Упражнения письма после инсульта
Одним из последствий инсульта является нарушение речи разной степени тяжести. О важности ранней реабилитации под наблюдением специалиста, а также о том, как близкие пациента могут, сами того не желая, навредить ему, Medical Note поговорил с врачом-нейропсихологом московской Клиники восстановительной неврологии Алиной Николаевной Ильичевой.
Врач-нейропсихолог московской Клиники восстановительной неврологии Алина Николаевна Ильичева.
Инсульт занимает третье место в мире среди причин смертности, а также является одной из основных причин инвалидизации. Если человека удается спасти, какие последствия возможны?
— Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения, которое достаточно быстро развивается (несколько минут или часов) и влечет за собой гибель клеток головного мозга из-за кислородного голодания. Различают несколько видов инсульта. Преобладает инсульт по ишемическому типу (инфаркт мозга) — это более 70% всех инсультов.
Последствия очень серьезные и зависят от того, в каком полушарии случилось сдавливание или разрыв сосудов: в доминантном или в субдоминантном.
Сдавливание сосуда происходит из-за закупоривания тромбом, поэтому клетки мозга не получают кислород. Ведь мозг насыщается кислородом, благодаря кровеносной системе. И если сосуд закупорился оторвавшимся тромбом, нарушается питание мозга, и в этом случае говорят об ишемическом инсульте.
Причиной геморрагического инсульта становится разрыв сосуда, когда мозг заливает кровью. В доминантном полушарии — у большинства людей это левое — находятся речевые центры.
Если инсульт случился в доминантном полушарии, то последствием станет афазия, то есть нарушение речи. Оно может быть полным или частичным и охватывает все языковые уровни: лексику, грамматику, фонетику, синтаксис.
Наиболее часто встречаются два вида: моторная афазия, когда человек теряет способность говорить, произносить звуки и слова, и сенсорная афазия, когда человек перестает понимать речь, значение слов.
Есть также речевые афазии, которые затрагивают мнестические процессы (память): человек не помнит недавние события и не может о них сказать.
Все эти нарушения речи, вызванные инсультом, можно и нужно корректировать с нейропсихологом в процессе реабилитации.
Нарушения речи после инсульта корректирует нейропсихолог.
Как скоро после инсульта надо приступать к реабилитации?
— Реабилитацию надо начинать, как только стабилизируется общее состояние, как только человек придет в состояние сознания. Надо, конечно, понимать, что реабилитация предстоит длительная, но затягивать с ее началом нельзя.
Какие методики по восстановлению речи используют в вашей клинике?
— Для восстановления речи после инсульта используется медикаментозная поддержка, физиотерапия, а также различные развивающие методики, которыми занимается нейропсихолог. Они направлены на восстановление памяти, гнозиса (восприятия), праксиса (способности выполнять целенаправленные двигательные акты, например, шевелить рукой), речи.
С пациентом в период реабилитации также занимается логопед и логопед-афазиолог.
Если у пациента в результате инсульта поражено доминантное полушарие, то в работе по восстановлению речи врач может опереться на зеркальные центры, которые находятся в субдоминантном полушарии.
Например, человек — правша, у него не работает правая рука, но его можно научить писать левой, пусть и не так хорошо, как он писал правой. Но не надо забывать, что письмо и жесты — это вид речевой деятельности. Поэтому если пациент полностью утратил речь, можно использовать криптограммы (карточки с рисунками) для общения или язык жестов.
Как правильно вести себя родственникам человека, перенесшего инсульт?
— Родственникам надо сохранять спокойствие, доброжелательность по отношению к больному и обязательно довериться специалистам. Очень важно, чтобы родные сами, без консультации с врачом, не принимали решений о тех или иных способах реабилитации.
Не надо покупать буквари, давать больному карточки со словами или буквами, предлагать различные упражнения без консультации специалиста.
Желая достичь максимально быстрого выздоровления, близкие в интернете находят программы реабилитации и просят больного все это выполнить, а у него не получается. И в такие моменты он только укрепляется в своей неполноценности. Ведь человек уже пострадал, перенес серьезное заболевание, у него и так высок риск развития постинсультной депрессии, а тут еще упражнения, которые не соответствуют его плану реабилитации.
Или родные предлагают больному такие упражнения, которые у него не вызывают никаких трудностей, тогда он слышит: «А ты, оказывается, все умеешь. А почему не говоришь? Ты, наверное, просто ленишься». Это тоже усугубляет положение. Такое поведение родственников — это то же самое, как бездумно назначать лекарства, заниматься самолечением.
Реабилитацию при нарушениях речи после инсульта надо начинать как можно скорее и проводить под контролем нейропсихолога.
От каких еще ошибок поможет уберечь специалист, занимающийся реабилитацией после инсульта?
— Родным людям бывает тяжело понять, что реабилитация больного, перенесшего инсульт, — тяжелый, кропотливый труд для него. Часто близкие, не видя мгновенных результатов, начинают нервничать и упрекать больного: «Ты не хочешь, не стараешься». А ведь в его состоянии успех — даже то, что он пальцем может показать предмет или самостоятельно сел.
И неспециалист не понимает, что даже такие простые вещи — это положительная динамика реабилитационного процесса. Родственники не могут правильно интерпретировать достижения больного, не могут из-за отсутствия медицинских знаний оценить, сколько ему труда потребовалось.
От чего зависит прогноз реабилитации?
— Прогноз зависит от величины очага поражения, локализации, от того, какие корковые зоны поражены, насколько затронуты высшие психические функции. Главное, как можно раньше начать реабилитацию под контролем специалиста.
Нейропсихолог занимается больным каждый день?
— Интенсивность и частота занятий зависят от общего состояния больного, от степени его утомления и истощаемости. Важна поддержка семьи и общий настрой. Доказано, что при инсультах страдает мышление, правда, не все его виды.
Однако это может оценить только нейропсихолог. Исходя из этого, и строятся сеансы по реабилитации. Процесс восстановления речи занимает минимум от трех до шести месяцев.
Возможно ли полное излечение, восстановление после инсульта?
— Шансы на восстановление повышаются при ранней реабилитации, сохранности интеллекта больного, активной заинтересованности больного в восстановлении и поддержке семьи, правильно подобранной программе реабилитации.
Существует ли профилактика инсульта? Как защитить себя и близких от такого тяжелого заболевания?
— Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни. Человек должен правильно питаться, соблюдать режим сна и бодрствования, работы и отдыха, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, а также регулярно проходить диспансеризацию и проверять сосуды.
В зоне риска находятся мужчины старше 50 лет. Однако в последние годы инсульт молодеет и затрагивает людей и в 40, и в 30 лет. К этому приводят эмоциональные перегрузки и малоподвижный образ жизни, неправильное питание.
Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни.
Что бы вы посоветовали тем, кто столкнулся с этой бедой и старается вернуться к полноценной жизни?
— Реабилитацию после инсульта не надо откладывать на время после выписки из больницы, начинать надо как можно быстрее и обязательно под контролем специалистов. Я хотела бы еще раз подчеркнуть, что непрофессиональный подход к реабилитации вредит больному, увеличивает вероятность развития депрессии, потери желания что-то делать.
Часто родственники быстро все бросают, так как не видят сиюминутных улучшений. Или же, наоборот, окружают больного гиперопекой и не дают ему самому делать то, что он вполне может делать самостоятельно, тем самым снижая его мотивацию на восстановление.
Читайте также:
Что такое качественная реабилитация: интервью с доктором Купрейчиком
Источник
Ежегодно в мире регистрируется 6 млн. случаев инсульта. В России этот показатель варьируется в пределах 450-550 тысяч. Нарушение мозгового кровотока, протекающее в острой форме, приводит к развитию двигательных и речевых нарушений. Восстановление речи у пациентов после инсульта является первостепенной задачей, направленной на улучшение качества жизни и социальной адаптации. У пациентов, перенесших инсульт, речевая дисфункция выявляется в 30% случаев.
Виды расстройств при разных формах инсульта
Расстройство церебрального кровообращения сопровождается инфарктом (некрозом, отмиранием тканей) участка мозга или излиянием крови в мозговое вещество. У пациентов в остром периоде инсульта выявляются признаки неврологического дефицита:
- Расстройство чувствительности.
- Нарушение моторной функции.
- Нарушение сердечной и дыхательной деятельности.
Речевая дисфункция – один из характерных симптомов инсульта, обычно дополняется нарушением функции глотания. Потеря речи при инсульте, связанная с повреждением участка мозговой ткани, получила название афазия. Речевая дисфункция проявляется невозможностью произносить слова и понимать речь других людей. Афазический синдром у разных пациентов отличается характером проявлений и течения (обратного развития) в зависимости от вида инсульта – геморрагический или ишемический.
Через какое время после инсульта восстанавливается речь, зависит от формы ОНМК. При геморрагическом инсульте нарушения речи обычно быстро регрессируют в значительном объеме после адекватных реабилитационных мероприятий. При геморрагической форме расположение патологического очага относительно речевых центров не оказывает прямого влияния на степень выраженности речевой дисфункции.
Обычно очаг находится вдали от корковых центров речи. Афазия возникает как следствие распространения отека мозгового вещества и сопутствующего развития защитного торможения функций. При ишемической форме афазический синдром коррелирует с характером и степенью поражения элементов кровеносной системы, питающей мозг. Эти же факторы влияют на возможность регресса нарушений.
Диагностика
Лечение афазии после инсульта проводится после диагностики, которая позволяет выяснить характер и степень тяжести нарушений. Способность разговаривать, воспроизводить слова и фразы – сложноорганизованный процесс, который требует участия корковых центров, отвечающих за зрительное и слуховое восприятие, а также полноценной иннервации отделов речевого аппарата.
Когда пропадает речь после инсульта, выделяют основные виды расстройств – афазию и дизартрию. Афазия – речевая дисфункция, которая связана с нарушением обработки информации в соответствующих корковых центрах мозга. При афазии сохраняются артикуляционная и слуховая функции. Различают формы афазии:
- Моторная. Развивается в результате поражения задних участков лобных долей. Основной дефект – инертность высказывания. Пациент многократно повторяет звук или слово, что делает невозможным произнесение связанных фраз.
- Артикуляторная моторная. Возникает как следствие повреждения нижних участков в теменной области. Основной дефект – нарушение артикуляции (при произнесении звуков пациент не способен интуитивно найти нужное положение губ, языка, щек и других элементов речевого аппарата).
- Сенсорная. Развивается на фоне поражения верхних отделов в височной области. Основной дефект – агнозия (нарушение слухового восприятия). Пациент не различает параметры звуков – высоту, мягкость, твердость. Звуки воспринимаются искаженно. Нарушается понимание чужой речи.
- Акустико-амнестическая. Возникает как результат поражения срединных и задних участков височной области. В отличие от сенсорной формы у пациента сохраняется понимание отдельных звуков. Основные дефекты: невозможность преобразовать звуки в слова, нарушение удержания в памяти нескольких слов (к примеру, из 3 предъявленных слов пациент может повторить 1 или 2), что приводит к невозможности понимания длинных речевых конструкций.
Вид афазии имеет значение при выборе метода ее коррекции. Дизартрия представляет собой расстройство произносительного компонента речи, что обусловлено нарушением иннервации элементов речевого аппарата. Речь пациента становится нечленораздельной, невнятной. При тяжелом поражении мышц, участвующих в формировании звуков, пациент теряет способность говорить, развивается анартрия.
Диагностика афазии осуществляется согласно критериям шкалы Вассермана. По результатам обследования определяют степень речевых нарушений – легкая (до 20 баллов), умеренная (в пределах 20-40 баллов), тяжелая (больше 40 баллов). Как восстановить речь, если она пропала после инсульта, расскажет лечащий врач.
Методы восстановления речевой функции
Восстановление речи после перенесенного эпизода ОНМК осуществляется комплексно. Параллельно проводятся другие лечебно-реабилитационные мероприятия, направленные на устранение двигательных, когнитивных, поведенческих нарушений. Основные реабилитационные мероприятия:
- Медикаментозное лечение.
- Массаж и лечебная гимнастика.
- Логопедическая коррекция.
- Психотерапевтическая помощь.
Лучшие результаты достигаются при раннем начале восстановительной терапии после эпизода ОНМК. Подходящую методику для восстановления речи после эпизода инсульта подбирает врач с учетом вида и степени тяжести речевого расстройства.
Медикаментозные средства
Медикаментозная терапия устраняет дефицит нейротрансмиттеров, стимулирует высшие корковые функции. Реабилитационная программа по развитию речи после инсульта предполагает прием лекарств, которые восполняют недостаточность деятельности ацетилхолинергической системы, ингибируют (подавляют) активность глутаматергической системы. Обычно врач назначает таблетки, пероральные, инъекционные растворы Цитиколина (ноотропное, психостимулирующее средство).
Физиотерапия
При потере речи после инсульта применяют аппаратные методики, которые улучшают кровоснабжение поврежденных тканей, стимулируют активность мышц, участвующих в процессе артикуляции. Аппаратная электростимуляция низкочастотными токами мышц гортани создает и поддерживает нормальный мышечный тонус в зоне воздействия.
Аппаратные методики применяются для лечения дизартрии и дисфагии (расстройство глотания). Физиотерапия включает метод транскраниальной стимуляции участков мозга магнитными импульсами. При воздействии на корковые отделы мозга происходит возбуждение корковых нейронов, чья активность была подавлена вследствие повреждения мозговой ткани.
Упражнения и массаж
Чтобы быстро научиться говорить заново, нужно сочетать такие методы, как гимнастика и массаж. Предварительное массирование мышц, участвующих в процессе артикуляции, облегчает выполнение упражнений и повышает их эффективность. Мышцы разогреваются, становятся более податливыми и послушными. Логопедический массаж предполагает выполнение приемов:
- Поглаживание, разминание тканей в лобной части лица. Зигзагообразные движения разминающего характера направляют вдоль продольной линии лба снизу вверх до границы роста волос. Прием чередуют с поглаживанием двумя руками от середины лба в разных направлениях – к височным зонам.
- Разминание области носа. Большими пальцами кистей рук, применяя слегка вибрирующие движения, проводят зигзагообразную линию вдоль крыльев носа к его основанию, затем – от кончика носа к его основанию.
- Разминание зоны скул. Пальцами кистей обеих рук массируют участок от нижней челюсти до уха одновременно с обеих сторон, затрагивают область скул и нижнего века.
- Разминание щек. Вибрирующими, быстрыми, мягкими движениями, используя пальцы кистей рук, массируют участок, расположенный между скуловой костью и нижней челюстью.
- Поглаживание щек. Выполняется в зоне под глазами. Движения направляют от спинки носа к скулам, затем к височной области.
- Разминание подбородка. Используя пальцы обеих рук, движения разминающего характера направляют от срединной точки под нижней губой к костной пластинке, известной как восходящая ветвь в составе нижней челюсти.
Делать массаж для восстановления речи после эпизода ишемического или геморрагического инсульта можно в домашних условиях. Выполняя массажные движения, следует индивидуально регулировать интенсивность и длительность воздействия, избегая болезненных ощущений на обрабатываемом участке. Особое внимание уделяют пациентам с тяжелыми речевыми расстройствами, которые не могут сами сказать о неприятных ощущениях.
Врачи-массажисты делают массаж языка, разминая его поперечные и продольные мышцы. В лечебном учреждении при выполнении массажа применяют различные приспособления, к примеру, дизартрические зонды. После разминки мышц речевого аппарата для восстановления утраченной в результате инсульта речи делают упражнения:
- Трубочка. Губы складывают в форме трубочки, удерживая положение в течение 6 секунд. Затем губы расслабляют на 6 секунд. Цикл повторяют 10 раз. Затем аналогичные манипуляции проделывают с языком.
- Закусывание губы. Поочередно верхней и нижней. Чтобы выполнить упражнение, губу захватывают зубами, удерживая положение на протяжении 2-3 секунд. Цикл повторяют 10-15 раз.
- Обнажение (оскал) зубов. Упражнение выполняют 10 раз.
- Выдвигание языка. Пациент максимально высовывает язык из ротовой полости на несколько секунд, затем убирает его. Повторяют 10 раз.
- Облизывание губ. Пациент проводит языком поочередно по обеим губам в разных направлениях. Цикл повторяют 10 раз. Затем пациент совершает круговые движения языком, облизывая сразу обе губы. Движение языка по кругу направлено сначала в одну, затем в другую стороны.
- Тренировка языка. Пациент, приоткрыв рот, пытается дотянуться языком до области мягкого неба. Упражнение продолжают манипуляциями с языком, который нужно свернуть в форме чашки, удерживая положение на протяжении 6 секунд. Повторяют 10 раз.
Упражнения делают перед зеркалом, чтобы пациент визуально контролировал положение органов речевого аппарата. Методы, как восстановить речь, предполагают активное общение с пациентом, у которого наблюдается отсутствие тяжелых речевых нарушений. К примеру, выполняют упражнение: родственник или врач говорит начало слова или фразы, которую больной должен продолжить самостоятельно. При произнесении первых слогов слова, пациенту нужно угадать о каком предмете идет речь. Это более сложное упражнение, чем продолжение фразы, где предполагается несколько допустимых вариантов.
Чтобы научить человека говорить после эпизода инсульта, применяют такой метод, как прослушивание его любимых песенных композиций. Пациент непроизвольно пытается подпевать любимую песню. Музыкальная терапия позитивно влияет на психо-эмоциональный фон больного.
Скороговорки после инсульта – один из способов тренировать речевые навыки. При незначительных расстройствах артикуляции, скороговорки используются для восстановления подвижности, пластичности органов, участвующих в формировании звуков (язык, губы), помогают в домашних условиях учиться правильно и четко произносить фонемы, развивать беглость речи, утраченную после инсульта.
Проговаривание скороговорок осуществляется по принципу – от простых вариантов к сложным фразам. Несколько простых примеров: «Актер театра», «Ворона проворонила», «Столы белодубовые, гладко вытесанные», «Водовоз воду вез». Сложные варианты: «Ликвидны акции или трудно ликвидны – не видно», «Еж с ежатами, уж с ужатами», «Куртка Кондрата узка и коротковата», «Косой козел идет с козой». Чтобы вернуть речь, утраченную после инсульта, необходима помощь специалистов, таких как психотерапевт, логопед.
Логопедическая коррекция
Логопед после инсульта учит пациента разборчиво и четко произносить звуки и формировать из них слова. На ранних этапах после инсульта занятия с логопедом проводятся для восстановления речи и коммуникативных навыков. Врач налаживает коммуникативный контакт с пациентом, что позволяет сократить сроки и улучшить результаты реабилитационного лечения.
Речь после инсульта восстанавливается достаточно быстро, если больной активно участвует в реабилитационном процессе. Один из методов терапии – логопедическая ритмика, направлен на развитие речевой кинестезии (восприятие движений органов речевого аппарата) посредством логопедической коррекции и музыкально-ритмической активности.
Двигательные и речевые центры в коре функционально взаимосвязаны, музыка дополнительно стимулирует психическую активность. Благодаря идентичной интонационной природе музыкальных и речевых звуков сочетание указанных воздействий приводит к развитию слухового восприятия. Логопед может порекомендовать пациентам с диагностированной моторной афазией, которая развилась после инсульта, следующие упражнения:
- Выкладывание мозаики.
- Построение конструкций из кубиков.
- Рисование по точкам, штриховка, обведение знаков.
- Лепка, плетение.
- Складывание пазлов.
Упражнения для развития мелкой моторики относятся к методам доречевой подготовки, которая намного повышает эффективность реабилитационных мероприятий, направленных на устранение речевых нарушений. Логопедические упражнения после инсульта дополняются другими методами коррекции речевых нарушений.
К ним относят растормаживание экспрессивной (выразительной) речи, выработку правильного дыхания во время произнесения слов и фраз, формирование мелодико-интонационных компонентов речи.
Эффективны упражнения, предложенные в формате зеркального отражения. К примеру, врач проделывает разные манипуляции (нахмуривается, приподнимает брови, растягивает в улыбке губы) частями своего лица, предлагая пациенту повторять действия. При афазии после инсульта особое внимание уделяется восстановлению понимания причинно-следственных связей.
К примеру, на фразу врача: «В дом принесли елку, скоро наступит…», пациент должен ответить сообразно предполагаемой ситуации. При афазии на первых этапах отрабатываются простейшие, часто употребляемые речевые конструкции, которые впоследствии составляют основу речи.
Прогноз
Сколько восстанавливается речь, утраченная после инсульта, зависит от тяжести нарушений и скорости оказания квалифицированной медицинской помощи. Прогноз существенно улучшается, если реабилитационные мероприятия начинаются сразу после стабилизации состояния больного.
Статистика показывает, реабилитация, которая проводится в течение первых 3 месяцев после эпизода ОНМК, позволяет восстанавливать около 50% утраченных функций. Обычно период, необходимый для восстановления речи, варьируется в пределах 0,5-2 года. Если пациент долго не получает профессиональную помощь по устранению речевых дефектов, возможны неблагоприятные последствия.
Прогноз при отсутствии какого-либо реабилитационно-восстановительного лечения выглядит следующим образом: в большинстве случаев пациент становится инвалидом, не способным разговаривать и самостоятельно заботиться о себе. У 18% больных происходит повторный инсульт в 5-летний период после первого эпизода.
Как восстановить речь после перенесенного эпизода инсульта (ишемического, геморрагического), расскажет лечащий врач. Программа реабилитации составляется индивидуально с учетом вида и степени выраженности речевого расстройства.
Просмотров: 333
Источник