В самолет при сердечной недостаточности

В самолет при сердечной недостаточности thumbnail

Гипертония и самолет: опасность перелета с давлением

С наступлением отпуска многие собираются на отдых в теплые страны, однако предстоящий авиаперелет вызывает немало сомнений. Дело не только в страхе, но и в том, как организм выдержит путешествие.

«Сердечники» с гипертонией часто жалуются на болезненные ощущения в грудной клетке, одышку, учащенное сердцебиение и другие малоприятные симптомы. Во время перелета они могут значительно усилиться. Так как же летать на самолете с гипертонией? Как перенести авиаперелет с наименьшими нагрузками на организм?

Влияние перелетов

При полете давление в самолете соответствует давлению на высоте 2500 метров. С уменьшением атмосферного давления сокращается и объем кислорода на борту самолета. Это является фактором, который может спровоцировать увеличение давление, гипертонический криз и даже сердечный приступ.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту!
  • Здоровья Вам и Вашим близким!
  • Изменения давления чувствуют все пассажиры, однако для сердечника авиаперелет может закончиться «сердечнососудистой катастрофой». Резкое снижение атмосферного давления, а также сокращение объема кислорода происходит на высоте 3000 метров. Если перелет продолжительный, самолет может достигнуть высоты 11000 метров. В результате этого резко уменьшается поступление в кровь кислорода, что крайне опасно для организма!
  • Даже здоровому человеку может потребоваться дополнительная ингаляция воздуха, не говоря уже о тех, кто страдает ишемической болезнью, стенокардией, атеросклерозом сосудов, гипертонией или кто перенес инфаркт миокарда.
  • Следует учитывать, что не все самолеты оснащены кислородными подушками, так как некоторые авиакомпании установили запрет на провоз кислорода на борту. Такая мера объясняется тем, что дополнительный кислород взрывоопасен, особенно это важно при длительных авиаперелетах.
  • Любой авиаперелет предполагает ограничение мобильности. Чем дольше человек находится без движения, тем большую нагрузку испытывают сосуды нижних конечностей.
  • Кровообращение в ногах при этом ухудшается, вязкость крови увеличивается, сосуды суживаются. Ноги начинают отекать и «ныть».
  • Все это происходит из-за перепадов давления на борту самолета. В данном случае повышается вероятность перекрытия сосуда тромбом.

Гипертония и самолет – эта проблема особенно актуальна для людей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями

Можно ли летать на самолете с гипертонией? Дать конкретный ответ на данный вопрос сложно, поскольку все зависит от состояния пациента. При тяжелых формах нарушения авиаперелеты могут быть противопоказаны. Если же состояние благоприятное, лететь можно, однако нужно следовать особым рекомендациям.

  • Перед бронированием билета нужно выяснить, имеются ли в самолете ингаляторы кислорода.
  • При заказе путевки через турфирму следует уточнить у туроператора, предусмотрена ли данная услуга при перелете и как ее заказать.
  • Еще один вариант: за несколько дней до путешествия заказать кислородную подушку. Это может сделать врач, который выпишет справку о том, что пациент нуждается в дополнительном кислороде во время полета.
  • Перед посадкой на самолет рекомендуется принять таблетку валидола. Средство нужно все время держать при себе на случай, если возникнет чувство беспокойства и страха.
  • Лицам, страдающим стенокардией, следует принять 70 мг аспирина и одну таблетку нитроглицерина. Это поможет избежать сердечного приступа.
  • Лицам с инфарктом в анамнезе авиаперелеты запрещены в течение полугода после приступа. Это важное условие, позволяющее избежать вторичного инфаркта.
  • Перед посадкой можно принять валериану в каплях (по инструкции) либо корвалол. Средства устраняют тревогу и страх, уменьшают учащенное сердцебиение и расслабляют в целом.
  • Во время перелета следует абстрагироваться от внешней среды. Помогут в этом общение, чтение, просмотр фильма, разгадывание кроссворда и т. д.
  • Нельзя класть ногу на ногу. Сосуды сжимаются и испытывают дополнительную нагрузку.
  • Нельзя держать ноги согнутыми более одного часа. Не следует подминать их под себя, так как нарушается кровообращение, что опять же плохо для сосудов.
  • Ноги нужно держать ровно – чем дольше, тем лучше (ускоряется кровоток).
  • При перелете полезна даже малая физическая активность (шевеление ногами и т. д.). Каждые полчаса рекомендуется вставать и немного гулять по салону.
  • При заказе билета можно попросить выделить место не у окна, а рядом с проходом. Это позволит чаще двигаться и вставать, не беспокоя соседей.

Перечисленные рекомендации позволяют сделать перелет более комфортным, снижая нагрузку на сердечнососудистую систему.

Нередко после продолжительного авиаперелета люди, попадая в жаркий климат, незамедлительно отдаются искушениям. Организм сталкивается с новыми испытаниями, в несколько раз превышающими ежедневные нагрузки. В новой обстановке сбиваются биоритмы, не остаются незамеченными и сердце с сосудами.

Давление поднимается, и человек испытывает все сопутствующие симптомы: головокружение, чувство нехватки воздуха, головные боли и т. д. Поэтому отдельное внимание следует уделить вопросу, как вести себя гипертоникам при смене климатической обстановки.

Лесной климат улучшает кровообращение и вентиляцию легких, «разгоняет» обменные процессы в кардиомиоцитах (клетках миокарда)

Климат и АД

Артериальным называется давление внутри сосудов. За счет него кровь продвигается по сосудам, и осуществляются обменные процессы.

Давление обусловливается следующими показателями:

  • частота сокращений сердца;
  • специфика крови (вязкость, объем);
  • давление в грудной клетке и брюшной полости;
  • сопротивляемость стенок сосудов.

При сокращении левого желудочка кровь проталкивается от сердца к аорте. Давление при этом может увеличиться до 140 мм. Когда кровь попадает в мелкие артерии, давление опускается до 80 мм. Пульс определяется разницей между этими двумя значениями.

Кровяное давление понижается с возрастанием расстояния от сердца. Нормой считается давление, составляющее до 130 мм (систолическое) и до 80 мм (диастолическое). У спортсменов и лиц, занятых на тяжелых работах, давление может составлять 100-90 и 60-50 мм.

Организм здорового человека умеет приспосабливаться к изменяющейся внешней обстановке. Так, например, при интенсивных физических нагрузках давление повышается.

При нормализации нагрузки запускается саморегулирующий механизм, и давление принимает нормальное значение.

При сбоях в саморегуляции давление все время бывает повышенным или пониженными. Эти два состояния называются «гипертония» и «гипотония».

Атмосферное давление воздействует на кровяное следующим образом:

  • изменение давление в грудной и брюшной полости;
  • изменение свойств крови (насыщаемость кислородом, вязкость).

На давление также влияет температура окружающего воздуха. Преимущественно это сказывается на свойствах крови.

Вообще, гипертоникам (особенно тем, у кого случаются частые кризы) врачи не рекомендуют менять климат. Таким людям полезен отдых на природе, лучше всего в лесу.

Гипертоникам, проживающим в средней полосе РФ, подойдет отдых в местных санаториях и на европейских курортах (Германия, Швейцария, Скандинавия, Прибалтика). Людям с повышенным давлением также благоприятен степной климат: повышается концентрация эритроцитов в крови, улучшается терморегуляция, понижается давление.

Следует помнить о том, что неправильно выбранная для проживания климатическая зона способна сократить жизнь на несколько лет и может являться причиной различных заболеваний.

Разобраться в том, какой климат подходит, а какой – нет, можно только экспериментальным путем. Т. е. наилучший способ – это путешествия. Чтобы понять, подходят климатические условия или нет, нужно провести в конкретной местности как минимум две недели.

Важно внимательно следить за поведением организма, прислушиваться к своему телу. Первые сигналы исходят от волос и ногтей: в благоприятном месте они начинают хорошо расти и лучше выглядеть.

Если же климат не подходит, первым об этом оповестит ЖКТ (начнутся расстройства пищеварения). Также может отмечаться боль в суставах и постоянная усталость. Значит, нужно готовиться к новому путешествию.

Описание пользы фонирования почек в домашних условиях при гипертонии вы найдете по ссылке.

Подробнее о причинах и симптомах мышечной гипертонии мы расскажем далее.

Влияние перелетов

Из статьи Л.В. БОГУН, к.м.н., доцент, Харьковская медицинская академия последипломного образования

— Медикаменты в количестве, достаточном для всего времени перелета, необходимо брать в салон самолета в ручной клади.

— Иметь при себе перечень препаратов, вызывающих у данного больного аллергические реакции.

— При необходимости пользования кислородной маской при перелете, проинформировать об этом авиакомпанию не позже чем за 48 часов до вылета.

— У больных с инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей вследствие нарушения проходимости евстахиевой трубы во время взлета и посадки самолета может возникать разница между давлением в евстахиевой трубе или придаточных пазухах носа и давлением в салоне, что сопровождается болью в ушах, придаточных пазухах носа и нарушением слуха; данное состояние легко купируется закапыванием в нос сосудосуживающих капель.

— Лицам, подверженным укачиванию, показана медикаментозная профилактика.

Особые рекомендации для авиаперелета при серьезных заболеваниях: больные хроническим обструктивным заболеванием легких; сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сахарный диабет. ВИЧ-инфицированные.

Рекомендации по профилактике венозных тромбэмболий: если бывают отеки голеней без эпизодов тромбоэмболий; если ранее были тромбозы вен и/или тромбофлебиты — рекомендации для длительных перелетов (свыше 5 тыс. км или свыше 8 часов); если была недавно операция/травма нижних конечностей.

Давление в салоне реактивного самолета ниже давления на уровне моря, что имитирует условия высокогорья . Атмосферное давление в салоне самолета на высоте 8000–12 000 м аналогично давлению на высоте 900—2400 м выше уровня моря, т.е. при полете на высоте 10 500 м давление в салоне самолета снижено до 600 мм рт.ст.

, вследствие чего происходит снижение парциального напряжения кислорода в артериальной крови (PaO 2 ) у здоровых лиц до 68 мм рт.ст, у больных с хроническим обструктивным заболеванием легких этот показатель может снижаться еще больше. Однако поскольку в подавляющем большинстве случаев симптомы гипоксии не развиваются, крайне затруднительно выработать четкие показания к использованию кислородных масок. Наиболее часто кислородные маски требуются больным с легочно-сердечной недостаточностью при полете на высоте выше 7000 м.

Влияние перелетов

  • снижение давления воздуха на большой высоте и связанное с этим снижение парциального давления кислорода в крови,
  • пониженная влажность в салоне самолета, влекущая риск дегидратации,
  • ухудшение течения других заболеваний, вызывающих недостаток поступления кислорода (болезни легких, анемия),
  • психологический и физический стресс, связанный с путешествием (очереди на регистрацию и к пунктам досмотра, переноска багажа, беспокойство о безопасности полета)

Клиническая картина

Можно ли летать на самолете с аритмией сердца?

Перенесенный инфаркт миокарда благодаря своевременному и квалифицированному лечению, а также эффективным восстановительным мероприятиям во многих случаях уже не является причиной инвалидности больных. Эти люди могут возвращаться к работе по профессии, ездить на отдых, заниматься любимым делом. Авиаперелеты им также не запрещены, однако не всем и только при соблюдении определенных условий, о которых и пойдет речь.

Прежде чем, давать ответ на вопрос о том, можно ли летать на самолете после инфаркта, стоит разобраться, а что же происходит с сердцем и сосудами человека при полетах на большой высоте. С каждым километром, на который поднимается самолет, атмосферное давление в его салоне падает. Также понижается и концентрация кислорода в воздухе.

На эти изменения организм реагирует различными компенсаторными механизмами, в том числе учащенным сердцебиением и повышением артериального давления. Здоровый человек переносит это нормально, если же есть проблемы с сердцем, может возникнуть приступ стенокардии, гипертонический криз и другие патологические состояния, опасные для жизни.

Кроме того, важным фактором, влияющим на сердце, является эмоциональное состояние пассажира самолета. Здесь на первый план выступает боязнь попасть в авиакатастрофу. Эти переживания могут появиться еще задолго до полета, а во время него значительно усилиться и вызвать паническое состояние, сопровождающиеся тахикардией, рефлекторным спазмом сосудов, кардиальными болями. Для человека с больным сердцем такие сильные переживания создают серьезную опасность.

Аритмия — широко распространенное нарушение ритма, которое часто встречается не только у больных сердечно-сосудистыми болезнями, но и у вполне здоровых личностей и даже спортсменов. В некоторых случаях человек даже не знает, что у него аритмия и спокойно занимается своими делами. Но иногда поставлен конкретный диагноз, на который крайне сложно не обращать внимание, особенно если требуется лететь на самолете.

У больных аритмией чаще всего диагностируется такая форма нарушения ритма, как мерцание предсердий. Также могут определяться экстрасистолы, тахикардия и замедление ритма, обозначаемое как брадикардия.

Определить точную форму нарушения ритма позволяет обследование у врача-кардиолога и прохождение некоторых инструментальных методов исследования: электрокардиографии, суточный мониторинг ЭКГ, УЗИ сердца. Особенно важно повторить обследование перед необходимостью лететь с аритмией сердца на самолете. Существуют и другие рекомендации больным, планирующим авиапутешествия.

Источник

Предлагаем ознакомиться с рекомендациями, распространяемыми Aeroporti di Roma (организацией, контролирующий аэропорты Рима), составленными под руководством доктора Карло Ракани.

Условия  повышенной нагрузки на сердце у больных с хронической сердечной недостаточностью могут вызвать ухудшение его функционирования и появление симптомов. 

Авиаперелет может повлиять на течение сердечной недостаточности в связи со следующими неблагоприятными  факторами:

  • снижение давления воздуха на большой высоте и связанное с этим снижение парциального давления кислорода в крови,
  • пониженная влажность в салоне самолета, влекущая риск дегидратации,
  • ухудшение течения других заболеваний, вызывающих недостаток поступления кислорода (болезни легких, анемия),
  • психологический и физический стресс, связанный с путешествием (очереди на регистрацию и к пунктам досмотра, переноска багажа, беспокойство о безопасности полета)

Несмотря на это, полет не противопоказан лицам с хронической сердечной недостаточностью, но требует соблюдения некоторых предосторожностей. 

Сердечная недостаточность и полет

Рекомендации для воздушных путешественников

Изменения, происходящие на большой высоте хорошо переносимы в случае стабильной сердечной недостаточности, но в группу риска входят те у кого имеются признаки нестабильности кровообращения. 

Пациенты, которые способны перенести полет от относятся к 1 и 2 классу по классификации NYHA, они могут совершать перелеты без предварительной подготовки, но выполняя следующие рекомендации: 

1. Иметь в ручной клади

  • Достаточное на время полета количество обычно принимаемых лекарств,
  • Препараты для неотложной помощи, такие, как мочегонные и нитраты,
  • Документ с кратким изложением своего медицинского состояния
  • Недавнюю электрокардиограмму
  • Контакты лечащего врача

2. Иметь в багаже

  • Достаточное на время путешествия
  • количество обычно принимаемых лекарств,

3. При необходимости ингаляции кислорода в полете, предупредите авиакомпанию по меньшей мере за неделю до вылета,

4. Вставайте и прохаживайтесь достаточно часто во время полета

5. Избегайте приема «тяжелой» пищи, кофеинсодержащих напитков и алкоголя 

6. Не курите

 Пациенты с сердечной недостаточностью отмечающие одышку, сердцебиение и утомление при небольшой физической нагрузке (т.е. относящиеся к классу 3 по NYHA) перед путешествием должны пройти обследование у кардиолога. 

Авиаперелет противопоказан пассажирам, имеющим симптомы сердечной недостаточности в покое (класс 4 по NYHA). 

 

Специальные рекомендации

Специальным рекомендациям должны следовать пассажиры с имплантированными водителями ритма (кардиостимуляторами) и дефибрилляторами

  • Корректность работы устройства должна быть проверена не позднее, чем в последние 6 месяцев перед перелетом
  • Всегда имейте с собой необходимую медицинскую документацию
  • Не проходите через ворота безопасности

Наш комментарий

Рекомендация не проходить через ворота безопасности при наличии кардиостимулятора устарела для современных моделей устройств. Без вреда для устройства можно миновать ворота в течение 10-15 секунд.  Если требуется более длительное время, следует предупредить работников поста о наличии кардиостимулятора. Подробнее в нашей статье “После установки кардиостимулятора: работа кардиостимулятора и электромагнитные излучения”. 

Добавить комментарий или задать вопрос

Источник

Как воздействуют воздушные перелеты на человека

Одной из значимых проблем является: можно ли летать на самолете при гипертонии? Даже самый недолгий перелет – стресс для любого организма.

При взлете самолета внутри салона на высоте 3000 метров происходит резкое понижение барометрического давления, которое отражается на всех пассажирах. Количество кислорода на борту является достаточным для здорового пассажира. Его недостаток можно возместить, если многократно и глубоко вдыхать воздух.

Особую осторожность необходимо соблюдать пассажирам, страдающим заболеваниями сердца и коронарной системы. Больные гипертонией относятся к группе риска. Из-за понижения уровня кислорода в крови, сосуды утрачивают гибкость и прочность. Сердце, стремясь компенсировать нехватку кислорода, начинает работать более интенсивно, пропуская по сосудам повышенное количество крови. В итоге при этом нарушении:

  • резко повышается давление;
  • наступает кислородное голодание;
  • ускоряется ритм сердца;
  • нарушается деятельность желудка;
  • появляется кашель из-за сухости в горле и легких;
  • густеет кровь.

У здоровых людей перепады атмосферного давления при взлете и посадке самолета сопровождаются иногда болью в ушах или мышцах. Методом борьбы с неприятными ощущениями в ушах служат зевота и использование сосательных леденцов, приводящих к нормализации артериального давления.

А можно ли гипертоникам летать на самолете? Гипертония – опасная болезнь. Главные признаки, появляющиеся при высоком давлении:

  • сильная боль, которая концентрируется на затылке или висках;
  • онемение рук и ног, озноб всего тела;
  • чувство дискомфорта в грудине и сердце;
  • появление тошноты, которая часто сопровождающееся рвотой;
  • гиперемия шеи и лица;
  • беспричинно нарастающее волнение и паническая атака.

Люди, испытывающие подобные проявления, слишком плохо переносят перелеты в самолете. Если лететь с высоким давлением, то это приводит к таким нежелательным последствиям, как:

  • различные патологии сердца и кровеносных сосудов;
  • гипертонический криз;
  • сердечный приступ;
  • инсульт и инфаркт;
  • отек легких.

Встречается достаточно примеров, когда перелеты воздушным транспортом приводили к летальному исходу у больных с сердечной недостаточностью и гипертонией. Предпосылками этому служили:

  • нарушения свертывающей системы крови;
  • стенокардия, атеросклероз, ишемия.

Как совершить безопасный перелет, пережив некроз миокрада

Нельзя однозначно ответить на вопрос: можно ли после инфаркта летать на самолете. Перенесенное заболевание налагает строгий запрет на предстоящее путешествие, только если период реабилитации еще не окончен.

Под инфарктом миокарда подразумевают поражение сердца, при котором происходит некроз участка сердечной мышцы. В зависимости от объема повреждений различают крупно- и мелкоочаговые формы, обширный (трансмуральный), интрамуральный, субэндокардиальный, субэпикардиальный инфаркт. Длительность реабилитационного срока колеблется от нескольких недель при мелкоочаговых и нескольких месяцев при обширных инфарктах. В восстановительный период проводится расширение двигательного режима, физиотерапевтические мероприятия и занятия лечебной физкультурой.

На возможность осуществлять поездки влияет общее состояние пациента до некроза сердечной мышцы, возраст больного, наличие сопутствующих заболеваний. Противопоказанием к путешествию является следующая патология:

  • Неподдающаяся лечению гипертоническая болезнь.
  • Некоторые ишемические поражения миокарда (нестабильная стенокардия, стенокардия покоя высокого функционального класса, острый период инфаркта миокарда).
  • Тяжелые формы сердечной недостаточности без возможности их корректировки.
  • Незавершенный реабилитационный период после инфаркта.
  • Аритмии (атриовентрикулярная блокада, трепетание/фибрилляция предсердий).

Можно ли лететь на самолете после инфаркта сердца и проведенного по этому поводу коронарного стентирования? Стентирование – малоинвазивный метод хирургического вмешательства, показанный к проведению больным с ишемической болезнью сердца. Его суть заключается в подведении к пораженной коронарной артерии специальной металлической конструкции для нормализации кровотока.

У больных после коронарного стентирования сокращается время, необходимое для реабилитации. Такие пациенты быстрее возвращаются к привычному для них ритму жизни, Поэтому авиапутешествие они смогут совершить гораздо раньше, чем люди, которым были проведены открытые хирургические операции на сердце.

По данным американского сообщества кардиологов, от поездок на дальние расстояния (поездом, самолетом) рекомендуется отказаться после нетяжелого поражения миокарда на срок до двух недель. Обширное повреждение является противопоказанием для таких мероприятий в течение 6 месяцев.

Риск при полете

На высоте протекание физиологических процессов в организме имеет определенные особенности. Авиаперелеты осуществляются на расстоянии в 9-12 км над землей, где возникает зона сниженного атмосферного давления. Такое явление влияет на работу сосудистой системы, провоцируя кислородное голодание.

Гипоксию обуславливает уменьшение парциального давления кислорода в кровяном потоке: понижается процент содержания этого важного элемента в крови и быстрота его передвижения. Организм компенсирует это путем увеличения скорости сердечных сокращений, частоты и глубины дыхания. Хуже всего переносится резкое падение атмосферного давления:

  • головокружение;
  • повышение артериального давления;
  • мышечная слабость;
  • тошнота, в редких случаях рвота;
  • сонливость;
  • дискомфорт в области сердца.

У больных с сердечно-сосудистой патологией имеется высокий риск развития тромбов в сосудах нижних конечностей. Особенно при наличии факторов риска: ожирения, повышения липидов в крови, вредных привычек. Понижение атмосферного давления у таких пациентов может вызвать отрыв тромба с дальнейшим его перемещением по сосудам и их закупоркой. Нарушение кровоснабжения легких, сердца, головного мозга приводит к отмиранию участков этих органов.

Заподозрить развитие тромбоэмболии можно при появлении следующей клинической картины:

  • учащение сердцебиения;
  • ощущение загрудинной боли;
  • чувство нехватки воздуха;
  • потеря сознания;
  • возможны судороги.

Необходимо проконсультироваться со специалистом о том, когда после инфаркта можно ехать на море, и каким транспортом лучше добираться.

Отдыхать на море не противопоказано больным с инфарктом миокарда. Но не ранее полугода после перенесенной сердечно-сосудистой катастрофы.

Морской воздух благотворно влияет на организм больного, способствуя его укреплению и оздоровлению. Но резкие перепады температур могут усугубить состояние пациента, поэтому летний отдых не подходит людям, перенесшим инфаркт миокарда.

Сильная жара вызывает скачок артериального давления, а погружение в холодную воду ведет к спазму сосудов. Это может привести к развитию стенокардического приступа.

Врачи рекомендуют поехать к морю в весенне-осенний период. На время летнего отпуска лучше отправиться в горы или санатории, расположенные на близлежащих территориях.

Детальное продумывание поездки поможет избежать неприятных и неожиданных ситуаций. Перед планированием отдыха необходимо обратиться к лечащему врачу для комплексного обследования. Он решит, можно ли после инфаркта ехать на море, или стоит отложить поездку на какой-то срок.

Перед полетом следует придерживаться рекомендаций врача и принимать назначенные им лекарственные препараты, контролировать артериальное давление. Соблюдение питьевого режима и правильного питания, отказ от вредных привычек пойдет на пользу больным с инфарктом, так как уменьшит риск развития осложнений.

За несколько дней до путешествия, чтобы снизить нервное напряжение, рекомендуется употреблять успокоительные препараты («Валерьяна», «Пустырник», «Корвалол»).

Прием 1 таблетки «Валидола» под язык перед посадкой в самолет снимет тревожный синдром и расширит коронарные артерии, поможет лучше перенести взлет. В ручной багаж должна быть собрана аптечка. В ней рекомендуется держать следующие препараты:

  • Успокоительные – «Валидол», «Корвалол» или «Валерьяна».
  • Антиагреганты – «Аспирин-Кардио», «Клопидогрель».
  • Нитраты – «Нитроглицерин» при развитии приступа стенокардии.
  • Антигипертензивные – «Каптопрес» для быстрого снижения давления (как средство скорой помощи).
  • Антиаритмические – «Амиодарон» при сопутствующей патологии связанной с нарушением ритмичности сокращений сердца.

В полете при изменении самочувствия необходимо сообщить об этом персоналу авиалайнера. Лететь на самолете во время длительных перелетов некомфортно. Из-за вынужденного положения тела возникает застой крови в нижних конечностях.

Врачи рекомендуют периодически пройтись по салону, чтобы уменьшить это явление. Отвлечься от своего состояния и переживаний, связанных с полетом, помогают разговоры, просмотр фильмов или прослушивание любимых музыкальных композиций.

Как совершить безопасный перелет, пережив некроз миокрада

При повышенном давлении совершать перелеты на самолете достаточно рискованно. В результате повышенных нагрузок на сердце, может последовать распад стенок сосудов, кровоизлияние, инсульт. Происходит возбуждение центральной нервной системы, нарушается взаимодействие в работе различных органов. Вышеперечисленные факторы могут спровоцировать у больного гипертонией нарушение деятельности сердца и сосудов, вызывая спазм органов дыхательной системы.

Дополнительные меры при перелете в самолете

Летевшая своим чередом жизнь после пережитого инфаркта миокарда кардинально меняется: старые привычки и хобби часто приходится забыть, потому как они могут стать неблагоприятным фактором для повторного приступа недуга.

Аритмия — широко распространенное нарушение ритма, которое часто встречается не только у больных сердечно-сосудистыми болезнями, но и у вполне здоровых личностей и даже спортсменов. В некоторых случаях человек даже не знает, что у него аритмия и спокойно занимается своими делами. Но иногда поставлен конкретный диагноз, на который крайне сложно не обращать внимание, особенно если требуется лететь на самолете.

У больных аритмией чаще всего диагностируется такая форма нарушения ритма, как мерцание предсердий. Также могут определяться экстрасистолы, тахикардия и замедление ритма, обозначаемое как брадикардия.

Определить точную форму нарушения ритма позволяет обследование у врача-кардиолога и прохождение некоторых инструментальных методов исследования: электрокардиографии, суточный мониторинг ЭКГ, УЗИ сердца. Особенно важно повторить обследование перед необходимостью лететь с аритмией сердца на самолете. Существуют и другие рекомендации больным, планирующим авиапутешествия.

Иногда во время полета в самолете, не только гипертоники, но и здоровые пассажиры часто волнуются, испытывают переживания и страх. В качестве дополнительной меры рекомендуется принять некоторые медицинские препараты, которые оказывают хороший эффект не только на сердце и сосуды, но и на весь организм:

  • Барбовал – седативное и снотворное средство, являющееся хорошим миотропным спазмолитиком;
  • Нотта – гомеопатическое лекарственное средство, снимающее повышенную тревожность, нервозность и стресс;
  • смесь настойки боярышника, пустырника и валерианы – успокаивает, расслабляет и помогает перенести перелет.

Во время перелетов в самолете немаловажное значение имеет правильное положение тела и ног, чтобы понизилось при полете давление на кровеносные сосуды. Чтобы избежать неприятных последствий, нужно соблюдать некоторые рекомендации для гипертоников:

  1. Ноги по возможности выпрямить. Сидя в кресле, не закидывать ногу на ногу. От такого положения происходит еще больший спазм сосудов и увеличивается давление.
  2. Не желательно также долгое время держат ноги подогнутыми под себя. Необходимо, чтобы угол в колене составлял 90 градусов или более.
  3. Стараться сидеть, опираясь полностью телом на спинку кресла. Согнутое положение (например, при чтении книг) приводит к нарушению кровообращения и повышению давления.
  4. Сидя в кресле, следует периодически разминать конечности и шею. Иначе, длительное пребывание в одном и том же положении при перелете влечет повышение давления и может послужить предпосылкой для онемения или отказу конечностей.
  5. При перелете полезна даже малая физическая активность (например, шевеление ногами). Больному гипертонией было бы хорошо каждые 30–40 минут встать с места и немного походить по салону самолета туда и обратно.
  6. Выбирать место лучше не у окна, а с краю. Это даст возможность во время перелета в самолете часто вставать или вытягивать ноги.
  7. Избежать тревожного состояния при наличии гипертонии сможет помочь чтение книжки, общение с соседями или слушание музыки. В часы перелета в самолете нелишне отвлечься от окружающей среды.
  8. Категорически запрещено больному с повышенным давлением во время перелета в самолете принимать спиртосодержащие напитки, есть соленое.
  9. Снижение на большой высоте относительной влажности воздуха в салоне самолета приводит к гиповолемии. Поэтому до полета и во время его необходимо пить достаточное количество простой не газированной воды (около 2 литров). При гипертонии нужно исключить прием кофе и чая в самолете, которые наоборот приводят к потере влаги.

Все вышеприведенные советы дают возможность сделать перелет в самолете более комфортным, а также уменьшить нагрузку на сердце и сосуды организма.

Влияние на сосуды

Перелет самолетом имеет большое преимущество перед железной дорогой максимально коротким временем доставки до места. Единственное неудобство в том, что больному гипертонией приходится длительное время сидеть на одном месте. Ввиду изменения давления на борту, при ограничении мобильности движения, наблюдается спазм сосудов нижних конечностей, приводящий к их отеку.

Опасность авиаперелетов при гипертонии

Предлагаем ознакомиться с рекомендациями, распространяемыми Aeroporti di Roma (организацией, контролирующий аэропорты Рима), составленными под руководством доктора Карло Ракани.

Условия повышенной нагрузки на сердце у больных с хронической сердечной недостаточностью могут вызвать ухудшение его функционирования и появление симптомов.

Авиаперелет может повлиять на течение сердечной недостаточности в связи со следующими неблагоприятными факторами:

  • снижение давления воздуха на большой высоте и связанное с этим снижение парциального давления кислорода в крови,
  • пониженная влажность в салоне самолета, влекущая риск дегидратации,
  • ухудшение течения других заболеваний, вызывающих недостаток поступления кислорода (болезни легких, анемия),
  • психологический и физический стресс, связанный с путешествием (очереди на регистрацию и к пунктам досмотра, переноска багажа, беспокойство о безопасности полета)

Несмотря на это, полет не противопоказан лицам с хронической сердечной недостаточностью, но требует соблюдения некоторых предосторожностей.

Изменения, происходящие на большой высоте хорошо переносимы в случае стабильной сердечной недостаточности, но в группу риска входят те у кого имеются признаки нестабильности кровообращения.

1. Иметь в ручной клади

  • Достаточное на время полета количество обычно принимаемых лекарств,
  • Препараты для неотложной помощи, такие, как мочегонные и нитраты,
  • Документ с кратким изложением своего медицинского состояния
  • Недавнюю электрокардиограмму
  • Контакты лечащего врача

2. Иметь в багаже

  • Достаточное на время путешествия
  • количество обычно принимаемых лекарств,

3. При необходимости ингаляции кислорода в полете, предупредите авиакомпанию по меньшей мере за неделю до вылета,

4. Вставайте и прохаживайтесь достаточно часто во время полета

5. Избегайте приема «тяжелой» пищи, кофеинсодержащих напитков и алкоголя

Пациенты с сердечной недостаточностью отмечающие одышку, сердцебиение и утомление при небольшой физической нагрузке (т.е. относящиеся к классу 3 по NYHA) перед путешествием должны пройти обследование у кардиолога.

Авиаперелет противопоказан пассажирам, имеющим симптомы сердечной недостаточности в покое (класс 4 по NYHA).

Специальным рекомендациям должны следовать пассажиры с имплантированными водителями ритма (кардиостимуляторами) и дефибрилляторами

  • Корректность работы устройства должна быть проверена не позднее, чем в последние 6 месяцев перед перелетом
  • Всегда имейте с собой необходимую медицинскую докумен