Упражнения при сердечной недостаточности по амосову

Упражнения при сердечной недостаточности по амосову thumbnail

Одышка

Продолжим про сердечную недостаточность. Теперь обсудим основные принципы физической нагрузки.

Физические упражнения при сердечной недостаточности должен одобрить кардиолог.

Есть три варианта упражнений:

  1. Аэробная нагрузка. Её еще называют кардио или тренировкой выносливости. Она буквально тренирует сердце.
  2. Тренировка силы мышц. Это важно для людей со слабыми руками, которые с трудом себя обслуживают. Больше всего пользы бывает для пожилых женщин, если добавить им упражнения для рук с небольшим отягощением.
  3. Тренировка дыхательных мышц. Это полезно для людей, у которых кроме сердечной недостаточности есть еще и хроническое заболевание легких, или для тех, кому уже приходилось побывать в реанимации.

Аэробная нагрузка

Это такая нагрузка, при которой надо перемещать свое тело в пространстве: ходить пешком, плавать, танцевать, кататься на велосипеде или играть в спортивные игры.

Если нет возможности выбраться в спортивный зал, то можно ограничиться даже просто быстрой ходьбой по 20 – 30 минут в день. Можно ходить не только по улице, но и дома. Можно подниматься и спускаться по лестнице или ходить из комнаты в комнату.

Интересная идея – это походить в каком-нибудь крупном магазине. Там хороший пол, крыша защищает от дождя и кондиционированный воздух. Некоторые магазины работают круглосуточно и для больного человека можно выбрать удобное время.

Гулять нужно тогда, когда человек с сердечной недостаточностью чувствует себя лучше. После еды гулять не советуют. Люди в это время вялые.

Силовые упражнения

Тут важно не задерживать дыхание и не тужиться, потому что во время натуживания больному сердцу сложнее перекачивать кровь.

В упражнениях для рук используют отягощения с весом примерно 30 – 40% от максимального, который можно поднять один раз. Обычно с таким весом можно сделать 12 – 15 повторов каждого упражнения.

Тренировка дыхательных мышц

Мы с вами уже обсуждали тренировку дыхательных мышц в истории про восстановление после пневмонии. Только там были упражнения на выдохе, а тут нужно тренировать мышцы на вдохе. Те же 60% от максимального усилия. Только вдоха, а не выдоха. Это обсуждают с лечащим врачом.

Как организуют тренировки

Тренироваться нужно не реже трех раз в неделю. Лучше тренироваться бОльшую часть дней в неделю. Обычно меньше трех месяцев не тренируются.

В начале тренировки должна быть разминка 5 – 10 минут, во время которой надо подвигать руками и ногами, чтобы разогнать пульс до рабочего.

Сама тренировка должна продолжаться не меньше 20 минут. Лучше, если это будет 30 – 45 минут.

После тренировки должна быть заминка 5 – 10 минут, когда нужно постепенно снижать нагрузку. Это важно для того, чтобы не завалиться в обморок от резкого падения артериального давления.

Нагрузку часто подбирают по пульсу. Рабочий диапазон пульса во время тренировки может быть где-то от 55 до 90% от максимального. Максимальный пульс получают, вычитая возраст в годах из 220. Такой подсчет не сработает, если человек принимает лекарства, урежающие пульс. В этом случае придется требовать от кардиолога определить нужную нагрузку.

Как увеличивать нагрузку

Тут нет четких рекомендаций. Обычно это дело регулируют по самочувствию.

Если что не понятно, то пишите в комментариях и потом пойдем дальше.

Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Почитайте мои статьи на смежные темы.

Как понять, что сердце не справляется

Как следить за лекарствами при сердечной недостаточности

Признаки сердечной недостаточности

Способы облегчения одышки

Источник

Физические упражнения при хронической сердечной недостаточности кровообращения

Рейтинг: Упражнения при сердечной недостаточности по амосовуУпражнения при сердечной недостаточности по амосовуУпражнения при сердечной недостаточности по амосовуУпражнения при сердечной недостаточности по амосовуУпражнения при сердечной недостаточности по амосову / 1

Упражнения при сердечной недостаточности по амосовуХроническая сердечная недостаточность кровообращения – опасная патология, которая может привести к необратимым последствиям. Нередко именно она является причиной инфаркта.

Лечение и профилактика этой патологии включает в себя физиотерапевтические процедуры, прием назначенных врачом препаратов и лечебную физкультуру.

Причем комплекс физических упражнений назначает лечащий врач. Он же определяет темп их выполнения и длительность нагрузки.

Большую роль при заболеваниях сердечно-сосудистой системы играют дыхательные упражнения.

Их основная задача – уменьшить число сердечных сокращений и одышку.

Во время выполнения вы должны тщательно следить за глубоким ритмичным дыханием и чередовать активные физические упражнения со специальной дыхательной гимнастикой.

Физические упражнения применяются и при нарушении питания сердечной мышцы.

Большинство из них можно выполнять в качестве профилактики сердечной недостаточности. И в медицинских учреждениях санатарно-курортного типа такие упражнения являются важной составляющей программы лечебной физкультуры.

При этом выполняются они под контролем опытных инструкторов, они же и определяют приемлемую нагрузку для каждого пациента в отдельности.

Некоторые из этих упражнений вы можете выполнять дома самостоятельно.

Разведите руки в стороны и сожмите их в кулак. Затем согните руки над плечами с небольшим напряжением и опустите их, разожмите кулаки. Сначала выполняйте упражнение не более 10 раз.

Встаньте по стойке «смирно» и положите руки на бедра. Согните правую ногу и сделайте шаг вперед, затем то же самое сделайте левой ногой. Повторяйте упражнение 6 раз каждой ногой.

Положите руки на пояс и сделайте несколько всем корпусом сначала в правую, а затем в левую сторону.

Сядьте, положите руки на грудь. Сделайте глубокий вдох, а затем выдохните. При этом нужно сильно надавливать руками на грудную клетку.

После выполнения упражнений начните дышать спокойно и глубоко. Походите на месте в среднем, привычном темпе около 2 минут.

Гимнастику лучше всего выполнять как утром, так и вечером. Займет она не более 10 минут.

Отличным дополнением к лечению и профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы является применение различных ванн, в частности газовых (углекислых, сероводородных).

Они повышают тренированность мышцы сердца, восстанавливают ее работоспособность.

Упражнения при сердечной недостаточности по амосову

Факторы, способствующие возникновению (обострению) заболевания:

  • Гиподинамия
  • Нерациональное питание
  • Неблагоприятная экологическая ситуация
  • Психоэмоциональные перегрузки
  • Вредные привычки.

Задачи физического воспитания:

Комплекс упражнений при хронической сердечно-сосудистой недостаточности

  1. И.п — о.с. руки вперед, ладони книзу.
  • кисти сжать в кулаки
  • пальцы врозь (счет раз)
  • и.п.

Повторить 7-8 раз

  • И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову.
    • руки в стороны и поворот туловища вправо, поднимаясь на носках
    • и.п.
    • то же в левую сторону
    • и.п.

    Повторить 4-5 раз в каждую сторону в медленном темпе

  • И.п. — о.с. — руки вперед, ладонями вверх.
    • Стойка на носках, руки за голову
    • руки вверх
    • руки в стороны
    • и.п.

    Повторить 5-6 раз в медленном темпе

  • И.п. — стойка ноги врозь, руки на пояс.
    • наклон вперед, руки в стороны
    • и.п.
    • наклон вперед, руки вниз
    • и.п.

    Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

  • И.п. — о.с.
    • Согнуть правую ногу вперед, руки вперед
    • и.п.
    • согнуть левую ногу, руки вперед
    • и.п.

    Повторить 5-6 раз каждой ногой

  • И.п. — о.с.
    • присед (на носках), руки вперед;
    • и.п.
    • присед (на носках), руки в стороны
    • и.п.

    Повторить 5-6 раз в медленном темпе

    УЛ. Ходьба в чередовании с бегом в медленном темпе 15-20 с.

    Примечание. упражнения служат для ликвидации застойных явлений, на периферии сердечно-сосудистой системы и улучшения кровообращения.

    Комплекс гимнастики при сердечной недостаточности, врожденной слабости синусового узла (по Н.М.Амосову)

    1. И.п. — лежа на спине в постели, держась руками за спинку кровати.
      • поднять ноги и забросить их кверху, чтобы колени доставали лоб;
      • вернуться в и.п.

      Повторить 10-20 раз в медленном темпе. Дыхание произвольное.

    2. И.п. — стоя ноги врозь на ширине плеч, руки вдоль туловища.
      • наклоняясь вперед, коснуться пальцами рук пола;
      • вернуться в и.п.;

      Повторить в среднем темпе 10-15 раз

    3. И.п. — стоя ноги врозь на ширине плеч, руки вдоль туловища
      • наклониться в правую сторону, руки скользят по туловищу, одна вниз, другая вверх;
      • то же в другую сторону.

      Повторить 10-20 раз в каждую сторону в среднем темпе

    4. И.п. — стойка ноги врозь на ширине плеч, руки опущены вниз.
      • поднять правую руку вверх, забросить ладонь за спину, чтобы коснуться противоположной лопатки, одновременно кивнуть головой вперед и назад;
      • вернуться в и.п.;то же левой рукой.

      Повторить в среднем темпе 10-15 раз.

    5. И.п. — стойка ноги врозь на ширине плеч, пальцы сцеплены на уровне груди.
      • вращение туловища слева направо;
      • вращение туловища справа налево.

      Повторить 10-20 раз в каждую сторону в медленном теше.

    6. И.П. — о.с.
      • поднять колено согнутой правой ноги к груди, спина прямая;
      • вернуться в и.п.;
      • поднять колено согнутой левой ноги к груда;
      • и.п.

      Повторить 10-20 раз каждой ногой.

    7. И.п. – упор лежа.
      • Сгибание и разгибание рук.

      Повторить 10-20 раз в среднем темпе.

    8. И.п. — сидя на стуле, руки за голову, ноги закреплены.
      • Наклоны назад и вперед.

      Повторить 10-20 раз в медленном темпе.

    9. И.п. — о.с.
      • присед, держась руками за спинку стула;
      • и.п.

      Повторить 10-20 раз в медленном темпе.

    Примечание. комплекс упражнений выполняется посла 10-минутного бега на открытом воздухе. Каждое упражнение вначале следует повторить в зависимости от своего физического состояния от 10 до 20 раз, постепенно прибавляя через тренировку по одному повторению и доводя до 100 раз.

    Упражнения при хронической сердечной недостаточности кровообращения

    Недостаточность кровообращения — не конкретное заболевание, а симптомокомплекс, возникающий при пороках клапанов сердца, поражениях миокарда, аритмиях.

    При сердечной недостаточности кровообращения уменьшаются ударный и минутный объемы сердца, учащается пульс, снижается артериальное и повышается венозное давление, замедляется кровоток, появляются отеки, синюшность, одышка.

    Различают три стадии хронической сердечной недостаточности.

    При I стадии в покое и при обычных трудовых и бытовых нагрузках отсутствуют признаки нарушений кровообращения. При повышенных нагрузках возникает одышка, учащается пульс и появляется ощущение утомления, иногда к вечеру появляются отеки на ногах.

    Применяют все исходные положения, упражнения с предметами, снарядами, на снарядах. Включают упражнения для развития силы, малоподвижные игры, ходьбу.

    Для II стадии характерны признаки недостаточности в покое.

    При II а стадии увеличивается печень, выявляются застойные явления в легких, умеренные отеки на ногах. При недостаточности кровообращения Па стадии — лечебная гимнастика повышает действие медикаментов. Применяют общеукрепляющие упражнения в чередовании со статическими дыхательными, в медленном темпе, в начале курса лечения — в положении лежа, в дальнейшем — сидя и стоя, в среднем темпе, с уменьшением дыхательных упражнений на палатном режиме добавляют ходьбу.

    II б стадия характеризуется значительным увеличением печени, резко выраженными отеками, при незначительных движениях возникают одышка и учащенное сердцебиение. Такие больные в стационаре находятся на расширенном постельном. режиме. При недостаточности кровообращения II б стадии применяют упражнения для мелких и средних мышечных групп, пассивные, активные с помощью в медленном темпе.

    При III стадии хронической сердечной недостаточности значительно выражены застойные явления с накоплением жидкости (асцит) в серозных полостях и стойкими изменениями в сердце, печени, почках и других органах. Лечебная гимнастика противопоказана.

    Интерны на гитаре. (Walertos cover). В медленном темпе.

    Источник

    ËÔÊ è ìàññàæ ïðè ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè

    Ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü – ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì íå ïîëíîñòüþ îáåñïå÷èâàþòñÿ ïîòðåáíîñòè îðãàíèçìà â êðîâîñíàáæåíèè. Ýòî ðåçóëüòàò äëèòåëüíîé ïåðåãðóçêè ñåðäöà. Ïðè÷èíàìè ìîãóò áûòü âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ â ñåðäå÷íîé ìûøöå, íàðóøåíèå îáìåíà âåùåñòâ â ìèîêàðäå, òîêñèêîçû, èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ, ñàõàðíûé äèàáåò. Ôàêòîðàìè ðèñêà ÿâëÿþòñÿ: äëèòåëüíàÿ âûíóæäåííàÿ ãèïîäèíàìèÿ, ðàçëè÷íûå âðåäíûå ïðèâû÷êè, î÷àãè õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè. Ïðè ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè íàðóøàåòñÿ ãåìîäèíàìèêà (óìåíüøàåòñÿ óäàðíûé îáúåì, óâåëè÷èâàåòñÿ ÷àñòîòà ñîêðàùåíèé), íàðóøàåòñÿ ñåðäå÷íûé (êîðîíàðíûé) êðîâîòîê, óõóäøàåòñÿ ýíåðãåòèêà â ìèîêàðäå, çàìåäëÿåòñÿ ñêîðîñòü êðîâîòîêà â îðãàíèçìå, ðàçâèâàåòñÿ ãèïîêñèÿ, ñòðàäàåò ôóíêöèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ, íåðâíîé ñèñòåìû. Ïðè òÿæåëîé ôîðìå ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïîÿâëÿþòñÿ îòåêè âñëåäñòâèå ïîâûøåíèÿ âåíîçíîãî äàâëåíèÿ, íàðóøåíèÿ ñîñóäèñòîé ïðîíèöàåìîñòè, çàäåðæêè ñîëåé íàòðèÿ è âîäû â îðãàíèçìå.

    Îñíîâíûå ñèìïòîìû. Ðàçëè÷àþò ëåâî– è ïðàâîæåëóäî÷íóþ ñåðäå÷íóþ íåäîñòàòî÷íîñòü. Ïðè ëåâîæåëóäî÷êîâîé ðàçâèâàåòñÿ çàñòîé êðîâè â ìàëîì êðóãå êðîâîîáðàùåíèÿ (îäûøêà, êàøåëü, îòåê ëåãêèõ, ïðèñòóïû ñåðäå÷íîé àñòìû). Ïðè ïðàâîæåëóäî÷íîé – çàñòîé êðîâè â áîëüøîì êðóãå êðîâîîáðàùåíèÿ, (óâåëè÷åíèå ïå÷åíè, îòåê íîã, æèäêîñòü â æèâîòå – àñöèò).

    Ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü ìîæåò áûòü òðåõ ñòåïåíåé:

    • I ñòåïåíü (Í-I) – ïðèçíàêè íåäîñòàòî÷íîñòè (óòîìëÿåìîñòü, îäûøêà, ñåðäöåáèåíèå) ïîÿâëÿþòñÿ íà ôîíå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè (ó ãðóäíûõ äåòåé – íà ôîíå ãðóäíîãî êîðìëåíèÿ);

    • II ñòåïåíü (Í-II) ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà äâå ñòàäèè. Í-IIÀ – âñå ñèìïòîìû âîçìîæíû íà ôîíå áûòîâîé íàãðóçêè. Ñèìïòîìû çàñòîÿ êðîâè ëèáî â ìàëîì êðóãå êðîâîîáðàùåíèÿ êàê èòîã íåäîñòàòî÷íîé äåÿòåëüíîñòè ëåâîãî æåëóäî÷êà (êàøåëü ñ ìîêðîòîé, áîëè â ãðóäíîé êëåòêå); ëèáî â áîëüøîì (ïðàâîæåëóäî÷êîâàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü: óâåëè÷åíèå ïå÷åíè, îòåêè íà íîãàõ). Í-IIÁ – ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîêîå, çàñòîé êðîâè â îáîèõ êðóãàõ êðîâîîáðàùåíèÿ (îäûøêà â ïîêîå, îòåêè äî ñåðåäèíû ãîëåíè, öèàíîç, òàõèêàðäèÿ â ïîêîå, óâåëè÷åíèå ïå÷åíè);

    • III ñòåïåíü – òÿæåëûå íåîáðàòèìûå îðãàíè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â îðãàíàõ è ñèñòåìàõ.

    ËÔÊ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç êîìïîíåíòîâ ëå÷åíèÿ, òàê êàê ñïîñîáñòâóåò êîìïåíñàöèè ïðèçíàêîâ íåäîñòàòî÷íîñòè, óëó÷øåíèþ êîðîíàðíîãî êðîâîòîêà è îáìåíà âåùåñòâ â ìèîêàðäå, àêòèâèçàöèè âíåñåðäå÷íûõ ôàêòîðîâ êðîâîîáðàùåíèÿ, óëó÷øåíèþ íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ñòàòóñà ÷åëîâåêà, ïðåäóïðåæäåíèþ îñëîæíåíèé.

    ËÔÊ ïðîâîäèòñÿ èíäèâèäóàëüíûì ìåòîäîì â ïàëàòå äëèòåëüíîñòüþ ïî 15 ìèí. Âûïîëíÿþòñÿ àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ìåëêèõ è ñðåäíèõ ìûøö â ìåäëåííîì òåìïå, ïàññèâíûå – äëÿ êðóïíûõ èç îáëåã÷åííûõ èñõîäíûõ ïîëîæåíèé; äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå, à òàêæå óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå. Òàêàÿ ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà õàðàêòåðíà äëÿ II ñòàäèè (Í-II).

    Ïðè I ñòàäèè (Í-I) ðåæèì ÷àùå âñåãî ïîëóïîñòåëüíûé. ËÔÊ âûïîëíÿåòñÿ ìàëîãðóïïîâûì ìåòîäîì èëè èíäèâèäóàëüíûì èç âñåõ èñõîäíûõ ïîëîæåíèé â âèäå àêòèâíûõ óïðàæíåíèé äëÿ âñåõ ìûøå÷íûõ ãðóïï, íî áåç îòÿãîùåíèÿ, áåç ñîïðîòèâëåíèÿ. Äîïóñêàåòñÿ õîäüáà, êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ, íà ðàññëàáëåíèå, äûõàòåëüíûå â ìåäëåííîì è ñðåäíåì òåìïå â òå÷åíèå 20 ìèí.

    Ïî ìåðå èñ÷åçíîâåíèÿ êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ áîëåçíè îñíîâíîé çàäà÷åé ñòàíîâèòñÿ ïîñòåïåííî óñèëèâàþùàÿñÿ òðåíèðîâêà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû ñ öåëüþ ïîâûøåíèÿ àäàïòàöèè îðãàíèçìà ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì.  çàíÿòèÿ âêëþ÷àþòñÿ óïðàæíåíèÿ äëÿ ñðåäíèõ è êðóïíûõ ìûøå÷íûõ ãðóïï, ðàçëè÷íûå âèäû õîäüáû è ìåäëåííûé áåã. Óïðàæíåíèÿ óìåðåííîé è (èçðåäêà) áîëüøîé èíòåíñèâíîñòè äîëæíû ÷åðåäîâàòüñÿ ñ óïðàæíåíèÿìè äëÿ äèñòàëüíûõ îòäåëîâ ðóê è íîã è äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè. Îñíîâíûå èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ – ëåæà, ñèäÿ è ñòîÿ – òîæå äîëæíû ÷åðåäîâàòüñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåãî çàíÿòèÿ. Êîëè÷åñòâî óïðàæíåíèé, âûïîëíÿåìûõ â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà, íåñêîëüêî óìåíüøàåòñÿ. ×ÑÑ íà ìàêñèìóìå íàãðóçêè íà ïåðâûõ çàíÿòèÿõ ìîæåò óâåëè÷èâàòüñÿ íà 24–30 óä./ìèí, à ïî ìåðå àäàïòàöèè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå íà 60–80 % ïî îòíîøåíèþ ê èñõîäíîìó, íî íå äîëæíî ïðåâûøàòü 120–140 óä./ìèí. Óïðàæíåíèÿ ÷åðåäóþòñÿ ñ, ðåêîìåíäîâàííûìè äëÿ Í-II è Í-III. Êàæäîå óïðàæíåíèå ïîâòîðÿåòñÿ 5–8 ðàç.

    Ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè êðîâîîáðàùåíèÿ âî II ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ äâèãàòåëüíûé ðåæèì áîëüíîãî çíà÷èòåëüíî îãðàíè÷åí, ïîýòîìó íà çàíÿòèÿõ ËÔÊ âîçðàñòàåò ðîëü îáùåòîíèçèðóþùåãî äåéñòâèÿ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé. Óïðàæíåíèÿ ìàëîé èíòåíñèâíîñòè äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû íà óìåíüøåíèå íåáëàãîïðèÿòíîãî âëèÿíèÿ ãèïîêèíåçèè, óëó÷øåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ è îáìåííûõ ïðîöåññîâ â ìèîêàðäå, ïîâûøåíèå ôóíêöèè ÖÍÑ è íàñòðîåíèÿ.

    Óïðàæíåíèÿ äëÿ äèñòàëüíûõ îòäåëîâ ðóê è íîã è äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñòèìóëèðóþò ýêñòðàêàðäèàëüíûå ôàêòîðû êðîâîîáðàùåíèÿ, îáëåã÷àþò ðàáîòó ñåðäöà, êîìïåíñèðóþò ÿâëåíèÿ ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Ýòè óïðàæíåíèÿ ñïîñîáñòâóþò óðåæåíèþ ñîêðàùåíèé ñåðäöà ïðè òàõèêàðäèè, óëó÷øåíèþ îáìåííûõ ïðîöåññîâ â ñåðäöå, àêòèâèçàöèè ïåðèôåðè÷åñêîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, óìåíüøåíèþ ãèïîêñåìèè è çàñòîéíûõ ÿâëåíèé.  çàíÿòèÿõ ëå÷åáíîé è óòðåííåé ãèìíàñòèêîé èñïîëüçóþòñÿ èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ ëåæà è ñèäÿ, à ïðè óëó÷øåíèè ñîñòîÿíèÿ è ñòîÿ.  çàíÿòèÿ ËÔÊ âêëþ÷àþòñÿ óïðàæíåíèÿ â õîäüáå. ×ÑÑ âî âðåìÿ ïåðâûõ çàíÿòèé äîëæíà óâåëè÷èâàòüñÿ íå áîëåå ÷åì íà 8—10 óä./ìèí, à ê êîíöó çàíÿòèÿ âîçâðàùàòüñÿ ê èñõîäíîìó óðîâíþ èëè áûòü íåçíà÷èòåëüíî âûøå èñõîäíîãî. Ïî ìåðå óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ ïðè ìàêñèìóìå íàãðóçêè îíà ìîæåò âîçðàñòàòü íà 18–24 óä./ìèí. Êàæäîå óïðàæíåíèå âûïîëíÿåòñÿ 4–6 ðàç. Ïðèìåíÿþòñÿ òàêæå óïðàæíåíèÿ, ðåêîìåíäîâàííûå äëÿ áîëüíûõ ñ Í-III â èñõîäíîì ïîëîæåíèè íå òîëüêî ëåæà, íî è ñèäÿ.

    Ïåðå÷åíü óïðàæíåíèé, ïðèìåíÿåìûõ ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè êðîâîîáðàùåíèÿ I ñòàäèè

    È. ï. – ëåæà, äûõàíèå ñâîáîäíîå, ïîâòîðèòü 10–12 ðàç.

    1. Äóãàìè âïåðåä ðóêè ââåðõ – âäîõ, ðóêè ÷åðåç ñòîðîíû âíèç – âûäîõ.

    2. Ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîã â ñòîðîíó.

    3. Ïîäíÿâ íîãó, êðóãîâûå äâèæåíèÿ â òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå.

    4. Èìèòàöèÿ äâèæåíèé íîã ïðè åçäå íà âåëîñèïåäå.

    5. Ïåðåõîä â ïîëîæåíèå ñèäÿ ñ ïîìîùüþ è áåç ïîìîùè ðóê.

    6. È. ï. – ñèäÿ, íîãè ñîãíóòû. Ïîî÷åðåäíîå èëè îäíîâðåìåííîå îòâåäåíèå ðóê â ñòîðîíû – âäîõ. È. ï. – âûäîõ.

    7. Ïîî÷åðåäíîå ïîäíèìàíèå ðóê ââåðõ – âäîõ. È. ï. – âûäîõ.

    8. Ïîâîðîò òóëîâèùà â ñòîðîíó ñ îòâåäåíèåì îäíîèìåííîé ðóêè – âäîõ. È. ï. – âûäîõ.

    9. Íàêëîí òóëîâèùà â ñòîðîíó, ðóêà òÿíåòñÿ ê ïîëó – âûäîõ. È. ï. – âäîõ.

    10. Ðóêè ê ïëå÷àì, âðàùåíèå â ïëå÷åâûõ ñóñòàâàõ.

    11. Ïîî÷åðåäíîå ðàçãèáàíèå è ñãèáàíèå íîã â êîëåííûõ ñóñòàâàõ.

    12. Èìèòàöèÿ õîäüáû.

    13. Ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîã â ñòîðîíû ñ âûïðÿìëåíèåì â êîëåííûõ ñóñòàâàõ.

    14. Ïîâîðîò ãîëîâû â ñòîðîíó.

    15. Íàêëîí ãîëîâû âïåðåä è íàçàä.

    È. ï. – ñèäÿ.

    1. «Õîäüáà» (ñèäÿ). Òåìï ñðåäíèé. 30–60 ðàç.

    2. Ïîòÿãèâàíèå. È. ï. – ðóêè çà ãîëîâó. Ðóêè ââåðõ – âäîõ, çàäåðæêà äûõàíèÿ (2–4 ñ). È. ï. – âûäîõ. 6–8 ðàç.

    3. Ïîâîðîò âïðàâî, ïðàâóþ ðóêó â ñòîðîíó (âäîõ), ôèêñàöèÿ â êðàéíåé ïîçèöèè. È. ï. – âûäîõ. Ïî 3–5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

    4. È. ï. – ðóêàìè äåðæàòüñÿ çà ñèäåíüå ñòóëà. Ñ âûäîõîì ñãèáàòü òî ëåâóþ, òî ïðàâóþ íîãó, ïîäòÿãèâàÿ áåäðî ê æèâîòó ñ ôèêñàöèåé â òå÷åíèå 1–2 ñ. Ïî 3–5 ðàç êàæäîé íîãîé.

    5. Ãðóäíîå äûõàíèå ñ çàäåðæêîé íà âäîõå â òå÷åíèå 2–4 ñ è ïîñëåäóþùèì ñòóïåí÷àòîîáðàçíûì âûäîõîì (4–6 ñ). Ïîâòîðèòü 3–5 ðàç.

    6. Ïîïåðåìåííîå ïîäíèìàíèå ðóê ââåðõ, ôèêñàöèÿ â êðàéíåé ïîçèöèè. Òåìï ñðåäíèé. 4–6 ðàç äëÿ êàæäîé ðóêè.

    7. Íàêëîíû ñ ïàðàäîêñàëüíûì äûõàíèåì. Íàêëîí âëåâî (ôîðñèðîâàííûé âäîõ), ïðàâàÿ ðóêà ââåðõ (íàä ãîëîâîé). È. ï. – âûäîõ. Òî æå â äðóãóþ ñòîðîíó. Ïî 3–5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

    8. Îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà è äåðæàñü çà ñèäåíèå, ìåäëåííî âûòÿíóòü íîãè, çàôèêñèðîâàòü â êðàéíåé ïîçèöèè íà 2–3 ñ, âûïðÿìèâ òóëîâèùå ñäåëàòü âäîõ, è. ï. – âûäîõ (ñãèáàíèå-ðàçãèáàíèå âûïîëíÿòü íå îòðûâàÿ ïÿòîê îò ïîëà). 4–6 ðàç.

    9. Ñîãíóòü ðóêè ê ïëå÷àì, ñâîäÿ ëîïàòêè, ðàçâåðíóâ ãðóäü (âäîõ). È. ï. – âûäîõ. 4–6 ðàç.

    10. Ìåäëåííî ïåðåñòóïàòü íîãàìè íà ìåñòå (5—10 ñì îò ïîëà) â òå÷åíèå 1–1,5 ìèí.

    11. Ñèäÿ ñ ðàññëàáëåíèåì ìûøö ìåäèòàòèâíàÿ ðåëàêñàöèÿ 30 ñ.

    È. ï. – ñòîÿ. Ïîâòîðèòü 8—10 ðàç.

    1. Ðóêè ââåðõ, íîãó íàçàä íà íîñîê – âäîõ. È. ï. – âûäîõ.

    2. Ïîâîðîòû íàïðàâî, ðóêè â ñòîðîíû – âäîõ. È. ï. – âûäîõ. Òî æå â äðóãóþ ñòîðîíó.

    3. Ðóêè â ñòîðîíû – âäîõ, íàêëîí âïåðåä, êèñòè êàñàþòñÿ êîëåíåé – âûäîõ, âûïðÿìèòüñÿ, ðóêè â ñòîðîíû – âäîõ. È. ï. – âûäîõ.

    4. Âûïàä âïðàâî (âëåâî), ðóêè â ñòîðîíû – âäîõ. È. ï. – âûäîõ.

    5. Ïðèñåä, ðóêè âïåðåä – âäîõ. È. ï. – âûäîõ. È. ï. – ñòîÿ íîãè âðîçü. Ïîâòîðèòü 10–12 ðàç.

    6. Äåðæàñü ðóêàìè çà ñïèíêó ñòóëà, íåáîëüøîé íàêëîí òóëîâèùà âïåðåä – âûäîõ. È. ï. – âäîõ.

    7. Äåðæàñü ðóêàìè çà ñïèíêó ñòóëà, ïîäíèìàíèå íà íîñêè – âäîõ. È. ï. – âûäîõ.

    8. Ïîî÷åðåäíîå ïîäíèìàíèå ñîãíóòîé â êîëåííîì ñóñòàâå íîãè – âûäîõ. È. ï. – âäîõ.

    9. Äåðæàñü çà ñïèíêó ñòóëà, ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîãè â ñòîðîíó.

    10. Äåðæàñü çà ñïèíêó ñòóëà, ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîãè íàçàä.

    11. Äåðæàñü çà ñïèíêó ñòóëà, ïîëóïðèñåä – âûäîõ. È. ï. – âäîõ.

    Ïðèìåðíûé ïåðå÷åíü óïðàæíåíèé ïðè II ñòàäèè. Ïîâòîðèòü 5–7 ðàç

    Óïðàæíåíèÿ âûáèðàþòñÿ ìåòîäèñòîì â çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà. È. ï. – ëåæà íà ñïèíå, ðóêè âäîëü òóëîâèùà.

    1. Ïîî÷åðåäíîå èëè îäíîâðåìåííîå ïîäíèìàíèå ðóê ââåðõ – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

    2. Ïîî÷åðåäíîå èëè îäíîâðåìåííîå îòâåäåíèå ðóê â ñòîðîíû – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

    3. Ñîãíóòü ðóêè, êèñòè ñêîëüçÿò ïî òóëîâèùó ê ïîäìûøå÷íûì âïàäèíàì – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

    4. Îïèðàÿñü ðóêàìè, ñîãíóòûìè â ëîêòÿõ, ïðîãíóòüñÿ â ãðóäíîé ÷àñòè ïîçâîíî÷íèêà – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

    5. Ïîäíèìàíèå îäíîé ðóêè ââåðõ, ñìåíà ïîëîæåíèÿ ðóê.

    6. Ïîî÷åðåäíîå ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå íîã â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ.

    7. Ïîäíèìàíèå ïðÿìîé íîãè – âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

    8. Ðàçâåäåíèå íî㠖 âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

    È. ï. – ëåæà íà ñïèíå, ðóêè çà ãîëîâó, ëîêòè âïåðåä.

    9. Ðàçâåäåíèå ëîêòåé – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

    È. ï. – ëåæà íà ñïèíå, óïîð ðóêàìè î ïîñòåëü.

    10. Ïåðåõîä â ïîëîæåíèå ñèäÿ ñ ïîìîùüþ ðóê – âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

    11. Ïîâîðîò íà ïðàâûé áîê, ïåðåõîä â ïîëîæåíèå ñèäÿ ñî ñïóùåííûìè íîãàìè.

    È. ï. – ñèäÿ, íîãè ñîãíóòû.

    12. Ïîî÷åðåäíîå èëè îäíîâðåìåííîå îòâåäåíèå ðóê â ñòîðîíû – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

    13. Ïîî÷åðåäíîå ïîäíèìàíèå ðóê ââåðõ – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

    14. Ïîâîðîò òóëîâèùà â ñòîðîíó ñ îòâåäåíèå îäíîèìåííîé ðóêè – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

    15. Íàêëîí òóëîâèùà â ñòîðîíó, ðóêà òÿíåòñÿ ê ïîëó – âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

    16. Ðóêè ê ïëå÷àì, âðàùåíèå â ïëå÷åâûõ ñóñòàâàõ.

    17. Ïîî÷åðåäíîå ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå íîã â êîëåííûõ ñóñòàâàõ.

    18. Èìèòàöèÿ õîäüáû.

    19. Ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîã â ñòîðîíû ñ âûïðÿìëåíèåì â êîëåííûõ ñóñòàâàõ.

    20. Ïîâîðîò ãîëîâû â ñòîðîíó.

    21. Íàêëîí ãîëîâû âïåðåä è íàçàä.

    È. ï. – ñòîÿ.

    22. Ïîî÷åðåäíîå èëè îäíîâðåìåííîå îòâåäåíèå ðóê â ñòîðîíû – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

    23. Ñîãíóòü ðóêè â ïëå÷àõ, âðàùåíèå â ïëå÷åâûõ ñóñòàâàõ.

    24. Îäíîâðåìåííî ñîãíóòü ðóêó â ëîêòåâîì ñóñòàâå è ðàçîãíóòü â äðóãîì.

    25. Ïîâîðîò òóëîâèùà ñ îòâåäåíèåì îäíîèìåííîé ðóêè – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

    26. Íàêëîí òåëà â ñòîðîíó, îäíîèìåííàÿ ðóêà ñêîëüçèò âíèç, ðàçíîèìåííàÿ – ââåðõ ê ïîäìûøå÷íîé âïàäèíå – âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

    27. Äåðæàñü ðóêàìè çà ñïèíêó êðîâàòè, íåáîëüøîé íàêëîí òóëîâèùà âïåðåä – âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

    28. Äåðæàñü ðóêàìè çà ñïèíêó êðîâàòè, ïîäíèìàíèå íà íîñêè – âäîõ, è. ï. – âûäîõ.

    29. Ïîî÷åðåäíîå ïîäíèìàíèå ñîãíóòîé â êîëåííîì ñóñòàâå íîãè – âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

    30. Äåðæàñü çà ñïèíêó êðîâàòè, ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîãè â ñòîðîíó.

    31. Äåðæàñü çà ñïèíêó êðîâàòè, ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå íîãè íàçàä.

    32. Äåðæàñü çà ñïèíêó êðîâàòè, ïîëóïðèñåä – âûäîõ, è. ï. – âäîõ.

    Èííîâàöèîííûå âàðèàíòû ËÔÊ ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè êðîâîîáðàùåíèÿ II ñòåïåíè

    È. ï. – ñòîÿ, ðóêè íà ïîÿñå.

    1. Õîäüáà 1–2 ìèí. Òåìï ìåäëåííûé, çàòåì ñðåäíèé.

    Äàëåå ðèòìû äûõàíèÿ âûïîëíÿþòñÿ ñîãëàñîâàííî ñ ðèòìîì äâèæåíèÿ.

    2. Äâèæåíèÿ ñ ïàðàäîêñàëüíûì äûõàíèåì. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè â ñòîðîíû. Ñêðåñòèòü ðóêè ïåðåä ãðóäüþ, çàõâàòèâ ëàäîíÿìè ïëå÷è, – âäîõ, è. ï. – âûäîõ. Òåìï ìåäëåííûé. 10–15 ðàç.

    3. Íàêëîíû ñ ïàðàäîêñàëüíûì äûõàíèåì. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè çà ãîëîâó. Íàêëîíû âëåâî è âïðàâî íà âäîõå, ïðè âûïðÿìëåíèè – âûäîõ. Òåìï ìåäëåííûé. 5–8 ðàç.

    4. È. ï. – î. ñ. Äåðæàñü çà ñïèíêó ñòóëà, âûïîëíèòü íà âûäîõå 2–3 ïðóæèíÿùèõ ïîëóïðèñåäàíèÿ. È. ï. – âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé. 8—10 ðàç.

    5. Ïîäíèìàÿñü íà íîñêè, íà âäîõå ïîñëåäîâàòåëüíîå (íèæíÿÿ, ñðåäíÿÿ, âåðõíÿÿ ÷àñòè) çàïîëíåíèå ãðóäíîé êëåòêè. È. ï. – ìåäëåííûé âûäîõ. 4–6 ðàç.

    6. È. ï. – íîãè âðîçü, ïàëüöû ñæàòû â êóëàê. Ïîïåðåìåííîå ïîäíèìàíèå ðóê âïåðåä. 8—10 ðàç.

    7. È. ï. – íîãè âðîçü. Ïîâîðîò âëåâî (âïðàâî), ðóêè â ñòîðîíû, ôèêñàöèÿ â êðàéíåé ïîçèöèè – âäîõ. È. ï. – âûäîõ. Òåìï ñðåäíèé, ïî 3–6 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

    8. È. ï. – áîêîì ê ñïèíêå ñòóëà; îäíà ðóêà íà ñïèíêå ñòóëà, äðóãàÿ íà ïîÿñå. Ìåäëåííî ñîãíóòü îäíó íîãó, ïîäíèìàÿ êîëåíî âïåðåä, çàòåì, ðàçãèáàÿ, îòâåñòè åå â ñòîðîíó; âåðíóòüñÿ â è. ï. Ïîâòîðèòü 4–5 ðàç.

    9. Äâèæåíèÿ ñ ïàðàäîêñàëüíûì äûõàíèåì. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè ê ïëå÷àì. Ðóêè ââåðõ, ïðîãíóòüñÿ è ïîñìîòðåòü íà íèõ – âûäîõ; È. ï. – âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé. 4–6 ðàç.

    10. Ìåäëåííàÿ õîäüáà. 1–2 ìèí.

    11. Îòäûõ ñèäÿ. Ìåäèòàòèâíàÿ ðåëàêñàöèÿ 1–2 ìèí.

    Èííîâàöèîííûé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ïðè Í-II

    È. ï. – ñòîÿ.

    1. Õîäüáà íà íîñêàõ. Òåìï ñðåäíèé. 1–1,5 ìèí.

    2. Ïîî÷åðåäíîå ìåäëåííîå ñãèáàíèå ðóê ê ïëå÷àì, çàôèêñèðîâàòü êðàéíþþ ïîçèöèþ, âåðíóòüñÿ â è. ï., ïàëüöû ñæàòü â êóëàê íà 2–3 ñ. Òåìï ñðåäíèé. 10–12 ðàç.

    3. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè íà ïîÿñå. Ìåäëåííî íàêëîíÿÿñü âïåðåä (ïîñòåïåííûé âäîõ), ïðîãíóâ ñïèíó è çàôèêñèðîâàâ êðàéíþþ ïîçèöèþ, ôîðñèðîâàííûé âûäîõ. È. ï. – âäîõ.

    4. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè âïåðåä, ïàëüöû ñæàòû â êóëàê. Íàêëîíÿÿñü âïåðåä èìèòèðîâàòü îòòàëêèâàíèå ëûæíûìè ïàëêàìè íà âûäîõå. È. ï. – âäîõ. Ïîâòîðèòü 8—12 ðàç.

    5. Äâèæåíèÿ ñ ïàðàäîêñàëüíûì äûõàíèåì. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè çà ãîëîâó. Ðóêè ââåðõ, ïðîãíóòü ñïèíó – âûäîõ, è. ï. – âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé. 6–8 ðàç.

    6. È. ï. – î. ñ., ðóêè âíèçó, ïàëüöû ñæàòû â êóëàê. Ìåäëåííî íàïðÿæåííî ñãèáàòü ðóêè ê ïëå÷àì è ðàçãèáàòü èõ â ñòîðîíû. 8—10 ðàç.

    7. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè çà ãîëîâó. Ïîâîðîòû â ñòîðîíû, îäíîâðåìåííî ðàçãèáàÿ â ñòîðîíó ðóêè. Òåìï ñðåäíèé. Ïîâòîðèòü 3–5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

    8. Ðèòìè÷íîå ìåäèòàòèâíîå äûõàíèå. Íà 3–4 ñ÷åòà – âäîõ, íà 4–5 – âûäîõ. 30–40 ñ.

    9. È. ï. – î. ñ. Âûïàä îäíîèìåííîé ñëåãêà ñîãíóòîé â êîëåííîì ñóñòàâå íîãîé â ñòîðîíó, ðóêè â ñòîðîíû. Òåìï ñðåäíèé. 3–5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

    10. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè âíèçó. Ìåäëåííûå êðóãîâûå äâèæåíèÿ ïëå÷åâûì ïîÿñîì âïåðåä-ââåðõ – âäîõ, íàçàä-âíèç – âûäîõ. 8—10 ðàç.

    11. Õîäüáà íà ìåñòå ñ ãëóáîêèì äûõàíèåì. 1,5–2 ìèí.

    12. Ìåäèòàòèâíàÿ ðåëàêñàöèÿ 2–3 ìèí, îòäûõ ñèäÿ ñ ïîî÷åðåäíûì ðàññëàáëÿþùèì äâèæåíèåì ìûøö ãîëîâû è øåè, ëèöà, ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ðóê, òóëîâèùà, íîã.

    Ïðèìåðíûé ïåðå÷åíü óïðàæíåíèé ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè êðîâîîáðàùåíèÿ III ñòàäèè

    Âñå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå, ñ ïðèïîäíÿòûì èçãîëîâüåì, ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ. Ñïîêîéíîå, íåãëóáîêîå, ïîëíîå äèàôðàãìàëüíî-ãðóäíîå è äèàôðàãìàëüíîå ñòàòè÷åñêîå äûõàíèå. Óïðàæíåíèÿ äëÿ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé. Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå, ðàçâåäåíèå è ñâåäåíèå ïàëüöåâ. Ïðîòèâîïîñòàâëåíèå áîëüøîãî ïàëüöà îñòàëüíûì. Ñãèáàíèå, ðàçãèáàíèå è âðàùåíèå â ëó÷åçàïÿñòíûõ ñóñòàâàõ. Ñóïèíàöèÿ è ïðîíàöèÿ, îòâåäåíèå è ïðèâåäåíèå (ðóêè ñîãíóòû â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ). Óïðàæíåíèÿ äëÿ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ. Ñãèáàíèå, ðàçãèáàíèå è âðàùåíèå â ãîëåíîñòîïíûõ ñóñòàâàõ. Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ (íå îòðûâàÿ ñòîï îò ïîñòåëè). Îòâåäåíèå, ïðèâåäåíèå è ðîòàöèÿ ïðÿìûõ íîã (íå îòðûâàÿ íîã îò ïîñòåëè). Îòâåäåíèå è ïðèâåäåíèå íîã, ñîãíóòûõ â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ. Ïðî÷èå óïðàæíåíèÿ. Ïîâîðîòû ãîëîâû. Íàêëîí ãîëîâû âïåðåä. Ïðèïîäíèìàíèå òàçà â ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå ñ ñîãíóòûìè íîãàìè. Ïîâîðîò íà ïðàâûé áîê. Ìåòîäè÷åñêèå óêàçàíèÿ: óïðàæíåíèÿ äëÿ ïàëüöåâ ðóê è íîã, ãîëåíîñòîïíîãî è ëó÷åçàïÿñòíîãî ñóñòàâîâ âûïîëíÿþòñÿ àêòèâíî, îñòàëüíûå – àêòèâíî èëè ñ íåáîëüøîé ïîìîùüþ èíñòðóêòîðà. Äâèæåíèÿ â òàçîáåäðåííîì è ïëå÷åâîì ñóñòàâàõ âûïîëíÿþòñÿ ïîî÷åðåäíî êàæäîé êîíå÷íîñòüþ. Äâèæåíèÿ â äèñòàëüíûõ ñóñòàâàõ âûïîëíÿþòñÿ îäíîâðåìåííî. Ìîæíî ñî÷åòàòü âûïîëíåíèå óïðàæíåíèé ðóêàìè è íîãàìè.

    Источник