Задача по реанимации инсульт

Задача по реанимации инсульт thumbnail

Реаниматология как наука и роль ситуационных задач в подготовке медицинских кадров

Определение 1

Реаниматология является разделом клинической медицины, который занимается изучением проблем оживления организма, разработкой принципов профилактики терминальных состояний, методов интенсивной терапии и реанимации.

Определение 2

Реанимация – это комплекс методов оживления организма, применяемых на практике.

Задачи, стоящие перед реаниматологией:

  • изучать механизмы смерти и переходных состояний от жизни к смерти;
  • разрабатывать методы оживления и борьбы со смертью, а также осуществлять их реализацию;
  • изучать особенности состояний организма после мероприятий по оживлению.

Одна из главных задач медицинских ВУЗов в сфере подготовки кадров заключается в обеспечении должного качества теоретических знаний и практически умений специалистов.

Для решения данной задачи широко применяются различные методы объективного контроля качества знаний и умений обучающихся:

  • устные собеседования;
  • тестирование;
  • письменные проверочные работы;
  • ситуационные клинические задачи.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Именно с помощью решения студентами ситуационных задач преподаватель имеет возможность оценить способности обучающихся к оказанию лечебно-диагностической помощи надлежащего качества и в зависимости от результатов корректировать учебный процесс с целью развития у студентов клинического мышления.

Ситуационные задачи по реаниматологии

Задача №1.

У поступившего больного наблюдаются симптомы острого живота, живот напряженный, при пальпации резко болезненный, при перкуссии по всему животу отмечается тупой звук. Значительно выражены признаки централизации кровообращения: одышка, акроцианоз, АД – 70/40 мм рт. ст., язык сухой, жажда. По КЩС: ВЕ (-7,5).

Вопросы: 1) назовите диагноз, с которым связано тяжелое состояние пациента; 2) назовите причины, вызвавшие нарушения дыхания и кровообращения; 3)назовите метод подтверждения данного диагноза; 4) определите последовательность лечебных действий.

Ответы: 1) гиповолемический шок; 2) гиповолемия как результат образования третьего водного пространства; 3) определение периферического кровотока с помощью плетизмограммы; 4) проведение интенсивной инфузионной терапии, затем обезболивание и хирургическое вмешательство.

Задача №2.

Женщина, 40 лет, поступила в стационар после ДТП в тяжелом состоянии, находится без сознания. Визуально при осмотре травмы и повреждения отсутствуют. АД-60/20 мм рт. ст., гематокрит -20%, гемоглобин -50 г/л, пульс нитевидный. Проведение активной инфузионной терапии без эффекта. При аускультации выслушивается резко ослабленное дыхание. Спустя 2 минуты наступила клиническая смерть.

Вопросы: 1) причина возникшего состояния; 2) назовите мероприятия первоочередной важности; 3) какие дополнительные методы исследования необходимо провести; 4) назовите весь комплекс лечебных мероприятий; 5) методы дальнейшего наблюдения за больной.

Ответы: 1) необратимый гиповолемический шок; 2) проведение сердечно-легочной реанимации; 3) плевральная пункция, рентгенография грудной клетки; 4) дренирование на поврежденной стороне плевральной полости, восполнение объема циркулирующей крови; 5) проведение кардиомониторного наблюдения (ЦВД, АД, ЭКГ, насыщение гемоглобина кислородом плетизмография).

Задача №3.

Больной, мужчина, 45 лет, находится в отделении с диагнозом «двухсторонняя пневмония». С лечебной целью введено 1000000 ед. пенициллина в/в. Спустя 5 мин у больной пожаловался на резкую слабость, холодный липкий пот, головокружение. Объективно: АД – 40/0 мм рт. ст., пульс нитевидный, ЧСС – 145 в мин, сознание спутанное.

Вопросы: 1) определите причину возникшего состояния; 2) какие клинические синдромы имеются у данного больного; 3) назовите мероприятия первоочередной важности; 4) назовите остальные меры интенсивной терапии; 5) назовите возможные осложнения.

Ответы: 1) анафилактический шок; 2) гипоксическая энцефалопатия, острая сердечно-сосудистая недостаточность; 3) введение мезатона, адреналина, десенсибилизирующих и гормональных препаратов; 4) дезинтоксикационная инфузионная терапия, меры респираторной поддержки; 5) острая почечная недостаточность; отек головного мозга.

Задача №4.

Женщина, 56лет, доставлена в отделение реанимации скорой помощью с астматическим статусом. Объективно при поступлении: в сознании, состояние тяжелое, стридорозное дыхание, выраженная одышка. Цианоз не отмечается. ЧД 31 в 1 мин. При аускультации по всем легочным полям отмечается резко ослабленное дыхание. ЧСС – 124 в мин., АД 160/100 мм рт. ст. Бронхиальная астма в течение 10 лет в анамнезе. При экстренном анализе КЩС и газов крови: рН – 7,27, РаСО2 – 60 мм рт. ст., РаО2 – 50 мм рт. ст.

Вопросы: 1) назовите причину, которой обусловлено тяжелое состояние больной; 2) определите вид нарушения газового состава крови; 3) определите вид нарушения КЩС; 4) определите вид дыхательной недостаточности; 5) определите тактику лечебных мероприятий.

Читайте также:  Что такое ишемический инсульт шейного отдела позвоночника

Ответы: 1) развитие гипоксии на фоне острой дыхательной недостаточности; 2) гиперкапния и гипоксемия; 3) газовый ацидоз; 4) вентиляционная острая дыхательная недостаточность; 5) проведение искусственной вентиляции легких, мероприятия по выведению из астматического статуса (десенсибилизирующие и гормональные препараты, эуфиллин, дроперидол,
если медикаментозная терапия неэффективна – наркоз с фторотаном).

Задача №5.

Больной, 30 лет, поступил в отделение реанимации с изолированной ЧМТ после проведенного оперативного вмешательства по удалению субдуральной гематомы (120 мл). На момент поступления находился в крайне тяжелом состоянии: кома 3, на продленной ИВЛ в режиме нормовентиляции, отмечалась артериальная гипотония, диурез составлял 30 мл/час. По результатам контроля эффективности ИВЛ определялась гипоксемия (РаО2 -70 мм рт. ст.). Больной получал лазикс 60 мг с целью стимуляции диуреза и лечения отека головного мозга, также получал инфузионную терапию 2 л/сутки. На вторые сутки после поступления кома углубилась до 4 ст., а диурез снизился до 10 мл/час. Отмечается тахикардия 130 уд/мин, артериальная гипотония.

Вопросы: 1) что в данном случае является основным патогенетическим фактором, поддерживающим отек головного мозга; 2) назовите методы обследования, необходимые для диагностики отека мозга; 3) назовите причины развития гипоксемии; 4) назовите ошибку, допущенную при лечении ЧМТ; 5) назовите лечебные мероприятия, которые при поступлении больного в реанимацию необходимо провести в первую очередь.

Ответы: 1) ишемия головного мозга как следствие артериальной гипотонии;
2) компьютерная томография головного мозга; 3) вероятнее всего, у больного произошла аспирация, следствием чего явилось развитие обтурационной дыхательной недостаточности; 4) диуретики были использованы прежде, чем был восстановлен объем циркулирующей крови; 5) мероприятия по восстановлению нормоволемии.

Источник

У
пациента П. 35 лет, находящегося в отделении
ОРИТ в связи с закрытой черепно-мозговой
травмой, 30 секунд назад зафиксирована
остановка сердца и дыхания.

Какие меры необходимо
предпринять? Каков алгоритм?

После предпринятых
мер у больного восстановился ритм
сердца, но отсутствует сознание и
спонтанное дыхание.

Каковы дальнейшие
действия? Как осуществлять уход за
больным?

Больному для
обеспечения вентиляции легких наложена
трахеостома.

Как осуществлять
уход за трахеостомой? Как предупредить
развитие пневмонии?

9. Эталон ответов на задачу

У
больного зафиксирована клиническая
смерть. Показана сердечно-легочная
реанимация. Следует восстановить
проходимость дыхательных путей, выполнить
искусственную вентиляцию легких и
непрямой массаж сердца, осуществить
венозный доступ, медикаментозную
поддержку и противоишемическую защиту
мозга. Восстановление ритма сердца и
кровоснабжения мозга является критерием
эффективности сердечно-легочной
реанимации. Требуется продленная ИВЛ,
противоишемичнская защита мозга. Уход
включает гигиенические мероприятия,
профилактику пневмонии и пролежней,
адекватное питание. Трахеостома
предполагает регулярную санацию полости
рта и трахео-бронхиального дерева,
борьбу с пересыханием слизистой
дыхательных путей, санацию кожи вокруг
свища.

10. Ориентировочная основа действия Базовая сердечно-легочная реанимация

I. Диагностика клинической смерти

1) отсутствие
сознания;

2) отсутствие
дыхания;

3) отсутствие пульса
на сонных артериях;

4) расширенные
зрачки;

5) судороги.

Время
на диагностику 10-12с. Никакие дополнительные
методы не нужны!

II. Базовая сердечно-легочная реанимация

Уложить
больного на ровную твердую горизонтальную
поверхность, расстегнуть стягивающую
одежду.

A.
(
air)
Восстановление проходимости дыхательных
путей

1) Открыть рот
больного и осмотреть. Если есть рвотные
массы, кровь и т.п. – очистить механически.

2)
Контроль – сделать 2-3 пробных глубоких
вдоха «рот ко рту». Если наблюдается
экскурсия грудной стенки – перейти к
пунктам В и С.

3)
Выполнить тройной прием Сафара
(переразогнуть шею, выдвинуть нижнюю
челюсть вперед, открыть рот) для устранения
западения языка.

Альтернатива:
введение в глотку S-образной воздуховодной
трубки.

4) Контроль.

5) Кониотомия.

6) Контроль.

Частные случаи:


утопление: туловище больного помещают
себе на колено животом вниз и резко
сжимают грудь, обхватив ее руками для
вытеснения воды из трахеи и бронхов.


инородное тело гортани: больного
обхватывают сзади за грудь руками в
вертикальном положении и резко
приподнимают, в результате чего инородное
тело может быть вытолкнуто сжатым
воздухом. При неэффективности выполняют
кониотомию.

Отсутствие
проходимости дыхательных путей обрекает
последующие действия на безуспешность.

В. (breathing)
Искусственная вентиляция легких.

Способ – рот ко
рту. Частота 14-16 вдохов в минуту. Объем
вдоха 1,5 литра.

Читайте также:  Как кормить человека при инсульте

С. (circulation) Непрямой
массаж сердца

Область
помещения рук на грудь больного – нижняя
треть грудины. Частота нажатий 60-80 в
минуту. Амплитуда движения грудины –
4-5 см.

Соотношение частоты
искусственных вдохов и частоты нажатий:

– реаниматор один
– 2:15;

– реаниматоров
двое и более – 1:5.

Контроль
эффективности мероприятий базовой
сердечно-легочной реанимации

1)
наличие экскурсий грудной стенки (воздух
поступает в легкие);

2)
наличие передаточной пульсации на
сонных артериях (кровь поступает к
мозгу)

3) сужение зрачков
(мозг получает кислород)

Завершение
базовой сердечно-легочной реанимации

1) при достижении
эффекта;

2)
при отсутствии эффекта в течение 30 минут
(нет ритма сердца);

3) при появлении
признаков биологической смерти;

4)
если выяснилось, что реанимация не
показана;

5) наблюдается
многократная остановка сердца.

Источник

Ситуационные задачи по теме

«Базовый уровень сердечно-легочной реанимации (доврачебный этап)»

Задача № 1

Вы идете по улице, впереди идет мужчина средних лет, нормального телосложения, внезапно он вскрикивает и падает на асфальт, лежит неподвижно, без признаков жизни.

Задания


  1. Ваши действия по диагностике состояния развившегося у пациента.

  2. Алгоритм неотложной помощи.

Эталон ответа Задача № 1

1. Уточнить наличие:


  • сознания;

  • дыхания;

  • сердечной деятельности;

  • реакции зрачков на свет

т. к. по условию задачи признаков жизни нет то Диагноз :Внезапная смерть.

2. Вызвать реанимационную бригаду СМП.При этом нельзя оставлять пациента одного.

3. Начать СЛР:


  • уложить пациента на ровный участок асфальта, на спину;

  • восстановить проходимость дыхательных путей используя тройной прием Сафара, определить наличие самостоятельного дыхания;

  • дыхание отсутствует – начать ИВЛ рот в рот;

  • определить пульс на сонной артерии в течении 5 с – отсутствует начать НМС;

  • проводить СЛР в соотношении 2/15, каждые 2 мин делают пятисекундные остановки основных реанимационных мероприятий для контроля эффективности реанимации;

  • СЛР продолжается либо до восстановления жизнедеятельности (наличие самостоятельной пульсовой волны, спонтанного дыхания), далее пациента необходимо госпитализировать;

  • либо СЛР прекращается через 30 при ее не эффективности. Констатируется смерть.

Задача № 2

Вы идете по улице и видите встревоженного мужчину, который завет на помощь прохожих. На вопрос: « Что случилось?» прохожий указывает на лежащего человека. Сезон – ранняя осень.

При осмотре: сознание отсутствует, видимых признаков дыхания нет, пульс на сонных артериях не определяется. Кожные покровы землисто-серые, холодные на ощупь. Определяется скованность в конечностях. Зрачки широкие с неровным контуром, на свет не реагируют.

Задания


  1. Определить в каком состоянии находится пациент.

  2. Ваши действия по уточнению состояния и объем неотложной помощи.

Эталон ответа Задача № 2

1. Вызвать реанимационную бригаду СМП.При этом нельзя оставлять пациента одного

2. С учетом данных клинического осмотра (отсутствие признаков жизни) – данный гражданин мертв, а признаки (землисто-серые и холодные на ощупь кожные покровы, скованность в конечностях, широкие с неровным контуром не реагирующие на свет зрачки) указывают на то, что это биологическая смерть.

3. Необходимо проверить наличие других признаков подтверждающих, что это биологическая смерть:


  • проверить наличие трупных пятен;

  • проверить наличие положительного симптома «кошачий глаз».

4. Оказание медицинской помощи бессмысленно при явных признаках биологической смерти. Биологическая смерть – процесс необратимый.

Задача № 3.

Вас позвала соседка к ребенку 5 лет. Во время игры с мелкими деталями конструктора ребенок внезапно начал судорожно кашлять, задыхаться, плакать.

Объективно: состояние тяжелое, кожа лица с багровым оттенком, слизистые цианотичные, на глазах слезы, поверхностные вены шеи выбухают, наблюдается раздувание крыльев носа и втяжение межреберных промежутков при вдохе.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.
^

1. Диагноз: Инородное тело дыхательных путей.

Ставится на основании данных:

а) анамнеза: внезапный приступ судорожного кашля во время игры с мелкими деталями конструктора, удушье и беспокойство свидетельствуют об аспирации инородного тела;

б) объективного исследования: состояние тяжелое, явления острой дыхательной недостаточности.

2. Вызвать реанимационную бригаду СМП.При этом нельзя оставлять пациента одного

3. Алгоритм оказания неотложной помощи.

Инородное тело в дыхательных путях представляет опасность: развитие асфиксии и клинической смерти, поэтому помощь должна оказываться

немедленно!

а) Восстановить проходимость дыхательных путей, взяв ребенка за ноги и перевернув вниз головой произвести постукивание в межлопаточную область или применив

Читайте также:  Психологическая помощь после инсульта родственниками

прием Геймлиха. Для этого нужно встать сзади пострадавшего, обхватить обеими руками и одновременно с усилием несколько раз сдавить грудную клетку с боков и подложечную область. Вытолкнутое потоком воздуха инородное тело освободит дыхательные пути. Следует быть максимально осторожным, т.к. возможна регургитация, а при чрезмерном сдавлении – разрыв печени, желудка, фибрилляция желудочков.

При отсутствии эффекта пострадавшего укладывают на стол, голову максимально отгибают назад и через открытый рот осматривают область гортани. При обнаружении инородного тела его захватывают пинцетом, пальцами, корнцангом и удаляют.

б) После восстановления проходимости дыхательных путей проводят оксигенотерапию (с целью купировать гипоксию) бригадой СМП.

в) Ребенка в положении полусидя транспортируют в отделение неотложной детской хирургии или отоларингологии, продолжая оксигенотерапию.

Задача № 4

Мама с двумя детьми 5 и 7 лет приехали на дачу. Мылись в самодельной бане, огня в печке не было, заслонка трубы была закрыта. Вскоре у всех троих, в большей степени у детей, появились: головная боль, головокружение, рвота. Младший ребенок потерял сознание. При осмотре у старшей девочки было затруднено дыхание, наблюдалась осиплость голоса, кашель с мокротой, при выслушивании сердца тахикардия. А/Д 80/40. Младший ребенок на вопросы не отвечал. А/Д 40/10 мм рт.ст.
^

Эталоны ответов Задача № 4

1. Отравление окисью углерода.

2. Вызвать реанимационную бригаду СМП.При этом нельзя оставлять пациента одного

3. Алгоритм неотложной помощи:

а) Вынести из загазованного помещения

б) Вызвать СМП

в) Оценка и контроль витальных функций.

г) по показаниям обеспечить проходимость дыхательных путей(очистить полость рта и глотки от рвотных масс и слизи, прием Сафара), комплекс сердечно-легочной реанимации.

Задача № 5

К Вам обратилась соседка: мать с 4-х летним ребенком. Со слов мамы, мальчик играл один в комнате, пока она стирала, взял «бабушкины таблетки» и сколько-то съел. С момента отравления прошло, по ее мнению, не более 20 минут, сколько таблеток было и сколько «съел» ребенок, она не знает. «Бабушкиными таблетками» оказался диазолин.

Объективно: состояние средней тяжести, отмечается возбуждение, двигательное беспокойство. Была однократная рвота. Пульс 110 уд/мин, частота дыхательных движений 24 раза в 1 мин., по органам без особенностей.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику промывания желудка на фантоме.
^
1. Острое отравление лекарственным препаратом (диазолином).

2. Вызвать реанимационную бригаду СМП.При этом нельзя оставлять пациента одного

3. Алгоритм неотложной помощи:

а) промыть желудок до получения чистых вод;

б) госпитализировать в детское специализированное отделение бригадой СМП

Задача № 6

Вы оказались свидетелем упавшего со второго этажа мужчины, приблизительно 25-30 лет.

Объективно: состояние тяжелое, сознание отсутствует, изо рта и носа выделяется кровь, на лице и одежде следы рвотных масс. Дыхание поверхностное, прерывистое, 20 в минуту. Кожные покровы бледные, зрачки узкие, веки опущены, пульс 60 в минуту, слабого наполнения.

Задания


  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

  2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

^
1. Диагноз: Черепно-мозговая травма. Подозрении на перелом шейного отдела позвоночника.

Диагноз поставлен на основании данных:

а) анамнеза – падение с высоты;

б) характерных данных объективного исследования: потеря сознания, кровотечение изо рта и носа, поверхностное, прерывистое дыхание, частый слабый пульс, миоз, двухсторонний птоз, повторная рвота.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

  1. Вызвать реанимационную бригаду СМП.При этом нельзя оставлять пациента одного.

2. Обеспечить свободную проходимость дыхательных путей: удалить кровь, слизь, рвотные массы из носа и полости рта указательным и средним пальцами руки обернутые в ткань (носовой платок); Если есть подозрение на травму позвоночника, то при перемещении пострадавшего поддерживайте голову, шею и корпус в одной плоскости.Задача № 1

В палате у больного произошла остановка сердца и дыхания.

Объём и очередность действия медсестры в этой ситуации?

Задача № 2

Во время еды больной подавился, задыхается, стал синеть.

Ваши действия?

Задача № 3

Во время Вашего ночного дежурства больной в палате встал и упал на пол. За Вами прибежал сосед по палате. Придя в палату, Вы увидели, что больной лежит на полу.

Что и в какой последовательности Вы будете делать?

Источник