Психология для больных инфарктом

Психология для больных инфарктом thumbnail

Сегодня мы потихоньку начинаем задумываться о своём здоровье раньше, чем хирурги заставят нас сделать это. Но все же когда операция уже произошла, мы понимаем, что вдруг нам трудно дышать от резко навалившихся ограничений врачей и родственников, мы понемногу привыкаем еле дышать, еле есть, еле спать, еле работать, только, чтобы все не повторилось вновь! Страх и тревога начинают доминировать в нашем фоновом настроении. Когда операция на столь важном органе как сердце, страх и тревога увеличиваются в несколько раз. И вроде хирурги уверяют, что все хорошо, и диета вроде соблюдается и упражнения вроде делаются, но что-то не то…

После инфаркта меняется вся картина жизни человека и более того, образ его среди родных и близких. Человека, как правило, стараются оградить от всех нагрузок, предполагая, что так будет лучше…

С другой стороны, это хороший этап для переоценки ценностей и всей жизни человека и возможность выстроить её совсем по-новому!

Комплексная корректная психологическая реабилитация после инфаркта миокарда позволяет человеку:

  1. Избавиться от излишней тревоги и страхов;
  2. Справиться с бессонницей или быстрой утомляемостью;
  3. Постепенно наладить сексуальную жизнь;
  4. Спокойно принять своё заболевание и последовательно выполнять указания врачей;
  5. Научиться техникам расслабления и способам эмоциональной борьбы со стрессовыми ситуациями, чтобы не перегружать сердечнососудистую систему;
  6. Обрести поддержку в социальной реабилитации;
  7. Обрести уверенность и радость жизни;
  8. Обсудить экзистенциальные вопросы, такие как, вопросы жизни и смерти, свободы и ответственности, любви и ненависти, смысла жизни и жизненных ориентиров и т.д.
  9. Понять причины своего заболевания и изменить стереотипы поведения, чтобы избежать рецидива (повторения);

Психологические методы работы:

  • Особенность работы при психологической реабилитации заключается в избегании столкновения человека с конфликтом, во избежание ухудшения состояния, первоначально психологическая работа направлена на снятие тревоги и работа со страхами клиента. На этом этапе действуют мягкие разговорные методы, когда позволяется клиенту подробно поделиться всеми своими переживаниями. Иногда включается арт-терапевтическая работа, которая позволяет не только установить контакт с собой, с терапевтом, но и с помощью возрастной регрессии оказывает на человека исцеляющий эффект, а так же снимает психоэмоциональное напряжение. Как известно, реакции на заболевания бывают разные, мы можем наблюдать как отрицание своей болезни, так и наоборот, крайне сильную зацикленность на заболевании, сюда же можно отнести варианты ипохондрической реакции, соматоформной (когда резко начинает болеть все) и др.
  • На первом этапе психологической коррекции очень важно выстроить адекватную реакцию человека на своё заболевание, со всеми ограничениями и возможностями для того, чтобы человек мог спокойно и последовательно выполнять все указания лечащего врача и при этом жить полноценной жизнью.
  • Дальнейший этап психологической реабилитации направлен на обучение человека техникам расслабления, сюда можно отнести спокойные практики телесно-ориентированной психотерапии, обучения методам расслабления по Шульцу, так же успешно применяется йога-терапия (с психологической поддержкой), различные виды аутотренинга.
  • Четвёртый этап — это обучение человека новым реакциям на эмоционально-стрессовые ситуации. Здесь хорошо работают ресурсные техники символдрамы, техники НЛП. Параллельно на четвёртом этапе можно приступать к методам телесной визуализации, которые отлично зарекомендовали себя именно в работе с тяжёлой психосоматикой и послеоперационными клиентами.
  • Пятый этап работы проходит далеко не всегда, и исключительно после 2–3 лет стойкой ремиссии — это работа непосредственно с конфликтом. Работа с конфликтом позволяет выяснить все причины своих заболеваний и предотвратить их в дальнейшем. На данном этапе может применяться огромный арсенал различных техник, от психоаналитических до телесно-ориентированных практик.

Источник

Часто перенесенная болезнь изменяет всю жизнь человека: меняются его социальный статус, его физические возможности, его окружение, но главное изменение происходит в нем самом, в его подходе к себе, к жизни и к окружающим.

Психическое состояние человека после перенесенного инфаркта или инсульта – проблема, которая возникает довольно часто. Порой человек остается наедине со своей болезнью, отгородившись от всего мира. Отсюда может возникнуть состояние депрессии. Если человек до болезни был активен, не мыслил себя без любимой работы, творчества, друзей и близких, то перенесенная болезнь и страх повторения инфаркта для него означают крах, так как он не представляет себе жизни в роли больного.

Реабилитация после перенесенного инфаркта, как ни при каком другом заболевании, зависит от личности больного, так как именно личность определяет реакцию на изменения, произошедшие в его жизни в связи с болезнью. Реакция может быть самой разнообразной:

  • Трезвая оценка ситуации и стремление содействовать успеху лечения. Если необходимо, такой человек может переключиться и на другой вид деятельности.
  • Отрицание очевидного, отказ от обследования, продолжение прежней жизни, в том числе и излишеств, несмотря на болезнь.
  • Уход от болезни в работу, стремление сохранить свой прежний профессиональный статус.
  • Непрерывное беспокойство и мнительность, состояние, при котором воображаемые опасности волнуют больше реальных.
  • Сосредоточение на своих болезненных ощущениях, реальных и мнимых.
  • Вспышки раздражения, нетерпимость в ожидании облегчения, помощи.
  • Удрученность в связи с неверием в возможность излечения.
  • Требование от медицинского персонала и близких повышенного внимания, болезненный эгоцентризм.
  • Деспотическое отношение к окружающим, зависть, ненависть к здоровым, мрачность, озлобленность.

Изменить настрой на адекватную реакцию к болезни может психолог, который помогает справиться с различными психологическими трудностями личности, оказывает психологическую поддержку и сопровождение как больному, так и родственникам.

Более сильные изменения в личности человека происходят после инсульта. У больных, перенесших инсульт, заостряются характерологические особенности личности. Они могут становиться плаксивыми и пассивными или, наоборот, грубыми и раздражительными, агрессивными, замкнутыми. У них развивается чувство ненужности, обременительности для семьи. Значительно страдает память, особенно плохо больные запоминают текущие события, у многих серьезно нарушена речь.

Как помочь больному близким и родным?

Читайте также:  Можно ли после инфаркта пить боярышник

Надо относиться к этим проявлениям болезни с пониманием, но не потакать больному в его прихотях и капризах, в то же время избегать конфликтов, обязательно соблюдать режим. Родственникам нужно рассказывать больному о себе, близких, пытаться общаться с ним на различные темы, просить рассказать о своих желаниях, чувствах. Называть окружающие предметы вместе, правильно выговаривая слоги и звуки. Читать больным газеты, книги, просить пересказать прочитанное. Привлекать к бытовой деятельности, в зависимости от возможностей больного.

Здоровый психологический климат в семье – залог успешного восстановления утраченных функций.

Восстановление после таких заболеваний как инфаркт миокарда и инсульта чаще всего занимает длительный промежуток времени и требует наряду с применением соответствующих медикаментозных препаратов, грамотного ухода за больным и его собственного желания жить полноценной жизнью. Успех восстановительного лечения связан с процессом обучения и оказанием психологической помощи, следовательно, как и в школе, могут попадаться способные и менее способные, активные и пассивные пациенты. Помочь больному в обучении – основная задача медперсонала, психолога и родственников, но следует помнить, что только активная жизненная позиция самого больного, слаженные действия пациента, врача, психолога и близких способны свести к минимуму последствия перенесенного недуга.

Савельева Юлия

Практикующий психолог,

Гештальт-консультант.

Контакты: 8-930-780-09-00

Источник

Психосоматика инфаркта или быстрее выше сильнее

По статистике за 2019 год сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) лидируют по причине смертности в России (56%), далее следуют несчастные случаи (14%), онкологические заболевания и рак (13%) и т.д.

ССЗ возникают не только в результате внутренних факторов и сопутствующих заболеваний, но и внешних факторов, условий современной жизни и психоэмоциональных нагрузок, которые человек испытывает каждый день.

Психотерапевтами был разработан личностный портрет лица, склонного к коронарным заболеваниям и инфаркту миокарда («коронарный тип»): выраженное желание работать и работать 24 часа 7 дней в неделю, желание достичь весомого социального положения, склонность к перенапряжению, возможность подстраиваться под любые внешние обстоятельства, нечувствительность к потребностям тела и пренебрежение к потребностям психики. «Живые машины, работающие везде и всегда»- так однажды окрестил коллега таких людей. Думаю, большая доля правды в этом есть.

Но есть еще один важный аспект, который не учитывается: если мы обратимся к трансперсональной психологии и эзотерике, то будет видно , что ССЗ — четвертый энергетический центр, Анахата, отвечающий за возможность дарить и принимать любовь.

Соответственно можно предположить, что за желанием-ширмой много и упорно работать, кроется очень сильная потребность в любви, ее получении или выражении. И наверняка за каждой историей трудоголизма кроется сложная и болезненная история, где любви очень хотелось, но получить так и не удалось и возникло много чувств, связанных с этим моментом: обиды, злости, горя и печали.

Пример из практики: мужчина-военный, 58 лет, после первого инфаркта был направлен врачом-кардиологом на психотерапию. История такова: после смерти супруги -не женился, «всю душу вкладывая в сына». В итоге, сын вырос, получил хорошее образование и мигрировал в США, звонит редко, входящие звонки часто сбрасывает. Наш клиент остался один. Сильная потребность в любви и внимании от сына, которая осталась неудовлетворенной. Он испытывал обиду, злость и горе. Но так как «настоящие мужчины не плачут», все эти чувства оставались при нем, не находя выхода. После очередного сброшенного сыном звонка произошел инфаркт.

И как второй вариант, что чувств к определенному человеку было много, но выразить их было невозможным.

Как не вспомнить моего коллегу, который влюбился в свою студентку, имея семью и взрослых детей. Коллега усилием воли выбрал семью, сообщив при этом мне : «Я вырвал ее из своего сердца». Через две недели у него случился обширный инфаркт. Коллега ушел в возрасте 40 с небольшим лет.

Совсем небольшое упражнение вне зависимости есть ли у вас сложности с ССЗ или нет:

1. Если вы чувствуете дискомфортные ощущения в обасти грудины, сосредоточьте свое внимание там.

2. Поймите, что вы чувствуете эмоционально, проживая эти неприятные ощущения: грусть, печаль, злость, вину, обиду, отчаяние? Возможно, на это потребуется какое-то количество времени.

3. А теперь позвольте себе выразить эти эмоции любым приемлимым для вас образом. Если захочется злиться, можно бить подушку, если печалитесь или чувствуете отчаяние- можно плакать, а также можно рисовать, петь или двигаться. Любой способ подойдет, найдите свой!

4 Делайте это до момента ощущения снижения степени интенсивности дискомфорта в области грудины. Поощущайте, что с вами сейчас физически и эмоционально?На будущее- это ваш способ снятия психо-эмоционального напряжения.

И, да, «самая темная ночь- перед рассветом»!

«Любить также просто, как дышать».

Удачи.

Olgaverbitskaia.ru

Источник

Проблема психологического сопровождения  личности в период болезни, которая зачастую приводит к инвалидизации, социальной дезадаптации является многогранной, нуждается в современном исследовании и разработке. В отделения ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) и неотложной кардиологии госпитализируются как пожилые, так и пациенты молодого  трудоспособного возраста (25лет +/- 45лет), нуждающиеся не только в медикаментозном лечении, но и в психологической помощи.

Е. И. Гусев и А. С. Кадыков отмечают, что реабилитация постинсультных больных, направленная на восстановление нарушенных функций, социальных контактов, профессиональных навыков, возвращение больного в общество и к посильному труду,  становится актуальной медико-социальной проблемой  [3,5,4].

Читайте также:  Все что полезно для сердца после инфаркта

О важности использования мультидисциплинарного подхода к лечению больных  инсультом  пишет Мустафина Л.В. [9] значимой является роль психолога как в нейропсихологической диагностике, так и в психотерапевтическом процессе [9]. Неотъемлемая часть современного лечения и профилактики ССЗ  — психотерапевтическое воздействие [8].

У значительной части больных после перенесенного инфаркта миокарда, устранения патологии коронарных артерий, объективного улучшения гемодинамики и повышения толерантности к физической нагрузке сохраняются стойкие невротические расстройства [10].

По-видимому, у части больных «кризис личности», спровоцированный болезнью, не преодолевается на этапах реабилитации, а в условиях амбулаторного наблюдения порой усиливается, что, несомненно, требует интенсивной психологической помощи и поддержки [10].

Выбор конкретного метода психотерапии основывается, прежде всего, на удобстве применения, экономичности и доступности для больного. Так, психотерапевтическое вмешательство должно отвечать требованию «субъективной адекватности» и соответствовать особенностям внутренней картины болезни, ожиданиям больного, его возможностям осмысления, интеллектуальному и образовательному уровню. Не менее важно соответствие предлагаемого метода личностным особенностям больного [1]. Психологическое сопровождение пациентов на этапе госпитализации в стационар проводится с целью снижения  интенсивности острого стресса, коррекции невротических, ипохондрических реакций, с целью разработки индивидуальной программы  психологической реабилитации.

Психологическое сопровождение пациентов с ОНМК и инфарктом миокарда включает несколько этапов:

Психологическое сопровождение больных с ОНМК и инфарктом миокарда

1 этап:

Психодиагностика или нейролингвистическое тестирование.

2 этап:

Психологическое консультирование. Проведение тренингов, групп саморазвития. Профилактическое занятие.

Релаксация.

3 этап:

Работа с родственниками: групповые занятия в школе «Жизнь после инсульта».

Обмен опытом.

Этапы психологического сопровождения больных с ОНМК и инфарктом

На первом этапе

работы с пациентом проводится психодиагностика или нейропсихологическое тестирование (для оценки повреждения ВПФ при инсульте) с целью выявления психопатологической структуры личности во время болезни, преморбидных особенностей, ресурсов, степени патологических изменений психики. Важно определить содержание внутренней картины болезни конкретного пациента для эффективной оценки реабилитационного потенциала. Диагностическая процедура позволяют в форме беседы, формализованного интервью помочь пациенту  выразить значимые переживания на начальных этапах госпитализации в форме вербальных сообщений.

На втором этапе психологического сопровождения пациентов психолог занимается восстановлением патологических невротических реакций, тревожно-депрессивных, апато-депрессивных, невротических, астенических состояний, нарушений сна.  Используются элементы клиент-центрированной психотерапии К.Роджерса, когнитивно-поведенческой терапии А.Бека. В период стресса пациенты нуждаются в эмпатии, безусловном положительном принятии, помощи в осознании чувств, эмоций, символизации опыта. Психологическое сопровождение пациентов включает помощь в расширении способов реагирования на болезнь, декатастрофизации, поиске альтернативных стратегий поведения, формирование мотивации для дальнейшего лечения и реабилитации. С пациентами, у которых отсутствуют когнитивные нарушения или имеется незначительный  уровень нарушений, не препятствующий усвоению новой информации,  используются методы изменения негативных мыслей (методика «Осознание негативных мыслей», прием «шкалирование» (Кулаков С.А.,2003), упражнение «Уменьшение значимости предстоящего события» (по P.Shimer,S.Ferguson,1990)) [2]. Психолог обсуждает с пациентом способы планирования целей и действий в период лечения.

Важную роль в психологическом сопровождении занимают релаксационные мероприятия. В отделении кардиологии проводятся групповые занятия по аутогенной тренировке (используются техники: аутогенная тренировка №1 «Расслабление и релаксация»., №2 «Уравновешенность и устойчивость к стрессу». Авторы: проф. Востриков А.А.,психотерапевт., проф.Табидзе А.А., психопедагог) для снятия напряжения, переключения сознания на картины природы, прослушивание релаксационной музыки (серия Целебная музыка рекомендована Центром восстановительной медицины министерства здравоохранения РФ  для снятия стресса, отдыха и оздоровления. Примеры композиций: Beethoven – Moonlight Sonata, Grieg – Morning Mood from Peer Gynt, Tchaikovsky – Oveture Miniature to The Nutcracker Suite, Mozart – Clarinet Quintet K.581 Largetto & K.581 Allegre и другие).

Пациентам предлагаются упражнения «Место отдыха» (по М.Loscalzo,1996),  «Воспоминания приятных ощущений, связанных с цветом» [2]., которые помогают расслабиться, снять напряжение в теле. Часто инсульты и инфаркты сопровождаются болевыми синдромами (головная боль, боль в сердце, боль в верхних или нижних конечностях), в связи с этим психолог предлагает эффективное упражнение «Дыхание против боли» (по М.Сандомирскому, 2005) [2].

Противопоказанием к выполнению упражнений, психотерапевтических бесед являются умеренно выраженные и выраженные когнитивные нарушения, интеллектуальная недостаточность,  острые психотические состояния, психопатоподобное поведение.

Пациенты, которые по медицинским показателям способны совершать движения,  посещают профилактические групповые занятия, где психолог рассказывает об особенностях заболевания, факторах риска и правилах поведения, которые могут обеспечить безопасность жизни. Проводится отдельный блок занятий по вторичной профилактике курения, злоупотребления алкоголем.

В отделении ОНМК реализуется арт-терапевтическая группа самопознания «Краски моей души». На группе пациенты учатся лучше осознавать свои потребности, чувства, эмоции с помощью пластилина, красок, карандашей. Группа помогает расширить творческие способности, позволяет заново познавать окружающий мир через цвет, форму, оттенки. На группе обсуждаются  темы: «Я и мой мир», «Мои отношения с окружающими (моя семья)», «Я и болезнь», «Моя мечта», «Природа», «Чувства и настроение»  и многое другое.  

Психолог также использует упражнения «Мой портрет в лучах солнца», которое помогает в развитие коммуникативных навыков, способствует процессу самораскрытия. Упражнение «Дерево чувств» способствует свободному выражение чувств, пациенты обучаются понимать свои чувства и переживания, адекватным образом выражать и контролировать их [6]. Проводится тренинг по развитию познавательных процессов  у пожилых  по рекомендациям Краевой М.А., Тарасовой Т.О.,Чижовой Е.А [7], что способствует эффективной адаптации в бытовых условиях, повышает уровень саморегуляции и качество жизни после выписки из стационара.

Читайте также:  Приказ мз рф по стандартам инфаркт миокарда

Тренинговые, релаксационные  и профилактические занятия, индивидуальное консультирование проводятся не более 30 минут 2 раза в неделю, поскольку пациенты склонны к быстрой истощаемости и утомляемости.

Третий этап

психологического сопровождения заключается в работе с родственниками больных. Родственникам зачастую требуется поддержка, помощь в коммуникативном взаимодействии с больным, рекомендации по уходу. Для реализации указанных задач проводится школа «Жизнь после инсульта». Это занятие лекционного характера по темам: «Механизм развития инсульта», «Симптомы инсульта и оказание первой помощи пострадавшему», «Особенности реабилитации при инсульте», «Постинсультная депрессия. Рекомендации о том, как избавиться от депрессии».

Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации:

  1. Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. С больными в остром периоде инсульта рекомендуется общаться, как с детьми в возрасте от 3-5 лет. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
  2. Наберитесь терпения. Инсульт – это не грипп, восстановление может потребовать несколько месяцев или лет! Поведение больного часто напоминает поведение ребенка: капризность, привлечение внимания. Помните, что это – больной человек и старайтесь относиться к его поступкам не как к поступкам здорового человека.
  3. Соблюдение режима дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  4. Принцип активности. Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний. Возможно, стоит напомнить пациенту, что не всё зависит только от медикаментов и лечащего врача, стоит  заниматься восстановлением движений, развитием памяти каждый день.
  5. Принцип поощрения. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
  6. Принцип самостоятельности. Старайтесь давать больному самостоятельно действовать в ситуациях. Не становитесь нянькой. Делайте не вместо, а вместе с больным.
  7. Принцип разделения ответственности: не рекомендуется возлагать всю нагрузку по уходу за больным только на одного родственника. Подумайте, с кем бы вы могли  разделить нагрузку. Можно обратиться в органы социальной защиты за дополнительной помощью.
  8. Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби. В случаях подозрения, что возникает депрессивное состояние, проблемы во взаимоотношениях с больным родственником, если происходят частые конфликты в семье, непонимание, в случаях кризисных состояний, ощущений собственной вины и несостоятельности  обратитесь  за помощью и поддержкой к психологу/психотерапевту.

Для родственников больных с инфарктом разработаны следующие рекомендации:

  1. Распределение адекватной нагрузки: оберегайте больного родственника от тяжелых физических нагрузок.
  2. Режим дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  3. Стресс. Старайтесь минимизировать воздействие стрессов в жизни больного. Учиться изменять отношение к происходящему поможет психолог.
  4. Больным не следует менять климатическую зону проживания.
  5. Питание. Ознакомьтесь с рекомендациями по питанию, которое необходимо больному. Информацию можно получить, обратившись на консультацию к  лечащему врачу.
  6. Если больного беспокоит кардиофобия, страх смерти, тревога, то необходимо обратиться к психологу/психотерапевту.
  7. Если у вас возникают проблемы в общении с родственником  или сам родственник переживает стресс, то рекомендуется обратиться на консультацию к психологу.

Общие рекомендации:

  1. Следите за контролем артериального давления у больного родственника.
  2. Следите за регулярным и своевременным приёмом препаратов и выполнением всех рекомендаций лечащего врача, наблюдением в поликлинике по месту жительства.
  3. Выражайте заботу и понимание.

Таким образом, психологическое сопровождение построено с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.

Список литературы:

  1. Бурно М.Е., Иговская А.С. Психотерапия  пациентов с расстройствами личности, характеризующимися преобладанием ипохондрии // Журнал невропатологии и психиатрии. ¬—  2008.108 (12): С. 27— 31.
  2. Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш. Психологическая помощь в неврологии. — Н.Новгород.: Издательство Нижегородской гос.мед.академии, 2009.  — 205-230с.
  3. Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга.  — М.: Медицина, 2001. —  326 с.
  4. Ермакова Н.Г. Психологические особенности больных с последствиями инсульта в левом и правом полушариях головного мозга в процессе реабилитации // Вестник СпбГУ. —  2008.  — Сер. 11. Вып. 3.
  5. Кадыков А. С. Реабилитация после инсульта. – М.: Миклош, 2003. –176С.
  6. Костенко М.Б., Чеперин А.И., Степанова О.Н., Драчук Т.А., Осатюк Н.И., Зинкина А.П. Опыт внедрения и функционирования моделей психосоциального лечения и реабилитации в условиях Омского региона // Сборник статей и модульных практик для психологов/ — Омск, 2011.  — 76с.
  7. Краева М.А., Тарасова Т.О., Чижова Е.А. Тренинг познавательных процессов лиц  пожилого и старческого возраста / под редакцией И.М.Никольской – СПб.: Речь, 2003. – 62с.
  8. Медведев В.Э. Профилатика и терапия психопатологических расстройств у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями//  Журнал Неврология. Нейропсихиатрия. Психосоматика.  — 2012.  —  №3. —  С. 1.
  9. Мустафина Л.В. Ранняя реабилитация постинсультных больных мультидисциплинарной  бригадой: Автореф. дисс.  на соискание ученой степени к.м.н. — М., 2008. — 22 с.
  10. Суджаева С.Г.,Суджаева О.А. Реабилитация после реваскуляризации миокарда. —  М:.Медицинская литература, 2008 — 128 с.

Тарасова Екатерина Владимировна – медицинский психолог, Городское бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Городская клиническая больница №39».

Источник