Восстановление после инсульта стихи
Мало когда инсульт проходит без последствий, они могут быть самыми разными: от паралича, до эпилепсии и потери речи. Именно о последнем пойдет речь в данной статье. Мы узнаем, каким образом можно вернуть речь после данной неврологической болезни, рассмотрим методику занятия с логопедом, распространенные упражнения и лекарства.
Причины афазии
Когда человек теряет способность говорить, то это явление в медицине принято называть афазией. Патология дает о себе знать из-за нарушения кровотока в мозге. Этот процесс, в свою очередь, провоцируют атрофию тканей, в особенности отделов, ответственных за восприятие и переработку поступающей информации.
Справка! Обычно сразу после острого приступа наблюдается отсутствие речи. Само же место поражения находится в префронтальных областях мозга.
Для того чтобы полностью восстановить функцию речи, должно пройти немало времени. Этот период зависит от следующих факторов:
- степень запущенности болезни;
- вид потери памяти;
- своевременность начала борьбы с недугом;
- локализация поражения;
- объема мозгового кровотока.
Стоит понять, что после инсульта есть шанс на обретение нормальной речи. Однако очень тяжело предугадать, каков будет период речевой реабилитации, ведь он зависит от каждого конкретного клинического случая. Больной, у которого пропала речь, должен приложить большие усилия для восстановление. Они должны быть направлены на выполнение всех рекомендаций профильных специалистов, речь о которых пойдет ниже.
Виды патологии
В зависимости от зоны поражения выделяют такие виды потери речи:
- моторная афазия. Это последствие развивается из-за неправильной работы в области зоны Брока церебральных структур. Больной воспринимает и нормально распознает слова, адресованные ему, однако пока говорить самостоятельно он не может. Если говорить о факторе развития, то кроется он в деформации мозговых структур, ответственных за двигательную функцию различных мышц. В результате происходит нарушение нервной проводимости;
- сенсорный. Тогда человек теряет способность понимать слова других людей. Говорить пациент может, но на частичном уровне. Монолог тогда похож на обрывистый;
- сенсомоторная. Этот тип является смешанным, теряется способность не только говорить, но и понимать окружающих. В данном случае сложно что-то сказать, как быстро удастся вернуть речевую функцию;
- тотальная. Здесь пациент в полной мере утрачивает функции, связанные с генерацией и восприятию речи. Наблюдается соответствующая патология в случае массивных нарушений нормального кровотока;
- семантическое поражение. Человек может прекрасно понимать произносимые собеседником слова и говорить, но теряются способности по анализу сложных письменных и речевых структур, он путает окончания, практически не управляет словосочетаниями, смысл некоторых конструкций теряется;
- амнестические. В этом случае пациент не помнит, как называются знакомые предметы, абстрактные понятия в основном путаются;
- афферентные. Тут наблюдаются трудности с произношением нескольких звуков;
- динамические. Изменяются аналитические навыки, связанные с поиском и использованием правильных смысловых конструкций.
Важно! Существуют и иные подвиды нарушений. Иногда у пациента наблюдается живая речь, но лишенная всякого смысла.
Восстанавливается ли речь после мозговой катастрофы? Конечно, да. Но только при системном и комплексном подходе удастся добиться положительного результата.
Восстановление речевых способностей
Как восстановить утраченную функцию и вновь научить человека говорить?
Как и любые утраченные мозговые функции, потеря речи возвращается не сразу.
В 70% случаев этот процесс является очень медленным.
Максимальный период восстановления может достигать 3-5 лет.
Если нарушения не прошли в течение данного срока, то речь, скорее всего, не вернется.
Основные правила, которых необходимо придерживаться:
- постоянная работа над собой;
- должно соблюдаться чередование периодов активных занятий;
- постепенное увеличение времени уроков;
- обратиться к профильным специалистам: реабилитологу, невропатологу, логопеду.
Важно! В основе лечения должен находиться исключительно системный подход.
Использование лекарств
Некоторые могут усомниться, как можно научить человека говорить с помощью лекарств.
Однако они играют большую роль в восстановлении функций мозга, а это значит, что и речи.
Назначенная врачом медикаментозная терапия будет зависеть исключительно от тяжести состояния пациента.
Если нарушения не глобальны, то задействуются следующие типы лекарств:
- антикоагулянты, способствующие снижению свертываемости крови;
- ноотропы, восстанавливающие полноценную мозговую деятельность;
- гипотензивные лекарства, уменьшающие показатели артериального давления;
- мочегонные средства, назначающиеся для снятия отечности мозга, быстрее выводится жидкость из организма.
Если реабилитационный процесс является очень сложным, то врачи переходят к терапии более серьезными препаратами:
- Глиатилин;
- Цераксон;
- Актовегин;
- Максидол.
Все вышеназванные лекарственные средства провоцируют быструю регенерацию отмерших нейронов. Кроме этого, нередко используются способ, связанный со стволовыми клетками. Для этих целей медики берут у пациента биоматериал, выращивают его в искусственных условиях, а потом постепенно вводят в организм больного.
Занятия с логопедом
Первым, что нужно сделать перед началом восстановления речи, обратиться к логопеду, специализирующемуся на постинсультных больных. Он определит характер потери способностей и составит персональную программу, подходящую именно этому пациенту. При соответствующем подходе уже треть пациентов начинают разговаривать на стадии выписки из медицинского учреждения.
Внимание! Заниматься необходимо самостоятельно в домашних условиях. Время от времени придется посещать специалиста для коррекции речи.
Логопедические занятия можно проводить и в домашних условиях, но тогда логопеда придется вызывать в частном порядке.
Далее поговорим о ключевых методиках и принципах работы специалиста:
- выявление реакции пациента на слабый голос и довольно громкий звук;
- наращивание нагрузки должно осуществляться поэтапно;
- только освоив простые функции, нужно переходить к изучению более сложных;
- следить необходимо не только за дикцией, но и за тем, как пациент понимает смысл фраз и слов;
- используется техника: начинает специалист, заканчивает больной;
- применяются музыкальные приемы. Пациент старается подпевать любимые песни;
- тренировка произношения должна сочетаться с рисованием. То, что постинсультный пациент не в состоянии сказать вслух, он изображает на бумаге.
Все данные приема позитивным образом сказываются на восстановлении речи.
Упражнения
Можно ли восстановить речь, не обращаясь к специалисту?
Это практически не реально.
Именно логопед должен наметить этапы реабилитации и контролировать процесс.
Однако больной может ежедневно и сам тренироваться перед зеркалом, выполняя различные упражнения, время от времени проводя контрольные занятия со специалистом.
Как восстановить речь с помощью упражнений, даже находясь в домашних условиях? Независимо от вида потери речи человеку нужно выполнять специальные движения речевым аппаратом. Это связано с тем, что часто фиксируется смешанный тип афазии.
К эффективным приемам относят следующие:
- медики советуют вытянуть обе губы, чтобы они приняли форму трубочки и пробыть в соответствующем положении в течение 7 секунд. Численность повторений составляет 5-10 раз;
- верхняя губа обычно затягивает нижнюю, в таком состоянии рекомендуется задержаться на 5 секунд, а повторить упражнение – до 10 раз;
- нужно открыть рот, а шею и голову постараться вытянуть немного вперед, изо рта максимально выдвигается язык. В соответствующем положении человек задерживается на несколько секунд.Численность повторений такая же, как и в предыдущих двух методах;
- следует облизывать поочередно верхнюю и нижнюю губу. Сначала это делается справа налево, а потом в противоположную сторону;
- несколько раз рекомендуется облизать губы языком, придерживаясь кругового направления в разные стороны;
- язык скручивается в виде узкой трубочки и в таком положении достается наружу;
- при закрытом рте специалисты советуют завернуть язык наверх и постараться дотянуться к небу;
- рекомендуется прикрыть рот таким образом, чтобы оказались сомкнуты губы. Между ними и зубами необходимо провести круговые движения в разных направлениях;
- о твердое небо рекомендуется пощелкать языком. При правильном выполнении звук напоминает шум от быстро скачущей лошади;
- изо рта высовывается язык и максимально выдвигается вперед, издавая несколько шипящий звук, напоминающий змею;
- рекомендуется выполнить воздушный поцелуй с чмоканием;
- язык высовывается и поочередно тянется вверх к кончику носа;
- нужно попытаться улыбнуться закрытым ртом, а потом разомкнуть губы и показать зубы.
Важно! Любое упражнение для развития речевого аппарата должно выполняться 5-10 раз в зависимости от самочувствия.
Полезное видео
Предлагаем Вам посмотреть упражнения для восстановления речи на видео:
Скороговорки
Скороговорки помогают восстановить людям речь не только после тяжелой формы инсульта, но и после других заболеваний.
Звуки, на которые делается упор, определяет специалист после предварительного обследования больного.
Скороговорки для развития речи станут отличным решением при занятиях в домашних условиях без логопеда.
Приведем примеры некоторых из них:
- Алеша Алене сигнал подает. Алена услышит и Лешу найдет.
- У Арины и Аграфены подрастают георгины.
- Боря Ире дал ириску, Ира Боре – барбариску.
- Все бобры добры к своим бобрятам. Идут бобры в свои боры.
- Купила Марусе красивые бусы любимая бабуся.
- Бык подается с быком, разбегаются кругом, береги бегун бока от агрессивного быка.
- Бочок отлежал себе бычок.
- Ворона проворонила вороненка.
- У вдовы Варвары во дворе все дрова воры украли. Рассердилась вдова и убрала все дрова.
В хлеву с волхвами волхвовал волхв.
Повторять скороговорки рекомендуется несколько раз на системной основе.
Прогноз после потери речи
Согласно статистике, при обширных инсультах возникают наиболее тяжелые последствия, одним из которых выступает расстройство речи. В среднем, если придерживаться всех рекомендаций, восстановление происходит:
- в 55% случаях после тяжелой фазы инсульта;
- в 75% при средней степени болезни;
- в 92%, если диагностирована легкая форма.
Когда реабилитационные мероприятия не выполняются, не стоит рассчитывать на положительный результат. Вероятность вылечиться не превышает 15%.
Выводы
Таким образом, восстановить речь после инсульта возможно, однако для этого больному придется хорошо потрудиться. Посещать нужно занятия логопеда и не забывать выполнять специальные упражнения самому. Важно как можно раньше начать реабилитацию, иначе шанс положительного исхода снижается. Не стоит заниматься самолечением, все препараты для улучшения речи назначаются только врачом.
Источник
Речевые дефекты после инсульта связаны с нарушением движения мышц, которые участвуют в произнесении слов (дизартрия) и повреждением речевых центров коры головного мозга (афазия). Для восстановления нужны занятия с логопедом, определенных успехов можно достичь и в домашних условиях. Речевая реабилитация включает упражнения на разработку мимической мускулатуры, специальные приемы побуждения к общению, игровые методики, пение и скороговорки.
Если инсульт правой стороны, есть ли шансы восстановить память
Правосторонний паралич конечностей возникает при расположении очага кровоизлияния или ишемии в левом полушарии головного мозга. При этом у пациентов нарушаются функции, за которые отвечает эта область:
- речь,
- логическое мышление,
- установление причинно-следственной связи,
- математические способности,
- возможность писать и читать.
Утрата памяти сопровождает различные формы острых нарушений мозгового кровообращения. Есть закономерность такого нарушения – вначале забываются текущие события, затем ближайшее прошлое, а давно минувшее сохраняется наиболее продолжительный период времени. Восстановление происходит в обратном порядке. При этом утраченные отрезки времени больной может заполнить вымышленными.
Возможности реабилитации потерянных способностей зависят от степени повреждения головного мозга, возраста, наличия болезней сосудов, сопутствующей патологии. Полное восстановление происходит в таких случаях:
- сравнительно молодой пациент без хронических заболеваний;
- небольшая зона разрушения мозга;
- ранняя диагностика и госпитализация;
- полный комплекс медикаментозного лечения;
- помощь логопеда;
- психотерапевтические занятия.
Рекомендуем прочитать о восстановлении после ишемического инсульта. Вы узнаете о том, возможно ли полное восстановление после ишемического инсульта, а также о курсе и сроках восстановления.
А здесь подробнее о медикаментозном лечении инсульта.
Как может нарушиться речь
К окончанию острого периода инсульта у 35% пациентов остается речевой дефект в виде афазии. Она бывает в нескольких формах, так как за речь отвечают разные зоны головного мозга:
Зоны головного мозга | Краткое описание афазии |
Нижние отделы лобной извилины, центр Брока | невозможно переключаться с произношения одного звука на другой, больной общается звуками, но может писать и читать; |
Височная области | не понимают обращенную речь; |
Средняя височная извилина | не воспринимают смысла слов на слух и не могут назвать изображенные предметы на картинках; |
Теменная зона | не помнят названий предметов или действий, не могут построить сложную речевую конструкцию; |
Лобные доли | неспособны сформулировать и произнести предложение, нарушена коммуникация с окружающими. |
Если повреждены сенсорные (воспринимающие) и моторные (двигательные) речевые зоны, то развивается смешанная форма – тотальная афазия, при которой больной не может говорить и не понимает речь.
При повреждении мозжечка, ствола, корковой и подкорковой зоны может возникать и дизартрия. Она связана с тем, что мышцы, участвующие в произношении слов, ослабевают. При этом пациент хорошо слышит, видит и полностью осознает смысл сказанного, но не может разговаривать. Это нарушение характеризуется более благоприятным течением.
Речевые дефекты необязательно выражаются в полном или частичном отсутствии речи. При повреждении коры головного мозга пациент может становиться многословным, но путает значение слов, заменяет их похожими по звучанию или теряет способность запомнить имя, название предмета или действия. Таких людей невозможно понять, несмотря на то, что они нормально произносят слова.
Смотрите на видео о нарушении речи (афазии) после инсульта:
Какова вероятность восстановления у молодых
Для возобновления речи обычно требуется достаточно длительный период, так как нужно не только научить человека правильно выговаривать звуки и слова, но и полноценно общаться с окружающими. Чем раньше начато восстановление речевой функции, тем больше шансов на успех.
В молодом возрасте процесс реабилитации протекает гораздо быстрее, это связано с тем, что обычно повреждается одна зона головного мозга, а также чаще встречается геморрагическая форма инсульта. При этой разновидности болезни реже затрагивается кора больших полушарий, не страдает восприятие и понимание речи, интеллектуальные способности.
Доказано, что если начать занятия с логопедом в первые три месяца, заниматься не менее 3 часов в неделю, то у большинства пациентов молодого и среднего возраста удается добиться полного восстановления речи или существенно прогресса.
Как правило, для этого потребуется 4 — 5 месяцев. При обширном инсульте улучшение этой функции продолжается на протяжении года, известны случаи полной реабилитации и в более поздний срок.
Работа логопеда по восстановлению речи
Начало занятий проходит при пассивном участии больного. В остром периоде логопед определяет:
- возможность контакта,
- речевые возможности,
- сохранность интеллекта,
- эмоциональный фон.
Первые сеансы носят преимущественно психотерапевтический характер и проводятся для внушения пациенту веры в выздоровление. Конкретная форма утраты речи становится понятной к 20 — 25 дню от начала инсульта. С этого момента и до шестого месяца проходит самая продуктивная работа над восстановлением. Она включает:
- побуждение к восприятию речи на слух;
- заучивание текстов, пословиц, песен;
- образцы построения предложений;
- чтение фраз и стихов;
- изучение употребления глаголов;
- методики восстановления чтения и письма.
Занятия с логопедом
В более позднем периоде проводится работа на различение смысла похожих по звучанию слов, наработка словарного запаса, восстановление грамотности, речевой памяти, написания текстов. Преимуществом занятий с логопедом является правильная методика, которая позволяет задействовать различные функции головного мозга, при невозможности полной реабилитации он помогает компенсировать нарушение речи для эффективного общения.
Кроме этого, большое влияние на больного оказывает эмоциональный фон. Неспециалисту и близкому человеку трудно сохранять полную нейтральность и не показывать разочарования или нетерпения. Занятия продолжаются от 15 до 40 минут не менее 2 раз в неделю на протяжении 2 — 3 месяцев, затем можно остановить процесс на 1 — 2 месяца, после чего возобновить вновь.
Практические упражнения в домашних условиях для речи, памяти
Если нет возможности заниматься с логопедом, то занятия можно проводить дома самостоятельно. Они менее эффективны, но при определенной настойчивости помогают добиться прогресса. Предварительно нужно, чтобы логопед провел осмотр больного и рекомендовал нужные упражнения.
Упражнения для восстановления речи
Они могут заключаться в подборе части слова, складывании кубиков или карточек со слогами, разучивании слов, а затем текстов, назывании изображенных предметов или описании действий по картинке. Помимо этого, всем пациентам показана тренировка произношения. Каждое из упражнений повторяют от 7 до 10 раз:
- вытягивать губы в трубочку;
- захватить нижней губой верхней;
- открыть рот и максимально высунуть язык, пытаться достать им подбородок;
- облизывать губы языком по кругу (снаружи и внутри ротовой полости);
- завернуть язык к мягкому небу;
- широко улыбнуться.
Для тренировки памяти хорошо подходит разучивание стихов, песен, пословиц и поговорок, игра в шашки и шахматы, разгадывание кроссвордов, прослушивание аудиокниг или чтение.
Смотрите на видео о книгах и пособиях для восстановления речи:
Как помогут скороговорки
Для лечения больных с дизартрией, наряду с гимнастикой и миостимуляцией, показаны упражнения по проговариванию скороговорок. Эти речевые формы направлены на произношение буквы или комбинации, они помогают ликвидировать нарушения артикуляции. Правильно выбрать нужный вид поговорок может только логопед или нейрофизиолог.
Для самостоятельных тренировок нужно каждый день менять букву, которая чаще всего встречается в словосочетании. Некоторым больным скороговорки легче вначале распевать.
Лекарственные препараты в помощь больному
Для стимуляции обменных процессов в головном мозге, восстановления утраченных нейрональных связей используется группа препаратов, названная ноотропами. Ее прямое назначение – улучшение способности к запоминанию. Медикаменты с таким эффектом способны:
- усиливать концентрацию внимания;
- повышать осознанность действий;
- уменьшать проявления речевых расстройств;
- восстанавливать память;
- улучшать переносимость умственных нагрузок;
- облегчать процесс обучения.
К наиболее эффективным лекарственным средствам относятся: Энцефабол, Луцетам, Цераксон, Фенотропил, Олатропил, Когнифен, Церебролизин, Кавинтон. Также в комплексной терапии используют препараты и биодобавки на основе гинкго билоба – Танакан, Билобил.
Помимо ноотропных средств, для улучшения мозгового кровообращения применяют антиагреганты (Аспирин, Курантил), сосудорасширяющие (Трентал, Оксибрал, Энелбин), антиоксиданты (Армадин, Цитохром).
Рекомендуем прочитать об инсульте у молодых. Вы узнаете о том, почему происходит инсульт у молодых, видах инсультов в молодом возрасте, симптомах у женщин и мужчин, а также о диагностике и лечении инсульта.
А здесь подробнее об ишемическом инсульте у пожилых.
После инсульта восстановление речи и памяти требует более длительного периода времени по сравнению с двигательной функцией. В молодом возрасте шансы на полную реабилитацию выше. Максимального эффекта можно добиться при занятиях с логопедом. Если такой возможности нет, то после консультации специалиста упражнения проводит родственник больного.
Пациентам показана гимнастика мускулатуры, участвующей в произнесении слов, а также различные приемы (стихи, песни, скороговорки), устраняющие речевые дефекты.
Источник