Упражнения на память и речь после инсульта
В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт. Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.
Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.
Почему нарушается речевая функция
Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией. Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.
Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта
В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:
- тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
- сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
- моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
- амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
- семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.
Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?
В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.
Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом
В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего. После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.
Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача. Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях. В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.
Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.
Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.
Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.
Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:
- Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
- Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
- Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
- Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.
Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.
На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.
В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.
Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.
Для ускорения процесса восстановления речи после инсульта, врачи могут назначить препараты, которые помогают восстановить работу центральной нервной системы. К таким относится оригинальный ноотропный препарат Глиатилин (холина альфосцерат). Фосфатная форма препарата дает возможность Глиатилину лучше усваиваться и как можно быстрее восстановить поврежденные клетки мозга, что способствует восстановлению речи, памяти и мышления. Холина альфосцерат защищает клетки мозга от дальнейших повреждений, даже при нарушенном кровообращении или недостаточном насыщении кислородом. Глиатилин улучшает передачу нервных импульсов и оказывает положительное влияние на функции рецепторов. Препарат хорошо переносится пациентами, противопоказан к применению беременными, кормящими женщинами и людьми с повышенной чувствительностью к холина альфосцерату.
Читайте также:
Инсульт: 9 интересных фактов о недуге
Как улучшить и сохранить память
8 мифов об арт-терапии
Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях
Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.
Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно
Упражнения, направленные на разработку губ:
- максимальное вытягивание губ в трубочку;
- захватывание одной губой другой, затем наоборот;
- оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
- широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.
Упражнения для разработки языка:
- максимальное высовывание языка из ротовой полости;
- поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
- облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
- закругление языка назад как можно дальше;
- движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.
Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.
Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.
Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.
Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.
Дополнительные методы восстановления речевых нарушений
Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.
Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.
Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.
Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии
Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.
Прогноз
Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже. Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.
В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.
Детализированный прогноз выглядит следующим образом:
- в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
- при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.
Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.
Видео
Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Логопедические упражнения для больного Практические упражнения для самостоятельного выполнения дома Рекомендации для близких, как снова научить человека говорить
Причины нарушения речевой функции
Во время инсульта в головном мозге на некоторое время приостанавливается кровоток. Это приводит к отмиранию некоторых клеток мозга, а иногда и к нарушению кровоснабжения определённых его областей.
Если ими становятся зоны Вернике и Брока, отвечающие за восприятие и воспроизведение человеком речи, то у больного могут возникнуть проблемы с внятным произношением, а в худших случаях происходит полная потеря способности говорить и понимать речь других людей.
Разновидности расстройств
Никто не знает, как именно будет повреждён мозг при наступлении инсульта. Но эти повреждения и будут влиять на дальнейшую способность человека чётко говорить и понимать речь окружающих. К каким речевым нарушениям приводит инсульт мозга, восстановится ли способность говорить, разберёмся дальше.
Дизартрия
Если инсульт затрагивает подкорковые структуры головного мозга, появляется именно этот вид расстройства. При дизартрии у больного становится неразборчивая речь, замедляется произношение, появляется слабость артикуляции и повышенное слюноотделение. Но больной способен понимать речь окружающих, а также читать и писать. Для восстановления речи назначают специальные упражнения, помогающие укрепить мышцы речевого аппарата.
Афазия
При этом расстройстве мозг больного теряет способность создавать адекватные нервные импульсы в области, отвечающей за речь. Афазия подразделяется на 6 видов, которые мы разберём далее:
- Моторная афазия. Если инсульт затронул верхнюю часть основной артерии мозга, появляется именно этот вид расстройства. Больной произносит отдельные слова и целые предложения, но при этом может нарушаться порядок слов. Иногда больные могут повторять слова по слогам. Приступать к лечению моторной афазии желательно спустя 7 дней после инсульта. Для этого врачи рекомендуют петь песни и выговаривать несложные слова.
- Сенсорная афазия. Сенсорная разновидность афазии появляется при поражении центра Вернике. Больной может слышать, но перестает понимать речь. Эта разновидность патологии может проявиться в лёгкой форме, тогда больной способен узнавать простые фразы и слова.
На заметку. При регулярных занятиях с логопедом нарушение возможно частично вылечить.
- Динамическая афазия. При поражении задних лобных участков мозга возникает эта патология. Она искажает мыслительный процесс, из-за чего больному трудно составлять и произносить связные предложения. Расстройство лечится на занятиях с логопедом.
- Aкуcтикo-мнестетическая афазия. При акустико-мнестической афазии больной не способен удержать в голове информацию, и слухоречевая память снижается. Расстройство появляется в случае, если пострадали задние и средние отделы височных долей мозга.
- Амнестическая афазия. Если инсульт затрагивает нижний отдел височной области мозга, развивается амнестическая афазия. Это самое незначительное речевое нарушение, которое может появиться при инсульте. Основная проблем этой формы расстройства – больному бывает сложно подбирать некоторые фразы и слова, потому что они забываются.
- Тотальная афазия. Если в результате инсульта мозг получил обширное поражение, развивается тотальная афазия. Больной полностью теряет способность говорить и понимать речь окружающих, наблюдается пассивность с его стороны. При этой форме расстройства лечение необходимо начинать как можно быстрее.
Диспраксия
При этом расстройстве нервный импульс из мозга поступает в мышцы лица некорректно или с задержкой, поэтому человеку трудно воспроизводить привычные звуки. У больного могут возникнуть следующие проблемы:
- Мышцы лица не могут работать правильно, что затрудняет чёткое произношение.
- Больному сложно произносить некоторые звуки.
- Трудно произносить слова чётко, особенно если об этом кто-то просит.
Справка. На 7-10 день после инсульта, больной может приступать к медикаментозной терапии и начинать занятия с логопедом. Если следовать советам лечащего врача, то можно избавиться от диспраксии почти полностью.
Как восстановить у взрослого способность говорить после ее потери?
Какое время займет период, за который восстанавливается речевая функция, зависит от того, как сильно был поражён головной мозг. Поэтому у некоторых больных способность говорить восстанавливается достаточно быстро (в течение нескольких недель или месяцев), тогда как у других занимает годы, и спрогнозировать, через сколько это произойдет, трудно.
Для восстановления больных, перенесших инсульт, применяются следующие виды реабилитации:
- Медикаментозная терапия.
- Занятия с логопедом.
- Физиотерапия.
- Массаж.
- Оперативное вмешательство.
Лекарства
Во время реабилитации после инсульта врач назначает больному несколько групп препаратов, способствующих уменьшению побочных эффектов, улучшению состояния и помогающих больному быстрее вернуться к привычному образу жизни:
- Миорелаксанты.
- Антидепрессанты.
- Антиконвульсанты.
- Антиагреганты.
Миорелаксанты
На заметку. На третий месяц после инсульта у больного может появиться мышечный гипертонус, который сильно тормозит процесс реабилитации.
Тогда и назначаются миорелаксанты, способные снизить излишний тонус мускулатуры. Лучшие миорелаксанты при инсульте:
- Сирдалуд (стоимость в Москве от 227, в Санкт-Петербурге от 176.).
- Тизалуд (стоимость в Москве от 160, в Санкт-Петербурге от 125 р.).
Препараты серии антидепрессантов
Почти 80% больных после наступления инсульта страдают от депрессивного состояния, которое замедляет процесс восстановления. В этом случае назначаются антидепрессанты. Лучшие антидепрессанты при инсульте:
- Нортриптилин (стоимость в Москве от 990, в Санкт-Петербурге от 1.000 р.).
- Паксил (стоимость в Москве от 650, в Санкт-Петербурге от 660 р.).
Антиконвульсанты
При появлении судорог назначаются антиконвульсанты, но принимать их стоит с осторожностью, так как эта группа препаратов может вызывать побочные эффекты. Лучшие антиконвульсанты при инсульте:
- Финлепсин (стоимость в Москве от 215, в Санкт-Петербурге от 193 р.).
- Конвулекс (стоимость в Москве от 116, в Санкт-Петербурге от 135 р.).
Антиагреганты
Если после инсульта кровь больного стала более вязкой, это тормозит восстановление тканей мозга. В этом случае требуется помощь антиагрегантов, которые предотвращают появления тромбов. Лучшие антиагреганты при инсульте:
- Реополиглюкин (стоимость в Москве от 102, в Санкт-Петербурге от 110 р.).
- Клопидогрел (стоимость в Москве от 226, в Санкт-Петербурге от 205 р.).
Важно! Любые лекарства должен назначать только лечащий врач. Не занимайтесь самоназначением препаратов, иначе это может только ухудшить состояние больного.
Само по себе медикаментозное лечение не даёт особых результатов, но способствует прогрессу восстановления при использовании других видов терапии, таких как занятия с логопедом и физиотерапия.
Занятия с логопедом
На первом занятии логопед составляет план для каждого больного индивидуально. Обязательным является выполнение следующих упражнений:
- Чтение скороговорок.
- Рисование.
- Мимический и логопедический массаж.
При тщательном выполнении всех рекомендаций специалиста около 20-30% больных со средними и тяжелыми нарушениями речевого аппарата начинают нормально говорить к моменту выписки из больницы. Занятия могут проводиться и на дому. Программу упражнений необходимо совмещать с приёмом лекарственных препаратов, физиотерапией и другими видами реабилитации.
Физиотерапия
Этот вид реабилитации стимулирует восстановление мышц и помогает добиваться лучшего эффекта от занятий с логопедом и от приёма лекарственных препаратов.
- Магнитотерапия. Эта процедура стимулирует все процессы в мозге, а также улучшает работу эндокринной и нервной системы. Довольно болезненный метод, но при этом считается одним из самых эффективных. Состояние больного улучшается через 2-3 недели.
- Дорсанваль. Назначается при плохом кровоснабжении мозга и конечностей. После целого курса процедур, а это не менее 5-7 сеансов, которые проходят в течение 2-3 недель, состояние больного значительно улучшается.
Массаж
Лечебный массаж при инсульте значительно улучшает кровоснабжение поражённых тканей, что усиливает приток к ним кислорода и прочих питательных веществ. Кроме этого, массаж помогает снять мышечное и психологическое напряжение. Курс лечебного массаж обычно состоит из 10 сеансов, но для каждого больного может быть скорректирован индивидуально.
Обратите внимание! Курс массажа может проводить только квалифицированный специалист с медицинским образованием.
Оперативное вмешательство
К такому методу, как операция, прибегают в крайних случаях, когда остальные методы не улучшают состояние больного и не могут восстановить речь, которая пропала. Для восстановления речи проводят нейрохирургическую операцию, которая формирует дополнительные соединение между здоровым тканями и сосудами в речевой области мозга, не затрагивая поврежденные участки.
Как вернуть речевую функцию, что делать в домашних условиях для ее развития?
Когда процесс реабилитации продолжается дома, самое главное для больного – это поддержка родственников и постепенное возвращение к привычным действиям, которые первое время могут даваться с трудом.
Логопедические упражнения для больного
- Сделайте круговое движение языком, проводя им по передней поверхности верхних и нижних зубов. Повторите 5-10 кругов по часовой стрелке, а затем против.
- Щёлкайте языком так, чтобы звук напоминал цоканье копыт. Таких щелчков нужно повторить от 10 до 20 за один подход. В течение дня таких подходов может быть до 5.
- Сверните язык трубочкой и попытайтесь высунуть его изо рта как можно дальше. Повторите это движение 5-10 раз.
- Улыбнитесь, почувствовав напряжение в мышцах лица. Зубы при этом должны быть сомкнуты, а губы слегка разжаты. Повторите 7-10 раз. Затем сомкните губы, и улыбнитесь так 5-7 раз.
- Выполняйте воздушные поцелуи, звонко причмокивая губами. Повторите 10-15 раз.
Важно! Больной должен стараться повторить как можно больше упражнений за 1 раз. Если почувствуется усталость, лучше сделать перерыв.
Практические упражнения для самостоятельного выполнения дома
Вот что делать, если у больного плохая речевая функция, как его можно «разговорить»:
- Чтение простых книг или журналов по 5-10 минут в день.
- Больной должен сделать устное описание предмета или своего дня в течение 10-15 минут.
- Чтение скороговорок в медленном темпе по 10-15 минут (переходить к этому этапу нужно, когда больной научится без проблем произносить целые фразы).
Течение реабилитации для каждого человека индивидуально, поэтому следует попросить рекомендации у логопеда, прежде чем переходить к конкретным домашним занятиям.
Рекомендации для близких, как снова научить человека говорить
Восстановится речь у человека, который не может говорить, или нет, во многом зависит от помощи его близких.
- Старайтесь давать больному как можно больше поддержки.
- Не торопите его, пусть он выполняет все рекомендации врача в удобном темпе.
- Старайтесь не делать акцент на том, что больной имеет какие-то физические ограничения. Такое отношение поможет человеку быстрей восстановиться и вернуться к привычному образу жизни.
- После инсульта больных могут часто посещать приступы агрессии. В этой ситуации родственникам стоит сохранять спокойствие, и при необходимости вызвать скорую.
- Отслеживайте первые признаки депрессии, и при необходимости обратитесь за помощью к психотерапевту.
Инсульт — это страшная травма для организма. Процесс восстановления, особенно при проблемах с речевым аппаратом, может быть долгим и мучительным, как для больного, так и для его родственников. Стоит помнить, что успех реабилитации на 70% состоит из позитивного настроя больного, который помогают создавать именно родственники и близкие люди.
Мнение эксперта
Эта статья была проверена нашими экспертами, практикующими врачами с многолетним опытом.
Задать вопрос
Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.
А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.
Источник