Тренируем речь после инсульта
В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт. Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.
Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.
Почему нарушается речевая функция
Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией. Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.
Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта
В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:
- тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
- сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
- моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
- амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
- семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.
Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?
В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.
Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом
В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего. После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.
Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача. Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях. В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.
Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.
Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.
Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.
Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:
- Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
- Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
- Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
- Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.
Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.
На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.
В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.
Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.
Для ускорения процесса восстановления речи после инсульта, врачи могут назначить препараты, которые помогают восстановить работу центральной нервной системы. К таким относится оригинальный ноотропный препарат Глиатилин (холина альфосцерат). Фосфатная форма препарата дает возможность Глиатилину лучше усваиваться и как можно быстрее восстановить поврежденные клетки мозга, что способствует восстановлению речи, памяти и мышления. Холина альфосцерат защищает клетки мозга от дальнейших повреждений, даже при нарушенном кровообращении или недостаточном насыщении кислородом. Глиатилин улучшает передачу нервных импульсов и оказывает положительное влияние на функции рецепторов. Препарат хорошо переносится пациентами, противопоказан к применению беременными, кормящими женщинами и людьми с повышенной чувствительностью к холина альфосцерату.
Читайте также:
Инсульт: 9 интересных фактов о недуге
Как улучшить и сохранить память
8 мифов об арт-терапии
Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях
Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.
Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно
Упражнения, направленные на разработку губ:
- максимальное вытягивание губ в трубочку;
- захватывание одной губой другой, затем наоборот;
- оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
- широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.
Упражнения для разработки языка:
- максимальное высовывание языка из ротовой полости;
- поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
- облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
- закругление языка назад как можно дальше;
- движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.
Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.
Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.
Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.
Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.
Дополнительные методы восстановления речевых нарушений
Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.
Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.
Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.
Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии
Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.
Прогноз
Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже. Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.
В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.
Детализированный прогноз выглядит следующим образом:
- в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
- при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.
Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.
Видео
Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Ежегодно в мире регистрируется 6 млн. случаев инсульта. В России этот показатель варьируется в пределах 450-550 тысяч. Нарушение мозгового кровотока, протекающее в острой форме, приводит к развитию двигательных и речевых нарушений. Восстановление речи у пациентов после инсульта является первостепенной задачей, направленной на улучшение качества жизни и социальной адаптации. У пациентов, перенесших инсульт, речевая дисфункция выявляется в 30% случаев.
Виды расстройств при разных формах инсульта
Расстройство церебрального кровообращения сопровождается инфарктом (некрозом, отмиранием тканей) участка мозга или излиянием крови в мозговое вещество. У пациентов в остром периоде инсульта выявляются признаки неврологического дефицита:
- Расстройство чувствительности.
- Нарушение моторной функции.
- Нарушение сердечной и дыхательной деятельности.
Речевая дисфункция – один из характерных симптомов инсульта, обычно дополняется нарушением функции глотания. Потеря речи при инсульте, связанная с повреждением участка мозговой ткани, получила название афазия. Речевая дисфункция проявляется невозможностью произносить слова и понимать речь других людей. Афазический синдром у разных пациентов отличается характером проявлений и течения (обратного развития) в зависимости от вида инсульта – геморрагический или ишемический.
Через какое время после инсульта восстанавливается речь, зависит от формы ОНМК. При геморрагическом инсульте нарушения речи обычно быстро регрессируют в значительном объеме после адекватных реабилитационных мероприятий. При геморрагической форме расположение патологического очага относительно речевых центров не оказывает прямого влияния на степень выраженности речевой дисфункции.
Обычно очаг находится вдали от корковых центров речи. Афазия возникает как следствие распространения отека мозгового вещества и сопутствующего развития защитного торможения функций. При ишемической форме афазический синдром коррелирует с характером и степенью поражения элементов кровеносной системы, питающей мозг. Эти же факторы влияют на возможность регресса нарушений.
Диагностика
Лечение афазии после инсульта проводится после диагностики, которая позволяет выяснить характер и степень тяжести нарушений. Способность разговаривать, воспроизводить слова и фразы – сложноорганизованный процесс, который требует участия корковых центров, отвечающих за зрительное и слуховое восприятие, а также полноценной иннервации отделов речевого аппарата.
Когда пропадает речь после инсульта, выделяют основные виды расстройств – афазию и дизартрию. Афазия – речевая дисфункция, которая связана с нарушением обработки информации в соответствующих корковых центрах мозга. При афазии сохраняются артикуляционная и слуховая функции. Различают формы афазии:
- Моторная. Развивается в результате поражения задних участков лобных долей. Основной дефект – инертность высказывания. Пациент многократно повторяет звук или слово, что делает невозможным произнесение связанных фраз.
- Артикуляторная моторная. Возникает как следствие повреждения нижних участков в теменной области. Основной дефект – нарушение артикуляции (при произнесении звуков пациент не способен интуитивно найти нужное положение губ, языка, щек и других элементов речевого аппарата).
- Сенсорная. Развивается на фоне поражения верхних отделов в височной области. Основной дефект – агнозия (нарушение слухового восприятия). Пациент не различает параметры звуков – высоту, мягкость, твердость. Звуки воспринимаются искаженно. Нарушается понимание чужой речи.
- Акустико-амнестическая. Возникает как результат поражения срединных и задних участков височной области. В отличие от сенсорной формы у пациента сохраняется понимание отдельных звуков. Основные дефекты: невозможность преобразовать звуки в слова, нарушение удержания в памяти нескольких слов (к примеру, из 3 предъявленных слов пациент может повторить 1 или 2), что приводит к невозможности понимания длинных речевых конструкций.
Вид афазии имеет значение при выборе метода ее коррекции. Дизартрия представляет собой расстройство произносительного компонента речи, что обусловлено нарушением иннервации элементов речевого аппарата. Речь пациента становится нечленораздельной, невнятной. При тяжелом поражении мышц, участвующих в формировании звуков, пациент теряет способность говорить, развивается анартрия.
Диагностика афазии осуществляется согласно критериям шкалы Вассермана. По результатам обследования определяют степень речевых нарушений – легкая (до 20 баллов), умеренная (в пределах 20-40 баллов), тяжелая (больше 40 баллов). Как восстановить речь, если она пропала после инсульта, расскажет лечащий врач.
Методы восстановления речевой функции
Восстановление речи после перенесенного эпизода ОНМК осуществляется комплексно. Параллельно проводятся другие лечебно-реабилитационные мероприятия, направленные на устранение двигательных, когнитивных, поведенческих нарушений. Основные реабилитационные мероприятия:
- Медикаментозное лечение.
- Массаж и лечебная гимнастика.
- Логопедическая коррекция.
- Психотерапевтическая помощь.
Лучшие результаты достигаются при раннем начале восстановительной терапии после эпизода ОНМК. Подходящую методику для восстановления речи после эпизода инсульта подбирает врач с учетом вида и степени тяжести речевого расстройства.
Медикаментозные средства
Медикаментозная терапия устраняет дефицит нейротрансмиттеров, стимулирует высшие корковые функции. Реабилитационная программа по развитию речи после инсульта предполагает прием лекарств, которые восполняют недостаточность деятельности ацетилхолинергической системы, ингибируют (подавляют) активность глутаматергической системы. Обычно врач назначает таблетки, пероральные, инъекционные растворы Цитиколина (ноотропное, психостимулирующее средство).
Физиотерапия
При потере речи после инсульта применяют аппаратные методики, которые улучшают кровоснабжение поврежденных тканей, стимулируют активность мышц, участвующих в процессе артикуляции. Аппаратная электростимуляция низкочастотными токами мышц гортани создает и поддерживает нормальный мышечный тонус в зоне воздействия.
Аппаратные методики применяются для лечения дизартрии и дисфагии (расстройство глотания). Физиотерапия включает метод транскраниальной стимуляции участков мозга магнитными импульсами. При воздействии на корковые отделы мозга происходит возбуждение корковых нейронов, чья активность была подавлена вследствие повреждения мозговой ткани.
Упражнения и массаж
Чтобы быстро научиться говорить заново, нужно сочетать такие методы, как гимнастика и массаж. Предварительное массирование мышц, участвующих в процессе артикуляции, облегчает выполнение упражнений и повышает их эффективность. Мышцы разогреваются, становятся более податливыми и послушными. Логопедический массаж предполагает выполнение приемов:
- Поглаживание, разминание тканей в лобной части лица. Зигзагообразные движения разминающего характера направляют вдоль продольной линии лба снизу вверх до границы роста волос. Прием чередуют с поглаживанием двумя руками от середины лба в разных направлениях – к височным зонам.
- Разминание области носа. Большими пальцами кистей рук, применяя слегка вибрирующие движения, проводят зигзагообразную линию вдоль крыльев носа к его основанию, затем – от кончика носа к его основанию.
- Разминание зоны скул. Пальцами кистей обеих рук массируют участок от нижней челюсти до уха одновременно с обеих сторон, затрагивают область скул и нижнего века.
- Разминание щек. Вибрирующими, быстрыми, мягкими движениями, используя пальцы кистей рук, массируют участок, расположенный между скуловой костью и нижней челюстью.
- Поглаживание щек. Выполняется в зоне под глазами. Движения направляют от спинки носа к скулам, затем к височной области.
- Разминание подбородка. Используя пальцы обеих рук, движения разминающего характера направляют от срединной точки под нижней губой к костной пластинке, известной как восходящая ветвь в составе нижней челюсти.
Делать массаж для восстановления речи после эпизода ишемического или геморрагического инсульта можно в домашних условиях. Выполняя массажные движения, следует индивидуально регулировать интенсивность и длительность воздействия, избегая болезненных ощущений на обрабатываемом участке. Особое внимание уделяют пациентам с тяжелыми речевыми расстройствами, которые не могут сами сказать о неприятных ощущениях.
Врачи-массажисты делают массаж языка, разминая его поперечные и продольные мышцы. В лечебном учреждении при выполнении массажа применяют различные приспособления, к примеру, дизартрические зонды. После разминки мышц речевого аппарата для восстановления утраченной в результате инсульта речи делают упражнения:
- Трубочка. Губы складывают в форме трубочки, удерживая положение в течение 6 секунд. Затем губы расслабляют на 6 секунд. Цикл повторяют 10 раз. Затем аналогичные манипуляции проделывают с языком.
- Закусывание губы. Поочередно верхней и нижней. Чтобы выполнить упражнение, губу захватывают зубами, удерживая положение на протяжении 2-3 секунд. Цикл повторяют 10-15 раз.
- Обнажение (оскал) зубов. Упражнение выполняют 10 раз.
- Выдвигание языка. Пациент максимально высовывает язык из ротовой полости на несколько секунд, затем убирает его. Повторяют 10 раз.
- Облизывание губ. Пациент проводит языком поочередно по обеим губам в разных направлениях. Цикл повторяют 10 раз. Затем пациент совершает круговые движения языком, облизывая сразу обе губы. Движение языка по кругу направлено сначала в одну, затем в другую стороны.
- Тренировка языка. Пациент, приоткрыв рот, пытается дотянуться языком до области мягкого неба. Упражнение продолжают манипуляциями с языком, который нужно свернуть в форме чашки, удерживая положение на протяжении 6 секунд. Повторяют 10 раз.
Упражнения делают перед зеркалом, чтобы пациент визуально контролировал положение органов речевого аппарата. Методы, как восстановить речь, предполагают активное общение с пациентом, у которого наблюдается отсутствие тяжелых речевых нарушений. К примеру, выполняют упражнение: родственник или врач говорит начало слова или фразы, которую больной должен продолжить самостоятельно. При произнесении первых слогов слова, пациенту нужно угадать о каком предмете идет речь. Это более сложное упражнение, чем продолжение фразы, где предполагается несколько допустимых вариантов.
Чтобы научить человека говорить после эпизода инсульта, применяют такой метод, как прослушивание его любимых песенных композиций. Пациент непроизвольно пытается подпевать любимую песню. Музыкальная терапия позитивно влияет на психо-эмоциональный фон больного.
Скороговорки после инсульта – один из способов тренировать речевые навыки. При незначительных расстройствах артикуляции, скороговорки используются для восстановления подвижности, пластичности органов, участвующих в формировании звуков (язык, губы), помогают в домашних условиях учиться правильно и четко произносить фонемы, развивать беглость речи, утраченную после инсульта.
Проговаривание скороговорок осуществляется по принципу – от простых вариантов к сложным фразам. Несколько простых примеров: «Актер театра», «Ворона проворонила», «Столы белодубовые, гладко вытесанные», «Водовоз воду вез». Сложные варианты: «Ликвидны акции или трудно ликвидны – не видно», «Еж с ежатами, уж с ужатами», «Куртка Кондрата узка и коротковата», «Косой козел идет с козой». Чтобы вернуть речь, утраченную после инсульта, необходима помощь специалистов, таких как психотерапевт, логопед.
Логопедическая коррекция
Логопед после инсульта учит пациента разборчиво и четко произносить звуки и формировать из них слова. На ранних этапах после инсульта занятия с логопедом проводятся для восстановления речи и коммуникативных навыков. Врач налаживает коммуникативный контакт с пациентом, что позволяет сократить сроки и улучшить результаты реабилитационного лечения.
Речь после инсульта восстанавливается достаточно быстро, если больной активно участвует в реабилитационном процессе. Один из методов терапии – логопедическая ритмика, направлен на развитие речевой кинестезии (восприятие движений органов речевого аппарата) посредством логопедической коррекции и музыкально-ритмической активности.
Двигательные и речевые центры в коре функционально взаимосвязаны, музыка дополнительно стимулирует психическую активность. Благодаря идентичной интонационной природе музыкальных и речевых звуков сочетание указанных воздействий приводит к развитию слухового восприятия. Логопед может порекомендовать пациентам с диагностированной моторной афазией, которая развилась после инсульта, следующие упражнения:
- Выкладывание мозаики.
- Построение конструкций из кубиков.
- Рисование по точкам, штриховка, обведение знаков.
- Лепка, плетение.
- Складывание пазлов.
Упражнения для развития мелкой моторики относятся к методам доречевой подготовки, которая намного повышает эффективность реабилитационных мероприятий, направленных на устранение речевых нарушений. Логопедические упражнения после инсульта дополняются другими методами коррекции речевых нарушений.
К ним относят растормаживание экспрессивной (выразительной) речи, выработку правильного дыхания во время произнесения слов и фраз, формирование мелодико-интонационных компонентов речи.
Эффективны упражнения, предложенные в формате зеркального отражения. К примеру, врач проделывает разные манипуляции (нахмуривается, приподнимает брови, растягивает в улыбке губы) частями своего лица, предлагая пациенту повторять действия. При афазии после инсульта особое внимание уделяется восстановлению понимания причинно-следственных связей.
К примеру, на фразу врача: «В дом принесли елку, скоро наступит…», пациент должен ответить сообразно предполагаемой ситуации. При афазии на первых этапах отрабатываются простейшие, часто употребляемые речевые конструкции, которые впоследствии составляют основу речи.
Прогноз
Сколько восстанавливается речь, утраченная после инсульта, зависит от тяжести нарушений и скорости оказания квалифицированной медицинской помощи. Прогноз существенно улучшается, если реабилитационные мероприятия начинаются сразу после стабилизации состояния больного.
Статистика показывает, реабилитация, которая проводится в течение первых 3 месяцев после эпизода ОНМК, позволяет восстанавливать около 50% утраченных функций. Обычно период, необходимый для восстановления речи, варьируется в пределах 0,5-2 года. Если пациент долго не получает профессиональную помощь по устранению речевых дефектов, возможны неблагоприятные последствия.
Прогноз при отсутствии какого-либо реабилитационно-восстановительного лечения выглядит следующим образом: в большинстве случаев пациент становится инвалидом, не способным разговаривать и самостоятельно заботиться о себе. У 18% больных происходит повторный инсульт в 5-летний период после первого эпизода.
Как восстановить речь после перенесенного эпизода инсульта (ишемического, геморрагического), расскажет лечащий врач. Программа реабилитации составляется индивидуально с учетом вида и степени выраженности речевого расстройства.
Просмотров: 325
Источник