Обучение пациентов при сердечной недостаточности

Обучение пациентов при сердечной недостаточности thumbnail

По данным Всемирной организации здравоохранения к 2050 году восьмая часть населения планеты будет страдать от того или иного заболевания сердечно-сосудистой системы. Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) — закономерный исход этих заболеваний. В недалеком будущем распространенность ХСН будет носить характер пандемии.

Радикальными методами терапии ХСН являются трансплантация сердца, имплантация искусственного левого желудочка (ИЛЖ). Сегодня в любой стране по разным причинам не все пациенты могут рассчитывать на своевременное выполнение данных хирургических операций. К примеру, рост количества реципиентов сердечного трансплантата значительно опережает рост числа доноров. Число доноров ограничено и, вероятно, будет ограничено всегда. Нам придется считаться с тем, что какой-то части больных высокотехнологичные медицинские вмешательства выполнены не будут. В таких условиях необходимо улучшать прогноз больных сердечной недостаточностью при помощи терапевтических мероприятий.

В крупных рандомизированных контролируемых исследованиях, посвященных ХСН, были выявлены и неоднократно проверены препараты, улучшающие прогноз больных. Написано и издано множество руководств и рекомендаций, и мы достаточно мощно вооружены теоретическими знаниями против этого патологического состояния. По данным разных исследователей, в том числе, и по нашим данным, на фоне полноразмерной терапии и систематического тщательного контроля соблюдения всех рекомендаций выживаемость больных ХСН существенно улучшается.

Каков же эффект достижений медицины на практике?

Анализ причин госпитализаций пациентов с сердечной недостаточностью показал, что почти в 70% случаев они обусловлены поведенческими факторами (не соблюдение рекомендованного образа жизни: диеты, режима физических нагрузок, медикаментозной терапии). По результатам исследований лишь треть больных после выписки из стационара продолжают принимать ингибиторы АПФ (эналаприл, энап, каптоприл, диротон, престариум) и всего 15% — β-адреноблокаторы (конкор, беталок-зок, карведилол, небилет) и диуретики.

Таким образом, основной проблемой лечения сердечной недостаточности является то, что даже при корректной диагностике, своевременной и адекватной терапии, эффективность недостаточна, т.к. больные плохо соблюдают рекомендации, особенно такие «несерьезные», как изменения в диете, физической активности, отказ от курения. Правильно назначив лечение, необходимо также добиться, чтобы пациент придерживался всех рекомендаций!

Прогрессирование ХСН связано с совокупностью модифицируемых факторов риска, которые обусловливают эпизоды декомпенсации и которые можно и нужно корректировать только при участии пациентов. Необходимо, чтобы больные активно участвовали в лечебном процессе. Обеспечить соблюдение больными ХСН рекомендованного образа жизни и режима терапии, предотвращение декомпенсаций, сокращение повторных госпитализаций и улучшение прогноза может повышение информированности пациентов в отношении своего заболевания, а также их интенсивное наблюдение на амбулаторном этапе. Такое  наблюдение кардиологами-специалистами по сердечной недостаточности, по данным зарубежных исследователей и по результатам российской программы ШАНС, позволяет снизить частоту госпитализаций и увеличить продолжительность жизни пациентов.

Школа для пациентов с сердечной недостаточностью

Школа для пациентов с сердечной недостаточностью

С момента основания в 2001 году научно-исследовательского отдела сердечной недостаточности (НИО СН) в Национальном медицинском исследовательском центре имени В. А. Алмазова сотрудники отдела 2 раза в месяц проводят школы для больных ХСН. Только в период с декабря 2008 по май 2009 года школу посетили 350 больных.

Цели школы — повысить уровень знаний пациентов в отношении этого состояния, изменить их поведение и привычки, обучить навыкам самоконтроля и предоставить им возможность поддерживать максимально высокий уровень качества жизни, сохранять стабильное клиническое состояние, несмотря на наличие сердечной недостаточности. Больным необходимо понимать, что ответственность за эффективность назначенного лечения практически полностью лежит на них.

Занятия школы проводятся в интерактивном режиме с демонстрацией иллюстрированных материалов, пациенты могут задать вопрос по ходу лекции. Каждому слушателю выдаются специально разработанные сотрудниками НИО СН брошюры, где изложены основные положения лекций. Занятия может посетить любой пациент — как проходящий лечение в стационаре, так и амбулаторный. Нередко школу посещают родственники больных, которые также нуждаются в информации об основных проявлениях сердечной недостаточности, мероприятиях по поддержанию стабильности состояния и признаках начинающейся декомпенсации.

В российских и европейских рекомендациях по диагностике и лечению сердечной недостаточности есть специальные главы, посвященные обучению больных. Мы немного модифицировали программу обучения, предложенную этими руководствами. Программа лекций школы для больных ХСН  включает следующие разделы:

  1. Строение и функция сердца
  2. Что такое сердечная недостаточность
  3. Причины развития сердечной недостаточности
  4. Проявления сердечной недостаточности
  5. Причины декомпенсации сердечной недостаточности
  6. Правила образа жизни больного хронической сердечной недостаточностью, как можно предупредить ее прогрессирование
  7. Ограничение потребления поваренной соли, перечисление наиболее распространенных пищевых продуктов с высоким содержанием натрия хлорида
  8. Ограничение потребления жидкости
  9. Самоконтроль пациента с сердечной недостаточностью
  10. Необходимость постоянного приема препаратов
  11. Необходимость регулярных дозированных физических нагрузок
  12. Ответы на вопросы пациентов

Обучение пациентов при сердечной недостаточности

Фильм для пациентов по ХСН

Длительность одного занятия составляет 50-70 минут. В брошюрах, которые выдаются больным, указан телефон консультативной службы и адрес сайта отделения сердечной недостаточности, на котором можно получить дополнительные знания об этой патологии. Для пациентов, проживающих в Санкт-Петербурге, существует возможность в любое время повторно посетить школу для пациентов.

На сайте Центра существует рубрика «Вопрос специалисту», которая позволяет задать вопрос врачу — специалисту по сердечной недостаточности.

Залог успеха терапии ХСН — повышение грамотности больного в отношении этого состояния и регулярное наблюдение кардиолога-специалиста по сердечной недостаточности, стимулирующее дисциплинированный прием назначенных препаратов, своевременное выявление начала декомпенсаций и гибкую коррекцию терапии.

Школа проводится по пятницам с 16.00 по адресу пр. Пархоменко д. 15

Записаться на консультацию к кардиологу-специалисту по сердечной недостаточности можно по телефону +7 (812) 702-37-06 или +7 (812) 660-37-06.

.
Консультирующие кардиологи-специалисты по сердечной недостаточности
(ул. Аккуратова д. 2, каб. 327):
— Федотов Петр Алексеевич
— Трукшина Мария Александровна
— Галенко Виктория Леонидовна

Источник

Цели школы — повысить уровень знаний пациентов в отношении этого состояния, изменить их поведение и привычки, обучить навыкам самоконтроля и предоставить им возможность поддерживать максимально высокий уровень качества жизни, сохранять стабильное клиническое состояние, несмотря на наличие сердечной недостаточности. Больным необходимо понимать, что ответственность за эффективность назначенного лечения практически полностью лежит на них.

Занятия школы проводятся в интерактивном режиме с демонстрацией иллюстрированных материалов, пациенты могут задать вопрос по ходу лекции. Каждому слушателю выдаются специально разработанные сотрудниками НИО СН брошюры, где изложены основные положения лекций. Занятия может посетить любой пациент — как проходящий лечение в стационаре, так и амбулаторный. Нередко школу посещают родственники больных, которые также нуждаются в информации об основных проявлениях сердечной недостаточности, мероприятиях по поддержанию стабильности состояния и признаках начинающейся декомпенсации.

Читайте также:  Бледность кожи лица при сердечной недостаточности

В российских и европейских рекомендациях по диагностике и лечению сердечной недостаточности есть специальные главы, посвященные обучению больных.

Приложение №4

«ШКОЛА ДЛЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ»

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ

Программа цикла обучения.

Занятие №1. Понятие о сахарном диабете.

Занятие №2. Самоконтроль при сахарном диабете.

Занятие №3. Питание при сахарном диабете.

Занятие №4. Питание, сахарозаменители, алкоголь при сахарном диабете.

Занятие №5. Инсулинотерапия: виды инсулинов.

Занятие №6. Инсулинотерапия: схемы, расчет доз.

Занятие №7. Кетоацидоз. Гипогликемии.

Занятие №8. Поражения глаз и почек при сахарном диабете.

Занятие №9. Поражения ног при сахарном диабете.

Занятие №10. Новые технологии в лечении сахарного диабета

Вводная лекция

– Диета при сахарном диабете I типа

– Виды инсулинов и принципы инсулинотерапии

– Осложнения сахарного диабета

– Поздние осложнения при сахарном диабете.

– Заключение

Сахарный диабет был известен ещё в 170 году до нашей эры в древнем Египте. Однако причина его возникновения стала ясна только в конце прошлого века, когда врачи провели эксперимент по удалению поджелудочной железы собаки. После этой операции у животного развился сахарный диабет. Причина стала ясна, но прошло ещё много лет, прежде чем 1921 году в городе Торонто молодой врач и студент медицинского факультета выделили из поджелудочной железы собаки вещество, снижающее уровень сахара в крови. Это вещество было названо инсулином, в январе 1922 года первый пациент с сахарным диабетом начал получать первые инъекции и это спасло ему жизнь.

Прошло 2 года после открытия инсулина и молодой врач из Португалии задумался над тем, что сахарный диабет – это не просто болезнь, а совершенно особый стиль жизни. Тогда и появилась первая в мире школа для пациентов с сахарным диабетом. Теперь таких школ существует множество. По всему миру пациенты с сахарным диабетом и их родственники имеют возможность получать знания о своем заболевании и быть полноценными членами общества.

Что же такое сахарный диабет? Сахарный диабет – это хронически повышенный уровень сахара в крови. Это определение не случайно. Дело в том, что все осложнения, которые связывают с сахарным диабетом, возникают ‘благодаря’ высокому уровню сахара в крови. Если пациент научится управлять самочувствием настолько хорошо, что сахар в крови будет всё время оставаться на нормальном уровне, то диабет из болезни превратится в особый образ жизни, ведя который, можно избежать многих осложнений. Этот образ жизни будет различаться в зависимости от того, каким типом диабета страдает данный пациент.

Существует 2 типа диабета:

I тип – инсулинозависимый, развивается у людей с пониженной выработкой инсулина. Чаще он развивается в раннем возрасте: у детей, подростков, молодых людей. При этом типе диабета пациент постоянно должен вводить себе инсулин.

II тип – инсулинонезависимый, возникает иногда даже при избытке инсулина в крови. Но и при этом типе сахарного диабета инсулина недостаточно для нормализации сахара в крови. Этот тип диабета появляется в зрелом возрасте, часто после 40 лет. Его развитие связано с повышенной массой тела. При II типе диабета иногда достаточно лишь изменить диету, похудеть и увеличить интенсивность физических нагрузок, и многие симптомы диабета исчезают.

Итак, у пациента с сахарным диабетом повышен уровень сахара в крови. Это означает, что клетки испытывают острый дефицит энергии. Дело в том, что глюкоза является основным энергетическим источником для клеток всего организма. Но в клетку она может попасть только при помощи инсулина. Инсулин – это белковый гормон, который вырабатывается особыми клетками поджелудочной железы, называемыми b – клетками.

У человека без сахарного диабета в кровь постоянно поступает необходимое количество инсулина. То есть при повышении уровня сахара в крови поджелудочная железа усиливает выработку инсулина, а при снижении – уменьшает. Поэтому у людей без диабета уровень глюкозы в крови поддерживается в строго определенных пределах и составляет натощак 3,3 – 5,5 ммоль/л, а после еды до 7,8 ммоль/л.

При сахарном диабете I типа поджелудочная железа вырабатывает недостаточное количество инсулина или практически вообще его не вырабатывает. Глюкоза не может попасть в клетки, и её уровень в крови агрессивно повышается. Человек начинает испытывать жажду, сухость во рту, выделяет большое количество мочи; теряет вес. Для того, чтобы избавить его от этих симптомов и снизить уровень сахара в крови, необходим инсулин. Инсулин – это белковый гормон и вводить его можно только при помощи инъекций, так как при попадании в желудок он разрушается, и выполнять свои функции уже не может.

Необходимо также заметить, что существует 2 источника повышения глюкозы в крови: углеводы, поступающие с пищей, и глюкоза, попадающая в кровь из печени, где она ‘хранится’ в виде гликогена. Поэтому нельзя добиться снижения уровня сахара в крови только ограничением в пище. Если пациент с сахарным диабетом не следит за уровнем сахара в крови, позволяет ему бесконтрольно повышаться, то в крови и в моче появляется ацетон. Это опасно, поскольку кетоновые тела (ацетон) вызывают кетоацидоз. Это состояние может привести к потере сознания (кома) и даже смерти.

Вот почему пациентам с сахарным диабетом необходимо регулярно измерять уровень сахара в крови. Делать это можно при помощи реактивных полосок непосредственно перед инъекцией инсулина. Чаще всего пациенты проверяют уровень сахара в крови перед едой (перед завтраком, обедом и ужином). Дополнительно можно контролировать сахар в крови перед сном и во всех случаях ухудшения самочувствия. Только ежедневный многократный контроль уровня сахара в крови поможет скорректировать дозы инсулина соответственно индивидуальному образу жизни и режиму питания.



Источник

Положение о «Школе сердечной недостаточности»

1.Общие положения.

1.1. Школа сердечной недостаточности организуется для проведения обучения населения, проживающего на территории  района.

1.2. Школу возглавляет врач -терапевт, непосредственно работу проводит средний медицинский персонал в счет времени, выделенного на профилактические мероприятия.

1.З. Школа осуществляет свою деятельность на основании настоящего Положения, тематических планов занятий.

1.4. Занятия проводятся в кабинете медицинской профилактики.

2. Основные цели и задачи

2.1.Повышение информативности пациентов о заболевании и его фактах риска.

2.2. Повышение ответственности пациента за сохранение его здоровья.

Читайте также:  Презентация на тему инсульт и сердечная недостаточность

2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к

оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

2.4. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

2.5. Улучшение качества самоконтроля больных, действие больных совместно врачом по  наблюдению, лечению, питанию, физических нагрузок, позволяющих вести активный образ жизни.

3. Организация занятий.

– Занятия с приглашенными проводятся в соответствии тематическими планами.

– Группа обучаемых формируется с учетом заболеваний, и возраста граждан.

– Материал по обучению излагается доступным языком, сопровождается демонстрацией плакатов, раздачей памяток и т. п.

– Занятия должны проводится в форме индивидуальных и групповых бесед с активным участием обучаемых.

– К участию проведения занятий могут быть привлечены специалисты из числа врачебного персонала и среднего звена.

План – график проведения «Школы сердечной недостаточности». 

1. Продолжительность 1 занятия – 45 минут, 1 раз в месяц

2. Оснащение Школы:    

– стол и стулья в достаточном количестве;

– проектор (мультимедиа), компьютер;

– раздаточно-демонстрационный материал (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).

3. Дополнительное оборудование Школы:

– принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

– аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы;

4. Обязательное оснащение:

– тонометры (2 штуки), фонендоскопы (2 штуки), напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии, препараты для лечения сердечной недостаточности.

План работы «Школы сердечной недостаточности» на 2020 г.

Дата проведения

Тема

21.01.2020

Что надо знать о сердечной недостаточности.

18.02.2020

 Факторы риска:

 -Стресс и здоровье.

– Курение и здоровье.

– Здоровое питание. 

17.03.2020

Эффективный контроль артериального давления – профилактика хронической сердечной недостаточности

– Понятие об артериальном давлении.

– Измерение артериального давления.

14.04.2020

Лечение больных с сердечной недостаточностью.

– Современная стратегия лечения хронической сердечной недостаточности в сочетание с другими заболеваниями. 

12.05.2020

Что надо знать о сердечной недостаточности.

16.06.2020

 Факторы риска:

 -Стресс и здоровье.

– Курение и здоровье.

– Здоровое питание. 

14.07.2020

Эффективный контроль артериального давления – профилактика хронической сердечной недостаточности

– Понятие об артериальном давлении.

– Измерение артериального давления. 

18.08.2020

Лечение больных с сердечной недостаточностью.

– Современная стратегия лечения хронической сердечной недостаточности в сочетание с другими заболеваниями. 

15.09.2020

Что надо знать о сердечной недостаточности.

13.10.2020

 Факторы риска:

 – Стресс и здоровье.

– Курение и здоровье.

– Здоровое питание. 

17.11.2020

Эффективный контроль артериального давления –

профилактика хронической сердечной недостаточности

– Понятие об артериальном давлении.

-Измерение артериального давления. 

15.12.2020

Лечение больных с сердечной недостаточностью.

– Современная стратегия лечения хронической сердечной

недостаточности в сочетание с другими заболеваниями. 

Источник

Школа для пациентов с сердечной недостаточностью

16 апреля 2012

С момента основания в 2001 году научно-исследовательского отдела сердечной недостаточности (НИО СН) в ФГБУ «ФЦСКЭ им. В.А. Алмазова» сотрудники отдела 2 раза в месяц проводят школы для больных ХСН(Хроническая сердечная недостаточность).

Цели школы – повысить уровень знаний пациентов в отношении этого состояния, изменить их поведение и привычки, обучить навыкам самоконтроля и предоставить им возможность поддерживать максимально высокий уровень качества жизни, сохранять стабильное клиническое состояние, несмотря на наличие сердечной недостаточности. Больным необходимо понимать, что ответственность за эффективность назначенного лечения практически полностью лежит на них.

Занятия школы проводятся в интерактивном режиме с демонстрацией иллюстрированных материалов, пациенты могут задать вопрос по ходу лекции. Каждому слушателю выдаются специально разработанные сотрудниками НИО СН брошюры, где изложены основные положения лекций. Занятия может посетить любой пациент — как проходящий лечение в стационаре, так и амбулаторный. Нередко школу посещают родственники больных, которые также нуждаются в информации об основных проявлениях сердечной недостаточности, мероприятиях по поддержанию стабильности состояния и признаках начинающейся декомпенсации.

В российских и европейских рекомендациях по диагностике и лечению сердечной недостаточности есть специальные главы, посвященные обучению больных. Мы немного модифицировали программу обучения, предложенную этими руководствами.

Программа лекций школы для больных ХСН в ФГБУ «ФЦСКЭ им. В.А. Алмазова» включает следующие разделы:

1. Строение и функция сердца.

2. Что такое сердечная недостаточность

3. Причины развития сердечной недостаточности

4. Проявления сердечной недостаточности

5. Причины декомпенсации сердечной недостаточности

6. Правила образа жизни больного хронической сердечной недостаточностью, как можно предупредить ее прогрессирование.

7. Ограничение потребления поваренной соли, перечисление наиболее распространенных пищевых продуктов с высоким содержанием натрия хлорида.

8. Ограничение потребления жидкости.

9. Самоконтроль пациента с сердечной недостаточностью.

10. Необходимость постоянного приема препаратов.

11. Необходимость регулярных дозированных физических нагрузок.

12. Ответы на вопросы пациентов.

Длительность одного занятия составляет 50 — 70 минут.

В брошюрах, которые выдаются больным, указан телефон консультативной службы и адрес сайта отделения сердечной недостаточности, на котором можно получить дополнительные знания об этой патологии. Для пациентов, проживающих в Санкт-Петербурге, существует возможность в любое время повторно посетить школу для пациентов.

На корпоративном сайте Центра существует рубрика «Вопрос специалисту», которая позволяет задать вопрос врачу — специалисту по сердечной недостаточности.

Залог успеха терапии ХСН – повышение грамотности больного в отношении этого состояния и регулярное наблюдение кардиолога-специалиста по сердечной недостаточности, стимулирующее дисциплинированный прием назначенных препаратов, своевременное выявление начала декомпенсаций и гибкую коррекцию терапии.

Расписание Школы по сердечной недостаточности:

занятия проводятся каждый четверг с 12.00 до 13.30 по адресу пр. Пархоменко д.15.

Записаться на консультацию к кардиологу-специалисту по сердечной недостаточности можно по тел. (812) 702-37-06 ежедневно без выходных с 8.30 до 20.30.

Прием ведут кардиологи-специалисты по сердечной недостаточности:

Иванов Сергей Геннадьевич, к.м.н.,

Краснова Ольга Александровна,

Крылова Юлия Сергеевна,

Лелявина Татьяна Александровна, к.м.н.,

Трукшина Мария Александровна (отбор пациентов для ресинхронизирующей терапии).

Школа для больных с сердечной недостаточностью

Обучение пациентов при сердечной недостаточностиСердечная недостаточность – неспособность сердца в полном объеме выполнять насосную функцию. Это значит, что органы и ткани Вашего организма получают недостаточное количество кислорода и питательных веществ. В результате Вам тяжело выполнять повседневную физическую нагрузку.

Сердечная недостаточность – хроническое состояние, однажды развившись, оно сопровождает больного в течение всей жизни, но это не означает, что Вы не сможете вести полноценную жизнь. Соблюдая несколько необходимых условий, можно значительно улучшить качество и продолжительность Вашей жизни.

Читайте также:  Острая сердечная недостаточность карта вызова

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ?

— Одышка, удушье, кашель.

— Слабость, быстрая утомляемость, отсутствие ощущения отдыха после ночного сна.

— Затруднение дыхания в положении лежа, необходимость в дополнительной подушке.

— Пробуждения в ночное время от ощущения удушья, кашля.

— Быстрая прибавка в весе.

— Отеки в области живота, лодыжек, стоп.

— Ощущение учащенного сердцебиения.

ПРИКАЗ Министерства здравоохранения Челябинской области от 27.05.2005 N 213

“О ВНЕДРЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ”

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 27 мая 2005 г. N 213

О ВНЕДРЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ

В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в Школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ), территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи на 2005 год, утвержденной Постановлением Губернатора Челябинской области от 23 декабря 2004 года N 686, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.07.2001 N 269 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав», в целях внедрения образовательных программ в оказание медицинской помощи пациентам, совершенствования работы Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Челябинской области

1. Утвердить прилагаемые:

методическое письмо «Организация Школ здоровья в системе первичного звена здравоохранения»;

программу Школы здоровья для больных артериальной гипертонией;

программу Школы здоровья для больных хронической сердечной недостаточностью;

программу Школы здоровья для больных бронхиальной астмой;

программу Школы здоровья для больных остеопорозом;

программу Школы здоровья для больных остеоартрозом.

2. Рекомендовать руководителям органов управления и учреждений здравоохранения муниципальных образований Челябинской области:

2.1. Организовать работу Школ здоровья в структурных подразделениях центральных районных и городских больниц, центрах медицинской профилактики:

1) согласно утвержденным настоящим приказом методическому письму «Организация Школ здоровья в системе первичного звена здравоохранения» и программам Школ для больных артериальной гипертонией, хронической сердечной недостаточностью, бронхиальной астмой, остеопорозом, остеоартрозом;

2) для больных сахарным диабетом согласно приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.05.1997 N 135 «Об унифицированных программах и наглядных пособиях для школ по обучению больных сахарным диабетом»;

3) для беременных и для кормящих матерей (Школы материнства) согласно приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.02.2003 N 50 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях».

2.2. Возложить ответственность за организацию деятельности Школ здоровья на заместителя главного врача по лечебной или организационно-методической работе учреждения.

2.3. Финансирование деятельности Школ здоровья производить:

1) в структурных подразделениях центральных районных и городских больниц в соответствии с п. 6 раздела III территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи на 2005 год, утвержденной Постановлением Губернатора Челябинской области от 23 декабря 2004 года N 686, согласно совместного приказа ГУЗО Челябинской области и Челябинского областного ФОМС от 8 апреля 2004 года N 102/279 «Об индексации и пересмотре тарифов на медицинские услуги»;

2) в структурных подразделениях участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктах из средств местного бюджета в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

2.4. Ежегодно представлять сведения о деятельности Школ здоровья:

1) в областное государственное учреждение здравоохранения «Челябинский областной медицинский информационно-аналитический центр» в годовой отчетной форме N 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении», утвержденной Постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 N 175 (раздел IV, пункт 10. Деятельность отделений (каб.) мед. профилактики (4809));

2) в отдел профилактики заболеваний управления организации профилактической и лечебной помощи населению области Министерства здравоохранения Челябинской области (Левашов С.Ю.) и государственное учреждение здравоохранения «Челябинский областной центр медицинской профилактики» (Грищенкова Т.Г.) в соответствии с приложением 4 к методическому письму, утвержденному настоящим приказом.

2.5. Обеспечить подготовку специалистов по терапевтическому обучению пациентов в соответствии с профилем Школы здоровья.

3. Управлению организации профилактической и лечебной помощи населению области Министерства здравоохранения Челябинской области (Козлов А.В.) оказать содействие лечебно-профилактическим учреждениям области в организации работы Школ здоровья в соответствии с настоящим приказом.

4. Государственному учреждению здравоохранения «Челябинский областной центр медицинской профилактики» (Грищенкова Т.Г.) совместно с управлением организации профилактической и лечебной помощи населению области Министерства здравоохранения Челябинской области (Козлов А.В.) обеспечить Школы здоровья методическими материалами для врачей и пациентов.

5. Рекомендовать ректору государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Уральская государственная медицинская академия дополнительного профессионального образования Фокину А.А. ректору государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Челябинская государственная медицинская академия Шамурову Ю.С. внести предложения по развитию непрерывной системы образования по вопросам организации и проведения Школ здоровья при подготовке специалистов на додипломном уровне, через интернатуру, ординатуру, аспирантуру, при обучении на циклах профессиональной переподготовки, тематического и общего усовершенствования.

6. Директору государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский областной центр дополнительного профессионального образования специалистов здравоохранения» Миргородской О.П.:

6.1. Включить в годовой календарно-тематический план циклы тематического усовершенствования по организации и проведению Школ здоровья для пациентов.

6.2. Разработать образовательную программу циклов тематического усовершенствования по организации и проведению Школ здоровья для пациентов.

6.3. Предусмотреть учебные часы по организации и проведению Школ здоровья для пациентов в существующих программах обучения по специальностям: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело».

7. Главному внештатному неврологу Челябинской области Бельской Г.Н. в срок до 15 июля 2005 года разработать программу для проведения Школ здоровья для больных с заболеваниями позвоночника.

8. Главному внештатному нефрологу Челябинской области Носову С.В. в срок до 15 июля 2005 года разработать программу для проведения Школ здоровья для больных, находящихся на хроническом диализе.

9. Главному внештатному ревматологу Челябинской области Несмеяновой О.Б. в срок до 15 июля 2005 года разработать программу для проведения Школ здоровья для больных с ревматоидным артритом.

10. Организацию выполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Челябинской области Москвичеву М.Г.

Антибактериальная терапия у пациентов с сердечно-сосудистой патологией (Школа кардиолога 2014)

Источник