Развитие речи после инсульта задания

Развитие речи после инсульта задания thumbnail

Инсульт – очень сложная болезнь. Расстройство речи – одно из самых распространенных нарушений психических процессов, которые наблюдаются при инсульте. Случится болезнь может практически в любом возрасте. Различают ишемический и геморрагический виды инсульта. И тот, и другой требует длительного восстановления физических и психических функций организма. Медиками разработаны специальные упражнения для восстановления речи после инсульта, которыми можно заниматься и самостоятельно дома.

Расстройство речи

Для нормального восприятия происходящего вокруг человек нуждается в понимании речи и способности самому воспроизводить слова и строить из них предложения. Правильное произношение и понимание сказанного – жизненнонеобходимо для полноценной жизни.

На сколько затянется процесс восстановления, зависит от многих факторов, в том числе и упорства медиков, родственников и самого больного. У одних он составляет от нескольких недель до пары месяцев, для других может растянуться и на дольше. К сожалению, есть и такие, которым так и не удается заговорить.

Афазия (нарушение способности говорить) развивается из-за повреждения речевой зоны головного мозга.

Для того чтобы правильно выбрать метод лечения, следует разобраться с видом нарушения.

Развитие речи после инсульта задания

Различают следующие виды афазии:

  • Тотальная — больной не способен сам ничего сказать и понять, что пытаются ему сказать. Он ничего не помнит и никого не узнает.
  • Моторная — зачастую этот вид сменяет тотальную спустя несколько дней после перенесенного инсульта. Больной узнает родных и близких, понимает, что говорят ему, но сам сказать ничего не может. Со временем может пытаться воспроизводить звуки, используя интонацию для лучшего понимания.

Развитие речи после инсульта задания

В этом случае наблюдаются нарушения центра Брока (речедвигательного), который отвечает за моторную функцию. Больной все понимает, но сам воспроизвести речь не может. Человек часто воспроизводит звуки, но правильно объединить их не может, путает похожие по артикуляции звуки.

  • Афазия Вернике (сенсорная). При этом виде нарушения больной не понимает родной речи. Воспринимает ее как набор звуков и не улавливает смысл сказанного. В этом случае довольно сложно определить масштабы нарушения.
  • Семантическая. Больной понимает только простые предложения. Сложные речевые обороты не поддаются его пониманию.
  • Амнестическая. Больной может вести диалог, но часто забывает названия предметов.

Развитие речи после инсульта задания

Наиболее опасной считается сенсорная афазия. Речь очень тяжело восстанавливается.

Лечение после инсульта

Лечение следует проводить в первые 6 месяцев после инсульта, только тогда результаты будут максимально эффективными. Занятия можно начинать, как только стабилизируется состояние больного. Ни один врач не даст 100% гарантии, что больной заговорит. Но систематическое выполнение различных упражнений поможет максимально наладить речевую функцию.

На первых занятиях желательно присутствие родственников, тогда и больному спокойнее, и родные знают, как правильно проводить тренировки. Для лечения разработан целый комплекс мероприятий:

  • Медикаментозное лечение.
  • Артикуляционная гимнастика с логопедом.
  • Систематическое выполнение упражнений.
  • Комфортная атмосфера.

Развитие речи после инсульта задания

Только если человек будет иметь желание выздороветь, его окружат любовью и заботой, результат будет заметен быстрее. Родные не должны избегать речевых контактов с больным, как бы сложно это ни происходило. Говорить нужно спокойно, не кричать и внятно произносить каждый звук. Постоянно нужно спрашивать названия тех или иных предметов, которыми пользуется человек: чашка, ложка, полотенце, телевизор. Хорошо, когда ему часто читают, а он пересказывает смысл прочитанного.

Важно! Никогда не стоит обсуждать проблемы пациента, связанные с нарушением его речевых функций при нем.

Развитие речи после инсульта задания

Всегда нужно подбадривать и хвалить даже за самые незначительные победы. Люди после инсульта плохо различают слова похожие по звучанию. Поэтому можно изобразить на рисунке и тренироваться их произносить и различать на слух. Больные не различают слов, когда разговаривает сразу несколько человек, следует учитывать это. Как только человек начнет выговаривать слова, ему можно давать дополнительные самостоятельные задания, например, вставить пропущенное слово в предложение. Просмотр телевизора лучше ограничить до 2 часов в день. Нужно включать позитивные передачи по интересам, которые будут побуждать комментировать.

Близким нужно запастись неимоверным терпением. Инсульт – очень серьезная и сложная болезнь, последствия которой не так-то просто устранить.

Развитие речи после инсульта задания

Советы для родственников

Человек, чувствующий себя обузой, очень редко добивается хороших результатов. Пациент, который все понимает, но ничего не может сказать, ощущает себя беспомощным.

Поэтому следует придерживаться простых правил:

  • Не стоит говорить с человеком как с обреченным. С ним нужно вести разговор спокойно, внимательно наблюдать за реакцией и всеми изменениями.
  • Больному не стоит общаться с агрессивными или безразличными особами. Его должны окружать близкие и любящие люди.
  • Рекомендуется включать любимую музыку, побуждая больного подпевать.
  • Говорите и слушайте. Только если человек будет чувствовать важность сказанного для окружающих, он будет пытаться говорить.
  • Не стоит слишком утомлять: «Тише едешь – дальше будешь».

Эти рекомендации помогут поскорее преодолеть трудности и вернуть человека в привычную жизнь.

Развитие речи после инсульта задания

Работа с логопедом

Если в больнице, где лежит больной, есть логопед, то он начнет заниматься с пациентом, как только это будет возможно. Нельзя терять время зря. Работа может продолжаться и после выписки, а затем и самостоятельно дома.

Работа со специалистом:

  • Логопед осторожно прощупывает масштабы повреждения, он проверяет реакцию больного на тихий голос, затем на шепот.
  • Постепенно усложняет задания.
  • Специалист не учит произносить отдельные слова и звуки, ему важно слышать их в контексте, пациент должен научиться пользоваться ими в речи.
  • Упражнения подбираются индивидуально, исходя из вида афазии.
  • Специалист начинает предложение, пациент его заканчивает.
  • Если у больного есть любимые песни, специалист обязательно их использует в своей работе.
  • Если состояние больного улучшилось, врач может предложить срисовать предложенные картинки.

Поначалу уроки логопеда длятся не более 15 минут, постепенно увеличивая время.

Развитие речи после инсульта задания

Важно! Разочарование родных читается у них же на лице, а это негативно отображается на стремлениях больного. Следует внимательнее следить за мимикой и радоваться даже самым незначительным продвижениям.

Упражнения для самостоятельного выполнения

Огромную роль в быстрейшем улучшении речевой функции имеют самостоятельные занятия. После выписки больной периодически посещает логопеда, который оценивает наличие улучшений и рекомендует, какие занятия следует выполнять.

Каждое упражнение следует повторять по 10 раз:

  • Вытянуть губы в трубочку и зафиксировать их в этом положении на несколько секунд.
  • Нижними зубами прикусить легонько верхнюю губу.
  • Верхней челюстью тянуться к подбородку.

Задания для языка:

  • Вытянуть язык трубочкой.
  • Максимально вытянуть шею вперед, при этом рот открыт, а язык максимально высунут.
  • Выполнить предыдущее упражнение, озвучив его шипением.
  • Шею вытянуть вперед, а губы сложить трубочкой.
  • Облизать губы по кругу сначала в одном направлении, затем в другом.
  • Издавать «цокающие» звуки.
  • Тянуть язык в сторону носа, затем подбородка.

Развитие речи после инсульта задания

Закончить урок следует позитивными упражнениями: раздать воздушные поцелуи, улыбнуться обнажив зубы, а затем улыбнуться, прикрыв их губами.Отличные результаты наблюдаются у пациентов на групповых занятиях, на которых они могут поддерживать друг друга.

Важно! Больному, перенесшему инсульт, следует проговаривать скороговорки, зачитывать вслух логопедические тексты, напевать песенки и выстраивать логические цепочки.

При невнятной речи и для улучшения голоса рекомендуется массировать язык обычной зубной щеткой утром и вечером. Это упражнение расслабляет орган и помогает улучшить речь.

Лечение лекарственными препаратами

Человечество еще не изобрело такой таблетки, которая помогла бы восстановить речь. Медикаменты, назначенные врачом, направлены на улучшение кровообращения в мозге и питание нервных клеток. Они улучшают умственную деятельность и память, повышают внимание, что в комплексе положительно сказывается на общем состоянии организма.

Развитие речи после инсульта задания

Хирургическое вмешательство

В случаях ишемического инсульта, когда перепробованы все способы, остается еще один — формирование экстра-интракраниального микроанастомоза. Это операция, во время которой нейрохирурги создают дополнительное соединение между участками мозга: неповрежденным сосудом и речевой областью. Кровообращение возобновляется, и состояние больного быстро улучшается.

Лечебная физкультура

Нарушения речи наблюдаются не только при нарушениях соответствующей области мозга, но и при параличе мимических мышц. Они не могут выполнять свою работу, поэтому человек утрачивает речевую функцию. ЛФК помогает восстановить возможность говорить.

Развитие речи после инсульта задания

Лечение стволовыми клетками

Современная медицина не перестает удивлять. Сейчас есть возможность восстановить речь с помощью стволовых клеток. Такая терапия помогает не только восстановить речь, но и запустить защитные функции организма, пробудить желание выздороветь и как можно быстрее заговорить. Пересадку стволовых клеток проводят амбулаторно дважды. Второй раз спустя 3 месяца после первого. Сосуды восстанавливаются, ликвидируются бляшки и тромбы. В пораженных местах начинают строиться новые клетки.

Максимальное восстановление речевой функции должно проводиться на первом году после инсульта, продолжаться реабилитация может до 5 лет. После этого нарушения, которые имеются у больного, остаются навсегда. Все упражнения, которые проводятся для восстановления речи после инсульта, нужно выполнять регулярно и систематически. Только тогда они принесут реальную пользу.

Восстановление речи после инсульта Упражнение для восстановления речи при моторной афазии Речь после инсульта. Cистема по восстановлению Ora Light на русском языке

Загрузка…

Источник

В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт. Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Почему нарушается речевая функция

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией. Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсультаРасстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего. После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача. Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях. В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.

Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

ГлиатилинДля ускорения процесса восстановления речи после инсульта, врачи могут назначить препараты, которые помогают восстановить работу центральной нервной системы. К таким относится оригинальный ноотропный препарат Глиатилин (холина альфосцерат). Фосфатная форма препарата дает возможность Глиатилину лучше усваиваться и как можно быстрее восстановить поврежденные клетки мозга, что способствует восстановлению речи, памяти и мышления. Холина альфосцерат защищает клетки мозга от дальнейших повреждений, даже при нарушенном кровообращении или недостаточном насыщении кислородом. Глиатилин улучшает передачу нервных импульсов и оказывает положительное влияние на функции рецепторов. Препарат хорошо переносится пациентами, противопоказан к применению беременными, кормящими женщинами и людьми с повышенной чувствительностью к холина альфосцерату.

Читайте также:

Инсульт: 9 интересных фактов о недуге

Как улучшить и сохранить память

8 мифов об арт-терапии

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневноГимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно

Упражнения, направленные на разработку губ:

  • максимальное вытягивание губ в трубочку;
  • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
  • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
  • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

Упражнения для разработки языка:

  • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
  • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
  • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
  • закругление языка назад как можно дальше;
  • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

Дополнительные методы восстановления речевых нарушений

Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.

Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазииЧай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии

Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

Прогноз

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже. Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Детализированный прогноз выглядит следующим образом:

  • в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
  • при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.

Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.

Видео

Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник