Когнитивные упражнения после инсульта

Когнитивные упражнения после инсульта thumbnail

При инсульте перекрывается просвет или разрывается стенка какого-либо сосуда головного мозга, в результате чего нарушается кровообращение и начинается гибель клеток головного мозга. При этом сам процесс может развиваться очень быстро, и чем дольше пострадавшему не оказывается помощь, тем тяжелее могут быть последствия. В этой статье специально дляCogniFit (“КогниФит”) психологи Михаил Позняк и Светлана Храмова вам о том, каковы когнитивные последствия инсульта. Вы узнаете, какие упражнения помогут максимально восстановить пострадавшие когнитивные функции и повысить качество жизни перенёсшего инсульт человека.

Что такое инсульт?

Что такое инсульт?

Заболевания сосудов мозга занимают 2-ое место по смертности среди заболеваний системы кровообращения после ишемической болезни сердца.

Инсульт — это нарушение кровоснабжения головного мозга (острое нарушение мозгового кровообращения, ОНМК). Во время инсульта возникает очаговая общемозговая неврологическая симптоматика (потеря сознания, паралич и т.п.), которая сохраняется в течение суток или приводит к смерти больного в более короткий промежуток времени. К инсультам относят инфаркт мозга, кровоизлияние в мозг и субарахноидальное кровоизлияние, имеющие клинические различия. Узнайте ещё больше об инсульте здесь.

Насколько разнообразна клиническая картина инсульта, настолько разнообразны его последствия. И, конечно же, чем раньше и квалифицированнее оказать помощь пострадавшему, тем больше шансов на сохранение его жизни и на то, чтоб последствия этого страшного заболевания будут наименее трагичными.

Я более двух лет работаю старшим психологом и организатором досуговой деятельности в сети пансионатов для престарелых и людей с ограниченными возможностями, и позволю себе опираться, помимо общих знаний об обозначенной проблеме, на собственный практический опыт, приобретённый совместно с моей коллегой, проходившей стажировку в одном из наших пансионатов.

Основная работа по лечению инсульта связана с восстановлением повреждённых участков нервной ткани и работой по профилактике нераспространения очагов поражения на здоровые нервные клетки. Такое лечение проводят врачи с помощью нейрорепарантов и нейропротекторов – специальных препаратов для восстановления и защиты нервных клеток.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Проверьте, как работает ваш мозг, с помощью Общего когнитивного теста CogniFit

Кроме фармакологической составляющей, в лечении обязательно присутствует работа массажиста и психолога. Задача первого – восстановление двигательной активности за счёт работы с конечностями и прочими участками тела, задача второго — работа с эмоциональной и когнитивной сферой для создания внутренней активности мозга, направленной на восстановление поврежденных функций.

Последствия инсульта

Пострадавшие от инсульта часто имеют разные нарушения в работе мозга, которые формируют различные картины отклонений и в двигательной активности, и в поведении, и в состоянии человека в целом. В том числе имеют место быть разнообразные когнитивные последствия инсульта Это проявляется как в степени тяжести состояния, так и в типе поражения — в зависимости от того, какая когнитивная функция наиболее пострадала. 

Типичные состояния перенёсших инсульт связаны, в первую очередь, с соматическими проявлениями (нарушением двигательной активности вследствие отказа или повреждения структур мозга, отвечающих за те или иные двигательные функции) и подавленным эмоциональным состоянием.

Постинсультные когнитивные нарушения

Каковы когнитивные последствия инсульта? Что касается постинсультных когнитивных нарушений, то, как правило, это:

а) нарушения речи, вербальных и невербальных коммуникаций в целом;
б) замедление восприятия и обработки любой информации, а также реакции на нее;
в) снижение уровня внимания, общая рассеянность;
г) сбои в работе кратковременной, оперативной (рабочей) и долговременной памяти от частичного до полного отсутствия;
д) ухудшение аналитического, логического (порой и в целом) мышления), от частичного до тотального;
е) снижение уровня общей когнитивной сложности и общего интеллекта и воображения.

Чаще всего постинсультное состояние выглядит как общее снижение качества работы всех (когнитивных в том числе) элементов психики. Такое состояние можно характеризовать как деменцию той или иной степени — от лёгкой до тяжёлой, в связи с чем, помимо прочего, пережившие инсульт могут иметь проблемы с социализацией и адекватностью восприятия себя и окружающего пространства.

Пережившие инсульт могут иметь проблемы с социализацией и самовоспрятием

Диагностика каждого постинсультного подопечного проводится в процессе знакомства и дальнейшего общения с человеком, и чаще всего не требует проведения специальных методик на выявление когнитивных нарушений, таких как полное нейропсихическое тестирование. Это связано с тем, что большинство пострадавших от инсульта в нашем пансионате — это люди, как правило, пожилые и несамостоятельные, и картина их состояния достаточно очевидна. После короткого скрининга уже выявляются базовые нарушения, и далее вырисовывается полная картина состояния его когнитивной сферы.

Однако, во всех остальных случаях, особенно если состояние человека после инсульта достаточно приемлемое для быстрого восстановления и ведения привычного образа жизни, необходимо проводить тщательную диагностику в более детальной проработке и точечном выявлении конкретных нарушений с помощью нейропсихологических тестов и тестов на поведенческую оценку.

Читайте также:  Пена из рта при инсульте

Случается, что у человека после инсульта нарушается определённая функция (например, наблюдаются проблемы с речью), а остальные когнитивные качества страдают практически незаметно.

Как восстановить когнитивные функции после инсульта?

В любом случае работа со всеми пострадавшими ведётся по принципу «делаем всё от нас зависящее», и зачастую необходимо применять индивидуальный подход. Работа по восстановлению когнитивных функций, как мы уже отмечали выше, начинается с назначения специальных препаратов врачами и продолжается восстановительными упражнениями, связанными с полезной нейропсихической нагрузкой для коррекции тех или иных когнитивных функций.

Упражнения для восстановления когнитивных функций

Как победить когнитивные последствия инсульта? Среди разнообразного множества упражнений для восстановления когнитивных качеств, мы бы выделили следующие.

  • Работа с мелкой моторикой, разнообразные действия с пальцами рук (фигуры из пальцев, счёт на пальцах, двигательные упражнения для пальцев и т.д.). Итальянский педагог и врач Мария Монтессори говорила об интеллекте детей на кончиках пальцев. В восстановлении когнитивных функций у взрослых мелкая моторика продолжает играть важную роль.
  • Упражнения на мышление. Разнообразные загадки, разбор
    нестандартных ситуаций, игры наподобие «Лишнее слово», задачи на рассуждение, логические задачи, проработка разнообразных кейсов из житейских ситуаций, а также работа с арифметическим счётом. Кстати, последние исследования показывают, что наивысшая активность в префронтальной коре достигается путем арифметического счёта, чтения вслух и письма, и если человек после инсульта в состоянии безболезненно всё это выполнять, то его обязательно надо загружать такой деятельностью.
  • Упражнения на кратковременную память (например, запоминание блока слов или цифр с повторением через определённое время), упражнения на оперативную память (выполнение «многослойных» задач) и долговременную память (работа с воспоминаниями, стимуляция приятных образов из прошлого, восстановление конкретной долгосрочной информации и т.п.). Эти и многие другие упражнения включает когнитивная тренировка CogniFit («КогниФит») при инсульте.
  • Упражнения на воображение: сочинение фраз, предложений и рассказов, моделирование стандартных и нестандартных ситуаций, сочинение условий к простым арифметическим задачам, описание придуманного образа (одежда, природа, ситуация и прочее) и т.п.
  • Упражнения на восстановление речи: работа с картинками, трудные слова, скороговорки (задача сказать не быстро, а правильно), проработка звуков, имитация звуков живой и неживой природы, пение песен и т.д.
  • Работа с вниманием и внимательностью (например, найти в комнате или на улице что-то определённого цвета, формы, на ту или иную букву и т.д.).
  • Творческие задания (рисование, лепка, аппликация и т.п).

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Персональная когнитивная тренировка CogniFit (“КогниФит”)

Важной частью работы является зарядка для тела, естественно, проходящая с учётом возможностей тех или иных подопечных и индивидуальных противопоказаний. Двигательная активность помогает восстанавливать когнитивные нарушения, при грамотном проведении специалистом — мотивирует подопечных, создаёт общий позитивный настрой.

Также стоить отметить полезность досуговой деятельности. Различные викторины, игры и прочие мероприятия, помимо полезной нагрузки на когнитивную сферу, формируют позитивный эмоциональный фон. Многие из упражнений для восстановления когнитивных функций и реабилитации мультифункциональны и затрагивают работу нескольких высших психических функций одновременно.

Принцип, которому я следую вместе с моими коллегами: главная цель любого упражнения — это сам процесс упражнения. Наша задача — нагрузить полезной работой мозг, активизировать работу нейронов. И если даже подопечный с поставленной в конкретном упражнении задачей не справился (например, дал неправильный ответ), его мозг работал, он был активен, эмоционально включён, а значит постепенно при прочих благоприятных обстоятельствах придёт и правильное решение.

Огромную роль в восстановлении играет эмоциональное состояние человека, его мотивация и настрой на работу, которая может оказаться не только непривычно трудной, но и, в каком-то смысле, унизительной для личности, которая ещё недавно вела обычный образ жизни и решала разнообразные трудные задачи, а сегодня оказалась в сложнейшем положении. И здесь важнейшим помощником является окружение.

Как помочь близкому справиться с последствиями инсульта? Полезные советы

Профессиональный психолог-аниматор или родственник, друзья, коллеги или просто неравнодушные люди, оказавшиеся рядом, и пришедшие на помощь — неважно кто конкретно, любая поддержка со стороны, вера и надежда, исходящая от окружения — всё это является необходимой частью мотивационного процесса, без которого часто человеку не справиться в одиночку со своей проблемой и не победить когнитивные последствия инсульта.

Создание позитивного поля вокруг фактически начинающего жить заново человека – важнейшая часть восстановительной работы. Также важнейшим фактором в восстановлении когнитивных качеств является социализация. Общение как таковое – уже мощнейший ресурс, терапевтическое значение позитивного общения и просто нахождения человека среди людей трудно переоценить.

Читайте также:  Какие продукты есть при инсульте

Отдельной частью нашей работы можно считать работу с персоналом и родственниками постояльцев.ак победить когнитивные последствия инсульта?

В работе с родственниками возникают следующие проблемы. Многие из них не готовы принять ситуацию, они часто умом понимают, что их близкий любимый человек оказался практически беспомощным, но поведенчески и эмоционально либо чрезмерно подавленны, либо психологически защищают себя, продолжая удерживать образ близкого человека из прошлого, как бы не замечая изменений. Это приносит и самим больным, и их родственникам большие страдания.

Принятие ситуации и настрой на борьбу, на поддержку и мотивацию своего родственника гораздо эффективнее и не несёт с собой долговременные сильные страдания, которые, в свою очередь, провоцируют тревожность и депрессивное состояние перенёсшего инсульт, который видит, как больно родственнику наблюдать его таким, каким он стал. Это разрушает всю мотивационно-терапевтическую конструкцию внутри восстановительного процесса.

Конечно, принять ситуацию и действовать рационально — непросто. Это своего рода эмоциональный труд для любого человека. Но труд этот благородный и благодарный.

Бывает и наоборот, родственник отворачивается от пострадавшего от инсульта, как бы смирившись с тем, что человека уже не вернуть. Здесь также приходится работать, доказывая необходимость положительных эмоций, получаемых от общения с близкими людьми, которые верят, надеются, и главное, продолжают любить, во что бы то ни стало.

Работа с восстановлением когнитивных функций после инсульта сложная, но интересная и благодарная. Да, не всегда получается добиться положительного результата. Бывает так, что вещи, на которые человек не в силах повлиять, берут верх. Но самое главное — работать по принципу «мы делаем всё от нас зависящее». Очень важно, если что-то не получается восстановить, хотя бы постараться держать человека в максимально возможном для этой ситуации положительном эмоциональном поле.

Источник

После инсульта часто развиваются нарушения, называемые когнитивными. Ухудшается или нарушается функционирование таких сложных процессов, как:

  • управление собственным вниманием;
  • восприятие окружающего мира;
  • скорость обработки информации;
  • способность к целенаправленной деятельности;
  • память на слова, то есть вербальная память;
  • память на образы, то есть визуальная память;
  • речь.

Инсульт удваивает риск тяжелых нарушений в работе перечисленных функций, при этом увеличивается риск развития не только сосудистой деменции, но и деменции альцгеймеровского типа. (В обоих случаях происходит утрата даже простейших навыков самообслуживания.) Поэтому так важно заниматься не только восстановлением привычных для больного движений – физической реабилитацией, но и реабилитацией когнитивной.

Когнитивная реабилитация после инсульта

Когнитивная реабилитация нацелена на восстановление работы памяти, мышления, речи и других когнитивных функций, затронутых инсультом. Если вы обеспокоены какими-либо изменениями в работе памяти, восприятия или внимания, вы можете обсудить текущую ситуацию с нашими онлайн-консультантами, задав вопрос в рубрике “Вопрос специалисту” по ссылке https://s.spadys.ru/questions. 

Если полное восстановление невозможно, когнитивная реабилитация помогает человеку, перенесшему инсульт, овладеть стратегиями, которые будут компенсировать возникшие нарушение. Также предполагается, что в ходе когнитивной реабилитации перенесший инсульт человек освоит адаптивные методики и оборудование, которые будут снижать его зависимость от внешней помощи. 

Восстановление памяти после инсульта (видео)

Социальный проект Спадис проводит медико-образовательный цикл “Школа восстановления после инсульта Спадис” о реабилитации и профилактике повторных инсультов. Цикл состоит из онлайн-занятий, каждое из которых посвящено какой-либо теме, связанной с жизнью после инсульта. Онлайн-занятия ведут лучшие специалисты России: неврологи, логопеды, психотерапевты, реабилитологи.

Представляем вашему вниманию запись одного из таких онлайн-занятий, которое рассказывает о причинах нарушения памяти после инсульта. Онлайн-занятие ведет доктор Елена Евгеньевна Васенина, невролог, кандидат медицинских наук, ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России:


Адаптивные методики для улучшения памяти

Самым простым примером таких методик являются:

  • записи-напоминалки на самоклеящихся листках;
  • сигналы-напоминания от приложений в электронных устройствах.

Проблема в том, что их использование само по себе является задачей для памяти. Именно пациенты, нуждающиеся в них больше всего, имеют самые большие проблемы с их применением. Одним из решений этой проблемы может стать использование текстовых сообщений с напоминаниями на мобильных устройствах. Они могут значительно снизить число невыполненных по забывчивости дел и облегчить процесс планирования действий у пациентов, перенесших инсульт. Обсудить эффективность таких методик можно в рубрике “Общение”, https://s.spadys.ru/discussions , где также можно поделиться своим опытом использования различных техник, спросить совета и получить ценную рекомендацию от тех, кто тоже восстанавливается после перенесенного инсульта.

Однако достаточного числа научных доказательств, позволяющих установить эффективность когнитивной реабилитации при нарушениях памяти, пока получено не было.

В руководствах по когнитивной реабилитации Европейской федерации неврологических обществ говорится о вероятной эффективности электронных средств внешней памяти, таких как компьютеры, системы оповещения и портативные голосовые секретари, и о возможной эффективности неэлектронных средств внешней памяти, таких как ежедневник или блокнот. Сообщается, что эффективность электронных средств представляется более высокой, по сравнению с эффективностью неэлектронных. Также отмечается возможный благоприятный эффект от использования средств создания виртуальной реальности для восстановления зрительной и словесной памяти, а также пространственной ориентации.

Согласно существующим данным, можно заключить, что:

  1. Пациентам с умеренными расстройствами памяти в качестве стандартной практики рекомендовано обучение стратегиям запоминания, включающим использование внутренних мнемонических приемов (например, формирование зрительных образов, повторение с интервалами) и внешних средств компенсации (например, блокнотов, электронных систем напоминания).
  2. Пациентам с тяжелыми нарушениями памяти в качестве стандартной практики рекомендовано использование внешних средств компенсации, включая вспомогательные технологии, с непосредственным воздействием на повседневную активность.
  3. У пациентов с тяжёлыми нарушениями памяти для овладения специфическими навыками или знаниями могут эффективно применяться методики безошибочного обучения, однако их использование ограничено восстановлением старых навыков и менее эффективно в овладении новыми навыками.
Читайте также:  Что чувствуешь при инсульте

В ряде исследований показана польза различных стратегий когнитивного тренинга для улучшения у пациентов, перенесших инсульт, таких специфических аспектов памяти, как:

  • воспроизведение зрительно-пространственной информации;
  • вербальная  память, то есть память на слова;
  • проспективная память, то есть память на намерения и запланированные действия;
  • кратковременная память;
  • контроль внимания.

Восстановление внимания после инсульта

Систематические обзоры большого числа качественных исследований показывают, что важную роль в восстановлении дефицита внимания и скорости обработки информации могут играть занятия по когнитивной реабилитации. Эффект наблюдается как непосредственно после проведения терапевтического сеанса, так и при последующем наблюдении. Узнайте больше о таких занятиях у врача, который специализируется на когнитивных нарушениях (см. карту “Врачи в вашем городе” – https://s.spadys.ru/specialists).

Восстановление повседневных навыков

Впрочем, данные об эффективности когнитивной реабилитации для восстановления утраченных навыков повседневной активности продолжают носить ограниченный характер. Наиболее плодотворным, по данным одного из обзоров, выступает реабилитация, основанная на личном контакте. Онлайн-занятия и компьютерный тренинг уступают в эффективности непосредственному общению с тренером. Если вам нужна очная консультация врача-реабилитолога, который работает в вашем городе, вы можете найти контакты такого доктора с помощью нашей карты “Врачи в вашем городе” – https://s.spadys.ru/specialists.

В целом, сегодня в значительно большей степени изучено скорее сиюминутное влияние терапии на качество выполнения стандартных психоповеденческих тестов. Только в нескольких исследованиях проводилась оценка продолжительности лечебных эффектов или их значимости для повседневной жизнедеятельности.

Физические упражнения и когнитивная реабилитация

В последнее время с целью улучшения когнитивных функций после инсульта стали уделять больше внимания использованию физических упражнений. Анализ многочисленных исследований показал, что физическая активность оказывает плодотворное воздействие на когнитивный статус, а именно:

  • способствует росту когнитивного резерва мозга;
  • препятствует развитию воспалительных процессов;
  • защищает нейроны от повреждений.

Физические упражнения способствуют восстановлению когнитивных способностей у пациентов старшего возраста.

Предложен ряд механизмов, объясняющих влияние упражнений на когнитивную деятельность пациентов с инсультом, а именно:

  • увеличение церебрального кровотока;
  • усиление экспрессии факторов роста;
  • снижение симптомов депрессии.

Большой систематический обзор работ, в ходе которых оценивался эффект физической активности или вмешательств, связанных с выполнением упражнений, на когнитивные функции пациентов после инсульта, показал существование достаточно продолжительного, хотя и относительно небольшого, благоприятного влияния упражнений на когнитивные функции. В некоторых исследованиях были выявлены специфические положительные эффекты в виде улучшения памяти. 

Таким образом, можно заключить, что программы физических упражнений могут рассматриваться в качестве вспомогательной терапии, улучшающей когнитивные функции и память после инсульта. Кроме физических упражнений, позитивное влияние могут оказывать и обычные упражнения, направленные строго на тренировку функции памяти. Комплекс таких упражнений вы можете найти в нашей рубрике “Упражнения” – https://s.spadys.ru/exercises/34 . 

Обогащённая среда и когнитивная реабилитация

В одном из исследований ученые попробовали изменить окружающую обстановку, в которой находились пациенты, проходящие постинсультную реабилитацию, оснастив помещение компьютером, интернетом, книгами, играми и игровыми приставками, позволяющими создавать виртуальную реальность. При этом персонал поощрял пациентов использовать предоставленные им возможности. Это позволило увеличить вовлечённость пациентов в когнитивный тренинг и увеличить время активного досуга.

91573a6456650988bf982308219c505a6bf2c25d.jpg

Интересные результаты дало исследование, авторы которого попытались выяснить, может ли ежедневное прослушивание музыки ускорить восстановление когнитивных функций пациентов, перенесших инсульт. Два месяца ежедневно по 95 минут осуществлялось прослушивание выбранной с учетом пожеланий пациентов музыки. После этого наблюдалось более заметное улучшение вербальной памяти, концентрации внимания и снижение симптомов депрессии по сравнению с группами, в которых не было организовано прослушивание музыки либо велось прослушивание аудиокниг.

Отметим также небольшое исследование, в ходе которого пациентам перенесшим острый инсульт, предлагались игры, развивающие движения в ослабленной конечности. Пример такой игры – подъём руки для остановки летящего в ворота мяча. После четырёх недель использования игровой приставки в виде получасовых сессий по 3 раза в неделю у пациентов улучшились зрительное внимание и краткосрочная зрительно-пространственная память. 

Специалисты также считают, что тренинги с применением виртуальной реальности могут использоваться для реабилитации ряда когнитивных функций, однако их эффективность окончательно не установлена (класс доказательства IIb, уровень доказательности С).

В целом же, полученные результаты позволяют относить обогащение окружающей среды, которое увеличивает степень вовлечённости пациента в когнитивную деятельность, к числу рекомендованных методов.

Нарушения речи и нарушения восприятия

Более подробно о других когнитивных нарушениях, в частности о нарушениях речи и восприятия (афазия и синдром неглекта), а также о методах их коррекции, можно прочитать на нашем сайте в подборке материалов о когнитивных нарушениях.

Источник