Инсульт как давать пить если не может сам

Инсульт как давать пить если не может сам thumbnail

Главнейшей причиной смертности в пожилом возрасте на сегодняшний день является инсульт. Эта болезнь представляет собой нарушение кровоснабжения участков головного мозга, что приводит к их отмиранию. В зависимости от пораженных зон серого вещества, у человека нарушаются те или иные функции.

Инсульт как давать пить если не может самМозг после инсульта

Чаще всего больной после инсульта не может глотать, двигаться (полностью либо частично), внятно и связно говорить,  самостоятельно себя обслуживать в гигиеническом плане. И только после продолжительной реабилитации при посторонней помощи (родственников либо профессиональных сиделок) способности возвращаются в полном или неполном объеме, что зависит от степени и размеров повреждения мозга.

Определение инсульта и дисфагии

Ишемический инсульт являет собой некроз участка головного мозга, который возникает в результате недостаточного кровоснабжения, а отсюда – кислородного голодания. Происходит это из-за закупорки просвета кровеносных сосудов холестериновыми бляшками либо резкого их сужения (спазма). Геморрагический инсульт – это следствие кровоизлияния из сосуда в паренхиму головного мозга, вызванное его разрывом.

Инсульт как давать пить если не может самИшемический инсульт

Подавляющее большинство больных после инсульта имеют расстройство глотательной, жевательной и сосательной функции. Это связано с тем, что для возможности глотать последовательно сокращаются множество мышц, обеспечивая безопасное продвижение пищевого комка по ротоглотке. А координируют этот процесс несколько зон головного мозга:

  1. Сначала пища языком перемещается в заднюю часть ротовой полости, за что отвечает XII черепной нерв;
  2. Контакт пищевого комка с задней стенкой ротоглотки запускает механизм закрытия входа в трахею (ведущую в легкие) и дальнейшее продвижение пищи при помощи IX и X черепных нервов;
  3. Далее происходит открытие перстневидно-глоточного сфинктера, перемещение пищевого комка через него и дальнейшее продвижение по пищеводу в желудок, что обеспечивает специальный центр глотания, находящийся в продолговатом мозге.

Видео об анатомических особенностях функции глотания:

Важно! При повреждении после инсульта глотательного центра, как правило, затрагиваются прилежащие к нему участки ретикулярной формации, взаимодействующие с дыхательными и другими центрами.

Так, затрудненное проглатывание пищи в медицине имеет название дисфагии. В зависимости от тяжести перенесенного инсульта, она имеет разные проявления:

  • Одиночный инсульт коры или подкорковых областей (повреждение небольшой зоны локально) приводит к проявлению дисфагии в течение первых семи дней. При этом в большинстве случаев больные полностью восстанавливают глотательную функцию через 20 дней;
  • При стволовом инсульте развитие дисфагии более вероятно. А для восстановления после латерального синдрома продолговатого мозга необходима интенсивная корригирующая терапия глотания;
  • После множественных инсультов дисфагия более выражена и требует большего объема реабилитационных мер. Возобновление глотательной функции таких пациентов проходит долго и не восстанавливает возможность перорального питания полностью.

Инсульт как давать пить если не может самМозг после геморрагического инсульта

Но при любом течении заболевания очень важно знать, как кормить больного после инсульта с нарушением глотания. Если не помочь человеку справиться с дисфагией или нарушать определенные правила кормления, вероятен риск развития осложнений этой патологии.

Осложнение дисфагии

От 65 до 95 процентов людей, перенесших инсульт, страдает дисфагией, которая проявляется в первые несколько дней (до 10). Из них 10% нуждаются в питании при помощи зонда, а 25-35% гибнут.

Помимо очевидной угрозы жизни, больные с нарушенной глотательной функцией, не получающие должного ухода после инсульта, подвержены таким осложнениям:

  • Из-за сложностей с употреблением пищи и жидкости, больной недополучает необходимых нутриентов, что ведет к замедлению многих процессов жизнедеятельности (проявляющихся резким и значительным снижением веса) и обезвоживанию. Это состояние чревато началом катаболических процессов в организме;
  • Из-за нарушения физиологического механизма при дисфагии, защищающего легкие от попадания пищи, частички еды могут проникать в дыхательные пути. Эта патология имеет название аспирации, она опасна развитием легочных инфекций, а отсюда – пневмонией.

Инсульт как давать пить если не может самАспирационная пневмония у больных, перенесших инсульт

Так, развитие пневмонии у больных с нарушенной функцией глотания после инсульта происходит в 30-50% случаев. Главнейшей причиной этого является аспирация дыхательных путей содержимым рото- и носоглотки. Такое развитие событий ухудшает прогноз выживания в 2,5 раза. Поэтому чрезвычайно важно знать, как правильно восстановить глотательный рефлекс после инсульта.

Симптомы дисфагии

При дисфагии после инсульта проявления клинической картины зависят от пареза мышечной ткани языка с мягким небом и дисфункции мышц-констрикгоров ротоглотки, что сопровождается таким симптомокомплексом:

  • затруднением жевания и депонированием остатков неразжёванной пищи за щеками, по причине пареза языковых и щечных мышц, нарушающих образование и продвижение комка к корню языка (что называется расстройством функций глотания в оральной фазе);
  • выпадением еды изо рта, связанным с нарушением способности глотать;
  • трудностью с проглатыванием пищевого комка и застревание его в ротоглотке из-за пареза мышц-констрикторов;
  • затруднением проглатывания слюны, а отсюда – слюнотечением;
  • рвотным рефлексом, проявляющимся как срыгивание;
  • поперхиванием слюной, пищей либо жидкостью во время попыток проглатывания, что вызвано их проникновением в дыхательные пути;
  • кашлем либо покашливанием после процесса проглатывания, охриплостью после питья;
  • изменением голосовых характеристик в процессе глотания либо после него, проявляющимся гнусавостью и носовым произношением из-за неполного перекрытия входа в носоглотку при дисфагии, либо осиплостью, связанной с дисфункцией голосовых связок;
  • затруднением или прерыванием дыхания впоследствии проглатывания, а также тахикардией;
  • попаданием еды жидкой субстанции либо питья в нос, вызванным дисфункцией мышечной ткани мягкого неба;
  • жевательной дисфункцией, проявляющейся как отвисание челюсти;
  • длительностью и трудностью приемов пищи, после чего остается чувство застрявшего кома в ротоглотке;
  • желанием прочистить горло после приема пищи при дисфагии.

Появление любого из перечисленных выше признаков свидетельствует о нарушении функции глотания у больного, перенесшего инсульт. Значит, во избежание осложнений необходима коррекция дисфагии.

Аспирация при нарушении функции глотания

Важно! Более чем у 60% больных с нарушенной функцией глотания аспирацию выявляют на этапе развития легочных инфекций (когда имеет место аспирационная пневмония), так как зачастую патология клинически себя не проявляет («тихая» аспирация).

Диагностирование нарушения глотания

У человека, перенесшего инсульт, перед кормлением должна проводиться оценка его глотательных функций. Лечащий врач выявляет дисфагию такими методами:

  • клинико-анамнестическим;
  • клинико-неврологическим;
  • клинико-инструментальным.

Клинико-анамнестический способ выявления нарушенной функции глотания предполагает сбор анамнеза (истории болезни) и осмотр пациента. Сюда входит опрос самого больного и заботящихся о нем людей (родственников или медперсонал) на предмет проявления одного либо нескольких симптомов дисфагии (перечисленных выше). Но жалоб на признаки нарушения глотания после инсульта может и не быть из-за неосознанности самого факта болезни или сниженной чувствительности в ротовой полости. Тогда потребуются объективные тесты.

Клинико-неврологическое обследование заключается в прикроватных клинических исследованиях функции глотания, что является основой диагностики дисфагии. Для этого проводятся:

  1. осмотр неба в спокойном состоянии и при фонации;
  2. диагностирование небной и глоточной функций;
  3. тестирование на глотательные функции.

При этом учитывают признаки: дизартрию и дисфонию, наличие измененного, нетипичного кашля, снижение либо отсутствие глоточных рефлексов, проявление кашля непосредственно за проглатыванием жидкости и изменение голоса спустя минуту.

Если при дисфагии имеют место два и более из перечисленных признаков, опасность аспирации высокая, один предиктор говорит о низком риске, а отсутствие подобных проявлений не подтверждает проникновение пищевых остатков в органы дыхания.

Клинико-инструментальный метод определения дисфагии и аспирации у пациента, перенесшего инсульт, заключается в проведении:

  • Видеорентгеноскопии, представляющей собой рентгеновское обследование органов глотания с применением бария;
  • Трансназальной фиброэндоскопии, заключающейся во введении назо-эндоскопа через ноздрю до мягкого неба, что обеспечивает достаточный уровень видеомониторинга глотательного процесса в реальном времени;

Инсульт как давать пить если не может самТрансназальная фиброэндоскопия при дисфагии после инсульта

  • Помимо перечисленного, применяют пульсоксиметрию, электромиографию субментальных мышечных групп, а также различные скрининговые тесты.

Подобные диагностические методы позволяют определять консистенцию пищи, допустимую при конкретном уровне дисфагии, удобное положение больного либо метод для безопасного кормления. В результате, помимо выявления патологии, вырабатывается оптимальная схема, позволяющая быстро восстанавливаться после инсульта.

Особенности лечения дисфагии после инсульта

Лечебные мероприятия при дисфагии у пациента, перенесшего инсульт, должны проводиться как можно скорее – до назначения пероральных препаратов и употребления пищи с жидкостью. Для этого в течение суток с момента госпитализации и далее ежедневно до выписки проводятся диагностические скрининги.

Для восстановления глотательных функций обычно требуется от одной до двенадцати недель после инсульта, благодаря функциональной реорганизации моторной коры здорового полушария. Но возможно сохранение признаков дисфагии более длительное время.

Важно! При невозможности восстановления глотательной функции производится кормление через зонд после инсульта. В течение всего реабилитационного периода продолжается лечение медикаментозными средствами, направленное на восстановление поврежденных клеток головного мозга и, соответственно, нарушенных функций организма.

Для поддержки организма после перенесенного инсульта, при невозможности быстрого восстановления глотания, актуально применение:

  • Желудочного зонда, введенного через носоглотку и пищевод к желудку. Так осуществляется безопасная транспортировка лечебного питания в необходимом для больного после инсульта количестве;
  • Гастростомы, которая представляет собой мягкую трубку, введенную через отверстие в животе сразу в желудок. Таким образом в организм доставляется жидкая и полужидкая пища.

Восстановительная методика при дисфагии после инсульта проводится прямыми и непрямыми способами. К прямым относится поиск оптимальной при приеме пищи позы больного, определение густоты питания, соблюдение определенных правил кормления и компенсаторных приемов при глотании.

Правила кормления пациентов с инсультами в домашних условиях заключаются в:

  • тщательной ревизии ротовой полости перед кормлением с целью очищения от скопившегося бактериального налета;
  • должной дезинфекции используемых зубных протезов (дважды в день);
  • кормлении исключительно в сидячем положении с опорой под спину;

Инсульт как давать пить если не может самКормление при нарушении функции глотания после инсульта

  • исключении во время еды отвлекающих факторов (разговоров, телевизора и подобных);
  • наблюдении за появлением признаков дисфагии спустя час после еды (в сидячем положении);
  • соблюдении маленькой порционности и увеличении количества приемов пищи;
  • закладывании еды с неповрежденной стороны маленькими дозами медленно из чайной ложечки (металлической);
  • обучении больного самостоятельному приему пищи путем приспособления для этого ложки: удлинения либо утолщения ручки и подобных способах;
  • поворачивании головы при проглатывании еды к поврежденной стороне;
  • подтверждении проглатывания перед следующей порцией;
  • обучении больного жевать, закрыв рот, и подносить еду или питье к середине рта, а также захватывать пищу губами (исключая зубы);
  • тренировке пациента пить из ложечки либо широкой кружки, если нарушена функция всасывания;
  • использовании для питья посуды со специальными приспособлениями (трубочкой либо поильником), которые препятствуют откидыванию головы назад, предупреждая таким образом аспирацию;

Инсульт как давать пить если не может самПитье при нарушении глотательной функции после инсульта

  • очистке ротовой полости по завершении кормления от пищевых остатков.

Чтобы не затруднять, а наоборот – стимулировать жевание, глотание и выработку слюны, составлять меню больному с инсультом следует с учетом таких рекомендаций:

  • предлагать аппетитно выглядящие и пахнущие блюда, что будет способствовать выработке слюны;
  • добавлять лимонную кислоту в небольших количествах для улучшения глотательных рефлексов;
  • предлагать достаточно теплую еду или комнатной температуры, чтобы больной ощущал ее во рту;
  • поить до либо после приема твердой (полужидкой) пищи;
  • отдавать предпочтение полужесткой пище: запеканкам, йогуртам, овощным и фруктовым пюре, котлетам, кашам и так далее;
  • не поить жидкостью без загустителя (сухого молока, крахмала либо желатина), чтобы избежать аспирации, так как жидкие напитки легко попадают через трахею в дыхательные органы;
  • подобрать приемлемую и безопасную консистенцию блюд: степень мягкости и густоты;
  • изъять из меню продукты с повышенным риском возникновения аспирации: хлеб, печенье и подобные;
  • включать в рацион кисломолочные продукты с сухофруктами для предупреждения запоров;
  • давать больному пищу, содержащую соли магния и калия, к которым относится курага, капуста, гречневая и овсяная каши, изюм и так далее.

Видео о правильном кормлении больного, перенесшего инсульт, для восстановления функции глотания:

Важно! Если человек в результате инсульта не глотает и не жует, народные рецепты и любые другие способы лечения обязательно должны согласовываться со специалистом.

Непрямые методы восстановления глотательных функций у человека, перенесшего инсульт, заключаются в:

  • реабилитационных орофарингеальных упражнениях;
  • стимуляции структур ротоглотки;
  • чрескожной и внутриглоточной электростимуляции;
  • термальной тактильной стимуляции;
  • транскраниальной магнитной стимуляции двигательной зоны ротоглотки;
  • иглорефлексотерапии;
  • поведенческой терапии.

Как видно, способов и рекомендаций для скорейшего, а главное – правильного, восстановления глотательной функции у человека, перенесшего инсульт, достаточно много. Нужно только скрупулезное соблюдение правил и терпение, которые снизят риск возникновения осложнений при дисфагии и ускорят возвращение больного к привычной жизни.

Источник

Ðàáîòà áûëà íàïèñàíà â 2019 ïîýòîìó, äàííûå ñòàòèñòèêè âêëþ÷àÿ 2018.
Ðàñïðåäåëåíèå óìåðøèõ â Ðîññèè ïî îñíîâíûì êëàññàì ïðè÷èí.
ÁÑÊ – áîëåçíè ñèñòåìû êðîâîîáðàùåíèÿ,
ÍÎ – íîâîîáðàçîâàíèÿ,
ÂÏ – âíåøíèå ïðè÷èíû,
ÁÎÏ – áîëåçíè îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ,
ÁÎÄ – áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ, ÈÏÇ – íåêîòîðûå èíôåêöèîííûå è ïàðàçèòàðíûå áîëåçíè,
ÏÏ – ïðî÷èå.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Âèäíî ÷òî áîëåçíè ñèñòåìû êðîâîîáðàùåíèÿ çàíèìàþò 1 ìåñòî, áîëüøå âñåãî – èøåìè÷åñêàÿ áîëåçíü ñåðäöà(ÈÁÑ).

ÈÁÑ ýòî õðîíè÷åñêîå èëè îñòðîå íàðóøåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ ìèîêàðäà (ìûøå÷íîãî ñëîÿ ñåðäöà), âîçíèêàþùåå âñëåäñòâèå íåäîñòàòî÷íîãî ñíàáæåíèÿ ñåðäöà êèñëîðîäîì.
Èíûìè ñëîâàìè, ìèîêàðä íóæäàåòñÿ â áîëüøåì êîëè÷åñòâå êèñëîðîäà, ÷åì åãî ïîñòóïàåò ñ êðîâüþ. ÈÁÑ ìîæåò ïðîòåêàòü îñòðî (â âèäå èíôàðêòà ìèîêàðäà), à òàêæå õðîíè÷åñêè (ïåðèîäè÷åñêèå ïðèñòóïû).
Íàïðèìåð åñòü òàêàÿ ôîðìà ÈÁÑ:
Âíåçàïíàÿ ñåðäå÷íàÿ ñìåðòü – âíåçàïíîå ïðåêðàùåíèå ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè, êîòîðîå íàñòóïàåò âñëåäñòâèå ñåðäå÷íîé ïàòîëîãèè â òå÷åíèå 1 ÷àñà îò íà÷àëà ñèìïòîìîâ.  85-90% ñëó÷àåâ âíåçàïíàÿ ñåðäå÷íàÿ ñìåðòü – òÿæ¸ëûé, ìîëíèåíîñíî ïðîòåêàþùèé, âàðèàíò ÈÁÑ.
Ìíîãèõ íå óñïåâàþò ñïàñòè äàæå åñëè ïàöèåíò óæå â ìàøèíå ñêîðîé ïîìîùè.
Áîëåçíü ìîëîäååò, è íå ðåäêîñòü èíôàðêò â 40 è äàæå 30 ëåò.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Áîëåå 90% áîëüíûõ ÈÁÑ èìåþò àðòåðèè ïîðàæ¸ííûå àòåðîñêëåðîçîì.
Àòåðîñêëåðîç ïðîòåêàåò ñêðûòíî äëèòåëüíîå âðåìÿ, ïîêà íå ïðèâåä¸ò ê òàêèì îñëîæíåíèÿì, êàê èíôàðêò ìèîêàðäà, ìîçãîâîé èíñóëüò, âíåçàïíàÿ ñìåðòü, ëèáî ê ïîÿâëåíèþ ñòåíîêàðäèè, õðîíè÷åñêîé “ìîçãîâîé” íåäîñòàòî÷íîñòè, ê ïåðåìåæàþùåéñÿ õðîìîòå. Âíåçàïíîå è íåïðåäñêàçóåìîå âîçíèêíîâåíèå ýòèõ îñëîæíåíèé ñâÿçàíî ñ ðàçðûâîì èëè íàäðûâîì îáîëî÷êè àòåðîñêëåðîòè÷åñêîé áëÿøêè, âåäóùèì ê òðîìáîîáðàçîâàíèþ.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àòåðîñêëåðîç êîðîíàðíûõ àðòåðèé õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèìïòîìàìè, êîòîðûå íå âñåãäà ïîáóæäàþò ÷åëîâåêà ñðàçó æå îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó. Ýòè ïðèçíàêè ìîãóò ìàñêèðîâàòüñÿ ïîä äðóãèå çàáîëåâàíèÿ. Î÷åíü âàæíî, êàê ìîæíî ðàíüøå âûÿâèòü èõ è îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ.

Òåêñò â êàðòèíêå (ëåíü ïåðåïèñûâàòü).

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Äèàãíîñòèêà àòåðîñêëåðîçà.

I. Ëàáîðàòîðíûå ìåòîäû:
Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè. Êîëè÷åñòâî îáùåãî õîëåñòåðèíà ñûâîðîòêè êðîâè, òðèãëèöåðèäîâ, õîëåñòåðèíà ëèïîïðîòåèíîâ íèçêîé è î÷åíü íèçêîé ïëîòíîñòè, êîýôôèöèåíòà àòåðîãåííîñòè è ñíèæåíèå õîëåñòåðèíà ëèïîïðîòåèíîâ âûñîêîé ïëîòíîñòè.

Ýëåêòðîôîðåòè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ëèïîïðîòåèíîâ ñûâîðîòêè êðîâè (îáû÷íî èñïîëüçóåòñÿ äèñê-ýëåêòðîôîðåç â ïîëèàêðèëàìèäíîì ãåëå) âûÿâëÿåò óâåëè÷åíèå óðîâíÿ ËÏÍÏ è ËÏÎÍÏ è ñíèæåíèå — ËÏÂÏ.

Îïðåäåëåíèå ano-B-ïðîòåèíà â ñûâîðîòêå êðîâè âûÿâëÿåò åãî óâåëè÷åíèå.  íîðìå ñîäåðæàíèå àïî-Â-ïðîòåèíà â êðîâè ñîñòàâëÿåò: ó ìóæ÷èí — 0.60—1.38 ã/ë; ó æåíùèí — 0.52—1.29 ã/ë.Ïîâûøåíèå ñîäåðæàíèÿ â êðîâè àïî-Â-ïðîòåèíà àññîöèèðóåòñÿ îáû÷íî ñ âûñîêèì óðîâíåì ËÏÍÏ è ÿâëÿåòñÿ âàæíûì ìàðêåðîì ðèñêà àòåðîñêëåðîçà èëè ïðîÿâëåíèåì óæå ðàçâèâøåãîñÿ àòåðîñêëåðîçà.

Èññëåäîâàíèå êîàãóëîãðàììû — ÷àñòî îáíàðóæèâàåòñÿ íàêëîííîñòü ê ãèïåðêîàãóëÿöèè.

II . Èíñòðóìåíòàëüíûå ìåòîäû:
Ýõîêàðäèîãðàôèÿ -äàííûå ýòîãî èññëåäîâàíèÿ âûÿâÿò íàðóøåíèå ñîêðàòèìîñòè ìèîêàðäà.

Óëüòðàçâóêîâîå èññëåäîâàíèå ñåðäöà (ÓÇÈ) – â íîðìå òîëùèíà ñëîÿ èíòèìà-ìåäèà â ñîííûõ àðòåðèÿõ ñîñòàâëÿåò îò 0.6 äî 0.8 ìì, âåëè÷èíà áîëåå 1 ìì ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê óòîëùåíèå ýòîãî ñëîÿ, äëÿ èçó÷åíèÿ ñîñòîÿíèÿ êîðîíàðíûõ àðòåðèé ñåé÷àñ ïðèìåíÿåòñÿ âíóòðèêîðîíàðíîå óëüòðàçâóêîâîå èññëåäîâàíèå;

Íàãðóçî÷íûé òåñò (òðåäìèë-òåñò) äëÿ âûÿâëåíèÿ èøåìèè ìèîêàðäà (ïîêîå îíà íå ïðîÿâëÿåòñÿ) è äëÿ îïðåäåëåíèÿ òîëåðàíòíîñòè ê íàãðóçêå;

Ìóëüòèñïèðàëüíàÿ êîìïüþòåðíàÿ òîìîãðàôèÿ äëÿ âûÿâëåíèÿ êàëüöèíîçà êîðîíàðíûõ àðòåðèé;

Êîðîíàðîàíãèîãðàôèÿ — «çîëîòîé ñòàíäàðò» â äèàãíîñòèêå èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà — ýòî èññëåäîâàíèå àðòåðèé ñ ââåäåíèåì êîíòðàñòà äëÿ îïðåäåëåíèÿ ñòåïåíè ñóæåíèÿ ïðîñâåòà ñîñóäà è îáúåìà äàëüíåéøåãî âìåøàòåëüñòâà ïðèì íåîáõîäèìîñòè (àíãèîïëàñòèêà, ñòåíòèðîâàíèå êîðîíàðíûõ àðòåðèé, øóíòèðîâàíèå).

Ýëåêòðîêàðäèîãðàììà -äàííîå èññëåäîâàíèå âàæíî äëÿ âûÿâëåíèÿ ïðèçíàêîâ êîðîíàðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè, íàðóøåíèé ðèòìà, ïîñòèíôàðêòíûõ ðóáöîâ è óìåðåííîé ãèïåðòðîôèè.

Ýòî ïåðå÷åíü íåîáõîäèìûõ îáñëåäîâàíèé äëÿ ïðèíÿòèÿ ìåð äëÿ âûÿâëåíèÿ è áîðüáû ñ òàêèì êîâàðíûì íåäóãîì êàê àòåðîñêëåðîç.

Ïîíèìàþ, ÷òî âû óñòàëè.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Äàëüøå áóäåò ïðîùå.

Ôàêòîðû ðàçâèòèÿ ÈÁÑ âêëþ÷àÿ àòåðîñêëåðîç: íåîáðàòèìûå (íåóïðàâëÿåìûå).

Âîçðàñò.
Çàáîëåâàåìîñòü ÈÁÑ âîçðàñòàåò ó ìóæ÷èí ïîñëå 40 -45 ëåò, ó æåíùèí ïîñëå 55 -60 ëåò, â ïîñëåäíèå ãîäû çàáîëåâàíèå ìîëîäååò.

Ïîë.
Äî äîñòèæåíèÿ ïðåêëîííîãî âîçðàñòà ìóæ÷èíû èìåþò çíà÷èòåëüíî áîëüøå øàíñîâ íà âîçíèêíîâåíèå èøåìèè, ÷åì æåíùèíû. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ âûñîêèì óðîâíåì ýñòðîãåíîâ â æåíñêîì îðãàíèçìå, êîòîðûå ïðîòèâîñòîÿò àòåðîñêëåðîòè÷åñêèì èçìåíåíèÿì. Ïîñëå íàñòóïëåíèÿ êëèìàêñà ðàçíèöà â ÷àñòîòå ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ çíà÷èòåëüíî óìåíüøàåòñÿ.

Îòÿãîùåííàÿ íàñëåäñòâåííîñòü.
Èçâåñòíî, ÷òî óâåëè÷åíèå õîëåñòåðèíà â êðîâè ÷àñòî îáíàðóæèâàåòñÿ ó áëèæàéøèõ ðîäñòâåííèêîâ. ýòî áûâàåò ñâÿçàííî ñ îäèíàêîâûìè óñëîâèÿìè æèçíè, ïðèâû÷êàìè ïèòàíèÿ, èíîãäà ïðèîáðåòàåìûìè åù¸ â äåòñòâå. Íî â íåêîòîðûõ ñåìüÿõ ïîâûøåíèå óðîâíÿ õîëåñòåðèíà îáóñëàâëèâàåòñÿ èçìåíåíèÿìè îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ ãåíîâ.
Ãèïåðõîëåñòåðèíåìèÿ – õîëåñòåðèí áîëåå 6,2ììîëü/ë, òðèãëèöåðèäû áîëåå 2,9ììîëü/ë, îáóñëîâëåíà íàñëåäñòâåííûìè äåôåêòàìè.

Íàñëåäñòâî áûâàåò ðàçíûì.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ôàêòîðû ðàçâèòèÿ àòåðîñêëåðîçà: ìîäèôèöèðóåìûå (îáðàòèìûå èëè ÷àñòè÷íî îáðàòèìûå)
Íà ýòî ìû ìîæåì ïîâëèÿòü, è âñå îíè âàæíûå è ìîãóò áûòü ñàìîñòîÿòåëüíîé ïðè÷èíîé èíôàðêòà èëè èíñóëüòà.

Îæèðåíèå, íåðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå.
Ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå ïîðàæåíèÿ ó áîëüíûõ ñ îæèðåíèåì âñòðå÷àþòñÿ â âèäå ñèñòåìíîãî àòåðîñêëåðîçà, íåäîñòàòî÷íîñòè âåíîçíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ â íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, âûñîêîãî äàâëåíèÿ.
Ýòîìó ñïîñîáñòâóþò âûñîêîå ñòîÿíèå äèàôðàãìû, æèðîâûå îòëîæåíèÿ â ñðåäîñòåíèè, ÷àñòîå ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Íåäîñòàòî÷íîå ïîòðåáëåíèå ïðîäóêòîâ ñîäåðæàùèõ ôîëèåâóþ êèñëîòó, Â12, Â6, ïîâûøàåò óðîâåíü îïàñíîãî áåëêà- ãîìîöèñòåèíà, ñ êîòîðûì ñâÿçàíà ñêëîííîñòü ê òðîìáîçàì è èíôàðêòàì. È òàêîé äåôèöèò – íå ðåäêîñòü ýòî ëþäè, ïåðåíåñøèå îïåðàöèþ íà æåëóäêå, èìåþùèå íèçêóþ èëè íóëåâóþ êèñëîòíîñòü, âåãåòàðèàíöû è îñîáåííî âåãàíû.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ.

Ïîâûøåííîå àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ÿâëÿåòñÿ íàãðóçêîé íà ñåðäöå, íàðóøàåòñÿ åãî íîðìàëüíàÿ ðàáîòà. Ñåðäöó ïðèõîäèòñÿ äîïîëíèòåëüíî ðàáîòàòü è ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ãèïåðòðîôèè ìûøö ëåâûõ îòäåëîâ ñåðäöà, ðàçâèòèþ ìûøå÷íîé ñëàáîñòè ñåðäöà, ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Êóðåíèå.

Íèêîòèí, ñîäåðæàùèéñÿ â ñèãàðåòàõ, âûçûâàåò ñïàçì ñîñóäîâ è ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ ýëàñòè÷íîñòè èõ ñòåíîê. À óãàðíûé ãàç òàáà÷íîãî äûìà îáðàçóåò êðåïêóþ ñâÿçü ñ ãåìîãëîáèíîì, îò÷åãî òîò ñòàíîâèòñÿ íåñïîñîáíûì âûïîëíÿòü ñâîè ôóíêöèè. Âñëåäñòâèå ýòîãî êðîâü íàìíîãî õóæå ïåðåíîñèò êèñëîðîä, ÷òî óñóãóáëÿåò èøåìèþ ñåðäå÷íîé ìûøöû.

Ïîýòîìó áîëüíûì ÈÁÑ êóðèòü êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùåíî.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àëêîãîëü.

Îòðèöàòåëüíîå âîçäåéñòâèå àëêîãîëÿ íà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòóþ ñèñòåìó ïðîõîäèò ïî íåñêîëüêèì íàïðàâëåíèÿì:

Âîçäåéñòâóÿ íà ðàñïðåäåëåíèå ýëåêòðîëèòîâ, àëêîãîëü âûçûâàåò íàðóøåíèÿ ðàáîòû êîðîíàðíûõ ñîñóäîâ.

Ïîïàäàÿ â êðîâü, àëêîãîëü âûçûâàåò ãåìîëèç (ðàñïàä ýðèòðîöèòîâ, òåõ ñàìûõ, ÷òî íåñóò êèñëîðîä).

Àëêîãîëü íàðóøàåò ìåõàíèçìû ðåãóëÿöèè ñàõàðà êðîâè, ìåíÿÿ åãî óðîâåíü âïëîòü äî ñîñòîÿíèÿ ãèïîãëèêåìèè.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ñòðåññû è îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè.

Ïñèõîñîìàòè÷åñêèå ôàêòîðû îêàçûâàþò âëèÿíèå íà «ïîâåäåíèå ðèñêà», ïîâûøåíèå ïèùåâîé ïîòðåáíîñòè (íåóìåðåííîå ïîòðåáëåíèå ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ), îæèðåíèå, çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì è êóðåíèåì.

Ïðè ñèëüíûõ ýìîöèÿõ ïðîèñõîäèò ðåçêèé ïîäú¸ì â êðîâè ñîäåðæàíèÿ îñîáûõ ãîðìîíàëüíûõ âåùåñòâ, òàê íàçûâàåìûõ êàòåõîëàìèíîâ, îáëàäàþùèõ âûðàæåííûì äåéñòâèåì íà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòóþ ñèñòåìó. Ïîä âëèÿíèåì ýòèõ âåùåñòâ ðåçêî ó÷àùàåòñÿ ñîêðàòèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ñåðäöà, âîçíèêàþò ñïàçìû ñîñóäîâ, ïîâûøàåòñÿ êðîâÿíîå äàâëåíèå.

Îñíîâíîé ïîñðåäíèê ñòðåññà â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà – àäðåíàëèí îí îáëàäàåò î÷åíü îïàñíûì ñâîéñòâîì äëÿ îðãàíèçìà – ãåíåðèðóåò àêòèâíûå ôîðìû êèñëîðîäà, êîòîðûå îêèñëÿþò ëèïîïðîòåèí îí ñëèïàåòñÿ, îáðàçóÿ êðóïíûå ÷àñòèöû, êîòîðûå ìîãóò ïðèëèïàòü ê ñòåíêàì ñîñóäîâ è çàêóïîðèâàòü èõ.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ãèïåðóðèêåìèÿ (ìî÷åâàÿ êèñëîòà áîëåå 0,44ÌÊÌÎËÜ/Ë).

Ïîâûøåíèå ðàñïðîñòðàíåííîñòè ÃÓ ïðåèìóùåñòâåííî ñâÿçàíî ñ ôàêòîðàìè îáðàçà æèçíè, òàêèìè êàê îáèëüíûé ïðèåì áîãàòîé ïóðèíàìè ïèùè (ìÿñà, ãóñèíûõ ïîòðîõîâ, ìîðåïðîäóêòîâ), ôðóêòîçû, çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì, ïðèåì íåáîëüøèõ äîç àöåòèëñàëèöèëîâîé êèñëîòû è ìî÷åãîííûõ òèàçèäîâîãî ðÿäà, ÷òî ìîæåò âûçâàòü ïîäàãðó, êîòîðàÿ òåñíî ñâÿçàíà íå òîëüêî ñ Àà è çàáîëåâàíèÿìè ñîñóäîâ, íî è ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì, îæèðåíèåì.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Èñêóññòâåííûå òðàíñæèðû – êîâàðíûå ïðîâîêàòîðû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèé.

Ïèùåâàÿ ïðîìûøëåííîñòü ïðåâðàùàåò ðàñòèòåëüíûå ìàñëà â òâåðäûå æèðû ïóòåì èõ ãèäðîãåíèçàöèè – ýòî êîãäà ïðè âûñîêèõ òåìïåðàòóðàõ ÷åðåç ðàñòèòåëüíîå ìàñëî ïðîïóñêàåòñÿ âîäîðîä ÷òîáû ñäåëàòü íåíàñûùåííûå ñâÿçè æèðíûõ êèñëîò ìàñëà íàñûùåííûìè. Ãèäðîãåíèçèðîâàííûå èëè ÷àñòè÷íî ãèäðîãåíèçèðîâàííûå ìàñëà ïðèìåíÿþò â ïðîèçâîäñòâå ìàðãàðèíîâ, êóëèíàðíûõ æèðîâ.  ïðîöåññå ãèäðîãåíèçàöèè ó áîëüøîãî ÷èñëà ìîëåêóë ìåíÿåòñÿ ïðîñòðàíñòâåííàÿ ñòðóêòóðà, ïðîèñõîäèò ñìåíà öèñ-êîíôèãóðàöèþ íà òðàíñ-êîíôèãóðàöèþ, òî åñòü îáðàçîâûâàþòñÿ òðàíñèçîìåðû æèðíûõ êèñëîò, êîòîðûå âñòðàèâàþòñÿ â ñòåíêè (ìåìáðàíû) êëåòîê òêàíåé è îðãàíîâ îðãàíèçìà, âêëþ÷àÿ ñòåíêè êëåòêè ãîëîâíîãî ìîçãà, è íàðóøàþò íîðìàëüíîå òå÷åíèå ïðîöåññîâ îáìåíà âåùåñòâ. Ñâÿçü ïîòðåáëåíèÿ òðàíñæèðîâ ñ ðàçâèòèåì èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà äîñòîâåðíî óñòàíîâëåíà.  Êðîìå òîãî, òðàíæèðû ïîâûøàþò ðèñê äèàáåòà è ðàêà. 

 Äàíèè çà 20 ëåò êîëè÷åñòâî ñìåðòåé îò èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà ñîêðàòèëîñü íà 50%, áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî íàñåëåíèå Äàíèè åùå â ñåðåäèíå 80-õ ãîäîâ 20 âåêà ñíèçèëî óïîòðåáëåíèå òðàíñ-æèðîâ äî ìèíèìóìà (ñ 6 ãðàììîâ äî 1 ã â ñóòêè). 

Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî áåçîïàñíîé íîðìû ïîòðåáëåíèÿ òðàíñæèðîâ íå ñóùåñòâóåò, è ÷òî ÂÎÇ ïðèçûâàåò îòêàçàòüñÿ îò ïðîìûøëåííîãî ïðîèçâîäñòâà òðàíñæèðîâ ê 2023 ãîäó, òàê êàê èõ ïîòðåáëåíèå äàæå â ìàëûõ êîëè÷åñòâàõ ìîæåò ïîâûñèòü ðèñê ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ è äðóãèõ çàáîëåâàíèé

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ñàõàðíûé äèàáåò (ãèïåðãëèêåìèÿ)

Ñàõàðíûé äèàáåò ñ÷èòàåòñÿ «óíèâåðñàëüíîé ìîäåëüþ ðàçâèòèÿ àòåðîñêëåðîçà». Âåäü ó áîëüíûõ äèàáåòîì áåç êîìïåíñàöèè ñàõàðà â êðîâè ïðèçíàêè àòåðîñêëåðîçà ÷àñòî ïðîÿâëÿþòñÿ ñðàçó èíôàðêòîì èëè èíñóëüòîì, è, ê ñîæàëåíèþ, â ìîëîäîì âîçðàñòå. Äàæå äëÿ ýòîé êàòåãîðèè ëþäåé çàëîã ïîëíîöåííîé æèçíè áåç îñëîæíåíèé — ýòî êîíòðîëü ñàõàðà â êðîâè, â ýòîì ïîìîæåò èìåííî îãðàíè÷åíèå óãëåâîäû, íî íå íàòóðàëüíûõ æèðîâ.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ãèïîäèíàìèÿ (íèçêàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü)

Ñíèæåíèå ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè ñïîñîáñòâóåò íàðàñòàíèþ ôèçè÷åñêîé ìàññû è ðàçâèòèþ îæèðåíèÿ. Ðåãóëÿðíàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ñïîñîáñòâóåò óìåíüøåíèþ õîëåñòåðèíà â êðîâè íå òîëüêî çà ñ÷åò åãî ñæèãàíèÿ, íî è íà ïîñòðîåíèå êëåòî÷íîé ñòåíêè ìûøå÷íîé òêàíè.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ãèïîòèðåîç

 Íåäîñòàòî÷íàÿ âûðàáîòêà ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû. Êàê è â ñëó÷àå ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì, ãèïîòèðåîç, ïîìèìî ñâîåãî íåãàòèâíîãî âîçäåéñòâèÿ íà ñîñòîÿíèå êîðîíàðíûõ àðòåðèé, ñïîñîáñòâóåò îæèðåíèþ, ÷òî ÿâëÿåòñÿ, â ñâîþ î÷åðåäü, äîïîëíèòåëüíûì ôàêòîðîì ðèñêà ðàçâèòèÿ èøåìèè è ñâÿçàííûõ ñ íåé îñëîæíåíèé.

Âðåäíûé ðåæèì òðóäà

Ñóùåñòâóåò 2 ãðóïïû îïàñíûõ äëÿ ñåðäöà ïðîôåññèé.

Ïåðâàÿ ãðóïïà – ýòî ïðîôåññèè, â êîòîðûõ ñî÷åòàþòñÿ:

Íèçêàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü.

Ñèòóàöèè, â êîòîðûõ íåîáõîäèìî áûñòðî îöåíèâàòü ïðîèñõîäÿùèå ñîáûòèÿ è ïðèíèìàòü îòâåòñòâåííûå ðåøåíèÿ.

Íåñòè îòâåòñòâåííîñòü çà áîëüøîå êîëè÷åñòâî ëþäåé.

Ñóòî÷íûé ãðàôèê ðàáîòû (ïî 24 ÷àñà â ñóòêè) è íî÷íûå äåæóðñòâà.

Ê ýòîé ãðóïïå ïðîôåññèé îòíîñÿòñÿ: âîäèòåëè, àäìèíèñòðàòîðû, ðóêîâîäèòåëè ñðåäíåãî è âûñøåãî çâåíà, ìíîãî÷èñëåííûå îôèñíûå ðàáîòíèêè è ò.ä.

Êî âòîðîé ãðóïïå – îòíîñÿòñÿ ïðîôåññèè, â êîòîðûõ ñî÷åòàþòñÿ:

Äëèòåëüíîå ïðåáûâàíèå â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè (ñòîÿ íà íîãàõ)

Ýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå è êîíöåíòðàöèÿ âíèìàíèÿ.

Âûñîêàÿ ñòåïåíü ëè÷íîé îòâåòñòâåííîñòè ñîòðóäíèêà.

Ñþäà ìîæíî îòíåñòè ïðîäàâöîâ, îõðàííèêîâ, îáñëóæèâàþùèé ïåðñîíàë è âîîáùå ëþáóþ ïðîôåññèþ, ñâÿçàííóþ ñ ïðåäîñòàâëåíèåì óñëóã.

Åñëè ñîîòíåñòè ôàêòîðû ðèñêà ñ “îïàñíûìè äëÿ ñåðäöà ïðîôåññèÿìè” è âîçðàñòîì ëþäåé, çàíÿòûõ â ýòèõ ïðîôåññèÿõ ìîæíî çàìåòèòü, ÷òî â íèõ çàíÿòî ìíîãî ìîëîäûõ. Áèçíåñ â ïîñëåäíåå äåñÿòèëåòèå çíà÷èòåëüíî ïîìîëîäåë. Ñåðüåçíûå è îòâåòñòâåííûå ðåøåíèÿ ñåé÷àñ ïðèíèìàþò ìåíåäæåðû âûñøåãî çâåíà, åäâà äîñòèãøèå 35-ëåòíåãî âîçðàñòà.  îôèñàõ ñóòêàìè ïðîñèæèâàþò ìîëîäûå ëþäè â âîçðàñòå 18-40 ëåò. Ïðè÷åì íè î êàêîé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè è ïðàâèëüíîì ïèòàíèè, è ðå÷è íå èäåò.

Çíà÷èòåëüíî óìåíüøèëîñü ïðîèçâîäñòâî, ïîýòîìó òðåòü ìîëîäûõ ëþäåé ðàáîòàåò ïðîäàâöàìè, òðåòü îõðàííèêàìè è åùå òðåòü çàíÿòà â ðàçëè÷íûõ ñôåðàõ îáñëóæèâàíèÿ. Ïîýòîìó ýòî îäíà èç ïðè÷èí ïî÷åìó ÈÁÑ ìîëîäååò.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Î÷àãè õðîíè÷åñêèõ èíôåêöèé è èíôåêöèè (êàðèåñ, âîñïàëåíèå äåñåí, ïî÷åê, íîñîãëîòêå è äð. Âèðóñîì ãåðïåñà, öèòîìå?