Вываливается язык после инсульта

Вываливается язык после инсульта thumbnail

Девиация языка – это его отклонение вправо или влево от средней линии. Если здорового человека попросить высунуть язык, то он без труда сделает это, причем он будет располагаться ровно посередине ротовой полости. В случае если подъязычный нерв каким-то образом работает неправильно, то можно будет наблюдать девиацию органа речи.

Именно нарушения в функционировании нервной системы приводят к проблемам в работе мышц языка, а иногда и лица. Чаще всего подобные изменения происходят из-за заболеваний головного мозга, например, вследствие перенесенного инсульта.

девиация языка

Что такое инсульт?

Инсульт – нарушение кровообращения головного мозга, сопряженное с неврологическими симптомами, которые не проходят на протяжении нескольких месяцев. Это очень серьезное заболевание, при котором в четверти случаев наступает летальный исход. Такая же часть пациентов становится инвалидами первой степени. А часть людей, перенесших инсульт, постепенно возвращаются к нормальной жизни. Однако на это уходит очень много времени, ведь в большинстве случаев, пациентам требуется заново учиться передвигаться и говорить. Часто больные оказываются прикованными к постели и не могут ухаживать за собой самостоятельно.

Девиация языка при инсульте – лишь один из симптомов, которые могут проявиться. Как правило, кровоизлияние в мозг очень сильно отражается на невротическом состоянии больного, и помимо девиации органа речи могут возникнуть атрофия мышц лица, невозможность двигать конечностями с одной стороны, иногда полная парализация тела или отдельных его частей. Девиация языка при ОНМК приводит к серьезному нарушению речи. Возможно ли полностью реабилитироваться, избавится от заболевания и как это сделать?

Какие могут быть причины появления девиации языка?

Почему происходит девиация языка влево? Причины этого уходит корнями в неврологию. Девиация может произойти из-за неправильной работы подъязычного нерва. В этом случае мышцы органа речи с левой стороны становятся существенно слабее, чем с правой. Поэтому при выталкивании языка из ротовой полости наружу, происходит его смещение в более слабую сторону. Аналогично происходит и девиация языка вправо.

Также девиация может появиться вследствие неровности лица, когда мимические мышцы с одной стороны гораздо более сильные. В таких случаях при высовывании языка он тоже будет сдвигаться в одну из сторон. В некоторых случаях это происходит совсем незаметно, а иногда патология видна очень хорошо. Однако сам язык при этом функционирует нормально, а его мышцы с обеих сторон имеют одинаковую силу.

девиация языка вправо

Диагностика девиации языка

Диагностировать наличие девиации языка не всегда легко. Но в большинстве случаев больному достаточно просто его высунуть. Увидев отклонение, врач может сделать вывод о том, какая именно сторона мышц является более слабой. К примеру, если наблюдается девиация языка вправо, причины кроются в том, что эта область лица менее сильная.

Однако не всегда девиация связана с заболеваниями головного мозга. Иногда подобные отклонения могут объясняться недостаточной развитостью мимических мышц лица с одной стороны.

Чтобы определить, с чем именно врач имеет дело, пациента, как правило, просят сделать быстрое движение языком в обе стороны. В этом случае будет видно, с какой силой совершаются эти манипуляции.

Если подобные меры не помогают, тогда больного следует попросить надавить языком на обе щеки с внутренней стороны по очереди. Например, специалист проводит диагностику правой стороны. Он силу надавливания проверяет с помощью руки с внешней стороны правой щеки, пытаясь противодействовать силе языка. В этом случае специалист сможет оценить, как работают его мышцы, и понять, есть ли девиация языка вправо.

девиация языка ребенка

Лечение девиации языка

Следует отметить, что девиация не является самостоятельным заболеванием, это лишь симптом, проявляющийся вследствие других болезней. Поэтому избавление от такого проявления целиком и полностью зависит от лечения недуга, вызвавшего его. В случае если причина – инсульт, что бывает чаще всего, нужно устранять нарушения кровоснабжения головного мозга. Как только данная проблема будет устранена, нервы придут в норму, а, следовательно, симптомы, связанные с неврологией, также пропадут. Если же дело в мимических мышцах лица, то необходимо проконсультироваться с врачом и с помощью специальных упражнений развивать мышцы, которые отстают от другой стороны.

девиация языка вправо причины

Девиация языка ребенка

Инсульт или искривление мышц лица – явления для ребенка небывалые, однако дети тоже сталкиваются с девиацией языка. Как правило, причиной подобного симптома является дизартрия либо стертая дизартрия.

Данное заболевание вызвано нарушением подачи сигнала от головного мозга к мышцам артикуляционного аппарата. При этом неправильный нервный сигнал может отразиться как на мышцах лица ребенка, так и на языке.

Сталкиваются с подобным явлением не многие дети. Однако все же случаи были зафиксированы. Большинство из страдающих такими нарушениями внешне выглядят как вполне здоровые дети, и лишь врач в состоянии определить, что у ребенка дизартрия.

девиация языка при инсульте

Симптомы дизартрии у ребенка

При нарушениях передачи нервного сигнала лицо ребенка становится малоподвижным и не выражает никаких эмоций с помощью мимики. Губы пациента часто поджаты, уголки опущены вниз, подобное выражение лица сохраняется у ребенка практически постоянно.

В тяжелых случаях из-за заболевания ребенок не может закрыть рот и удержать язык в ротовой полости. Также при дизартрии у пациента часто наблюдается девиация языка. Если попросить малыша высунуть орган речи, то можно будет заметить, что удерживать его на средней линии ребенку сложно. Язык слегка трясется и отклоняется в сторону.

девиация языка при онмк

Отличие дизартрии от стертой дизартрии

Как правило, при дизартрии наблюдается выраженная малоподвижность лица, которую очень легко заметить на лице ребенка. Также можно отметить и другие признаки, такие как нарушение координации в движениях рук и дезориентация в пространстве. В основном дети с дизартрией не любят заниматься рисованием, лепкой из пластилина или любым другим видом деятельности, требующим использования мелкой моторики рук.

Однако все чаще встречаются дети, которые прекрасно справляются с любыми видами деятельности, любят рисовать и заниматься творчеством. При этом у них подвижная мимика, они много улыбаются, смеются и ничем не отличаются от обычного здорового ребенка. Единственное, что выдает наличие дизартрии – это девиация языка. Как правило, у детей, страдающих данным заболеванием, язык достаточно толстый. Если попросить ребенка высунуть его изо рта, то можно заметить, что язык трясется и отклоняется в сторону. Проявление подобных симптомов в медицине называется стертой дизартрией.

Объединяет оба заболевания невнятная речь. Ребенок может шепелявить, проглатывать некоторые звуки. При этом понять, что говорит ребенок, довольно сложно. Речь крайне неразборчива и нечленораздельна.

девиация языка влево причины

Как отражается дизартрия на психике ребенка?

В основном все дети, страдающие стертой или выраженной дизартрией, имеют неустойчивую психику. Для них характерны частые перемены настроения, бросания из крайности в крайность. Ребенок может быть, с одной стороны, излишне ранимым, постоянно плакать из-за пустяков, с другой стороны, может становиться агрессивным, грубить взрослым, конфликтовать со сверстниками. Такие дети редко бывают хорошими учениками, как правило, они невнимательны и не вникают в суть обучения.

Как избавиться от девиации языка ребенку?

Для того чтобы избавиться от девиации языка у ребенка, обязательно необходимо комплексное лечение. Многие родители считают, что при стертой дизартрии достаточно будет лишь походов к логопеду, который поможет ребенку правильно произносить слова. Однако диагноз в данном случае ставит невролог и назначать лечение тоже должен он. Как правило, ребенку прописывается не только занятия с логопедом и тренировку правильного произношения звуков, но и курс массажа шеи, воротниковой зоны и подбородка. Также часто в терапии используется массаж лица руками и зондовый массаж языка. Добиться результата с помощью каких-либо медикаментов в данном случае просто невозможно, необходимо регулярное воздействие на источник нервного импульса.

Лечение девиации языка как у взрослого, так и у ребенка в первую очередь заключается в лечении заболевания, ставшего причиной отклонения языка от средней линии. Невозможно избавиться от данной проблемы без комплексных мер. Зачастую врачи рекомендуют совмещать терапию, направленную на само заболевание, а также симптоматическое лечение, которое в основном включает массажи и тренировку. Данные меры позволят как можно быстрее вернуть язык и мышцы лица в нормальное состояние. Нужно уделять особое внимание девиации языка у ребенка, так как зачастую определить наличие заболевания можно только по этому признаку.

Главное, это своевременное лечение, поскольку, в противном случае могут развиваться осложнения. Самыми распространенными являются – выработка нечленораздельной речи, трудности в произношении слов, невозможность произнести какие-либо слова (потеря речи).

Источник

Одним из последствий инсульта является нарушение речи разной степени тяжести. О важности ранней реабилитации под наблюдением специалиста, а также о том, как близкие пациента могут, сами того не желая, навредить ему, Medical Note поговорил с врачом-нейропсихологом московской Клиники восстановительной неврологии Алиной Николаевной Ильичевой.

Врач-нейропсихолог московской Клиники восстановительной неврологии Алина Николаевна Ильичева.

Инсульт занимает третье место в мире среди причин смертности, а также является одной из основных причин инвалидизации. Если человека удается спасти, какие последствия возможны?

— Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения, которое достаточно быстро развивается (несколько минут или часов) и влечет за собой гибель клеток головного мозга из-за кислородного голодания. Различают несколько видов инсульта. Преобладает инсульт по ишемическому типу (инфаркт мозга) — это более 70% всех инсультов.

Последствия очень серьезные и зависят от того, в каком полушарии случилось сдавливание или разрыв сосудов: в доминантном или в субдоминантном.

Сдавливание сосуда происходит из-за закупоривания тромбом, поэтому клетки мозга не получают кислород. Ведь мозг насыщается кислородом, благодаря кровеносной системе. И если сосуд закупорился оторвавшимся тромбом, нарушается питание мозга, и в этом случае говорят об ишемическом инсульте.

Причиной геморрагического инсульта становится разрыв сосуда, когда мозг заливает кровью. В доминантном полушарии — у большинства людей это левое — находятся речевые центры.

Если инсульт случился в доминантном полушарии, то последствием станет афазия, то есть нарушение речи. Оно может быть полным или частичным и охватывает все языковые уровни: лексику, грамматику, фонетику, синтаксис.

Наиболее часто встречаются два вида: моторная афазия, когда человек теряет способность говорить, произносить звуки и слова, и сенсорная афазия, когда человек перестает понимать речь, значение слов.

Есть также речевые афазии, которые затрагивают мнестические процессы (память): человек не помнит недавние события и не может о них сказать.

Все эти нарушения речи, вызванные инсультом, можно и нужно корректировать с нейропсихологом в процессе реабилитации.

Нарушения речи после инсульта корректирует нейропсихолог.

Как скоро после инсульта надо приступать к реабилитации?

— Реабилитацию надо начинать, как только стабилизируется общее состояние, как только человек придет в состояние сознания. Надо, конечно, понимать, что реабилитация предстоит длительная, но затягивать с ее началом нельзя.

Какие методики по восстановлению речи используют в вашей клинике?

— Для восстановления речи после инсульта используется медикаментозная поддержка, физиотерапия, а также различные развивающие методики, которыми занимается нейропсихолог. Они направлены на восстановление памяти, гнозиса (восприятия), праксиса (способности выполнять целенаправленные двигательные акты, например, шевелить рукой), речи.

С пациентом в период реабилитации также занимается логопед и логопед-афазиолог.

Если у пациента в результате инсульта поражено доминантное полушарие, то в работе по восстановлению речи врач может опереться на зеркальные центры, которые находятся в субдоминантном полушарии.

Например, человек — правша, у него не работает правая рука, но его можно научить писать левой, пусть и не так хорошо, как он писал правой. Но не надо забывать, что письмо и жесты — это вид речевой деятельности. Поэтому если пациент полностью утратил речь, можно использовать криптограммы (карточки с рисунками) для общения или язык жестов.

Как правильно вести себя родственникам человека, перенесшего инсульт?

— Родственникам надо сохранять спокойствие, доброжелательность по отношению к больному и обязательно довериться специалистам. Очень важно, чтобы родные сами, без консультации с врачом, не принимали решений о тех или иных способах реабилитации.

Не надо покупать буквари, давать больному карточки со словами или буквами, предлагать различные упражнения без консультации специалиста.

Желая достичь максимально быстрого выздоровления, близкие в интернете находят программы реабилитации и просят больного все это выполнить, а у него не получается. И в такие моменты он только укрепляется в своей неполноценности. Ведь человек уже пострадал, перенес серьезное заболевание, у него и так высок риск развития постинсультной депрессии, а тут еще упражнения, которые не соответствуют его плану реабилитации.

Или родные предлагают больному такие упражнения, которые у него не вызывают никаких трудностей, тогда он слышит: «А ты, оказывается, все умеешь. А почему не говоришь? Ты, наверное, просто ленишься». Это тоже усугубляет положение. Такое поведение родственников — это то же самое, как бездумно назначать лекарства, заниматься самолечением.

Реабилитацию при нарушениях речи после инсульта надо начинать как можно скорее и проводить под контролем нейропсихолога.

От каких еще ошибок поможет уберечь специалист, занимающийся реабилитацией после инсульта?

— Родным людям бывает тяжело понять, что реабилитация больного, перенесшего инсульт, — тяжелый, кропотливый труд для него. Часто близкие, не видя мгновенных результатов, начинают нервничать и упрекать больного: «Ты не хочешь, не стараешься». А ведь в его состоянии успех — даже то, что он пальцем может показать предмет или самостоятельно сел.

И неспециалист не понимает, что даже такие простые вещи — это положительная динамика реабилитационного процесса. Родственники не могут правильно интерпретировать достижения больного, не могут из-за отсутствия медицинских знаний оценить, сколько ему труда потребовалось.

От чего зависит прогноз реабилитации?

— Прогноз зависит от величины очага поражения, локализации, от того, какие корковые зоны поражены, насколько затронуты высшие психические функции. Главное, как можно раньше начать реабилитацию под контролем специалиста.

Нейропсихолог занимается больным каждый день?

— Интенсивность и частота занятий зависят от общего состояния больного, от степени его утомления и истощаемости. Важна поддержка семьи и общий настрой. Доказано, что при инсультах страдает мышление, правда, не все его виды.

Однако это может оценить только нейропсихолог. Исходя из этого, и строятся сеансы по реабилитации. Процесс восстановления речи занимает минимум от трех до шести месяцев.

Возможно ли полное излечение, восстановление после инсульта?

— Шансы на восстановление повышаются при ранней реабилитации, сохранности интеллекта больного, активной заинтересованности больного в восстановлении и поддержке семьи, правильно подобранной программе реабилитации.

Существует ли профилактика инсульта? Как защитить себя и близких от такого тяжелого заболевания?

— Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни. Человек должен правильно питаться, соблюдать режим сна и бодрствования, работы и отдыха, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, а также регулярно проходить диспансеризацию и проверять сосуды.

В зоне риска находятся мужчины старше 50 лет. Однако в последние годы инсульт молодеет и затрагивает людей и в 40, и в 30 лет. К этому приводят эмоциональные перегрузки и малоподвижный образ жизни, неправильное питание.

Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни.

Что бы вы посоветовали тем, кто столкнулся с этой бедой и старается вернуться к полноценной жизни?

— Реабилитацию после инсульта не надо откладывать на время после выписки из больницы, начинать надо как можно быстрее и обязательно под контролем специалистов. Я хотела бы еще раз подчеркнуть, что непрофессиональный подход к реабилитации вредит больному, увеличивает вероятность развития депрессии, потери желания что-то делать.

Часто родственники быстро все бросают, так как не видят сиюминутных улучшений. Или же, наоборот, окружают больного гиперопекой и не дают ему самому делать то, что он вполне может делать самостоятельно, тем самым снижая его мотивацию на восстановление.

Читайте также:

Что такое качественная реабилитация: интервью с доктором Купрейчиком

Источник

Ðàáîòà áûëà íàïèñàíà â 2019 ïîýòîìó, äàííûå ñòàòèñòèêè âêëþ÷àÿ 2018.
Ðàñïðåäåëåíèå óìåðøèõ â Ðîññèè ïî îñíîâíûì êëàññàì ïðè÷èí.
ÁÑÊ – áîëåçíè ñèñòåìû êðîâîîáðàùåíèÿ,
ÍÎ – íîâîîáðàçîâàíèÿ,
ÂÏ – âíåøíèå ïðè÷èíû,
ÁÎÏ – áîëåçíè îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ,
ÁÎÄ – áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ, ÈÏÇ – íåêîòîðûå èíôåêöèîííûå è ïàðàçèòàðíûå áîëåçíè,
ÏÏ – ïðî÷èå.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Âèäíî ÷òî áîëåçíè ñèñòåìû êðîâîîáðàùåíèÿ çàíèìàþò 1 ìåñòî, áîëüøå âñåãî – èøåìè÷åñêàÿ áîëåçíü ñåðäöà(ÈÁÑ).

ÈÁÑ ýòî õðîíè÷åñêîå èëè îñòðîå íàðóøåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ ìèîêàðäà (ìûøå÷íîãî ñëîÿ ñåðäöà), âîçíèêàþùåå âñëåäñòâèå íåäîñòàòî÷íîãî ñíàáæåíèÿ ñåðäöà êèñëîðîäîì.
Èíûìè ñëîâàìè, ìèîêàðä íóæäàåòñÿ â áîëüøåì êîëè÷åñòâå êèñëîðîäà, ÷åì åãî ïîñòóïàåò ñ êðîâüþ. ÈÁÑ ìîæåò ïðîòåêàòü îñòðî (â âèäå èíôàðêòà ìèîêàðäà), à òàêæå õðîíè÷åñêè (ïåðèîäè÷åñêèå ïðèñòóïû).
Íàïðèìåð åñòü òàêàÿ ôîðìà ÈÁÑ:
Âíåçàïíàÿ ñåðäå÷íàÿ ñìåðòü – âíåçàïíîå ïðåêðàùåíèå ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè, êîòîðîå íàñòóïàåò âñëåäñòâèå ñåðäå÷íîé ïàòîëîãèè â òå÷åíèå 1 ÷àñà îò íà÷àëà ñèìïòîìîâ.  85-90% ñëó÷àåâ âíåçàïíàÿ ñåðäå÷íàÿ ñìåðòü – òÿæ¸ëûé, ìîëíèåíîñíî ïðîòåêàþùèé, âàðèàíò ÈÁÑ.
Ìíîãèõ íå óñïåâàþò ñïàñòè äàæå åñëè ïàöèåíò óæå â ìàøèíå ñêîðîé ïîìîùè.
Áîëåçíü ìîëîäååò, è íå ðåäêîñòü èíôàðêò â 40 è äàæå 30 ëåò.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Áîëåå 90% áîëüíûõ ÈÁÑ èìåþò àðòåðèè ïîðàæ¸ííûå àòåðîñêëåðîçîì.
Àòåðîñêëåðîç ïðîòåêàåò ñêðûòíî äëèòåëüíîå âðåìÿ, ïîêà íå ïðèâåä¸ò ê òàêèì îñëîæíåíèÿì, êàê èíôàðêò ìèîêàðäà, ìîçãîâîé èíñóëüò, âíåçàïíàÿ ñìåðòü, ëèáî ê ïîÿâëåíèþ ñòåíîêàðäèè, õðîíè÷åñêîé “ìîçãîâîé” íåäîñòàòî÷íîñòè, ê ïåðåìåæàþùåéñÿ õðîìîòå. Âíåçàïíîå è íåïðåäñêàçóåìîå âîçíèêíîâåíèå ýòèõ îñëîæíåíèé ñâÿçàíî ñ ðàçðûâîì èëè íàäðûâîì îáîëî÷êè àòåðîñêëåðîòè÷åñêîé áëÿøêè, âåäóùèì ê òðîìáîîáðàçîâàíèþ.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àòåðîñêëåðîç êîðîíàðíûõ àðòåðèé õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèìïòîìàìè, êîòîðûå íå âñåãäà ïîáóæäàþò ÷åëîâåêà ñðàçó æå îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó. Ýòè ïðèçíàêè ìîãóò ìàñêèðîâàòüñÿ ïîä äðóãèå çàáîëåâàíèÿ. Î÷åíü âàæíî, êàê ìîæíî ðàíüøå âûÿâèòü èõ è îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ.

Òåêñò â êàðòèíêå (ëåíü ïåðåïèñûâàòü).

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Äèàãíîñòèêà àòåðîñêëåðîçà.

I. Ëàáîðàòîðíûå ìåòîäû:
Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè. Êîëè÷åñòâî îáùåãî õîëåñòåðèíà ñûâîðîòêè êðîâè, òðèãëèöåðèäîâ, õîëåñòåðèíà ëèïîïðîòåèíîâ íèçêîé è î÷åíü íèçêîé ïëîòíîñòè, êîýôôèöèåíòà àòåðîãåííîñòè è ñíèæåíèå õîëåñòåðèíà ëèïîïðîòåèíîâ âûñîêîé ïëîòíîñòè.

Ýëåêòðîôîðåòè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ëèïîïðîòåèíîâ ñûâîðîòêè êðîâè (îáû÷íî èñïîëüçóåòñÿ äèñê-ýëåêòðîôîðåç â ïîëèàêðèëàìèäíîì ãåëå) âûÿâëÿåò óâåëè÷åíèå óðîâíÿ ËÏÍÏ è ËÏÎÍÏ è ñíèæåíèå — ËÏÂÏ.

Îïðåäåëåíèå ano-B-ïðîòåèíà â ñûâîðîòêå êðîâè âûÿâëÿåò åãî óâåëè÷åíèå.  íîðìå ñîäåðæàíèå àïî-Â-ïðîòåèíà â êðîâè ñîñòàâëÿåò: ó ìóæ÷èí — 0.60—1.38 ã/ë; ó æåíùèí — 0.52—1.29 ã/ë.Ïîâûøåíèå ñîäåðæàíèÿ â êðîâè àïî-Â-ïðîòåèíà àññîöèèðóåòñÿ îáû÷íî ñ âûñîêèì óðîâíåì ËÏÍÏ è ÿâëÿåòñÿ âàæíûì ìàðêåðîì ðèñêà àòåðîñêëåðîçà èëè ïðîÿâëåíèåì óæå ðàçâèâøåãîñÿ àòåðîñêëåðîçà.

Èññëåäîâàíèå êîàãóëîãðàììû — ÷àñòî îáíàðóæèâàåòñÿ íàêëîííîñòü ê ãèïåðêîàãóëÿöèè.

II . Èíñòðóìåíòàëüíûå ìåòîäû:
Ýõîêàðäèîãðàôèÿ -äàííûå ýòîãî èññëåäîâàíèÿ âûÿâÿò íàðóøåíèå ñîêðàòèìîñòè ìèîêàðäà.

Óëüòðàçâóêîâîå èññëåäîâàíèå ñåðäöà (ÓÇÈ) – â íîðìå òîëùèíà ñëîÿ èíòèìà-ìåäèà â ñîííûõ àðòåðèÿõ ñîñòàâëÿåò îò 0.6 äî 0.8 ìì, âåëè÷èíà áîëåå 1 ìì ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê óòîëùåíèå ýòîãî ñëîÿ, äëÿ èçó÷åíèÿ ñîñòîÿíèÿ êîðîíàðíûõ àðòåðèé ñåé÷àñ ïðèìåíÿåòñÿ âíóòðèêîðîíàðíîå óëüòðàçâóêîâîå èññëåäîâàíèå;

Íàãðóçî÷íûé òåñò (òðåäìèë-òåñò) äëÿ âûÿâëåíèÿ èøåìèè ìèîêàðäà (ïîêîå îíà íå ïðîÿâëÿåòñÿ) è äëÿ îïðåäåëåíèÿ òîëåðàíòíîñòè ê íàãðóçêå;

Ìóëüòèñïèðàëüíàÿ êîìïüþòåðíàÿ òîìîãðàôèÿ äëÿ âûÿâëåíèÿ êàëüöèíîçà êîðîíàðíûõ àðòåðèé;

Êîðîíàðîàíãèîãðàôèÿ — «çîëîòîé ñòàíäàðò» â äèàãíîñòèêå èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà — ýòî èññëåäîâàíèå àðòåðèé ñ ââåäåíèåì êîíòðàñòà äëÿ îïðåäåëåíèÿ ñòåïåíè ñóæåíèÿ ïðîñâåòà ñîñóäà è îáúåìà äàëüíåéøåãî âìåøàòåëüñòâà ïðèì íåîáõîäèìîñòè (àíãèîïëàñòèêà, ñòåíòèðîâàíèå êîðîíàðíûõ àðòåðèé, øóíòèðîâàíèå).

Ýëåêòðîêàðäèîãðàììà -äàííîå èññëåäîâàíèå âàæíî äëÿ âûÿâëåíèÿ ïðèçíàêîâ êîðîíàðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè, íàðóøåíèé ðèòìà, ïîñòèíôàðêòíûõ ðóáöîâ è óìåðåííîé ãèïåðòðîôèè.

Ýòî ïåðå÷åíü íåîáõîäèìûõ îáñëåäîâàíèé äëÿ ïðèíÿòèÿ ìåð äëÿ âûÿâëåíèÿ è áîðüáû ñ òàêèì êîâàðíûì íåäóãîì êàê àòåðîñêëåðîç.

Ïîíèìàþ, ÷òî âû óñòàëè.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Äàëüøå áóäåò ïðîùå.

Ôàêòîðû ðàçâèòèÿ ÈÁÑ âêëþ÷àÿ àòåðîñêëåðîç: íåîáðàòèìûå (íåóïðàâëÿåìûå).

Âîçðàñò.
Çàáîëåâàåìîñòü ÈÁÑ âîçðàñòàåò ó ìóæ÷èí ïîñëå 40 -45 ëåò, ó æåíùèí ïîñëå 55 -60 ëåò, â ïîñëåäíèå ãîäû çàáîëåâàíèå ìîëîäååò.

Ïîë.
Äî äîñòèæåíèÿ ïðåêëîííîãî âîçðàñòà ìóæ÷èíû èìåþò çíà÷èòåëüíî áîëüøå øàíñîâ íà âîçíèêíîâåíèå èøåìèè, ÷åì æåíùèíû. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ âûñîêèì óðîâíåì ýñòðîãåíîâ â æåíñêîì îðãàíèçìå, êîòîðûå ïðîòèâîñòîÿò àòåðîñêëåðîòè÷åñêèì èçìåíåíèÿì. Ïîñëå íàñòóïëåíèÿ êëèìàêñà ðàçíèöà â ÷àñòîòå ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ çíà÷èòåëüíî óìåíüøàåòñÿ.

Îòÿãîùåííàÿ íàñëåäñòâåííîñòü.
Èçâåñòíî, ÷òî óâåëè÷åíèå õîëåñòåðèíà â êðîâè ÷àñòî îáíàðóæèâàåòñÿ ó áëèæàéøèõ ðîäñòâåííèêîâ. ýòî áûâàåò ñâÿçàííî ñ îäèíàêîâûìè óñëîâèÿìè æèçíè, ïðèâû÷êàìè ïèòàíèÿ, èíîãäà ïðèîáðåòàåìûìè åù¸ â äåòñòâå. Íî â íåêîòîðûõ ñåìüÿõ ïîâûøåíèå óðîâíÿ õîëåñòåðèíà îáóñëàâëèâàåòñÿ èçìåíåíèÿìè îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ ãåíîâ.
Ãèïåðõîëåñòåðèíåìèÿ – õîëåñòåðèí áîëåå 6,2ììîëü/ë, òðèãëèöåðèäû áîëåå 2,9ììîëü/ë, îáóñëîâëåíà íàñëåäñòâåííûìè äåôåêòàìè.

Íàñëåäñòâî áûâàåò ðàçíûì.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ôàêòîðû ðàçâèòèÿ àòåðîñêëåðîçà: ìîäèôèöèðóåìûå (îáðàòèìûå èëè ÷àñòè÷íî îáðàòèìûå)
Íà ýòî ìû ìîæåì ïîâëèÿòü, è âñå îíè âàæíûå è ìîãóò áûòü ñàìîñòîÿòåëüíîé ïðè÷èíîé èíôàðêòà èëè èíñóëüòà.

Îæèðåíèå, íåðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå.
Ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå ïîðàæåíèÿ ó áîëüíûõ ñ îæèðåíèåì âñòðå÷àþòñÿ â âèäå ñèñòåìíîãî àòåðîñêëåðîçà, íåäîñòàòî÷íîñòè âåíîçíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ â íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, âûñîêîãî äàâëåíèÿ.
Ýòîìó ñïîñîáñòâóþò âûñîêîå ñòîÿíèå äèàôðàãìû, æèðîâûå îòëîæåíèÿ â ñðåäîñòåíèè, ÷àñòîå ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Íåäîñòàòî÷íîå ïîòðåáëåíèå ïðîäóêòîâ ñîäåðæàùèõ ôîëèåâóþ êèñëîòó, Â12, Â6, ïîâûøàåò óðîâåíü îïàñíîãî áåëêà- ãîìîöèñòåèíà, ñ êîòîðûì ñâÿçàíà ñêëîííîñòü ê òðîìáîçàì è èíôàðêòàì. È òàêîé äåôèöèò – íå ðåäêîñòü ýòî ëþäè, ïåðåíåñøèå îïåðàöèþ íà æåëóäêå, èìåþùèå íèçêóþ èëè íóëåâóþ êèñëîòíîñòü, âåãåòàðèàíöû è îñîáåííî âåãàíû.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ.

Ïîâûøåííîå àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ÿâëÿåòñÿ íàãðóçêîé íà ñåðäöå, íàðóøàåòñÿ åãî íîðìàëüíàÿ ðàáîòà. Ñåðäöó ïðèõîäèòñÿ äîïîëíèòåëüíî ðàáîòàòü è ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ãèïåðòðîôèè ìûøö ëåâûõ îòäåëîâ ñåðäöà, ðàçâèòèþ ìûøå÷íîé ñëàáîñòè ñåðäöà, ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Êóðåíèå.

Íèêîòèí, ñîäåðæàùèéñÿ â ñèãàðåòàõ, âûçûâàåò ñïàçì ñîñóäîâ è ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ ýëàñòè÷íîñòè èõ ñòåíîê. À óãàðíûé ãàç òàáà÷íîãî äûìà îáðàçóåò êðåïêóþ ñâÿçü ñ ãåìîãëîáèíîì, îò÷åãî òîò ñòàíîâèòñÿ íåñïîñîáíûì âûïîëíÿòü ñâîè ôóíêöèè. Âñëåäñòâèå ýòîãî êðîâü íàìíîãî õóæå ïåðåíîñèò êèñëîðîä, ÷òî óñóãóáëÿåò èøåìèþ ñåðäå÷íîé ìûøöû.

Ïîýòîìó áîëüíûì ÈÁÑ êóðèòü êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùåíî.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àëêîãîëü.

Îòðèöàòåëüíîå âîçäåéñòâèå àëêîãîëÿ íà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòóþ ñèñòåìó ïðîõîäèò ïî íåñêîëüêèì íàïðàâëåíèÿì:

Âîçäåéñòâóÿ íà ðàñïðåäåëåíèå ýëåêòðîëèòîâ, àëêîãîëü âûçûâàåò íàðóøåíèÿ ðàáîòû êîðîíàðíûõ ñîñóäîâ.

Ïîïàäàÿ â êðîâü, àëêîãîëü âûçûâàåò ãåìîëèç (ðàñïàä ýðèòðîöèòîâ, òåõ ñàìûõ, ÷òî íåñóò êèñëîðîä).

Àëêîãîëü íàðóøàåò ìåõàíèçìû ðåãóëÿöèè ñàõàðà êðîâè, ìåíÿÿ åãî óðîâåíü âïëîòü äî ñîñòîÿíèÿ ãèïîãëèêåìèè.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ñòðåññû è îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè.

Ïñèõîñîìàòè÷åñêèå ôàêòîðû îêàçûâàþò âëèÿíèå íà «ïîâåäåíèå ðèñêà», ïîâûøåíèå ïèùåâîé ïîòðåáíîñòè (íåóìåðåííîå ïîòðåáëåíèå ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ), îæèðåíèå, çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì è êóðåíèåì.

Ïðè ñèëüíûõ ýìîöèÿõ ïðîèñõîäèò ðåçêèé ïîäú¸ì â êðîâè ñîäåðæàíèÿ îñîáûõ ãîðìîíàëüíûõ âåùåñòâ, òàê íàçûâàåìûõ êàòåõîëàìèíîâ, îáëàäàþùèõ âûðàæåííûì äåéñòâèåì íà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòóþ ñèñòåìó. Ïîä âëèÿíèåì ýòèõ âåùåñòâ ðåçêî ó÷àùàåòñÿ ñîêðàòèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ñåðäöà, âîçíèêàþò ñïàçìû ñîñóäîâ, ïîâûøàåòñÿ êðîâÿíîå äàâëåíèå.

Îñíîâíîé ïîñðåäíèê ñòðåññà â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà – àäðåíàëèí îí îáëàäàåò î÷åíü îïàñíûì ñâîéñòâîì äëÿ îðãàíèçìà – ãåíåðèðóåò àêòèâíûå ôîðìû êèñëîðîäà, êîòîðûå îêèñëÿþò ëèïîïðîòåèí îí ñëèïàåòñÿ, îáðàçóÿ êðóïíûå ÷àñòèöû, êîòîðûå ìîãóò ïðèëèïàòü ê ñòåíêàì ñîñóäîâ è çàêóïîðèâàòü èõ.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ãèïåðóðèêåìèÿ (ìî÷åâàÿ êèñëîòà áîëåå 0,44ÌÊÌÎËÜ/Ë).

Ïîâûøåíèå ðàñïðîñòðàíåííîñòè ÃÓ ïðåèìóùåñòâåííî ñâÿçàíî ñ ôàêòîðàìè îáðàçà æèçíè, òàêèìè êàê îáèëüíûé ïðèåì áîãàòîé ïóðèíàìè ïèùè (ìÿñà, ãóñèíûõ ïîòðîõîâ, ìîðåïðîäóêòîâ), ôðóêòîçû, çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì, ïðèåì íåáîëüøèõ äîç àöåòèëñàëèöèëîâîé êèñëîòû è ìî÷åãîííûõ òèàçèäîâîãî ðÿäà, ÷òî ìîæåò âûçâàòü ïîäàãðó, êîòîðàÿ òåñíî ñâÿçàíà íå òîëüêî ñ Àà è çàáîëåâàíèÿìè ñîñóäîâ, íî è ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì, îæèðåíèåì.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Èñêóññòâåííûå òðàíñæèðû – êîâàðíûå ïðîâîêàòîðû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèé.

Ïèùåâàÿ ïðîìûøëåííîñòü ïðåâðàùàåò ðàñòèòåëüíûå ìàñëà â òâåðäûå æèðû ïóòåì èõ ãèäðîãåíèçàöèè – ýòî êîãäà ïðè âûñîêèõ òåìïåðàòóðàõ ÷åðåç ðàñòèòåëüíîå ìàñëî ïðîïóñêàåòñÿ âîäîðîä ÷òîáû ñäåëàòü íåíàñûùåííûå ñâÿçè æèðíûõ êèñëîò ìàñëà íàñûùåííûìè. Ãèäðîãåíèçèðîâàííûå èëè ÷àñòè÷íî ãèäðîãåíèçèðîâàííûå ìàñëà ïðèìåíÿþò â ïðîèçâîäñòâå ìàðãàðèíîâ, êóëèíàðíûõ æèðîâ.  ïðîöåññå ãèäðîãåíèçàöèè ó áîëüøîãî ÷èñëà ìîëåêóë ìåíÿåòñÿ ïðîñòðàíñòâåííàÿ ñòðóêòóðà, ïðîèñõîäèò ñìåíà öèñ-êîíôèãóðàöèþ íà òðàíñ-êîíôèãóðàöèþ, òî åñòü îáðàçîâûâàþòñÿ òðàíñèçîìåðû æèðíûõ êèñëîò, êîòîðûå âñòðàèâàþòñÿ â ñòåíêè (ìåìáðàíû) êëåòîê òêàíåé è îðãàíîâ îðãàíèçìà, âêëþ÷àÿ ñòåíêè êëåòêè ãîëîâíîãî ìîçãà, è íàðóøàþò íîðìàëüíîå òå÷åíèå ïðîöåññîâ îáìåíà âåùåñòâ. Ñâÿçü ïîòðåáëåíèÿ òðàíñæèðîâ ñ ðàçâèòèåì èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà äîñòîâåðíî óñòàíîâëåíà.  Êðîìå òîãî, òðàíæèðû ïîâûøàþò ðèñê äèàáåòà è ðàêà. 

 Äàíèè çà 20 ëåò êîëè÷åñòâî ñìåðòåé îò èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà ñîêðàòèëîñü íà 50%, áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî íàñåëåíèå Äàíèè åùå â ñåðåäèíå 80-õ ãîäîâ 20 âåêà ñíèçèëî óïîòðåáëåíèå òðàíñ-æèðîâ äî ìèíèìóìà (ñ 6 ãðàììîâ äî 1 ã â ñóòêè). 

Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî áåçîïàñíîé íîðìû ïîòðåáëåíèÿ òðàíñæèðîâ íå ñóùåñòâóåò, è ÷òî ÂÎÇ ïðèçûâàåò îòêàçàòüñÿ îò ïðîìûøëåííîãî ïðîèçâîäñòâà òðàíñæèðîâ ê 2023 ãîäó, òàê êàê èõ ïîòðåáëåíèå äàæå â ìàëûõ êîëè÷åñòâàõ ìîæåò ïîâûñèòü ðèñê ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ è äðóãèõ çàáîëåâàíèé

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ñàõàðíûé äèàáåò (ãèïåðãëèêåìèÿ)

Ñàõàðíûé äèàáåò ñ÷èòàåòñÿ «óíèâåðñàëüíîé ìîäåëüþ ðàçâèòèÿ àòåðîñêëåðîçà». Âåäü ó áîëüíûõ äèàáåòîì áåç êîìïåíñàöèè ñàõàðà â êðîâè ïðèçíàêè àòåðîñêëåðîçà ÷àñòî ïðîÿâëÿþòñÿ ñðàçó èíôàðêòîì èëè èíñóëüòîì, è, ê ñîæàëåíèþ, â ìîëîäîì âîçðàñòå. Äàæå äëÿ ýòîé êàòåãîðèè ëþäåé çàëîã ïîëíîöåííîé æèçíè áåç îñëîæíåíèé — ýòî êîíòðîëü ñàõàðà â êðîâè, â ýòîì ïîìîæåò èìåííî îãðàíè÷åíèå óãëåâîäû, íî íå íàòóðàëüíûõ æèðîâ.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ãèïîäèíàìèÿ (íèçêàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü)

Ñíèæåíèå ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè ñïîñîáñòâóåò íàðàñòàíèþ ôèçè÷åñêîé ìàññû è ðàçâèòèþ îæèðåíèÿ. Ðåãóëÿðíàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ñïîñîáñòâóåò óìåíüøåíèþ õîëåñòåðèíà â êðîâè íå òîëüêî çà ñ÷åò åãî ñæèãàíèÿ, íî è íà ïîñòðîåíèå êëåòî÷íîé ñòåíêè ìûøå÷íîé òêàíè.

Îêîëî ïîëîâèíû ëþäåé óìèðàþò îò èíôàðêòà è èíñóëüòà. Áîëåå øèðîêèé âçãëÿä íà ïðè÷èíû Íåãàòèâ, Çäîðîâüå, Èíôàðêò, Èíñóëüò, Èáñ, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ãèïîòèðåîç

 Íåäîñòàòî÷íàÿ âûðàáîòêà ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû. Êàê è â ñëó÷àå ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì, ãèïîòèðåîç, ïîìèìî ñâîåãî íåãàòèâíîãî âîçäåéñòâèÿ íà ñîñòîÿíèå êîðîíàðíûõ àðòåðèé, ñïîñîáñòâóåò îæèðåíèþ, ÷òî ÿâëÿåòñÿ, â ñâîþ î÷åðåäü, äîïîëíèòåëüíûì ôàêòîðîì ðèñêà ðàçâèòèÿ èøåìèè è ñâÿçàííûõ ñ íåé îñëîæíåíèé.

Âðåäíûé ðåæèì òðóäà

Ñóùåñòâóåò 2 ãðóïïû îïàñíûõ äëÿ ñåðäöà ïðîôåññèé.

Ïåðâàÿ ãðóïïà – ýòî ïðîôåññèè, â êîòîðûõ ñî÷åòàþòñÿ:

Íèçêàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü.

Ñèòóàöèè, â êîòîðûõ íåîáõîäèìî áûñòðî îöåíèâàòü ïðîèñõîäÿùèå ñîáûòèÿ è ïðèíèìàòü îòâåòñòâåííûå ðåøåíèÿ.

Íåñòè îòâåòñòâåííîñòü çà áîëüøîå êîëè÷åñòâî ëþäåé.

Ñóòî÷íûé ãðàôèê ðàáîòû (ïî 24 ÷àñà â ñóòêè) è íî÷íûå äåæóðñòâà.

Ê ýòîé ãðóïïå ïðîôåññèé îòíîñÿòñÿ: âîäèòåëè, àäìèíèñòðàòîðû, ðóêîâîäèòåëè ñðåäíåãî è âûñøåãî çâåíà, ìíîãî÷èñëåííûå îôèñíûå ðàáîòíèêè è ò.ä.

Êî âòîðîé ãðóïïå – îòíîñÿòñÿ ïðîôåññèè, â êîòîðûõ ñî÷åòàþòñÿ:

Äëèòåëüíîå ïðåáûâàíèå â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè (ñòîÿ íà íîã