Упражнения для дикции при инсульте
В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт. Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.
Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.
Почему нарушается речевая функция
Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией. Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.
Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта
В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:
- тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
- сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
- моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
- амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
- семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.
Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?
В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.
Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом
В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего. После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.
Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача. Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях. В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.
Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.
Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.
Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.
Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:
- Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
- Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
- Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
- Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.
Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.
На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.
В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.
Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.
Для ускорения процесса восстановления речи после инсульта, врачи могут назначить препараты, которые помогают восстановить работу центральной нервной системы. К таким относится оригинальный ноотропный препарат Глиатилин (холина альфосцерат). Фосфатная форма препарата дает возможность Глиатилину лучше усваиваться и как можно быстрее восстановить поврежденные клетки мозга, что способствует восстановлению речи, памяти и мышления. Холина альфосцерат защищает клетки мозга от дальнейших повреждений, даже при нарушенном кровообращении или недостаточном насыщении кислородом. Глиатилин улучшает передачу нервных импульсов и оказывает положительное влияние на функции рецепторов. Препарат хорошо переносится пациентами, противопоказан к применению беременными, кормящими женщинами и людьми с повышенной чувствительностью к холина альфосцерату.
Читайте также:
Инсульт: 9 интересных фактов о недуге
Как улучшить и сохранить память
8 мифов об арт-терапии
Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях
Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.
Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно
Упражнения, направленные на разработку губ:
- максимальное вытягивание губ в трубочку;
- захватывание одной губой другой, затем наоборот;
- оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
- широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.
Упражнения для разработки языка:
- максимальное высовывание языка из ротовой полости;
- поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
- облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
- закругление языка назад как можно дальше;
- движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.
Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.
Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.
Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.
Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.
Дополнительные методы восстановления речевых нарушений
Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.
Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.
Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.
Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии
Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.
Прогноз
Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже. Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.
В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.
Детализированный прогноз выглядит следующим образом:
- в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
- при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.
Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.
Видео
Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
При ОНМК почти всегда затрагиваются речевые центры. Повреждения бывают разными: у одних больных лишь незначительно страдает дикция, другие – полностью теряют возможность выговаривать слова. Восстановление речи после инсульта начинают на ранних этапах лечения, чтобы предотвратить стойкие речевые нарушения.
СОДЕРЖАНИЕ:
Почему пропадает способность разговаривать
При инсультном приступе прекращается доступ крови к церебральным структурам, и мозговые клетки погибают. Когда очаг поражения затрагивает речевые центры, то развивается нарушения дикции или развивается афазия, когда человек полностью теряет способность разговаривать.
Второй, менее опасной причиной, является паралич лицевой мускулатуры. Люди утрачивают способность нормально говорить из-за того, что половина языка «не слушается» и не получается полноценной артикуляции.
По характеру возникших нарушений выделяют несколько видов афазии:
- Тотальная. Инсультники не говорят и не понимают обращенные к ним слова. Сознание спутано, возможна полная амнезия.
- Сенсорная. Развивается при поражении височных долей (центр Верники). Человек может частично разговаривать, но не понимают значение слов.
- Моторная. Мозговые центры не нарушены, проблемы с артикуляцией появились из-за паралича языка и лица.
- Амнестическая. Похожа по проявлениям на сенсорную, но больные теряют способность распознавать названия предметов.
- Семантическая. Люди не могут понять сложные предложения и общаются с помощью коротких простых фраз.
Методика восстановления речи после инсульта подбирается с учетом механизма нарушения. Моторная афазия устраняется легко, а вот тотальная потеря речи требует сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.
Методы восстановления нарушенных речевых функций
При афазии после инсульта лечебные мероприятия начинают, когда исчезает угроза для жизни и состояние пациента становится стабильным. При ишемическом приступе, если появились нарушения речи, лечение проводят с 1-3 дня, а когда произошло мозговое кровоизлияние – на 5-7 сутки.
Раннее начало занятий поможет быстро вернуть речь и сохранить больному способность полноценно общаться.
Методика восстановления подбирается индивидуально, с учетом механизма афазии и очага поражения мозговых структур.
Методы восстановления речи после инсульта зависят от стадии постинсультного периода. На раннем этапе проводится:
- медикаментозная терапия;
- массаж;
- занятия с логопедом.
Но в стационаре только намечают пути восстановления, а дальнейшие лечебные мероприятия будут проводиться дома. Родственникам пациента подробно рассказывают: что делать, чтобы вернуть речь.
Можно ли восстановить речевые функции полностью?
В момент выписки точный прогноз неврологи дать не могут. Успех восстановительных мероприятий, проводимых в домашних условиях, зависит не только от тяжести мозговых повреждений, но и от регулярности проводимых занятий. Немаловажную роль играет и психологический настрой пациента – нужно помочь человеку поверить, что он снова сможет нормально разговаривать.
Медикаментозная терапия
Препараты для восстановления речи после инсульта на ранней стадии применяют для ограничения очага поражения и улучшения питания нервной ткани. Пациентам назначают:
- ноотропы (стимулируют регенерацию и помогают восстановить функции мозговых клеток);
- гипотензивные средства (необходимы при критических подъемах АД);
- кроворазжижающие препараты (уменьшение вязкости крови позволяет улучшить церебральное кровообращение);
- диуретики (применяются для снижения отечности мозговой ткани).
Дополнительно, для стимуляции восстановительных процессов, могут применяться:
- Глиатилин;
- Цераксон;
- Актовегин;
- Мексидол.
Медикаменты позволяют снизить тяжесть мозговых нарушений, но одних лекарств для восстановления речевой функции недостаточно.
Упражнения для улучшения дикции
Прежде чем проводить упражнения для восстановления речи, следует запомнить несколько правил:
- От простого к сложному. Не нужно форсировать события, начинать надо с простых движений губами и языком.
- Хвалить за малейший успех. Если инсультник поверит в свои силы, то восстановление речи будет более успешным.
- Избегать переутомления. Если человек устал или утратил интерес, то лучше отложить занятие.
Первые упражнения для развития речи проходят под наблюдением логопеда в стационарных условиях. В этом периоде оценивается характер возникших отклонений, подбираются эффективные упражнения, которые необходимо выполнять в домашних условиях. Но не следует увлекаться: для достижения успеха достаточно ежедневно делать предлагаемые движения по 5-10 раз.
Рекомендованные ниже практические упражнения помогут восстановить артикуляцию и улучшить работу лицевой мускулатуры. Вот несколько движений из предлагаемых рекомендаций, как вернуть речь:
- Сложить губы трубочкой и выдохнуть воздух, издавая звук «У».
- Покусывать зубами сначала нижнюю, а затем верхнюю губу. Поможет восстановить тактильные ощущения. Кусать слегка, не повреждая ткани. При сильном расстройстве чувствительности на лице упражнение делать не рекомендуется.
- Улыбаться, стараясь, чтобы уголки рта приподнимались симметрично.
- Высовывать свернутый в трубочку язык
- Почмокать губами.
- Водить языком по зубам и мягкому небу, облизывать губы.
- Медленно надувать и сдувать щеки, стараясь, удерживать воздух парализованной и здоровой частью губ.
Гимнастику рекомендуется делать перед тем, как начинать логопедические упражнения. Разминка лицевых мышц поможет улучшить артикуляцию и повысить качество занятий.
Массаж
Когда нарушена речь после инсульта, у больного отмечаются дополнительные расстройства:
- слюнотечение;
- «обвисание» щеки и уголка рта;
- проблемы с принятием пищи (во время пережевывания еда вываливается изо рта).
Массажные процедуры помогут улучшить мышечный тонус и восстановить нарушенную мимику. После снижения тяжести пареза инсультнику станет легче выговаривать слова.
Массажируют точки на лице и языке (расположение надо уточнить у специалиста), проводится мягкое поглаживание и растирание щек, лба и подбородка.
Скороговорки для восстановления речи
Родители помнят, что детям с невнятной речью подбирали скороговорки, позволяющие улучшить артикуляцию звука. Восстановление дикции взрослых проводится по аналогичной схеме. Подбирая скороговорки для восстановления речи после инсульта, надо руководствоваться следующими правилами:
- Начинать с простых. Сначала выбирать короткие, из 1-3 предложений, вызывающие умеренное затруднение в произношении.
- Добавлять буквы постепенно. Сначала надо добиться артикуляции 1-2 звуков, а затем добавить следующие. Большая логопедическая нагрузка вызовет у взрослого перенапряжение речевого аппарата.
- Добавить в занятия элемент игры. Механическое произношение слов поможет меньше, чем совместное разучивание скороговорок. Если в семье есть маленький ребенок, плохо выговаривающий слова, то хорошим вариантом станут одновременные учить рифмы с малышом и с родственником, перенесшим инсульт.
Обратите внимание! Для тренировки работы губ наиболее подходят скороговорки со звуками «Б», «П», а для языка – «Л» и «В». Примеры приведены ниже.
Со звуком «Б»:
- Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Со звуком «П»:
- Пошла Поля полоть в поле.
- Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
Со звуком «Л»:
- Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
- Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Со звуком «В»:
- Вавилу ветрило промоклосквозило.
- Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.
Помимо рифмовок для развития речи, рекомендуется использовать детские стишки и считалки. Занимаясь в домашних условиях, надо заинтересовать больного, помочь поверить в успех.
Проблемы с речью после инсульта исчезнут скорее, если человек будет время от времени произносить стишки или считалки. По мере тренировки артикуляции у человека появится правильная речь, улучшится мимика, появится уверенность в собственных силах.
Применение народных средств
В дополнение к массажу и логопедической гимнастике врачи рекомендуют использовать фитотерапию. Хорошо помогут отвары и настои из следующих растений:
- шишки сосны;
- калина;
- чабрец;
- можжевельник;
- шиповник;
- земляника;
- календула.
Общеукрепляющее действие оказывают хвойные ванны. Содержащиеся в хвое эфирные масла улучшают мышечную подвижность и улучшают позитивный настрой. Если есть противопоказания для принятия общей ванны, можно делать ванночки для ног.
Помощь логопеда после инсульта
Работа логопеда после мозгового удара заключается в следующем:
- оценка речевых нарушений;
- подбор тактики для устранения речевых отклонений;
- коррекция упражнений с учетом прогресса в восстановлении речи.
Логопед после инсульта с речевыми нарушениями становится одним из важных врачей для обеспечения полноценной реабилитации.
Занятие с логопедом для лежачих больных проводится дома, а пациентам, способным передвигаться, рекомендуется посещение поликлиники. В большинстве специализированных учреждений есть логопед для взрослых, помогающий устранить речевые отклонения. Дополнительным плюсом инсультнику станет смена впечатлений и возможное участие в групповых занятиях с «товарищами по несчастью».
Логопед для взрослых после инсульта нужен, чтобы избежать стойких речевых расстройств. Чем раньше начнутся восстановительные мероприятия, тем больше шансов у пациента начать нормально разговаривать.
Вспомогательные инструменты
На сегодняшний день существуют приложения для смартфонов и планшетов, способные помочь людям, чья речь мало понятна или тем, кто не может говорить вовсе.
Как пример, приложение «Пойми меня». Интерфейс программы состоит из интуитивно понятных пиктограмм с подписью на русском языке. С их помощью можно формировать понятные короткие предложения. На видео ниже показан принцип работы с приложением.
Программа предлагается в двух версиях: бесплатная и платная. Скачать и установить приложение для Android можно с Google Play по ссылкам ниже:
- https://bit.ly/2ryWq4f — бесплатная версия;
- https://bit.ly/2PAJqob — платная.
Бесплатная версия программы сильно ограничена в функционале. Но с помощью нее можно сделать вывод: подходит она вам или нет.
Цена платной версии довольно символическая. На данный момент она составляет всего 51 руб.
Методические рекомендации, по работе с приложением, вы можете найти на страницах в социальных сетях:
https://vk.com/club80105032
https://www.facebook.com/profile.php?id=100007472146825
https://ok.ru/profile/576740851974
Сколько ждать восстановление речи
Сказать, через какое время восстановится речь после инсульта невозможно. На скорость восстановления влияет:
- Сохранение способности к артикуляции. Когда пропала речь и человек издает лишь мычащие звуки, то научить говорить снова сложно.
- Характер афазии. Когда причиной стало нарушение функционирования мимических мышц, то обучение полноценному произношению звуков проходит легче. Пациентов, которые не могут вспомнить, как называется предмет или действие, приходится заново учить словам, объяснять, как строить фразы для выражения мыслей.
- Особенности ОНМК. Восстановление речи у пациентов после ишемического инсульта происходит быстрее, чем у лиц после мозгового кровоизлияния.
- Забота близких. Родственники, регулярно делающие с инсультником речевые упражнения и подбадривающие человека при небольших успехах, помогут лучше, чем занятия с логопедом после инсульта. Врач только поможет составить и постепенно корректировать программу реабилитации.
Даже учитывая все факторы, трудно определить: через сколько восстанавливается речь после инсульта. Родственников пациента предупреждают, что речевые функции придется тренировать долго: от нескольких месяцев до года и неизвестно, через сколько времени инсультник полноценно заговорит. В медицине известны случаи, когда больные учились разговаривать в течение нескольких лет, пока не достигли успеха.
Кроме того, неврологи и логопеды сразу предупреждают, что 100% гарантии восстановительные мероприятия не дают. Восстанавливается ли речь, прежде всего зависит от вида поражений речевых центров, а затем уже от качества проводимого лечения.
Прогноз лечения
При моторной афазии, когда трудно разговаривать из-за пареза лицевых мышц, прогноз благоприятен. Если лечение и логопедические занятия начаты сразу, то у большинства пациентов полностью восстанавливается способность говорить.
У пожилых людей из-за возрастного замедления метаболизма, мимика не всегда восстанавливается полностью, поэтому сохраняются незначительные нарушения речи: шепелявость, нечеткое произношение некоторых звуков. Но эти отклонения умеренные и человек может полноценно общаться с родными и друзьями.
Тотальная афазия, когда появляется спутанность сознания и отсутствие речи неизлечима. Такие пациенты не узнают близких, не в состоянии проводить логопедические тренировки.
Амнестическая и сенсорная афазии требуют долгой работы. Инсультника учат сначала узнавать слова или предметы, дополнительно работая над артикуляцией. Полное восстановление при этих видах почти не бывает – после долгих занятий удается научить человека воспринимать слова и узнавать родных. Чаще всего словарный запас у этой группы лиц ограничен, а обучение новым понятиям происходит тяжело.
При семантической афазии удается лишь улучшить дикцию и уменьшить парез лицевых мышц. Из-за поражения мозговых структур такие люди смогут общаться только простыми фразами.
После инсульта восстановление не всегда возможно, но это не значит, что нужно отказываться от посещения логопеда или не делать речевую гимнастику. В раннем восстановительном периоде, если пациент находится в сознании и способен выполнять упражнения – заниматься нужно. Даже если дикция не восстановится полностью, улучшение артикуляции и уменьшение тяжести пареза поможет при последующей реабилитации.
Источник