìåíèëàñü ñàìîîöåíêà. Ó íèõ ñòàëà ïðåîáëàäàòü îáùèòåëüíîñòü, æèçíåðàäîñòíîñòü, ýíåðãè÷íîñòü, ñïîêîéñòâèå. Ïàöèåíòû ñòàëè ìåíåå ðàçäðàæèòåëüíû.

Òàêèì îáðàçîì, ó èññëåäóåìûõ ñòàëè ïðåîáëàäàòü ïîçèòèâíûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè íàä íåãàòèâíûìè.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Àêóëåíêî Ë.Â., Óãàðîâ È.Â. Ìåäèöèíñêàÿ ãåíåòèêà: ó÷åáíèê/ïîä ðåä. Î.Î. ßíóøåâè÷à, Àðóòþíîâà Ä.Ñ. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-ìåäèà, 2011. – 208 ñ.

2. Àëåêñàíäðîâ, Â.Â. Îñíîâû âîññòàíîâèòåëüíîé ìåäèöèíû è ôèçèîòåðàïèè: ó÷åá. ïîñîáèå – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2013. – ñ. 131

3. Àðîíñîí, Ô. Íàãëÿäíàÿ êàðäèîëîãèÿ TheCardiovascularSystemataGlance /Ô. Àðîíñîí, Âàðä Äæ., Ã. Âèíåð ; ïåð. ñ àíãë., ïîä ðåä. Ñ.Ë. Äçåìåøêåâè÷à. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2011. – 120 ñ

4. Àðóòþíîâ, Ã.Ï. Òåðàïèÿ ôàêòîðîâ ðèñêà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèé. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2010. – 672 ñ

5. Àñòàøêèí, Å.È. Ðîëü L-êàðíèòèíà â ýíåðãåòè÷åñêîì îáìåíå êàðäèîìèîöèòîâ è ëå÷åíèè çàáîëåâàíèé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû / Å.È. Àñòàøêèí, Ì.Ã. Ãëåçåð // Êàðäèîëîãèÿ è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ õèðóðãèÿ. – 2012. – ¹ 6. – Ñ. 58-65.

6. Àóõàäååâ Ý.È. Ââåäåíèå â åäèíóþ íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêóþ ñïåöèàëüíîñòü «Âîññòàíîâèòåëüíàÿ ìåäèöèíà, ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà è ñïîðòèâíàÿ ìåäèöèíà, ôèçèîòåðàïèÿ è êóðîðòîëîãèÿ» – Ïðàêò. Ìåäèöèíà, 2010 ã. – ¹ 41. – ñ.123-125

7. Áåçîòå÷åñòâî Ê.È. Ñïîðòèâíî-âîññòàíîâèòåëüíûé ìàññàæ: ó÷åá. Ïîñîáèå. Ì-âî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè ÐÔ, Ôåäåðàëüíîå ãîñ. áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñø. ïðîô. îáðàçîâàíèÿ «Òîìñêèé ãîñ. ïåä. óí-ò» (ÒÃÏÓ). -2011 ã. – 119 ñ.

8. Áåëåíêîâ, Þ.Í. Ãèïåðòðîôè÷åñêàÿ êàðäèîìèîïàòèÿ [Òåêñò] / Þ.Í. Áåëåíêîâ, Å.Â. Ïðèâàëîâà, Â.Þ. Êàïëóíîâà. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2011. – 392 ñ.

9. Áåííåò, Ä. Õ. Ñåðäå÷íûå àðèòìèè; ïîä ðåä. Â.À. Ñóëèìîâà, ïåð. ñ àíãë. Ì.Â. Ñûðöîâîé. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2010. – 440 ñ.

10. Áèðþêîâ À.À., Ñàðêèçîâ-Ñåðàçèíè È.Ì. è åãî øêîëà ïî ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðå, ëå÷åáíîìó è ñïîðòèâíîìó ìàññàæó – ËÔÊ è ìàññàæ. Ñïîðòèâíàÿ ìåäèöèíà, 2008 ã. – ¹ 5. – Ñ. 10-19.

11. Áîëåçíè ñåðäöà ïî Áðàóíâàëüäó: ðóêîâîäñòâî ïî ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ìåäèöèíå /Ïîä ðåä. Ï. Ëèááè; ïåð. ñ àíãë., ïîä îáù. ðåä. Ð.Ã. Îãàíîâà.  4 ò. Òîì 1: ãëàâû 1-20. – Ì.:Ðèä Ýëñèâåð, 2010. – 624 ñ.

12. Âàñè÷êèí Â.È. Âñå ïðî ìàññàæ: [îñíîâíûå ïðèíöèïû, ïðèåìû ìàññàæà, ñàìîìàññàæ, àïïàðàòíûé ìàññàæ, òî÷å÷íûé ìàññàæ, ñïîðòèâíûé ìàññàæ] – Ì.: ÀÑÒ: Ïîëèãðàôèçäàò ; ÑÏá.: Ïîëèãîí, 2011 ã. – 303 ñ.

13. Âîëêîâ, Â.Ñ. Ôàðìàêîòåðàïèÿ è ñòàíäàðòû ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû. – Ì.: ÌÈÀ, 2010. – 360 ñ.

14. Ãîâîðèí À.Â. Íåêîðîíàðîãåííûå ïîðàæåíèÿ ìèîêàðäà: ìîíîãðàôèÿ /ÌÇ è ÑÐ, ×èòèíÃÌÀ. – Íîâîñèáèðñê: Íàóêà, 2010. – 230 ñ.

15. Äàâåé, Ïàòðèê Íàãëÿäíàÿ ÝÊÃ /ECG at a Glance / Äàâåé Ïàòðèê ; ïåð. ñ àíãë.,ïîä ðåä. Ì.Â. Ïèñàðåâà. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2011. – 168 ñ

16. Åïèôàíîâ Â.À. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà è ìàññàæ: ó÷åáíèê äëÿ ìåä. ó÷èëèù è êîëëåäæåé / Â. À. Åïèôàíîâ. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2012 ã. – 2-å èçä. ïåðåðàðá. è äîï. – 525 ñ.

17. Åïèôàíîâ, Â.À. Âîññòàíîâèòåëüíàÿ ìåäèöèíà – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2012 – 20ñ.

18. Åïèôàíîâ, Â.À. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà è ìàññàæ, 2-å èçä., ïåðåðàá. è äîï. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2014 – 20ñ

19. Çàâèñèìîñòü ïîêàçàòåëåé ñóáêëèíè÷åêñîãî àòåðîñêëåðîçà îò òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå ó áîëüíûõ èøåìè÷åêñîé áîëåçíüþ ñåðäöà

20. Çîáêîâ, Â.Â. Íîâûå âîçìîæíîñòè ïðè îöåíêå ðåàáèëèòàöèè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû ïîñëå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè / Òåîðèÿ è ïðàêòèêà ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû. – 2012. – ¹ 11. – Ñ. 27-29

21. Èáàòîâ, À.Ä. Îñíîâû ðåàáèëèòîëîãèè – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2013. – ñ. 148-153

22. èííîâàöèè êîìáèíèðîâàííîé òåðàïèè: íàó÷.-ìåòîä. ïîñîáèå / Ñ.È. Êóçíåöîâ, Ï.È. Ðîìàí÷óê, Ã.Ã. Øèøèí ; Ìèíçäðàâñîöðàçâèòèÿ ÑÎ, ÃÁÎÓ ÂÏÎ «ÑàìÃÌÓ», ÃÓÇ ÑÎ «Ãåðèàòðè÷åñêèé íàó÷.-ïðàêò. öåíòð». – Ñàìàðà: Âîëãà-Áèçíåñ, 2011. – 288 ñ

23. Êàðäèîíåâðîëîãèÿ. //Ïîä ðåä. Ñóñëèíîé Ç.À., Ôîíÿêèíà À.Â. – Ì.: ÈÌÀ-ÏÐÅÑÑ, 2011ã.- 264 c.

24. Êîðíååâ, Í.Â. Ôóíêöèîíàëüíûå íàãðóçî÷íûå ïðîáû â êàðäèîëîãèè – Ì.: Ìåäèêà, 2007. – 128 ñ

25. Êîñàðåâ, Â.Â. Êëèíè÷åñêàÿ ôàðìàêîëîãèÿ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, ïðèìåíÿåìûõ ïðè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèÿõ – Ìèíçäðàâñîöðàçâèòèÿ ÐÔ, ÃÎÓ ÂÏÎ «ÑàìÃÌÓ». – Ñàìàðà: Îôîðò, 2010.

26. Êóçíåöîâ, Ñ.È. Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòîíèÿ è àðòåðèàëüíàÿ ãèïîòîíèÿ:

27. Ëóïàíîâ, Â.Ï. Ñîâðåìåííîå ëå÷åíèå ñòàáèëüíîé èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà: íàó÷. îáçîð / Â.Ï. Ëóïàíîâ // Òåðàïåâò. – 2013. – ¹ 2. – Ñ. 33-45.

28. Ëó÷åâàÿ äèàãíîñòèêà áîëåçíåé ñåðäöà è ñîñóäîâ; ÀÑÌÎÊ. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2011. – 688 ñ.

29. Ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå íàðóøåíèé ðèòìà ñåðäöà / ïîä ðåä. Â. . Ñóëèìîâà. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2011. – 448 ñ.

30. Íîñêîâ [è äð.] Òåðàïåâòè÷åñêèé àðõèâ. – 2013. – ¹ 1. – Ñ. 20-24.

31. Íîñêîâ Ñ.Ì. [è äð.]. Ðåàáèëèòàöèÿ ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñåðäöà è ñóñòàâîâ – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2010. – 638 ñ.

32. Îáðàç æèçíè ïîñëå èíôàêòà ìèîêàðäà: ïðàêò. ðåê. äëÿ ïàöèåíòîâ ñ èøåìè÷. áîëåçíüþ ñåðäöà / ÂîëÃÌÓ, Äåïàðòàìåíò ïî çäðàâîîõð. àäì. ã. Âîëãîãðàäà, Ãîðîä. êëèíè÷. áîëüíèöà ¹ 3. – Âîëãîãðàä, 2010. – 56 ñ

33. Îïè Ë.Õ. Ãåðø Á.Äæ., ïåð. ñ àíãë.; ïîä îáù. ðåä. è ñ äîï. ïðîô. Â.Í. Õèðìàíîâà. – Ì.: Ðèä Ýëñèâåð, 2010. – 784 ñ

34. Ïîãîñîâà Ã.Â. Èøåìè÷åñêàÿ áîëåçíü ñåðäöà: ðóêîâîäñòâî; ïîä ðåä. Ð.Ã. Îãàíîâà; ÂÍÎÊ. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2011. – 112 ñ

35. Ðåàáèëèòàöèÿ ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû / ïîä ðåä. È.Í. Ìàêàðîâîé. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2010. – 304 ñ

36. Ðóìÿíöåâà Ñ.À., Ñòóïèí Â.À., Àôàíàñüåâ Â.Â. è äð. Âòîðîé øàíñ (ñîâðåìåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ îá ýíåðãîêîððåêöèè) – Ì.: Ìåäèöèíñêàÿ êíèãà, 2011 ã. – 176 ñ.

37. Ñòðþê Ð.È. [è äð.] Ïàðàìåòðû ìèêðîöèðêóëÿöèè ó áîëüíûõ èíôàðêòîì ìèîêàðäà// Òåðàïåâòè÷åñêèé àðõèâ. – 2012. – ¹ 12. – Ñ. 8-12

38. Ñóñëèíà 3.À., Ìàêñèìîâà Ì.Þ.×àñòíàÿ íåâðîëîãèÿ. – Ì.: «Ïðàêòèêà», 2012 ã. – 272 c.

39. Òåðíîâîé, Ñ.Ê. ÌÑÊÒ ñåðäöà / Ñ.Ê. Òåðíîâîé, È.Ñ. Ôåäîòåíêîâ. – Ì.:ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2011. – 112 ñ.

40. Òîò, Ï.Ï. Íàðóøåíèÿ ëèïèäíîãî îáìåíà = Practical Lipid Management:Concepts and Controversies / Ï.Ï. Òîò, Ê. Ê. Ìýêè ; ïåð. ñ àíãë. ïîä ðåä. Â. Â. Êóõàð÷óêà.- Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2010. – 272 ñ

41. Òóðîâà Å.À. Âëèÿíèå ðàçëè÷íûõ âèäîâ ìàññàæà íà ïîêàçàòåëè áèîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà ó ëèö ñòàðøå 30 ëåò – Âîïð. êóðîðòîëîãèè, ôèçèîòåðàïèè è ëå÷åá. ôèç. êóëüòóðû. 2012 ã. – ¹ 3. – ñ. 33-36.

42. Õàìì, Ê. Ýëåêòðîêàðäèîãðàôèÿ: êàðìàí. ñïðàâ. / Ê. Õàìì, Ø. Âèëëåìñ ;ïåðåâîä ñ íåì., ïîä ðåä. À.Â. Ñòðóòûíñêîãî. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2010. – 352 ñ.

43. Õóáóòèÿ, Ì.Ø. Ðåïåðôóçèîííàÿ òåðàïèÿ â îñòðîì ïåðèîäå èíôàðêòà ìèîêàðäà/ Ì.Ø. Õóáóòèÿ, Ã.À. Ãàçàðÿí, È.Â. Çàõàðîâ. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2010. -168 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник