Учимся писать после инсульта
Авторы:
Кадыков Альберт Серафимович – д.м.н., профессор, руководитель неврологического отделения ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.
Черникова Людмила Александровна — д.м.н., профессор.
Шахпаронова Наталья Владимировна — д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.
Афазия, встречающаяся почти у трети больных, перенесших инсульт, это своеобразное расстройство мышления, при котором нарушается возможность правильно оперировать словами. В одних случаях больной не может составить фразу или вспомнить нужное слово, в других перестает понимать речь окружающих. Однако, как правило, у больных с афазией полностью сохранены интеллект, образное мышление, зрительная память, зрение, слух, с опорой на которые и работает специалист по восстановлению речи.
Кроме афазии у больных, перенесших инсульт, встречается и другой вид речевого расстройства — дизартрия, для которой характерно нарушение правильного произношения звуков и слов. В отличие от больных с афазией при дизартрии сохранены «внутренняя речь» (речь про себя), понимание речи окружающих, чтение и письмо.
Восстановление движений и речи не всегда идет параллельно. Процесс восстановления речи иногда происходит несколько медленнее, чем восстановление движений, и может продолжаться и год, и два, а в некоторых случаях три и даже более лет. И здесь роль семьи неоценима, тем более что логопедическая служба имеется лишь в нескольких городах страны. Родственники, получив необходимую консультацию у логопеда или врача, знакомого с проблемой логопедического обучения, в значительной степени могут помочь больному в восстановлении речи и таких тесно связанных с речью функций как чтение и письмо. Помощь в этом могут оказать различные пособия по коррекции речи.
Занятия по восстановлению речи рекомендуется начинать уже в первые 1-2 недели после инсульта. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения. Родным и близким больного необходимо знать, что интеллект при нарушении речи, как правило, не страдает и к больному с афазией нельзя относиться как к полупомешанному или как к неразумному ребенку. Даже при грубых нарушениях речи сохраняется не только логичность мышления и адекватная реакция на окружающее, но и творческие способности. Так, известный русский композитор Альфред Шнитке, страдая последние годы жизни речевыми нарушениями в результате повторных инсультов, продолжал сочинять прекрасную музыку.
Моторная афазия
Моторная афазия развивается при поражении заднелобных отделов левого полушария (т.н. речевой зоны Брока). Расположенный в этой области центр моторной речи регулирует не только выбор звуков, слогов и слов в процессе речевого высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, т.е. организует синтаксическое оформление предложения. При поражении этой области больной застревает на каком-либо слове и слоге и несколько раз его повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях речь полностью отсутствует или больной способен повторять лишь отдельные слова. Больных с нарушением собственной речи, в основном встречающимся при моторной афазии, важно побуждать к собственным высказываниям, строить разговор с ними в виде беседы, диалога, чаще обращаться с каким-нибудь вопросом при выполнении ими работы по дому. За обеденным столом, за просмотром телепередач. Сам больной, особенно на первых порах, при ответах, не должен торопиться, стараясь произносить слово или фразу четко и медленно.
Иногда занятия, проводимые с больным его родственниками, ограничиваются лишь упражнениями в названии и повторении отдельных предметов, как правило, существительных в именительном падеже. И в дальнейшем по мере восстановления речи у них может выработаться т.н. «телеграфный стиль», когда такой больной вместо фразы «Вынь из холодильника тарелку с ветчиной» говорит «Холодильник, тарелка, ветчина».
Во избежание этого надо сразу же стремиться к формированию речи, состоящей хотя бы на первых порах из коротких фраз типа «здравствуйте», «хочу пить», «дайте хлеб», «идем гулять».
Большую роль в восстановлении собственной речи играют методики «расстормаживания». Расстормаживание речевой функции возможно за счет вовлечения сохраненных речевых автоматизмов: порядковый счет до десяти, название дней недели и месяцев года, куплеты любимых песен и строфы знакомых стихотворений.
По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз, тема которых подсказана последними событиями дня: «Сегодня был врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я буду обедать. Дайте мне лекарство».
По мере улучшения речи больного от диалога переходят к восстановлению монолога — собственному речевому высказыванию больного и осуществляется это восстановление в несколько этапов:
— Пересказ рассказанного логопедом или прочитанного больным текста (первоначально очень простого, в дальнейшем –более сложного);
— Рассказ по картинке;
— Рассказ на заданную тему: «в магазине», «в аптеке», «в театре», биографии известных больному писателей, ученых, общественных деятелей;
— Рассказ о собственной жизни, о проведенном дне;
— Коллективное (в семье, логопедической группе) обсуждение какой-либо темы.
На определенном этапе восстановления речи имеет смысл использование магнитофона. Больной прослушивает наговоренный им текст, находит сделанные ошибки, повторяет его и снова слушает запись.
Сенсорная афазия
В задних отделах височной доли левого полушария головного мозга расположен центр понимания речи окружающих (центр Вернике), принимающий участие в восприятии на слух специфических звуков речи (фонем) и осуществляющий слухоречевую память. При поражении зоны Вернике возникает нарушение понимания речи окружающих, в основе которых лежит нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти.
Понимание речи включает три основных компонента:
— Понимание значения слова;
— Понимание значения предложения;
— Понимание значения целевого высказывания.
Соответственно восстановлению понимания речи также проходит три этапа: от понимания значения слова к пониманию предложения, а затем и высказывания в целом. Большое значение имеет угадывающее понимание, когда больной не понимает высказывания в целом, но по отдельным понятным ему словам и по ситуации может угадать, что хочет сказать собеседник. Это иногда вводит в заблуждение родных, ошибочно полагающих, что больной все хорошо понимает.
Самым губительным для восстановления речи является так называемая «речевая изоляция» больного, когда он предоставлен сам себе, с ним мало разговаривают, его не приглашают для участия в общей беседе, для обсуждения домашних проблем.
Для стимуляции понимания речи окружающих используют беседы, в основном, на простые темы. Спрашивают у больного, хочет ли он есть, пить, пойти погулять, спать, просят его передать какой-либо предмет (не показывая на него пальцем), или произвести какое-либо действие (встать, сесть, взять вилку, включить телевизор и т.д.).
Если больной затрудняется выполнить действие или показать предмет, необходимо подсказать ему и повторно его попросить. После освоения простых операции круг предметов и действий расширяется.
Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, ему предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические параметры. Больному надо деликатно показать его ошибки. Та как у него нарушено понимание речи, объясняться с ним приходится с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику собеседника, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом. Для восстановления понимания речи используют картинки с изображением различных предметов, животных, частей тела, с подписями к ним. Удобно использовать картинки из детского лото. Больного просят разложить подписи к предметным картинкам, обозначающие их слова, написанные на отдельных маленьких полосках бумаги. Когда больной научится справляться с этим заданием, предлагают списывать эти подписи и читать их вслух.
Восстановление чтения и письма
Параллельно с речевым общением и занятиями по восстановлению устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т.к. восстановление этих функции в значительной степени будет способствовать и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой, следует учить больного писать левой. Лучше начинать обучение письму, чем печатанию на машинке/компьютере, т.к. письмо прописью тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение печатанию на машинке/компьютере, особенно в тех случаях, когда больной владел уже ими до болезни. Чтение лучше начинать с печатных слов, письменные задания больному стараться на первых порах писать печатными буквами и лишь в дальнейшем переходить на прописные буквы, написанные разборчиво и четко. С первых дней, еще до полного восстановления функции чтения следует больному давать просматривать газеты и журналы, которые он имел обыкновение читать до болезни, т.к. у больных даже с нарушением функций аналитического чтения часто сохраняется возможность угадывающего чтения.
Для проведения занятий по восстановлению речи, чтения, письма требуются различные пособия:
— Предметные и сюжетные картинки (их можно вырезать из детских книг, журналов);
— Разрезная азбука, букварь;
— Книги для чтения; на первых порах это книги для младшего возраста: сказки, рассказы, например Л.Н. Толстой, учебники русского языка для иностранцев.
Занятия по восстановлению речи при хорошем общем состоянии больного проводятся по 30-60 минут 1-3 раза в день. Однако многие больные не могут долго концентрировать свое внимание. При длительном умственном напряжении у них возникают головные боли, головокружение, повышается кровяное давление. В этих случаях занятия следует проводить по 10-15-20 минут, но количество их в течение дня увеличить до 5-7 раз. Однако, стремясь почаще проводить восстановительные занятия, не надо оказывать психологическое давление, когда больной плохо себя чувствует или не в настроении; не следует прерывать, если он хочет что-либо сказать, но это плохо получается.
Источник
Восстановление способности читать и писать- важный шаг на пути реабилитации после инсульта. К сожалению, человеку порой не удается, несмотря на все его старания, вернуться к письму правой рукой. Не следует возводить это в абсолют: «Не получается правой, будем учиться писать левой!» У некоторых больных даже появляется что-то вроде азарта, когда они начинают овладевать новым видом письма.
А вот заменять «чистописание» набором текста на компьютере или пишущей машинке нецелесообразно, поскольку письмо от руки очень тесно связано с речевой функцией. В дальнейшем по мере успешного восстановления речи компьютерный набор или печатание текста на машинке вполне допустимы, особенно если человек владел этими навыками до болезни или они составляли часть его деятельности.
Обучение начинайте с написания печатных букв. В дальнейшем можно перейти к заданиям с использованием прописных букв, написанных четко и разборчиво.
Обучение письму состоит из нескольких этапов. Сначала человек просто «списывает», например, с азбуки или другого обучающего детского пособия отдельные буквы. Затем пишет короткие, хорошо знакомые слова, после чего переходит к переписыванию сложных слов, далее — простых, потом сложных предложений, небольших текстов.
Следующий этап — письмо под диктовку. Процесс идет в той же последовательности: отдельные буквы — простые слова — сложные слова — простые предложения — сложные предложения — короткие тексты.
В дальнейшем попросите больного написать изложение по прочитанному вами тексту или небольшое сочинение на тему, которая может представлять для него особый интерес, или по сюжетной картинке, какому-либо событию.
Из подобных этапов строится и процесс обучения чтению: чтение простых слов, после чего следует раскладывание подписей под картинками, на которых изображен какой-то один предмет, например, цветок или животное. Затем идет раскладывание подписей под картинками с сюжетом или действием, например, дети высаживают деревья, больной использует ингалятор, спортсмен пересекает финишную прямую, человек играет с собакой…
Предметные и сюжетные картинки можно вырезать из старых книжек для детей младшего возраста, использовать азбуку, букварь или пособия для обучения иностранцев русскому языку.
На следующем этапе переходите к чтению отдельных фраз и небольших текстов. Кстати, хорошо, если больной будет просматривать газеты/журналы, которые читал до инсульта. Дело в том, что у человека даже с нарушением принципов аналитического чтения сохраняются функции так называемого чтения угадывающего.
Если больной хорошо себя чувствует, занятия по восстановлению письма и речи могут длиться от тридцати минут до часа, проводите их два-три раза в день. Имейте в виду, что длительное умственное напряжение, концентрация внимания зачастую вызывают головную боль, повышение артериального давления, сердцебиение, общую слабость. Поэтому спрашивайте «пациента» о его самочувствии и в подобных случаях прекращайте занятия, не настаивая на непременном проведении. Справиться с ситуацией помогут средства фитотерапии. Лучше ограничьте время занятий 10-20 минутами, увеличив при этом их количество до 5-7 раз в день.
Проявляйте выдержку, когда больной хочет что-либо сказать, но у него это плохо получается. Помогите преодолеть стеснительность, подбодрите, порадуйтесь даже самому незначительному успеху.
Благоприятный психологический климат в семье поможет заболевшему человеку быстрее вернуться к активной социальной жизни, а если повезет, то и к труду.
Источник
Содержание статьи
- Острое нарушение мозгового кровообращения и возможные исходы после удара
- Как быстро можно восстанавливаться после перенесенного инсульта дома – общие сроки
- Как определить, когда начинать восстанавливать человека после ишемического инсульта
- Этапы инсульта и начало реабилитации
- Сроки реабилитации от ишемического инсульта
- После геморрагического приступа
- Как ускорить сроки восстановления
- Стационарное и амбулаторное восстановление
Головной мозг – сложный и наиболее значимый орган для человека, поэтому любые заболевания и патологические состояния, связанные с ним, могут быть риском для дальнейшего функционирования всего организма. Все зависит от того, какой участок будет поврежден, ведь могут быть нарушены речевые, когнитивные или двигательные функции. Сегодня поговорим про правила восстановления после инсульта в домашних условиях – как заботиться о пережившем болезнь пациентом, как можно добиться полной реабилитации, что выбрать для реабилитации: дом или пансионат для престарелых людей.
Острое нарушение мозгового кровообращения и возможные исходы после удара
Во врачебной практике встречаются различные наименования данного состояния, наиболее часто употребляемые – это ОНМК, апоплексия (использовалось ранее) или, всем известное, инсульт. Это один из наиболее тяжелых типов цереброваскулярной недостаточности, то есть в мозг не поступает достаточное количество крови. Как известно, кровоток – это единственный путь для поступления кислорода в органы, а именно кислородное голодание приводит к ярко выраженной инсультной симптоматике – неврологическим нарушениям.
Состояние бывает вызвано тромбозом (из-за высокой свертываемости крови, повышенного уровня холестерина и других патологий) или на фоне разрыва сосуда по причине сосудистой недостаточности. Частые осложнения приступа, это недостаток кислорода (чем дольше он не поступает, тем хуже последствия), отмирание нейронов и нейронных связей (клетки мозга), внутреннее кровоизлияние. Удар может продолжаться от нескольких часов до суток, но своевременное обращение в больницу, вызов скорой помощи и последующая реабилитация после инсульта дома просто необходимы, поскольку в ходе болезни уже начался процесс отмирания клеток, который иногда усугубляется даже после того, как основные симптомы прошли.
Что может угрожать человеку после перенесенного приступа:
- ограничение или полная потеря физической активности – дело в том, что конечностями управляет поврежденный мозг;
- расстройства речи и психики, потеря когнитивных способностей;
- утрата памяти, временная или полная амнезия;
- неправильная координация движений;
- нарушенная мелкая моторика – например, человек разучиться писать;
- потеря зрения или его ослабление;
- воспаления, снижение иммунной системы и, как следствие, инфекционные поражения.
Не все угрозы проявляются в полном объеме, именно поэтому говорят об очаговом или полном поражении мозга. От этого также зависит и возможность восстановления, а также период и интенсивность лечения.
Как быстро можно восстанавливаться после перенесенного инсульта дома – общие сроки
Этот показатель зависит от многого:
- от состояния здоровья и наличия усложняющих факторов, рисков, сторонних заболеваний;
- от возраста – чем старше пациент, тем тяжелее ему полностью реабилитироваться;
- от интенсивности удара и количества участков, которые были затронуты;
- от того, какой по счету данный приступ.
Приведем средний период восстановления для молодого (до 50 лет) человека со стандартным здоровьем, который пережил свой первый инсульт. Для него обычно требуется от 3 до 5 месяцев лечения. Организм пожилого человека может потребовать до 8 месяцев специальной терапии, потому что обновление клеток происходит замедленно, а ситуацию усугубляет наличие дополнительных болезней, например, гипертонии.
Вторичный приступ требует лечиться до года, но и при этом нет гарантии на полное возвращение всех функций головного мозга, могут остаться некоторые нарушения. При третьем ударе есть вероятность летального исхода или комы.
Остались вопросы?
Отправьте заявку и мы с радостью ответим на них
Как определить, когда начинать восстанавливать человека после ишемического инсульта
Пациент сразу должен попасть в больницу. Только в медицинском учреждении может быть оказана достаточно оперативная и правильная скорая помощь, а также назначено лечение в соответствии с состоянием больного и причинами, вызвавшими ОНМК. Обычно на больничной койке человек отлеживается от 2 до 3 недель, при условии, что нет осложнений. В этот период собираются анализы, назначается медикаментозная терапия.
Но реабилитационные процедуры начинаются не только после выписки, на дому, но и с первых дней (через двое-трое суток после удара), под присмотром врачей и медсестер. Это необходимо, чтобы с первых дней тренировать мышцы, а также восстанавливать речевую и мыслительную функции, память.
Чем раньше начинаются восстановительные процедуры, тем благоприятнее обычно прогноз. Это позволяет снизить риск повторного ОНМК (рецидива), а также защищает от получения последствий, которые приводят к инвалидности. Также, организм в целом становится более крепким и хорошо справляется с любыми вторичными заболеваниями, то есть с теми, которые были приобретены уже после перенесенного приступа. К ним можно отнести пневмонию (часто у лежачих больных), тромбоз глубоких вен (особенно если само нарушение кровообращения в мозге вызвано тромбом), пролежни и стягивание суставов.
Этапы инсульта и начало реабилитации
Сразу отметим, что мы можем дать только общие, усредненные значения и рекомендации, поскольку конкретная ситуация требует анализа и пояснения вашего лечащего врача. Только он знает о серьезности последствий перенесенного приступа и особенностях состояния вашего здоровья.
Приведем пример в зависимости от видов ОНМК:
- ишемический – требует более короткого реабилитационного периода;
- геморрагический – наиболее длительный, однако, с менее масштабными последствиями, поскольку замечают начало удара намного быстрее.
Сперва отметим, какие периоды есть у течения заболевания:
- Острейший. Начало самого приступа с поражением нервов, правого и левого полушария мозга. Протекает от трех часов до суток.
- Острый. Фаза занимает первые минуты после того, как нервные связи уже нарушены, проявляется неврологическая ярко выраженная симптоматика. Врачи уже приступили к первым действиям оказания помощи.
- Подострый. Специалисты уже предотвратили худший вариант развития болезни, стабилизировали пациента и отправили его в медицинское учреждение. Период занимает три дня и считается наиболее опасным, требует постоянного наблюдения и строгого выполнения указаний доктора, поскольку велика вероятность повторного удара.
Реабилитация в целом делится на раннюю и позднюю. Первая происходит в первые 2-3 недели на территории больницы, а вторая – в домашних условиях. Некоторые специалисты также выделяют период отдаленных последствий, то есть это ближайший год, во время которого стоит более внимательно смотреть за своим состоянием, а также регулярно наблюдаться в медучреждении.
Поговорим более подробно о том, как восстановить человека после инсульта за 4 стадии.
Двигательные функции
Из-за перенесенного ОНМК пациент часто теряет активность. Иногда полностью, но чаще – частично. Это может выражаться в плохо развитой моторике рук (сложно держать ложку, шариковую ручку, теряется способность писать и самостоятельно кушать), в невозможности двигать конечностями. При этом следует отметить, что больному положен постельный режим, вставать не рекомендовано в первый период, даже если есть предполагаемые силы для этого. Лучше принять вертикальное сидячее положение с помощью специальной кровати или подложенных подушек и в таком виде разминать мышцы рук и ног.
Очень эффективны массажи. Если нет причин для того, чтобы их избегать, с первых дней массажист проводит манипуляции – общие или на конкретную группу мышц. Вместе с этим делают антиспастические действия, то есть такую разработку мускулатуры, которая препятствует возникновению спазмов. Если нет возможности двигать частями тела, то применяют пассивную гимнастику.
Если имеет место полный парез ног, то перед тем, как ставить в вертикальное положение, пациента снова «обучают» хождению сидя или лежа, передвигая его конечности. Следующий этап – научить садиться самостоятельно с помощью рук, а далее – приподниматься и вставать. После этого все проходит намного быстрее – передвижение с помощью человека, специальных поддерживающих устройств, а далее – без опоры. Теперь уже вполне можно осваивать тренажеры для тренировки мышц.
Но не только лечебная физкультура, массажи и физические нагрузки позволяют вернуть функции опорно-двигательного аппарата, но и сторонняя аппаратура. Так, с помощью токовых импульсов стимулируются участки с пораженными нервными клетками, чтобы они снова пришли в тонус. Дополнительно могут быть назначены различные ванны и аппликации, которые предназначены для стимуляции кровообращения. Также, часто прописывают лекарственные средства, способствующие снятию спазма, расслаблению мускулатуры или иным процессам.
Отметим, что, заботясь о теле, нельзя забывать и о лице. Зачастую мимика меняется, появляется защемление какого-либо нерва или полный паралич одной стороны. В таком случае нужно делать гимнастику рта, глаз – делать широкую улыбку, произносить различные звуки с повышенной артикуляцией, как на приеме у логопеда, жмурить и расслаблять веки.
Зрение и движения глаз
К сожалению, во время инсульта могут быть затронуты сосуды, которые питают глазные яблоки. Вероятны такие нарушения:
- полная или частичная потеря зрения, развитие заболеваний;
- невозможность открыть, закрыть веко;
- трудности при движении глазами вверх-вниз и по сторонам, так как могут быть атрофированы мышцы, отвечающие за вращение;
- пресбиопия – распространенное последствие, когда меняется фокусировка и трудно различить маленькие предметы (буквы) на небольшом расстоянии.
Интересно, что участки нейронной сети, отвечающие за данный орган, находятся в затылочной части. К тому же если поражено правое полушарие, то, вероятнее всего, пациент перестает видеть то, что находится слева, и наоборот.
Если были зафиксированы такие отклонения, то консультации оказывает офтальмолог. Он приступает к терапии уже на начальном этапе, может назначить лечебную гимнастику для глаз (выполнять можно сразу, лежа в больничной койке), а также медикаменты, способствующие расслаблению мышц, и операцию. Вмешательство иногда позволяет полностью вернуть зрение или восстановить его частично.
Речь
Когда люди теряют речевые способности, самое сложное – начать говорить, а уже затем над дикцией будет работать логопед. Поэтому первостепенно это задача нейропсихолога – обнаружить, в чем заключается проблема, и устранить ее. Следует учесть, что такие нарушения лечатся очень долго – до нескольких лет, поэтому нужно запастись терпением и систематически заниматься со специалистом, а также дома. Понадобится применение симуляционных методик, то есть следует стимулировать весь речевой аппарат – как извне, так изнутри. Поэтому делают артикуляционные упражнения, развивают мышцы языка и губ, не дают им атрофироваться.
При обучении сперва ориентируются на картинки и отдельные слова – от самых простых звукоподражаний и односложных открытых слогов до сложных слов. Вспомните, как учить маленького ребенка, это понадобится пройти снова. Только после этого больной учится составлять словосочетания,предложения, а позже – вести диалог.
Если мышцы глотки и гортани не получается восстановить с помощью массажей и упражнений, применяют электростимуляцию специальным аппаратом.
Остались вопросы?
Отправьте заявку и мы с радостью ответим на них
Как восстановиться после инсульта дома: когнитивные функции
К таким относится процесс распознавания речи, это основное умение, а также память, связное логическое мышление, способность удерживать внимание на одном объекте, в целом интеллектуальные способности. Чем меньше развиты эти возможности, тем хуже общее состояние человека, поскольку это не только внушает уныние (а настрой – самый важный компонент реабилитации), но и увеличивает риск повторного инсульта, сокращает жизнь и ухудшает ее качество.
У пожилых людей это может проявляться как деменция. Причинами могут стать:
- большое кровоизлияние в мозг;
- затрагивание большого участка, обоих полушарий;
- 2 или более последовательных приступа;
- нарушения в тех долях, которые наиболее важны для функционирования когнитивных умений и навыков.
Отметим, что не всегда симптоматика проявляется сразу. Иногда можно столкнуться с ситуацией, например, когда память уходит постепенно, приобретается рассеянность, забывчивость, а затем и провалы. Это объясняется длительным дегенеративным процессом – нейронные связи были затронуты и со временем они только сильнее разрушаются без правильной медикаментозной подпитки. Усиление происходит из-за ишемии и гипоксии тканей.
Над пациентом работает нейропсихолог и эрготерапевт, но важны «домашние задания» – заучивание стихов, специальные упражнения на запоминание, интеллектуальные способности. Часто помогают даже игры – шахматы и шашки, настольные на эрудицию, кроссворды, пазлы. Дополнительно можно пропить курс лекарств, стимулирующих мозговую деятельность.
Сроки реабилитации от ишемического инсульта
Это более распространенный вид заболевания, который требует менее длительного реабилитационного периода, особенно если речь идет о молодых людях, не имеющих серьезных дополнительных патологий. Средний период – 5 месяцев профессионально оказываемой помощи вкупе с домашним лечением.
После геморрагического приступа
Более серьезные проявления болезни (кровоизлияние, сосудистые нарушения) могут привести к наиболее опасным последствиям. Если это так, то может потребоваться до года процедур. На лечение тяжелых осложнений, например, полной потери речи или пареза нижних конечностей, может уйти до полутора лет.
Как ускорить сроки восстановления
Если вы хотите помочь больному скорее выздороветь, следует отдать предпочтение санаторному нахождению вместо домашнего пребывания. Лучший уход за пожилыми людьми после перенесенного заболевания оказывают в пансионе «Забота». Персонал с медицинским образованием может оказать правильное содержание. К тому же отсутствие забот и печалей положительно сказывается на поправке. Еще одно обязательное условие, которое есть в специальных учреждениях – это диетическое питание, насыщенное полезными элементами.
Стационарное и амбулаторное восстановление
На стационаре пациент лежит в больнице и получает оперативную и полную поддержку во время реабилитации. Во втором случае приходится делать половину процедур дома, а медучреждение посещать только для консультаций. В статье мы рассказали, как быстро восстановиться после инсульта в домашних условиях. Берегите себя и здоровье близких.
Источники:
1 Справочник MSD.
https://www.msdmanuals.com/реабилитация-после-инсульта
2 Междисциплинарный центр реабилитации.
https://mcr-clinic.ru/rehabilitation-programs-insult
Дата создания статьи:
19 Декабря 2019
Дата обновления статьи:
29 Июня 2020
Остались вопросы?
Отправьте заявку и мы с радостью ответим на них
Источник