Упражнения для больного горла после инсульта

Упражнения для больного горла после инсульта thumbnail

После инсульта нам приходится восстанавливать элементарные навыки. То, что раньше происходило подсознательно, автоматом, перестало работать. Одна из таких простейших функций организма – глотание. До инсульта было сложно представить, что глотать можно разучиться.

Поперхивание

За пару недель перед инсультом я начал часто закашливаться. Мог подавиться едой, глотком воды или просто слюной во время очередного вдоха. Мы считаем, что это был один из признаков приближающегося инсульта. Так происходило чаще и чаще. Началось с двух-трёх раз. Накануне инсульта это случалось по восемь-десять раз в день.

После инсульта функция глотания капитально пострадала. Первые две недели я мог пить или есть только микро глотками и микро порциями. Всё равно постоянно закашливался и давился из-за того, что не мог нормально проглотить воду или еду.

Упражнения

Упражнения для больного горла после инсультаЧерез пять месяцев после инсульта трудности с глотанием стали меньше, но оставались. Мы сказали об этом Логопеду. Врач рекомендовал делать специальные упражнения и подобрал для меня упражнения. Мы стали делать глотательную гимнастику, через день, ближе к вечеру.

1. Зевание

  • делаю лёгкий вдох. Движение похожее на зевание, но без активного вдоха.
  • 10 повторений.

2. Свист

  1. длительный и плавный выдох, 8-10 секунд. Имитация свиста (беззвучно).
  2. 10 повторений.

3. Звук «ы»

  • произношение звука «Ы». Произношу с напряжением. Чуть выдвигаю нижнюю челюсть вперёд.
  • 10 повторений.

4. Протяжный слог

  1. делаю глубокий вдох.
  2. удерживаю кончик языка зубами (легко, не травмируя, не сильно). Произношу слог: ННННННАААААА. Звук протягиваю, как можно дольше, пока хватает воздуха. Во время произношения звука, язык не отпускаю и продолжаю удерживать.
  3. 10 повторений.

5. Слюна

  • глотательные движения» (без пищи и без жидкости): Вдохнуть, задержать дыхание, сглотнуть слюну и, не выдыхая, покашлять два- три раза (при задержке дыхания).
  • 5 повторений.

6. Упражнения для больного горла после инсультаЯзык

  1. максимально убираю язык вглубь рта и удерживаю его в таком положении 1 секунду. Затем расслабляю язык. Возвращаю в обычное положение.
  2. 5 повторений.

7. Глоток

  • делаю глоток (без пищи и без жидкости). Глоток делаю с усилием. Но не делаю его до конца, в верхнем положении подъёма «Адамова яблока» (кадык) задерживаюсь на 2 секунды и потом совершить завершаю глоток. Упражнение выполняю с усилием.
  • 5 повторений.

8. Покашливание

  1. покашливание с высунутым языком.
  2. 5 повторений.

9. Согласные звуки

  • произношу по очереди звуки «К», «Г», «Х».
  • 10 повторений.

10. Гласные звуки

  1. произношу по очереди звуки «А», «О», «У», «Ы». Звуки произношу с усилием и нажимом.
  2. 10 повторений.

Эти упражнения восстанавливают работу глотательных мышц.

Что бы научиться заново глотать пришлось заниматься около четырёх месяцев. Результат очень хороший. В данный момент с глотанием сбоев практически нет. Помимо глотания гимнастика помогла улучшить речь и частично наладила правильное дыхание во время разговора.

Правила глотания

Упражнения для больного горла после инсультаКроме гимнастики мы придумали несколько правил и соблюдаем их. Они помогают побороть сложность с глотанием:

  • пью маленькими глотками. Спокойно и плавно.
  • ем не большими кусочками, откусываю следующий кусок, только после того, как прожую и проглочу полностью предыдущий.
  • во время еды или питья не отвлекаюсь и не разговариваю.
  • следим что бы питьё и еда были не горячими.

Восстановление после инсульта утраченных навыков организма часто приходиться делать одновременно несколькими методами. Это даёт реально эффективный результат и ускоряет восстановление. Но до Богданова Николая Яковлевича мне пока далеко)))

Источник

После инсульта нам приходится восстанавливать элементарные навыки. То, что раньше происходило подсознательно, автоматом, перестало работать. Одна из таких простейших функций организма – глотание. До инсульта было сложно представить, что глотать можно разучиться.

За пару недель перед инсультом я начал часто закашливаться. Мог подавиться едой, глотком воды или просто слюной во время очередного вдоха. Мы считаем, что это был один из признаков приближающегося инсульта. Так происходило чаще и чаще. Началось с двух-трёх раз. Накануне инсульта это случалось по восемь-десять раз в день.

После инсульта функция глотания капитально пострадала. Первые две недели я мог пить или есть только микро глотками и микро порциями. Всё равно постоянно закашливался и давился из-за того, что не мог нормально проглотить воду или еду. Через пять месяцев после инсульта трудности с глотанием стали меньше, но оставались. Мы сказали об этом Логопеду. Врач рекомендовал делать специальные упражнения и подобрал для меня упражнения. Мы стали делать глотательную гимнастику, через день, ближе к вечеру:

Упражнение 1.

-делаю лёгкий вдох. Движение похожее на зевание, но без активного вдоха.

-10 повторений.                                                   

Упражнение 2.

-длительный и плавный выдох, 8-10 секунд. Имитация свиста (беззвучно).

-10 повторений.

Упражнение 3.

-произношение звука «Ы». Произношу с напряжением. Чуть выдвигаю нижнюю челюсть вперёд.

-10 повторений.

Упражнение 4.

-делаю глубокий вдох.

-удерживаю кончик языка зубами (легко, не травмируя, не сильно). Произношу слог: ННННННАААААА. Звук протягиваю, как можно дольше, пока хватает воздуха. Во время произношения звука, язык не отпускаю и продолжаю удерживать.

-10 повторений.

Упражнение 5.

-глотательные движения» (без пищи и без жидкости): Вдохнуть, задержать дыхание, сглотнуть слюну и, не выдыхая, покашлять два- три раза (при задержке дыхания).

-5 повторений.

Упражнение 6.

-максимально убираю язык вглубь рта и удерживаю его в таком положении 1 секунду. Затем расслабляю язык. Возвращаю в обычное положение.

-5 повторений.

Упражнение 7.

-делаю глоток (без пищи и без жидкости). Глоток делаю с усилием. Но не делаю его до конца, в верхнем положении подъёма «Адамова яблока» (кадык) задерживаюсь на 2 секунды и потом совершить завершаю глоток. Упражнение выполняю с усилием.

-5 повторений.

Упражнение 8.

-покашливание с высунутым языком.

-5 повторений.

Упражнение 9.

-произношу по очереди звуки «К», «Г», «Х».

-10 повторений.

Упражнение 10.

-произношу по очереди звуки «А», «О», «У», «Ы». Звуки произношу с усилием и нажимом.

-10 повторений.

Эти упражнения восстанавливают работу глотательных мышц.

Что бы научиться заново глотать пришлось заниматься около четырёх месяцев. Результат очень хороший. В данный момент с глотанием сбоев практически нет. Помимо глотания гимнастика помогла улучшить речь и частично наладила правильное дыхание во время разговора.

Кроме гимнастики мы придумали несколько правил и соблюдаем их. Они помогают побороть сложность с глотанием:

-пью маленькими глотками. Спокойно и плавно.

-ем не большими кусочками, откусываю следующий кусок, только после того, как прожую и проглочу полностью предыдущий.

-во время еды или питья не отвлекаюсь и не разговариваю.

-следим что бы питьё и еда были не горячими.

Восстановление после инсульта утраченных навыков организма часто приходиться делать одновременно несколькими методами. Это даёт реально эффективный результат и ускоряет восстановление. Но до Богданова Николая Яковлевича мне пока далеко)))

Восстановление после инсульта реабилитация после инсульта Речь

Please reload

Приглашаем к сотрудничеству клиники, реабилитационные центры, врачей и специалистов по восстановлению

Источник

Когда вы перенесли инсульт, ваш организм начинает возобновляться. Процесс происходит очень трудно и пораженные участки мозга, которые отвечают за речь, глотание, движение рук и контроль вестибулярного аппарата еще не могут полноценно функционировать. Для ускорения выздоровления необходимо выполнять комплекс упражнений для восстановления после инсульта, которые достаточно просто повторять.

Упражнения для восстановления речи после инсульта

Упражнения для восстановления после инсульта

Восстановление речи очень сложный процесс, однако имеет хороший результат, если выполнять всё чётко и на совесть. Нарушения речи – афазии, встречаются в разных видах: тотальная (наиболее тяжёлая форма, пациент никого не понимает и сам не может говорить), амнестическая (нарушение речи, в виде спонтанных диалогов, желаний как-то описать предмет, но в итоге собеседник не понимает, о чём говорит пациент), семантическая (нарушение, которое не позволяет понять разницу между, казалось бы, одинаковыми словосочетаниями – к примеру, «мама сестры» и «сестра мамы»), сенсорная (пациент не воспринимает речь других) и моторная (не получается выговорить слова, но на слух всё нормально воспринимается).
Восстановление речи можно выполнить с помощью упражнений, при чём можно все сразу, а можно те, которые наиболее удобны. Для всех видов афазий они будут актуальны и полезны. Итак, эффективными упражнениями являются:

  • Сделать губы трубочкой и набрать воду из чашки, при этом не забудьте причмокивать;
  • Произвести захват нижней челюстью верхней губы и держать пару секунд. Желательно сделать 5-10 повторов подряд;
  • Произвести захват наоборот – нижней губы верхней челюстью и повторить 5-10 раз по несколько секунд;
  • Открыть рот, вытянуть шею вперёд и максимально высунуть язык изо рта. Держится так пару секунд и повторять 10-20 раз;
  • Облизывать губы то справа-налево, то слева-направо. Достаточное количество повторов: 5-10;
  • С закрытым ртом пытаемся дотянуться языком к нёбу;
  • С закрытым ртом и разомкнутыми зубами водим языком по кругу внутри;
  • Начать цокать как лошадка: языком о нёбо;
  • Улыбка на все 32 зуба, а затем та же улыбка, но не показывая зубы;

Упражнения для восстановления глотания после инсульта

Упражнения для восстановления после инсульта

Восстановление глотания после инсульта очень важно сделать как можно быстрее, чтобы не потерять хватку к потреблению пищи, потому что именно благодаря специальному питанию, скорее приходит выздоровление. К главным упражнениям относят:

  • Вынимание языка и не убирая его в рот, произношение буквы «Г». Делать это 5 раз, а затем немного отдохнуть. Повторять 5-10 раз;
  • Повтор звуков «И – У» с напряжением глоточных мышц;
  • Держание кончика языка зубами с последующим глотательным движением. Сначала будет чувство, что в горле напряжение и затрудняется глотание, но с частыми повторами вы полностью восстановите глотание;
  • Зевание с раскрытым широко ртом и шумовым втягиванием воздуха внутрь;
  • Имитация рвоты или жевания;
  • Твёрдое произношение гласных звуков начиная с А, заканчивая У. Всего 5 звуков ( А, Э, И, О, У);

Упражнения для восстановления руки после инсульта

Упражнения для восстановления после инсульта

Восстановить контроль над руками не так просто, но вполне реально. Для этого нужно представлять, что руки вам подвластны и у вас всё правильно получается. Таким образом, вам нужно просто выполнять комплекс упражнений, и вы быстро приблизитесь к поставленной цели – полноценному выздоровлению.

  • Растирка пальцев руки по 15-20 секунд каждый;
  • Пациент должен быть в положении лёжа, а помощник (родственник либо врач) сделать так, чтобы кисти рук располагались на груди. Ладони должны быть направлены вниз. Нужно произвести подъем каждого пальчика по очереди. Затем ладонь поворачивают вверх и всё повторяют;
  • Повторить то же положение, что и в предыдущем упражнении, только теперь пальцы крутят то влево, то вправо. Обратите внимание, что это сложно даже для здорового человека, однако моторика развивается очень хорошо;
  • Сжим пальцев в кулачек и разгибание обратно;
  • Кисти рук в «замке», пальцы по очереди приподнимаются и возвращаются в исходное положение;
  • Игра в кубик Рубика и прокрутка мелких предметов в руках как можно больше.

Упражнения для восстановления вестибулярного аппарата после инсульта

Упражнения для восстановления после инсульта

Сохранять равновесие, в некоторых случаях, даже здоровому человеку очень непросто, не то чтоб тому, кто перенёс инсульт. Для улучшения ситуации с вестибулярным аппаратом, следует выполнять такие упражнения:

  • Станьте в исходное положение основной стойки и расставьте руки в стороны. Затем начните крутиться по часовой стрелке вокруг своей оси. Для вас достаточно и 2 раза. Затем передохните и повторите ещё раз. Вам захочется присесть или прилечь – сделайте это сразу.
  • Зафиксируйтесь на какой-то определённой точке перед собой или человеком. Сделайте оборот так, чтобы точка не выходила из вашего взгляда максимально долго, а когда она полностью исчезнет, постарайтесь повернуть голову быстрее, чем туловище в исходное положение.

Источник

В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт. Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Почему нарушается речевая функция

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией. Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсультаРасстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего. После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача. Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях. В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.

Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

ГлиатилинДля ускорения процесса восстановления речи после инсульта, врачи могут назначить препараты, которые помогают восстановить работу центральной нервной системы. К таким относится оригинальный ноотропный препарат Глиатилин (холина альфосцерат). Фосфатная форма препарата дает возможность Глиатилину лучше усваиваться и как можно быстрее восстановить поврежденные клетки мозга, что способствует восстановлению речи, памяти и мышления. Холина альфосцерат защищает клетки мозга от дальнейших повреждений, даже при нарушенном кровообращении или недостаточном насыщении кислородом. Глиатилин улучшает передачу нервных импульсов и оказывает положительное влияние на функции рецепторов. Препарат хорошо переносится пациентами, противопоказан к применению беременными, кормящими женщинами и людьми с повышенной чувствительностью к холина альфосцерату.

Читайте также:

Инсульт: 9 интересных фактов о недуге

Как улучшить и сохранить память

8 мифов об арт-терапии

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневноГимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно

Упражнения, направленные на разработку губ:

  • максимальное вытягивание губ в трубочку;
  • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
  • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
  • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

Упражнения для разработки языка:

  • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
  • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
  • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
  • закругление языка назад как можно дальше;
  • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

Дополнительные методы восстановления речевых нарушений

Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.

Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазииЧай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии

Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

Прогноз

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже. Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Детализированный прогноз выглядит следующим образом:

  • в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
  • при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.

Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.

Видео

Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник