Можно читать после инсульта

Можно читать после инсульта thumbnail

Инсульт любого вида является очень сложным и опасным заболеванием, в комплексе отражающемся на ключевых функциях организма, в том числе, памяти, опорно-двигательном аппарате, работе сердце. В этой статье мы расскажем, что можно, а что нельзя делать после инсульта. Время, через которое поправится пациент, зависит от его общего состояния, соблюдения рекомендаций медиков.

Существуют определенные ограничения, которых следует придерживаться в реабилитационный период. Некоторые из них являются сугубо индивидуальными, но есть и общие запреты, касающиеся всех больных. Жизнь после инсульта изменится, однако насколько кардинально, зависит от самого больного.

О болезни

Фото 1В результате инсульта происходит нарушение кровоснабжения определенного участка в мозге.

Соответственно он не получает в достаточном количестве питательных веществ.

Клетки, находящиеся рядом с местом поражения, повреждаются или и вовсе умирают.

Наряду со всем этим страдают и те функции организма, за которые ответственен тот или иной участок мозга.

Различают две разновидности инсульта:

  • ишемический. Это самая распространенная форма недуга. В результате возникает закупорка сосудов, воздействующих на нормальное кровоснабжение. Как результат нервные клетки не получают кислород;
  • геморрагический. Он происходит вследствие разрыва сосуда в мозге. Кровь начинает массово скапливаться в рядом находящихся тканях.

Общие рекомендации

Фото 2Если человек недавно оправился от инсульта, то необходимо не торопиться принимать какие-либо решения самостоятельно.

Заболевание вносит значительные коллективы в его повседневную жизнь.

Все ограничения и запреты необходимо согласовывать со своим лечащим врачом.

Принимая во внимание общее состояние человека, можно постепенно переходить к употреблению ранее неразрешенных продуктов, ехать отдыхать, пробовать водить машину и так далее. Если соблюдать основные требования, то все это станет возможным.

Итак, общие правила следующие:

  1. соблюдение всех рекомендаций врача. Речь идет о режиме питания, активности и отдыхе, выполнении физических упражнений. Статистические данные свидетельствуют о том, что правильно составленная реабилитационная программа помогает человеку быстрее вернуться к полноценной жизни;
  2. спорт. Некоторые ошибочно полагают, что после выписки необходимо быстрее восстановить былую физическую форму. Однако нагрузки должен установить исключительно физиотерапевт.

    Важно! В реабилитации важна постепенность. Чрезмерные нагрузки могут только усугубить состояние человека.

  3. питание. Рацион должен состоять из полезных и питательных продуктов. Не рекомендуется употреблять жирную, кислую, соленую и жареную пишу. Также запрещается есть мороженое. Здесь ограничения являются индивидуальными. В составлении дневного меню поможет диетолог;
  4. вредные привычки. От них следует и вовсе отказаться. Строгий запрет действует для тех, кто курит сигареты. В целом эта привычка отрицательно влияет на продолжительность жизни после перенесенного приступа.

Что категорически нельзя делать после перенесенного инсульта:

  1. Употреблять алкоголь;
  2. Курить;
  3. Париться в бане и сауне;
  4. Тяжелые физические нагрузки.

Эти запреты нужно соблюдать беспрекословно в первый год после мозговой катастрофы.

Разрешается ли рожать

Этот вопрос является сугубо индивидуальным. Если инсульт был перенесен давно, и женщина полностью восстановилась, то она может родить естественным путем без каких либо противопоказаний. В случае наличия ряда противопоказаний медики нередко призывают прерывать беременность.

Если инсульт поразил будущую маму уже в момент вынашивания плода, то важно как можно скорее стабилизировать ее состояние. Основное лечение в этом случае направлено на ликвидацию общей симптоматики и предотвращение развития опасных последствий.

Важно! Медики не должны допустить развития внутриутробной гипоксии, поскольку шансы на неблагоприятный исход увеличивает недостаток кислорода.

Если во время беременности не удалось ликвидировать причину инсульта, то роды проводятся под регионарной анестезией. На поздних сроках болезнь служит показанием к кесареву сечению.

Чтобы установить воздействие недуга на плод, нужно учитывать эффект от ранее введенных препаратов и применяемых инструментальных методов исследования. Нередко инсульты у беременных способствуют повышению риска гибели плода в утробе матери.

Кофе

Фото 3От употребления кофе в период восстановления после ишемического и геморрагического инсульта лучше отказаться.

Опасность заключается именно в содержащемся в напитке кофеине.

Это вещество провоцирует рост артериального давления и учащение сердечного ритма.

В случае острой фазы, во время приема лекарственных средств и физиопроцедур, от кофе нужно отказаться. Однако со временем бодрящий напиток может быть включен в рацион. Медики дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  1. Если реабилитационный период завершен, то выпивать можно не более одной чашки кофе в день. Важно, чтобы напиток был некрепким. Его стоит смешивать с молоком или сливками, чтобы нейтрализовать эффект кофеина.
  2. В последнее время популярным становится кофе без кофеина. Однако это вещество все равно там присутствует. Не нужно пытаться компенсировать им нехватку ароматного и горячего напитка.
  3. Нельзя пить крепкий кофе, даже если заболевание было перенесено несколько лет тому назад. Нередко может произойти рецидив.

Запрещается ли употреблять спиртное

В восстановительный период в больших дозах употреблять алкоголь категорически нельзя. Проведенные исследования показали, что 10 мг этанола в день снижают риск наступления повторного приступа.

Важно! Рекомендуется пить только качественные спиртные напитки, но в ограниченном количестве.

После инсульта разрешается пить красное вино. После его употребления в крови появляются высокоплотные липопротеиды. Если человек не умеет вовремя остановиться, то рекомендуется ограничиться одним бокалом.

Полезное видео по теме:

Сауна и баня

В первый год после инсульта ходить в баню и сауну строго запрещается. Такое решение врачи принимают по ряду причин:

  • нестабильная работа головного мозга, для которого баня выступает раздражителем;
  • нарушение функций кровотока;
  • общая слабость всего организма.

Важно! Если пациент будет игнорировать рекомендации врача и регулярно париться, то возможны тяжелые и порой летальные последствия.

Когда фиксируется положительная динамика, то посещение бани может даже принесли пользу:

  1. поднимается настроение;
  2. расслабляются сосуды;
  3. оказывается позитивное воздействие на опорно-двигательный аппарат;
  4. улучшается функционирование кровеносной системы;
  5. питаются нервные клетки.
Читайте также:  Как убежать от инсульта

Полезное видео по теме:

Разрешается ли смотреть телевизор

Фото 4Пациент может смотреть любимые телепрограммы, но время просмотра все же стоит ограничить, чтобы не перегружать организм.

Людям, у которых появились проблемы со зрением, стоит смотреть телевизор не больше 1 часа в день.

В общем такое времяпровождение не запрещается, а даже приветствуется, ведь человек ощущает связь с внешним миром, это элемент прежней здоровой жизни. Единственное, что стоит исключить, это передачи с элементами сцен насилия и негативными эмоциями.

Разрешается ли красить волосы

Этот запрет индивидуален, поэтому необходимо проконсультироваться с врачом. Все зависит от общего состояния пациента, принимаемых им препаратов.

Естественно, лучше воздержаться от химического окрашивания, даже если ранее женщина не страдала аллергией на нее. Рекомендуется использовать только натуральные средства:

  1. ромашка;
  2. хна;
  3. настои черного чая;
  4. скорлупа грецких орехов.

Курение

Нарушение кровообращения в мозге предполагает длительное лечение. Никотиновая зависимость в десять раз увеличивает риск наступления рецидива. К слову, опасным считается и пассивное курение.

Важно! Повторный инсульт снижает вероятность возвращения пациента к полноценной жизни, нередко он заканчивается летальным исходом.

Отвечая на данный вопрос, все медики сходятся во мнении, что курить после инсульта нельзя, независимо от того, был он ишемический или геморрагический.

Выводы

Инсульт – сложное и опасное заболевание, нарушающее нормальный кровоток в головном мозге. В период восстановления стоит четко соблюдать все предписания доктора и брать у него советы по поводу дальнейших действий. Чтобы не допустить рецидива, важно не принимать самостоятельно никакие решения, которые могут сказаться на самочувствии человека.

Источник

Одним из возможных последствий перенесенного инсульта может стать дислексия или неспособность к чтению. Такое осложнение может возникнуть даже при сохранении речевой функции или способности к письму.

Трудности в восприятии текста существенно ограничивают деятельность человека, процесс чтении становится крайне утомительным и требует много усилий. Однако многие больные через определенное время справляются с этим осложнением:

  • восстановление способности к чтению может произойти спонтанно,
  • улучшения можно достигнуть посредством целенаправленных занятий,
  • также дислексию можно компенсировать.

Ниже приведены некоторые подходы и упражнения, которые могут использоваться для реабилитации после инсульта применительно к лечению дислексии.

Дислексия

Как именно проявится неспособность к чтению, зависит от пораженных при инсульте участков головного мозга и от того, каким образом организована способность к чтению у пациента. Большинство языковых функций реализовано в левом полушарии головного мозга, но правое полушарие тоже в некоторой степени может обеспечить способность к чтению. Поэтому даже в случае обширного поражения левого полушария можно частично восстановить способность к чтению за счет правого полушария.

Для большинства пациентов чтение вслух после инсульта дается тяжелее чтения про себя. Это объясняется тем, что большинство пациентов испытывают трудности с воспроизведением слов и речью в целом, что задействуется при чтении вслух. У некоторых пациентов, наоборот, восприятие слов в письменном виде проходит тяжелее восприятия на слух. Также разнообразны и конкретные проявления дислексии: больной может лучше воспринимать отдельные слова, но с трудом понимать предложения или наоборот.

Компенсация утраченной способности

В случае если человек может воспринимать информацию на слух, современные технологии позволяют преобразовать некоторые виды информации в аудио или видео формат: существуют аудио книги и специальные программы, которые воспроизводят предварительно отсканированный сканированный текст.

Осуществление многих повседневных занятий также можно сделать возможным без чтения. Например, при посещении магазина, вместо списка покупок можно брать с собой вырезки с логотипами или этикетки товаров.

Реабилитация

Терапия может значительно улучшить способность к чтению. Однако процесс восстановления крайне сложен и оптимальные упражнения должны подбираться на индивидуальной основе квалифицированным специалистом, который проходил подготовку в области восстановления способности к чтению. Многие упражнения и методики требуют самостоятельной работы больного.

Ниже приведены советы, которые, возможно, окажутся полезными в случае приобретенной после инсульта дислексии.

  • Произношение отдельных букв. При этом упражнении необходимо произносить не названия букв (согласно алфавиту), а звуки, т.е. не «эс», а «сссс», не «эр», а «рррр». После закрепления отдельных букв можно переходить на их сочетания «при», «тся», «лаг» и проч., при достижении прогресса можно переходить на слова: их необходимо читать по слогам. В качестве пособия можно использовать школьный учебник русского языка младших классов – там много упражнений на словоформы, приставки, корни слов, которые можно использовать для чтения.
  • Чтение по буквам. В некоторых случаях пациент может понять слово, если услышит его, поэтому при чтении нужно произносить вслух отдельные буквы: понимание слова может прийти от слуха. Отдельное слово необходимо разбить на буквы и попытаться подряд проговорить каждый его звук, возможно повторить данную операцию несколько раз. При этом высока вероятность, что последовательность произнесенных звуков будет похожа на правильное произношение и окажется понятным для смыслового восприятия.
  • Зрительное запоминание слов в письменной форме. В случае когда больной не может прочитать слово целиком целесообразно заучивание слов по изображению на письме: т.е. при чтении будет распознаваться внешний вид слова. Для этих целей можно использовать иллюстрации объектов с подписями. Такие пары (изображение + слово) можно найти в газетных заголовках, различных иллюстрированных журналах, на многих интернет-сайтах. Существуют специальные аудио и видеозаписи, в которых к каждому слову добавляется изображение и/или слово произносится вслух.
  • Упражнение на развитие фокусировки. В некоторых случаях трудность чтения возникает из-за того, что человек не может сфокусировать взгляд на предложении и постоянно теряет текущее место в тексте. В этом случае хорошо помогает слежение за текстом с помощью пальца. Также полезным оказывается увеличение межстрочных интервалов, разбиение текста на параграфы и другие элементы верстки.
Читайте также:  В коме при инсульте падает давление

Эффективность приведенных упражнений сильно различается в каждом конкретном случае. Для разработки максимально действенной программы лучше обратиться к специалисту.

Также смотрите другие статьи по данной тематике:

  • Магний для профилактики инсульта
  • Магнитная стимуляция после инсульта
  • Мутация гена как фактор риска инсульта

Для получения профессиональной консультации по вопросам реабилитации после инсульта

Звоните нам по телефону: +49 228 972 723 72

или пишите на Email здесь

Источник

Авторы:

Кадыков Альберт Серафимович – д.м.н., профессор, руководитель неврологического отделения ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Черникова Людмила Александровна — д.м.н., профессор.

Шахпаронова Наталья Владимировна — д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Можно читать после инсульта

Афазия, встречающаяся почти у трети больных, перенесших инсульт, это своеобразное расстройство мышления, при котором нарушается возможность правильно оперировать словами. В одних случаях больной не может составить фразу или вспомнить нужное слово, в других перестает понимать речь окружающих. Однако, как правило, у больных с афазией полностью сохранены интеллект, образное мышление, зрительная память, зрение, слух, с опорой на которые и работает специалист по восстановлению речи.

Кроме афазии у больных, перенесших инсульт, встречается и другой вид речевого расстройства — дизартрия, для которой характерно нарушение правильного произношения звуков и слов. В отличие от больных с афазией при дизартрии сохранены «внутренняя речь» (речь про себя), понимание речи окружающих, чтение и письмо.

Восстановление движений и речи не всегда идет параллельно. Процесс восстановления речи иногда происходит несколько медленнее, чем восстановление движений, и может продолжаться и год, и два, а в некоторых случаях три и даже более лет. И здесь роль семьи неоценима, тем более что логопедическая служба имеется лишь в нескольких городах страны. Родственники, получив необходимую консультацию у логопеда или врача, знакомого с проблемой логопедического обучения, в значительной степени могут помочь больному в восстановлении речи и таких тесно связанных с речью функций как чтение и письмо. Помощь в этом могут оказать различные пособия по коррекции речи.

Занятия по восстановлению речи рекомендуется начинать уже в первые 1-2 недели после инсульта. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения. Родным и близким больного необходимо знать, что интеллект при нарушении речи, как правило, не страдает и к больному с афазией нельзя относиться как к полупомешанному или как к неразумному ребенку. Даже при грубых нарушениях речи сохраняется не только логичность мышления и адекватная реакция на окружающее, но и творческие способности. Так, известный русский композитор Альфред  Шнитке, страдая последние годы жизни речевыми нарушениями в результате повторных инсультов, продолжал сочинять прекрасную музыку.

Моторная афазия

Моторная афазия развивается при поражении заднелобных отделов левого полушария (т.н. речевой зоны Брока). Расположенный в этой области центр моторной речи регулирует не только выбор звуков, слогов и слов в процессе речевого высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, т.е. организует синтаксическое оформление предложения. При поражении этой области больной застревает на каком-либо слове и слоге и несколько раз его повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях речь полностью отсутствует или больной способен повторять лишь отдельные слова. Больных с нарушением собственной речи, в основном встречающимся при моторной афазии, важно побуждать к собственным высказываниям, строить разговор с ними в виде беседы, диалога, чаще обращаться с каким-нибудь вопросом при выполнении ими работы по дому. За обеденным столом, за просмотром телепередач. Сам больной, особенно на первых порах, при ответах, не должен торопиться, стараясь произносить слово или фразу четко и медленно.

Иногда занятия, проводимые с больным его родственниками, ограничиваются лишь упражнениями в названии и повторении отдельных предметов, как правило, существительных в именительном падеже. И в дальнейшем по мере восстановления речи у них может выработаться т.н. «телеграфный стиль», когда такой больной вместо фразы «Вынь из холодильника тарелку с ветчиной» говорит «Холодильник, тарелка, ветчина».

Во избежание этого надо сразу же стремиться к формированию речи, состоящей хотя бы на первых порах из коротких фраз типа «здравствуйте», «хочу пить», «дайте хлеб», «идем гулять».

Большую роль в восстановлении собственной речи играют методики «расстормаживания». Расстормаживание речевой функции возможно за счет вовлечения сохраненных речевых автоматизмов: порядковый счет до десяти, название дней недели и месяцев года, куплеты любимых песен и строфы знакомых стихотворений.

По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз, тема которых подсказана последними событиями дня: «Сегодня был врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я буду обедать. Дайте мне лекарство».

Читайте также:  Реабилитационный массаж после инсульта на дому

По мере улучшения речи больного от диалога переходят к восстановлению монолога — собственному речевому высказыванию больного и осуществляется это восстановление в несколько этапов:

— Пересказ рассказанного логопедом или прочитанного больным текста (первоначально очень простого, в дальнейшем –более сложного);

— Рассказ по картинке;

— Рассказ на заданную тему: «в магазине», «в аптеке», «в театре», биографии известных больному писателей, ученых, общественных деятелей;

— Рассказ о собственной жизни, о проведенном дне;

— Коллективное (в семье, логопедической группе) обсуждение какой-либо темы.

На определенном этапе восстановления речи имеет смысл использование магнитофона. Больной прослушивает наговоренный им текст, находит сделанные ошибки, повторяет его и снова слушает запись.

Сенсорная афазия

В задних отделах височной доли левого полушария головного мозга расположен центр понимания речи окружающих (центр Вернике), принимающий участие в восприятии на слух специфических звуков речи (фонем) и осуществляющий слухоречевую память. При поражении зоны Вернике возникает нарушение понимания речи окружающих, в основе которых лежит нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти.

Понимание речи включает три основных компонента:

— Понимание значения слова;

— Понимание значения предложения;

— Понимание значения целевого высказывания.

Соответственно восстановлению понимания речи также проходит три этапа: от понимания значения слова к пониманию предложения, а затем и высказывания в целом. Большое значение имеет угадывающее понимание, когда больной не понимает высказывания в целом, но по отдельным понятным ему словам и по ситуации может угадать, что хочет сказать собеседник. Это иногда вводит в заблуждение родных, ошибочно полагающих, что больной все хорошо понимает.

Самым губительным для восстановления речи является так называемая «речевая изоляция» больного, когда он предоставлен сам себе, с ним мало разговаривают, его не приглашают для участия в общей беседе, для обсуждения домашних проблем.

Для стимуляции понимания речи окружающих используют беседы, в основном, на простые темы. Спрашивают у больного, хочет ли он есть, пить, пойти погулять, спать, просят его передать какой-либо предмет (не показывая на него пальцем), или произвести какое-либо действие (встать, сесть, взять вилку, включить телевизор и т.д.).

Если больной затрудняется выполнить действие или показать предмет, необходимо подсказать ему и повторно его попросить. После освоения простых операции круг предметов и действий расширяется.

Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, ему предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические  параметры. Больному надо деликатно показать его ошибки. Та как у него нарушено понимание речи, объясняться с ним приходится с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику собеседника, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом. Для восстановления понимания речи используют картинки с изображением различных предметов, животных, частей тела, с подписями к ним. Удобно использовать картинки из детского лото. Больного просят разложить подписи к предметным картинкам, обозначающие их слова, написанные на отдельных маленьких полосках бумаги. Когда больной научится справляться с этим заданием, предлагают списывать эти подписи и читать их вслух.

Восстановление чтения и письма

Параллельно с речевым общением и занятиями по восстановлению устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т.к. восстановление этих функции в значительной степени будет способствовать  и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой, следует учить больного писать левой. Лучше начинать обучение письму, чем печатанию на машинке/компьютере, т.к.  письмо прописью тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение печатанию на машинке/компьютере, особенно в тех случаях, когда больной владел уже ими до болезни. Чтение лучше начинать с печатных слов, письменные задания больному стараться на первых порах писать печатными буквами и лишь в дальнейшем переходить на прописные буквы, написанные разборчиво и четко. С первых дней, еще до полного восстановления функции чтения следует больному давать просматривать газеты и журналы, которые он имел обыкновение читать до болезни, т.к. у больных даже с нарушением функций аналитического чтения часто сохраняется возможность угадывающего чтения.

Для проведения занятий по восстановлению речи, чтения, письма требуются различные пособия:

— Предметные и сюжетные картинки (их можно вырезать из детских книг, журналов);

— Разрезная азбука, букварь;

— Книги для чтения; на первых порах это книги для младшего возраста: сказки, рассказы, например Л.Н. Толстой, учебники русского языка для иностранцев.

Занятия по восстановлению речи при хорошем общем состоянии больного проводятся по 30-60 минут 1-3 раза в день. Однако многие больные не могут долго концентрировать свое внимание. При длительном умственном напряжении у них возникают головные боли, головокружение, повышается кровяное давление. В этих случаях занятия следует проводить по 10-15-20 минут, но количество их в течение дня увеличить до 5-7 раз. Однако, стремясь почаще проводить восстановительные занятия, не надо оказывать психологическое давление, когда больной плохо себя чувствует или не в настроении; не следует прерывать, если он хочет что-либо сказать, но это плохо получается.

Источник