Обж 11 класс первая медицинская помощь при сердечной недостаточности презентация

Слайд 1

Презентация к уроку ОБЖ Тема: «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте» Учитель ГБОУ СОШ № 10: Руссу Павел Сергеевич

Слайд 2

Сердце – орган кровеносной системы, сокращения которого создают энергию для движения крови.

Слайд 3

Кровеносные сосуды – эластичные биологические трубки различного диаметра, образующие замкнутую систему, по которой осуществляется циркуляция крови от сердца ко всем органам и тканям и обратно к сердцу.

Слайд 4

Сердечная недостаточность – патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью кровообращения вследствие снижения насосной функции сердца. Внезапное снижение сократительной функции сердца, которое приводит к нарушению внутрисердечной гемодинамики, кровообращения в малом и большом круге, что может привести к нарушению функции отдельных органов. Классификация: – левожелудочковая (левого типа), – правожелудочковая (правого типа), – тотальная. Развивается в течение нескольких недель, месяцев, лет. На ранних стадиях характеризуется быстрой утомляемостью, мышечной слабостью, чувством нехватки воздуха, зябкостью. Острая Хроническая

Слайд 5

Причины сердечной недостаточности: Ревматические пороки; Инфаркты (омертвление (некроз) органа вследствие острого недостатка кровоснабжения); Миокардиты (воспаление миокарда); Длительная перегрузка сердечной мышцы, приводящая к ее утомлению.

Слайд 6

Проявляется снижением мозгового кровообращения (головокружения, потемнение в глазах, обморок). Происходит ослабление работы левого желудочка, повышение давления в малом круге кровообращения , пропотевание жидкости из расширенных капилляров в альвеолы – отек легких. Левожелудочковая недостаточность

Слайд 7

Симптомы: Наиболее ранним клиническим признаком является тахикардия (увеличение ЧСС от 90 уд/мин). Почти одновременно с тахикардией развивается одышка, уменьшающаяся при возвышенном положении верхней части тела. Приступообразная одышка является признаком сердечной астмы или отека легкого, при этом она может сопровождаться кашлем, усиливающимся при перемене положения тела, разнокалиберными влажными и сухими хрипами, пенистым отделяемым из трахеи, рвотой. Больные бледны, кожа покрывается холодным потом, цианоз слизистых оболочек. Аускультативными признаками являются приглушенные или глухие тоны сердца, ритм галопа, появление шумов или ослабление интенсивности ранее имевшее место, аритмии. Наблюдающиеся обмороки могут быть проявлением острой левожелудочковой недостаточности, могут быть обусловлены внезапно возникающей гипоксией мозга из-за низкого сердечного выброса. К другим признакам острой левожелудочковой недостаточности относятся беспокойство, возбуждение, тошнота, рвота, судорожный синдром.

Слайд 8

Причины: инфаркт миокарда, тромбоэмболия легочной артерии (закупорка лёгочной артерии или её ветвей тромбами, которые образуются чаще в крупных венах нижних конечностей или таза). Правожелудочная недостаточность

Слайд 9

Клиника: Боли за грудиной, в грудной клетки; Внезапно возникающая инспираторная одышка (затруднен вдох); Боли в правом подреберье; Отеки конечностей. При осмотре – цианоз, набухание шейных вен, отек ног, гепатомегалия (патологическое увеличение размеров печени). Пульс частый, аритмичный слабого наполнения. Тахикардия, систолический шум над мечевидным отростком, печень увеличена, болезненна при пальпации. Отеки кожи чаще ног.

Слайд 10

Уложить больного на спину, голову повернуть на бок; Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ воздуха; Мониторинг ЧДД, ЧСС; Вызвать «скорую помощь». Первая медицинская помощь

Слайд 11

Инсульт – острое нарушение кровообращения в головном мозгу, вызывающее гибель мозговой ткани (кровоизлияние в мозг). Причины: Гипертоническая болезнь; Атеросклероз (снижение эластичности артерий и сужение просвета между ними); Заболевание крови.

Слайд 12

Что способствуют развитию инсульта? малоподвижный образ жизни, стрессовые ситуации, курение, ожирение, обезвоживание организма.

Слайд 13

Кровоизлияние в мозг, под оболочки и в желудочки мозга. Возникает в результате разрыва патологически измененного кровеносного сосуда головного мозга. Развивается внезапно, часто днем после психического или физического перенапряжения. Тромбоз мозговых сосудов, нетромбатическое размягчение мозгового вещества при патологии сонных и позвоночных артерий. Возникает чаще всего при атеросклерозе сосудов головного мозга, понижении артериального давления, повышении свертывающих свойств крови, в результате закупорки мозгового сосуда тромбом. Геморрагический Ишемический

Слайд 15

Симптомы (признаки) инсульта: внезапная слабость и онемение в руке или ноге; внезапное нарушение речи; внезапная потеря равновесия, головокружение; внезапная потеря сознания; острая головная боль; внезапное онемение губы или половины лица, часто с “перекосом” лица; недавнее изменение в характере или умственных способностях.

Слайд 16

Запомните! 3 приёма распознавания симптомов инсульта, « УЗП ». 1. У — Попросите пострадавшего УЛЫБНУТЬСЯ (улыбка кривая — одна из сторон лица плохо слушается человека, уголок губ не вверх, а вниз опущен). 2. З – Попросите его ЗАГОВОРИТЬ . Попросить выговорить простое предложение. Например: «За окном светит солнце», больной будет говорить запинаясь, как пьяный, или вообще не сможет говорить. 3. П — Попросите ПОДНЯТЬ обе руки (руки поднимаются не на один уровень, рука с пораженной части всегда ниже).

Слайд 17

Течение инсульта имеет три варианта: Благоприятное, когда постепенно восстанавливаются нарушенные функции организма; Перемежающееся, когда состояние больного периодически ухудшается; Прогрессирующее, с постепенным ухудшением состояния и смертельным исходом.

Слайд 18

Первая медицинская помощь при инсульте Уложить больного на кровать и расстегнуть затрудняющую дыхание одежду, Голову повернуть на бок, чтобы не западал язык, Очистить полость рта и дыхательные пути от слизи и рвотных масс, Положить к ногам грелку, Вызвать «скорую помощь». Эвакуация больного допускается только в положении лежа и только медработником.

Читайте также:  Как можно распознать сердечную недостаточность

Слайд 19

Профилактика инсульта: активный образ жизни; отказ от вредных привычек; рациональное питание; использование в пищу свежих, качественных продуктов.

Слайд 20

Вопросы и задания: В каких случаях возникает острая сердечная недостаточность? Назовите причины инсульта. Какие осложнения в организме вызывает инсульт, и какие от него могут быть последствия? Назовите симптомы инсульта. В какой последовательности оказывается первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте?

Слайд 21

Домашнее задание § 2.1 стр. 29-34.

Слайд 22

Список использованных источников Краткая медицинская энциклопедия. В 2 т. / Под ред. В.И. Покровского. – М. : НПО «Медицинская энциклопедия» : «Крон-Пресс»,1994. Основы безопасности жизнедеятельности : Учеб. для учащихся 11 кл . общеобразоват . учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 5-е изд., перераб . – М. : Просвещение, 2004. – 157 с. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, Ижевский П.В. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2004. https://sites.google.com/site/osnovabez/pmp-pri-serdecnoj-nedostatocnosti-i-insulte

Источник

Слайд 1

ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте. Урок 8 11 класс. Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ гимназии Муравлёв Иван Валерьевич

Слайд 2

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний. Цель урока: Формирование практических знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения в экстремальной ситуации связанной с оказанием первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте.

Слайд 3

Задачи урока : Обучающие – познакомить учащихся с понятиями сердечная недостаточность, гипертонический криз, инсульт – причинами их возникновения и правилами оказания первой медицинской помощи. Развивающие – познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации. Воспитывающие – сострадание к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь .

Слайд 4

Виды работ: баллы 1. Фронтальный опрос « Что такое сердце?» 0-5 2. Практическая работа «Пульс» 0-5 3. Найди пару «О чем может рассказать пульс» 0-5 4. Работа в группах 0-5 5. Заполнение технологической карты 0-5 6. Тест-опрос по сигнальным карточкам 0-5 Итоговая отметка за урок: 30-25 оценка «5» 24-20 оценка «4» 19-15 оценка «3» Критерии оценивания :

Слайд 6

Кровеносная система

Слайд 7

Места, наиболее доступные для определения пульса

Слайд 8

Как сосчитать пульс? Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца.

Слайд 9

1. Частота пульса измеряется… 5. Замедленный пульс указывает на … 2. Нормальный пульс у школьника … 3. Изменения частоты пульса вызывается… 4. Учащенный или слабый (неровный) пульс указывает на … Найди пару: 1. до 90 ударов в минуту. 5. количеством ударов в минуту 2. переохлаждение организма 3. различными заболеваниями и травмами. 4. на шок, внутреннее кровоизлияние, перегрев

Слайд 10

Причины: Стресс; Длительная перегрузка сердечной мышцы; Ф изическая или эмоциональная перегрузка.

Слайд 11

Признаки: Увеличение частоты сердечной деятельности; Боль в области сердца; Боль под лопаткой; Болевые ощущения в области сердца .

Слайд 12

Сердечная недостаточность патологическое состояние недостаточности кровообращения из-за снижения насосной функции сердца Острая сердечная недостаточность Хроническая сердечная недостаточность

Слайд 13

Инсульт – это внезапное прекращение деятельности мозга или отдельных его частей из-за острого нарушения кровообращения или кровоизлияния. www.minclinic.ru www.trezvost.ru Ишемический инсульт Геморрагический инсульт

Слайд 15

Симптомы: Распирающие, разламывающие интенсивные головные боли в области затылка, иногда диффузные; Головокружение, шум в голове и ушах; Тошнота, рвота; Может быть понижение зрения, «туман», «мушки» перед глазами; Может быть тяжесть, стеснение в груди.

Слайд 16

В общем случае необходимо уложить больного на спину, голову повернуть набок, обеспечить ему доступ воздуха и вызвать врача. Придать пострадавшему удобное полусидящее положение и обеспечить приток свежего воздуха (открыть форточку, окно, дверь ), освободить грудную клетку. Срочно вызвать «скорую помощь- 03» Побрызгать пострадавшему на лицо и шею прохладной водой и дать понюхать нашатырный спирт Обложить пострадавшего грелками Дать пострадавшему валидол, или нитроглицерин (под язык), или корвалол (40 капель на 100 мл. воды) Оказание ПМП при острой сердечной недостаточности

Слайд 17

ПРАВИЛО 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось . Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой. ПРАВИЛО 2 . В любой ситуации всегда боритесь до конца . Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: “Всё равно отсюда не выбраться, зачем же зря мучиться”. И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства. ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных , знающих людей. Не надо считать, что вы всё знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже. ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду . Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.

Читайте также:  Биохимический анализ крови при сердечной недостаточности

Слайд 18

Домашнее задание: 1 группа: создание и защита презентации «Причины приводящие к инсульту» 2 группа : создание буклета «Как избежать инсульт?» и его защита перед аудиторией 3 группа : ролевая игра (мини сценка) «Оказание первой медицинской помощи при инсульте»

Слайд 19

Продолжите фразу сегодня я узнал(а)… было интересно… было трудно… я выполнял(а) задания… я понял(а), что… теперь я могу… я почувствовал(а), что… я приобрел(а)… я научился ( лась )… у меня получилось … я смог( ла )… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 20

Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А . Васнев; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 9-е изд. – М .: Просвещение , 2009. Михайлович В.А.Руководство для врачей скорой помощи Санкт-Петербург «Медицина» 2003. Янгсон Р.М Первая помощь Москва Астрель2002 ru.wikipedia.org/wiki/ http :// doctor . itop . net / ArticleItem . aspx ? ArticleId =27 cardiology . eurodoctor . ru / heart – disease / myocardial _ infarction / / bio .1 september . ru / urok / index . php ? SubjectID =120020 Используемая литература

Слайд 21

Глоссарий! Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. Тахикардия – учащение пульса Брадикардия – урежение пульса Стойкое повышение кровяного давления в состоянии покоя организма называется гипертонией Гипотония – понижение АД Гипертонический криз – это резкое повышение АД для данного человека Инсульт – кровоизлияние в мозг.

Источник

Слайд 1

Основы оказания неотложной доврачебной помощи

Слайд 2

Первая доврачебная неотложная помощь – это комплекс мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья человека, проводимых до прибытия медицинских работников

Слайд 3

Оказывающий помощь должен знать : • алгоритм оценки признаков (симптомов) нарушений жизненно важных систем организма; • алгоритм оказания неотложной помощи

Слайд 4

Клиническая смерть – это обратимое состояние, при котором отсутствуют какие-либо признаки жизни (отсутствует сердцебиение, человек не дышит, невозможно выявить рефлексы и другие признаки жизнедеятельности) Продолжительность её ограничивается сроком в – 5- 7 минут

Слайд 5

Причины клинической смерти Острое прекращение кровообращения (остановка сердца и прекращение движения крови по сосудам) Острое прекращение дыха ния

Слайд 6

Причины остановки сердца острая сердечная недостаточность в результате нарушений ритма сердца, инфаркт миокарда, тяжелая травма, поражение молнией или электрическим током и др. причины

Слайд 7

Основные признаки остановки кровообращения Потеря сознания Отсутствие пульса на сонной артерии с обеих сторон

Слайд 8

Вся диагностика клинической смерти не должна занимать более 10 – 15 секунд . Задержка с распознаванием клинической смерти и промедление с началом реанимации неблагоприятно сказываются на выживании и должны быть устранены.

Слайд 9

РЕАНИМАЦИЯ -это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.

Слайд 10

Для этого требуется предварительная отработка навыков определения пульса на сонной артерии, определения реакции зрачков на свет, а также навыков восстановления проходимости дыхательных путей

Слайд 11

ПРАКТИКУМ «КАК ПРОВЕРИТЬ ПУЛЬС» ПУЛЬС – это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий. Лучше всего он прощупывается в двух местах – на запястье и в углублении шеи правее или левее подбородка

Слайд 12

ПРАКТИКУМ «КАК ПРОВЕРИТЬ ПУЛЬС» Выполните практический тренинг в парах по заданиям : Пульс на запястье располагается пониже основания большого пальца, в ложбинке между двумя костями. Нащупайте его ТРЕМЯ ПАЛЬЦАМИ и слегка надавите. Не прижимайте пульс большим пальцем, т.к. в нем ощущается ваше собственное биение сердца, и вы можете принять собственный пульс за пульс другого человека.

Слайд 13

ПРАКТИКУМ «КАК ПРОВЕРИТЬ ПУЛЬС» Пульс на шее ( горле) находится в ложбине пониже челюстной кости, сбоку от кадыка. ПРОВЕРЬТЕ ЕГО ТАКЖЕ ТРЕМЯ ПАЛЬЦАМИ .

Слайд 14

Первый пункт алгоритма определения признаков клинической смерти 1. ПРОВЕРИТЬ ОТВЕТНУЮ РЕАКЦИЮ А ).Громко окликнуть Б ).Легко встряхнуть за плечи. В ). Сильно сдавить ногтевую фалангу 5 пальца кисти

Слайд 15

Второй пункт алгоритма определения признаков клинической смерти 1. ПРОВЕРИТЬ РЕАКЦИЮ ЗРАЧКОВ НА СВЕТ

Слайд 16

Третий пункт алгоритма определения признаков клинической смерти Установить отсутствие дыхания. ЭТО ДЕЛАЕТСЯ ВИЗУАЛЬНО .

Слайд 17

4-ый пункт алгоритма определения признаков клинической смерти 1. ПРОВЕРИТЬ НАЛИЧИЕ ПУЛЬСА НА СОННОЙ АРТЕРИИ,ПРИЛОЖИВ ДВА ПАЛЬЦА К МЕСТУ ЕЕ ПРОЕКЦИИ ( ПУЛЬС ЕСТЬ – ПОСТРАДАВШИЙ ЖИВ)

Слайд 18

Следующие действия после определения признаков клинической смерти: УЛОЖИТЬ ПОСТРАДАВШЕГО НА СПИНУ, НА ТВЕРДУЮ,РОВНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ ОСВОБОДИТЬ ОТ СТЕСНЯЮЩЕЙ ОДЕЖДЫ ГРУДНУЮ КЛЕТКУ ПРИПОДНЯТЬ НОГИ ПРИСТУПИТЬ К РЕАНИМАЦИОННЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ

Слайд 19

Алгоритм сердечно-легочной реанимации одним спасателем Непрямой массаж сердца с частотой 100 компрессий в 1 минуту

Слайд 20

Алгоритм сердечно-легочной реанимации одним спасателем Если оказывает помощь один человек, то необходимо выполнять только непрямой массаж сердца и не нужно делать искусственное дыхание

Читайте также:  Кто умер от хронической сердечной недостаточности

Слайд 21

Непрямой массаж сердца – это механическое воздействие на сердце после его остановки с целью восстановления его деятельности и поддержания непрерывного кровотока до возобновления работы сердца.

Слайд 22

Сущность непрямого массажа сердца При нажатии на грудь спереди назад сердце, расположенное между грудиной и позвоночником, сдавливается настолько, что кровь из его полостей поступает в сосуды. После прекращения надавливания сердце расправляется и в полости его поступает венозная кровь.

Слайд 25

Руки массирующего должны быть правильно расположены : ладонь одной руки устанавливают на грудной клетке по средней линии между сосками, ладонь другой помещают на тыл первой, перпендикулярно к ее оси; пальцы должны быть слегка приподняты и не оказывать давления на грудную клетку пострадавшего.

Слайд 26

Руки должны быть выпрямлены в локтевых суставах.

Слайд 27

Методика непрямого массажа сердца больной должен находиться в горизонтальном положении, на спине, на твёрдом и ровном основании; оказывающий помощь может находиться с любой стороны от больного; одна рука на другой располагаются в нижней трети грудины. При проведении массажа должна использоваться не сила рук, а масса туловища человека , оказывающего помощь, поэтому руки должны быть выпрямлены ! глубина компрессий грудной клетки в среднем 5 см , с частотой приблизительно 100 в минуту;

Слайд 28

Алгоритм оказания неотложной помощи двумя спасателями: ПЕРВЫЙ спасатель проводит непрямой массаж сердца, отдает команду “вдох” и контролирует эффективность искусственного дыхания по подъему грудной клетки;

Слайд 29

Алгоритм оказания неотложной помощи двумя спасателями: ВТОРОЙ спасатель проводит искусственное дыхание ТОЛЬКО по команде , контролирует реакцию зрачков, пульс на сонной артерии и информирует партнеров о состоянии пострадавшего: “Есть реакция зрачка!”, “Нет пульса”, “Есть пульс!” и т.п.;

Слайд 30

Сущность искусственного дыхания «рот в рот» в выдыхаемом воздухе “донора” содержание кислорода достигает 17%, достаточного для усвоения легкими пострадавшего; в выдыхаемом воздухе содержание углекислого газа – до 4%. Указанный газ, поступая в легкие пострадавшего, возбуждает дыхательный центр в центральной нервной системе и стимулирует восстановление самостоятельного дыхания. по сравнению с другими приемами обеспечивает больший объем поступающего воздуха в легкие пострадавшего.

Слайд 31

Подготовка к проведению искусственного дыхания: запрокинуть голову назад и выдвинуть вперед нижнюю челюсть открыть рот обеспечить проходимость дыхательных путей

Слайд 32

а) Запрокинуть голову назад и выдвинуть вперед нижнюю челюсть б) открыть рот

Слайд 33

Обеспечение проходимости дыхательных путей Очистить ротовую полость от слизи и рвотных масс намотанным на указательный палец носовым платком. Если язык запал – вывернуть его тем же пальцем и зафиксировать

Слайд 34

Методика искусственного дыхания «рот в рот» Сделать глубокий вдох, зажать нос пациента, и, обхватив губами рот пострадавшего, произвести сильное вдувание в течение 1-2 секунд. Так сделать два вдувания подряд . Рот предварительно с гигиенической целью накрыть любой салфеткой или носовым платком.

Слайд 35

Методика искусственного дыхания «рот в рот» Единственный недостаток метода искусственной вентиляции легких методом «рот в рот» заключается в наличии психологического барьера – тяжело заставить себя дышать в рот другому, порой чужому и незнакомому человеку. Этот барьер надо преодолеть в любом случае, во имя спасения жизни умирающего человека.

Слайд 37

Алгоритм оказания неотложной помощи двумя спасателями Два спасателя проводят реанимационные мероприятия , соблюдая соотношение 30:2 30 компрессий на грудную кле тку и два вдоха, повторяя это в течение 2-х минут , после чего возможна проверка эффективности проводимых мероприятий продолжительностью не более 5 секунд

Слайд 38

Каждый раз, когда непрямой массаж останавливается, кровообращение также прекращается. Чем чаще прерывается непрямой массаж сердца, тем хуже прогноз на выживание

Слайд 39

Если помощь оказывают более 2-х человек, то третий спасатель приподнимает ноги пострадавшего для лучшего притока к сердцу и готовится к смене партнера, выполняющего непрямой массаж сердца.

Слайд 40

Методика искусственного дыхания Запрокинуть голову больного назад Выдвинуть вперед нижнюю челюсть Зафиксировать язык (салфеткой, носовым платком и т.д.) Сделать выдох в рот больному

Слайд 41

Критерии успешной реанимации Появление самостоятельного дыхания Появление пульсового толчка на сонных и магистральных артериях Изменение цвета кожных покровов (становятся менее бледными и синюшными). Сужение зрачков, с появлением реакции на свет.

Слайд 42

При появлении отчетливой пульсации на магистральных артериях непрямой массаж сердца прекращают, а искусственное дыхание продолжают до появления самостоятельного дыхания

Слайд 43

Успех реанимационных мероприятий напрямую зависит от квалифицированных знаний и умений. Мало знать только теорию, но нужно уметь применять свои знания на практике. Нельзя теряться в экстремальных ситуациях,поддаваться панике, нельзя терять драгоценные минуты, от которых зависит чья-то жизнь.

Слайд 44

Самая большая награда за ваши усилия – это «СПАСЕННАЯ ЖИЗНЬ!»

Источник