Гоцман умер от инфаркта

Среди телевизионных событий уходящего года под номером первым конечно же идет “Ликвидация” Сергея Урсуляка, показанная на канале “Россия”. Это не сериал, а настоящий многосерийный художественный фильм, где остросюжетная интрига сочетается с поразительно точной атмосферой и великолепной актерской игрой. “Известия” пригласили в гости создателей “Ликвидации” — Сергея Урсуляка, его жену, актрису Лику Нифонтову, сыгравшую роль Норы, автора сценария Алексея Пояркова и композитора Энри Лолашвили. В разговоре принимали участие главный редактор Владимир Мамонтов, редактор отдела культуры Елена Ямпольская, обозреватели Вита Рамм, Анна Федина и Михаил Марголис.

Вита Рамм. 14-серийный фильм режиссера Сергея Урсуляка, снятый в кинокомпании “Централ Партнершип”, на мой взгляд, встал в один ряд с такими телефильмами, как “Михайло Ломоносов”, “Тени исчезают в полдень”, “Семнадцать мгновений весны”, “Место встречи изменить нельзя”. Из новых в этот же ряд могу поставить “Штрафбат”, “Доктор Живаго”, “Завещание Ленина”… Я называю работы, вызвавшие не только большой интерес, но и дискуссии. Спорили не только зрители, но и специалисты. В случае с “Ликвидацией” особую активность проявили военные историки. Претензии к художественному фильму, на мой взгляд, были весьма странными. Мол, и Жуков не так приезжал, и с бандитизмом не так боролись, и, конечно, всех возбудила финальная часть. Все дружно удивились — откуда в одесских степях “лесные братья”. Потому мой первый вопрос — к сценаристу Алексею Пояркову. В момент написания сценария использовались ли какие-то исторические документы или все, что мы видим в фильме, — это импровизация на тему Одессы и 1946 года?

Алексей Поярков. По “лесным братьям” могу объяснить, что в Одесский округ, куда Сталин сослал маршала Жукова, входила и Молдавия. А там были и леса, и “лесные братья”. К сожалению, по финансовым соображениям мы не могли снять написанную сцену, как “братья” прибывают на поездах. В целях экономии им достались три грузовика. Хочу напомнить историкам, что “лесных братьев” ловили аж до 1956 года.

Рамм: А еще от чего пришлось отказаться по финансовым соображениям?

Поярков: От эпизода на стадионе. В августе 1946 года на одесском стадионе состоялся футбольный матч. Играли “Пищевик” со “Стахановцем” из города Сталина, счет был 5:3. По полю должны были бегать футболисты с реальными фамилиями, а на трибуне активно должен был “болеть” Исаак Гроссман, легендарный одесский футбольный эксперт, который после забитого гола всегда плясал, а человек был корпулентный… Но мы поняли, что бюджет фильма не выдержит, если мы начнем собирать целый стадион одетой и подстриженной по послевоенной моде массовку.

Владимир Мамонтов. Я обратил внимание, что у вас очень тщательно подобрана массовка. Нигде не случилось ляпов. На улицах, на трамвайных остановках — везде герои фильма помещены в аутентичную среду. И одеты люди правильно, и никаких инородных тел в виде случайных машин или рекламных щитов. Очень понравилась работа оператора Михаила Суслова, хотя можно лишь предположить, сколько трудностей ему пришлось обойти.

Елена Ямпольская. Что касается исторической точности, в фильме есть сцена, которая меня довела до слез, — это концерт Леонида Утесова. Полное впечатление, что у нынешнего зрителя появилась сказочная возможность прийти в зал и услышать Утесова живьем. Вот только песня “У Черного моря” была написана на десять лет позже…

Поярков. Я не считаю это ляпом. На самом деле, пройдет немного времени, и никто уже не вспомнит, когда была написана конкретная песня. Для нас важнее всего была не документальная история, а наше отношение к этому времени. Мы, естественно, знали, что той песни в 1946 году еще не было. Первоначально в сценарии был “Одессит Мишка”, но в итоге выбрали ту, которая лучше передает эмоциональное состояние публики. И с афишей фильма “Подвиг разведчика” та же история. В сценарии я написал, что Гоцман с Мишкой-Карасем идут смотреть “Осаду”. Но Сергей был прав, когда сказал, что этого фильма большинство людей не смотрело, что с ним не будет никаких чувственных ассоциаций, а “Подвиг разведчика” сразу затронет память.

Михаил Марголис. В фильме две основные музыкальные темы. Они уже были наработаны или сам фильм подсказывал, какая должна звучать музыка? Вам, Энри, задачу ставил режиссер, чтобы одна тема была лирической, а вторая тревожной?

Энри Лолашвили. Музыку к фильму я стал писать только после просмотра. Сергей меня пригласил, потому что ему понравилась моя работа в “Нежном возрасте” и “Статском советнике”. Я же долгое время жил во Франции и потому о Сергее ничего не знал. А уж когда узнал, что предлагают писать для телесериала, и вовсе в ужас пришел. Но мне прислали первые три серии, посмотрел их на одном дыхании. Я был покорен тем, что увидел не сериал, а прекрасный телевизионный многосерийный художественный фильм. Я увидел почерк режиссера, я увидел время на экране. Эпизоды, в которых пели актрисы, были сняты синхронно. Как прекрасно они пели — Наталья Рожкова и Полина Агуреева! А как снят концерт Утесова! Могу сказать, что столь дотошного режиссера я в своей жизни еще не встречал. Музыка в эпизоде, например, должна была длиться 35 секунд или 38, и ни секундой больше. Режиссер добивался, чтобы музыка и изображение жили в абсолютной гармонии. И это правильно.

Рамм. Алексей, вы, когда писали сценарий, уже держали в уме конкретных исполнителей?

Поярков. Сначала я писал самостоятельно и свободно. Но потом Сергей начал выказывать свои актерские предпочтения. Эмик, например, у меня был маленький, худенький, такой шлемазл. И тут Сергей мне вдруг заявил, что в роли Эммика он видит Сашу Семчева. В таких случаях я всегда отхожу в сторону, проговариваю про себя все, что я думаю про Урсуляка, а потом выдаю ему информацию в сжатом виде… Но, подумав, я согласился, что история может получиться странной, а потому и более интересной.

Мамонтов. Фильм радует колоритностью всех второстепенных персонажей. Каждый с характером, каждый запоминается. Насколько, например, реален секретарь горкома Одессы? Пару раз мелькнул, но ведь запомнился! И диабетом, и тем, как Жуков на него наорал.

Поярков. Это реальный факт, когда Жуков орал на толстого партийного чиновника. В сценарии им стал секретарь горкома.

Мамонтов. Очень узнаваемый тип.

Поярков. Я же жил в советское время. Хорошо помню таких. Писал, что называется, с натуры.

Марголис. Мне бы хотелось спросить у режиссера. В “Ликвидации” я увидел много цитат и полуцитат из говорухинского “Места встречи…”. Ставилась ли задача сделать парафраз популярного фильма?

Сергей Урсуляк. Я заметил, что журналисты — люди образованные и потому часто приписывают мне цитирование картин, которых я и не видел. “Место встречи…” я смотрел один раз. Вот что действительно есть в “Ликвидации”, это цитата из “Судьбы человека”. Она сознательная. Это поклон тому времени, тем людям, которые снимали великое кино. Я на них рос, я ими воспитан. Я цитирую не Франсуа Озона, чьи фильмы мне очень нравятся, а Сергея Федоровича Бондарчука. Возвращаясь к “Месту встречи…”, могу сказать: если фургон “Хлеб” у Станислава Сергеевича и фургон “Хлеб” у меня воспринимать как буквальную цитату… В этом случае цитатой можно считать то, что у меня женщины в платьях, и у него тоже.

Марголис. Но Гоцман и Кречетов могут считаться подражанием Жеглову и Шарапову?

Читайте также:  Что такое инфаркт и какие виды бывают

Урсуляк. Кречетов не может быть Шараповым, потому что он враг. А функции Жеглова в “Ликвидации” исполняет, скорее, маршал Жуков. Гоцман с его упертостью, что все должно быть по закону, на самом деле гораздо ближе к Шарапову. Сравнивать Машкова и Высоцкого я вообще считаю неправильным. Даже подход к ролям у них совершенно разный. Например, Высоцкий ради фильма прическу менять не стал. А Машков сделал полубокс…

Мамонтов. И все же общее между фильмами есть. Прежде всего, тонкое внимание к послевоенному времени. Понимание, что внутри того времени много вещей, знаков и деталей, отсутствие которых резало бы глаз.

Урсуляк. Согласен. И если мне еще скажут, что “Ликвидации” суждена такая же долгая и счастливая жизнь, как “Месту встречи…”, я буду просто счастлив.

Анна Федина. Я хочу спросить авторов, насколько им была важна идея законности. Ведь по многочисленным сериалам можно заметить, как серьезно персонажи на нашем телевидении стали относиться к проблемам закона.

Урсуляк. Для меня было принципиально, что Гоцман ведет борьбу с преступностью по правилам. Не зря его так уважают одесские бандиты. Противостояние с маршалом Жуковым осложняется еще и тем, что для Давида Одесса — это его родной город. Где свои понятия чести.

Марголис. В фильме замечательный актерский ансамбль. Можно ли считать, что все актеры из “труппы Сергея Урсуляка”?

Урсуляк. Да, за последние 15 лет у меня уже сложилась такая труппа. Но меняюсь я, меняются артисты, у них свои планы, своя жизнь. У меня только Лика снимается в каждом фильме. Но — по остаточному принципу. Вот читает она сценарий и говорит: ой, какая роль! Нет, отвечаю, ее будет играть Полина Агуреева. Ой, а вот это какой образ! Нет — он для Ксении Раппопорт. Зато, говорю я ей, есть Нора… И Лика соглашается. Я очень рад, что у меня сыграл Костя Лавроненко. Мы с ним давно знакомы, еще по театру “Сатирикон”.

Рамм. Константин Лавроненко и Ксения Раппопорт в фильме “Ликвидация” могут претендовать на звание лучшей кинопары года. В одном форуме было написано: обратите внимание на сцену, когда Ида стирает и смотрит на Чекана…

Лолашвили. Когда я увидел эту сцену, музыкальная тема сложилась сама. Потому что на экране была настоящая страсть!

Поярков. Это только благодаря режиссеру. У меня в сценарии они давили абрикосы…

Урсуляк. В фильме есть пара на любой вкус. Идеальная — как Нора и Гоцман, сначала игривая, а потом трагическая — Кречетов и Тоня или такой европейский класс страстей в исполнении наших европейских лауреатов Кости Лавроненко и Ксюши Раппопорт. Мне важно было, чтобы отрицательные персонажи не вызывали примитивного отвращения. Я люблю людей, про которых снимаю кино. И потому мне хотелось, чтобы у зрителя возникало ощущение, что каждый из персонажей мог бы быть счастливым и правильным, если бы жизнь повела его по другой дороге.

Мамонтов. Ваш фильм стал возвращением на экран талантливой актрисы Натальи Рожковой из театра Юрия Погребничко “Около дома Станиславского”. В свое время она интересно начинала и всегда очень хорошо пела. И будет большой справедливостью, если эта актриса вновь станет востребованной.

Нифонтова. В театре Погребничко есть спектакль, который так и называется — “Перед сеансом”. Это бенефис Натальи Рожковой. Весь спектакль она поет те песни, которые звучат в ее же исполнении и в “Ликвидации”. Мы с Сережей были покорены ее обаянием, талантом.

Ямпольская. Если мы уж стали сравнивать ваш фильм и фильм Станислава Говорухина, то, на мой взгляд, абсолютно принципиальное между ними различие в том, что в “Месте встречи…” за пять серий количество трупов можно пересчитать по пальцам. И каждая смерть была как-то “обставлена”: ей дается моральная оценка, за кого-то мстят… То есть каждая человеческая жизнь идет на вес золота, что, наверное, не соответствует исторической правде. В “Ликвидации” трупы множатся в геометрической прогрессии, просто, буднично и оттого особенно страшно. Поэтому меня разочаровал финал. “Было это или не было, знают только каштаны на бульварах…”. Столько народу положили, чтобы так идиллически, впустую выбраться из этой истории?

Урсуляк. Я готов согласиться, что натяжка есть, но мне хотелось избежать разговоров о подлинности сюжета. Хотя все равно раздались возмущенные голоса просто историков и военных историков… Специалисты по еврейскому вопросу начали подсчитывать количество евреев на метр пленки и сличать с официальной статистикой, — сколько евреев к концу войны оставалось в Одессе. У нас было несколько вариантов финала. В одном Гоцман вообще умирал. Но я подумал, что это будет несправедливо по отношению к зрителям, которые три недели смотрели кино, чтобы в итоге узнать: а главный герой-то умер. Мало того, по сценарию и Эммик должен был погибнуть! И даже был снят этот эпизод, но ввиду его антигуманизма из окончательной версии монтажа я его решил убрать. Вдруг случится “Ликвидация-2”? Тогда и у Володи Машкова, и у Саши Семчева появится возможность сыграть продолжение.

Ямпольская. А вот за Фиму, чью смерть мы до сих пор оплакиваем, вам придется ответить. Когда вы в конце второй серии убили такого замечательного персонажа, я подумала: а что же будет в оставшихся двенадцати? Царство Небесное Андрею Краско, он, наверное, сыграл бы Фиму не менее ярко, но Сергей Маковецкий в этой роли бесподобен. И чувствовалось, что он сам в кадре откровенно наслаждается. Не было соблазна продлить жизнь Фимы?

Урсуляк. В сценарии Фима погибал еще раньше. И только по моей личной просьбе Алексей Поярков продлил ему жизнь. Мне казалось, что очень правильно, когда зритель плачет о потере героя, потому что уже успел его полюбить.

Поярков. В сценарии, в самом конце, была краткая информация о дальнейшей судьбе каждого персонажа. Жукова отправили в Уральский округ, Чусова отстранили от должности и посадили. Гоцман умер от инфаркта, а Нора уехала в Москву с Мишкой, который потом вырос и стал кинорежиссером. Это такой маленький привет Николаю Губенко, который в 1952 году окончил тот же самый дипломатический интернат в Одессе…

Ямпольская. Фильм радовал не только глаз, но и ухо. “Дел за гланды”, “картина маслом”, “кудой — тудой”… Вы, Алексей, это сами сочинили или в Одессе подслушали?

Поярков. Я восемь месяцев занимался Одессой. Месяца через четыре на улицах и в магазинах меня уже стали спрашивать, из какого я района. Особо закрученные фразы я проверял на одесситах и принимал все их поправки.

Мамонтов. Почему на роль главного героя вы выбрали Владимира Машкова?

Урсуляк. История с выбором актера на роль Гоцмана стоит отдельного фильма. Алексей Поярков писал о большом, лысом мужике. Не очень обаятельном таком биндюжнике. Я честно искал артиста в соответствии с внешним портретом, предложенным автором. Круг актеров такой фактуры весьма ограничен. Типаж Александра Балуева, к примеру… Продюсеры терпеливо относились к моим поискам, но осторожно так, мягко намекали: а может быть, Машкова попробовать? Я решил проверить. Пришел домой и говорю Лике: представляешь, Машкова мне предлагают на главную роль! Лика сразу стала меня лучше кормить… Своей группе сказал — увидел вдруг радостные лица… И тут я испугался, что Машков откажется. Живет он в Лос-Анджелесе, у него контракты с Голливудом, эдакий “властелин с горы”… Послали ему сценарий, Володя прочитал, и — семь месяцев съемок я каждый день радовался, что именно он играет Гоцмана. То, что его воспринимают как секс-символ, мне кажется ошибкой. Он тонкой и ранимой органики человек, с особой энергетикой. И невероятной нежности и доброты. Он — Белоснежка, а вовсе не крутой мачо.

Читайте также:  Если после инфаркта аневризма что делать

Мамонтов. Во время съемок у вас было ощущение, что фильм станет событием телегода?

Урсуляк. Меня удивило, что первый показ был запланирован под выборы… Я думаю, что наш фильм опровергает известный миф о пещерном антисемитизме России. Рейтинги “Ликвидации” от этого мифа камня на камне не оставляют. В антисемитской стране никто не стал бы смотреть фильм про еврея, да еще с псевдоисторической интригой. Давида Марковича Гоцмана можно было назвать как-то по-другому, нейтрально. Но и меня, и Володю Машкова национальность главного героя не пугала. И мы не делали вид, что он якут, а не еврей…

Источник

В 2007-м году на экраны вышел замечательный 14-серийный фильм «Ликвидация», заставивший заговорить “по-одесски” миллионы зрителей. В первые месяцы после премьеры в Одессе в очередях и общественном транспорте вместо политики и жалоб “за жизнь” горожане обсуждали исключительно персоны Давида Гоцмана, Фимы и Академика. Люди могли часами общаться колоритными фразами из фильма. А знаменитое выражение “картина маслом” ввели в свой лексикон даже чиновники высокого ранга. Вместо походов на море и прогулок в парке любимым занятием одесситов стали поиски тех самых двориков, переулков, зданий и прочих узнаваемых мест из кино. И сегодня мы с вами тоже совершим путешествие по страницам детективного сериала и узнаем:

· действительно ли был такой легендарный милиционер Давид Гоцман;

· насколько ярким был маскарад, проведенный маршалом Жуковым в Одессе в 1946 году;

· и даже вспомним историю об оживших мертвецах, которых видел весь город.

Давид Гоцман

Кандидатуру актера на роль Гоцмана режиссер Сергей Урсуляк подбирал довольно долго. Автор сценария Алексей Поярков писал об огромном, лысом мужике – эдаком биндюжнике, но при этом не лишенном обаяния. Круг актеров с подобной внешностью весьма ограничен, поэтому поиски никак не могли увенчаться успехом, пока продюсеры не стали намекать, что можно бы попробовать Владимира Машкова.

Режиссёр сомневался, что живущий в то время в Лос-Анджелесе Машков поедет в Одессу играть роль миллиционера, но актёр с радостью согласился сразу же после прочтения сценария. Ради Гоцмана он похудел, подстригся под «полубокс» и прожил в Одессе целый год, щелкая семечки и общаясь с одесской милицией и представителями уголовного мира.

У Давида Гоцмана был реальный прототип — Дави́д Миха́йлович Ку́рлянд, который с детства не понаслышке знал изнанку криминального мира, рано оставшись без родителей и побывав в детдоме. В 1934 году он поступил на работу в Одесский уголовный розыск и был помощником оперуполномоченного. А после войны занял пост замначальника уголовного розыска города:

· был грозой криминального мира и знаменитостью Одессы;

· отличался независимым характером и всегда честно держал слово, данное хоть вышестоящим чинам, хоть осведомителям-уголовникам:

· даже занимая высокую должность в УГРО, продолжал не только планировать операции, но и сам в них участвовать.

В музее истории органов внутренних дел Одесской области до сих пор хранится дневник Давида Курлянда – объемная красная папка почти на 200 страниц, где перечислены самые значимые дела, которые он расследовал. А некоторые эпизоды из дневника легендарного милиционера и легли в основу сюжета сериала «Ликвидация».

Подготовка к съемкам

Перед началом съемок проводилась серьезная подготовка. Автор сценария ездил в Одессу собирать фольклор и порой настолько увлекался диалогами одесситов, что буквально ходил за ними по пятам. За это его нередко принимали за карманника и однажды чуть было не побили.

Также был приглашен историк, который помогал восстановить приметы времени: выбирал локации, предметы быта и одежду, соответствующие послевоенной эпохе. На площадку в качестве консультанта приезжал одесский актёр Леонид Заславский, который вместе со сценаристом дописывал разные меткие и смешные фразочки.

Поскольку жителей Одессы отличает особый, специфический говор, всех актеров сериала отправили на «спецкурсы». Уроки проводил местный лингвист, который настолько хорошо ставил одесский акцент, что через месяц им «заразилась» вся съемочная группа. При этом режиссер ужасался, что по возвращении домой в Москву им всем придется снова учиться разговаривать по-московски.

Довольно специфические курсы проходил и исполнитель главной роли Владимир Машков. Помимо акцента настоящего одессита, ему предстояло выучить и воровской жаргон. В качестве консультантов актёра выступили настоящие криминальные «авторитеты», отошедшие от дел. А один из профессиональных шулеров, который в свое время активно «трудился» в игорных притонах, раскрыл Машкову некоторые секреты карточной игры.

Кроме того, Машков сам сыграл большую часть сложнейших сцен, редко прибегая к помощи дублеров.

Меньшов-Жуков и операция «Маскарад»

В отличие от неутомимого Машкова, Владимиру Меньшову, исполнившему роль маршала Жукова, на съемках пришлось несладко – актера мучила боль в спине, и для него всегда готовили персональную кушетку, чтобы он мог отдыхать между дублями. И все же 68-летний актер с успехом сыграл одного из самых влиятельных людей Советского Союза (который по фильму моложе его почти на 20 лет!), и талантливо раскрыл образ Маршала Победы с его неукротимым характером и властными «замашками», но при этом не лишенного эмоций и глубоко страдающего от того, что попал в немилость к Сталину.

В июне 1946 года маршал Жуков был снят с должности замминистра Вооружённых Сил СССР и направлен в Одессу командовать войсками военного округа. Некогда благополучный и богатый город был наводнён преступниками всех мастей с оружием всех видов. Выход в город в темное время суток считался почти самоубийством. Жукову было поручено навести порядок, и маршал очень жёстко взялся за дело.

Была разработана операция «Маскарад». Ночами хорошо одетые и нарядные дамы выходили «ловить на живца», и как только к ним подходили криминальные типы — открывался огонь на поражение. Трупы с улиц принципиально не убирали до утра. И преступность действительно постепенно пошла на спад.

Подлинные масштабы операции «Маскарад», а главное – эффективность и результат сегодня вызывают у историков большие сомнения. Некоторые исследователи делают вывод, что, скорее всего, она проходила больше на бумаге в виде мифических отчетов, чем в действительности. Но… это мероприятие по ликвидации криминалитета стало городской легендой – слухи о нем одесские старожилы пересказывают до сих пор.

Зловещий рок и мистика

Что касается слухов, бытует мнение, что съемки фильма буквально притягивали негатив и неприятные сюрпризы:

· словно по зловещему року каскадеры, дублирующие в трюках Владимира Машкова, получали на съемках травмы;

· когда снимали эпизод расстрела инкассаторов, – в доме напротив случилась реальная пьяная драка. Люди полубандитского вида выясняли отношения, а молодая женщина едва не выбросилась из окна;

· особые сюрпризы преподносила погода: сначала стояла невыносимая жара, доставлявшая актерам дискомфорт и проблемы со здоровьем, а потом пошел странный период туманов, словно в воздухе разлито «молоко». Аэропорт Одессы не принимал самолеты, а ведь актерам необходимо было успевать в театры и на другие съемки;

· самый маленький актер на съемках – Коля Спиридонов вспоминает, как у самолета, в котором он летел со съемок «Ликвидации», загорелась турбина. С тех пор он старается выбирать поезда, отказываясь летать на самолетах.

А сцена похорон убитых бандитов повлекла за собой 2 реальных ДТП. Похоронная процессия представляла собой массовое шествие, когда более 400 человек в траурных одеждах несли по улицам Одессы деревянные гробы с загримированными артистами.

Читайте также:  Статистика смертности при инфарктах

Когда прозвучала команда «Стоп! Снято!», актеры остановились, а лежащие в гробах покойники вставать и разминаться. Водитель проезжавшего мимо автомобиля был настолько ошарашен увиденным, что врезался в дерево! А машина, идущая следом, моментально «впечаталась» ему в задний бампер. Причем, водители были в шоке не столько от аварии, сколько от оживших мертвецов.

Кто-то усматривал причину досадных происшествий в самом названии сериала, а некоторые полагают, что череда неприятностей началась со смерти артиста, который играл одну из главных ролей.

Фима

На роль Фимы Петрова изначально был приглашен Андрей Краско. Актёр прилетел на съёмки, хотя неважно себя чувствовал.

С ним был снят целый ряд сцен, но 4 июля 2006 года во время ночной съемки актёру стало плохо с сердцем и пришлось срочно вызывать «Скорую помощь». Его увезли в больницу, а через какое-то время режиссеру сообщили, что Андрей скончался.

Дальнейшие съемки оказались под угрозой, и даже прошел слух, что работу над картиной принято остановить. Однако режиссёр позвонил Сергею Маковецкому, объяснил ситуацию — тот бросил все и примчался в Одессу. Фиму зрители увидели уже в его исполнении.

Готовые эпизоды с Фимой пришлось переснимать, но в фильме всё же осталась одна сцена с Андреем Краско — та, где убитый Фима лежит лицом вниз. Когда Маковецкого спрашивают об участии в «Ликвидации», актер рассказывает, что после выхода первых серий к нему на улице стали подходить люди и выражать сожаление, что персонаж Сергея так быстро покинул картину.

Кстати, по сценарию, Фима погибал еще раньше. И только по личной просьбе режиссера сценарист Алексей Поярков продлил ему жизнь.

Судьбы героев (сценарный вариант)

Есть версия, что в самом конце сценария была прописана краткая информация о дальнейшей судьбе персонажей:

· маршала Жукова отправили в Уральский военный округ;

· полковника Чусова отстранили от должности и в конце концов посадили;

· Гоцман умер от инфаркта, а Нора уехала в Москву с Мишкой, который потом вырос и стал кинорежиссером.

Однако было решено, что это будет несправедливо по отношению к зрителям, которые три недели смотрели кино, чтобы в итоге узнать, что главный герой умер. Мало того, по сценарию и Эмик должен был погибнуть! И даже был снят этот эпизод, но из окончательной версии монтажа его все-таки решили убрать.

Эммик и тетя Песя

Очень долго искали актрису на роль тёти Песи. Задумывался колоритный одесский персонаж, который бы отвечал за юмористическую линию, однако Песя не должна была стать карикатурой. Прописанный в сценарии сочный образ старой одесситки не получался ни у одной актрисы, и отчаявшийся режиссёр даже думал переделать «тетю» в «дядю». Пока кто-то из съёмочной команды не предложил попробовать Светлану Крючкову.

Когда на пробах на актрису надели парик и широкую юбку с фартуком, ее не узнал даже младший сын, а дама-администратор, едва не выгнала со съемок со словами, что чужим здесь не место.

Кстати, образ тети Песи помог Светлане Крючковой и в реальной жизни. Как-то на Привозе прямо из сумки у нее украли телефон. Но актриса не стала спешить в милицию, а подбоченилась и голосом тети Песи на весь рынок стала возмущаться, дескать приехала народная артистка, а ее прямо на Привозе бессовестно обокрали! Через несколько минут такого «выступления» мобильник вернули – втихую подбросили в сумку ее подруге и позвонили, чтобы Светлана Николаевна нашла свою пропажу.

Одесский колорит

В каждой серии фильма одесский колорит присутствует во всем – от неповторимого говора до архитектурных мотивов, которые сохранились еще с военных лет. Так, двор на Молдаванке по улице Колонтаевская 21, где по сценарию жил Давид Гоцман, – в кадре такой же, как и в жизни.

Это старая Одесса, и XXI веком здесь и не пахнет. Так что съемочной группе не пришлось ничего менять ради фильма:

· сразу узнается лестница, по которой ходили тетя Песя и Эммик;

· окна квартиры Давида Марковича;

· дерево, где крепился умывальник;

· крылечко, на котором любил сидеть вор в законе дядя Ешту и так далее.

А двор, в котором была комната Норы — почти историческое место Одессы. Именно здесь снимались кадры фильма «Золотой теленок», а комната Корейко находится по соседству с жильем психолога (любопытного соседа Норы).

Также примечательно, что в сериале ворота дворов постоянно открыты, и посторонние люди могут спокойно войти в любой двор не только днем, но и ночью. На самом деле в послевоенное время ворота закрывались после 22:00 лично дворником, у которого были ключи. И чтобы попасть поздно домой, людям приходилось его будить: звонок от ворот обычно был проведён прямо в его комнату. Впрочем, это не единственная неточность в картине.

Историческая точность или режиссерский вымысел?

В трогательной сцене на концерте Леонида Утесова зрители поют вместе с артистом душевную песню «У Черного моря». Однако эта композиция была написана лишь 10 лет спустя. По сценарию в этом месте должна звучать песня «Одессит Мишка», но режиссер решил использовать именно ту, которая лучше передает эмоциональное состояние публики.

В кинотеатре, где Давид и Фима разговаривают с Рудиком Карузо, идет фильм «Подвиг разведчика», который на самом деле появился только в 1947 году. На стене висит афиша ещё одной кинопремьеры — фильма «Весна», который тоже появится только через год. А на столе лежит коробка с фильмом “Полосатый рейс». Но на самом деле данная картина увидела свет только— в 1961 году. И все же режиссер настаивает на том, что это не ошибка, а его осознанный выбор.

Еще киноляпы

Внимательные зрители также усмотрели в сериале еще несколько несостыковок:

· так, герои вспоминают громкое дело интенданта Шамина на Втором Белорусском фронте в 1943 году. Между тем, воинское звание “интендант” было ликвидировано в 1942 году, а Второй Белорусский фронт образован только в 1944;

· в десятой серии фильма Гоцман приходит к старому эзотерику – ему говорят подняться на третий этаж. Когда же на следующий день герой возвращается в жилье старика, квартира оказывается на первом этаже;

· действия «лесных братьев» близ Одессы — тоже чистой воды вымысел. Вокруг города в радиусе 150 километров леса попросту отсутствуют, поэтому повстанцам просто негде было скрываться. Однако сценарист Алексей Поярков объясняет, что в Одесский округ входила и Молдавия. А там были и леса, и “лесные братья”. К сожалению, по финансовым соображениям снять написанную сцену, как “повстанцы” прибывают в город поездом, не удалось. В целях экономии им достались всего лишь три грузовика.

В целом по фильму найдется немало подобных неточностей. Да режиссер и сам соглашается, что о подлинности сюжета на сто процентов говорить нельзя. Тем более, что пройдет время и никто уже не станет вспоминать, когда была написана та или иная песня или спорить о званиях. В данном фильме гораздо важнее не документальная история, а созданная атмосфера и отношение зрителя к героям и этому времени.

Источник