Визель т г инсульт
Т. Г. ВИЗЕЛЬ
Как вернуть речь. Инсульт и нарушения речи. Афазия и ее формы.
Дизартрия и ее формы. Восстановление речевой функции.
Уход за больными. В. Секачев, 2005
Книга является обобщением многолетнего опыта работы автора с больными, имеющими нарушение речи в виде афазии, возникающей в результате перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы. В нее включены главы, разъясняющие, что такое инсульт, в чем его причины, предлагаются меры профилактики и помощи больному. Особое место уделяется тому, как следует понимать те или иные ошибки в речи больных и какие методы и конкретные упражнения использовать, чтобы вернуть им речь.
Книга должна явиться важным подспорьем для родственников больных и специалистов, работающих в области афазии.
Материал книги может быть использован также в работе с детьми с задержками речевого развития и другими видами патологии речи.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I
ЧТО ТАКОЕ ИНСУЛЬТ 6
Глава II
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ УХОД ЗА БОЛЬНЫМ 14
Глава III
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ 25
Глава IV
ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 194
ВВЕДЕНИЕ
В вашей семье случилось несчастье — заболел близкий родственник. Он перенес инсульт, или, другими словами, нарушение мозгового кровообращения. В результате нарушилась, а может быть, и совсем исчезла речь, стали хуже действовать рука и нога. Последствия тяжелые! Они лишают человека возможности полноценно трудиться, заниматься своим любимым делом, изменяют положение в семье. Главное же, болезнь отнимает драгоценный дар природы — речь.
Как тут быть? Чем помочь близкому человеку? Как правильно вести себя с ним? Ведь он потерял способность выражать свои желания, спрашивать о чем-либо, сообщать что-либо окружающим, а это значит, нарушилось общение с внешним миром.
На эти вопросы я и хочу ответить в данной книге. Надеюсь, что она будет полезна вам в трудные дни жизни. Конечно, основной исход болезни определяется характером недуга, его тяжестью, искусством врачей, своевременностью оказания больному необходимой помощи. Однако и на долю родственников ложится колоссальная ответственность. Их терпение, мужество, мудрость могут сделать то, в чем бессильна медицина. Помните об этом.
Данная работа призвана помочь вернуться к жизни, обрести речь больным с последствиями инсульта, среди которых наиболее тяжелым является расстройство речи, называемое афазией. Помимо инсульта, афазия может быть вызвана и другой патологией головного мозга, например черепно-мозговыми травмами и опухолями. Нередко с афазией соседствуют нарушения движений, неспособность ориентироваться в пространстве, времени, расстройства памяти, внимания и т.д.
Чтобы устранить или уменьшить последствия инсульта, необходимы усилия различных специалистов. В первую очередь надо отметить особую миссию, выпадающую на долю логопеда. Он призван заниматься восстановлением у больного речи, письма, чтения и других нарушенных высших психических функций. Работа логопеда требует особой квалификации, терпения, энтузиазма, обаяния, т.е. умения «завоевать» больного, внушить ему полное доверие к себе и веру в свои силы. Громадную роль при реабилитации больного, перенесшего инсульт или черепно-мозговую травму, играют врачи — неврологи и терапевты. Психологи исследуют состояние речи, чтения, письма, ориентировки в пространстве, памяти, внимания и пр. Врачи и методисты по лечебной гимнастике совместно с массажистами и физиотерапевтами помогают разрабатывать движения руки и ноги больного. Врачи-психотерапевты стараются облегчить страдания больного и членов его семьи по поводу его несостоятельности в различных жизненных ситуациях. Социальные психологи работают над тем, чтобы максимально приблизить больного к прежнему положению в семье, а если это возможно, и на работе. Они помогают ему также найти свое место в обществе. По этому, далеко не полному, перечню специалистов, участвующих в лечении и обучении больного с афазией, можно судить, насколько сложен процесс реабилитации такого контингента больных.
Настоящая книга содержит описание различных проявлений афазии, основных путей преодоления тех или иных речевых расстройств, а также ориентирует родных и близких относительно линии поведения с больным и возможных перспектив его излечения. В книге уделено внимание понятию инсульта, приводящего к афазии, а также уходу за больным, перенесшим эту мозговую катастрофу.
Рекомендации, касающиеся способов преодоления нарушений речи и других высших психических функций, могут быть использованы не только для помощи больным, перенесшим инсульт, но и тем, у кого эти расстройства вызваны травмой головного мозга или же появились после нейрохирургической операции. Следует отметить и то, что симптомы при афазии в определенной мере сходны с теми, которые наблюдаются при аномалиях речевого развития у детей. Поэтому большая часть описанных в книге видов логопедической работы и конкретных упражнений может быть использована также в работе с детьми: алаликами, дизартриками, а также испытывающими трудности обучения письму и чтению (дизграфиками и дислексиками).
Все тексты книги являются оригинальными: они составлены для решения специальных методических задач.
Мы выражаем глубокую благодарность всем, кто оказывал нам помощь в нашей работе. Прежде всего это руководитель Отделения патологии речи Московского научно-исследовательского института психиатрии МЗ РФ, научный руководитель Федерального центра патологии речи и нейрореабилитации, член-корреспондент Российской академии образования профессор В.М. Шкловский и сотрудники отделения. Большое содействие в выполнении настоящей работы автору оказал главный врач Центра патологии речи и нейрореабилитации Ю.А. Фукалов, а также сотрудники данного учреждения. Наконец, особую признательность выражаю замечательному человеку и врачу-неврологу М.В. Нольскому за дружеский и ценный для меня вклад в подготовку и редакцию разделов, связанных с неврологическими аспектами заболевания и лечения больных.
Источник
Т.Г.Визель
Как
вернуть речь
Инсультинарушенияречи
Афазия
и
ее
формы
Дизартрия
и
ее
формы
Восстановление
речевой
функции
Уход
за
больными
В
переводе с латыни инсульт означает
«удар». Как видно, в самом названии
заложена внезапность данного явления.
Внешне так оно и есть. Только что человек
говорил, ходил, работал — и вдруг ему
стало плохо, закружилась голова,
частично, а то и полностью, исчезло
сознание. Налицо тяжелые последствия,
которые в быту нередко называют
«парализацией» (от слова «паралич»
— исчезновение движения). Нередко
приходится слышать не совсем правильное,
но бытующее определение состояния
больного: «парализацияруки», «парализация
ноги», «парализация речи». Более грамотно
говорить паралич
или
парез
(частичный
паралич) руки, ноги. Следует обратить
внимание на то, что не всегда инсульт
лишает больного и движения и речи
одновременно. Бывает, что страдает рука
или нога, или только речь. Хотя чаще
всего при инсультах нарушается
движение и того, и другого.
Почему
же инсульт и черепно-мозговая травма
имеют такие тяжелые последствия?
Инсульт — это результат сосудистого
заболевания головного мозга.
Черепно-мозговая травма — результат
механического воздействия на череп,
приводящего к тому или иному повреждению
вещества мозга. Как известно, мозг
человека — это самый сложный вид живой
материи. Именно он обеспечивает человеку
возможность видеть, слышать, двигаться,
ориентироваться в действительности, в
том числе и в пространстве, говорить,
читать, считать. Благодаря работе мозга
человек может мыслить, чувствовать,
создавать прекрасные произведения
искусства и т.п.
Ученые
всегда проявляли большой интерес к
структуре и функциям мозга. Высокое
развитие техники открывает колоссальные
возможности в этом направлении. Существует
аппаратура, способная регистрировать
биотоки мозга, измерять скорость
прохождения нервных импульсов и даже
«заглянуть» внутрь мозга (компьютерная
томография — ТГ, ядерно-магнитный
резонанс — ЯМР и др.). Появляется все
больше и больше сведений о строении
нервных клеток, о механических,
физических, химических и других
процессах, происходящих в них. Ученые
научились понимать «языки» мозга,
регистрировать и анализировать их.
Известно,
что мозг состоит из двух полушарий.
Каждое из них выполняет свою собственную
работу и действует по своим, лишь ему
присущим законам. Но только совместная,
строго отрегулированная работа обоих
полушарий мозга может обеспечить
нормальное протекание процессов высшей
нервной деятельности. Если в
осуществлении отдельных функций
преимущественное участие принимает
одно из полушарий, то второе по
отношению именно к этой функции является
«вспомогательным». Так, речь, чтение,
письмо, счет — эти виды деятельности
находятся в основном в ведении левого
полушария, а например, музыкальные
способности — преимущественно
правого. У большинства людей левое
полушарие обладает способностью к
аналитической деятельности — вычленению
отдельных признаков предмета (форма,
размер, цвет, количественные параметры
и т.п.), сопоставлению их между собой,
улавливанию смысловых признаков понятий.
Правое же полушарие отражает
действительность в чувственных
образах. Наиболее ценные результаты
работы левого полушария, достигнутые
человечеством, выражаются в законах,
формулах, схемах, предназначенных для
всех, т.е. носящих универсальный
характер. Правое полушарие дарит людям
неповторимые произведения искусства,
обнажающие глубины внутреннего мира
творца, т.е. продукцию, носящую
индивидуальный характер.
Следует
иметь в виду, что сведения по этому
вопросу изложены в самом общем,
упрощенном виде.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Год выпуска: 1998
Автор: Визель Т.Г.
Жанр: Логопедия
Формат: PDF, DjVu
Качество: OCR, oтсканированные страницы
Описание: Книга «Как вернуть речь» призвана помочь вернуться к жизни, обрести речь больным с последствиями инсульта, среди которых наиболее тяжелым является расстройство речи, называемое афазией. Помимо инсульта, афазия может быть вызвана и другой патологией головного мозга, например черепно-мозговыми травмами и опухолями. Нередко с афазией соседствуют нарушения движений, неспособность ориентироваться в пространстве, времени, расстройства памяти, внимания и т.д.
Чтобы устранить или уменьшить последствия инсульта, необходимы усилия различных специалистов. В первую очередь надо отметить особую миссию, выпадающую на долю логопеда. Он призван заниматься восстановлением у больного речи, письма, чтения и других нарушенных высших психических функций. Работа логопеда требует особой квалификации, терпения, энтузиазма, обаяния, т.е. умения «завоевать» больного, внушить ему полное доверие к себе и веру в свои силы. Громадную роль при реабилитации больного, перенесшего инсульт или черепно-мозговую травму, играют врачи — неврологи и терапевты. Психологи исследуют состояние речи, чтения, письма, ориентировки в пространстве, памяти, внимания и пр. Врачи и методисты по лечебной гимнастике совместно с массажистами и физиотерапевтами помогают разрабатывать движения руки и ноги больного. Врачи-психотерапевты стараются облегчить страдания больного и членов его семьи по поводу его несостоятельности в различных жизненных ситуациях. Социальные психологи работают над тем, чтобы максимально приблизить больного к прежнему положению в семье, а если это возможно, и на работе. Они помогают ему также найти свое место в обществе. По этому, далеко не полному, перечню специалистов, участвующих в лечении и обучении больного с афазией, можно судить, насколько сложен процесс реабилитации такого контингента больных.
Практическое пособие «Как вернуть речь» содержит описание различных проявлений афазии, основных путей преодоления тех или иных речевых расстройств, а также ориентирует родных и близких относительно линии поведения с больным и возможных перспектив его излечения. В книге уделено внимание понятию инсульта, приводящего к афазии, а также уходу за больным, перенесшим эту мозговую катастрофу.
Рекомендации, касающиеся способов преодоления нарушений речи и других высших психических функций, могут быть использованы не только для помощи больным, перенесшим инсульт, но и тем, у кого эти расстройства вызваны травмой головного мозга или же появились после нейрохирургической операции. Следует отметить и то, что симптомы при афазии в определенной мере сходны с теми, которые наблюдаются при аномалиях речевого развития у детей. Поэтому большая часть описанных в книге видов логопедической работы и конкретных упражнений может быть использована также в работе с детьми: алаликами, дизартриками, а также испытывающими трудности обучения письму и чтению (дизграфиками и дислексиками).
Все тексты книги «Как вернуть речь» являются оригинальными: они составлены для решения специальных методических задач.
Содержание книги
«Как вернуть речь»
ЧТО ТАКОЕ ИНСУЛЬТ
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ УХОД ЗА БОЛЬНЫМ
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ
Приложение
скачать книгу: https://depositfiles.com/files/2l1ofiy4a
Источник
Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях: упражнения и логопед
Инсульт не редкость и не болезнь стариков. В мире, где повсеместно распространены стрессы, переутомления и отказ людей жить в здоровом ритме, заботясь о себе, это уже давно трагическая случайность, нависающая почти над каждым.
Восстановление речи после инсульта находится в числе первоочерёдных задач для пациента, который его перенёс, это необходимо для возвращения к нормальной жизни.
Может ли восстановиться речь после инсульта и как быстро это произойдёт?
Большинство пациентов, переживших инсульт, вместе с ограничениями движения сталкиваются с нарушениями речи. Тем, чьи потери клеток мозга были особенно серьёзными, приходится буквально учиться говорить после инсульта заново. Восстановление речевой функции в полном объёме возможно.
Современные методы терапии позволяют добиться успеха для большинства обратившихся, но если ничего не предпринимать, речь не вернётся малыми усилиями, как это иногда бывает с двигательными функциями.
Восстановление речевых функций всегда происходит дольше, чем устранение остальных, более осязаемых последствий инсульта. Это связано с тем, что болезнью поражается орган, полностью ответственный за речь — головной мозг. Процесс восстановления может занять от нескольких месяцев до года — здесь имеет значение возраст пациента и тип инсульта.
Что делать, если при инсульте происходит потеря речи?
Это печальный, но, к сожалению, нормальный для такой тяжёлой болезни тип последствий. Родственникам и другим близким остаётся только предоставить больному необходимый уход и начинать процесс реабилитации. В некоторых случаях даже может понадобится логопед после инсульта — настолько человек теряет свои прежние навыки.
Основные методы лечения:
- медикаментозный;
- физиотерапевтический;
- психологический.
Для наиболее эффективного лечения желательно обеспечить больному все методы — это касается как домашней реабилитации, так и нахождения в стационаре.
Почему скорость восстановления зависит от вида речевого расстройства?
После инсульта, когда больной выжил и находится на реабилитации, очень важно определить, каким именно расстройством речи он страдает. От этого будет зависеть курс лечения, а также врачи и родственники смогут понять, насколько сильно повреждён головной мозг.
Существует три типа речевых расстройств и от каждого эффект будет разным, потому что поражаются разные участки мозга. Борясь с неверным типом расстройства, врачи могут потерять драгоценное время, что значительно усложнит восстановление речи пациента после ишемического инсульта.
Виды речевых расстройств
Речевые расстройства как последствия инсульта бывают очень разными — их тип определяет множество факторов, как внутренних, так и внешних. Методы лечения каждого из них похожи, но всё же отличаются, потому в первое же время после инсульта пациенту требуется качественная, подробная диагностика.
Афазия
Наиболее распространённая форма частичной или полной потери способности говорить при инсульте. Существует в трёх формах — моторной, сенсорной и семантической.
При первой основная проблема пациента заключается в том, что он физически не может выговорить слова и тем более изъясняться предложениями, хотя прекрасно понимает речь людей вокруг. Также больной справляется с произношением отдельных звуков, что даёт ему возможность привлекать к себе внимание.
Немного другая ситуация при тяжёлой моторной афазии — необходим логопед без исключений, так как упражнения после инсульта с такими тяжёлыми последствиями должны проводиться профессионалом. Человек с этой диагнозом полностью лишён речи при сохранении функций интеллекта.
При второй форме функции восприятия звуковой информации сохраняются, как и способность говорить, но пациент не в состоянии вспомнить, например, порядок звуков в слове, коверкая его, а также названия, назначения предметов и явлений. Функции слуха при этом полностью сохранены.
При третьей форме пациент не испытывает проблем ни с чем, кроме понимания смысла того, что он слышит в чужой речи. Также при семантической афазии наблюдается временный лексический регресс — больной может не понимать сложные словосочетания, пространные и абстрактные речевые образы, сравнения.
Дизартрия
При этом расстройстве больной может сохранить понимание речи и теоретическую способность к разговору, но не в состоянии произносить слова или даже звуки (в зависимости от тяжести), так как инсульт поражает мышцы и органы, физически отвечающие за речь.
Это язык, губы, вся дыхательная мускулатура, мягкое нёбо, гортань и, что самое важное, ые связки. Всё это временно атрофируется (всё перечисленное или с некоторыми исключениями) и делает речь в привычном её понимании невозможной. При дизартрии больной ещё может выражать эмоции с помощью мимических мышц и издавать базовые звуки, если болезнь задела в основном внешний речевой аппарат.
Диспраксия
По симптомам нарушение схоже с дизартрией — его причина тоже кроется во временной недееспособности мышц речевого аппарата. Различие в том, что мышцы способны работать, так как не парализованы — трудности с речью возникают из-за того, что сигналы от мозга не доходят до органов речи либо доходят неправильно.
В результате человек с диспраксией либо не сможет говорить связно и членораздельно, либо временно утратит речь полностью.
Общие правила и мероприятия
Заверениями о том, что лечение инсульта — профессиональное и интенсивное, важно начать как можно раньше, никого не удивить, это очевидно для всех. Тем не менее, родственники пациентов из халатности или неведения упускают бесценное время на раннюю реабилитацию, которое повышает шанс больного не только выжить, но и полностью восстановиться после инсульта, в среднем в два раза.
Что важно понимать родственникам и самому больному, если тот в ясном сознании:
- участие пациента в процессе лечения строго обязательно — даже самые дорогие методы и специалисты не помогут, если сам больной не будет напрягаться, пытаясь вернуть утраченные функции;
- чёткая и грамотная диагностика — едва ли не половина успеха;
- начинать восстановление нужно сразу же после окончания острой фазы;
- не стоит тратить время на «народные» методы лечения — отвары и заговоры не помогут при устранении последствий кровоизлияния в мозг;
- программа восстановления очень важна — прежде чем согласиться на помощь специалистов, внимательно ознакомьтесь с их комплексом мероприятий.
Больному понадобятся комфортные условия для как можно лёгкого и быстрого возвращения в норму: обязателен логопед-профессионал после инсульта на дом, правильная питательная диета, необходимый санитарно-гигиенический уход и регулярные проверки любых подвижек в состоянии — как в лучшую, так и в худшую сторону. Соблюдение этих условий требует немалого количества времени и денег от близких, но с большой долей вероятности может вытащить человека из бессознательного состояния.
Как происходит восстановление?
Так как счёт в борьбе с заболеванием идёт на дни и часы, без чёткого плана действий, основанном на проверенных методах и личных особенностях больного, хорошего лечения не получится.
Сразу после острой фазы инсульта — это первые несколько недель или первый месяц жизни больного после удара, которые тот должен провести на стационаре под постоянным наблюдением врачей, должна быть начата работа по восстановлению.
Как восстановить речь больного после инсульта в домашних условиях (с помощью специалистов на дому) по периодам:
- Первые три месяца — повышенное внимание к пациенту, условия должны быть максимально приближены к стационарным. Нужно приложить все усилия, чтобы выяснить реальные границы возможностей пациента в таком состоянии. Проблески прежних способностей (отдельные слова, звуки, правильная артикуляция) отмечать и разрабатывать, повторяя.
- Следующие три месяца до полугода. После завершения первого полугодия с болезнью врачи и профессионалы по восстановительному процессу почти точно могут спрогнозировать шансы больного на возвращение к прежней жизни. В терапии должны присутствовать гимнастика, логопедические занятия.
- Поздний восстановительный период (от полугода до года). Примерно в этом периоде пациенты начинают понемногу возвращать свои речевые навыки, если работа с ними была проведена правильно. Логопед и родственники могут усложнять занятия и работать с больным активнее, не боясь нанести вред.
- Отдалённый восстановительный период. К сожалению, если в течение первого года не получилось достичь значимых результатов, надежды на полное восстановление или возвращение большей части функций остаётся мало. Если же пациент показывает отличный результат, но всё ещё испытывает затруднения, с ним нужно продолжать работу до тех пор, пока больной не достигнет своего нового предела когнитивных способностей. В самых позитивных случаях от логопеда можно отказаться, в обязательном порядке проводя занятия и гимнастику дома.
Нет «приемлемого» результата — важно добиваться наилучшего для пациента, как можно более близкого к прединсультному состояния. Сдаваться и останавливаться на полпути — обречь человека на инвалидность. Даже при отсутствии средств в нужном количестве, можно оказывать посильную помощь в домашних условиях.
Помощь логопеда
Логопед — первый специалист, необходимый больному.
Не менее важен логопед и родственникам — врач пояснит ситуацию, составит план действий по восстановлению речевых функций и просто поможет сориентироваться людям, которые сталкиваются с кровоизлиянием в мозг.
Далеко не все вынужденные ответственные за больного знают, что после инсульта у взрослых людей практически всегда возникает речевое нарушение, которое называется асфазией, диспраксией или дизартрией.
Логопедические упражнения в домашних условиях
Логопеды, вопреки предубеждению, работают не только с маленькими детьми с неразвитой речью — также в список их профессиональных обязанностей входит помощь взрослым, которые потеряли речевые навыки после инсульта или другой тяжёлой травмы, повлиявшей на ЦНС.
Для восстановительных процессов после инсульта есть свой комплекс упражнений — уже после 3-5 занятий с профессиональным логопедом родственники и другие ухаживающие лица смогут повторить их и заниматься с пациентом самостоятельно.
Артикуляционно-дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика невероятно важна в процессе восстановления после инсульта, так как процессы дыхания и речи неразрывно связаны. Чем раньше больной сможет контролировать свои дыхательные процессы — например, надувать простые шарики, самостоятельно управлять потоком воздуха губами и т.д., тем быстрее вернутся и речевые функции.
При дыхании задействовано множество мышц лица, отвечающих и за речь тоже. В наиболее интенсивных тренировках нуждаются губы и язык.
Артикуляционная гимнастика-разминка
Обыватель редко представляет, как много обычных и привычных вещей больному приходится заново учить после инсульта. В большинстве случаев мышцы, ответственные за физическую реализацию речи, полностью или частично атрофированы и пациенту приходится открывать заново простейшие движения языка по отношению к нёбу и учить положение губ для правильного воспроизведения звуков.
Логопедический массаж
Попытки самостоятельных упражнений — это обязательный этап, но пока больной не в силах тренировать артикуляцию, логопед может ускорить процесс восстановления со стороны, проводя сеансы логопедического массажа. Воздействием на ключевые точки специалист ускоряет процесс, что позволяет терять меньше времени.
Дополнительные методы
Способов восстановить речь после инсульта, помимо основных и обязательных, существует ещё очень много — используют их обычно по мере наличия у родственников дополнительных средств.
Самые популярные дополнительные методы лечения:
- музыкотерапия (аудиотерапия) — музыкальные сеансы для пациента, оказывающие благотворное воздействие на большинство отделов мозга;
- лицевая рефлексотерапия — разновидность массажа лица восточного происхождения, при котором массажистом задеваются важные нервные пучки и мышечные точки на лице, что способствует улучшению артикуляции;
- лечение стволовыми клетками — крайне дорогой метод, подразумевающий вживление клеток на место уничтоженных кровоизлиянием;
- массажи — любой лицевой массаж (иногда в сочетании со стандартным для восстановления уже двигательной функции) будет полезен больному, но только от профессионала или под его руководством;
- иглорефлексотерапия — метод, который может подойти не всем, но в целом доказано, что иглоукалывание улучшает кровообращение, что поможет больному быстрее восстановит контроль над мышцами лица.
Ни один из приведённых выше методов не может повредить пациенту после инсульта — родственники могут использовать их в той мере, в которой посчитают нужным.
Прогноз
К сожалению, полного восстановления после инсульта добиваются немногие — всего 20% от пострадавших.
Остальные приобретают инвалидность разной степени тяжести, но в целом прогноз скорее утешительный — современная медицина и физиотерапия повысили шанс больного на максимально полноценную жизнь до максимума.
Если начать лечение как можно раньше, удастся достигнуть невероятных результатов — человеческий мозг даже в таком состоянии способен на регенерацию.
Применение народных средств
Альтернативная медицина лучше всего проявляет себя в массажах и прочих тактильных техниках, но отвары, лекарства, припарки и прочие «чудодейственные средства» — только трата драгоценных времени и денег. Родственникам и близким лучше сосредоточиться на качественной физиотерапевтической и медикаментозной помощи.
Человек, переживший инсульт, не обречён быть обузой для родных и страдать в недвижимом теле — можно сделать для него всё возможное, чтобы вернуть в русло прежней жизни хотя бы частично. Речь играет первостепенную роль в социализации человека, так что её потеря станет для больного большим ударом — важно сделать всё, чтобы не допустить такого исхода событий.
Источник: //prodavlenie.online/insult/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta.html
Как вернуть речь. Инсульт и нарушение речи – Визель Т.Г
Медицина Визель Т.Г. “Как вернуть речь. Инсульт и нарушение речи “
Визель Т.Г.Издательство: Сфера Год издания: 2005Страницы: 199
Читать: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
Скачать: Т. Г. ВИЗЕЛЬ Как вернуть речь. Инсульт и нарушения речи. Афазия и ее формы. Дизартрия и ее формы. Восстановление речевой функции. Уход за больными. В. Секачев, 2005 Книга является обобщением многолетнего опыта работы автора с больными, имеющими нарушение речи в виде афазии, возникающей в результате перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы. В нее включены главы, разъясняющие, что такое инсульт, в чем его причины, предлагаются меры профилактики и помощи больному. Особое место уделяется тому, как следует понимать те или иные ошибки в речи больных и какие методы и конкретные упражнения использовать, чтобы вернуть им речь. Книга должна явиться важным подспорьем для родственников больных и специалистов, работающих в области афазии. Материал книги может быть использован также в работе с детьми с задержками речевого развития и другими видами патологии речи. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I ЧТО ТАКОЕ ИНСУЛЬТ 6 Глава II КАК ОРГАНИЗОВАТЬ УХОД ЗА БОЛЬНЫМ 14 Глава III НАРУШЕНИЯ РЕЧИ 25 Глава IV ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ 50 ПРИЛОЖЕНИЕ 194 ВВЕДЕНИЕ В вашей семье случилось несчастье — заболел близкий родственник. Он перенес инсульт, или, другими словами, нарушение мозгового кровообращения. В результате нарушилась, а может быть, и совсем исчезла речь, стали хуже действовать рука и нога. Последствия тяжелые! Они лишают человека возможности полноценно трудиться, заниматься своим любимым делом, изменяют положение в семье. Главное же, болезнь отнимает драгоценный дар природы — речь. Как тут быть? Чем помочь близкому человеку? Как правильно вести себя с ним? Ведь он потерял способность выражать свои желания, спрашивать о чем-либо, сообщать что-либо окружающим, а это значит, нарушилось общение с внешним миром. На эти вопросы я и хочу ответить в данной книге. Надеюсь, что она будет полезна вам в трудные дни жизни. Конечно, основной исход болезни определяется характером недуга, его тяжестью, искусством врачей, своевременностью оказания больному необходимой помощи. Однако и на долю родственников ложится колоссальная ответственность. Их терпение, мужество, мудрость могут сделать то, в чем бессильна медицина. Помните об этом. Данная работа призвана помочь вернуться к жизни, обрести речь больным с последствиями инсульта, среди которых наиболее тяжелым является расстройство речи, называемое афазией. Помимо инсульта, афазия может быть вызвана и другой патологией головного мозга, например черепно-мозговыми травмами и опухолями. Нередко с афазией соседствуют нарушения движений, неспособность ориентироваться в пространстве, времени, расстройства памяти, внимания и т.д. Чтобы устранить или уменьшить последствия инсульта, необходимы усилия различных специалистов. В первую очередь надо отметить особую миссию, выпадающую на долю логопеда. Он призван заниматься восстановлением у больного речи, письма, чтения и других нарушенных высших психических функций. Работа логопеда требует особой квалификации, терпения, энтузиазма, обаяния, т.е. умения «завоевать» больного, внушить ему полное доверие к себе и веру в свои силы. Громадную роль при реабилитации больного, перенесшего инсульт или черепно-мозговую травму, играют врачи — неврологи и терапевты. Психологи исследуют состояние речи, чтения, письма, ориентировки в пространстве, памяти, внимания и пр. Врачи и методисты по лечебной гимнастике совместно с массажистами и физиотерапевтами помогают разрабатывать движения руки и ноги больного. Врачи-психотерапевты стараются облегчить страдания больного и членов его семьи по поводу его несостоятельности в различных жизненных ситуациях. Социальные психологи работают над тем, чтобы максимально приблизить больного к прежнему положению в семье, а если это возможно, и на работе. Они помогают ему также найти свое место в обществе. По этому, далеко не полному, перечню специалистов, участвующих в лечении и обучении больного с афазией, можно судить, насколько сложен процесс реабилитации такого контингента больных. Настоящая книга содержит описание различных проявлений афазии, основных путей преодоления тех или иных речевых расстройств, а также ориентирует родных и близких относительно линии поведения с больным и возможных перспектив его излечения. В книге уделено внимание понятию инсульта, приводящего к афазии, а также уходу за больным, перенесшим эту мозговую катастрофу. Рекомендации, касающиеся способов преодоления нарушений речи и других высших психических функций, могут быть использованы не только для помощи больным, перенесшим инсульт, но и тем, у кого эти расстройства вызваны травмой головного мозга или же появились после нейрохирургической операции. Следует отметить и то, что симптомы при афазии в определенной мере сходны с теми, которые наблюдаются при аномалиях речевого развития у детей. Поэтому большая часть описанных в книге видов логопедической работы и конкретных упражнений может быть использована также в работе с детьми: алаликами, дизартриками, а также испытывающими трудности обучения письму и чтению (дизграфиками и дислексиками).
1 > 2 3 4 5 6 7 .. 49 >> Следующая
Источник: //autogear.ru/books/med/vizel-tg/book/
Источник