Музыкальная терапия после инсульта

Музыкальная терапия после инсульта thumbnail

Положительное влияние прослушивания музыкальных произведений отмечают многие респонденты, проходившие восстановление после инсульта. Вот и в этом письме отмечается благотворное влияние музыки на восстановление после болезненного состояния…

Здравствуйте! Мне в жизни довелось ухаживать аж за тремя родственниками, перенесшими инсульт. За бабушкой (которой в ту пору было 71 год), за отцом (которому тогда было 54 года) и за моим мужем, которому сейчас 58 лет. Когда я ухаживала за бабушкой, то она просила меня читать ей книги. И я ей читала самые разные книги — «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма, «Сестру Керри», «Американскую трагедию», «Финансиста» — Драйзера. Бабушка слушала эти книги в моём исполнении с великой охотой и удовольствием. Но заметного улучшения самочувствия у моей бабушки не было. Хотя после инсульта она прожила ещё почти четыре года… Отец мой сам читал всё, что под руку попадалось — толстые журналы, книги, газеты. И долго не мог самостоятельно вставать. Прошло почти полтора года, прежде чем он стал обслуживать себя сам — то есть, самостоятельно ходить по квартире, самостоятельно ходить в туалет, сам кушать. Но умер отец от второго инсульта, который ударил по нему спустя шесть лет после первого.

А вот мой муж, когда его настиг инсульт, ничего не читал, никого не просил ему читать — он по совету своего одноклассника, который выучился на врача, попросил поставить рядом с ним кассетный магнитофон и в его комнате всегда звучала музыка. И не только классика, но и песни, которые были во время нашей молодости, типа «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…». Надо было видеть его, когда он слушал эти песни, музыку Чайковского… Он прикрывал глаза и начинал в такт музыке выстукивать кончиками пальцев правой руки (той которая могла двигаться после инсульта). И врач, который лечил мужа, был удивлён тем, что он так быстро смог встать и самостоятельно ходить после такого тяжёлого инсульта. Мало того, мой муж сумел полностью восстановить и память и двигательную активность. И чувство юмора у него нисколько не убавилось, а наоборот, по-моему, даже прибавилось. И я очень благодарна его однокласснику-врачу, который посоветовал мужу слушать музыку. При этом скажу, что до инсульта мой муж был совершенно равнодушен к любой музыке. Книги он любил всегда, особенно Вальтера Скотта — он им зачитывался. А вот музыку никогда не слушал. А тут его как прошибло — стал слушать. И вот такие результаты…

И когда я недавно была в поликлинике (надо было получить справку по работе), то увидела женщину, которую под руку вёл молодой мужчина (оказалось её зять). По всем признакам — эта её немощность была обусловлена перенесенным инсультом (тут уж мне трудно было обмануться, при моём-то опыте общения с такого рода больными людьми). Я не удержалась, подошла к ней и вкратце рассказала о моих родственниках и о роли музыки в восстановлении здоровья…. И с Вами спешу этим поделиться.

Здравствуйте, Лидия Феликсовна!

Огромное спасибо за Ваше письмо!

восстановление после инсульта

Восстановление после инсульта: как помогает музыка

Вы совершенно правы — музыка действительно таит в себе колоссальный восстановительный потенциал. Я имею в виду, конечно же, музыку добрую, музыку не агрессивную…

Пациентам, недавно перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт), полезно слушать музыку. С её помощью можно не только улучшить настроение, но и ускорить восстановление памяти и внимания, нарушенных в результате болезненного состояния.

Учёные провели исследование с участием пациентов, недавно перенесших инсульт. Все они страдали от нарушений движения и расстройства когнитивных функций головного мозга, таких как память и концентрация внимания.

И вот что выяснилось… У людей, слушавших музыку, результаты восстановления памяти и концентрации внимания были очень хорошими, и их настроение стало более позитивным.

В частности, спустя три месяца после перенесенного инсульта вербальная их память (память, ориентированная на запоминание слов и речевых оборотов) значительно улучшилась. Это эффект не наблюдался у пациентов, прослушивавших аудиокниги.

Музыкотерапия может дополнить существующие в настоящее время способы реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения.

Эта методика вполне доступная, не требующая значительных финансовых затрат, и может быть рекомендована наряду с другими способами лечения. Право слово, это надо использовать по полной программе!

Давно известно, что прослушивание исцеляющей музыки В.А.Моцарта благотворно для взрослых и детей, для женщин в период беременности .

Целебна и музыка М.И.Глинки, — многие пациенты испытали на себе силу и благодать его животворных мелодий.

Лечите душу и тело чудодейственными звуками!

Получайте новые статьи прямо на почту!

Все письма в рубрике “Сердце и сосуды”

Внимание!
Все консультации в интернете нужно перепроверять у своего лечащего врача.

Источник

Особенные свойства музыки известны человечеству уже несколько веков. Из-за влияния на ЦНС она помогает нам развиваться, искать себя в обществе, контролировать настроение, медитировать и даже лечиться от некоторых болезней.

Как именно это происходит, норвежские преподаватели нейробиологии музыки Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе сформулировали в книге «Музыка и мозг». В России ее опубликовала «Альпина Паблишер» — уже сейчас можно заказать полную версию. С разрешения издательства Enter приводит отрывок, в котором говорится о реабилитации после инсульта при помощи музыкальных практик.

Читайте также:  Запор у лежачего больного при инсульте что делать

Музыкальная терапия после инсульта

Нарушения речи после инсультов и черепно-мозговых травм бывают двух форм: афазия и дизартрия. При афазии страдает один или несколько аспектов речи или ее понимания. Пациент испытывает трудности или с пониманием, или с построением высказываний (в устной и/или письменной форме). Часто встречается сочетание обеих проблем. При дизартрии способность понимать и выстраивать высказывание сохраняется в норме, но пациент не может говорить. Причина — повреждения частей моторной коры мозга, управляющих мышцами гортани, неба или языка, или же локальные повреждения областей, отвечающих за голову и горло. Пациент с дизартрией без афазии может понимать письменный язык и вполне привычным образом выражать свои мысли письменно, но не устно. Пациент с афазией испытывает трудности как с письменной, так и с устной речью. Если говорить проще, факты выглядят следующим образом. При афазии страдает способность формулировать высказывания, а при дизартрии — способность речевого аппарата произносить слова. Из практических и теоретических соображений очень важно провести границу между данными нарушениями.

Афазия после инсультов встречается очень часто. По данным, полученным в Дании, это нарушение встречается почти у 40% перенесших инсульт. Французский невролог Поль Брока (1824–1880) первым системно описал пациентов с афазией и понял, что ее причиной являются повреждения в задней части лобной доли в левом полушарии — сейчас мы называем эту часть зоной Брока. Из-за них пациент испытывает различные трудности с построением высказываний. Зачастую он хорошо понимает речь, но сам частично или полностью теряет способность говорить. Это называется экспрессивной афазией: человек говорит медленно, короткими предложениями, запинается, иногда использует не те слова. Некоторые могут произнести лишь «да» и «нет» — или даже вовсе теряют способность выражать мысли словами. Вторая форма афазии называется импрессивной. В этом случае страдает понимание речи: иногда пациент говорит вполне бегло, но смысла его речь не имеет.

Этот невероятный, поражающий воображение феномен был известен больше сотни лет: отдельные пациенты, утратившие способность говорить, по-прежнему могут петь, имея текст песни перед глазами. Примеры есть в норвежском документальном фильме «Люди у фьорда» (Folk ved fjorden) Эйвинда Сандберга. Мы видим страдающую афазией пожилую женщину с парализованной правой стороной тела. Беседуя с дочерью, она произносит только «да» и «нет», но, когда женщина начинает петь псалмы, ее речь становится ясной и четкой. Для одного из авторов книги, Гейра Ульве, это явление указало путь в мир музыкальной терапии. С Гейром связалась логопед, специалист по музыкальной терапии и прекрасная певица Торун Эйнбу, которая попросила его помочь с магистерской диссертацией по логопедии. Они вместе решили рассмотреть случаи, подобные тому, который описан выше. Для начала они изучили, насколько часто встречается это явление. Оказалось, что примеры могут привести все, кто работает с пациентами с афазией. Во время написания диссертации Торун выяснила, что минимум двое из трех пациентов с инсультом произносят больше слов, когда поют, а не просто проговаривают текст. Эффект не у всех проявляется одинаково ярко, но тем не менее его можно обнаружить довольно часто. К счастью, качество пения (то, насколько корректны мелодия и ритм) и вокальные способности не играют никакой роли в увеличении количества произнесенных слов. Достаточно было попытаться пропеть слова — и речь пациента становилась лучше, чем во время обычной беседы. Большинство пациентов с афазией могут произнести больше слов, именно когда поют, а не говорят. В повседневном общении явление не приносит особенной пользы, но, как мы увидим далее, оно все-таки используется для восстановления речевых функций.

Музыкальная терапия после инсульта

Мелодическая интонационная терапия (МИТ) — это метод, использующий основанные на пении техники для стимуляции речи, а также ритм — для придания речи беглости. Отношение к методу неоднозначное, но за последнее время ряд исследований выявил, что пациенты с афазией, в работе с которыми применялась музыкальная и/ или песенная терапия, демонстрировали лучшие результаты, чем те, кто проходил лишь традиционную речевую терапию. В 2018 году группа под руководством Аро-Мартинес провела рандомизированное контролируемое исследование (рандомизированное означает, что участников отнесли к той или иной группе случайным образом), в котором участвовали 20 пациентов с афазией, и все они были испанцами. При сравнении с контрольной группой было обнаружено общее улучшение коммуникативных способностей, но при проверке конкретных языковых навыков с помощью тестов однозначного эффекта выявлено не было. Однако группы были маленькими, поэтому результаты необходимо подтвердить с помощью более масштабного исследования.

Проведенные МРТ-исследования выявили, что образование fasciculus arcuatus, связывающее задние и передние речевые центры, увеличилось в объеме (особенно с правой стороны мозга) после занятий по методу МИТ. Хотя исследование под руководством Шлауга (2009) проводилось без контрольной группы, но его результаты — а также результаты ряда других исследований — однозначно подтверждают наличие пластических изменений в речевой системе мозга испытуемых, перенесших инсульт, который и привел к афазии. Эти изменения имели место, если в работе с пациентами применялась МИТ.

Тем не менее многочисленные случаи афазии, когда пациенты сохранили способность пропевать слова, а также положительный эффект от МИТ демонстрируют тесную связь коммуникации с музыкой в нашем мозге. Об этом мы уже упоминали.

Читайте также:  Инсульт что делать чтоб не было

Последствия инсульта проявляются не только в речи и моторике. В принципе, в результате инсульта повреждения могут возникнуть в любой системе мозга. При этом все зависит от того, какие именно зоны пострадали от нехватки кислорода. От трети до половины пациентов, перенесших инсульт, в той или иной степени испытывают проблемы с такими когнитивными функциями, как память и внимание, а также чувствуют упадок сил, переживают депрессию и другие эмоциональные трудности. Как мы уже заметили, музыка тесно связана с системами мозга, отвечающими за когнитивные и эмоциональные функции, а потому, естественно, может применяться для решения подобных проблем.

Пионером в этой области является финская исследовательница Мари Терваниеми. Возглавляемая ею группа ученых в 2008 году опубликовала исследование в авторитетном журнале Brain. Пациенты, которые слушали любимую музыку (предварительно отобрав композиции вместе с музыкальным терапевтом) один час в день в течение первых двух месяцев после инсульта, демонстрировали более серьезное улучшение таких когнитивных навыков, как вербальная память и фокусировка внимания, — по сравнению с группой, где пациенты получали стандартное лечение, и еще одной группой тех, кто слушал аудиокниги. Пациентов протестировали еще раз через шесть месяцев и обнаружили, что эффект сохранился.

Значит, одно только прослушивание любимой музыки уже может помочь мозгу перестроиться и восстановиться во время периода реабилитации после инсульта. Чуть позже исследовательская группа Мари Терваниеми доказала, что прослушивание музыки после инсульта способствует увеличению коры головного мозга в лобных долях, в лимбической системе и в некоторых отделах базальных ганглиев. Изменения, которые хорошо видны на МРТ-снимках, коррелируют с улучшением вербальной памяти, внимания и языковых навыков (за которые отвечает фронтальная доля). В то же время изменения в лимбической системе (с работой которой связаны эмоции) коррелируют с уменьшением симптомов депрессии. Исходя из этого, можно утверждать, что музыка способствует нейропластическим изменениям, вызывающим у пациента улучшение когнитивных функций.

К сожалению, отсутствуют достаточно подробные клинические исследования, изучавшие воздействие музыки на когнитивные проблемы после инсульта. Системный обзор Cochrane (организация предоставляет обобщающие обзоры исследований из всех областей медицины) 2017 года выявил, что для проблем в когнитивной сфере эффект от применения музыки в терапии после инсульта не доказан. Лишь с помощью новых работ ученые, возможно, смогут ответить на вопрос, можно ли доказать этот эффект с помощью качественных исследований.

Изображения: Рената Фогель 

Источник

Молодая девушка играет на гобое в доме-интернате для особенных детей. Мальчик лет 7 сидит в кресле, смотрит в пол и никак не реагирует на звуки. Тогда девушка меняет тональность и начинает раскачиваться в ритме убыстряющейся мелодии.  И тут мальчик постепенно меняется в лице и даже начинает покачивать музыкальным шейкером в такт мелодии.

Так выглядит сеанс музыкальной терапии. У мальчика тяжелый аутизм, и такой музыкальный диалог для него – один из немногих способов взаимодействия с миром. Музыка помогает детям с подобным диагнозом начать самовыражаться, развить речь и другие когнитивные функции.

Что это такое

«Даже выходя с концерта классической музыки, мы чувствуем себя обновленными, отдохнувшими, полными новой энергии. Но всё же всё это – ещё не музыкальная терапия», – рассказывает музыкальный терапевт, директор-основатель образовательного проекта МузТерапевт.Ру Алиса Апрелева. Отличие последней от обычного прослушивания в целенаправленности использования музыки.

Мария Пакош (Ильченко) во время сеанса

Фото предоставлено фондом «Живи сейчас»

Эффективность музыкотерапии связана с тем, что музыка настолько многогранна, что у нас в мозге нет единого участка, который отвечал бы за ее восприятие. «Способность музыки быть сильным стимулом натолкнула исследователей на мысль о том, что благодаря музыке может быть найден новый путь для работы потерянной функции. Мозг сам найдет этот новый путь. Именно так идет, к примеру, речевое восстановление после инсульта», – рассказывает музыкотерапевт фонда «Живи сейчас», куратор направления терапевтического использования музыки в пансионатах для пожилых Senior Group Мария Пакош (Ильченко).

Кроме того, музыка дает ощущение безопасности благодаря способности быть начатой и законченной, благодаря интуитивной предсказуемости. Музыкальная импровизация в целом связана с моментом, когда человек входит в детское состояние свободы, когда «все можно».

Американский невролог и нейропсихолог Оливер Сакс говорил, что даже если человек не может ходить, он может танцевать, даже если человек еще не может говорить, он может петь. «Порой ничего кроме музыки не может достучаться до человека, который живет в своем маленьком мирке при потере памяти или иных нарушениях мышления. И мы не знаем, хорошо ему там или плохо», – убеждена Мария.

Фото предоставлено фондом «Живи сейчас»

Два основных принципа музыкальной терапии:

1. Музыка для немузыкальных задач. «В отличие от музыканта, у терапевта другие цели: музыка не ради музыки, а ради взаимодействия, – рассказывает Мария. – Важное отличие от концерта: на музыкальной сессии нет физической сцены, границы. К примеру, если бабушка, у которой деменция, сидит на стуле, я буду сидеть на коленях перед ней, чтобы сохранять зрительный контакт и равное положение».

2. Музыкотерапевт – это зеркало пациента. На сессии всегда используется музыка, которую предпочитает человек. Здесь нет заданных правил и универсального рецепта, «ингредиенты» всегда определяются исходя из анамнеза и пожеланий пациента.

Читайте также:  Шалфей при восстановлении речи после инсульта

К примеру, чем тяжелее деменция, тем меньше слов использует терапевт. Кроме того, можно встретить разные техники: импровизация, релаксация/рисование под музыку, музыкальные упражнения и т.д.

Как работает музыкальный терапевт

Любой сеанс, как и процесс лечения, начинается с формулировки цели: например, речевое восстановление после инсульта. Но одна из универсальных и глобальных целей терапии – прийти к осознанности, дать человеку почувствовать, что он находится «здесь и сейчас». При многих болезнях когнитивные функции нарушены, пациенту сложно даже сделать выбор. Музыкальная терапия возвращает его к реальности, когда предлагается, к примеру, выбрать музыкальный инструмент. 

Музыкотерапевт собирает «музыкальный анамнез». Если пациент – пожилой человек, то терапевт изучает, какие песни были знакомы ему в юности (16-30 лет, пик эмоциональной активности).

Фото предоставлены фондом «Живи сейчас»

Вполне возможно, что в будущем такой «анамнез» и big data о состоянии больного будут собирать алгоритмы, а музыкотерапевта заменит робот. По мнению Марии, это, с одной стороны, будет способствовать доступности музыкотерапии: терапевты появятся у каждого в телефоне. С другой стороны, не стоит говорить о полной замене человека: роботов нужно будет настраивать и координировать.

Как народная музыка влияет на пациентов

Музыкотерапевт всегда учитывает не только диагноз и цели пациента, но и его бэкграунд, национальную и этническую принадлежность.

В одной из азиатских стран даже проводили исследования, какая музыка эффективнее для терапии старшего поколения: музыка их юности или незнакомая музыка их этнической группы. Оказалось, что этническая музыка не менее эффективна. «Каждый человек – часть родовой системы, а этнические мелодии – это наш возврат к корням. Мы помним то, что слышали в утробе, то, что слушали наши бабушки и дедушки», – рассказывает Мария.

Русский народ не случайно считается музыкальным: русские воспитаны на колыбельных, хороводах, песнях у костра и застольных песнях. В России даже сложилось понятие колоколотерапии, так как низкие звуки колокольного звона успокаивающе действуют на нервную систему человека. Пациентам предлагается просто поиграть в звоннице.

«Использование колокола в лечении – это вариант терапии звуком. Колокольный звон “записан” у нас на уровне подсознания и вызывает как минимум положительные эмоции», – считает президент российской Национальной ассоциации музыкальных терапевтов, доктор медицинских наук, профессор Сергей Шушарджан.

Подобный опыт есть во многих странах: например, в Индии издревле используются звучащие чаши.

Кто пациенты?

Осознанное использование музыки позволяет решать терапевтические задачи в самых разных областях. Но если говорить о том, что уже исследовано, то музыкальная терапия эффективно применяется при беременности и родах, в период раннего развития, в психиатрии, дефектологическом образовании, при работе с детьми с особенностями развития, аутизмом. Музыкальная терапия часто используется для облегчения состояния людей с онкологией, а также для тех, кто попал в чрезвычайные ситуации.

Если говорить о взрослых, то это, в первую очередь, люди с болезнью Паркинсона, деменцией, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), хронической усталостью, те, кто восстанавливается после инсульта, а также химически зависимые пациенты.

Денису музыкотерапия помогла восстановить речь после инсульта. «На сессиях мы использовали разные инструменты, лучше всего помню гитару, так как до инсульта играл на ней. Могу назвать себя музыкальным по природе человеком, поэтому для меня не было сложной задачей взять даже незнакомый инструмент и начать играть знакомые композиции. Я думаю, что если у человека те или иные проблемы с речью, то наряду с занятиями с логопедом стоит использовать музыкотерапию. Мне эти занятия очень помогли: речь стала более плавной и богатой. И это не мои слова, это мнение моей жены, а она слышит меня со стороны!».

Фото предоставлено фондом «Живи сейчас»

Эффективной музыкотерапия может быть и в психотерапии. По словам Марии, с двумя пациентками через разговор о важных песнях в их жизни и через музыку удалось поговорить об их диагнозе и прогнозе. Выйти на этот разговор на обычном сеансе терапии не получалось.

Музыкотерапевт: есть ли такая профессия?

О положительном влиянии музыки знали еще в Древнем Египте: под музыку принимали роды. После Первой и Второй мировых войн профессиональные музыканты и музыканты-любители посещали госпитали с целью облегчить страдания ветеранов.

Но и сейчас идут споры о том, есть ли такая профессия и нужно ли этой профессии обучаться. В 1985 году в итальянской Генуе появилась Всемирная федерация музыкальной терапии.

В России же пока нет единой официальной структуры, которая лицензировала бы терапевтов. Впрочем, сертификат можно получить на разных курсах повышения квалификации. В Казанском государственном институте культуры уже есть профиль музыкальной терапии, где студентов учат по авторской методике. Тем не менее, в государственные организации музыкальные терапевты часто устраиваются по основной профессии, например, клинический психолог, музыкальный педагог.

Фото предоставлено фондом «Живи сейчас»

Считается, что музыкотерапевт должен быть в своем роде универсалом: уметь работать и с беременной женщиной, и с пациентом, который лежит в хосписе. Но в России терапевты зачастую выбирают более узкую специализацию: к примеру, работают в большинстве своем с детьми с аутизмом. Правда, через 5-7 лет большинство профессионалов начинают работать с пациентами других возрастов и с другими диагнозами.

Источник