Диплом реабилитация инфаркта миокарда

Тезисы:

  • Комплексная реабилитация больных крупноочаговым инфарктом миокарда в условиях стационара.
  • Оценка эффективности физической реабилитации при крупноочаговом неосложненном инфаркте миокарда.
  • Физический аспект в реабилитации больных инфарктом миокарда имеет большое значение.
  • Реабилитация больных инфарктом миокарда начинается с первых дней их пребывания в стационаре.
  • Программа физической реабилитации больных инфарктом миокарда в больничную фазу.
  • В раннем периоде стационарного лечения у больных, перенесших инфаркт миокарда, решаются следующие.
  • Особенно должно настораживать появление этих симптомов у больных, перенесших инфаркт миокарда.
  • Общая характеристика этапов реабилитации больных инфарктом миокарда.
  • Согласно рекомендациям ВОЗ, система реабилитации больных инфарктом миокарда включает.
  • Схема 2.1. Фазы, этапы и сроки реабилитации больных инфарктом миокарда.

Похожие работы:

  • Физическая реабилитация больных, перенесших инфаркт миокарда

    Реферат по медицине, физкультуре и здравоохранению

    23 Кб / 27 стр / 6246 слов / 40891 букв / 9 июл 2015

  • Кинезотерапия в комплексе реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда

    Диплом по медицине, физкультуре и здравоохранению

    104 Кб / 138 стр / 31067 слов / 199412 букв / 26 июн 2014

  • Применение статистических методов для прогнозирования выживаемости больных, перенесших инфаркт миокарда

    Курсовая работа (Теория) по медицине, физкультуре и здравоохранению

    585 Кб / 30 стр / 2278 слов / 15154 букв / 23 мая 2015

  • ИБС, острый крупноочаговый нижнебоковой инфаркт миокарда, недостаточность кровообращения I, стенокардия напряжения

    Реферат по медицине, физкультуре и здравоохранению

    32 Кб / 19 стр / 3288 слов / 20092 букв / 27 мар 2010

  • Крупноочаговый инфаркт миокарда передней стенки левого желудочка

    Практическое задание по медицине, физкультуре и здравоохранению

    16 Кб / 9 стр / 1553 слов / 10585 букв / 13 янв 2003

  • Формирование выносливости у больных с инфарктом миокарда средствами адаптивной физической культуры на поликлиническом этапе реабилитации

    Диплом по медицине, физкультуре и здравоохранению

    665 Кб / 86 стр / 14724 слов / 103063 букв / 10 апр 2010

  • Реабилитация после инфаркта миокарда

    Реферат по медицине, физкультуре и здравоохранению

    20 Кб / 26 стр / 4577 слов / 30583 букв / 27 фев 2016

  • Комплексная физическая реабилитация больных при бронхиальной астме на поликлиническом этапе реабилитации

    Диплом по медицине, физкультуре и здравоохранению

    66 Кб / 81 стр / 16533 слов / 114730 букв / 19 сен 2020

  • Сравнительная оценка клиники, течения и терапии инфаркта миокарда у больных в хирургической и терапевтической клинике

    Диплом по медицине, физкультуре и здравоохранению

    331 Кб / 66 стр / 9990 слов / 72023 букв / 22 янв 2017

  • Медико–социальная помощь лицам перенесшим инфаркт миокарда

    Курсовая работа (Практика) по прочим предметам

    35 Кб / 33 стр / 5478 слов / 39854 букв / 16 авг 2007

Источник

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе. 5

1.1.Клиническая характеристика инфаркта миокарда. 5

1.2.Основные этапы реабилитации больных после инфаркта миокарда и возникающие проблемы. 14

1.3. Методы реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.  33

Глава 2. Цель, задачи, методы организации исследования.  47

2.1. Организация практического исследования и его основные этапы, методы.   47

2.2. Разработка программы физической и психологической реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.  54

Глава 3. Анализ полученных результатов по изучению программы физической и психологической реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.  62

3.1. Результаты, полученные в ходе эксперимента.  62

3.2. Выводы об эффективности программы реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.  67

Заключение.  77

Список литературы. 79

 Введение

По статистическим данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и данным отдельных стран мира, инфаркт миокарда занимает одно из первых мест среди заболеваний сердечно-сосудистой системы

Отмечается его тенденция к омоложению в возрастном аспекте. Заболевания инфарктом миокарда сопровождается высокой смертностью, приводит к временной (частичной или полной), а иногда и постоянной утраты трудоспособности, снижая, таким образом, трудовые резервы общества. В связи с этим перспективным является разработка и совершенствование комплексных целевых программ восстановительного лечения больных, перенесших инфаркт миокарда.

Вопросам реабилитации больных инфарктом миокарда посвятили свои исследования такие ученые, как Н.М.Амосов, Г.Л.Апанасенко, В.А.Бобров,А.И.Грицюк, В.П.Мурза, И.К.Следзевська.

Актуальность работы: Успех реабилитации зависит не только от правильного выбора программы, целеустремленности в ее проведении, объективности контроля, целого ряда других факторов, но и в значительной степени от активности самого больного, особенностей личности, а также изменений психики, возникшие него в процессе заболевания. Психическая сфера, чутко реагирует на малейшие колебания внутренней среды организма, не остается индифферентным в условиях соматической катастрофы. Наблюдаемые примерно в 50% случаев психические изменения влияют на течение основного патологического процесса, во многом определяют сроки санаторного лечения и является одной из главных причин, препятствующих возвращению к труду от 33% до 80% больных инфарктом миокарда. Поэтому проблема определения психического состояния больных инфарктом миокарда является неотъемлемой составляющей физической реабилитации .

Цель настоящей работы: Проблемы и методы  реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.

Для решения этой проблемы нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.
  2. Дать клиническую характеристику инфаркта миокарда.
  3. Выяснить основные этапы реабилитации больных после инфаркта миокарда и возникающие проблемы.
  4. Изучить методы реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.
  5. Разработать программу физической и психологической реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.
  6. Произвести описание организация практического исследования и его основные этапы, методы.
  7. Разработать программу реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе.
  8. Даль оценку эффективности проводимой реабилитации больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе

Объект работы: реабилитация больных после инфаркта миокарда на санаторном этапе

Читайте также:  Можно ли помочь при инфаркте

Предмет работы: разработка методов ЛФК-терапии на санаторном этапе реабилитациибольных после инфаркта миокарда.

Для достижения поставленной цели мы применяли следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; социологические методы исследования (изучение историй болезни, опросы); педагогическое наблюдение; эксперимент; методы математической статистики.

Источник

Ðàçðàáîòêà ïðîãðàììû ôèçè÷åñêîé è ïñèõîëîãè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ ïîñëå èíôàðêòà ìèîêàðäà íà ñàíàòîðíîì ýòàïå. Ðàçðàáîòêà è ñîâåðøåíñòâîâàíèå êîìïëåêñíûõ öåëåâûõ ïðîãðàìì âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ èøåìè÷åñêóþ áîëåçíü ñåðäöà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ïðèìåð 2.

Áîëüíîé À., 67 ëåò, ïåðåâåäåí â êàðäèîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå ñàíàòîðèÿ «Ïðîêîïüåâñêèé» íà 24 ñóòêè îò íà÷àëà ÈÌ.

Ds: ÈÁÑ: ïåðâè÷íûé ì/î èíôàðêò ìèîêàðäà ïåðåãîðîäêè, âåðõóøêè, áîêîâîé ñòåíêè. ÕÊÍ 1 ñò, ÕÑÍ 1 ñò. ÔÊ 1

Ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü III ñò., ðèñê 4.

Èç àíàìíåçà.

Ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü 10 ëåò, ïîñòîÿííîé ãèïîòåíçèâíîé òåðàïèè íå ïîëó÷àë, ó êàðäèîëîãà íå íàáëþäàëñÿ.

Íà ôîíå èíòåíñèâíûõ ôèçè÷åñêèõ âïåðâûå âîçíèê ïðèñòóï äàâÿùå-æãó÷åé çàãðóäèííîé áîëè â ïîêîå äëèòåëüíîñòüþ îêîëî 30 ìèíóò, â ñâÿçè ñ ÷åì ïî ÑÌÏ áûë ãîñïèòàëèçèðîâàí â êàðäèîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå.  äèíàìèêå ïî ÝÊà ñôîðìèðîâàëèñü ïðèçíàêè ì/î ïåðåäíåãî èíôàðêòà ìèîêàðäà.

Ïðè îáñëåäîâàíèè â ñòàöèîíàðå:

OAK – á/î, ÎÀÌ – á/î.

R-ãðàôèÿ ÎÃÊ: èíôèëüòðàòèâíûõ èçìåíåíèé íåò. Íàðóøåíèé ãåìîäèíàìèêè ìàëîãî êðóãà íå âûÿâëåíî.

Ýõî-ÊÃ: ðàñøèðåíà ïîëîñòü ëåâîãî æåëóäî÷êà Àîðòà 3,2 ñì, ñòåíêè óïëîòíåíû. Êëàïàíû á/î. Çîí ãèïîêèíåçèè ìèîêàðäà íåò. Ô 45%.

 ñòàöèîíàðå êîðîíàðíûå áîëè íå ïîâòîðÿëèñü. Íà ìîìåíò ïåðåâîäà â ñàíàòîðèé îñâîèë IV ÑÄÀ.

Ïðè ïîñòóïëåíèè â ñàíàòîðèé æàëîá íå ïðåäúÿâëÿë.

Ïðè îáúåêòèâíîì îñìîòðå îáùåå ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå. Òåëîñëîæåíèå íîðìîñòåíè÷åñêîå. Êîæíûå ïîêðîâû íîðìàëüíîé îêðàñêè. Îòåêîâ íåò. Ïóëüñ 76 óäàðîâ â ìèí, ðèòìè÷íûé. Òîíû ñåðäöà ïðèãëóøåííûå, øóìû ñåðäöà îòñóòñòâóþò. ÀÄ 130/90 ìì ðò.ñò. ×Ä 18 â ìèí, ïðè ïåðêóññèè ëåãêèõ çâóê ëåãî÷íûé, äûõàíèå âåçèêóëÿðíîå, õðèïîâ íåò. ßçûê âëàæíûé, ÷èñòûé. Æèâîò ìÿãêèé, áåçáîëåçíåííûé. Ïå÷åíü íå óâåëè÷åíà

Íàçíà÷åíî ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå, ïîäîáðàííîå â ñòàöèîíàðå (íèòðàòû, ÁÀÁ, è ÏÔ, äåçàãðåãàíòû, ñòàòèíû).

Ïðè îáñëåäîâàíèè â ñàíàòîðèè:

 OAK, ÎÀÌ – áåç îñîáåííîñòåé. Ïî ÝÊà – ðèòì ñèíóñîâûé 68 óäàðîâ â ìèí, ãèïåðòðîôèÿ ìèîêàðäà ëåâîãî æåëóäî÷êà. Ì/î âåðõóøå÷íûé è áîêîâîé èíôàðêò ìèîêàðäà, â ñòàäèè ðóáöåâàíèÿ.

Ïî ñóòî÷íîìó ìîíèòîðèðîâàíèþ ÝÊà è ÀÄ çàðåãèñòðèðîâàí ñèíóñîâûé ðèòì 52-98 óäàðîâ â ìèí, îäèíî÷íàÿ æåëóäî÷êîâàÿ ýêñòàñèñòîëèÿ. Íàðóøåíèå ðèòìà ñîîòâåòñòâóåò I êëàññó ïî Ëàóíó. Èøåìè÷åñêèõ èçìåíåíèé íå âûÿâëåíî. Äèíàìèêà ÀÄ çà ñóòêè õàðàêòåðíà äëÿ óìåðåííîé àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè.

Ïî ÂÝÌ ïîðîãîâàÿ íàãðóçêà 100 âò ïðè äîñòèæåíèè ñóáìàêñèìàëüíîé ×ÑÑ áåç èøåìè÷åñêèõ èçìåíåíèé. Òðåíèðóþùèé ïóëüñ 100 óäàðîâ â ìèí.

Ó÷èòûâàÿ ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ – ÑÄÀ IV, 1 êëàññ òÿæåñòè. Íàçíà÷åíà ËÔÊ ïî IV ðåæèìó, äîçèðîâàííàÿ õîäüáà ïî 1 êì â äåíü â òåìïå 70 øàãîâ â ìèíóòó ÷åðåç 2 ÷àñà ïîñëå îáåäà, âåëîòðåíèðîâêè èíòåíñèâíîñòüþ 40 âò ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 10 ìèí çà 1 ÷àñ äî îáåäà êóðñîì 14 òðåíèðîâîê. Åæåäíåâíûå ïðîãóëêè â 2 ïðèåìà ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 2 ÷àñà íà ðàññòîÿíèå äî 5 êì.

Íà ôîíå ïðîâîäèìîãî ëå÷åíèÿ ó ïàöèåíòà ïðèçíàêîâ êîðîíàðíîé è ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè íå âûÿâëåíî.

Ïî ÝÊà – ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà. Ðåçóëüòàòû ñóòî÷íîãî ìîíèòîðèðîâàíèÿ ÝÊà è ÀÄ è ïîðîãîâàÿ íàãðóçêà ïî ÂÝÌ îñòàëèñü ïðåæíèìè. Ïàöèåíò ïåðåâåäåí íà V ÑÄÀ, êëàññ òÿæåñòè 1. Ïðîäîëæàë çàíÿòèÿ ËÔÊ ïî V ðåæèìó, äîçèðîâàííàÿ õîäüáà ïî 1,25 êì â òåìïå 80-90 øàãîâ â ìèíóòó, ïðîäîëæåíû âåëîòðåíèðîâêè èíòåíñèâíîñòüþ 40 Âò ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 10 ìèí. Ïðîãóëêè åæåäíåâíî â 2 ïðèåìà ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 2,5 ÷àñà íà ðàññòîÿíèå 7 êì

Ê ìîìåíòó âûïèñêè èç ñàíàòîðèÿ ó ïàöèåíòà ïðèçíàêîâ ñåðäå÷íîé è êîðîíàðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè íå áûëî, ïî ÝÊà – ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà, ïî ñóòî÷íîìó ìîíèòîðèðîâàíèþ ÝÊà è ÀÄ ðåãèñòðèðîâàëèñü îäèíî÷íûå æåëóäî÷êîâûå ýêñòðàñèñòîëû, ñîîòâåòñòâóþùèå I ãðàäàöèè ïî Ëàóíó.

Òàêèì îáðàçîì, íà ìîìåíò âûïèñêè ïàöèåíò îñâîèë V ÑÄÀ è ñîîòâåòñòâîâàë 1 êëàññó òÿæåñòè ïî ïðåäëîæåííîé êëàññèôèêàöèè.

Ïðèìåð 3.

Áîëüíîé Ì., 64 ëåò, ïåðåâåäåí â êàðäèîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå ñàíàòîðèÿ «Ïðîêîïüåâñêèé» íà 21 ñóòêè îò íà÷àëà ÈÌ.

Ds: ÈÁÑ: ïåðâè÷íûé êðóïíîî÷àãîâûé (ê/î) ïåðåäíå-ðàñïðîñòðàíåííûé èíôàðêò ìèîêàðäà. Àíåâðèçìà ïåðåäíåé ñòåíêè ëåâîãî æåëóäî÷êà, æåëóäî÷êîâàÿ ýêñòðàñèñòîëèÿ ÍÊ 0-1 ñò. Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ III, ðèñê 4, äåêîìïåíñàöèÿ.

Èç àíàìíåçà.

Ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü 10 ëåò, ïîñòîÿííîé ãèïîòåíçèâíîé òåðàïèè íå ïîëó÷àë, ó êàðäèîëîãà íå íàáëþäàëñÿ.

Íà ôîíå èíòåíñèâíûõ ôèçè÷åñêèõ âïåðâûå âîçíèê ïðèñòóï äàâÿùå-æãó÷åé çàãðóäèííîé áîëè â ïîêîå äëèòåëüíîñòüþ îêîëî 30 ìèíóò, â ñâÿçè ñ ÷åì ïî ÑÌÏ áûë ãîñïèòàëèçèðîâàí â êàðäèîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå.  äèíàìèêå ïî ÝÊà ñôîðìèðîâàëèñü ïðèçíàêè ê/î ïåðåäíåãî èíôàðêòà ìèîêàðäà.

Ïðè îáñëåäîâàíèè â ñòàöèîíàðå:

OAK – á/î, ÎÀÌ – á/î.

R-ãðàôèÿ ÎÃÊ: èíôèëüòðàòèâíûõ èçìåíåíèé íåò. Íàðóøåíèé ãåìîäèíàìèêè ìàëîãî êðóãà íå âûÿâëåíî.

Ýõî-ÊÃ: ðàñøèðåíà ïîëîñòü ëåâîãî æåëóäî÷êà Àîðòà 3,2 ñì, ñòåíêè óïëîòíåíû. Êëàïàíû á/î. Àêèíåçèè ïåðåäíåé ñòåíêè ëåâîãî æåëóäî÷êà è ìåææåëóäî÷êîâîé ïåðåãîðîäêè. Àíåâðèçìà â îáëàñòè âåðõóøêè. Ô 34%.

 ñòàöèîíàðå êîðîíàðíûå áîëè íå ïîâòîðÿëèñü. Íà ìîìåíò ïåðåâîäà â ñàíàòîðèé îñâîèë III ÑÄÀ.

Ïðè ïîñòóïëåíèè â ñàíàòîðèé æàëîá íå ïðåäúÿâëÿë.

Ïðè îáúåêòèâíîì îñìîòðå îáùåå ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå. Òåëîñëîæåíèå íîðìîñòåíè÷åñêîå. Êîæíûå ïîêðîâû íîðìàëüíîé îêðàñêè. Îòåêîâ íåò. Ïóëüñ 63 óäàðà â ìèí, ðèòìè÷íûé. Òîíû ñåðäöà ïðèãëóøåííûå, øóìû ñåðäöà îòñóòñòâóþò. ÀÄ 130/90 ìì ðò.ñò. ×Ä 18 â ìèí, ïðè ïåðêóññèè ëåãêèõ çâóê ëåãî÷íûé, äûõàíèå âåçèêóëÿðíîå, õðèïîâ íåò. ßçûê âëàæíûé, ÷èñòûé. Æèâîò ìÿãêèé, áåçáîëåçíåííûé. Ïå÷åíü íå óâåëè÷åíà

Íàçíà÷åíî ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå, ïîäîáðàííîå â ñòàöèîíàðå (íèòðàòû, ÁÀÁ, èÀÏÔ, äåçàãðåãàíòû, ñòàòèíû).

Ïðè îáñëåäîâàíèè â ñàíàòîðèè:

 OAK, OAM – áåç îñîáåííîñòåé. Ïî ÝÊà – ðèòì ñèíóñîâûé 60 óäàðîâ â ìèí, ãèïåðòðîôèÿ ìèîêàðäà ëåâîãî æåëóäî÷êà. Ê/î ïåðåäíèé èíôàðêò ìèîêàðäà, â ñòàäèè ðóáöåâàíèÿ. Àíåâðèçìà âåðõóøêè.

Читайте также:  Отсутствие изменений на экг при инфаркте миокарда

Ïî ñóòî÷íîìó ìîíèòîðèðîâàíèþ ÝÊà è ÀÄ çàðåãèñòðèðîâàí ñèíóñîâûé ðèòì 52-90 óäàðîâ â ìèí, îäèíî÷íàÿ æåëóäî÷êîâàÿ ýêñòðàñèñòîëèÿ. Íàðóøåíèå ðèòìà ñîîòâåòñòâóåò I êëàññó ïî Ëàóíó. Èøåìè÷åñêèõ èçìåíåíèé íå âûÿâëåíî. Äèíàìèêà ÀÄ çà ñóòêè õàðàêòåðíà äëÿ óìåðåííîé àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè.

Ïî ÂÝÌ ïîðîãîâàÿ íàãðóçêà 50 Âò áåç èøåìè÷åñêèõ èçìåíåíèé. Òðåíèðóþùèé ïóëüñ 88 óäàðîâ â ìèí.

Ó÷èòûâàÿ ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ – ÑÄÀ III, 3 êëàññ òÿæåñòè. Íàçíà÷åíà ËÔÊ ïî III ðåæèìó, äîçèðîâàííàÿ õîäüáà ïî 500 ì â òåìïå 70 øàãîâ â ìèíóòó, ÷åðåç 2 ÷àñà ïîñëå îáåäà, âåëîòðåíèðîâêè èíòåíñèâíîñòüþ 20 Âò ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 10 ìèí çà 1 ÷àñ äî îáåäà.

Íà ôîíå ïðîâîäèìîãî ëå÷åíèÿ ó ïàöèåíòà ïðèçíàêîâ êîðîíàðíîé è ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè íå âûÿâëåíî.

Ïî ÝÊà – ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà. Ðåçóëüòàòû ñóòî÷íîãî ìîíèòîðèðîâàíèÿ ÝÊà è ÀÄ è ïîðîãîâàÿ íàãðóçêà ïî ÂÝÌ îñòàëèñü ïðåæíèìè. Ïàöèåíò ïåðåâåäåí íà IV ÑÄÀ, êëàññ òÿæåñòè 3. Ïðîäîëæàë çàíÿòèÿ ËÔÊ ïî IV ðåæèìó, äîçèðîâàííàÿ õîäüáà ïî 700 ì â äåíü â òåìïå 80 øàãîâ â ìèíóòó, âåëîòðåíèðîâêè èíòåíñèâíîñòüþ 20 Âò ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 10 ìèí, êóðñîì 14. Åæåäíåâíûå ïðîãóëêè íà ðàññòîÿíèå äî 4 êì â äâà ïðèåìà ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 2 ÷àñà â äåíü.

Ê ìîìåíòó âûïèñêè èç ñàíàòîðèÿ ó ïàöèåíòà ïðèçíàêîâ ñåðäå÷íîé è êîðîíàðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè íå áûëî, ïî ÝÊà – ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà, ïî ñóòî÷íîìó ìîíèòîðèðîâàíèþ ÝÊà è ÀÄ ðåãèñòðèðîâàëèñü îäèíî÷íûå æåëóäî÷êîâûå ýêñòðàñèñòîëû, ñîîòâåòñòâóþùèå I ãðàäàöèè ïî Ëàóíó. Òàêèì îáðàçîì, íà ìîìåíò âûïèñêè ïàöèåíò îñâîèë IV ÑÄÀ è ñîîòâåòñòâîâàë 3 êëàññó.

Âûâîäû ê 3 ãëàâå:

Èç ïðèâåäåííûõ äàííûõ âèäíî, ÷òî ïðåäëîæåííûé ñïîñîá, èñïîëüçóåìûé â îòäåëåíèè ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ èíôàðêò ìèîêàðäà ÎÀÎ Ñàíàòîðèé «Ïðîêîïüåâñêèé», ïîçâîëÿåò ñíèçèòü ÷àñòîòó ðàçâèòèÿ ïîâòîðíûõ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ êàòàñòðîô (ïîâòîðíûé èíôàðêò ìèîêàðäà, îñòðîå íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ), ñíèçèòü âûõîä íà ïåðâè÷íóþ èíâàëèäíîñòü, ïîâûñèòü òîëåðàíòíîñòü ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå.

Ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû ïîçâîëÿþò ðåêîìåíäîâàòü äëÿ ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ, óñêîðåíèÿ êîìïåíñàòîðíî-ïðèñïîñîáèòåëüíûõ ïðîöåññîâ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, íîðìàëèçàöèè ïðîöåññà ïñèõîëîãè÷åñêîé ðåàäàïòàöèè ïîñëå èíôàðêòà ìèîêàðäà, ñîêðàùåíèå ñðîêîâ ïðåáûâàíèÿ â ñòàöèîíàðå ñî÷åòàòü ïðèìåíåíèå ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ñ ïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèåé óæå íà ðàííåì ýòàïå ðåàáèëèòàöèè. Áëàãîäàðÿ ðàííåìó âíåäðåíèþ óñîâåðøåíñòâîâàííîé ïðîãðàììû ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè â 19,1% áîëüíûõ ïðîäîëæèòåëüíîñòü ñòàöèîíàðíîãî ýòàïà ñîêðàòèëàñü íà 7-10 äíåé ïî ñðàâíåíèþ ñ îáùåïðèíÿòûìè òåðìèíàìè.

Çàêëþ÷åíèå

Ïîëèêëèíè÷åñêèé ýòàï ìåäèöèíñêîé ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ ñ èíôàðêòîì ìèîêàðäà íà÷èíàåòñÿ ïîñëå çàâåðøåíèÿ ëå÷åíèÿ â ãîñïèòàëå èëè ñïåöèàëèçèðîâàííîì êàðäèîëîãè÷åñêîì ñàíàòîðèè. Çàäà÷àìè ýòîãî ýòàïà ÿâëÿþòñÿ äèñïàíñåðíîå äèíàìè÷åñêîå íàáëþäåíèå, ïîääåðæàíèå òðóäîñïîñîáíîñòè áîëüíûõ íà äîñòèãíóòîì óðîâíå èëè åå ïîâûøåíèå, îöåíêà ñîñòîÿíèÿ òðóäîñïîñîáíîñòè, ðàöèîíàëüíîå òðóäîóñòðîéñòâî, ïðåäóïðåæäåíèå ïðîãðåññèðîâàíèÿ èëè îáîñòðåíèé ÈÁÑ è ðåöèäèâîâ èíôàðêòà ìèîêàðäà, îáåñïå÷åíèå ñàíàòîðíî-êóðîðòíûì ëå÷åíèåì.

Âûÿâëåíà âûñîêàÿ ÷àñòîòà òðåâîæíî-äåïðåññèâíûõ ðàññòðîéñòâ ñðåäèïàöèåíòîâ ïîæèëîãî âîçðàñòà, ñòðàäàþùèõ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ïàòîëîãèåé. Íà ôîíå òðåâîæíî-äåïðåññèâíûõ ðàññòðîéñòâ ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ, ìîçãîâîé èíñóëüò, ñòåíîêàðäèÿ, ôèáðèëëÿöèÿ ïðåäñåðäèé è îáëèòåðèðóþùèé àòåðîñêëåðîç àðòåðèéíèæíèõ êîíå÷íîñòåé.

Ïðîäåëàííàÿ ðàáîòà ïî èññëåäîâàíèþ îñîáåííîñòåé âîññòàíîâëåíèÿ çäîðîâüÿ ïàöèåíòîâ, ïåðåíåñøèõ èíôàðêò ìèîêàðäà, ïîçâîëÿåò íàì ñäåëàòü ðÿä âûâîäîâ.

1. Èíôàðêò ìèîêàðäà – ñåðüåçíîå è òÿæåëîå çàáîëåâàíèå, êîòîðîå ñåãîäíÿ çàíèìàåò îäíî èç âåäóùèõ ìåñò ñðåäè ïðè÷èí ñìåðòíîñòè.  Ðîññèè èíôàðêò ìèîêàðäà – îñîáàÿ ïðîáëåìà, òðåáóþùàÿ ìàêñèìàëüíî áûñòðîãî ðåøåíèÿ.

2. Ïî èòîãàì êîíñòàòèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà ìû ñäåëàëè ñëåäóþùèå âûâîäû: ó âñåõ áîëüíûõ ÈÁÑ èìåþòñÿ çíà÷èòåëüíûå ñäâèãè â íåðâíî- ïñèõè÷åñêîé ñôåðå. Ýòè ñäâèãè êàñàþòñÿ ðàçíûõ çâåíüåâ öåíòðàëüíîé è ïåðèôåðè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû.

Áîëüíûå ñ èíôàðêòîì ìèîêàðäà ñòàíîâÿòñÿ ðàçäðàæèòåëüíûìè, àãðåññèâíûìè. Ïîñòîÿííûé ñòðåññ ñòàíîâèòñÿ äîïîëíèòåëüíûì ôàêòîðîì, óõóäøàþùèì ñîñòîÿíèå áîëüíûõ. Ïîýòîìó ïðèìåíåíèå ÀÔÊ âàæíî íå òîëüêî äëÿ àäàïòàöèè îðãàíèçìà ê íàãðóçêàì, íî è êàê ñðåäñòâà ñíÿòèÿ ñòðåññà.

Ó áîëüíûõ, ïåðåí¸ñøèõ èíôàðêò ìèîêàðäà óðîâåíü òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì çíà÷èòåëüíî ñíèæåí.

Ðåçóëüòàòû ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà ïîäòâåðäèëè íàøó èñõîäíóþ ãèïîòåçó î ïðèíöèïèàëüíîé âîçìîæíîñòè êîìïëåêñíîé ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ, ïåðåí¸ñøèõ èíôàðêò ìèîêàðäà. Öåëåíàïðàâëåííàÿ è èíäèâèäóàëüíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ ñ èíôàðêòîì ìèîêàðäà ñðåäñòâàìè àäàïòèâíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû, àðîìàòåðàïèè è ïñèõîðåëàêñàöèè, ñïîñîáñòâîâàëî áîëåå áûñòðîìó âîññòàíîâëåíèþ ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî çäîðîâüÿ.

Èç ïðèâåäåííûõ äàííûõ âèäíî, ÷òî ïðåäëîæåííûé ñïîñîá, èñïîëüçóåìûé â îòäåëåíèè ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ èíôàðêò ìèîêàðäà ÎÀÎ Ñàíàòîðèé «Ïðîêîïüåâñêèé», ïîçâîëÿåò ñíèçèòü ÷àñòîòó ðàçâèòèÿ ïîâòîðíûõ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ êàòàñòðîô (ïîâòîðíûé èíôàðêò ìèîêàðäà, îñòðîå íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ), ñíèçèòü âûõîä íà ïåðâè÷íóþ èíâàëèäíîñòü, ïîâûñèòü òîëåðàíòíîñòü ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå.

 ðåçóëüòàòå ïðîâåäåíèÿ ñàíàòîðíîé ðåàáèëèòàöèè ïî èññëåäóåìîé ïðîãðàììå ó ïàöèåíòîâ èçìåíèëàñü ñàìîîöåíêà. Ó íèõ ñòàëà ïðåîáëàäàòü îáùèòåëüíîñòü, æèçíåðàäîñòíîñòü, ýíåðãè÷íîñòü, ñïîêîéñòâèå. Ïàöèåíòû ñòàëè ìåíåå ðàçäðàæèòåëüíû.

Òàêèì îáðàçîì, ó èññëåäóåìûõ ñòàëè ïðåîáëàäàòü ïîçèòèâíûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè íàä íåãàòèâíûìè.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Àêóëåíêî Ë.Â., Óãàðîâ È.Â. Ìåäèöèíñêàÿ ãåíåòèêà: ó÷åáíèê/ïîä ðåä. Î.Î. ßíóøåâè÷à, Àðóòþíîâà Ä.Ñ. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-ìåäèà, 2011. – 208 ñ.

2. Àëåêñàíäðîâ, Â.Â. Îñíîâû âîññòàíîâèòåëüíîé ìåäèöèíû è ôèçèîòåðàïèè: ó÷åá. ïîñîáèå – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2013. – ñ. 131

3. Àðîíñîí, Ô. Íàãëÿäíàÿ êàðäèîëîãèÿ TheCardiovascularSystemataGlance /Ô. Àðîíñîí, Âàðä Äæ., Ã. Âèíåð ; ïåð. ñ àíãë., ïîä ðåä. Ñ.Ë. Äçåìåøêåâè÷à. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2011. – 120 ñ

4. Àðóòþíîâ, Ã.Ï. Òåðàïèÿ ôàêòîðîâ ðèñêà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèé. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2010. – 672 ñ

5. Àñòàøêèí, Å.È. Ðîëü L-êàðíèòèíà â ýíåðãåòè÷åñêîì îáìåíå êàðäèîìèîöèòîâ è ëå÷åíèè çàáîëåâàíèé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû / Å.È. Àñòàøêèí, Ì.Ã. Ãëåçåð // Êàðäèîëîãèÿ è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ õèðóðãèÿ. – 2012. – ¹ 6. – Ñ. 58-65.

6. Àóõàäååâ Ý.È. Ââåäåíèå â åäèíóþ íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêóþ ñïåöèàëüíîñòü «Âîññòàíîâèòåëüíàÿ ìåäèöèíà, ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà è ñïîðòèâíàÿ ìåäèöèíà, ôèçèîòåðàïèÿ è êóðîðòîëîãèÿ» – Ïðàêò. Ìåäèöèíà, 2010 ã. – ¹ 41. – ñ.123-125

Читайте также:  Витамин е и инфаркт миокарда

7. Áåçîòå÷åñòâî Ê.È. Ñïîðòèâíî-âîññòàíîâèòåëüíûé ìàññàæ: ó÷åá. Ïîñîáèå. Ì-âî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè ÐÔ, Ôåäåðàëüíîå ãîñ. áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñø. ïðîô. îáðàçîâàíèÿ «Òîìñêèé ãîñ. ïåä. óí-ò» (ÒÃÏÓ). -2011 ã. – 119 ñ.

8. Áåëåíêîâ, Þ.Í. Ãèïåðòðîôè÷åñêàÿ êàðäèîìèîïàòèÿ [Òåêñò] / Þ.Í. Áåëåíêîâ, Å.Â. Ïðèâàëîâà, Â.Þ. Êàïëóíîâà. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2011. – 392 ñ.

9. Áåííåò, Ä. Õ. Ñåðäå÷íûå àðèòìèè; ïîä ðåä. Â.À. Ñóëèìîâà, ïåð. ñ àíãë. Ì.Â. Ñûðöîâîé. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2010. – 440 ñ.

10. Áèðþêîâ À.À., Ñàðêèçîâ-Ñåðàçèíè È.Ì. è åãî øêîëà ïî ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðå, ëå÷åáíîìó è ñïîðòèâíîìó ìàññàæó – ËÔÊ è ìàññàæ. Ñïîðòèâíàÿ ìåäèöèíà, 2008 ã. – ¹ 5. – Ñ. 10-19.

11. Áîëåçíè ñåðäöà ïî Áðàóíâàëüäó: ðóêîâîäñòâî ïî ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ìåäèöèíå /Ïîä ðåä. Ï. Ëèááè; ïåð. ñ àíãë., ïîä îáù. ðåä. Ð.Ã. Îãàíîâà.  4 ò. Òîì 1: ãëàâû 1-20. – Ì.:Ðèä Ýëñèâåð, 2010. – 624 ñ.

12. Âàñè÷êèí Â.È. Âñå ïðî ìàññàæ: [îñíîâíûå ïðèíöèïû, ïðèåìû ìàññàæà, ñàìîìàññàæ, àïïàðàòíûé ìàññàæ, òî÷å÷íûé ìàññàæ, ñïîðòèâíûé ìàññàæ] – Ì.: ÀÑÒ: Ïîëèãðàôèçäàò ; ÑÏá.: Ïîëèãîí, 2011 ã. – 303 ñ.

13. Âîëêîâ, Â.Ñ. Ôàðìàêîòåðàïèÿ è ñòàíäàðòû ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû. – Ì.: ÌÈÀ, 2010. – 360 ñ.

14. Ãîâîðèí À.Â. Íåêîðîíàðîãåííûå ïîðàæåíèÿ ìèîêàðäà: ìîíîãðàôèÿ /ÌÇ è ÑÐ, ×èòèíÃÌÀ. – Íîâîñèáèðñê: Íàóêà, 2010. – 230 ñ.

15. Äàâåé, Ïàòðèê Íàãëÿäíàÿ ÝÊÃ /ECG at a Glance / Äàâåé Ïàòðèê ; ïåð. ñ àíãë.,ïîä ðåä. Ì.Â. Ïèñàðåâà. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2011. – 168 ñ

16. Åïèôàíîâ Â.À. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà è ìàññàæ: ó÷åáíèê äëÿ ìåä. ó÷èëèù è êîëëåäæåé / Â. À. Åïèôàíîâ. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2012 ã. – 2-å èçä. ïåðåðàðá. è äîï. – 525 ñ.

17. Åïèôàíîâ, Â.À. Âîññòàíîâèòåëüíàÿ ìåäèöèíà – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2012 – 20ñ.

18. Åïèôàíîâ, Â.À. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà è ìàññàæ, 2-å èçä., ïåðåðàá. è äîï. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2014 – 20ñ

19. Çàâèñèìîñòü ïîêàçàòåëåé ñóáêëèíè÷åêñîãî àòåðîñêëåðîçà îò òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå ó áîëüíûõ èøåìè÷åêñîé áîëåçíüþ ñåðäöà

20. Çîáêîâ, Â.Â. Íîâûå âîçìîæíîñòè ïðè îöåíêå ðåàáèëèòàöèè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû ïîñëå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè / Òåîðèÿ è ïðàêòèêà ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû. – 2012. – ¹ 11. – Ñ. 27-29

21. Èáàòîâ, À.Ä. Îñíîâû ðåàáèëèòîëîãèè – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2013. – ñ. 148-153

22. èííîâàöèè êîìáèíèðîâàííîé òåðàïèè: íàó÷.-ìåòîä. ïîñîáèå / Ñ.È. Êóçíåöîâ, Ï.È. Ðîìàí÷óê, Ã.Ã. Øèøèí ; Ìèíçäðàâñîöðàçâèòèÿ ÑÎ, ÃÁÎÓ ÂÏÎ «ÑàìÃÌÓ», ÃÓÇ ÑÎ «Ãåðèàòðè÷åñêèé íàó÷.-ïðàêò. öåíòð». – Ñàìàðà: Âîëãà-Áèçíåñ, 2011. – 288 ñ

23. Êàðäèîíåâðîëîãèÿ. //Ïîä ðåä. Ñóñëèíîé Ç.À., Ôîíÿêèíà À.Â. – Ì.: ÈÌÀ-ÏÐÅÑÑ, 2011ã.- 264 c.

24. Êîðíååâ, Í.Â. Ôóíêöèîíàëüíûå íàãðóçî÷íûå ïðîáû â êàðäèîëîãèè – Ì.: Ìåäèêà, 2007. – 128 ñ

25. Êîñàðåâ, Â.Â. Êëèíè÷åñêàÿ ôàðìàêîëîãèÿ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, ïðèìåíÿåìûõ ïðè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèÿõ – Ìèíçäðàâñîöðàçâèòèÿ ÐÔ, ÃÎÓ ÂÏÎ «ÑàìÃÌÓ». – Ñàìàðà: Îôîðò, 2010.

26. Êóçíåöîâ, Ñ.È. Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòîíèÿ è àðòåðèàëüíàÿ ãèïîòîíèÿ:

27. Ëóïàíîâ, Â.Ï. Ñîâðåìåííîå ëå÷åíèå ñòàáèëüíîé èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà: íàó÷. îáçîð / Â.Ï. Ëóïàíîâ // Òåðàïåâò. – 2013. – ¹ 2. – Ñ. 33-45.

28. Ëó÷åâàÿ äèàãíîñòèêà áîëåçíåé ñåðäöà è ñîñóäîâ; ÀÑÌÎÊ. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2011. – 688 ñ.

29. Ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå íàðóøåíèé ðèòìà ñåðäöà / ïîä ðåä. Â. . Ñóëèìîâà. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2011. – 448 ñ.

30. Íîñêîâ [è äð.] Òåðàïåâòè÷åñêèé àðõèâ. – 2013. – ¹ 1. – Ñ. 20-24.

31. Íîñêîâ Ñ.Ì. [è äð.]. Ðåàáèëèòàöèÿ ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñåðäöà è ñóñòàâîâ – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2010. – 638 ñ.

32. Îáðàç æèçíè ïîñëå èíôàêòà ìèîêàðäà: ïðàêò. ðåê. äëÿ ïàöèåíòîâ ñ èøåìè÷. áîëåçíüþ ñåðäöà / ÂîëÃÌÓ, Äåïàðòàìåíò ïî çäðàâîîõð. àäì. ã. Âîëãîãðàäà, Ãîðîä. êëèíè÷. áîëüíèöà ¹ 3. – Âîëãîãðàä, 2010. – 56 ñ

33. Îïè Ë.Õ. Ãåðø Á.Äæ., ïåð. ñ àíãë.; ïîä îáù. ðåä. è ñ äîï. ïðîô. Â.Í. Õèðìàíîâà. – Ì.: Ðèä Ýëñèâåð, 2010. – 784 ñ

34. Ïîãîñîâà Ã.Â. Èøåìè÷åñêàÿ áîëåçíü ñåðäöà: ðóêîâîäñòâî; ïîä ðåä. Ð.Ã. Îãàíîâà; ÂÍÎÊ. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2011. – 112 ñ

35. Ðåàáèëèòàöèÿ ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû / ïîä ðåä. È.Í. Ìàêàðîâîé. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2010. – 304 ñ

36. Ðóìÿíöåâà Ñ.À., Ñòóïèí Â.À., Àôàíàñüåâ Â.Â. è äð. Âòîðîé øàíñ (ñîâðåìåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ îá ýíåðãîêîððåêöèè) – Ì.: Ìåäèöèíñêàÿ êíèãà, 2011 ã. – 176 ñ.

37. Ñòðþê Ð.È. [è äð.] Ïàðàìåòðû ìèêðîöèðêóëÿöèè ó áîëüíûõ èíôàðêòîì ìèîêàðäà// Òåðàïåâòè÷åñêèé àðõèâ. – 2012. – ¹ 12. – Ñ. 8-12

38. Ñóñëèíà 3.À., Ìàêñèìîâà Ì.Þ.×àñòíàÿ íåâðîëîãèÿ. – Ì.: «Ïðàêòèêà», 2012 ã. – 272 c.

39. Òåðíîâîé, Ñ.Ê. ÌÑÊÒ ñåðäöà / Ñ.Ê. Òåðíîâîé, È.Ñ. Ôåäîòåíêîâ. – Ì.:ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2011. – 112 ñ.

40. Òîò, Ï.Ï. Íàðóøåíèÿ ëèïèäíîãî îáìåíà = Practical Lipid Management:Concepts and Controversies / Ï.Ï. Òîò, Ê. Ê. Ìýêè ; ïåð. ñ àíãë. ïîä ðåä. Â. Â. Êóõàð÷óêà.- Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2010. – 272 ñ

41. Òóðîâà Å.À. Âëèÿíèå ðàçëè÷íûõ âèäîâ ìàññàæà íà ïîêàçàòåëè áèîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà ó ëèö ñòàðøå 30 ëåò – Âîïð. êóðîðòîëîãèè, ôèçèîòåðàïèè è ëå÷åá. ôèç. êóëüòóðû. 2012 ã. – ¹ 3. – ñ. 33-36.

42. Õàìì, Ê. Ýëåêòðîêàðäèîãðàôèÿ: êàðìàí. ñïðàâ. / Ê. Õàìì, Ø. Âèëëåìñ ;ïåðåâîä ñ íåì., ïîä ðåä. À.Â. Ñòðóòûíñêîãî. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2010. – 352 ñ.

43. Õóáóòèÿ, Ì.Ø. Ðåïåðôóçèîííàÿ òåðàïèÿ â îñòðîì ïåðèîäå èíôàðêòà ìèîêàðäà/ Ì.Ø. Õóáóòèÿ, Ã.À. Ãàçàðÿí, È.Â. Çàõàðîâ. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2010. -168 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник