Развивающие игры для инсульта

Развивающие игры для инсульта thumbnail

Развивающие игры для инсульта

По данным статистики России каждые полторы минуты кто-то переносит инсульт. И все с разными последствиями. Кто-то быстро идет на поправку и может восстановить подвижность организма практически до предынсультного состояния. Кому-то реабилитация дается очень тяжело. И в том и другом случае для человека после инсульта самыми главными остаются три вещи:

  1. Компетентная и своевременная медицинская помощь, грамотная реабилитация.
  2. Понимание того, для чего нужно жить дальше и пытаться восстановиться.
  3. Поддержка близких людей, которые часто становятся «движущей силой» выздоровления.

Памятка для тех, кто рядом

  1. Старайтесь как можно больше разговаривать с человеком после инсульта. Не отстраняйте его от решения бытовых и семейных вопросов. Не договаривайте за него слова и фразы, лучше подождать, когда он сам их произнесет.
  2. Если после инсульта у человека сохраняется подвижность, старайтесь поручать ему посильные задания: порезать овощи, вытереть пыль, помыть посуду. Пусть это будет дольше, чем обычно. Но так человек будет чувствовать свою нужность, не будет изолированным от привычной жизни.
  3. Всегда верить в успех реабилитации, напоминать о том, чего удалось достичь, сравнивать результаты месячной давности и сегодняшнего дня, чтобы был виден прогресс.
  4. Оставить место для юмора. Здесь каждый сам отмеряет границы, понимая, где можно «приперчить» так, чтобы не унизить и не обидеть близкого.

Самое сложное для тех, кто заботится о больном – не опускать руки, когда сам человек не хочет заниматься, все время отговаривается: «потом», «не хочу», «а зачем», «это ничего не изменит». В такие минуты они похожи на детей, которые не хотят учить свои уроки. Как в таких случаях поступать? Почти так же, как и с детьми: сделать занятия увлекательными и веселыми, почти как детская игра!

Игры

Игра на координацию движений. С ее помощью в некоторых реабилитационных центрах уже прошли успешное восстановление несколько пациентов. Задача игрока – обвести крючочком все пальчики. Но если задеть какой-то пальчик, раздается звуковой сигнал, так что нужно стараться быть внимательным и аккуратным!

Тренажеры для дыхания «Футбол»«Летающий шарик» могут понадобиться на артикуляционной гимнастике при нарушении речи. Также мышцы лица может помочь разработать озорная игра «Кривляки».

Для восстановления речи благоприятно:

– разучивать стишки,

– петь песни (если человек может повторить мотив – это уже прогресс),

– повторять скороговорки (лучше взрослые и озорные, типа «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ» или «О любви не меня ли Вы мило молили И в туманы лимана Манили меня?»),

– слушать радиоспектакли и аудиокниги (важно, чтобы записанная речь была выразительной).

Для развития мелкой моторики рук используют:

  • Паззлы. Желательно с крупными деталями и четкими рисунками. Например, «Мир животных».
  • Пинцет. Им можно захватывать кусочки порванной бумаги, бусины, фасолины, макароны.
  • Шнуровки, например, «Сыр» или «Ботинок». Можете попробовать игру на ловкость «Достань конфетку».
  • «Стучалка». Такая простая детская забава очень помогает в развитии координации движений.
  • Матрешка. Порадуйте близкого – спрячьте внутри вкусняшку или мотивирующую записку.
  • Тренажер «Левое-правое».
  • Мозаики. Хорошо подойдет вот такая – из палочек с готовыми заданиями.
  • Прописи. Они могут быть деревянными или на бумаге.
  • Многим пациентам рекомендуют лепку из пластилина или теста. Начинают, как всегда, с простых заданий: скатать шарик, колбаску, сделать лепешку. Затем собирают фигуры из нескольких деталей, а потом – выщипывают части фигуры из большого куска.

Очень помогает в реабилитации рисование. Кисти можно использовать, а можно рисовать и просто пальцами и ладошками. Это поможет снова найти контакт со своим телом, научится чувствовать его. Но при таком рисовании краски лучше использовать пальчиковые (они, к слову, легко смываются и отстирываются).

И, конечно, раскраски. Они помогают тренировать силу нажатия, регулировать длину штрихов, оттачивают аккуратность. Раскраски сейчас бывают не только в классическом исполнении, но и многоразовые.

Можно запастись головоломками:

  • Танграм,
  • Многоразовые карточки «Головоломки»,
  • Магнитная игра «Деловые жуки»,

Все эти игры развивают мелкую моторику, помогут в восстановлении мыслительных процессов. К тому же они очень компактны, поэтому их легко брать с собой в поездки (например, в санаторий или центр реабилитации).

Некоторые люди после инсульта увлекаются разгадыванием кроссвордов, сканвордов и т.п. Попробуйте и другие игры со словами, например «Словодел» или Настольную игру «Словечки». Обе они хороши и в случае потери речи.

Не забывайте о расслабляющих массажах и гимнастике для глаз. В первом случае могут помочь тактильные мячики, а во втором – обычный карандаш, за движениями которого нужно следить глазами.

Используйте и подручные средства:

– закручивайте крышки на банках и бутылках,

-перебирайте макароны, фасоль,

– рисуйте на манке пальцами и палочкой,

– прицепляйте бельевые прищепки к краю коробки,

– рвите и комкайте бумагу.

И, конечно, помните о прекрасном: чаще смотрите позитивные фильмы, слушайте любимую музыку или звуки природы, читайте любимую литературу, бывайте на свежем воздухе (насколько это возможно), общайтесь с единомышленниками. Это важно как для того, кто восстанавливается после инсульта, так и для тех, кто ему в этом помогает, отдавая родному человеку частичку своего сердца.

Источник

Разнообразные мнестические расстройства – распространенное следствие острых нарушений мозгового кровообращения. Восстановление памяти требует последовательной упорной работы, грамотного составления комплекса упражнений дипломированными специалистами, мотивации на выздоровления у человека.

Каждый человек время от времени испытывает незначительные расстройства памяти. В силу биологических процессов с возрастом воспоминания могут становиться размытее. У некоторых пожилых людей потеря памяти мешает нормальному функционированию, что называется слабоумием. Однако чаще всего разнообразные нарушения мнестической функции встречается у лиц, переживших острое нарушение мозгового кровообращения – инсульт.

Читайте также:  Лфк при инсультах лечение положением

По данным Национальной ассоциации по борьбе с инсультами, некоторая степень потери памяти затрагивает около трети людей, столкнувшихся с ОНМК. Однако есть действенные и проверенные методики, позволяющие вернуть или улучшить мнестическую функцию.

Дефицит памяти после инсульта может варьироваться. Степень мнестических расстройств зависит от возраста пациента, тяжести инсульта, зоны, где произошло ОНМК, и даже поддержка, которую человек получает от семьи и друзей.

К сожалению, никакие лекарства не способны устранить потерю памяти. Но там, где лекарства бессильны, можно предпринять простые шаги: с помощью занятий, терапии и реабилитации добиться восстановления памяти после инсульта.

неврологическая реабилитация

Что представляет собой потеря памяти после инсульта?

Больной может столкнуться со следующими типами нарушений мнестической функции в аспектах:

  • Вербальный – память на имена, услышанные истории и информацию, связанную с речевой деятельностью.
  • Визуальный – память о формах, лицах, маршрутах и ​​увиденных вещах
  • Информационный – память на усвоенную информацию, ранее имеющиеся навыки, проблемы в приобретении новых знаний.
  • Сосудистая деменция – распространенное постинсультное состояние, включающее ухудшению или потерю мыслительных способностей.

Симптомы потери памяти после инсульта могут включать:

  • путаница в интерпретации, анализе, систематизации полученных сигналов и их сравнении с ранее усвоенной информации;
  • проблемы с кратковременной памятью;
  • склонность бродить или возможность заблудиться в знакомых местах, дезориентация в пространстве;
  • сложность следовать пунктам полученной инструкции;
  • проблемы с совершением денежных транзакций.

Потеря памяти может быть прямым результатом инсульта, но также может быть вызвана или усугублена приемом лекарств, употреблением алкоголя, табака и наркотиков, недостатком сна, депрессией и стрессом, неполноценным питанием.

Память может улучшиться со временем, как спонтанно, так и в результате реабилитации.Однако иногда симптомы мнестических расстройств могут наблюдаться годами. При потере памяти могут быть полезны лекарства, используемые в терапии связанных проблем, таких как беспокойство, депрессия или нарушения сна.

мужчина на восстановлении памяти после инсульта

Как восстановить память после инсульта?

Разнообразные методы «перестройки» мозга предназначены для улучшения мышления и памяти после инсульта. Обучение может помочь повысить бдительность и внимание, но нет научных доказательств того, что такая терапия может улучшить способность выполнять повседневные задачи. Такое обучение может быть пройдено самостоятельно, под контролем специалиста, с помощью компьютерных программ и приложений. Чтобы стимулировать мозг, улучшить память и когнитивные способности, следует попробовать свои силы в новых хобби, которые затрагивают как разум, так и тело. Кроме того, необходимо регулярно выполнять упражнения: адекватная физическая тренировка идет на благо и физическому, и психическому здоровью.

Стимулируйте свой мозг

Игры, которые требуют активного использования ресурсов мозга, будь то простые шашки или сложные игры, как шахматы, могут помочь восстановить функцию памяти.Определите обязательные ежедневные процедуры, такие как чтение книги, разгадывание кроссвордов, составление пазлов. Установите, когда именно вы будете выполнять эти задания. Каждый день проводите их в определенной последовательности.

Работайте со специалистами по реабилитации

Логопедия способствует выздоровлению. Занятия с логопедом помогают стимулировать мозг к созданию нервных связей от неповрежденных частей мозга к зонам, пораженным инсультом.

Обретите решимость выздороветь

Уверенность в восстановлении всегда срабатывает в пользу человека. Подходите к занятиям целеустремленно, ответственно и с вдохновением.

Размещайте напоминания для себя

Оставьте заметки в ключевых областях, таких как знаки в ванной комнате, напоминающие о необходимости почистить зубы. Используйте будильник на смартфоне, чтобы напомнить себе о назначениях и о том, когда следует принимать лекарства. Как только вы сформируете последовательную и повторяющуюся рутину, привычка поможет восстановить память.

Записывайте ежедневные и специальные мероприятия в ежедневнике.Держите всегда под рукой блокнот с важной информацией.Организуйте информацию в разделах, таких как встречи, телефонные номера и лекарства.

Составьте письменные инструкции о том, как пользоваться обычными предметами домашнего обихода, такими как телефоны и микроволновые печи.Если писать сложно, можете использовать диктофонили приложение на смартфоне для записи заметок.Вы также можете попросить других людей записывать вещи для вас.

Используйте ассоциации

Мнемоника – это творческий способ запоминания вещей. Он часто принимает форму аббревиатуры. Например, запоминание слова «ВОЛОС», составленное из первых букв: возвышение, ограничение, лед, отдых, сжатие – быстрый способ вспомнить, как лечить растяжение связок. Вы можете придумать свою собственную аббревиатуру для шагов, чтобы приготовить знакомую еду.

Хорошо работают и рифмы, которые ассоциируют название объектов с их свойствами. Например: «У Анны волосы кучерявы».Используйте подсказки, которые помогут вспомнить определенные задачи или информацию. Чтобы создать сигнал для памяти, подключите задачу или фрагмент информации к чему-то значимому, например к изображению, знакомому имени или песне.

Будьте организованы

Облегчение поиска предметов, необходимых для повседневной деятельности, их расположение на видном месте, поможет вспомнить, что и когда нужно делать. Определите для всех вещей свое место. Например, повесьте ключи на крючок у двери. Уберите личные вещи на те полочки в шкафу, где они должны быть. Приготовьте одежду, которую нужно одеть утром, прежде чем ложиться вечером спать. Положите зубную щетку на раковину там, где вы обязательно ее увидите.Этикетки на шкафах и ящиках помогут вам знать, где лежат определенные предметы. Это не обязательно должны быть написанные ярлыки: вместо них можно использовать картинки.

Читайте также:  Реабилитация при инсульте физиотерапия

Повторяйте и репетируйте

Когда получаете новую информацию, повторяйте ее несколько раз. Просматривайте материал столько раз, сколько нужно, чтобы он «загрузился» в память. Не бойтесь проговорить своими словами то, что вам сказали, чтобы убедиться, что вы правильно поняли сообщение собеседника.

Если вам нужно сделать презентацию или выступить с речью, разбейте материал на более мелкие сегменты. Так будет легче запомнить текст.Будьте проще. Старайтесь не заниматься слишком многими вещами одновременно.Разбейте задачи на простые шаги.

Оставайтесь активными

Встаньте с кровати и двигайся как можно больше. Каждый день устраивайте часовые прогулки на свежем воздухе. Посещайте кабинеты ЛФК. Даже аэробные упражнения, проводимые в домашних условиях, способствуют восстановлению функции мозга после инсульта. Физическая нагрузка помогает снять стресс, а преодоление стрессового состояния важно для здоровья мозга.

Накормите свой мозг «правильными» продуктами

По данным Американской ассоциации инсульта, здоровая для мозга диета включает много свежих фруктов и овощей, а также рыбу, богатую омега-3 жирными кислотами. Такое питание поможет добиться скорейшего восстановления когнитивного потенциала. Здоровая диета и маленькие порции помогут сбросить лишний вес и достигнуть лучшего физического самочувствия. В свою очередь, благополучие тела положительно отразиться на психическом состоянии и увеличит скорость умственного восстановления.

восстановление памяти инсульт

Заключение

Разнообразные мнестические расстройства – распространенное следствие острых нарушений мозгового кровообращения. Восстановление памяти требует последовательной упорной работы, грамотного составления комплекса упражнений дипломированными специалистами, мотивации на выздоровления у человека.

неврологическая реабилитация

Источник

Развитие мелкой моторики

Напомню постулат, известный всем опытным воспитателям детских садов: «Есть прямая зависимость между развитием руки и речью». Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее малыши начинают говорить. Ускоренному развитию речи способствуют лепка, вдевание шнурков в дырки, вырезанные в картоне, сборка пазлов и т. п. Вспомните, как при особо усердном выполнении мелкой работы многие непроизвольно высовывают язык или двигают им во рту, как бы помогая своим рукам. Думаю, вы и сами понимаете важность развития руки и мелкой моторики для восстановления речи.

Приведу следующие примеры. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии ручной работы на развитие головного мозга. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Метод акупунктуры — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга.

Наши с вами предки также наверняка догадывались о чем-то таком. Хорошо знакомые нам с детства ладушки и другие подобные им народные игры не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж пальцев рук, развитие точных движений ладоней. Это и надо делать как можно чаще. Обязательно попробуйте играть в ладушки с пострадавшим от инсульта. Эта игра развивает двигательные функции руки, координацию движений, благодаря ей массажируются пальцы.

Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь руки и мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить говорить, например, малыша, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или заниматься мелкой моторикой.

Мелкая моторика рук взаимодействует с таки ми высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся ваша дальнейшая жизнь потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

Поэтому упражнения на развитие мелкой моторики являются важнейшей составляющей лечебной физкультуры. Эти упражнения требуют концентрации внимания, ловкости руки, гибкости пальцев. Например, мне при параличе руки помогло разминание жгута из полотенца с совершением действий, напоминающих обработку теста. Также я прокатывал кистью поврежденной руки мяч по столу движениями вперед-назад до предела и при этом стремился сохранить прямолинейность движения, что вначале давалось трудно. На первых порах, при затруднениях координации руки, я перекладывал игрушки, сначала крупные, потом мелкие, со стола в ящик. Затем стал делать то же самое с грецкими орехами, складывая их в пластиковые ячейки из-под конфет.

Также на первых порах, если в этом есть необходимость, следует пытаться адаптировать свои руки к бытовым условиям. Я, например, набирал пострадавшей рукой разные цифры на диске старого телефона. Поочередно нажимал двухклавишный выключатель света, передвигал костяшки старых бухгалтерских счетов, пытался поворачивать дверную ручку, нажимать кнопку слива воды в бачке унитаза, перебирал кнопки на клавиатуре неработающего компьютера, якобы набирая слова, и пр.

Читайте также:  Ишемический инсульт реабилитация сроки

Кстати говоря, врачи рекомендуют почаще складывать дули, кукиши, до предела протискивая большой палец между другими пальцами ослабленной руки. Очень важно с усилием нажимать подушечкой большого пальца на подушечки других пальцев ослабленной руки. Последнее упражнение, согласно су-джок-терапии, особенно благотворно влияет на восстановление функций мозга, тренирует память. Очень эффективное упражнение на мелкую моторику — быстрое вращение двух грецких орехов в ладони пострадавшей руки как по часовой, так и против часовой стрелки.

Мой совет: активнее занимайтесь массажем пальцев и кистей, перебирайте крупные, а затем более мелкие предметы — пуговицы, бусины, крупы, гайки, болты, спички. Очень хорошо помогает лепка мелких фигурок из пластилина, для этой цели лучше брать пластилин, не прилипающий к рукам. Очень полезно высыпать спички из спичечной коробки, собирая их затем по одной пострадавшей от инсульта рукой. Старайтесь писать больной рукой — сначала толстым фломастером, затем более тонкими ручками.

Недавно в продаже появился прекрасный массажер для кисти и предплечья, который сам направляет вашу кисть, запястье, локоть, зону предплечья. Вам нужно только научиться удерживать его в руке разными способами. Это кистевой массажер Powerball, представляющий собой шар, удерживаемый в руке. Другой рукой или с помощью нити в этом шаре запускается вращение ротора с герконом. Ротор может раскрутиться внутри шара до 15 000 оборотов в минуту. В результате движение передается кисти, которая сама начинает совершать вращательные движения. Предусмотрено шесть способов удержания шара в руке, развивающих шесть групп мышц кисти, запястья, локтя, предплечья.

Рис. 1. Приспособления для разработки кисти и стопы

В целях восстановления чувствительности, улучшения кровообращения и двигательной активности суставов и мышц, воздействия на биологически активные точки, наращивания мышечной силы показано ежедневное применение:

• массажных валиков для прокатывания подошвы пострадавшей ноги;

• массажных кистевых эспандеров, мячиков и резиновых колец (если отсутствует спастика сгибателей пальцев);

• перетягивание руками каната на подвешенном вверху блоке с движением руки вверх;

• подтягивание вверх и подъем пластиковых бутылок по 0,25, 0,3, 0,5, 0,6 л или по 1, 1,5 и 2 л и пр.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

5. Нарушение моторики
Гипертиреоз, увеличение содержания тиреоидного гормона, увеличение моторики, уменьшение времени прохождения пищи, уменьшение времени переваривания и абсорбции жиров, диарея и стеаторея. Сахарный диабет: диарея носит вторичный характер и связана с

6.6. Расстройства воли, моторики и влечений
Расстройства волиВоля – это целенаправленная деятельность человека, способность ставить перед собой цели. Большое значение в формировании волевых актов имеет мотивационная сфера человека, которая представляет собой

Развитие моторики рук

Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев
Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Предлагается разнообразный выбор книг, пособий и игрушек

Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка
Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов,

Игры и упражнения для развития ручной моторики
Массаж рук
Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько:Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по

Средства, используемые при нарушении моторики кишечника и кишечном дисбактериозе
Диарея (понос) – частое или однократное опорожнение кишечника с выделением жидких каловых масс. Причинами диареи могут быть инфекционные заболевания (сальмонеллез, дизентерия),

Регуляция моторики желудочно-кишечного тракта
Регуляция моторной функции пищеварительного тракта осуществляется нейрогуморальными механизмами.Активация блуждающего нерва усиливает перистальтику пищевода и расслабляет тонус кардии желудка. Симпатические волокна

Бульон из мелкой речной рыбы
Ингредиенты:1 кг речной рыбы, 2 луковицы, лавровый лист, соль.Способ приготовления:Рыбу промыть, выпотрошить, почистить. Лук очистить, вымыть.Рыбу залить кипящей водой (3 л), варить в течение 10–15 минут, периодически снимая пену.Добавить лук,

Точка, стимулирующая развитие интеллекта, сознания и внутренней дисциплины, а также рост и физическое развитие у детей
Воздействие на точку Тай-бай (рис. 2) тонизирующим или гармонизирующим методом в период с полудня до полуночи способствует развитию интеллекта,

Игры на развитие мелкой моторики
Модное по нынешним временам словосочетание «мелкая моторика». Все молодые родители устремились развивать ее у собственных чад и обсуждать успехи и волшебные подробности своих занятий на разных форумах, площадках, блогах и прочих

Развитие мелкой моторики
Напомню постулат, известный всем опытным воспитателям детских садов: «Есть прямая зависимость между развитием руки и речью». Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее малыши начинают говорить. Ускоренному развитию речи

Комплекс упражнений для улучшения моторики кишечника и профилактики запоров при дисбактериозе
Упражнения этого комплекса лучше выполнять утром и/или во второй половине дня, но не ранее чем через 2 ч после приема пищи. Не следует спешить, упражнения надо выполнять

Суп из мелкой рыбы с солеными огурцами
На 1000–1200 г рыбы – 5 соленых огурцов, ? стакана огуречного рассола, ? стакана сметаны, 6–8 горошин черного перца, 1–2 лавровых листа.

Нарушения моторики желудка и гастриты
В равных долях:Трава волчецаТрава золототысячникаТрава полыни горькойГотовить как простой настой (см. гл. 1).Принимать по 1/3–1/2 стакана 3 раза в день. Рекомендуется при ахилии желудка («вялом» желудке).Кожура апельсина 2 частиКора

Источник