Тесты для людей после инсульта

Тесты для людей после инсульта thumbnail

Для оценки состояния человека, перенесшего инсульт, могут использоваться различные, специально разработанные тесты и опросники.

Зачем нужны такие тесты?

Чтобы оценить состояние человека, перенесшего инсульт, врачи-неврологи и другие специалисты используют различные тесты, шкалы и опросники. Это инструменты диагностики, которые помогают врачам, пациентам и семьям пациентов контролировать процесс восстановления после инсульта. С помощью таких тестов можно понять, на что нужно обратить особое внимание в ходе реабилитации, как продвигается процесс восстановления, все ли важные факторы учтены.

b62082c5209ca2ee24148d40f7f9c8798f51e1f4.jpg

Какие бывают тесты?

Перед перенесшим инсульт человеком стоит несколько основных задач. Во-первых, это вернуть себе мобильность, то есть возможность совершать движения. Во-вторых, это восстановить работу когнитивных функций, таких, как память, речь, восприятие, если она пострадала в результате инсульта. В-третьих, это вернуться к привычной жизни, то есть стать вновь самостоятельным в быту, встречаться с друзьями и близкими, работать. В-четвертых, это сохранять правильный эмоциональный настрой, который способствует быстрому восстановлению и дает силы противостоять возникающим сложностям.

Движение и перемещение

Для того, чтобы оценить способность к движению у человека, перенесшего инсульт, специалисты отдают предпочтение “Индексу мобильности Ривермид”. С помощью этого инструмента отслеживается возможность принимать различные положения, перемещаться в пространстве и ходить. Индекс позволяет оценить, какие из предварительных этапов восстановления подвижности уже пройдены. Он также учитывает степень восстановления навыка ходьбы. Также с помощью индекса можно понять, на какие моменты в процессе тренировки надо обратить внимание.

Мышление и когнитивные функции

Для оценки когнитивных нарушений может быть использована “Шкала быстрой оценки деменции”. В результате инсульта может ухудшиться работа памяти, речи, восприятия. В отличии от аналогичных нарушений при деменции, чаще всего, это обратимый процесс. В случае обоих заболеваний понять, есть ли нарушения  в работе когнитивных функций, можно с помощью одно и того же инструмента. Кроме таких когнитивных функций, как память, речь, внимание, с помощью этой шкалы можно также оценить эмоциональное состояние, бытовую независимость и социальную активность.

Независимость и самостоятельность

Для оценки уровня независимости после инсульта используется “Шкала функциональной независимости”. Шкала содержит вопросы о социальных навыках, способности к повседневным бытовым действиям, контакту с другими людьми, контролю физиологических функций, а также возможности самостоятельного передвижения и перемещения. С помощью шкалы можно оценить актуальное состояние человека, перенесшего инсульт, его прогресс в ходе программы реабилитации, а также уровень бытовой зависимости, то есть необходимости в уходе со стороны других людей.

Эмоции и настроение

Основные эмоциональные “враги” быстрого восстановления – это депрессия и тревожность. Существует множество различных тестов, помогающих выявить депрессивные и тревожные состояния. Часто используется “Госпитальная шкала тревоги и депрессии”. Этот инструмент позволяет оценить наличие депрессии и тревоги, которые могут негативно влиять на темп и ход реабилитации. Близкие человека, который перенес инсульт, тоже испытывают депрессию и сильную тревожность, поэтому пройти этот тест рекомендуется не только самому человеку, но и его родственникам и друзьям.

Что еще можно делать с помощью тестов?

С помощью тестов и опросников можно самостоятельно “замерять” и “отслеживать” как продвигается решение каждой из основных задач реабилитации. Если проводить такие замеры время от времени и записывать результаты, можно наглядно видеть динамику восстановления. Если мы отмечаем свои улучшения, это нас мотивирует продолжать реабилитацию, если наши достижения видят те, кто нам дороги, это мотивирует нас вдвойне. Если же вдруг динамика начнет ухудшаться, это позволит нам принять меры и во время скорректировать программу реабилитации.

Источник

Îöåíêà ïàìÿòè è èíòåëëåêòà

Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî èíñóëüòà ó ïàöèåíòîâ ìîãóò îòìå÷àòüñÿ íå òîëüêî äâèãàòåëüíûå è ÷óâñòâèòåëüíûå íàðóøåíèÿ, íî è êîãíèòèâíûå ðàññòðîéñòâà – ñíèæåíèå ïàìÿòè, èíòåëëåêòà, âíèìàíèÿ, ñïîñîáíîñòè ê îáó÷åíèþ.

Ýòè íàðóøåíèÿ ðàçâèâàþòñÿ ïîñëå èíñóëüòà äàëåêî íå âñåãäà, à òîëüêî ïðè ïîðàæåíèè îáëàñòåé ìîçãà, îòâåòñòâåííûõ çà êîãíèòèâíûå ôóíêöèè. Êîãíèòèâíûå íàðóøåíèÿ âñòðå÷àþòñÿ íå òîëüêî ïîñëå èíñóëüòà, íî è ïðè äðóãèõ çàáîëåâàíèÿõ è ñîñòîÿíèÿõ. Êîëè÷åñòâî áîëüíûõ ñ êîãíèòèâíûìè íàðóøåíèÿìè âîçðàñòàåò â ãðóïïå ëèö ïîæèëîãî è ñòàð÷åñêîãî âîçðàñòà.

Ñòåïåíü òÿæåñòè ýòèõ ðàññòðîéñòâ ìîæåò áûòü ðàçíîé – îò ñîâñåì ëåãêèõ äî òÿæåëûõ (äåìåíöèÿ, ñëàáîóìèå), ïðèâîäÿùèõ ê äåçàäàïòàöèè â ïîâñåäíåâíîé æèçíè, ÷òî îïðåäåëÿåò ñòåïåíü èíâàëèäèçàöèè ïàöèåíòà è âîçìîæíîñòè äàëüíåéøåé ðåàáèëèòàöèè.

Ñóùåñòâóåò ìíîãî òåñòîâ äëÿ îöåíêè êîãíèòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé ïàöèåíòà. Íàèáîëåå óäîáíûì è øèðîêî èñïîëüçóåìûì òåñòîì ñ÷èòàåòñÿ òàê íàçûâàåìàÿ ìèíè-ñõåìà èññëåäîâàíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ (ÌÈÏÑ) – îðèãèíàëüíîå íàçâàíèå Mini Mental State Examination (MMSE) – êîðîòêèé îïðîñíèê èç 30 ïóíêòîâ, øèðîêî èñïîëüçóåìûé äëÿ ïåðâè÷íîé îöåíêè ñîñòîÿíèÿ êîãíèòèâíûõ ôóíêöèé è âûÿâëåíèÿ èõ íàðóøåíèé, â òîì ÷èñëå äåìåíöèè. MMSE òàêæå èñïîëüçóþò äëÿ îöåíêè äèíàìèêè êîãíèòèâíûõ ôóíêöèé íà ôîíå ïðîâîäèìîé òåðàïèè.

Òåñò MMSE áûë ðàçðàáîòàí â 1975 ã. äîêòîðàìè Âîëøòåéíîì è Ìàêõüþ. Ñ òåõ ïîð îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ øêàëû áûëè äîïîëíåíû è àäàïòèðîâàíû äëÿ ïàöèåíòîâ, íàõîäÿùèõñÿ â êëèíèêå. Íî îðèãèíàëüíûé èñõîäíûé îïðîñíèê è îòâåòû íà íåãî ïàöèåíòîâ äî íàñòîÿùåãî âðåìåíè èñïîëüçóþòñÿ â êà÷åñòâå îöåíî÷íîãî êðèòåðèÿ êîãíèòèâíûõ íàðóøåíèé.

Òåñò ñîñòîèò èç íåñêîëüêèõ âîïðîñîâ.

«Îïðåäåëåíèå îðèåíòèðîâàíèÿ».

Ïàöèåíòà ñïðàøèâàþò, êàêàÿ ñåé÷àñ äàòà (ãîä, âðåìÿ ãîäà, äåíü, ìåñÿö, äåíü íåäåëè). Çà êàæäûé ïðàâèëüíûé îòâåò ïàöèåíòó äîáàâëÿåòñÿ ïî 1 áàëëó.

Äàëåå ñïðàøèâàþò, â êàêîé ñòðàíå, êàêîì ãîðîäå, â êàêîì ðàéîíå ãîðîäà, â êàêîì ó÷ðåæäåíèè, íà êàêîì ýòàæå íàõîäèòñÿ áîëüíîé. Çà êàæäûé ïðàâèëüíûé îòâåò òàêæå äîáàâëÿåòñÿ ïî áàëëó.  äàííîì ðàçäåëå, òàêèì îáðàçîì, ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîå êîëè÷åñòâî áàëëî⠖ 10.

«Îïðåäåëåíèå âîñïðèÿòèÿ».

Ïàöèåíòà ïðîñÿò âûñëóøàòü è ïîâòîðèòü òðè ñëîâà, íå ñâÿçàííûõ ìåæäó ñîáîé (íàïðèìåð, ÿáëîêî – ñòîë – ìîíåòà èëè àâòîáóñ – äâåðü – ðîçà).

Ïðè ýòîì åãî ïðåäóïðåæäàþò, ÷òî èõ íóæíî áóäåò âîñïðîèçâåñòè ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò. Çà êàæäîå ïðàâèëüíî ïîâòîðåííîå ñëîâî äîáàâëÿþò 1 áàëë. Ïðè ýòîì ñëåäóåò îáðàòèòü âíèìàíèå, ñ êàêîé ïîïûòêè ïàöèåíò ïîâòîðèë âñå ñëîâà.

«Îïðåäåëåíèå âíèìàíèÿ è ñïîñîáíîñòè ê ñ÷åòó».

Ïàöèåíòà ïðîñÿò óñòíî îòíÿòü 7 îò 100, è òàê 5 ðàç ïîäðÿä (100–93–86–79–72–65). Çà êàæäîå ïðàâèëüíîå âû÷èòàíèå äîáàâëÿåòñÿ îäèí áàëë.

Ïðè îøèáêå ïàöèåíòà îäèí ðàç ìîæíî ñïðîñèòü, óâåðåí ëè îí â îòâåòå. Åñëè îòâåò áûë óêàçàí íåïðàâèëüíî, ïðîñÿò äàëåå îòíèìàòü èç ïðàâèëüíîãî ÷èñëà (íàïðèìåð, 100–7 áûë äàí îòâåò 94, òîãäà äàëåå ñïðàøèâàþò, ñêîëüêî áóäåò 93–7).

«Îïðåäåëåíèå ôóíêöèé ïàìÿòè».

Ïàöèåíòà ïðîñÿò âñïîìíèòü òðè ñëîâà, óêàçàííûå âî âòîðîé ÷àñòè. Çà êàæäîå ñëîâî – 1 áàëë.

«Îïðåäåëåíèå ôóíêöèé ðå÷è, ÷òåíèÿ, ïèñüìà».

Ïàöèåíòó ïîêàçûâàþò äâà ïðåäìåòà (÷àñû, êàðàíäàø, íåâðîëîãè÷åñêèé ìîëîòî÷åê è ò. ï.). Çà êàæäûé ïðàâèëüíûé îòâåò íà÷èñëÿåòñÿ 1 áàëë. Ïðîñÿò ïîâòîðèòü ôðàçó: «Íèêàêèõ åñëè, íî, è, íåò». Äàåòñÿ îäíà ïîïûòêà, òàêæå 1 áàëë ïðè ïðàâèëüíîì ïîâòîðå. Ïðîñÿò ïðî÷èòàòü èíñòðóêöèþ (íà ëèñòêå ïèøóò: «çàêðîéòå ãëàçà»). Åñëè ïàöèåíò ïðî÷èòûâàåò è çàêðûâàåò ãëàçà, äîáàâëÿåòñÿ îäèí áàëë.

Äàëåå äàþò ïðî÷èòàòü çàäàíèå: âçÿòü ëèñò áóìàãè ïðàâîé ðóêîé, ñëîæèòü ïîïîëàì äâóìÿ ðóêàìè è ïîëîæèòü íà êîëåíè. Ïîòîì äàþò ëèñò áóìàãè. Åñëè âñå äåéñòâèÿ âûïîëíåíû ïðàâèëüíî – íà÷èñëÿþò 3 áàëëà (ïî 1 áàëëó çà êàæäûé øàã).

Ïîñëå ïðîñÿò íàïèñàòü íà ëèñòå áóìàãè çàêîí÷åííîå ïðåäëîæåíèå (1 áàëë).

Ïîñëåäíèì çàäàíèåì ÿâëÿåòñÿ ðèñîâàíèå. Ïðîñÿò ñðèñîâàòü äâà ïåðåñåêàþùèõñÿ ïÿòèóãîëüíèêà. Ïðè ýòîì ïðàâèëüíûì ñ÷èòàåòñÿ âûïîëíåííîå çàäàíèå, åñëè ïåðåñå÷åíèå äâóõ ôèãóð îáðàçóåò ÷åòûðåõóãîëüíèê è âñå óãëû ïÿòèóãîëüíèêîâ ñîõðàííû. Òàêæå äàåòñÿ 1 áàëë. Òåì ñàìûì çà âåñü ðàçäåë ìàêñèìàëüíî ìîæíî ïîëó÷èòü 8 áàëëîâ.

Ñîâîêóïíî çà âåñü òåñò ìàêñèìàëüíîâîçìîæíîå ÷èñëî áàëëî⠖ 30.

 ïðîöåññå ïðîâåäåíèÿ òåñòà çàïîëíÿåòñÿ ñïåöèàëüíûé áëàíê (ñì. áëàíê òåñòà MMSE â Ïðèëîæåíèè, ñ. 152–153).

Àíàëèç ðåçóëüòàòîâ

Ïåðâûé âàðèàíò.  ýòîì âàðèàíòå ïîäõîäà ê îöåíêå ðåçóëüòàòîâ ñíèæåíèå êîãíèòèâíûõ ôóíêöèé îïðåäåëÿåòñÿ ñ ó÷åòîì óðîâíÿ îáðàçîâàíèÿ ïàöèåíòà:

? ïðè îòñóòñòâèè îáðàçîâàíèÿ ñíèæåíèå êîãíèòèâíûõ ôóíêöèé ñòàâèòñÿ ïðè ðåçóëüòàòå ìåíåå 17 áàëëîâ.

? ïðè ñðåäíåì îáðàçîâàíèè ïðè ðåçóëüòàòå ìåíüøå 20 áàëëîâ.

? ïðè âûñøåì îáðàçîâàíèè ïðè ðåçóëüòàòå ìåíüøå 24 áàëëîâ.

Âòîðîé âàðèàíò.

29-30 áàëëî⠖ íåò êîãíèòèâíûõ íàðóøåíèé.

? 24–27 áàëëî⠖ ëåãêèå êîãíèòèâíûå ðàññòðîéñòâà.

? 20–23 áàëëà – äåìåíöèÿ ëåãêîé ñòåïåíè (óìåðåííûå êîãíèòèâíûå íàðóøåíèÿ).

? 11–19 áàëëî⠖ äåìåíöèÿ óìåðåííîé ñòåïåíè (âûðàæåííûå êîãíèòèâíûå íàðóøåíèÿ).

? 0-10 áàëëî⠖ òÿæåëàÿ äåìåíöèÿ.

Ïðè óðîâíå ðåçóëüòàòîâ øêàëû ìåíüøå 19 áàëëîâ ðåêîìåíäîâàíà êîíñóëüòàöèÿ ïñèõèàòðà äëÿ ðåøåíèÿ âîïðîñà î íåîáõîäèìîñòè íàçíà÷åíèÿ ñïåöèôè÷åñêîé òåðàïèè.

Ïðè îöåíêå ðåçóëüòàòîâ îïðîñíèêà âðà÷ îáðàùàåò âíèìàíèå íà òî, êàêèå ôóíêöèè ìîçãà ñòðàäàþò áîëüøå. Íåêîòîðûå íþàíñû ïîçâîëÿþò ëó÷øå äèàãíîñòèðîâàòü ïðè÷èíó êîãíèòèâíûõ íàðóøåíèé.

Источник

Тесты для проверки реакций при инсульте

Чтобы минимизировать негативные последствия инсульта, важно не упустить столь ценное время и своевременно начать лечение.

Достоверно подтвердить диагноз могут результаты компьютерной томографии, однако экстренное ее проведение не всегда является возможным. Помимо внешних признаков, таких как потеря сознания, рвота, головные боли, нарушение речевых и двигательных функций, определить возможный инсульт помогают несложные тесты, проведение которых возможно в любых условиях даже при отсутствии какого-либо медицинского оборудования.

Чаще всего врачи используют прием распознавания симптомов инсульта, называемый ими «УЗП»:

  • У – врач просит человека улыбнуться. Кривая улыбка, а также уголки губ, один из которых направлен вверх, а другой вниз, могут быть тревожным симптомом;
  • З – заговорить. Специалист просит произнести несложную фразу, например: «За окном идет дождь». В большинстве случаев кровоизлияние в мозг сопровождается нарушениями речи;
  • П – поднять обе руки. При инсульте они не поднимаются до одинакового уровня.

Об остром нарушении мозгового кровообращения также свидетельствуют такие диагностические методы:

  • высовывание языка. Если он искривлен или западает в угол рта, это считается признаком болезни;
  • вытягивание вперед рук с закрытыми глазами. Если одна из рук начинает непроизвольно двигаться в направлении в сторону и вниз, это является настораживающим симптомом, свидетельствующем об опасном состоянии.

Чтобы оценить степень повреждений головного мозга у человека, перенесшего инсульт, неврологи применяют специальные тесты.

Индекс мобильности Ривермид

С помощью «Индекса мобильности Ривермид» проводится исследование возможности пациента совершать определенные движения, принимать отдельные положения тела, ходить. Индекс позволяет определить, насколько человек восстановился после инсульта и что стоит дополнительно предпринять, чтобы помочь ему вновь обрести двигательные навыки.

Опросник состоит из 15 вопросов, за каждый положительный ответ на пациенту начисляется 1 балл:

  • Можете ли Вы изменить положение тела в постели и повернуться без помощи посторонних со спины на бок?
  • Возможно ли для Вас самостоятельно сесть в постели из лежачего положения?
  • Сможете ли Вы сидеть на краю кровати более 15 секунд без дополнительной поддержки?
  • Сумеете ли Вы встать с любой поверхности менее чем за 15 секунд и простоять с поддержкой или без нее в течение такого же времени?
  • Способны ли Вы пересесть с кровати на стул без чьей-либо помощи?
  • Получится ли у Вас пройти 10 метров самостоятельно или с использованием костылей или трости, но без помощи посторонних?
  • Способны ли Вы преодолеть лестничный пролет без помощи посторонних?
  • Сумеете ли Вы самостоятельно передвигаться по улице?
  • Сумеете ли Вы пройти 10 метров в квартире, не полагаясь на чье-либо содействие?
  • Сможете ли Вы поднять с пола упавший предмет?
  • Получится ли у Вас передвигаться самостоятельно за пределами жилища по неровной поверхности (гравию, снегу, траве, песку)?
  • Сможете ли Вы самостоятельно принять ванну или душ?
  • Хватит ли у Вас сил подняться на 4–5 ступеней и спуститься обратно?
  • Сумеете ли Вы пробежать 10 метров в течение 4 секунд?

Одним из важных пунктов теста является наблюдение. Врач просит пациента встать и фиксирует время, в течение которого он сохраняет равновесие.

Шкала быстрой оценки деменции

Для оценки нарушения мыслительных способностей применяется «Шкала быстрой оценки деменции». Тест состоит из 30 вопросов, которые соединяются в тематические блоки. Каждый из блоков предназначен для определения конкретной функции головного мозга. При помощи этой шкалы оцениваются:

  • ориентация в пространстве и во времени;
  • внимательность;
  • сосредоточенность;
  • способность запоминать и воспроизводить новый материал;
  • способность считать и производить вычисления;
  • абстрактное мышление;
  • возможность узнавать родственников и знакомых;
  • состояние речи и памяти.

Исследование проводится врачом-неврологом или психиатром. За каждый положительный ответ пациенту насчитывается по одному баллу. Показатель 28–30 баллов соответствует состоянию полностью здорового человека. Если пациент набрал от 0 до 10 баллов, эти значения свидетельствуют о значительных, часто необратимых повреждениях головного мозга. Величины, находящиеся в среднем диапазоне, часто встречаются у пациентов, перенесших инсульт, и с течением времени улучшаются по мере выздоровления человека.

Этот тест также позволяет оценить психологическое состояние пациента, его активность и способность к самостоятельной жизни.

Шкала функциональной независимости

Шкала функциональной независимости позволяет оценить восстановление социальных навыков, возможность самостоятельного обслуживания и взаимодействия с окружающими, а также определить актуальное состояние перенесшего инсульт человека. Тест включает в себя 18 вопросов, на каждый из которых предусмотрено 7 вариантов ответа. Например, при определении степени восстановления навыков самообслуживания на вопрос о приеме предусмотрены следующие ответы:

  • полная независимость (все действия выполняются самостоятельно, включая использование столовых приборов);
  • ограниченная самостоятельность (все действия выполняются самостоятельно, но значительно медленнее, чем обычно);
  • минимальная зависимость (при выполнении некоторых действий требуется незначительная помощь);
  • незначительная зависимость (75% действий выполняется самостоятельно, однако периодически требуется посторонняя помощь);
  • умеренная зависимость (самостоятельно выполняется половина запланированных действий);
  • значительная зависимость (пациент способен самостоятельно выполнять от 25 до 50% действий при приеме пищи);
  • полная зависимость (самостоятельно выполняется менее 25% манипуляций за столом).

Также оценке подлежат:

  • способность осуществлять процедуры личной гигиены;
  • принимать ванну или душ;
  • самостоятельно одеваться, в том числе надевать протезы;
  • пользоваться туалетом;
  • контроль функционирования мочевой и выделительной систем;
  • способность без посторонней помощи подниматься с кровати и перемещаться;
  • возможность самостоятельно ходить и подниматься по лестнице;
  • восприятие внешней информации;
  • способность устно или письменно выражать свои мысли и пожелания;
  • состояние памяти;
  • способность принимать решения;
  • взаимодействие с обществом.

Шкала тревоги и депрессии

Для оценки эмоционального состояния пациента врачи используют «Шкалу тревоги и депрессии». Тест состоит из 14 утверждений, на которые можно дать один из 4 ответов – «все время», «часто», «иногда» и «совсем не испытываю», за каждый из которых начисляют от 1 до 4 баллов. В шкалу включаются следующие утверждения:

  • мне страшно;
  • я напряжен;
  • я способен видеть смешное и рассмеяться при этом;
  • меня одолевают беспокойные мысли;
  • мне доставляет удовольствие то же, что и раньше;
  • я ощущаю себя бодрым;
  • я способен сесть и расслабиться;
  • мне кажется, что я очень медленно двигаюсь;
  • меня не оставляет внутреннее напряжение;
  • я не способен спокойно оставаться на одном месте;
  • я рассчитываю на получения чувства удовлетворения от своих увлечений;
  • я подвержен чувству паники;
  • я способен получать удовольствие от прочтения книг, просмотра фильмов.

При результате от 0 до 7 баллов считается, что психическое состояние пациента является стабильным. Набранные 11 баллов свидетельствуют о депрессии.

Регулярное тестирование помогает не только определить актуальное состояние человека в послеинсультный период, но и наблюдать за его динамикой. Своевременно выявленное ухудшение показателей позволяет скорректировать программу реабилитации и добиться стабилизации здоровья пациента.

Источник

Как распознать начало инсульта и микроинсульта: 12 предупреждающих симптомов

Если подозреваете патологию, действовать нужно очень быстро.

Человек может полностью выздороветь после инсульта, если помощь оказана вовремя. Но две трети выживших все-таки остаются инвалидами, пишет medicinenet.com .

Инсульт случается, когда прекращается кровоснабжение мозга . Какая область лишилась крови, такие симптомы и появятся. Может нарушиться любая функция нервной системы, но обычно признаки возникают внезапно и на одной стороне тела.

В один момент могут появиться:

  • слабость или паралич любой части тела,
  • онемение в любом участке тела, ощущение покалывания, «иголок»,
  • полная потеря чувствительности в любой части тела,
  • потеря равновесия при ходьбе, изменение походки, трудность при попытке скоординировать движения,
  • помутнение зрения – в одном или двух глазах,
  • головокружение,
  • неспособность выразить словами мысль, неразборчивая речь или полная ее потеря,
  • трудность с глотанием,
  • потеря памяти,
  • изменение тонуса мышц, мышечная напряженность,
  • изменение поведения,
  • сильная головная боль, не похожая на ту, что бывала в прошлом.

Признаки микроинсульта такие же, только они сами проходят и в ближайшее время не возвращаются. Причем у человека может быть как один, так и несколько из перечисленных симптомов.

«Быстрый тест» на инсульт

За несколько секунд можно подтвердить опасения по поводу нарушения мозгового кровообращения. Для этого попросите человека сделать три вещи.

  • Пусть он улыбнется . При инсульте невозможно сделать это двумя сторонами губ: половина рта останется опущенной, а лицо будет выглядеть асимметрично.
  • Человек должен поднять две руки . Если одна конечность опускается вниз, испытывает слабость – это признак инсульта.
  • Задавайте вопросы и обращайте внимание на речь . При инсульте сложно, иногда невозможно, выговорить даже самые простые слова. Как вариант – попросите повторить за вами предложение. Любые странности в речи говорят о мозговой катастрофе.

И самое главное – увидев первые признаки инсульта, незамедлительно вызывайте скорую помощь. В больнице о состоянии человека позаботятся реаниматологи, неврологи, эндоваскулярные хирурги и другие специалисты.

Ранее Yellmed называл признак инфаркта, который могут пропустить активные люди .

Источник

Тест с ответами: “Инсульт”

1. Инсульт от латинского:
а) нападение, удар +
б) нарушение
в) остановка

2. Устаревшее название инсульта:
а) асфиксия
б) апоплексия +
в) аноплексия

3. Инсульт – это:
а) острое нарушение кровообращения лёгких
б) острое нарушение кровообращения печени и почек
в) острое нарушение кровообращения головного мозга +

4. Что относят к инсультам:
а) инфаркт мозга +
б) остановку сердца
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

5. Что относят к инсультам:
а) кровоизлияние в лёгкие
б) отказ почек
в) кровоизлияние в мозг +

6. Какое место в мире занимают сосудистые заболевания в структуре смертности от заболеваний системы кровообращения:
а) 3
б) 2 +
в) 1

7. Кто впервые упомянул об инсульте:
а) Архимед
б) Гиппократ +
в) Сократ

8. Упоминание относится к:
а) 440 – м годам до н. э.
б) 460 – м годам до н. э.
в) 480 – м годам до н. э.

9. Какой учёный обозначил симптомы инсульта термином апоплексия:
а) Вален
б) Мален
в) Гален +

10. Среди всех видов инсульта преобладают:
а) кровоизлияния в мозг
б) ишемические поражения мозга +
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

11. Сколько случаев инсульта регистрируется в мире ежегодно (примерно):
а) 12 млн. +
б) 5 млн.
в) 1 млн.

12. Какой процент выживших после инсульта людей становится инвалидами:
а) 50 – 60%
б) 70 – 80% +
в) 40 – 50%

13. Сколько основных видов инсульта существует:
а) 3 +
б) 5
в) 2

14. Ишемический инсульт чаще всего возникает у больных старше:
а) 45 лет
б) 50 лет
в) 60 лет +

15. Характерное развитие ишемического инсульта в:
а) ночное время без потери сознания +
б) дневное время с потерей сознания
в) рано утром без потери сознания

16. При закупорке каких артерий, чаще всего развивается ишемический инсульт:
а) питающих лёгкие
б) питающих головной мозг +
в) питающих печень и почки

17. Ишемический инсульт подразделяют на:
а) атеротромбический, кардиоэмболический, лакунарный
б) гемодинамический, инсульт по типу гемореологической микроокклюзии
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

18. Внутримозговое кровоизлияние чаще всего возникает у больных:
а) 60 – 65 лет
б) 45 – 60 лет +
в) 65 – 70 лет

19. Внутримозговое кровоизлияние:
а) наименее распространённый тип геморрагического инсульта
б) наиболее распространённый тип лакунарного инсульта
в) наиболее распространённый тип геморрагического инсульта +

20. Внутримозговое кровоизлияние:
а) развивается медленно
б) развивается внезапно +
в) развивается незаметно для больного

21. Чаще всего причиной кровоизлияния в головной мозг является:
а) гипертоническая болезнь +
б) инфаркт миокарда
в) отказ почек

22. Основным патогенетическим фактором кровоизлияния является(ются):
а) артериальная гипертензия
б) гипертонические кризы
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

23. Субарахноидальное кровоизлияние чаще всего возникает у больных:
а) 45 – 50 лет
б) 50 – 60 лет
в) 30 – 60 лет +

24. В числе факторов риска развития субарахноидального кровоизлияния называют:
а) стрессы на работе
б) курение +
в) плохое питание

25. В числе факторов риска развития субарахноидального кровоизлияния называют:
а) стрессы на работе
б) плохое питание
в) хронический алкоголизм +

26. В числе факторов риска развития субарахноидального кровоизлияния называют:
а) стрессы на работе
б) избыточную массу тела +
в) плохое питание

27. Какими симптомами может проявляться инсульт:
а) общемозговыми
б) очаговыми
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

28. Общемозговые симптом могут быть:
а) одинаковыми
б) разными +
в) свой вариант ответа

29. Приведите пример фактора риска характерного для инсульта:
а) артериальная гипертония +
б) болезни почек
в) болезни печени

30. Приведите пример фактора риска характерного для инсульта:
а) болезни печени
б) заболевание сердца (аритмия и др.) +
в) болезни лёгких

Источник

Тесты и опросники в ходе реабилитации после инсульта

Для оценки состояния человека, перенесшего инсульт, могут использоваться различные, специально разработанные тесты и опросники.

Зачем нужны такие тесты?

Чтобы оценить состояние человека, перенесшего инсульт, врачи-неврологи и другие специалисты используют различные тесты, шкалы и опросники. Это инструменты диагностики, которые помогают врачам, пациентам и семьям пациентов контролировать процесс восстановления после инсульта. С помощью таких тестов можно понять, на что нужно обратить особое внимание в ходе реабилитации, как продвигается процесс восстановления, все ли важные факторы учтены.

Какие бывают тесты?

Перед перенесшим инсульт человеком стоит несколько основных задач. Во-первых, это вернуть себе мобильность, то есть возможность совершать движения. Во-вторых, это восстановить работу когнитивных функций, таких, как память, речь, восприятие, если она пострадала в результате инсульта. В-третьих, это вернуться к привычной жизни, то есть стать вновь самостоятельным в быту, встречаться с друзьями и близкими, работать. В-четвертых, это сохранять правильный эмоциональный настрой, который способствует быстрому восстановлению и дает силы противостоять возникающим сложностям.

Движение и перемещение

Для того, чтобы оценить способность к движению у человека, перенесшего инсульт, специалисты отдают предпочтение “Индексу мобильности Ривермид”. С помощью этого инструмента отслеживается возможность принимать различные положения, перемещаться в пространстве и ходить. Индекс позволяет оценить, какие из предварительных этапов восстановления подвижности уже пройдены. Он также учитывает степень восстановления навыка ходьбы. Также с помощью индекса можно понять, на какие моменты в процессе тренировки надо обратить внимание.

Мышление и когнитивные функции

Для оценки когнитивных нарушений может быть использована “Шкала быстрой оценки деменции”. В результате инсульта может ухудшиться работа памяти, речи, восприятия. В отличии от аналогичных нарушений при деменции, чаще всего, это обратимый процесс. В случае обоих заболеваний понять, есть ли нарушения в работе когнитивных функций, можно с помощью одно и того же инструмента. Кроме таких когнитивных функций, как память, речь, внимание, с помощью этой шкалы можно также оценить эмоциональное состояние, бытовую независимость и социальную активность.

Независимость и самостоятельность

Для оценки уровня независимости после инсульта используется “Шкала функциональной независимости”. Шкала содержит вопросы о социальных навыках, способности к повседневным бытовым действиям, контакту с другими людьми, контролю физиологических функций, а также возможности самостоятельного передвижения и перемещения. С помощью шкалы можно оценить актуальное состояние человека, перенесшего инсульт, его прогресс в ходе программы реабилитации, а также уровень бытовой зависимости, то есть необходимости в уходе со стороны других людей.

Эмоции и настроение

Основные эмоциональные “враги” быстрого восстановления – это депрессия и тревожность. Существует множество различных тестов, помогающих выявить депрессивные и тревожные состояния. Часто используется “Госпитальная шкала тревоги и депрессии”. Этот инструмент позволяет оценить наличие депрессии и тревоги, которые могут негативно влиять на темп и ход реабилитации. Близкие человека, который перенес инсульт, тоже испытывают депрессию и сильную тревожность, поэтому пройти этот тест рекомендуется не только самому человеку, но и его родственникам и друзьям.

Что еще можно делать с помощью тестов?

С помощью тестов и опросников можно самостоятельно “замерять” и “отслеживать” как продвигается решение каждой из основных задач реабилитации. Если проводить такие замеры время от времени и записывать результаты, можно наглядно видеть динамику восстановления. Если мы отмечаем свои улучшения, это нас мотивирует продолжать реабилитацию, если наши достижения видят те, кто нам дороги, это мотивирует нас вдвойне. Если же вдруг динамика начнет ухудшаться, это позволит нам принять меры и во время скорректировать программу реабилитации.

Источник

Этот тест на интеллект покажет, выживет ли пациент после инсульта

Простой анализ, на проведение которого требуется менее 10 минут, может предсказать, останется ли в живых жертва инсульта через три года. Он измеряет объем памяти и мыслительные навыки.

Ученые испытали простейший тест на объём памяти и мыслительные навыки, с помощью которого можно установить, останется ли в живых пациент после инсульта через три года. Данный тест необходимо проходить в течение недели после инсульта. Он определяет людей, у которых вероятность умереть в течение следующих трех лет в 7 раз выше. В частности, наблюдения показали, что плохо справлявшиеся с этим тестом люди позднее более чем в два раза чаще испытывали трудности с выполнением повседневной активности вроде мытья посуды или одевания.

Тест под названием Montreal Cognitive Assessment, который не так давно прошёл американский президент Дональд Трамп, занимает всего несколько минут. Он оценивает память, языковые навыки и концентрацию. Данный тест широко используется для пациентов после инсульта. Исследования с участием 274 подобных больных показало, что тест аккуратно предсказывает вероятность летального исхода, проблемы с подвижностью и способность вести независимую жизнь. Это связано с тем, что трудности с мышлением являются как бы красным флажком, свидетельствующим о скором возникновении нарушений в мозге, включая и проблемы с циркуляцией крови. А эти проблемы, в свою очередь, говорят об опасно высоком артериальном давлении и риске болезней сердца.

В частности, эксперименты показали, что не справившиеся с этим тестом через неделю после инсульта люди имели уровень выживаемости в 83%. Среди тех, у кого не отмечалось в ходе теста проблем с мышлением, этот показатель составлял 97%. (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ)

Источник

Источник