Трудовая реабилитация при инсульте

Ежегодно 6 млн человек во всем мире переносят инсульт. 4,5 млн случаев, к сожалению, завершаются летальным исходом. В нашей же стране фиксируется более 400 тысяч инсультов каждый год, и это число постоянно растет[1]. Основные факторы риска — артериальная гипертония, нарушения сердечного ритма, возраст старше 50. Последствия инсульта — двигательные, речевые и когнитивные нарушения, которые отчасти и в разной степени могут быть обратимы при активной реабилитации. Именно поэтому современные врачи считают, что начинать заниматься восстановлением пациента нужно, едва минует острый период.
Есть ли жизнь после инсульта?
Инсульт — это нарушение мозгового кровообращения, возникшее остро и продолжающееся более 24 часов. Именно продолжительностью он отличается от транзиторной ишемии, симптомы которой исчезают в течение суток. Независимо от механизма — резкой недостаточности кровотока или, напротив, кровоизлияния — гибнет часть клеток мозга, в том числе и клетки нервных центров, регулирующих движения, речь, познавательную активность. Это проявляется различными неврологическими нарушениями.
По механизму возникновения инсульт может быть:
- Ишемическим — «инфаркт мозга», возникающий из-за закупорки кровеносного сосуда (до 80% всех инсультов — ишемические)[2];
- Геморрагическим — вызванным кровоизлиянием в глубокие отделы мозга — паренхиматозным, или под его сосудистую (паутинную) оболочку — субарахноидальным кровоизлиянием. Возможны и смешанные формы, когда кровь изливается и в поверхностные, и в глубокие структуры головного мозга.
Любой инсульт — это финал сложного комплекса длительно развивающихся патологических процессов, возникающих при:
- артериальной гипертензии;
- атеросклеротическом сужении артерий головы и шеи;
- нарушении сердечного ритма, способствующем тромбообразованию;
- внутрисосудистом тромбообразовании.
Обычно все эти процессы так или иначе взаимосвязаны: гипертония нарушает структуру сосудистой стенки, делая ее более восприимчивой к атеросклеротическому поражению, атеросклероз коронарных артерий часто провоцирует нарушения сердечного ритма, возникающие из-за недостаточного питания сердечной мышцы, и так далее. Непосредственной же причиной инсульта становится гемодинамический криз — острое изменение кровотока.
Причиной гемодинамического криза может быть:
- резкое изменение тонуса сосудов из-за перепадов АД;
- декомпенсация деятельности сердца;
- повышение вязкости крови;
- формирование тромба в желудочке при аритмии и его миграция в сосуды мозга;
- распад атеросклеротической бляшки и возникновение тромба на ее месте.
И при ишемическом, и при геморрагическом инсульте симптомы примерно одинаковы. Заподозрить начало инсульта можно при появлении:
- слабости в отдельных группах мышц;
- нарушения чувствительности отдельных участков тела;
- внезапного головокружения;
- нарушений координации движений, походки;
- внезапного нарушения речи;
- внезапной потери зрения, двоения в глазах, выпадения полей зрения;
- нарушений глотания.
В тяжелых случаях, если поражен обширный участок мозга, возникает потеря сознания вплоть до комы. Кроме этого, в остром периоде болезни может измениться температура тела, нарушиться гемодинамика (резко повыситься или, наоборот, упасть давление).
Ишемический инсульт чаще происходит во сне, под утро, геморрагический — во время активной деятельности, физической и эмоциональной нагрузки.
Последствия инсульта делятся на 3 большие группы:
- нарушения моторики: парезы, параличи, контрактуры;
- нарушения речи — при поражении участков мозга, ответственных за понимание, распознавание речи, сопоставление понятий и слов, им соответствующих;
- когнитивные и эмоционально-волевые расстройства: нарушения памяти, внимания, познавательной и интеллектуальной деятельности, депрессия.
В нашей стране 48% переживших инсульт теряют способность двигаться, 18% — говорить, и только 20% восстанавливаются настолько, что не получают группу инвалидности[3]. Основной причиной такой статистики является пренебрежение ранней реабилитацией родственниками пострадавшего и отсутствие достаточного количества и качества государственных реабилитационных отделений в российских клиниках.
В связи с этим подчеркнем, что благоприятными прогностическими факторами, дающими обоснованную надежду, считаются:
- сохранность интеллекта больного;
- раннее начало реабилитации;
- адекватная программа восстановления;
- активное участие самого пациента в восстановительных мероприятиях.
Поэтому реабилитацию после инсульта нужно начинать как можно раньше, чтобы шанс вернуть человека к нормальной жизни был максимально высок.
Этапы и сроки реабилитации: когда дорога каждая минута
Время после инсульта, с точки зрения восстановительных мероприятий, можно разделить на 4 периода:
- Острый: первые 3–4 недели. Реабилитация начинается в неврологическом (или ангиохирургическом) отделении.
- Ранний восстановительный: первые 6 месяцев. Для восстановления двигательных навыков особенно (!) важны первые 3 месяца. Реабилитация может проводиться в реабилитационном отделении больницы (если таковое имеется), реабилитационном центре, санатории (при условии значительного самостоятельного восстановления функций), если все эти возможности недоступны — амбулаторно.
- Поздний восстановительный: 6 месяцев–1 год. Амбулаторно-клиническая реабилитация. Если пациент не может посещать реабилитационное отделение (кабинет), проводится на дому.
- Отдаленный: после 1 года. Может проводиться и на дому, и в медучреждении.
Человеческий организм, чтобы там не говорили, имеет невероятную способность к регенерации. По мере восстановления функции погибших клеток мозга берут на себя соседние, перестраиваются соотношения между мозговыми структурами, активируются до того неактивные нейроны. Но для успешной реабилитации и профилактики осложнений важно начинать восстановление буквально в первые же дни, и обязательно прилагая все внутренние усилия больного.
Основная причина инвалидизации после инсульта — двигательные нарушения. При этом контрактуры, т.е. состояния при которых невозможно полностью согнуть или разогнуть конечность, трофические поражения суставов развиваются во время острого периода, и противостоять им эффективней всего сразу же. Уже в остром периоде, как только становится ясно, что угроза жизни пациента миновала, можно начинать делать пассивную гимнастику, массаж, если сознание сохранено — то подключать дыхательные упражнения и занятия по восстановлению речи. Кстати, самая простая и эффективная дыхательная гимнастика — надувание шариков или детских игрушек.
Методы постинсультной реабилитации: программы и средства
Как после ишемического, так и после геморрагического инсульта методы и принципы восстановления одинаковы:
- раннее начало реабилитации — по возможности активизация пациента еще в отделении реанимации;
- преемственность на всех этапах проведения — мультидисциплинарный организованный подход: так как проблемы касаются нескольких сфер, контролировать восстановление должна слаженно действующая команда специалистов;
- непрерывность;
- последовательность;
- интенсивность ежедневной терапии.
Двигательные нарушения — самая частая проблема пациентов после инсульта. К центральным дисфункциям (вызванным поражением мозга) присоединяются патологии суставов из-за нарушения иннервации, контрактуры мышц, а также болевые синдромы, препятствующие правильному движению. Поскольку совокупность всех этих факторов у каждого конкретного пациента индивидуальна, общие рекомендации далеко не так эффективны, как персональная работа. Какие-то проблемы поддаются медикаментозной коррекции (например, при болях, ограничивающих подвижность, назначают анальгетики, при спазмах мышц — миорелаксанты, в том числе и ботулотоксин). Другие требуют долгой и упорной работы. Кинезитерапия в числе прочего использует лечение положением (пораженная конечность фиксируется в специальном лангете на определенное время), пассивную и активную гимнастику, выполняемую преимущественно индивидуально. Стандартная лечебная физкультура может проводиться как индивидуально, так и в группах: упражнения должны помочь расширить диапазон движений, а параллельно — укрепить дыхательную и сердечно-сосудистую систему, активировать активность мозга. Отдельное направление — так называемые функционально ориентированные техники: упражнения, приближенные к нормальным повседневным движениям.
Постоянно разрабатываются и совершенствуются нейрофизиологические техники — «переобучающие» программы. Например, методика PNF (проприоцептивного мышечного облегчения) помогает наладить двигательную активность ослабленных мышц за счет связанных с ними здоровых. А вот бобат-терапия направлена на то, чтобы создать новые двигательные стереотипы, более комфортные и выполнимые для пациента после инсульта.
Обязательно используются и физиотерапевтические методики: массаж, иглорефлексотерапия, электромиостимуляция, магнитная и лазерная стимуляции…
Разумеется, такой сложный комплекс мероприятий требует грамотной и слаженной работы группы специалистов: физического терапевта, эрготерапевта (помогающего восстановить повседневные навыки), массажиста, врача-реабилитолога.
Восстановление речи после инсульта
Более чем у трети пациентов к концу острого периода сохраняются те или иные речевые нарушения[4]. Афазия (потеря способности говорить) часто сопровождается и аграфией (потерей способности к письму): ведь прежде, чем написать слово, его нужно мысленно произнести. Логопед-афазиолог рекомендует специальные упражнения, по сути, его задача — заново научить пациента говорить. Упражнения на артикуляцию и фонацию повторяются много-много раз, пока у пациента не сформируются нужные связочные двигательные навыки. Активней всего речь восстанавливается в первые 3–6 месяцев после инсульта, но целиком процесс может занять и 2–3 года.
Восстановление когнитивных функций
Это память, внимание, способность усваивать новую информацию и использовать ее на практике. Для восстановления когнитивных функций проводятся занятия, цель которых — активизировать психическую деятельность пациента. Чтение, письмо, упражнения для тренировки памяти, ассоциативное мышление — и даже посильные для пациента компьютерные игры — существенно помогают восстановить интеллектуальные способности.
Восстановление глазодвигательных и зрительных функций
После инсульта могут «потеряться» поля зрения, нарушиться движения глазных яблок. Для коррекции этих нарушения применяют специальные упражнения, направленные на тренировку зрительного поиска и слежения за движущимися объектами.
Работа с психоэмоциональной сферой
Согласно медицинской статистике, у 32% перенесших инсульт развивается тяжелая депрессия[5]. В реальности эта цифра, скорее всего, намного больше. Депрессия не просто портит жизнь пациенту, она значительно ухудшает результаты реабилитации — ведь для успеха восстановления нужно активное участие больного, его позитивный настрой на долгую, трудную, но нужную работу. Поэтому обязательно необходима работа с психологом, а если потребуется медикаментозная коррекция, то консультация психиатра (психолог без медицинского образования не имеет права выписывать антидепрессанты).
Все указанные мероприятия проводятся на фоне лекарственной терапии, призванной улучшить кровоток и питание головного мозга.
Вероятность повторения: как снизить риск
Печальный факт: от 25 до 32% всех инсультов — повторные[6]. Говорить о точной статистике повторных инсультов и их исходах довольно трудно: по данным отечественного регистра инсультов, их реальная частота в 5–6 раз выше фиксируемой[7] — банальное отсутствие КТ создает минимум 10% диагностических ошибок даже при очевидной клинической картине[8].
Как бы то ни было, поскольку главная причина инсультов — гемодинамические нарушения, профилактика повторного инсульта направлена прежде всего на их коррекцию:
- Контроль АД. Желательно достичь значений артериального давления ниже 140/90. При этом снижение давления ни в коем случае не должно быть резким. Кроме лекарств, нужно обратить внимание на диету: по данным ВОЗ, употребление более 5 граммов соли в день повышает риск развития гипертонии и сердечно-сосудистых катастроф[9]. У здоровых людей потребление больших объемов соли не вызывает негативных последствий, поскольку организм сам приводит электролитный состав биологических жидкостей в баланс, но это не относится к людям, страдающим сердечно-сосудистыми и/или почечными заболеваниями. При этом нужно помнить: бόльшая часть соли поступает в рацион из консервов, полуфабрикатов, копченостей и подобных им продуктов.
- Нормализация холестерина и липидного состава крови. Помимо лекарств (назначенных врачом) можно добавить в рацион овсяные[10] и рисовые[11] отруби — содержащиеся в них растворимые пищевые волокна помогают снизить холестерин и липиды крови.
- Антитромботическая терапия. Чаще всего для профилактики тромбозов назначают ацетилсалициловую кислоту в дозировке до 325 мг/сут. Но пациентам, причиной инсульта которых стал тромб, сформировавшийся в полости сердца на фоне аритмии, назначают более сильные (но и более опасные в плане передозировки) препараты, такие как «Варфарин». Эти средства требуют постоянного контроля состояния свертывающей системы крови.
Восстановление после инсульта — задача, требующая комплексного подхода, участия как врачей многих специальностей, так и самого пациента и его родственников. Но последовательная и настойчивая реабилитация способна если не вернуть пациента к прежнему образу жизни полностью, то позволить ему сохранить самостоятельность и предупредить развитие тяжелых осложнений и повторных рецидивов.
Источник
УДК 364.048.6
Паршина В.В. ©
Преподаватель, кафедра социальной работы и социального права Российский государственный социальный университет (филиал в г.Люберцы)
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, ПЕРЕНЕСШИХ ИНСУЛЬТ
Аннотация
Статья посвящена аспекту социальной реабилитации, преимущественно социальнотрудовой, лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, в результате перенесенного инсульта. Автором раскрывается сущность понятий «реабилитация» и «социальная реабилитация», выделяются основополагающие принципы и виды социальной реабилитации как процесса.
Кроме того, определяются основные этапы социально-трудовой реабилитации в работе с лицами, перенесшими инсульт, а также даются конкретные рекомендации, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении реабилитационных мероприятий данного направления.
Ключевые слова: реабилитация, социальная реабилитация, принципы социальной реабилитации, инсульт, социально-трудовая реабилитация, реабилитационные программы.
Keywords: rehabilitation, social rehabilitation, rehabilitation principles, stroke, social and vocational rehabilitation, rehabilitation programs.
Понятие «реабилитация» (от лат. «habilis» – способность, «rehabilitation» -восстановление способностей) является многозначным. На сегодняшний день оно чаще всего используется в юридическом, психологическом, педагогическом, медицинском и социальном аспектах.
Так, в юридическом смысле понятие «реабилитация» применяется, когда речь идет о восстановлении человека или группы лиц в правах по суду или в административном порядке, например, реабилитация репрессированных. В психологическом смысле вышеуказанное понятие означает восстановление утраченных психических образований или психических операций. Как правило, психологическая реабилитация направлена на восстановление адекватной Я-концепции, формирование осознаваемой мотивации своих действий.
Между тем, педагогическое значение понятия «реабилитация» включает в себя мероприятия развивающего характера, включающие обучение и воспитание необходимых умений, навыков и, в целом, опыта социального поведения, самообслуживания и жизнеобеспечения. В данном случае речь идет о коррекционной педагогике, направленной на образование детей и взрослых с дефектами, когда применяются различные педагогические методы, учитывающие и исправляющие недостатки психического или физического развития.
В соответствии с Популярной медицинской энциклопедией «реабилитация» в медицине определяется как система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду.
В свою очередь, социальная реабилитация представляет собой систему и процесс восстановления различных нарушений и ликвидации разнообразных ограничений с целью оптимального функционирования в социально-бытовых и социально-средовых условиях [4, 10-11].
© Паршина В.В., 2015 г.
При этом, в качестве основополагающей цели социальной реабилитации можно отметить – ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости.
Социальная реабилитация как процесс имеет в своем основании ряд принципов, среди которых рационально выделить следующие:
– принцип целесообразности, означающий, что реабилитация должна быть направлена не на компенсацию, а на преодоление социальной недостаточности;
– принцип комплексности. Все усилия в социальной реабилитации должны быть направлены не только на организм, но и на личность человека и его взаимодействие с социумом;
– принцип преемственности, предполагающий, что социальная реабилитация осуществляется на различных уровнях и специалистами различного профиля, от согласованности работы которых зависит эффективность реабилитационных мероприятий;
– принцип своевременности, означающий, что реабилитацию необходимо проводить еще на этапе лечения;
– принцип непрерывности реабилитационных мероприятий;
– принцип гибкости, предполагающий вариабельность применяемых форм и методов социальной реабилитации в зависимости от контингента участников.
Вместе с тем, нужно отметить, что на сегодня существует несколько видов социальной реабилитации:
1. Медицинская реабилитация, включающая в себя реконструктивную хирургию, восстановительную терапию, ортезирование и протезирование
2. Социально-бытовая реабилитация
3. Социально-средовая реабилитация, включающая социально-средовую ориентацию, социально-средовое образование и социально-средовую адаптацию.
4. Социально-профессиональная реабилитация, состоящая из: профессиональной ориентации, профессионального образования, трудовой адаптации, трудового устройства и трудовой занятости.
5. Социокультурная реабилитация
6. Психологическая реабилитация
7. Педагогическая реабилитация.
Лица с ограниченными возможностями здоровья как особая категория населения нуждаются в проведении комплекса реабилитационных мероприятий. В особенности это касается тех лиц, которые чаще всего становятся инвалидами по причине инсульта, в результате которого у них отмечается нарушение в выполнении своих профессиональных обязанностей. В связи с данным обстоятельством для них важное значение приобретает аспект социально-трудовой реабилитации.
Инсульт – это болезнь, возникающая при умственных или физических нагрузках и переутомлениях, а так же при повышенных психоэмоциональных состояниях и вызывающая кровоизлияние в мозг или закупорку тромбом сосудов мозга. Инвалид с диагнозом «инсульт» – это лицо, которое перенесло кровоизлияние в мозг с последующим нарушением физических и (или) интеллектуальных функции организма [2, 28] .
Социально-трудовая реабилитация лиц с ограниченными возможностями является отдельной областью социальной реабилитации, которая представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей лиц с ограниченными возможностями к самостоятельной трудовой деятельности и обеспечивающих их интеграцию в общество [6, 12].
Проблема состоит в определении направлений совершенствования социальнотрудовой реабилитации лиц, перенесших инсульт. Решение данной проблемы позволит лицам, перенесшим инсульт, интегрироваться в социум; создаст равные возможности
инвалидам в области их социальной востребованности; разовьет стимул к самореализации и конструктивному решению проблемы собственного жизнеобеспечения. Социально-трудовая реабилитация проводится с согласия и по желанию человека, перенесшего инсульт, который по мере физических и интеллектуальных возможностей выполняет рекомендательные указания специалиста. Все занятия индивидуальны и зависят от уровня заболевания, продолжительности реабилитации и желания постинсультного больного. Социальнотрудовая реабилитация включает три этапа:
Первый этап – диагностика, в его рамках составляется индивидуальная карта клиента и план мероприятий.
Вторым этапом является целеполагание – для лиц, перенесших инсульт, ставится цель, которую они преследуют, проходя курс реабилитации в специализированном учреждении. Цель формируется на основе интеллектуальных и физических возможностей реабилитанта и является индивидуальной.
Третий этап – реализация индивидуальной программы реабилитации.
Заключительным этапом является контроль, оценка эффективности проделанной работы и полученных результатов.
Кроме того, с целью достижения наилучшего эффекта социально-трудовая реабилитация для лиц, перенесших инсульт, воплощается, как правило, в следующих реабилитационных программах:
1. Стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях
реабилитации.
2. Дневной стационар. Пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения реабилитационных мероприятий.
3. Амбулаторная программа. Осуществляется в отделениях восстановительной терапии при поликлиниках.
4. Домашняя программа. Пациент все реабилитационные процедуры принимает дома.
5. Реабилитационные центры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и членов его семьи необходимой информацией, дают совет по выбору реабилитационной программы, возможности ее осуществления в различных условиях.
В целом, все реабилитационные программы для лиц, перенесших инсульт, осуществляются по следующим направлениям:
1. Создание у постинсультных больных благоприятного психоэмоционального настроя на восстановление утраченных вследствие болезни функций и способностей организма [1, 158].
2. Проведение восстановительных мероприятий, которые должны начинаться в стационаре, и продолжается в домашних условиях, когда больной еще не встает. Суть их заключается в регулярных пассивных движениях, которые помогут избежать мышечной слабости, атрофии, пролежней, пневмонии. У лица, перенесшего инсульт всегда нужно поддерживать физическую активность, так как она укрепляет больного, а бездействие его ослабляет [6, 53].
3. Проведение занятий по трудотерапии. Они включают в себя обучение шитью, плетению, бисероплетению, рисованию, работе на компьютере. Особенность этого направления заключается в том, что ее осуществление уместно и в условиях реабилитационного отделения, и в реабилитационной поликлинике, и в лечебно-трудовых мастерских, и в домашних условиях [2, 125].
4. Проведение занятий на аппаратах-тренажерах, которые позволяют постепенно усложнять трудовые операции с вовлечением тонких координированных движений, дозировать физическую нагрузку и улавливать динамику в процессе лечения [4, 276].
Все направления социально-трудовой реабилитации оказывают стимулирующее воздействие на психику больного, способствуют воссозданию утраченного социального статуса, обретению психологического комфорта, перестройке трудовых установок. Это
имеет первостепенное значение для социально-трудового приспособления постинсульных больных, имеющих стойкие дефекты в моторике движений, речи, зрении.
Вместе с тем, процесс социально-трудовой реабилитации должен отвечать следующим требованиям: непрерывность, последовательность, дозированность. Это имеет первостепенное значение для социально-трудового приспособления лиц, перенесших инсульт, имеющих дефекты тех или иных функций [2, с. 258].
В конечном итоге социально-трудовая реабилитация решает задачи содействия профессиональному самоопределению инвалида, создает условия для приобретения навыков и знаний, мотивирует к творческому поиску своего дела, работы.
В целях совершенствования социально-трудовой реабилитации лиц, перенесших инсульт, следует обратить внимание на следующие рекомендации, которыми можно руководствоваться в практической деятельности:
1. Обеспечить индивидуальный подход к каждому постинсультному больному, эмоционально-психологический контакт с ним.
2. Обеспечить четкую подачу установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания; добиться заинтересованности реабилитанта в выполняемой работе.
3. Ориентироваться на возможности (физические, психологические) и способности (уровень образования, интеллект) реабилитанта; стимулировать его на успех.
4. Соблюдать последовательность требований к реабилитанту.
5. Быть внимательным к его реакциям, поведению, физическому состоянию.
6. Формулировать свои просьбы четко и кратко.
7. Соблюдать последовательную схему действий, исключить отвлекающие моменты, обеспечить повторение операций.
8. Не пытаться научить реабилитанта после перенесенного инсульта всему сразу, лучше сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке.
9. Применять различные методики (кинезотерапия, эрготерапия, физиотерапия, медикаментозное лечение, восстановление речи, психотерапия и ряд других), сочетать их между собой.
10. Контролировать усвоение содержания курса социально-трудовой реабилитации.
11. Закреплять успех овладения навыками социально-трудовой реабилитации в повседневной жизни.
Правильно организованный процесс социально-трудовой реабилитации, лиц, перенесших инсульт, способствует наиболее полному восстановлению их физической, социальной и трудовой активности, а овладение реабилитационными методиками делает пациента, перенесшего инсульт, перспективным в плане переобучения и дальнейшего рационального трудоустройства.
Литература
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 324 с.
2. Кадыков А. С. Жизнь после инсульта: практич. руководство по реабилитации больных, перенесших инсульт / А. С. Кадыков, Л. А. Черникова, В. В. Шведков. – М.: Миклош, 2002. -146 с.
3. Мухлаева А. Н. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов / А. Н. Мухлаева. – М. : СТИ МГУС, 2001. – 25 с.
4. Руденко А.М. Социальная реабилитация: Учебное пособие / А.М.Руденко, С.И.Самыгин. -Ростов н/Д: Наука-Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 320с.
5. Социальная реабилитация: Учебник / Под общей ред. Н.Ш.Валеевой. – М.: ИНФРА-М, 2013. -320с.
6. Хольц Р. Помощь инвалидам, перенесшим инсульт [Текст] / пер. с нем. А. Н. Неговориной / под ред. Е. В. Клочковой. – М.: Теревинф, 2007. -336 с.
Источник