Память и речь после инсульта

Память и речь после инсульта thumbnail

Если человек выжил после инсульта, это уже большая победа. После необходимого лечения наступает долгий период реабилитации всех пострадавших функций организма. В том числе, страдает и память, её тоже необходимо тренировать и восстанавливать. Этот процесс не быстрый и достаточно трудный. Всё зависит от выносливости организма и от того, насколько сильным был приступ.

Описание болезни и ее последствия

Фото 1Инсульт – это иными словами инфаркт мозга. Он возникает по нескольким причинам и имеет две разновидности. Различают ишемический и геморрагический.

В 80% случаев человека поражает первый. Он возникает в результате нарушения мозгового кровообращения. Причинами могут служить тромбы и холестериновые бляшки, которые закупоривают сосуд и не дают на некоторое время крови попасть к мозгу.

При втором виде происходит кровоизлияние в результате лопнувшего сосуда. Обычно он возникает у людей с изношенными артериями, чаще всего заканчивается летальным исходом.

Спровоцировать приступ могут и некоторые заболевания: гипертония, сахарный диабет, остеохондроз, а также наследственность, вредные привычки.

В результате происходит кислородное голодание нейронов мозга. Они отмирают. В зависимости от времени, на которое произошел сбой в снабжении кислородом и от того, какой участок был поражен и насколько велик масштаб поражения, выражаются последствия перенесенного инсульта, ведь каждый отдел в голове выполняет свою функцию.

Справка: В большинстве случаев после «удара» у больных возникает частичный или полный паралич конечностей, либо всей половины тела, правой или левой. Также распространены случаи нарушения речи или полной её потери. Кроме того, нарушение или потеря слуха. Более подробно рассмотрим потерю памяти после инсульта и ответим на вопрос, можно ли ее восстановить.

Причины потери памяти

Различные отделы головного мозга отвечают за запоминание различной информации. То есть, за логику и слова отвечает лобная часть, генетику обеспечивает так называемый таламогипоталамический комплекс, за навыки – лимбическая система. От того, где расположен очаг разрушения нейронов мозга, зависит, какая разновидность памяти пострадала. При запоминании нейроны обмениваются сигналами между собой. После инсульта образуются участки отмерших нейронов, поэтому полноценный обмен между ними невозможен.

Фото 2Также, учеными доказано, что левое полушарие отвечает за логику, причинно-следственные связи, запоминает правильную последовательность явлений и действий.

А правое полушарие отвечает за эмоции, воображение, информацию, которую вы видим глазами.

Поэтому, какой именно отдел памяти пострадал, зависит от того, какое полушарие мозга пострадало от нехватки кислорода.

Случается, что больной не узнает своих родственников и не помнит кто он. Но более серьезная проблема, когда теряется долгосрочная память.

Человек не может запомнить события, которые происходили несколько минут назад.

По «сроку хранения» в нашей голове, различают оперативную память, которая необходима определенное количество времени. Например, вам необходимо съездить по определённому адресу. Вы посетили данное место, всё, информация больше не актуальна, вы её забываете.

Кратковременная — забывается, если не повторять её. Например, незначительное для вас сообщение в программе новостей по телевизору.

Долгосрочная – это хранение информации неопределенное количество времени. Например, день рождения мамы.

После приступа могут страдать как все виды памяти, так и один из них. Часто возникает ситуация, когда больной не помнит, что с ним было до инфаркта мозга, как он жил.

Также распространены ситуации, когда человек не может запомнить простые вещи. Например, имя медсестры, которая его лечит, какой сейчас месяц и тому подобное.

Еще по типу потери принято делить на вербальную, визуальную и сосудистую деменцию. Первый тип связан с забыванием слов, цифр. Второй – с не запоминанием лиц и окружающей обстановки, третий – и то и другое.

Процесс восстановления

Не запоминание новой информации связано с тем, что нарушен правильный процесс её запоминания, который был до болезни. Необходимо использовать дополнительные методы.

Важно! Чем раньше вы начнете работать над восстановлением, тем больше у вас шансов на успех.

Процесс возврата способности запоминать достаточно трудный. Полная реабилитация больного отмечена в 70% случаев. Успех зависит от нескольких аспектов:

  1. Квалифицированная помощь;
  2. Возраст;
  3. Пол;
  4. Насколько велик очаг поражения нейронов.

Первые успехи наступают в течение первых 2-3недель после проведения интенсивных медицинских мероприятий. Далее до полного возвращения к нормальной жизни придется ждать месяцы и даже годы. Главное – постоянно работать над собой, интенсивно тренироваться.

Упражнения

Больной восстанавливается только с помощью упражнений. Без них не помогут никакие лекарства.

Необходимо начинать с самых простых упражнений. День за днем накапливается всё больше информации.

В течение дня несколько раз повторяйте простые вопросы: как зовут того или иного человека, животного, как называется предмет, какой сейчас год, месяц, день, время года.

Важно! Наберитесь терпения. Подбадривайте больного. Не злитесь, если что-то не получается.

Визуальные упражнения хорошо развивают воображение. Для этого показывайте яркие несложные картинки, рисунки, фотографии. Пусть больной внимательно их изучит в течение 10-15 минут. Затем попросите рассказать, что было изображено.

Ассоциации. Показывайте различные предметы и спросите, с чем они ассоциируются. В первые несколько раз можно подсказать, затем больной должен попытаться вспомнить что-то своё. Например, это будет личная вещь, ранее очень любимая. Допустим, кружка, часы, ручка, брелок и тому подобное.

Совместное чтение. Читайте больному его любимые книги, попросите потом пересказать, что было прочитано. Не стоит выбирать для прочтения новостные ленты, криминальную хронику. Можно взять научно-популярную статью, заметки о природе, животных, путешествиях.

Игра в города очень хорошо тренирует, у некоторых в голове возникают образы тех мест, которые когда-либо посещали лично, или интересовались. У кого-то всплывают воспоминания из уроков в школе или даже географические карты.

Заучивание. Это необходимое упражнение. Оно подготовит к дальнейшей самостоятельной жизни. Напишите список фамилий, имен ближайших родственников и друзей, номера их телефонов. Эти данные хорошо учить по настроению, так лучше запоминается. Между делом хорошо учить небольшие стихи, пытаться проговаривать скороговорки.

Разгадывание кроссвордов и ребусов. Это отлично развивает логику. Можно начать с детских маленьких сканвордов, постепенно переходя к более сложным, в зависимости от успехов. Важно, чтобы был виден результат для самого больного. Психологически положительно влияют все заполненные отгаданные поля.

Записывать. Если у больного нет проблем с конечностями, нет паралича, то заведите блокнот, в котором записывайте всю информацию, которую он считает нужным запомнить.

Читайте также:  У дедушки случился инсульт

Предлагаем Вам посмотреть интересное видео по теме:

Как должны вести себя родственники и близкие?

Для родственников конечно болезнь дорогого человека тоже сильное потрясение, но надо запастись терпением и посильно помогать восстановить утраченное в результате инсульта. Рекомендации по поведению:

  • Если у больного сразу не получается сделать что-то или вспомнить, не ругайте его, это сильно занизит самооценку и приведет к тому, что у больного не будет желания работать над собой;
  • Люди, перенесшие «удар», часто капризные. Нужно их подбадривать, настраивать на то, что всё у них получится, нужно лишь время и упорство;
  • Посидите в любимой домашней обстановке, расскажите любимые истории. Важно как можно больше положительных эмоций;
  • Посмотрите семейный альбом с фотографиями. Расскажите, кто на них изображен, постарайтесь вместе подумать, где и когда они было сделано фото;
  • Полезны совместные прогулки или даже выезды на природу, на дачу, на рыбалку, за грибами или ягодами. Всё то, что любил больной до инсульта;
  • Обеспечьте здоровое и правильное питание;
  • Чаще бывайте на свежем воздухе и проветривайте помещение;
  • Благоприятное воздействие после болезни оказывает общение с животными. Если нет кота, заведите. Хорошо себя зарекомендовали и лошади, так называемая, иппотерапия;
  • Можно поручать выполнять несложные домашние дела, чтобы ваш близкий не чувствовал себя беспомощным и обузой.

Восстановление после приступа – это ежедневный труд. В нём не должно быть перерывов. Не пускайте ситуацию на самотек. Помимо упражнений, направленных на восстановление памяти, нужно принимать прописанные ему лекарства строго по предписанию врача. Обычно это не менее двух месяцев медикаментозной терапии. Также каждый день тренируйте мышцы. Только в комплексе возможна победа над недугом.

Источник

Одним из последствий инсульта является нарушение речи разной степени тяжести. О важности ранней реабилитации под наблюдением специалиста, а также о том, как близкие пациента могут, сами того не желая, навредить ему, Medical Note поговорил с врачом-нейропсихологом московской Клиники восстановительной неврологии Алиной Николаевной Ильичевой.

Врач-нейропсихолог московской Клиники восстановительной неврологии Алина Николаевна Ильичева.

Инсульт занимает третье место в мире среди причин смертности, а также является одной из основных причин инвалидизации. Если человека удается спасти, какие последствия возможны?

— Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения, которое достаточно быстро развивается (несколько минут или часов) и влечет за собой гибель клеток головного мозга из-за кислородного голодания. Различают несколько видов инсульта. Преобладает инсульт по ишемическому типу (инфаркт мозга) — это более 70% всех инсультов.

Последствия очень серьезные и зависят от того, в каком полушарии случилось сдавливание или разрыв сосудов: в доминантном или в субдоминантном.

Сдавливание сосуда происходит из-за закупоривания тромбом, поэтому клетки мозга не получают кислород. Ведь мозг насыщается кислородом, благодаря кровеносной системе. И если сосуд закупорился оторвавшимся тромбом, нарушается питание мозга, и в этом случае говорят об ишемическом инсульте.

Причиной геморрагического инсульта становится разрыв сосуда, когда мозг заливает кровью. В доминантном полушарии — у большинства людей это левое — находятся речевые центры.

Если инсульт случился в доминантном полушарии, то последствием станет афазия, то есть нарушение речи. Оно может быть полным или частичным и охватывает все языковые уровни: лексику, грамматику, фонетику, синтаксис.

Наиболее часто встречаются два вида: моторная афазия, когда человек теряет способность говорить, произносить звуки и слова, и сенсорная афазия, когда человек перестает понимать речь, значение слов.

Есть также речевые афазии, которые затрагивают мнестические процессы (память): человек не помнит недавние события и не может о них сказать.

Все эти нарушения речи, вызванные инсультом, можно и нужно корректировать с нейропсихологом в процессе реабилитации.

Нарушения речи после инсульта корректирует нейропсихолог.

Как скоро после инсульта надо приступать к реабилитации?

— Реабилитацию надо начинать, как только стабилизируется общее состояние, как только человек придет в состояние сознания. Надо, конечно, понимать, что реабилитация предстоит длительная, но затягивать с ее началом нельзя.

Какие методики по восстановлению речи используют в вашей клинике?

— Для восстановления речи после инсульта используется медикаментозная поддержка, физиотерапия, а также различные развивающие методики, которыми занимается нейропсихолог. Они направлены на восстановление памяти, гнозиса (восприятия), праксиса (способности выполнять целенаправленные двигательные акты, например, шевелить рукой), речи.

С пациентом в период реабилитации также занимается логопед и логопед-афазиолог.

Если у пациента в результате инсульта поражено доминантное полушарие, то в работе по восстановлению речи врач может опереться на зеркальные центры, которые находятся в субдоминантном полушарии.

Например, человек — правша, у него не работает правая рука, но его можно научить писать левой, пусть и не так хорошо, как он писал правой. Но не надо забывать, что письмо и жесты — это вид речевой деятельности. Поэтому если пациент полностью утратил речь, можно использовать криптограммы (карточки с рисунками) для общения или язык жестов.

Как правильно вести себя родственникам человека, перенесшего инсульт?

— Родственникам надо сохранять спокойствие, доброжелательность по отношению к больному и обязательно довериться специалистам. Очень важно, чтобы родные сами, без консультации с врачом, не принимали решений о тех или иных способах реабилитации.

Не надо покупать буквари, давать больному карточки со словами или буквами, предлагать различные упражнения без консультации специалиста.

Желая достичь максимально быстрого выздоровления, близкие в интернете находят программы реабилитации и просят больного все это выполнить, а у него не получается. И в такие моменты он только укрепляется в своей неполноценности. Ведь человек уже пострадал, перенес серьезное заболевание, у него и так высок риск развития постинсультной депрессии, а тут еще упражнения, которые не соответствуют его плану реабилитации.

Или родные предлагают больному такие упражнения, которые у него не вызывают никаких трудностей, тогда он слышит: «А ты, оказывается, все умеешь. А почему не говоришь? Ты, наверное, просто ленишься». Это тоже усугубляет положение. Такое поведение родственников — это то же самое, как бездумно назначать лекарства, заниматься самолечением.

Реабилитацию при нарушениях речи после инсульта надо начинать как можно скорее и проводить под контролем нейропсихолога.

От каких еще ошибок поможет уберечь специалист, занимающийся реабилитацией после инсульта?

— Родным людям бывает тяжело понять, что реабилитация больного, перенесшего инсульт, — тяжелый, кропотливый труд для него. Часто близкие, не видя мгновенных результатов, начинают нервничать и упрекать больного: «Ты не хочешь, не стараешься». А ведь в его состоянии успех — даже то, что он пальцем может показать предмет или самостоятельно сел.

И неспециалист не понимает, что даже такие простые вещи — это положительная динамика реабилитационного процесса. Родственники не могут правильно интерпретировать достижения больного, не могут из-за отсутствия медицинских знаний оценить, сколько ему труда потребовалось.

От чего зависит прогноз реабилитации?

— Прогноз зависит от величины очага поражения, локализации, от того, какие корковые зоны поражены, насколько затронуты высшие психические функции. Главное, как можно раньше начать реабилитацию под контролем специалиста.

Читайте также:  Презентации по геморрагическим инсультам

Нейропсихолог занимается больным каждый день?

— Интенсивность и частота занятий зависят от общего состояния больного, от степени его утомления и истощаемости. Важна поддержка семьи и общий настрой. Доказано, что при инсультах страдает мышление, правда, не все его виды.

Однако это может оценить только нейропсихолог. Исходя из этого, и строятся сеансы по реабилитации. Процесс восстановления речи занимает минимум от трех до шести месяцев.

Возможно ли полное излечение, восстановление после инсульта?

— Шансы на восстановление повышаются при ранней реабилитации, сохранности интеллекта больного, активной заинтересованности больного в восстановлении и поддержке семьи, правильно подобранной программе реабилитации.

Существует ли профилактика инсульта? Как защитить себя и близких от такого тяжелого заболевания?

— Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни. Человек должен правильно питаться, соблюдать режим сна и бодрствования, работы и отдыха, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, а также регулярно проходить диспансеризацию и проверять сосуды.

В зоне риска находятся мужчины старше 50 лет. Однако в последние годы инсульт молодеет и затрагивает людей и в 40, и в 30 лет. К этому приводят эмоциональные перегрузки и малоподвижный образ жизни, неправильное питание.

Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни.

Что бы вы посоветовали тем, кто столкнулся с этой бедой и старается вернуться к полноценной жизни?

— Реабилитацию после инсульта не надо откладывать на время после выписки из больницы, начинать надо как можно быстрее и обязательно под контролем специалистов. Я хотела бы еще раз подчеркнуть, что непрофессиональный подход к реабилитации вредит больному, увеличивает вероятность развития депрессии, потери желания что-то делать.

Часто родственники быстро все бросают, так как не видят сиюминутных улучшений. Или же, наоборот, окружают больного гиперопекой и не дают ему самому делать то, что он вполне может делать самостоятельно, тем самым снижая его мотивацию на восстановление.

Читайте также:

Что такое качественная реабилитация: интервью с доктором Купрейчиком

Источник

В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт. Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Почему нарушается речевая функция

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией. Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсультаРасстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего. После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача. Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях. В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.
Читайте также:  Лечение при инсульте ствола головного мозга

Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

ГлиатилинДля ускорения процесса восстановления речи после инсульта, врачи могут назначить препараты, которые помогают восстановить работу центральной нервной системы. К таким относится оригинальный ноотропный препарат Глиатилин (холина альфосцерат). Фосфатная форма препарата дает возможность Глиатилину лучше усваиваться и как можно быстрее восстановить поврежденные клетки мозга, что способствует восстановлению речи, памяти и мышления. Холина альфосцерат защищает клетки мозга от дальнейших повреждений, даже при нарушенном кровообращении или недостаточном насыщении кислородом. Глиатилин улучшает передачу нервных импульсов и оказывает положительное влияние на функции рецепторов. Препарат хорошо переносится пациентами, противопоказан к применению беременными, кормящими женщинами и людьми с повышенной чувствительностью к холина альфосцерату.

Читайте также:

Инсульт: 9 интересных фактов о недуге

Как улучшить и сохранить память

8 мифов об арт-терапии

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневноГимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно

Упражнения, направленные на разработку губ:

  • максимальное вытягивание губ в трубочку;
  • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
  • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
  • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

Упражнения для разработки языка:

  • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
  • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
  • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
  • закругление языка назад как можно дальше;
  • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

Дополнительные методы восстановления речевых нарушений

Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.

Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазииЧай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии

Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

Прогноз

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже. Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Детализированный прогноз выглядит следующим образом:

  • в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
  • при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.

Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.

Видео

Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник