Упражнения для восстановления письма инсульта
В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт. Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.
Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.
Почему нарушается речевая функция
Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией. Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.
Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта
В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:
- тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
- сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
- моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
- амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
- семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.
Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?
В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.
Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом
В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего. После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.
Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача. Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях. В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.
Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.
Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.
Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.
Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:
- Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
- Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
- Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
- Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.
Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.
На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.
В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.
Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.
Для ускорения процесса восстановления речи после инсульта, врачи могут назначить препараты, которые помогают восстановить работу центральной нервной системы. К таким относится оригинальный ноотропный препарат Глиатилин (холина альфосцерат). Фосфатная форма препарата дает возможность Глиатилину лучше усваиваться и как можно быстрее восстановить поврежденные клетки мозга, что способствует восстановлению речи, памяти и мышления. Холина альфосцерат защищает клетки мозга от дальнейших повреждений, даже при нарушенном кровообращении или недостаточном насыщении кислородом. Глиатилин улучшает передачу нервных импульсов и оказывает положительное влияние на функции рецепторов. Препарат хорошо переносится пациентами, противопоказан к применению беременными, кормящими женщинами и людьми с повышенной чувствительностью к холина альфосцерату.
Читайте также:
Инсульт: 9 интересных фактов о недуге
Как улучшить и сохранить память
8 мифов об арт-терапии
Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях
Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.
Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно
Упражнения, направленные на разработку губ:
- максимальное вытягивание губ в трубочку;
- захватывание одной губой другой, затем наоборот;
- оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
- широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.
Упражнения для разработки языка:
- максимальное высовывание языка из ротовой полости;
- поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
- облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
- закругление языка назад как можно дальше;
- движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.
Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.
Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.
Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.
Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.
Дополнительные методы восстановления речевых нарушений
Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.
Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.
Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.
Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии
Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.
Прогноз
Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже. Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.
В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.
Детализированный прогноз выглядит следующим образом:
- в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
- при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.
Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.
Видео
Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Инсульт – это тяжелое заболевание головного мозга, характеризующееся нарушением кровообращения, очаговыми поражениями тканей мозга, гибелью нейронов. Инсульт может быть геморрагическим или ишемическим. Геморрагический инсульт встречается реже чем ишемический, характеризуется разрывом кровеносных сосудов и кровоизлиянием в ткани мозга. Ишемический инсульт чаще диагностируется у людей старшего возраста, характеризуется нарушением кровотока в церебральных артериях и гибелью нейронов в области кровоснабжения тканей мозга пораженной артерией. При развитии инсульта пациенту требуется неотложная помощь: чем раньше больной поступает в стационар, тем эффективнее будет оказанная врачами помощь.
Помимо медикаментозного лечения инсульта, большое значение придается восстановительной терапии, которую начинают проводить в остром периоде заболевания. В Юсуповской больнице для восстановления пациентов после инфаркта и инсульта применяют различные методы физиотерапии, ЛФК. С помощью комплексной восстановительной программы проводится реабилитация пациента – восстановление двигательной активности, координации движений, зрительной функции, чувствительности. Отделение нейрореабилитации больницы оснащено современными аппаратами, вертикализаторами и различными тренажерами, в том числе роботизированными.
Влияние ЛФК на нервную систему больного
Лечебная физкультура – это выполнение определенных физических упражнений, которые начинаются с самых простых движений пациента после того, как он приходит в сознание, затем физическая нагрузка постепенно увеличивается, упражнения усложняются. ЛФК помогает улучшить кровообращение в органах и тканях, ускоряет процесс восстановления различных функций организма, улучшает обмен веществ. Упражнения лечебной физкультуры для каждого пациента подбираются индивидуально в зависимости от тяжести состояния больного и сопутствующих заболеваний. Индивидуальную программу лечебной физкультуры в Юсуповской больнице составляет врач-реабилитолог.
Пассивная и активная реабилитация
Первые занятия с больным проводит инструктор по лечебной физкультуре в палате. Больной выполняет простые движения руками и ногами с помощью инструктора – такая реабилитация называется пассивной. Пассивная реабилитация верхних и нижних конечностей начинается с разработки крупных суставов с последовательным переходом на мелкие суставы. Восстановительная терапия начинается с плечевого и тазобедренного суставов. После разработки тазобедренного сустава инструктор помогает пациенту сгибать и разгибать нижнюю конечность, разрабатывает коленный, затем голеностопный сустав, последними врач разрабатывает суставы стопы.
Специалист по реабилитации выполняет массаж от стопы к бедру. Во время реабилитации рук упражнения начинают с разработки плечевого сустава, затем проводятся сгибательно-разгибательные и вращательные движения рук в области локтя, суставов кисти. Массаж верхних конечностей выполняется от пальцев рук к плечу. Комплекс упражнений в сочетании с массажем стимулируют работу мозга. При частичном восстановлении двигательной функции упражнения ЛФК становятся более сложными, больной начинает выполнять упражнения самостоятельно. Увеличивается время проведения гимнастики с 10 минут до получаса, начинается активная реабилитация пациента.
В случае если поражение мозга значительное, пациент парализован, потеряна чувствительность, проводится реабилитация с помощью медикаментозного лечения, массажа, электромагнитной стимуляции нервных клеток, иглоукалывания, рефлексотерапии. После частичного восстановления двигательной функции врач-реабилитолог вводит в программу занятия лечебной гимнастикой.
Реабилитационные упражнения на тренажерах
В Юсуповской больнице используют два вида тренажеров для реабилитации пациентов после инсульта – механические и роботизированные. Механические тренажеры – это велотренажеры, беговые дорожки, тренажеры для восстановления баланса равновесия и походки. Роботизированные тренажеры оснащены электронными биодатчиками, которые стимулируют активность, воздействуя на пораженные конечности. Роботизированные тренажеры обладают широкой функциональностью, они программируется с учетом потребностей пациента, способствует передаче нервных импульсов от мозга к поврежденной конечности, стимулирует двигательную активность.
Реабилитационные упражнения после инсульта выполняются с помощью многофункциональных тренажеров, спортивных снарядов. Существуют различные виды тренажеров:
Для восстановления двигательной активности используют тренажер в режиме – сгибание и разгибание, тренажер для разработки суставов конечностей, тренажерные дорожки, велотренажеры.
Для лежачих больных применяют тренажеры в виде кровати или велосипеда.
Для восстановления равновесия и походки, двигательной активности применяют горизонтальный тренажер.
Для больных, которые еще не могут стоять, для развития и укрепления мышц спины создан сидячий тренажер.
Упражнения для рук
Упражнения для рук улучшают двигательную активность, помогают восстановлению утраченных функций. В тяжелых случаях и при отсутствии ранней реабилитации нередко функции руки не восстанавливаются или восстанавливаются частично. В некоторых случаях реабилитация не помогает, врачи проводят биполярную стимуляцию – воздействие на неподвижные суставы и мышцы тела с помощью искусственно созданных импульсов от мозга к телу. Это способствует восстановлению рефлексов и чувствительности, улучшению кровообращения в тканях. Дальше пациент проходит реабилитацию с помощью ЛФК и других методов.
Наиболее тяжело восстанавливается двигательная активность кистей рук, моторика пальцев. Часто можно видеть у больного после инсульта дрожание кистей, он не может держать в руке шариковую ручку, писать, плохо захватывает предметы. Специально для таких пациентов проводят занятия лепки из пластилина, с кубиком Рубика, учат писать заново, работать на силиконовом тренажере. Врачи применяют рефлексотерапию, если пациент перенес тяжелый инсульт. Это помогает восстановить мелкую моторику, улучшить хватательные движения, сгибание и разгибание пальцев, суставов кисти руки. В Юсуповской больнице пациенты проходят реабилитацию на компьютеризованных тренажерах с помощью комплексной программы восстановления, которая включает массаж, упражнения лечебной физкультуры.
Упражнения для рук не сложные, не требующие специальных тренажеров или приспособлений, больной может их выполнять в домашних условиях:
Лечь на кровать, руки отвести назад и взяться за спинку кровати. Напрячь мышцы рук и тела, имитируя подтягивание. Приподнять вверх ноги или вытянуть прямо.
Вращательными движениями согнутых рук разминать плечевой сустав.
Сесть ровно на кровати, завести руки за спину как можно ближе друг к другу, голову откинуть назад, затем вернуться в прежнее положение.
Для плечевого сустава
Восстановление предплечья и плечевого сустава проходит с помощью сгибательных и разгибательных упражнений, вращения, отжимания, напряжения и расслабления мышц, хлопков в ладоши, массажа. Для этого используют тренажеры, гантели, различные приспособления. Сначала руку разминают, затем проводится комплекс упражнений, лечебную гимнастику всегда совмещают с массажем конечностей. Комплекс упражнений для плечевого сустава:
Больной лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела. Инструктор придерживает руку в области локтя, чтобы избежать сгибания, второй рукой берет ладонь пациента и выполняет движения рукой больного вверх и вниз.
Инструктор выполняет круговые движения зафиксированной в выпрямленном состоянии рукой больного.
Больной лежит на спине, рука слегка отведена в сторону. Инструктор переворачивает выпрямленную руку ладонью вниз, затем вверх.
Для нижних конечностей
Упражнения для нижних конечностей начинают выполнять, как только пациент приходит в себя. На начальном этапе инструктор помогает сгибать и разгибать нижние конечности, со временем больной сможет имитировать ходьбу в положении лежа, затем вставать с кровати, учиться держать равновесие, ходить без поддержки. Упражнения для пациентов в положении лежа:
Пациент находится в положении на спине, нога выпрямлена. Инструктор поворачивает ногу стопой внутрь, затем наружу.
Пациент в положении лежа на спине, нога согнута в колене. Придерживая одной рукой под коленом, инструктор выполняет круговые движения конечностью, придерживая и надавливая второй рукой в области тазобедренного сустава.
Больной находится в положении лежа на спине, пораженная нога согнута в колене. Инструктор фиксирует ногу под прямым углом, придерживая второй рукой под коленом, сгибает и разгибает нижнюю конечность.
Больной в таком же положении на спине, с фиксацией ноги под прямым углом. Инструктор, придерживая ногу пациента под коленом, отводит ее в сторону от туловища и возвращает назад.
Данные упражнения выполняются пациентом после того, как ему разрешат сидеть:
В положении полусидя, держась обеими руками за края кровати, как можно ровнее вытянуть вперед обе ноги, прогнуться, откинув голову назад. Во время вытягивания конечностей сделать глубокий вдох, принять прежнее положение и выдохнуть.
Прежнее положение тела, дыхание сохранять спокойное и глубокое, медленно приподнять вверх правую ногу и опустить назад, затем левую ногу.
В положении полусидя согнуть ногу, подтянуть как можно ближе к груди согнутую в колене ногу (можно помогать руками), голову во время упражнения наклонить вперед. Сгибая ногу, сделать вдох, разгибая конечность, сделать выдох, вернуться в прежнее положение.
ЛФК для восстановления зрительной функции
В Юсуповской больнице пациенты с нарушением зрения смогут пройти обследование, лечение, реабилитацию, а также в случае необходимости хирургическое лечение в сети партнерских клиник. Реабилитация после инсульта включает упражнения, которые затем можно применять дома. В зависимости от вида нарушения зрения проводится восстановительная терапия:
При нарушении бокового зрения проводится интенсивное медикаментозное и восстановительное лечение, неповрежденные участки коры мозга берут на себя утраченную функцию, и зрение восстанавливается. В этом случае врач отмечает красной линией отрывок текста на странице книги, со стороны которой ослаблено боковое зрение. Прежде чем начать читать пациент должен отыскать взглядом красную линию – это будет начало текста.
При параличе глазодвигательного нерва пациент не может смотреть прямо, его глаза смотрят в разные стороны. Такое нарушение со временем может пройти при правильном и своевременном лечении и реабилитации. При парезе глазодвигательного нерва может нарушиться аккомодация. Со временем пациент привыкает пользоваться только центральным зрением. Для определения нарушения восприятия предметов на дальнем и близком расстоянии проводят следующий тест: врач берет в каждую руку по карандашу и подносит один из карандашей ближе к лицу пациента, затем отводит руку назад.
Если развивается атрофия глазодвигательного нерва, у больного нарушается функция мышцы верхнего века. Может наблюдаться нистагм или дрожание глазных яблок. Нередко такое состояние приводит к инвалидности по зрению.
Для восстановления зрения врач предлагает пациенту нарисовать вторую половину предмета на рисунке или принять участие в компьютерной игре определенного типа. Пациенту предлагают следить взглядом за карандашом в руке врача, который двигается перед лицом пациента вправо, затем влево, вверх или вниз. Пациент должен следить за карандашом, не поворачивая голову. Для улучшения кровообращения необходим и полезен массаж глаз. Глаза закрыты, мягкими движениями по кругу пациент массирует глазные яблоки, слегка надавливая на них. Выполнять упражнение следует в течение 10-20 секунд.
Для восстановления зрительной функции проводится ряд упражнений для глаз:
Вращение глаза вправо, затем влево – повторить несколько раз.
Смотреть вверх, затем вниз – движение повторить несколько раз.
Движение глазами по кругу – в правую сторону, затем в левую сторону.
Небольшой перерыв с закрытыми глазами, глаза открыть и несколько секунд часто моргать.
Зажмуриться с усилием и расслабиться – повторить несколько раз.
Зафиксировать глаз на предмете, затем поворачивать голову вправо и влево не отрывая взгляда от предмета – выполнить несколько раз.
Восстановление мелкой моторики
Восстановление мелкой моторики проходит с помощью простых упражнений, позволяющих восстановить тонкие движения рук, гибкость пальцев. Наиболее эффективные занятия для восстановления мелкой моторики – это складывание паззлов, различных предметов из мелких частей конструктора, рисование, застегивание пуговиц на одежде, шнурование обуви. Для восстановления функции кисти и пальцев больному предлагают взять в руку два ореха и перекатывать их движением ладони и пальцев. Рекомендуют больным после инсульта для развития мелкой моторики:
Перебирать фасоль с горохом, отделяя горох от фасоли.
Использовать специальные силиконовые тренажеры для рук с шипами для массажа ладони и пальцев.
Закручивать и раскручивать гайки, закрывать и открывать ключом замок, включать и выключать освещение в комнате, писать тексты.
Восстановление речи
Речевая функция после инсульта восстанавливается гораздо хуже, чем двигательная. Её восстановление может идти длительное время, в течение нескольких лет. Врачи-логопеды Юсуповской больницы разрабатывают программу и занимаются с пациентом восстановлением речи весь период его нахождения в стационаре, после выписки из стационара реабилитацией больного занимаются его родственники. Для восстановления речи используют приемы:
Произношение неполного слова – больной должен закончить слово самостоятельно.
Если речевая функция полностью утрачена, реабилитация начинается с произношения отдельных звуков.
Когда больной научится произносить слова, его заставляют повторять небольшие стихотворения и поговорки.
Пение считается одним из лучших методов восстановления речи.
Чтобы больной смог научиться говорить быстрее, следует тренировать мимические мышцы лица и мышцы языка. Для этого больного учат сворачивать губы трубочкой, как можно дальше высовывать изо рта язык, облизывать языком губы сначала в одну сторону, затем в другую. Слегка прикусывать по очереди нижнюю, затем верхнюю губу, оскаливать зубы.
Реабилитация больного в домашних условиях
Перед выпиской пациента из стационара родственники получают рекомендации по уходу за больным после инсульта. Рекомендации по реабилитации предоставит лечащий врач. Программа реабилитационных упражнений выполняется каждый день без перерывов, 2-3 раза в день. Выполнение физических упражнений не должно утомлять больного, вызывать у него боль. Упражнения в положении сидя помогают подготовить больного к ходьбе.
При улучшении состояния выполняются упражнения в положении стоя, они помогают максимально устранять неврологические нарушения путем восстановления тонких движений. Больной выполняет упражнения с эспандером. С положения стоя наклоняется и поднимает спичечный коробок с пола. Выполняет дыхательную гимнастику с поднятием рук вверх на вдохе, встает на кончики пальцев, затем опускается на всю стопу, опускает руки, делает выдох, наклоняясь вперед. Комплексная программа восстановления направлена на снижение мышечного тонуса, улучшение кровообращения, профилактику контрактуры суставов, восстановление и сохранение мелкой моторики, речи, предотвращение образования пролежней и развития воспалительных процессов.
В Юсуповской больнице применяют современные методы реабилитации, используют различные виды тренажеров, упражнения лечебной физкультуры. Врачи-реабилитологи разрабатывают индивидуальную программу реабилитации для каждого больного.
Автор
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
- Юсуповская больница
- Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
- Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
- Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.
Наши специалисты
Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, невролог, рефлексотерапевт
Инструктор-методист по лечебной физкультуре, кинезитерапевт
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
Логопед-дефектолог
Врач-невролог, к.м.н.
Врач-невролог, к.м.н.
Цены на услуги *
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
Источник