Влияние инсульта на интеллект
При инсульте перекрывается просвет или разрывается стенка какого-либо сосуда головного мозга, в результате чего нарушается кровообращение и начинается гибель клеток головного мозга. При этом сам процесс может развиваться очень быстро, и чем дольше пострадавшему не оказывается помощь, тем тяжелее могут быть последствия. В этой статье специально дляCogniFit (“КогниФит”) психологи Михаил Позняк и Светлана Храмова вам о том, каковы когнитивные последствия инсульта. Вы узнаете, какие упражнения помогут максимально восстановить пострадавшие когнитивные функции и повысить качество жизни перенёсшего инсульт человека.
Что такое инсульт?
Что такое инсульт?
Заболевания сосудов мозга занимают 2-ое место по смертности среди заболеваний системы кровообращения после ишемической болезни сердца.
Инсульт — это нарушение кровоснабжения головного мозга (острое нарушение мозгового кровообращения, ОНМК). Во время инсульта возникает очаговая общемозговая неврологическая симптоматика (потеря сознания, паралич и т.п.), которая сохраняется в течение суток или приводит к смерти больного в более короткий промежуток времени. К инсультам относят инфаркт мозга, кровоизлияние в мозг и субарахноидальное кровоизлияние, имеющие клинические различия. Узнайте ещё больше об инсульте здесь.
Насколько разнообразна клиническая картина инсульта, настолько разнообразны его последствия. И, конечно же, чем раньше и квалифицированнее оказать помощь пострадавшему, тем больше шансов на сохранение его жизни и на то, чтоб последствия этого страшного заболевания будут наименее трагичными.
Я более двух лет работаю старшим психологом и организатором досуговой деятельности в сети пансионатов для престарелых и людей с ограниченными возможностями, и позволю себе опираться, помимо общих знаний об обозначенной проблеме, на собственный практический опыт, приобретённый совместно с моей коллегой, проходившей стажировку в одном из наших пансионатов.
Основная работа по лечению инсульта связана с восстановлением повреждённых участков нервной ткани и работой по профилактике нераспространения очагов поражения на здоровые нервные клетки. Такое лечение проводят врачи с помощью нейрорепарантов и нейропротекторов – специальных препаратов для восстановления и защиты нервных клеток.
Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Проверьте, как работает ваш мозг, с помощью Общего когнитивного теста CogniFit
Кроме фармакологической составляющей, в лечении обязательно присутствует работа массажиста и психолога. Задача первого – восстановление двигательной активности за счёт работы с конечностями и прочими участками тела, задача второго — работа с эмоциональной и когнитивной сферой для создания внутренней активности мозга, направленной на восстановление поврежденных функций.
Последствия инсульта
Пострадавшие от инсульта часто имеют разные нарушения в работе мозга, которые формируют различные картины отклонений и в двигательной активности, и в поведении, и в состоянии человека в целом. В том числе имеют место быть разнообразные когнитивные последствия инсульта Это проявляется как в степени тяжести состояния, так и в типе поражения — в зависимости от того, какая когнитивная функция наиболее пострадала.
Типичные состояния перенёсших инсульт связаны, в первую очередь, с соматическими проявлениями (нарушением двигательной активности вследствие отказа или повреждения структур мозга, отвечающих за те или иные двигательные функции) и подавленным эмоциональным состоянием.
Постинсультные когнитивные нарушения
Каковы когнитивные последствия инсульта? Что касается постинсультных когнитивных нарушений, то, как правило, это:
а) нарушения речи, вербальных и невербальных коммуникаций в целом;
б) замедление восприятия и обработки любой информации, а также реакции на нее;
в) снижение уровня внимания, общая рассеянность;
г) сбои в работе кратковременной, оперативной (рабочей) и долговременной памяти от частичного до полного отсутствия;
д) ухудшение аналитического, логического (порой и в целом) мышления), от частичного до тотального;
е) снижение уровня общей когнитивной сложности и общего интеллекта и воображения.
Чаще всего постинсультное состояние выглядит как общее снижение качества работы всех (когнитивных в том числе) элементов психики. Такое состояние можно характеризовать как деменцию той или иной степени — от лёгкой до тяжёлой, в связи с чем, помимо прочего, пережившие инсульт могут иметь проблемы с социализацией и адекватностью восприятия себя и окружающего пространства.
Пережившие инсульт могут иметь проблемы с социализацией и самовоспрятием
Диагностика каждого постинсультного подопечного проводится в процессе знакомства и дальнейшего общения с человеком, и чаще всего не требует проведения специальных методик на выявление когнитивных нарушений, таких как полное нейропсихическое тестирование. Это связано с тем, что большинство пострадавших от инсульта в нашем пансионате — это люди, как правило, пожилые и несамостоятельные, и картина их состояния достаточно очевидна. После короткого скрининга уже выявляются базовые нарушения, и далее вырисовывается полная картина состояния его когнитивной сферы.
Однако, во всех остальных случаях, особенно если состояние человека после инсульта достаточно приемлемое для быстрого восстановления и ведения привычного образа жизни, необходимо проводить тщательную диагностику в более детальной проработке и точечном выявлении конкретных нарушений с помощью нейропсихологических тестов и тестов на поведенческую оценку.
Случается, что у человека после инсульта нарушается определённая функция (например, наблюдаются проблемы с речью), а остальные когнитивные качества страдают практически незаметно.
Как восстановить когнитивные функции после инсульта?
В любом случае работа со всеми пострадавшими ведётся по принципу «делаем всё от нас зависящее», и зачастую необходимо применять индивидуальный подход. Работа по восстановлению когнитивных функций, как мы уже отмечали выше, начинается с назначения специальных препаратов врачами и продолжается восстановительными упражнениями, связанными с полезной нейропсихической нагрузкой для коррекции тех или иных когнитивных функций.
Упражнения для восстановления когнитивных функций
Как победить когнитивные последствия инсульта? Среди разнообразного множества упражнений для восстановления когнитивных качеств, мы бы выделили следующие.
- Работа с мелкой моторикой, разнообразные действия с пальцами рук (фигуры из пальцев, счёт на пальцах, двигательные упражнения для пальцев и т.д.). Итальянский педагог и врач Мария Монтессори говорила об интеллекте детей на кончиках пальцев. В восстановлении когнитивных функций у взрослых мелкая моторика продолжает играть важную роль.
- Упражнения на мышление. Разнообразные загадки, разбор
нестандартных ситуаций, игры наподобие «Лишнее слово», задачи на рассуждение, логические задачи, проработка разнообразных кейсов из житейских ситуаций, а также работа с арифметическим счётом. Кстати, последние исследования показывают, что наивысшая активность в префронтальной коре достигается путем арифметического счёта, чтения вслух и письма, и если человек после инсульта в состоянии безболезненно всё это выполнять, то его обязательно надо загружать такой деятельностью. - Упражнения на кратковременную память (например, запоминание блока слов или цифр с повторением через определённое время), упражнения на оперативную память (выполнение «многослойных» задач) и долговременную память (работа с воспоминаниями, стимуляция приятных образов из прошлого, восстановление конкретной долгосрочной информации и т.п.). Эти и многие другие упражнения включает когнитивная тренировка CogniFit («КогниФит») при инсульте.
- Упражнения на воображение: сочинение фраз, предложений и рассказов, моделирование стандартных и нестандартных ситуаций, сочинение условий к простым арифметическим задачам, описание придуманного образа (одежда, природа, ситуация и прочее) и т.п.
- Упражнения на восстановление речи: работа с картинками, трудные слова, скороговорки (задача сказать не быстро, а правильно), проработка звуков, имитация звуков живой и неживой природы, пение песен и т.д.
- Работа с вниманием и внимательностью (например, найти в комнате или на улице что-то определённого цвета, формы, на ту или иную букву и т.д.).
- Творческие задания (рисование, лепка, аппликация и т.п).
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.
Персональная когнитивная тренировка CogniFit (“КогниФит”)
Важной частью работы является зарядка для тела, естественно, проходящая с учётом возможностей тех или иных подопечных и индивидуальных противопоказаний. Двигательная активность помогает восстанавливать когнитивные нарушения, при грамотном проведении специалистом — мотивирует подопечных, создаёт общий позитивный настрой.
Также стоить отметить полезность досуговой деятельности. Различные викторины, игры и прочие мероприятия, помимо полезной нагрузки на когнитивную сферу, формируют позитивный эмоциональный фон. Многие из упражнений для восстановления когнитивных функций и реабилитации мультифункциональны и затрагивают работу нескольких высших психических функций одновременно.
Принцип, которому я следую вместе с моими коллегами: главная цель любого упражнения — это сам процесс упражнения. Наша задача — нагрузить полезной работой мозг, активизировать работу нейронов. И если даже подопечный с поставленной в конкретном упражнении задачей не справился (например, дал неправильный ответ), его мозг работал, он был активен, эмоционально включён, а значит постепенно при прочих благоприятных обстоятельствах придёт и правильное решение.
Огромную роль в восстановлении играет эмоциональное состояние человека, его мотивация и настрой на работу, которая может оказаться не только непривычно трудной, но и, в каком-то смысле, унизительной для личности, которая ещё недавно вела обычный образ жизни и решала разнообразные трудные задачи, а сегодня оказалась в сложнейшем положении. И здесь важнейшим помощником является окружение.
Как помочь близкому справиться с последствиями инсульта? Полезные советы
Профессиональный психолог-аниматор или родственник, друзья, коллеги или просто неравнодушные люди, оказавшиеся рядом, и пришедшие на помощь — неважно кто конкретно, любая поддержка со стороны, вера и надежда, исходящая от окружения — всё это является необходимой частью мотивационного процесса, без которого часто человеку не справиться в одиночку со своей проблемой и не победить когнитивные последствия инсульта.
Создание позитивного поля вокруг фактически начинающего жить заново человека – важнейшая часть восстановительной работы. Также важнейшим фактором в восстановлении когнитивных качеств является социализация. Общение как таковое – уже мощнейший ресурс, терапевтическое значение позитивного общения и просто нахождения человека среди людей трудно переоценить.
Отдельной частью нашей работы можно считать работу с персоналом и родственниками постояльцев.ак победить когнитивные последствия инсульта?
В работе с родственниками возникают следующие проблемы. Многие из них не готовы принять ситуацию, они часто умом понимают, что их близкий любимый человек оказался практически беспомощным, но поведенчески и эмоционально либо чрезмерно подавленны, либо психологически защищают себя, продолжая удерживать образ близкого человека из прошлого, как бы не замечая изменений. Это приносит и самим больным, и их родственникам большие страдания.
Принятие ситуации и настрой на борьбу, на поддержку и мотивацию своего родственника гораздо эффективнее и не несёт с собой долговременные сильные страдания, которые, в свою очередь, провоцируют тревожность и депрессивное состояние перенёсшего инсульт, который видит, как больно родственнику наблюдать его таким, каким он стал. Это разрушает всю мотивационно-терапевтическую конструкцию внутри восстановительного процесса.
Конечно, принять ситуацию и действовать рационально — непросто. Это своего рода эмоциональный труд для любого человека. Но труд этот благородный и благодарный.
Бывает и наоборот, родственник отворачивается от пострадавшего от инсульта, как бы смирившись с тем, что человека уже не вернуть. Здесь также приходится работать, доказывая необходимость положительных эмоций, получаемых от общения с близкими людьми, которые верят, надеются, и главное, продолжают любить, во что бы то ни стало.
Работа с восстановлением когнитивных функций после инсульта сложная, но интересная и благодарная. Да, не всегда получается добиться положительного результата. Бывает так, что вещи, на которые человек не в силах повлиять, берут верх. Но самое главное — работать по принципу «мы делаем всё от нас зависящее». Очень важно, если что-то не получается восстановить, хотя бы постараться держать человека в максимально возможном для этой ситуации положительном эмоциональном поле.
Источник
Îöåíêà ïàìÿòè è èíòåëëåêòà
Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî èíñóëüòà ó ïàöèåíòîâ ìîãóò îòìå÷àòüñÿ íå òîëüêî äâèãàòåëüíûå è ÷óâñòâèòåëüíûå íàðóøåíèÿ, íî è êîãíèòèâíûå ðàññòðîéñòâà ñíèæåíèå ïàìÿòè, èíòåëëåêòà, âíèìàíèÿ, ñïîñîáíîñòè ê îáó÷åíèþ.
Ýòè íàðóøåíèÿ ðàçâèâàþòñÿ ïîñëå èíñóëüòà äàëåêî íå âñåãäà, à òîëüêî ïðè ïîðàæåíèè îáëàñòåé ìîçãà, îòâåòñòâåííûõ çà êîãíèòèâíûå ôóíêöèè. Êîãíèòèâíûå íàðóøåíèÿ âñòðå÷àþòñÿ íå òîëüêî ïîñëå èíñóëüòà, íî è ïðè äðóãèõ çàáîëåâàíèÿõ è ñîñòîÿíèÿõ. Êîëè÷åñòâî áîëüíûõ ñ êîãíèòèâíûìè íàðóøåíèÿìè âîçðàñòàåò â ãðóïïå ëèö ïîæèëîãî è ñòàð÷åñêîãî âîçðàñòà.
Ñòåïåíü òÿæåñòè ýòèõ ðàññòðîéñòâ ìîæåò áûòü ðàçíîé îò ñîâñåì ëåãêèõ äî òÿæåëûõ (äåìåíöèÿ, ñëàáîóìèå), ïðèâîäÿùèõ ê äåçàäàïòàöèè â ïîâñåäíåâíîé æèçíè, ÷òî îïðåäåëÿåò ñòåïåíü èíâàëèäèçàöèè ïàöèåíòà è âîçìîæíîñòè äàëüíåéøåé ðåàáèëèòàöèè.
Ñóùåñòâóåò ìíîãî òåñòîâ äëÿ îöåíêè êîãíèòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé ïàöèåíòà. Íàèáîëåå óäîáíûì è øèðîêî èñïîëüçóåìûì òåñòîì ñ÷èòàåòñÿ òàê íàçûâàåìàÿ ìèíè-ñõåìà èññëåäîâàíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ (ÌÈÏÑ) îðèãèíàëüíîå íàçâàíèå Mini Mental State Examination (MMSE) êîðîòêèé îïðîñíèê èç 30 ïóíêòîâ, øèðîêî èñïîëüçóåìûé äëÿ ïåðâè÷íîé îöåíêè ñîñòîÿíèÿ êîãíèòèâíûõ ôóíêöèé è âûÿâëåíèÿ èõ íàðóøåíèé, â òîì ÷èñëå äåìåíöèè. MMSE òàêæå èñïîëüçóþò äëÿ îöåíêè äèíàìèêè êîãíèòèâíûõ ôóíêöèé íà ôîíå ïðîâîäèìîé òåðàïèè.
Òåñò MMSE áûë ðàçðàáîòàí â 1975 ã. äîêòîðàìè Âîëøòåéíîì è Ìàêõüþ. Ñ òåõ ïîð îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ øêàëû áûëè äîïîëíåíû è àäàïòèðîâàíû äëÿ ïàöèåíòîâ, íàõîäÿùèõñÿ â êëèíèêå. Íî îðèãèíàëüíûé èñõîäíûé îïðîñíèê è îòâåòû íà íåãî ïàöèåíòîâ äî íàñòîÿùåãî âðåìåíè èñïîëüçóþòñÿ â êà÷åñòâå îöåíî÷íîãî êðèòåðèÿ êîãíèòèâíûõ íàðóøåíèé.
Òåñò ñîñòîèò èç íåñêîëüêèõ âîïðîñîâ.
«Îïðåäåëåíèå îðèåíòèðîâàíèÿ».
Ïàöèåíòà ñïðàøèâàþò, êàêàÿ ñåé÷àñ äàòà (ãîä, âðåìÿ ãîäà, äåíü, ìåñÿö, äåíü íåäåëè). Çà êàæäûé ïðàâèëüíûé îòâåò ïàöèåíòó äîáàâëÿåòñÿ ïî 1 áàëëó.
Äàëåå ñïðàøèâàþò, â êàêîé ñòðàíå, êàêîì ãîðîäå, â êàêîì ðàéîíå ãîðîäà, â êàêîì ó÷ðåæäåíèè, íà êàêîì ýòàæå íàõîäèòñÿ áîëüíîé. Çà êàæäûé ïðàâèëüíûé îòâåò òàêæå äîáàâëÿåòñÿ ïî áàëëó.  äàííîì ðàçäåëå, òàêèì îáðàçîì, ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîå êîëè÷åñòâî áàëëîâ 10.
«Îïðåäåëåíèå âîñïðèÿòèÿ».
Ïàöèåíòà ïðîñÿò âûñëóøàòü è ïîâòîðèòü òðè ñëîâà, íå ñâÿçàííûõ ìåæäó ñîáîé (íàïðèìåð, ÿáëîêî ñòîë ìîíåòà èëè àâòîáóñ äâåðü ðîçà).
Ïðè ýòîì åãî ïðåäóïðåæäàþò, ÷òî èõ íóæíî áóäåò âîñïðîèçâåñòè ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò. Çà êàæäîå ïðàâèëüíî ïîâòîðåííîå ñëîâî äîáàâëÿþò 1 áàëë. Ïðè ýòîì ñëåäóåò îáðàòèòü âíèìàíèå, ñ êàêîé ïîïûòêè ïàöèåíò ïîâòîðèë âñå ñëîâà.
«Îïðåäåëåíèå âíèìàíèÿ è ñïîñîáíîñòè ê ñ÷åòó».
Ïàöèåíòà ïðîñÿò óñòíî îòíÿòü 7 îò 100, è òàê 5 ðàç ïîäðÿä (1009386797265). Çà êàæäîå ïðàâèëüíîå âû÷èòàíèå äîáàâëÿåòñÿ îäèí áàëë.
Ïðè îøèáêå ïàöèåíòà îäèí ðàç ìîæíî ñïðîñèòü, óâåðåí ëè îí â îòâåòå. Åñëè îòâåò áûë óêàçàí íåïðàâèëüíî, ïðîñÿò äàëåå îòíèìàòü èç ïðàâèëüíîãî ÷èñëà (íàïðèìåð, 1007 áûë äàí îòâåò 94, òîãäà äàëåå ñïðàøèâàþò, ñêîëüêî áóäåò 937).
«Îïðåäåëåíèå ôóíêöèé ïàìÿòè».
Ïàöèåíòà ïðîñÿò âñïîìíèòü òðè ñëîâà, óêàçàííûå âî âòîðîé ÷àñòè. Çà êàæäîå ñëîâî 1 áàëë.
«Îïðåäåëåíèå ôóíêöèé ðå÷è, ÷òåíèÿ, ïèñüìà».
Ïàöèåíòó ïîêàçûâàþò äâà ïðåäìåòà (÷àñû, êàðàíäàø, íåâðîëîãè÷åñêèé ìîëîòî÷åê è ò. ï.). Çà êàæäûé ïðàâèëüíûé îòâåò íà÷èñëÿåòñÿ 1 áàëë. Ïðîñÿò ïîâòîðèòü ôðàçó: «Íèêàêèõ åñëè, íî, è, íåò». Äàåòñÿ îäíà ïîïûòêà, òàêæå 1 áàëë ïðè ïðàâèëüíîì ïîâòîðå. Ïðîñÿò ïðî÷èòàòü èíñòðóêöèþ (íà ëèñòêå ïèøóò: «çàêðîéòå ãëàçà»). Åñëè ïàöèåíò ïðî÷èòûâàåò è çàêðûâàåò ãëàçà, äîáàâëÿåòñÿ îäèí áàëë.
Äàëåå äàþò ïðî÷èòàòü çàäàíèå: âçÿòü ëèñò áóìàãè ïðàâîé ðóêîé, ñëîæèòü ïîïîëàì äâóìÿ ðóêàìè è ïîëîæèòü íà êîëåíè. Ïîòîì äàþò ëèñò áóìàãè. Åñëè âñå äåéñòâèÿ âûïîëíåíû ïðàâèëüíî íà÷èñëÿþò 3 áàëëà (ïî 1 áàëëó çà êàæäûé øàã).
Ïîñëå ïðîñÿò íàïèñàòü íà ëèñòå áóìàãè çàêîí÷åííîå ïðåäëîæåíèå (1 áàëë).
Ïîñëåäíèì çàäàíèåì ÿâëÿåòñÿ ðèñîâàíèå. Ïðîñÿò ñðèñîâàòü äâà ïåðåñåêàþùèõñÿ ïÿòèóãîëüíèêà. Ïðè ýòîì ïðàâèëüíûì ñ÷èòàåòñÿ âûïîëíåííîå çàäàíèå, åñëè ïåðåñå÷åíèå äâóõ ôèãóð îáðàçóåò ÷åòûðåõóãîëüíèê è âñå óãëû ïÿòèóãîëüíèêîâ ñîõðàííû. Òàêæå äàåòñÿ 1 áàëë. Òåì ñàìûì çà âåñü ðàçäåë ìàêñèìàëüíî ìîæíî ïîëó÷èòü 8 áàëëîâ.
Ñîâîêóïíî çà âåñü òåñò ìàêñèìàëüíîâîçìîæíîå ÷èñëî áàëëîâ 30.
 ïðîöåññå ïðîâåäåíèÿ òåñòà çàïîëíÿåòñÿ ñïåöèàëüíûé áëàíê (ñì. áëàíê òåñòà MMSE â Ïðèëîæåíèè, ñ. 152153).
Àíàëèç ðåçóëüòàòîâ
Ïåðâûé âàðèàíò.  ýòîì âàðèàíòå ïîäõîäà ê îöåíêå ðåçóëüòàòîâ ñíèæåíèå êîãíèòèâíûõ ôóíêöèé îïðåäåëÿåòñÿ ñ ó÷åòîì óðîâíÿ îáðàçîâàíèÿ ïàöèåíòà:
? ïðè îòñóòñòâèè îáðàçîâàíèÿ ñíèæåíèå êîãíèòèâíûõ ôóíêöèé ñòàâèòñÿ ïðè ðåçóëüòàòå ìåíåå 17 áàëëîâ.
? ïðè ñðåäíåì îáðàçîâàíèè ïðè ðåçóëüòàòå ìåíüøå 20 áàëëîâ.
? ïðè âûñøåì îáðàçîâàíèè ïðè ðåçóëüòàòå ìåíüøå 24 áàëëîâ.
Âòîðîé âàðèàíò.
29-30 áàëëîâ íåò êîãíèòèâíûõ íàðóøåíèé.
? 2427 áàëëîâ ëåãêèå êîãíèòèâíûå ðàññòðîéñòâà.
? 2023 áàëëà äåìåíöèÿ ëåãêîé ñòåïåíè (óìåðåííûå êîãíèòèâíûå íàðóøåíèÿ).
? 1119 áàëëîâ äåìåíöèÿ óìåðåííîé ñòåïåíè (âûðàæåííûå êîãíèòèâíûå íàðóøåíèÿ).
? 0-10 áàëëîâ òÿæåëàÿ äåìåíöèÿ.
Ïðè óðîâíå ðåçóëüòàòîâ øêàëû ìåíüøå 19 áàëëîâ ðåêîìåíäîâàíà êîíñóëüòàöèÿ ïñèõèàòðà äëÿ ðåøåíèÿ âîïðîñà î íåîáõîäèìîñòè íàçíà÷åíèÿ ñïåöèôè÷åñêîé òåðàïèè.
Ïðè îöåíêå ðåçóëüòàòîâ îïðîñíèêà âðà÷ îáðàùàåò âíèìàíèå íà òî, êàêèå ôóíêöèè ìîçãà ñòðàäàþò áîëüøå. Íåêîòîðûå íþàíñû ïîçâîëÿþò ëó÷øå äèàãíîñòèðîâàòü ïðè÷èíó êîãíèòèâíûõ íàðóøåíèé.
Источник