Занятие по острой сердечной недостаточности

ОСТРАЯ СОСУДИСТАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
Острая сосудистая недостаточность развивается при нарушении нормального соотношения между емкостью сосудистого русла и объемом циркулирующей крови. Она развивается при уменьшении количества крови в организме (кровопотеря, обезвоживание) или при падении сосудистого тонуса.
Клиническими проявлениями острой сосудистой недостаточности являются обморок, коллапс и шок.
ОБМОРОК – острая сосудистая недостаточность, которая проявляется кратковременной потерей сознания, вызванной гипоксией мозга.
Выделяют следующие наиболее частые причины возникновения обморока:
Кардиальные (брадиаритмии по типу А-В-блокады II-III степеней с приступами Морганьи-Адамса-Стокса, синдром слабости синусового узла, стеноз устья аорты, недостаточность аортальных клапанов, кардиты).
Вазовазальные (артериальная гипотензия, психоэмоциональные перегрузки, пребывание в душном помещении, страх, испуг, болевой синдром).
Ортостатические.
Цереброваскулярные.
Гипогликемические.
Гиповолемические.
Предрасполагающие факторы:
– молодой возраст, преимущественно поражаются подростки,
– переутомление,
– волнение,
– испуг,
– нахождение в душном помещении,
– резкая перемена положения из горизонтального в вертикальное.
В клинической картине обморока выделяют три стадии.
Первая стадия – предсинкопальное состояние, или состояние предвестников, проявляется слабостью, мельканием «мушек» перед глазами, шумом в ушах, тошнотой, чувством нехватки воздуха.
Вторая стадия – синкоальное состояние характеризуется кратковременной потерей сознания.
Объективно:
– больной бледен, покрыт холодным потом,
– конечности холодные,
– пульс слабого наполнения и напряжения,
– артериальное давление снижено,
– сознание отсутствует,
– тоны сердца приглушены,
– дыхание редкое, поверхностное.
Обычно обморок длится от нескольких секунд до 3-5 минут. Характерным является быстрое и полное восстановление сознания, больной полностью ориентируется в окружающем, помнит обстоятельства, предшествующие обмороку.
Клиника третьего (постсинкопального) периода зависит от причины обморока. При артериальной гипотензии сохраняются гипергидроз, снижение АД, головокружение.
После гипогликемического обморока длительно сохраняются сонливость, мышечная слабость, головная боль.
В случае кардиального обморока больного беспокоят боли за грудиной, перебои в работе сердца.
Дифференциальную диагностику обморока проводят с эпилептическим припадком, для которого характерны потеря сознания, сопровождающаяся гиперсаливацией, непроизвольным мочеиспусканием, судорогами. После окончания приступа эпилепсии больной дезориентирован в пространстве и времени. После этого приступа наступает продолжительный сон.
Первая помощь:
– уложить больного с опущенным головным или приподнятым ножным концом; если уложить не удается, то усадить с низко опущенной головой,
– обеспечить доступ свежего воздуха, расстегнуть стесняющую одежду,
– сбрызнуть лицо холодной водой или похлопать по щекам,
– дать вдохнуть пары нашатырного спирта,
– ввести подкожно или внутримышечно кордиамина 2,0 мл 25% или 2,0 мл 20% кофеина,
– оксигенотерапия (увлажненный кислород),
– внутривенно ввести 90 мг преднизолона на физиологическом растворе натрия хлорида,
– внутривенно капельно ввести 400,0 мл реополиглюкина или полиглюкина.
Провести патогенетическую терапию. При гемморагическом коллапсе остановить кровотечение, введя кровоостанавливающие средства:
– викасол – 3,0 мл внутривенно,
– этамзилат натрия 12,5% – 2,0 мл внутривенно,
– аминокапроновая кислота 5% 50,0 мл внутривенно капельно,
– хлорид кальция – 10,0 мл 10% раствора внутривенно.
При кардиогенном коллапсе – лечение инфаркта миокарда.
При отравлении, ожогах, инфекциях – провести дезинтоксикационную терапию.
Тактика
При стабилизации состояния больного госпитализировать в соответствующий профиль отделения.
Транспортировка: лежа на носилках.
Классификация:
– гиполволемический
– травматический
– ожоговый
– холодовой
– кардиогенный
– гемотрансфузионный
– анафилактический
– инфекционный
– токсический
– септический.
Гиповолемический шок развивается вследствие кровопотери, неукротимой рвоты, диареи, приводящей к потере тканями жидкости и за счет снижения объема циркулирующей крови (ОЦК) к возникновению гипоксии тканей и метаболическому ацидозу.
Клиника:
Различают две фазы шока.
Первая фаза шока называется эректильной.
При травматическом шоке эта фаза короткая и более выражена при ожоговом шоке. Для этой фазы шока характерны:
– возбуждение
– учащение пульса
– кратковременное повышение АД.
Вторая фаза называется торпидной. Она проявляется:
– заторможенностью или отсутствием сознания
– резким снижением АД
– редким поверхностным дыханием
– учащением пульса слабого наполнения и напряжения
– бледностью кожных покровов
– анурией
– снижением температуры тела.
Первая помощь:
– оксигенотерапия
– обезболивание 1,0 мл 1% раствора морфина или промедола, или фентанила внутривенно медленно на 10,0 мл физиологического раствора натрия хлорида
– 1,0 мл 1% димедрола для потенцирования эффекта наркотических анальгетиков
– 120-150 мг преднизолона внутривенно на физиологическом растворе натрия хлорида
– дофамин – 5,0 мл 0,5% раствора на 5% растворе глюкозы внутривенно капельно
– реополиглюкин от 400,0 до 1000,0 мл внутривенно капельно.
И далее в зависимости от происхождения шока – патогенетическая терапия.
Тактика
После стабилизации состояния больного госпитализировать в реанимационное отделение.
Транспортировка: лежа на носилках, с опущенным головным концом.
Источник
Разработка урока по Основам безопасности жизнедеятельности
Класс, предмет: 11 класс, Основы безопасности жизнедеятельности.
Тема урока: Доврачебная помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Вид урока: Комбинированный.
Цели урока: Дать общее понятия сердечно-сосудистых заболеваний. Сформировать у учащихся умения определять симптомы инсульта, сердечного приступа. Сформировать специальные умения по оказанию помощи при инсульте и острой сердечной недостаточности. Способствовать воспитанию ответственности за будущее. Развить навыки принятия ответственных решений.
Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, фантом человека.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вводная часть.
Мотивация урока.
Содержание нового материала.
Закрепление пройденного материала.
Самостоятельная работа.
Домашняя работа.
Мы продолжаем знакомиться с вами с основами медицинских знаний. Сегодня мы рассмотрим такую проблему как сердечно-сосудистые заболевания. Оказание первой помощи.
Тема очень актуальна. По статистики сердечно-сосудистые заболевания занимают 1 место по смертности людей. Причем это заболевание «омолаживается», т.к. оно уже встречается среди молодых.
Какие вы знаете наиболее распространенные заболевания сердечно – сосудистой системы?
Показ презентации, комментирование:
1 слайд – Сердечно-сосудистые заболевания.
2 слайд – Причины сердечно-сосудистых заболеваний.
3 слайд – Симптомы при острой сердечной недостаточностью.
4 слайд – Оказание доврачебной помощи при острой сердечной недостаточностью.
5 слайд – Инсульт, признаки инсульта.
6 слайд – Оказание доврачебной помощи при инсульте.
Предложен фантом человека. Демонстрация оказания доврачебной помощи человеку при заболеваниях сердечно-сосудистой системе.
Предлагается решить ситуационные задачи по вариантам:
Задача №1: Дворник подметал двор. Вдруг вы заметили, что он стал шумно дышать, кашлять, у него усиливается отдышка. Посинели губы, кончик носа, пальцы. Человек в страхе. Ваши действия…
Задача №2: Женщина пожилого возраста болтающей походкой подошла к сиденью, чтобы сесть. На вы заметили, что её лицо ассиметрично. Левый уголок рта опущен, неподвижна левая рука. Левая стопа повернута кнаружи. Ваши действия…
Составить санбюллетень «Профилактика сердечно сосудистых заболеваний».
Предполагаемые ответы учащихся; «эталонные» результаты выполнения заданий; формы деятельности и виды активности; и пр.
Предполагаемые ответы учащихся: инфаркт, порок сердца, инсульт, сердечная недостаточность, гипертония.
Дети в рабочих тетрадях записывают симптомы, алгоритм оказания первой помощи.
Несколько учащихся при помощи учителя показывают алгоритм оказания первой помощи при инсульте, острой сердечной недостаточности.
Эталон ответа задачи №1: больного необходимо удобно усадить на скамью (спина должна быть максимально приподнята), успокоить. Вызвать скорую помощь 03, моб.т. 112, описав диспетчеру симптомы. Спросить у больного есть ли у него сердечные таблетки, помочь дать. Ослабить тугую одежду у него на шее, груди, талии. Побрызгать пострадавшему на лицо и шею прохладной водой. Не оставлять человека пока не приедет скорая помощь.
Эталон ответа задачи №2: Попросить больного назвать свое имя, надуть щеки или улыбнуться. Если он не сможет ответить, надуть щеки или улыбнуться, то возможно у больного инсульт. Необходимо успокоить пострадавшего, чтобы волнением не усугубить ситуацию;
уложить больного, голову поднять на 30 градусов;
ослабить одежду — ворот, ремень; обеспечить приток воздуха; при возможности
опустить ноги в таз с горячей водой или положить к ногам грелку, чтобы помочь оттоку крови от мозга. Срочно вызвать скорую помощь 03, по моб.т. 112
Список литературы
1. Основы безопасности жизнедеятельности. О-75 11кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. – 12-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2012.
2. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. – 11 класс – М.: Дрофа, 2013.
3. https://images.yandex.ru
4. https://yandex.ru
5. http;// nsportal.ru
6. https:// googl.ru
Источник
План-конспект
Урока по ОБЖ в 11 классе по теме:
«Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте».
Учитель:
Цель урока: Формирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход за больным.
Задачи: а) Образовательная :
-сформировать специальные умения по оказанию помощи при инсульте и инфаркте, уходе за больным;
-обеспечить в ходе урока повторение вопросов физиологии и анатомии сердца;
-обобщить понятия инфаркта и инсульта, их отличительные признаки.
б) Воспитательная:
-способствовать воспитанию ответственности за будущее;
-уделить внимание социальному воспитанию.
в) Развития:
-навыков принятия ответственных решений;
-планирование здорового будущего;
-интеллекта: познавательного интереса, речи, словарного запаса.
Формы проведения: общеклассная, индивидуальная.
Оборудование:
таблички с симптомами инфаркта и инсульта;
таблица «Анатомия сердца и мозга»;
магнитофонная запись вызова «скорой помощи».
Методы урока:
Организация учебно-познавательной деятельности: словесно-дедуктивный, репродуктивный.
Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно-поисковой.
Стимулирование ответственности: убеждение-упражнение.
Контроль: устный, письменный.
Ход урока:
1. Подготовка к эффектному восприятию.
Учитель ОБЖ:
– Эпиграфом к нашему уроку можно привести слова Л.Н. Толстого: «Все мысли о смерти нужны для жизни», а тема урока- заболевания сердечно- сосудистой системы, оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы:
1. Причины сердечно – сосудистых заболеваний.
2. Симптомы инсульта и инфаркта, оказание первой помощи.
3. Клиника и прогноз инсульта и инфаркта.
4. Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний.
5. Правила ухода за больным.
Хотелось бы узнать, такие ассоциации у вас вызывает слово «сердце» (варианты ответов записываются на доске: боль, мотор, любовь, смерть, жизнь и т.д.)
2. Изложение нового материала.
Учитель ОБЖ:
– Итак, жизнь, смерть, сердце. Все эти понятия взаимосвязаны между собой. Часто причиной смерти являются болезни сердечно – сосудистой системы. Какие вы знаете наиболее распространенные заболевания сердечно – сосудистой системы? (Варианты ответов (В.О.): инфаркт, порок сердца, инсульт, сердечная недостаточность, гипертония). Как видим, болезней много. Какое же место по смертности эти заболевания занимают среди других, не менее распространенных: СПИД, язва желудка, астма, сахарный диабет? Хотелось бы знать ваше мнение.
Учащийся:
Мнение старшеклассников нашей школы позволил выявить недавно проведенный социологический опрос (вопросы в приложении). Из 130 опрошенных- 44%. почти половина, на первом месте среди заболеваний, представляющих угрозу здоровью человека, поставили сердечно – сосудистые заболевания.
Учитель ОБЖ:
– А что же говорит официальная статистика? Какое же положение в мире на самом деле?
1. Оказывается, сердечно – сосудистые заболевания стоят на первом месте по количеству умерших людей.
2. Инсульт занимает первое место по инвалидности среди больных.
3. Только каждый пятый, перенесший инсульт, возвращается к полноценной жизни.
4. В Гороховецком районе много людей, у которых повышено давление, и только 15% об этом знают.
То есть и официальная статистика, и мнение наших учащихся совпали и подтвердили, что, не зря сердечно – сосудистые заболевания называют болезнями века.
Учащийся:
– По мнению наших старшеклассников, главные причины, провоцирующие сердечно – сосудистые заболевания, следующие:
– малоподвижный образ жизни;
– курение, употребление алкоголя;
– стрессы;
– нерациональное питание.
Учитель ОБЖ:
– В этот список можно добавить и такие факторы риска:
– избыточная масса тела;
– нарушение углеводно – солевого обмена;
– генетический фактор.
Среди всех сердечно – сосудистых заболеваний наиболее серьезные – инсульт и инфаркт. Как же распознать их, в чем отличие?
Учитель ОБЖ:
– Предлагаю вам ряд возникших симптомов у больного (зачитываются карточки и вывешиваются на доску):
Слабость в руках, ногах, потеря чувствительности на лице
Нарушение зрения
Боль отдает в левую руку, плечо
Внезапная головная боль
Человек потеет, бледнеет, может упасть в обморок
Головокружение, потеря равновесия, двоение в глазах, обморок
Сердце будто сжимается в кулак
Резкая боль за грудиной, не помогает нитроглицерин
Задание для самостоятельной работы в тетради:
1-й вариант – выписывает симптомы, считающиеся проявлением инфаркта;
2-й вариант – симптомы проявления инсульта.
После выполнения – разбор задания.
Надеюсь, что вы правильно распознаете симптомы инфаркта и инсульта в жизни. А какими же будут первые ваши действия по оказанию помощи? (Включается запись вызова «скорой помощи» и сирены.)
Да, конечно же, самое первое – это вызвать «скорую помощь». Но что можно сделать до врачебного вмешательства?
1. Прежде всего больного необходимо удобно уложить, не перекладывая, там, где с ним случился приступ.
2. Расстегнуть затрудняющую дыхание одежду: ворот, галстук, ремень брюк.
3. Голову повернуть на бок, чтобы не западал язык.
4. Осторожно положить теплую грелку к ногам.
Часто инфаркты, инсульты сопровождаются потерей сознания- обморока. Можно ли привести человека в чувство до приезда врачей, используя не только нашатырный спирт, но и старинные народные способы? Оказывается, да, мудрость народная безгранична.
Учащийся:
– Что можно сделать, чтобы помочь упавшему в обморок?
– Побрызгайте на лицо и грудь водой.
– Возьмите его за мизинец и резкими и сильными движениями сжимайте, массируя, таким образом, от основания к ногтю, слева и справа. Такими же сильными движениями после этого помассируйте большой палец.
– Возьмите мочки ушей и несколько раз сильно сдавите.
*Несколько раз надавите на пальцы у основания ногтей.
Обычно после этого человек приходит в себя, дайте ему горячего сладкого чаю или кофе.
Учитель ОБЖ:
– Что же можно предпринять вам, молодым людям, для профилактики сердечно – сосудистых заболеваний?
Учащийся:
– Десяти – и одиннадцатиклассники сами предлагали следующие профилактические мероприятия:
1. Регулярно посещать врачей.
2. Соблюдать режим дня.
3. Принимать витамины.
4. Бегать по утрам.
Но наиболее часто в опросе предлагалось:
1. Вести здоровый образ жизни, особенно уделять внимание физическим упражнениям.
2. Избегать стрессовых ситуаций и самим их не создавать.
3. Не иметь вредных привычек.
Очень хотелось бы, чтобы эти предложения оставались не только благими пожеланиями, но и проводились в жизнь всеми учениками нашей школы.
Учитель ОБЖ:
– Возможным исходом болезни является паралич, парез, инвалидность.
Иногда это временное состояние, как это было с актрисой Натальей Гундаревой: тяжелейший инсульт, а сейчас она говорит, ходит, и надеется, что еще выйдет на сцену. А иногда человек остается недвижим и до конца жизни. Как организовать правильный уход за больным?
Под уходом понимается:
– поддержание санитарно-гигиенических условий в комнате больного;
– устройство удобной постели и ее чистота;
– оказание помощи во время приема пищи, туалета;
– поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением;
– организация досуга больного;
– регулирование посещений больного сослуживцами, родственниками.
Комната, в которой находится больной, должна хорошо проветриваться, обогреваться (20 градусов). Даже зимой проветривание должно быть 3-4 раза, при этом больного нужно хорошо укрыть.
Ежедневно проводить влажную уборку.
При недостаточном уходе у тяжелобольных на местах, где кожа подвергается длительному сдавливанию между костью и постелью (это крестец, лопатки, пятки), могут образоваться пролежни. Меры их предупреждения состоят в следующем:
1. Постель должна быть все время чистой и сухой, на простыне не должно быть рубцов, складок.
2. Кожа должна быть чистой и сухой (ежедневное обтирание, замена намокшего белья).
3. Несколько раз в сутки помогать, больному переменить, положение в постели.
4. Кожу и спины, и крестца, помимо обтирания водой, протирать еще и камфорным спиртом.
Кормить больного необходимо с ложки, поить из специального поильника. Вводить пищу небольшими порциями на один глоток.
Организация правильного ухода за больным – предпосылка к скорому выздоровлению.
3. Закрепление пройденного материала.
Учитель ОБЖ:
– Сегодня на уроке мы осветили большой круг вопросов, но, возможно, у вас остались какие-то невыясненные моменты. Поэтому в оставшееся время мы проведем «круглый стол» и попросим принять в нем участие врача – кардиолога, (подготавливается заранее один из учащихся).
Вопрос 1: недавно было сообщение, что 14 – летнюю девушку увезли прямо с урока в реанимацию с диагнозом обширный инфаркт. Может ли и это вообще быть в таком возрасте?
Ответ: да, это явление редкое, но все же случается. Инфаркт в молодом возрасте не связан еще с болезнью сосудов, а может вызываться, например, неправильным отхождением коронарных сосудов от сердца. Это может выявить специальное исследование.
Вопрос 2: какие обследования нужно пройти, чтобы узнать, есть ли у меня отклонения в работе сердца?
Ответ: для профилактики достаточно сделать электрокардиограмму и ультразвук. Уже здесь будут видны основные нарушения в работе сердца.
Вопрос 3: хотелось бы знать, каковы первые «звоночки» сердечных неполадок?
Ответ: насторожить должны: ощущение дискомфорта, боль за грудиной, чувство тяжести в области сердца. Иногда может возникнуть отдышка, а также перебои в работе сердца, особенно после физических нагрузок. Это очень важно – вести активный образ жизни, но не надрываться.
Вопрос 4: существует ли у кардиологов такое понятие, как женское сердце?
Ответ: у женщин в строении сердца имеется ряд особенностей: диаметр сосудов, которые питают сердце, значительно меньше, чем у мужчин. И сами сосудики более тонкие, хрупкие. А если женщина курит, имеет лишний вес, нарушенный гормональный фон, следовательно, и защитные силы ослабевают. Отсюда сосудистые проблемы, ишемическая болезнь сердца.
Вопрос 5: правда ли, что красное вино благотворно влияет на работу сердца?
Ответ: американцы подсчитали, что два «дринка», т.е. 360 грамм вина в день, благоприятно влияют на состояние сердечно – сосудистой системы. При условии, что человек здоров!! Когда у человека сердце уже больное, нечего однозначно рекомендовать нельзя.
Поведение итогов урока;
Домашнее задание.
Источник