Урок обж первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности

             МБОУ Фоминская СОШ

                 План-конспект

       Урока по ОБЖ в 11 классе по теме:

«Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте».

Преподаватель ОБЖ – Грищенко П. П.

Цель урока:  Формирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход за больным.

Задачи: а) Образовательная :

-сформировать специальные умения по оказанию помощи при инсульте и инфаркте, уходе за больным;

-обеспечить в ходе урока повторение вопросов физиологии и анатомии сердца;

-обобщить понятия инфаркта и инсульта, их отличительные признаки.

           б) Воспитательная:

-способствовать воспитанию ответственности за будущее;

-уделить внимание социальному воспитанию.

           в) Развития:

-навыков принятия ответственных решений;

-планирование здорового будущего;

-интеллекта: познавательного интереса, речи, словарного запаса.

Формы проведения: общеклассная,  индивидуальная.

Оборудование:

  • таблички с симптомами инфаркта и инсульта;
  • таблица «Анатомия сердца и мозга»;
  • магнитофонная запись вызова «скорой помощи».

Методы урока: 

Организация учебно-познавательной деятельности: словесно-дедуктивный, репродуктивный.

Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно-поисковой.

Стимулирование ответственности: убеждение-упражнение.

Контроль: устный, письменный.

Ход урока: 

1. Подготовка к эффектному восприятию.

Учитель ОБЖ:

– Эпиграфом к нашему уроку можно привести слова Л.Н. Толстого: «Все мысли о смерти нужны для жизни», а тема урока- заболевания сердечно- сосудистой системы, оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

1. Причины сердечно – сосудистых заболеваний.

2. Симптомы инсульта и инфаркта, оказание первой помощи.

3. Клиника и прогноз инсульта и инфаркта.

4. Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний.

5. Правила ухода за больным.

  Хотелось бы узнать, такие ассоциации у вас вызывает слово «сердце» (варианты ответов записываются на доске: боль, мотор, любовь, смерть, жизнь и т.д.)            

2. Изложение нового материала.

Учитель ОБЖ:

– Итак, жизнь, смерть, сердце.… Все эти понятия взаимосвязаны между собой. Часто причиной смерти являются болезни сердечно – сосудистой системы. Какие вы знаете наиболее распространенные заболевания сердечно – сосудистой системы? ( Варианты ответов (В.О.) : инфаркт, порок сердца, инсульт, сердечная недостаточность, гипертония). Как видим, болезней много. Какое же место по смертности эти заболевания занимают среди других, не менее распространенных: СПИД, язва желудка, астма, сахарный диабет? Хотелось бы знать ваше мнение.

Учащийся:

  Мнение старшеклассников нашей школы позволил выявить недавно проведенный социологический опрос ( вопросы в приложении). Из 130 опрошенных- 44% , почти половина, на первом месте среди заболеваний, представляющих угрозу здоровью человека, поставили сердечно – сосудистые заболевания.

Учитель ОБЖ:

– А что же говорит официальная статистика? Какое же положение в мире на самом деле?

1. Оказывается, сердечно – сосудистые заболевания стоят на первом месте по количеству умерших людей.

2. Инсульт занимает первое место по инвалидности среди больных.

3. Только каждый пятый, перенесший инсульт, возвращается к полноценной жизни.

4. В Гороховецком районе много людей, у которых повышено давление, и только 15% об этом знают.

   То есть и официальная статистика, и мнение наших учащихся совпали и подтвердили, что не зря сердечно – сосудистые заболевания называют болезнями века.

Учащийся:

– По мнению наших старшеклассников, главные причины, провоцирующие сердечно – сосудистые заболевания, следующие:

– малоподвижный образ жизни;

– курение, употребление алкоголя;

– стрессы;

– нерациональное питание.

Учитель ОБЖ:

– В этот список можно добавить и такие факторы риска:

– избыточная масса тела;

– нарушение углеводно – солевого обмена;

– генетический фактор.

  Среди всех сердечно – сосудистых заболеваний наиболее серьезные – инсульт и инфаркт. Как же распознать их, в чем отличие?

Учитель ОБЖ:

– Предлагаю вам ряд возникших симптомов у больного ( зачитываются карточки и вывешиваются на доску):

Слабость в руках, ногах, потеря чувствительности на лице

Нарушение зрения

Боль отдает в левую руку, плечо

Внезапная головная боль

Человек потеет, бледнеет, может упасть в обморок

Головокружение, потеря равновесия, двоение в глазах, обморок

Сердце будто сжимается в кулак

Резкая боль за грудиной, не помогает нитроглицерин

Задание для самостоятельной работы в тетради:

1-й вариант – выписывает симптомы, считающиеся проявлением инфаркта;

2-й вариант – симптомы проявления инсульта.

  После выполнения – разбор задания.

  Надеюсь, что вы правильно распознаете симптомы инфаркта и инсульта в жизни. А какими же будут первые ваши действия по оказанию помощи? ( Включается запись вызова « скорой помощи» и сирены.)

   Да, конечно же, самое первое – это вызвать « скорую помощь». Но что можно сделать до врачебного вмешательства?

  1. Прежде всего больного необходимо удобно уложить, не перекладывая, там, где с ним случился приступ .

  2. Расстегнуть затрудняющую дыхание одежду: ворот , галстук, ремень брюк.

  3. Голову повернуть на бок, чтобы не западал язык.

  4. Осторожно положить теплую грелку к ногам.

  Часто инфаркты, инсульты сопровождаются потерей сознания- обморока. Можно ли привести человека в чувство до приезда врачей, используя не только нашатырный спирт, но и старинные народные способы? Оказывается, да, мудрость народная безгранична.

Учащийся:

– Что можно сделать, чтобы помочь упавшему в обморок?

– Побрызгайте на лицо и грудь водой.

– Возьмите его за мизинец и резкими и сильными движениями сжимайте, массируя, таким образом, от основания к ногтю, слева и справа. Такими же сильными движениями после этого помассируйте большой палец.

– Возьмите мочки ушей и несколько раз сильно сдавите.

*Несколько раз надавите на пальцы у основания ногтей.

Обычно после этого человек приходит в себя, дайте ему горячего сладкого чаю или кофе.

Учитель ОБЖ:

– Что же можно предпринять вам, молодым людям, для профилактики сердечно – сосудистых заболеваний?

Учащийся:

– Десяти – и одиннадцатиклассники  сами предлагали следующие профилактические мероприятия:

   1. Регулярно посещать врачей.

   2. Соблюдать режим дня.

   3. Принимать витамины.

   4. Бегать по утрам.

Но наиболее часто в опросе предлагалось:

   1. Вести здоровый         образ жизни, особенно уделять внимание физическим упражнениям.

   2. Избегать стрессовых ситуаций и самим их не создавать.

  3. Не иметь вредных привычек.

Очень хотелось бы, чтобы эти предложения оставались не только благими пожеланиями, но и проводились в жизнь всеми учениками нашей школы.

Учитель ОБЖ:

– Возможным исходом болезни является паралич, парез, инвалидность.

  Иногда это временное состояние, как это было с актрисой Натальей Гундаревой: тяжелейший инсульт, а сейчас она говорит, ходит, и надеется, что еще выйдет на сцену. А иногда человек остается недвижим и до конца жизни. Как организовать правильный уход за больным?

Под уходом понимается:

– поддержание санитарно-гигиенических условий в комнате больного;

– устройство удобной постели и ее чистота;

– оказание помощи во время приема пищи, туалета;

– поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением;

– организация досуга больного;

– регулирование посещений больного сослуживцами, родственниками.

  Комната, в которой находится больной, должна хорошо проветриваться, обогреваться (20 градусов). Даже зимой проветривание должно быть 3-4 раза, при этом больного нужно хорошо укрыть.

Ежедневно проводить влажную уборку.

При недостаточном уходе у тяжелобольных на местах, где кожа подвергается длительному сдавливанию между костью и постелью (это крестец, лопатки, пятки), могут образоваться пролежни. Меры их предупреждения состоят в следующем:

 1. Постель должна быть все время чистой и сухой, на простыне не должно быть рубцов, складок.

 2. Кожа должна быть чистой и сухой (ежедневное обтирание, замена намокшего белья).

 3. Несколько раз в сутки помогать, больному переменить, положение в постели.

 4. Кожу и спины и крестца, помимо обтирания водой, протирать еще и камфорным спиртом.

Кормить больного необходимо с ложки, поить из специального поильника. Вводить пищу небольшими порциями на один глоток.

Организация правильного ухода за больным – предпосылка к скорому выздоровлению.

3. Закрепление пройденного материала.

Учитель ОБЖ:

– Сегодня на уроке мы осветили большой круг вопросов, но, возможно, у вас остались какие-то невыясненные моменты. Поэтому в оставшееся время мы проведем « круглый стол» и попросим принять в нем участие врача – кардиолога, (подготавливается заранее один из учащихся).

  Вопрос 1: недавно было сообщение, что 14 – летнюю девушку увезли прямо с урока в реанимацию с диагнозом обширный инфаркт. Может ли и это вообще быть в таком возрасте?

  Ответ: да, это явление редкое, но все же случается. Инфаркт в молодом возрасте не связан еще с болезнью сосудов, а может вызываться, например, неправильным отхождением коронарных сосудов от сердца. Это может выявить специальное исследование.

  Вопрос 2: какие обследования нужно пройти, чтобы узнать, есть ли у меня отклонения в работе сердца?

  Ответ : для профилактики достаточно сделать электрокардиограмму и ультразвук. Уже здесь будут видны основные нарушения в работе сердца.

  Вопрос 3: хотелось бы знать, каковы первые «звоночки» сердечных неполадок?

  Ответ: насторожить должны: ощущение дискомфорта, боль за грудиной, чувство тяжести в области сердца. Иногда может возникнуть отдышка, а также перебои в работе сердца, особенно после физических нагрузок. Это очень важно – вести активный образ жизни, но не надрываться.

  Вопрос 4: существует ли у кардиологов такое понятие, как женское сердце?

  Ответ: у женщин в строении сердца имеется ряд особенностей: диаметр сосудов, которые питают сердце, значительно меньше, чем у мужчин. И сами сосудики более тонкие, хрупкие. А если женщина курит, имеет лишний вес, нарушенный гормональный фон, следовательно, и защитные силы ослабевают. Отсюда сосудистые проблемы, ишемическая болезнь сердца.

Вопрос 5: правда ли, что красное вино благотворно влияет на работу сердца?

  Ответ: американцы подсчитали, что два «дринка», т.е. 360 грамм вина в день, благоприятно влияют на состояние сердечно – сосудистой системы. При условии, что человек здоров!! Когда у человека сердце уже больное, нечего однозначно рекомендовать нельзя.

                                        Поведение итогов урока;

                                                  Домашнее задание.

Источник

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Урок 8

Цель урока:

  1. Обучающие – познакомить учащихся с понятиями острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, инсульт – причинами их возникновения и правилами оказания первой медицинской помощи
  2. Развивающие – познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации
  3. Воспитывающие сострадание к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь

Оснащение:

  1. таблица: система кровообращения человека.
  2. видеофильм «Первая медицинская помощь»
  3. презентация
  4. компьютер, мультимедиа

Вопросы урока:

  1.  Строение сердечнососудистой системы.
  2. Острый инфаркт миокарда
  3. Гипертонический криз
  4. Инсульт
  5. Решение задач по теме урока.
  6. Домашнее задание : Подготовиться к зачётному занятию по теме  ПМП

ХОД УРОКА.

Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек идёт по улице, в прекрасном настроении, думает только о хорошем и вдруг… на него или рядом с ним падает кирпич. Хорошее настроение сразу пропадает, спокойная жизнь кончается. Травма, шок или, в лучшем случае, стрессовое состояние выводят человека их строя. Каждый из нас может попасть в аварию, под удар электрического тока или, в конце концов, просто заболеть. В век техники мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев. За удобства, которые несёт нам технический прогресс, надо платить.

Сегодня на уроке мы должны научиться оказывать первую медицинскую помощь при сердечнососудистой патологии. В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь.

Для того чтобы нам научиться оказывать  первую помощь, давайте вспомним курс биологии, а именно строение сердца.

Ученик рассказывает о функции сердца

Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5 ребер и лежит в околосердечной сумке, образованной соединительной тканью. Сердечная мышца способна автоматически ритмично сокращаться, благодаря импульсам, возникающим в самом сердце, независимо от внешних воздействий.

Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 70-80 ударов в минуту. Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков и последующего расслабления предсердий и желудочков..

Движение крови по сосудам зависит от создаваемого сердцем давления и сопротивления стенок сосудов току крови. Давление в аорте в момент сокращения желудочков сердца называется максимальным артериальным давлением, а во время расслабления желудочков – минимальным артериальным давлением. На величину кровяного давления влияют просвет кровеносных сосудов, вязкость крови, количество циркулирующей в сосудах крови. По мере удаления от сердца давление крови уменьшается и становится наименьшим в венах. Разность между высоким давлением крови в аорте и низким давлением в полых венах обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам.

У здоровых людей в состоянии покоя максимальное кровяное давление в плечевой артерии составляет в норме 100 + возраст, но не более 140 мм.рт.ст.., а минимальное –23 от верхнего. Стойкое повышение кровяного давления в состоянии покоя организма называется гипертонией, а его понижение – гипотонией. При физических нагрузках и сильных эмоциях давление повышается.

Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.

Тахикардия – учащение пульса

Брадикардия – урежение пульса.

Острый инфаркт миокарда характеризуется развитием ишемического очага некроза сердечной мышцы с возникновением определённых симптомов.

Причины:

  1. Атеросклероз коронарных сосудов
  2. Тромбоз коронарных артерий
  3. Способствуют стрессы, длительное нервное напряжение

Типичное течение:

Интенсивная боль в загрудинной области, иррадиирущая в левую руку, плечо, лопатку. Боли длительные до суток. Давящие, сжимающие, жгучие. Не снимаются нитроглицерином.

Может отмечаться резкая слабость , головокружение, головная боль, рвота, обморок, тошнота, рвота. В первые сутки – тахикардия, может быть нарушение ритма. У 20-40% -развивается шок, отёк лёгких. К концу 2-х суток –температура 37-38 градусов.

Атипичное течение:

  1. Астматическое – на первое место среди жалоб выходит приступ удушья, у больного вынужденное положение – сидит. Опираясь на сто или стул и «ловит» воздух.
  2. Гастралгическое – очень сильные боли в животе
  3. Аритмическое – проявляется нарушением сердечного ритма. Больной ощущает сердцебиение или неритмичное биение,  или не чувствует как бьётся сердце, а пульс найти не может
  4. Бессимптомное –  признаков заболевания нет, часто больной потом узнаёт, что перенёс инфаркт миокарда

ПМП:

  1. Вызов скорой помощи по телефону 03
  2. Успокоить, придать полусидячее положение, расстегнуть одежду
  3. Нитроглицерин под язык
  4. Кислород

Гипертонический криз:

Это резкое повышение АД для данного человека

Причины:

  1. Психоэмоциональный стресс
  2. Метеорологическое влияние
  3. Избыточное потребление соли и воды
  4. Преходящее ухудшение почечного кровотока
  5. Острая ишемия мозга

Симптомы:

  1. Распирающие, разламывающие интенсивные головные боли в области затылка, иногда диффузные
  2. Головокружение, шум в голове и ушах
  3. Тошнота, рвота
  4. Может быть понижение зрения, «туман», «мушки» перед глазами
  5. Может быть тяжесть, стеснение в груди

При нейровегетативной форме –больные возбуждены, беспокойны, испуганы. Отмечают дрожь, сухость во рту, гиперемию лица. Тахикардия, повышение температуры, учащённое мочеиспускание

При водно-солевой форме – больные скованы, подавлены, сонливы, дезориентированы во времени и обстановке. Лицо бледное, одутловатое

При судорожной форме – отмечается потеря сознания, тонические и клонические судороги, может быть отёк мозга, амнезия

Лечение:

Задача – предупредить развитие инсульта, инфаркта миокарда

  1. Абсолютный покой
  2. Полусидячее положение
  3. Андипал 1т, корвалол – при тахикардии -1капля на год жизни, можно настойку валерианы или пустырника в той же дозировке.
  4. Кислород
  5. Вызвать скорую помощь

Инсульт – кровоизлияние в мозг.

Причина :

  1. атеросклероз, тромбоз
  2. Резкое повышение АД
  3. Нервное напряжение

Симптомы:

  1. Внезапная потеря сознания, чаще днём после волнения или физического усилия
  2. На внешние раздражители не реагирует
  3. Лицо багрово-синюшное, ассиметричное
  4. Рот полуоткрыт, щека парусит при дыхании
  5. Глаза закрыты, зрачки сужены
  6. Пульс редкий, АД повышено
  7. Признаки паралича
  8. Непроизвольные естественные отправления

ПМП:

  1. Максимальный покой
  2. Вызов бригады скорой помощи
  3. Уход за больным

Практическая работа:

Работа в группах:

1 группа- разработать меры профилактики при гипертоническом кризе

2 группа – разработать вопросы профилактики при инфаркте миокарда

3 группа – разработать меры профилактики инсульта

Представление  проектов.

И в заключение, еще несколько общих правил, которые нужно знать и всегда помнить.

ПРАВИЛО 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.

ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: “Всё равно отсюда не выбраться, зачем же зря мучиться”. И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.

ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей. Не надо считать, что вы всё знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже.

ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.

Дополнительная литература:

  1. Марков В.В., Латчук В.Н.Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс.
  2. Михайлович В.А.Руководство для врачей скорой помощи Санкт-Петербург «Медицина» 2003
  3. Янгсон Р.М Первая помощь Москва Астрель2002
  4. ru.wikipedia.org/wiki/
  5. https://doctor.itop.net/ArticleItem.aspx?ArticleId=27
  6.  https://cardiology.eurodoctor.ru/heart-disease/myocardial_infarction/ 
  7. https://bio.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=120020

Источник