Тактика врача стоматолога при гипертоническом кризе

Стоматологические операции (экстракция зуба и др.) желательно проводить после нормализации АД у таких больных, т.к. в противном случае бывает повышенная кровоточивость с одной стороны и возможность развития гипертонического криза с другой стороны. В экстренных случаях необходимо быть готовым к повышенной кровоточивости.
Неотложная помощь при гипертоническом кризе в условиях стоматологического кабинета:
Предпочтение следует отдавать таблетированным препаратам.
Применяют сублингвально:
– каптоприл (капотен) 25-50 мг, или
– нифедипин (коринфар, кордипин) 20 мг (2 табл), или
– клофеллин 0,15 мг.
Внутрь можно дать дополнительно 40-80 мг фуросемида.
Если состояние больного не улучшается, цифры АД практически не уменьшаются в течение 30 минут, следует вызвать скорую помощь. Если гипертонический криз тяжелый, протекает с очень высокими цифрами АД, то скорую помощь необходимо вызвать сразу, а до ее приезда оказывать неотложную помощь самостоятельно.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
– курация больных в палатах;
– разбор курируемых больных;
– работа с историями болезни;
-демонстрация практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
– решение тестовых заданий и ситуационных задач по теме занятия;
– внеаудиторная работа по теме занятия
5.4. Итоговый контроль знаний:
1. Дать определение заболевания артериальная гипертония?
2. Классификация артериальных гипертоний (АГ)?
3. Выделить основные этиологические факторы АГ?
4. Каков патогенез АГ?
5. Какие основные клинические проявления АГ?
6. Клиника АГ?
7. Дифференциальная диагностика АГ?
8. Какие лабораторные методы исследования используются в диагностике АГ?
9. Какие инструментальные методы исследования используется в диагностике АГ?
10. Назовите современные методы лечения АГ?
Ситуационные задачи по теме.
Задача№ 1
Больной 65 лет, жалобы на головные боли, шум в голове, одышку и боли в икроножных мышцах при подъеме на первый этаж, сухость во рту, запоры, сонливость. Артериальная гипертензия 15 лет, получает гемитон по 1 табл. 2 раза в сутки. Курил с 30 лет по 10 сигарет в день. 3 года не курит.
Объективно: масса тела 65 кг, рост 168 см. В легких немного влажных незвонких мелкопузырчатых хрипов, в задне-нижних отделах.ЧД 20 в минуту. Сердце: акцент II тона и грубый систолический шум на аорте. АД 180/105 мм рт.ст. Пульс 88 в минуту. Пульсация на артериях стопы отсутствует.
ЭКГ: гипертрофия левого желудочка.
Глюкоза крови 4,5 ммоль/л, мочевая кислота 280 ммоль/л, белок 65г/л, креатинин 70 ммоль/л.
1) Дайте характеристику артериальной гипертензии, объясните шум на аорте.
2) Оцените все жалобы больного
3) Какие гипотензивные препараты противопоказаны данному больному и почему?
4) Какие методы контроля за назначенным лечением?
5) Классификация гипертонической болезни (ВОЗ)
Задача№2
Больная 55 лет, предъявляет жалобы на головные боли, мелькание мушек перед глазами, сердцебиение, чувство тревоги, плохой сон. В течение 5 лет находят повышение АД190/90 мм рт.ст.Пульс 96 в минуту, ритмичный, тоны ясные, дующий систолический шум на верхушке, ЭКГ без особенностей. У матери больной гипертоническая болезнь.
1) Стадия заболевания?
2) Какая форма артериальной гипертензии?
3) Какие заболевания следует исключить у данной больной.
4) Классификация уровней АД
5) Рекомендуемая диета
Задача№3
У больного 60 лет на фоне гипертонического криза возникло носовое кровотечение.
1) В каких условиях целесообразно оказание помощи?
2) Какие методы остановки кровотечения могут быть использованы в домашних условиях?
3) Какова последовательность методов оказания помощи в условиях стационара?
4) Классификация гипертонической болезни (ВОЗ)
5) Классификация уровней АД
Задача№4
Больной 54 лет, поступил с жалобами на ощущение перебоев в работе сердца, возникающие при физической нагрузке. В течение 5 лет повышения АД до 190/100 мм рт.ст., привычные цифры АД 140/95 мм рт.ст. В последние 2 года возникают боли за грудиной во время подъема АД, быстро купируются нитроглицерином. Ощущения перебоев в работе сердца появились в течение полугода.
Объективно: границы сердца расширены влево на 2 см, тоны приглушены, аритмичны, акцент II тона на аорте. Пульс 88 в минуту, АД 175/100мм рт.ст.
На ЭКГ: гипертрофия левого желудочка, ритм синусовый, желудочковая экстрасистолия. Анализ крови и мочи без изменений.
1) Определите стадию гипертонической болезни?
2) Как объяснить загрудинные боли?
3) Какая характеристика экстрасистолии требуется?
4) Какой препарат выбора для данного больного?
5) Классификация гипертонической болезни (ВОЗ)
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия.
В соответствии с методическими указаниями для внеаудиторной работы по теме следующего занятия.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
НИРС наряду с традиционными видами обучения осуществляется на аудиторных занятиях, но в большей мере предполагает участие во внеаудиторной учебно-исследовательской работе каждого студента, включая систематическое выполнение заданий по СРС.
Ее основная цель – способствовать более прочному, чем при восприятии готовых сведений, усвоению знаний, обеспечить адекватное владение научной информацией. Вторая существенная цель УИРС – снабдить будущего специалиста элементарными исследовательскими умениями и навыками, способствующими его дальнейшему профессиональному совершенствованию.
Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются:
1) самостоятельная работа;
2) пользование библиографическими указателями, каталогами, картотеками.
Обсуждение реферата проводится на практическом занятии.
Тематика НИРС:
1. Причины развития, факторы риска в развитии гипертонической болезни (ГБ).
2.Клинические проявления гипертонической болезни, их патогенетическое обоснование.
3.Современные методы диагностики артериальных гипертоний и гипертонической болезни
4.Принципы лечения ГБ.
5.Клиника, диагностика, принципы лечения, осложнений ГБ.
6.Основные группы гипотензивных препаратов, классификация, механизм действия.
7.Симптоматические гипертонии, классификация, клинические проявления артериальной гипертонии при заболевании почек.
VI СЕМЕСТР
Занятие № 29
1.Тема: «Ревматоидный артрит. Системная красная волчанка»
2. Форма организации учебного процесса: клиническое практическое занятие
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
3. Значение темы:
Системная красная волчанка – системное аутоиммунное полиэтиологическое диффузное заболевание, характеризующееся дезорганнизацией соединительной ткани с преимущественным поражением микроциркуляторного сосудистого русла кожи и внутренних органов. Заболевание имеет распространенность от 5 до 250 человек на 100 тысяч населения. Чаще болеют женщины молодого возраста (14-40 лет), причем соотношение мужчин и женщин, болеющих СКВ = 1:10. У детей это соотношение = 1:3.
Ревматоидный артрит (РА)является распространенным заболеванием среди ревматических заболеваний суставов. Частота его, по данным различных авторов, колеблется в пределах 10 – 20%. Важность проблемы ревматоидного аритрита обусловлена не только его распространенностью, болеют люди разного возраста, в том числе, дети, подростки чаще женщины, что имеет социальное значение.
Иметь представление о РА, уметь своевременно диагностировать заболевание и назначать адекватное лечение.
Подготовка высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах диагностики, особенно, дифференциальной диагностике на ранних этапах заболевания и лечения.
Воспитание ответственности будущего врача за своевременную диагностику, правильную постановку диагноза и адекватного назначения лечения, позволяющего добиться ремиссии заболевания.
4.Цели обучения:
– общаяобучающийся должен обладать ОК и ПК: ОК-1, ОК-8, ПК-10, ПК- 12, ПК-21, ПК-27, ПК-50
– учебная:
знать социально-значимые проблемы, процессы и существующие методы применения медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача Методы физикального осмотра, клинического обследования больного, алгоритм лабораторных и инструментальных обследований терапевтических больных. Выявлять у больных основные патологические симптомы и синдромы заболеваний на основе медико-биологических дисциплин, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях;
уметь анализировать и делать практические выводы, оценивать социальные факторы (в т.ч. факторы риска), влияющие на состояния физического и психологическое состояние пациента. Применять морально-этические нормы врачебного поведения.
Определить статус пациента: собрать анамнез, провести физикальное обследование пациента; наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни. Проводить исследования больного терапевтического профиля на основе современных методов клинического, лабораторного, инструментального обследования больных;
владетьнавыками использования на практике оценки факторов риска, влияющих на физическое и психическое состояние пациента, навыками проведения объективного обследования больного, постановки предварительного диагноза на основании результатов клинических, лабораторных, исследований, навыками сопоставления клинических и морфологических данных выявлять патологические синдромы.
5. План изучения темы:
Источник
Îöåíêà êëèíè÷åñêîãî âàðèàíòà, ãåìîäèíàìè÷åñêîãî òèïà, ïàòîãåíåç è áèîõèìè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà. Ïîðÿäîê íåîòëîæíîé ïîìîùè â ñòîìàòîëîãè÷åñêîì êàáèíåòå è ëå÷åíèå â ñòàöèîíàðå ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà. Âûáîð ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Òèï ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà | ||
Ïàðàìåòðû | I òèï | II òèï |
âåäóùèé ïàòîãåíåòè÷åñêèé ôàêòîð | àäðåíàëèí | íîðàäðåíàëèí |
âðåìÿ ïîÿâëåíèÿ | ðàííèå ñòàäèè ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè | ïîçäíèå ñòàäèè ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè |
òå÷åíèå | îòíîñèòåëüíî ëåãêîå | áîëåå òÿæåëîå |
ðàçâèòèå | áûñòðîå | ïîñòåïåííîå |
ãåìîäèíàìè÷åñêèå îñîáåííîñòè | ïðåèìóùåñòâåííûé ðîñò ñåðäå÷íîãî âûáðîñà | ïðåèìóùåñòâåííîå ïîâûøåíèå ïåðåôåðè÷åñêîãî ñîïðîòèâëåíèÿ ñîñóäîâ |
àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå | ðîñò ñèñòîëè÷åñêîãî äàâëåíèÿ | ïðåèìóùåñòâåííîå óâåëè÷åíèå äèàñòîëè÷åñêîãî äàâëåíèÿ |
îñíîâíûå êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ | ãîëîâíàÿ áîëü, îáùåå âîçáóæäåíèå, äðîæü, ñåðäöåáèåíèå, ïðèëèâû | ñèëüíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, òîøíîòà, ðâîòà, íàðóøåíèÿ çðåíèÿ, íåâðîëîãè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, áåññèìïòîìíîå òå÷åíèå |
ïðîäîëæèòåëüíîñòü | ÷àñû, ìèíóòû, äî ñóòîê | îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî íåñêîëüêèõ ñóòîê |
îñëîæíåíèÿ | íåõàðàêòåðíû | èíñóëüò, äèíàìè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, èíôàðêò ìèîêàðäà, ñòåíîêàðäèÿ, ñåðäå÷íàÿ àñòìà è îòåê ëåãêèõ, ñëåïîòà |
Êîãäà íåîáõîäèìà ñðî÷íàÿ ãîñïèòàëèçàöèÿ?
Ïðè íàëè÷èè ôàêòîðîâ ðèñêà, áîëüíîé ïîäëåæèò îáÿçàòåëüíîé ãîñïèòàëèçàöèè:
· ñàõàðíûé äèàáåò
· ïåðåíåñåííûé èíñóëüò
· èøåìèÿ èëè èíôàðêò ìèîêàðäà
Ïàöèåíòû ñ ãèïåðòîíè÷åñêèì êðèçîì, ïðèâåäøèì ê ðàçâèòèþ îðãàííîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïîäëåæàò íåìåäëåííîé ãîñïèòàëèçàöèè â îòäåëåíèå èíòåíñèâíîé òåðàïèè äëÿ êîíòðîëÿ è íîðìàëèçàöèè äàâëåíèÿ ñ ïîìîùüþ ïðåïàðàòîâ äëÿ âíóòðèâåííîãî ââåäåíèÿ.
Ëå÷åíèå ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçîâ äîëæíî îñíîâûâàòüñÿ íà îöåíêå êëèíè÷åñêîãî âàðèàíòà êðèçîâ, èõ ïàòîãåíåçà, êëèíèêè, ãåìîäèíàìè÷åñêîãî òèïà, áèîõèìè÷åñêîé õàðàêòåðèñòèêè ñ ó÷¸òîì ðàçâèòèÿ âîçìîæíûõ îñëîæíåíèé. ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç ñòàöèîíàð ñòîìàòîëîãè÷åñêèé
 îñíîâó ëå÷åíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçîâ ñëåäóåò ïîëîæèòü ñëåäóþùèå ïðèíöèïû:
1) Ñíèæåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ ïîä ñòðîãèì êîíòðîëåì åãî óðîâíÿ â òå÷åíèå âñåãî ïåðèîäà êðèçà.
2) Óìåíüøåíèå ïðîíèöàåìîñòè ñòåíîê ñîñóäîâ.
3) Íàçíà÷åíèå ñïàçìîëèòè÷åñêèõ ñðåäñòâ, óëó÷øàþùèõ êîðîíàðíîå, ìîçãîâîå è ïî÷å÷íîå êðîâîîáðàùåíèå.
4) Ïðèìåíåíèå ñðåäñòâ, íîðìàëèçóþùèõ ñâ¸ðòûâàþùóþ è àíòèñâ¸ðòûâàþùóþ ñèñòåìû êðîâè.
5) Íàçíà÷åíèå äèåòû ñ îãðàíè÷åíèåì, à â îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ, èñêëþ÷åíèåì íàòðèÿ õëîðèäà, îãðàíè÷åíèåì æèäêîñòè è æèðîâ.
6) Ïðîâåäåíèå èíòåíñèâíîé îêñèãåíîòåðàïèè.
7) Èñïîëüçîâàíèå òðàíêâèëèçàòîðîâ, êîòîðûå àêòèâíî âîçäåéñòâóþò íà ãèïîòàëàìóñ, ïîäêîðêîâûå è äðóãèå îáðàçîâàíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà.
Ì.Ñ. Êóøàêîâñêèé ñ ñîàâòîðàìè ðàçëè÷àåò 2 ïðîãðàììû ëå÷åíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçîâ: à) ïðîãðàììà ñðåäíåé èíòåíñèâíîñòè, êîãäà ñîñòîÿíèå áîëüíîãî ïîçâîëÿåò ïðèìåíèòü ëåêàðñòâà, ïîíèæàþùèå äàâëåíèå ñïóñòÿ 1 ½ – 2 ÷àñà ïîñëå èõ ââåäåíèÿ; á) ïðîãðàììà ýêñòðåííîé ïîìîùè áîëüíûì ñ íàèáîëåå òÿæåëûìè è îñëîæí¸ííûìè ôîðìàìè êðèçîâ, êîãäà ÀÄ äàâëåíèå íåîáõîäèìî ñíèçèòü â òå÷åíèå 10-15 ìèíóò, òàêóþ ïðîãðàììó ÷àñòî èñïîëüçóþò âðà÷è êàðäèîëîãè÷åñêèõ áðèãàä íà äîãîñïèòàëüíîì ýòàïå. Ëå÷åíèå ëþáîãî âèäà êðèçà ðåêîìåíäóåòñÿ íà÷èíàòü ñ íàçíà÷åíèÿ äèóðåòèêà âíóòðü (ôóðîñåìèä, ãèïîòèàçèä) ëèáî â/â (ëàçèêñ). Çàòåì ñëåäóåò ïåðåéòè ê ñîîòâåòñòâóþùåé ëå÷åáíîé ïðîãðàììå.
Ëå÷åáíàÿ ïðîãðàììà ñðåäíåé èíòåíñèâíîñòè.
Îñíîâíûå ñðåäñòâà. Ïðåïàðàòîì âûáîðà ÿâëÿåòñÿ ðåçåðïèí (ðàóñåäèë).
Íà÷àëüíóþ äîçó 1,0-2,5 ìã ââîäÿò â/ì; ïðè ïîäîçðåíèè íà âíóòðèìîçãîâîå êðîâîèçëèÿíèå äîçó ðåçåðïèíà ïîíèæàþò äî 0,25 ìã. ÀÄ îáû÷íî ïîíèæàåòñÿ ÷åðåç 1-2 ÷ ïîñëå â/ì èíúåêöèè (èíîãäà ÷åðåç 30 ìèíóò); ìàêñèìóì ãèïîòåíçèè ïðèõîäèòñÿ íà 2-4 ÷àñà, äëèòåëüíîñòü äåéñòâèÿ – 6-8 ÷àñîâ.  ñðåäíåì ñèñòîëè÷åñêîå äàâëåíèå ñíèæàåòñÿ íà 20 ìì ðò.ñò., ñðåäíåå ãåìîäèíàìè÷åñêîå äàâëåíèå – íà 20-25% îò èñõîäíîãî, îòìå÷àåòñÿ òàêæå íåáîëüøîå óðåæåíèå ñîêðàùåíèé ñåðäöà. Ñî÷åòàíèå ñèìïàòîëèòèêà ðåçåðïèíà ñ ñàëóðåòèêîì ñïîñîáñòâóåò ïîíèæåíèþ ñðåäíåãî ãåìîäèíàìè÷åñêîãî äàâëåíèÿ íà 30-35% â òå÷åíèå 10-12 ÷. Ðåçåðïèí îáëàäàåò ñèìïàòîëèòè÷åñêèì äåéñòâèåì, ñïîñîáñòâóåò óëó÷øåíèþ ïî÷å÷íîãî êðîâîòîêà è êëóáî÷êîâîé ôèëüòðàöèè, çàìåäëÿåò ðèòì ñåðäöà (÷òî îñîáî ïîêàçàíî ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå, ïðîòåêàþùåì ñ ÿâëåíèÿìè òàõèêàðäèè), ïîíèæàåò îñíîâíîé îáìåí, îêàçûâàåò ïðîòèâîãèïîêè÷åñêîå, ãèïîòåíçèâíîå è ñåäàòèâíîå äåéñòâèå.
Äîáàâî÷íûå ñðåäñòâà. Èñïîëüçîâàíèå òàêîãî ïîïóëÿðíîãî ïðåïàðàòà êàê äèáàçîë íå ìîæåò ðàññìàòðèâàòüñÿ êàê âåäóùåå ñðåäñòâî ëå÷åíèÿ ãèïåðòåíçèâíûõ êðèçîâ, ïîñêîëüêó à) åãî ãèïîòåíçèâíîå äåéñòâèå âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ÿâíî íåäîñòàòî÷íî, á) ïðåïàðàò ñïîñîáåí âûçûâàòü ïàðàäîêñàëüíûå ïîäú¸ìû ÀÄ, â) ó ïîæèëûõ ëþäåé äèáàçîë èíîãäà ÷ðåçìåðíî ïîíèæàåò ÌÎ ñåðäöà.
Îäíàêî ò.ê. äèáàçîë îñëàáëÿåò ãåìîäèíàìè÷åñêèé óäàð, óìåíüøàåò óãðîçó ìîçãîâûõ êðîâîèçëèÿíèé, åãî ìîæíî èñïîëüçîâàòü â êîìïëåêñå ñ äðóãèìè ïðåïàðàòàìè. Ýòè ñîîáðàæåíèÿ êàñàþòñÿ èíúåêöèé ïàïàâåðèíà ãèäðîõëîðèäà, íî- øïû è äðóãèõ âåùåñòâ, îêàçûâàþùèõ ñïàçìîëèòè÷åñêîå äåéñòâèå, íî ñðàâíèòåëüíî ñëàáî âëèÿþùèõ íà ñèñòåìíîå ÀÄ.
Äëÿ ñíÿòèÿ ðâîòíûõ ðåôëåêñîâ è óìåíüøåíèÿ âîçáóæäåíèÿ îñòîðîæíî ïðèìåíÿþò àìèíàçèí (?-àäðåíîáëîêàòîð). Ýòîò ïðåïàðàò íå âñåãäà óïðàâëÿåì: îí ìîæåò óãíåòàòü äûõàòåëüíûé öåíòð, âûçûâàòü òàõèêàðäèþ, è ÷ðåçìåðíîå ïàäåíèå ÀÄ, óñèëèâàòü ïðè àòåðîñêëåðîçå ñîñóäîâ ãîëîâíîãî ìîçãà íàðóøåíèÿ âíóòðèìîçãîâîé öèðêóëÿöèè êðîâè.
Äëÿ óñïîêîåíèÿ ÖÍÑ, óìåíüøåíèÿ ñóäîðîã, óñèëåíèÿ äèóðåçà â/ì èëè â/â (ìåäëåííî) ââîäÿò 10-20 ìë 25% ðàñòâîðà ìàãíèÿ ñóëüôàòà. ÀÄ íåñêîëüêî ïîíèæàåòñÿ ÷åðåç 3-4 ÷ â ñâÿçè ñ îáùèì óñïîêàèâàþùèì äåéñòâèåì ïðåïàðàòà.
Ìàãíèÿ ñóëüôàò îñîáåííî ïîêàçàí ïðè ýêëàìïñèè áåðåìåííûõ. Îäíàêî â áîëüøèõ äîçàõ îí èíîãäà óãíåòàåò (ïàðàëè÷!) äûõàòåëüíûé öåíòð. Åñëè âîçíèêàåò ýòî îñëîæíåíèå, â/â ââîäÿò 10 ìë 10% ðàñòâîðà.
Ïðè ãèïåðòåíçèâíûõ êðèçàõ ñ âûðàæåííûìè ïðîÿâëåíèÿìè ãèïåðàäðåíåðãèè, à òàêæå ïðè äèýíöåôàëüíûõ êðèçàõ ñèìïàòèêîòîíè÷åñêîãî õàðàêòåðà, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ âíåçàïíûìè ïîäú¸ìàìè ÀÄ, èñïîëüçóåòñÿ ?-àäðåíîáëîêàòîð ïèððîêñàí. Ïðåïàðàò ââîäÿò â/ì ïî 1-2 ìë 1,5% ðàñòâîð 1-2 ðàçà. Ïðè ýòîì âîçìîæíî ðåçêîå ïàäåíèå äàâëåíèÿ. Ïèððîêñàí íå ñëåäóåò íàçíà÷àòü ëèöàì ñ òÿæ¸ëûì àòåðîñêëåðîçîì, íàðóøåíèÿìè ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.
Ïðîãðàììà ýêñòðåííîé ïîìîùè ïðè ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçàõ.
Ãëàâíàÿ öåëü ëå÷åíèÿ – áûñòðîå ñíèæåíèå ÀÄ: äèàñòîëè÷åñêîãî äî óðîâíÿ îêîëî 100 ìì ðò.ñò. (ó äåòåé ñ îñòðûì ãëîìåðóëîíåôðèòîì, ó áåðåìåííûõ ïðè ýêëàìïñèè äèàñòîëè÷åñêîå äàâëåíèå äîëæíî áûòü ñíèæåíî äî íîðìû). Åñëè îñòðàÿ ýíöåôàëîïàòèÿ ñîïðîâîæäàåòñÿ ñóäîðîãàìè, òî èõ óñòðàíÿþò åù¸ äî íà÷àëà ïðîòèâîãèïåðòåíçèâíîãî ëå÷åíèÿ ââåäåíèåì äèàçåïàìà ïî 10-40 ìã â 5% ðàñòâîðå ãëþêîçû ìåäëåííî â/â.
Ïðè ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçàõ, ïðîòåêàþùèõ ïî I âèäó, â/â ââîäÿò ñëåäóþùóþ ñìåñü: ïàïàâåðèíà ãèäðîõëîðèä 2 ìë 2% ðàñòâîðà, ïëàòèôèëëèíà ãèäðîòàðòðàò 1 ìë 0,2% ðàñòâîðà è àìèíàçèí 0,5 ìë 2,5% ðàñòâîðà â 20 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà íàòðèÿ õëîðèäà. ×åðåç 20 ìèíóò ïîñëå ââåäåíèÿ ñìåñè àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå, êàê ïðàâèëî, ñíèæàåòñÿ äî íîðìàëüíûõ âåëè÷èí.
Áîëüíûì, ó êîòîðûõ ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç ïðîòåêàåò ïî ñìåøàííîìó òèïó, ââîäÿò ëåêàðñòâåííóþ ñìåñü ñëåäóþùåãî ñîñòàâà: äèáàçîë 4 ìë 0,5% ðàñòâîðà, ïëàòèôèëëèíà ãèäðîòàðòðàò 1 ìë 0,2% ðàñòâîðà è àìèíàçèí 0,5-1 ìë 2,5% ðàñòâîðà, ïîñëå êîòîðîé àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ñíèæàåòñÿ â ñðåäíåì äî íîðìàëüíûõ âåëè÷èí.
Ïðè òÿæåëî ïðîòåêàþùèõ êðèçàõ II âèäà ïðèìåíÿåòñÿ äðóãàÿ ñìåñü: ïàïàâåðèíà ãèäðîõëîðèä 2 ìë 2% ðàñòâîðà, äèáàçîë 4 ìë 0,5% ðàñòâîðà, ïëàòèôèëëèíà ãèäðîòàðòðàò 1ìë 0,2% ðàñòâîðà è àìèíàçèí 0,5-1 ìë 2,5% ðàñòâîðà, ÷òî áëàãîòâîðíî âëèÿåò íà ñîñòîÿíèå áîëüíûõ è ñïîñîáñòâóåò ñíèæåíèþ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ
Ïðåïàðàòû äëÿ ïàðåíòåðàëüíîãî ââåäåíèÿ.
Íèòðîïðóññèä íàòðèÿ — àðòåðèàëüíûé è âåíîçíûé âàçîäèëàòàòîð ïðÿìîãî äåéñòâèÿ — ñðåäñòâî âûáîðà ïðàêòè÷åñêè ïðè âñåõ ôîðìàõ ãèïåòîíè÷åñêèõ êðèçîâ. Ñíèæåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ ïðîèñõîäèò áûñòðî, äîçû â ïðîöåññå èíôóçèè ëåãêî ïîäîáðàòü, äåéñòâèå ïðåêðàùàåòñÿ â òå÷åíèå 5 ìèíóò ïîñëå îêîí÷àíèÿ ââåäåíèÿ ïðåïàðàòà. Ïðåïàðàò ââîäÿò âíóòðèâåííî 50 ìã â 250 ìë 5% ðàñòâîðà ãëþêîçû, íà÷èíàÿ ñ 0.5 ìêã/êã/ìèí, ìàêñèìàëüíàÿ ñêîðîñòü — 10 ìêã/êã/ìèí. Ãèïîòåíçèâíûé ýôôåêò áîëåå âûðàæåí ó áîëüíûõ, ïîëó÷àþùèõ ãèïîòåíçèâíóþ òåðàïèþ. Åñëè èíôóçèÿ ïðîäîëæàåòñÿ áîëåå 24 ÷àñîâ, åñëè åñòü ïî÷å÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, òî âûñîêà âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ èíòîêñèêàöèè, âûçâàííîé íàêîïëåíèåì ìåòàáîëèòà íèòðîïðóññèäà íàòðèÿ — òèîöèàíàòà. Òîêñè÷åñêîå äåéñòâèå ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ øóìîì â óøàõ, íå÷åòêîñòüþ çðèòåëüíûõ îáðàçîâ è áðåäîì. Íàðóøåíèå ôóíêöèè ïå÷åíè òàêæå ñïîñîáñòâóåò íàêîïëåíèþ öèàíèäîâ, ÷òî âûçûâàåò ìåòàáîëè÷åñêèé àöèäîç, îäûøêó, òîøíîòó, ðâîòó, ãîëîâíûå áîëè, àòàêñèþ, áîìîðîêè. Êîíöåíòðàöèÿ òèîöèàíàòà íå äîëæíà ïðåâûøàòü 10 ìã%. Ïðè îòðàâëåíèè òèîöèàíàòîì ïðèìåíÿþò íèòðàòû âíóòðèâåííî è òèîñóëüôàò, à â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ïðèáåãàþò ê ãåìîäèàëèçó.
Íèòðîãëèöåðèí. Ïðîäîëæèòåëüíàÿ âíóòðèâåííàÿ èíôóçèÿ íèòðîãëèöåðèíà ïîêàçàíà òîãäà, êîãäà ïðèìåíåíèå íèòðîïðóñññèäà íàòðèÿ èìååò îòíîñèòåëüíûå ïîòèâîïîêàçàíèÿ, íàïðèìåð, ïðè òÿæåëûõ ôîðìàõ èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà, âûðàæåííîé ïî÷å÷íîé èëè ïå÷åíî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Íà÷àëüíàÿ ñêîðîñòü ââåäåíèÿ ñîñòàâëÿåò 5-10 ìêã/êã â ìèíóòó.  äàëüíåéøåì äîçó ïîñòåïåííî ïîâûøàþò ïîä êîíòðîëåì àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ äî 200 5-10 ìêã/êã â ìèíóòó è áîëåå, â çàâèñèìîñòè îò êëèíè÷åñêîãî ýôôåêòà. Íèòðîãëèöåðèí ÿâëÿåòñÿ ïðåäïî÷òèòåëüíûì ñðåäñòâîìïðè óìåðåííîé àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè ó áîëüíûõ ñ îñòðîé êîðîíàðíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ èëè ïîñëå îïåðàöèè àîðòî-êîðîíàðíîãî øóíòèðîâàíèÿ, òàê êàê îí óëó÷øàåò ãàçîîáìåí â ëåãêèõ è êîëëàòåðàëüíûé êîðîíàðíûé êðîâîòîê. Íèòðîãëèöåðèí ñèëüíî ñíèæàåò ïðåäíàãðóçêó, ïîýòîìó ñëåäóåò èçáåãàòü åãî ïðèìåíåíèÿ ó ïàöèåíòîâ ñ èíôàðêòîì ïðàâîãî æåëóäî÷êà, òàê êàê ñîñòîÿíèå òàêèõ ïàöèåíòîâ çàâèñèò îò ïðåäíàãðóçêè, îïðåäåëÿþùåé âîçìîæíîñòü àäåêâàòíîãî ñåðäå÷íîãî âûáðîñà.
Ëàáåòàëîë. Ñòðóéíîå âíóòðèâåííîå ââåäåíèå 20 ìã ïðåïàðàòà è ïîâòîðíûå âíóòðèâåííûå âëèâàíèÿ ïî 20-80 ìã êàæäûå 10 ìèíóò (ìàêñèìàëüíàÿ îáùàÿ äîçà 300 ìã) ïîçâîëÿþò áûñòðî íîðìàëèçîâàòü äàâëåíèå. Ìàêñèìàëüíîå äåéñòâèå íàñòóïàåò ÷åðåç 5 ìèíóò ïîñëå ââåäåíèÿ. Âîçìîæíà ïîñòîÿííàÿ ñóòî÷íàÿ èíôóçèÿ ñ ìàêñèìàëüíîé äîçîé 2400 ìã ñî ñêîðîñòüþ 1-2ìã/ìèí. Ïðè âíóòðèâåííîì ââåäåíèè -àäðåíîáëîêèðóþùèé ýôôåêò çíà÷èòåëüíî âûøå, ÷åì -àäðåíîáëîêèðóþùèé (1:7). Âîçìîæíà îðòîñòàòè÷åñêàÿ ãèïîòåíçèÿ, ïîýòîìó áîëüíîãî íåîáõîäèìî óëîæèòü. Ïåðèîä ïîëóâûâåäåíèÿ ñîñòàâëÿåò îêîëî 8 ÷àñîâ, â ñâÿçè ñ ÷åì èíôóçèþ íåîáõîäèìî ïðåêðàòèòü äî íà÷àëà ïåðîðàëüíîãî ïðèåìà ëàáåòàëîëà. Íà÷àëüíàÿ äîçà per os coñòàâëÿåò 200 ìã. Ÿ äàþò ïîñëå òîãî, êàê ó ïàöèåíòà â ïîëîæåíèè ëåæà íà÷èíàåò ïîâûøàòüñÿ àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå. Çàòåì ÷åðåç êàæäûå 6-12 ÷àñîâ ïî 200-400 ìã âíóòðü â çàâèñèìîñòè îò àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ. Îñëîæíåíèÿ è ïîáî÷íûå äåéñòâèÿ êàê ó äðóãèõ -áëîêàòîðîâ.
Äèàçîêñèä ââîäÿò âìåñòå ñ äèóðåòèêîì (40 èëè 80 ìã ôóðîñåìèäà âíóòðèâåííî), ïîñêîëüêó äèàçîêñèä ìîæåò âûçâàòü çàäåðæêó æèäêîñòè â îðãàíèçìå. Ìîæíî ïðîèçâåñòè îäíîêðàòíîå ââåäåíèå 300 ìã, ÷òî ñíèæàåò äàâëåíèå äî íîðìû â òå÷åíèå 5-10 ìèíóò è ýòîò ýôôåêò ñîõðàíÿåòñÿ â òå÷åíèå 12 ÷àñîâ è áîëåå, íî áåçîïàñíåå ââîäèòü âíóòðèâåííî áûñòðî ïî 50-100 ìã äèàçîêñèäà êàæäûå 10 ìèíóò äî äîñòèæåíèÿ îïòèìàëüíîã àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ. Ïîáî÷íûå ýôôåêòû — òîøíîòà, ðâîòà, ãèïåðãëèêåìèÿ, òàõèêàðäèÿ è èçðåäêà ãèïîòåíçèÿ (øîê î÷åíü ðåäêî).
Ýñìîëîë — 1-àäðåíîáëîêàòîð.Íà÷àëüíàÿ äîçà 500 ìã íà êã âíóòðèâåííî â òå÷åíèå 1 ìèíóòû, çàòåì 50-300 ìêã íà êã â ìèíóòó. Òàêæå ýñìîëîë ïðèìåíÿþò ïðè ðàññëàèâàþùåé àíåâðèçìå àîðòû.
Ýíàëàïðèë è äðóãèå ïðåïàðàòû èç ãðóïïû èíãèáèòîðîâ ÀÏÔ íå ðåêîìåíäóþòñÿ ê ïðèìåíåíèþ ïðè ëå÷åíèè îñëîæíåííûõ ôîðì ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà. Äàííûå ðåêîìåíäàöèè îáúÿñíÿþòñÿ ìåäëåííûì íà÷àëîì äåéñòâèÿ (1 ÷àñ) è áîëüøîé ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ ãèïîòåíçèâíîãî ýôôåêòà (6 ÷àñîâ). Êðîìå òîãî, ïðèåì èíãèáèòîðîâ ÀÏÔ ìîæåò óñóãóáèòü òÿæåñòü ðàçâèâøåéñÿ ó áîëüíîãî ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.
Êëåâèäèïèí – íîâûé ïðåïàðàò êîðîòêîãî äåéñòâèÿ èç ãðóïïû áëîêàòîðîâ êàëüöèåâûõ êàíàëîâ, ÿâëÿþùèéñÿ ñåëåêòèâíûì àðòåðèàëüíûì âàçîäèëàòîðîì, ïðèìåíÿåìûì â óñëîâèÿõ îïåðàöèîííîé è îòäåëåíèÿ èíòåíñèâíîé òåðàïèè. Ýòî àëüòåðíàòèâíûé ïðåïàðàò, áåçîïàñíûé äëÿ ëå÷åíèÿ ãèïåðòåíçèâíûõ ñîñòîÿíèé ñðåäíåé è òÿæåëîé ñòåïåíè.
Ôåíîëäîïàì – àãîíèñò À1-äîïàìèíîâûõ ðåöåïòîðîâ ñ ïåðèôåðè÷åñêèì âàçîäèëàòèðóþùèì è äèóðåòè÷åñêèì ýôôåêòîì. Ýòî áûñòðîäåéñòâóþùèé, õîðîøî ïåðåíîñèìûé è âûñîêîýôôåêòèâíûé ïðåïàðàò äëÿ âíóòðèâåííîãî ïðèìåíåíèÿ ïðè ëå÷åíèè òÿæåëîé ãèïåðòåíçèè.
Íèòðîãëèöåðèí – âàçîäèëàòîð, ñíèæàþùèé íàãðóçêó íà ñåðäöå è íîðìàëèçóþùèé åãî ðàáîòó. Îáû÷íî ïðèìåíÿåòñÿ â êîìáèíàöèè ñ äðóãèìè ãèïîòåíçèâíûìè ïðåïàðàòàìè.
Ãèäðàëàçèí – âàçîäèëàòàòîð ïðÿìîãî äåéñòâèÿ ñ ïåðèîäîì ïîëóâûâåäåíèÿ îêîëî 10 ÷àñîâ. ×àùå ïðèìåíÿåòñÿ ó áåðåìåííûõ æåíùèí, òàê êàê óëó÷øàåò ìàòî÷íûé êðîâîòîê (èíãèáèòîðû ÀÏÔ îáëàäàþò òåðàòîãåííûì ýôôåêòîì è ïðè áåðåìåííîñòè ïðîòèâîïîêàçàíû).
Ãèïîòåíçèâíûå ñðåäñòâà äëÿ ïðèåìà âíóòðü.
Íèôåäèïèí ïîä ÿçûê. Äåéñòâèå íà÷èíàåòñÿ â òå÷åíèå ïåðâûõ 30 ìèíóò ïîñëå ïðèåìà. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü äåéñòâèÿ îêîëî 4-5 ÷àñîâ. Íèôåäèïèí îïàñåí äëÿ ëèö ñòðàäàþùèõ ãèïåðòðîôèåé ëåâîãî æåëóäî÷êà, èøåìè÷åñêîé áîëåçíüþ ñåðäöà, ÷òî ñâÿçàíî ñ âîçíèêàþùåé èøåìèåé ìèîêàðäà.
Ëàáåòàëîë per os.
Ïðåïàðàòû ïðîñòàãëàíäèíîâ PGA2, PGA1. Ýòè ïðåïàðàòû ñíèæàþò àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå çà ñ÷åò ñíèæåíèÿ îáùåãî ïåðåôåðè÷åñêîãî ñîïðîòèâëåíèÿ ñîñóäîâ èç-çà ïðÿìîãî ðàñøèðåíèÿ àðòåðèîë, ðåôëåêòîðíî óâåëè÷èâàåòñÿ ñåðäå÷íûé âûáðîñ. PGA1 îáëàäàåò òàêæå ñïîñáíîñòüþ óâåëè÷èâàòü âûâåäåíèå êàëèÿ, íàòðèÿ è âîäû è óâåëè÷èâàåò ïî÷å÷íûé êðîâîòîê.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Çàíîçäðà Í.Ñ., Êðèùóê À.À. Ãèïåðòîíè÷åñêèå êðèçû. – Ê.: Çäîðîâ’ÿ, 1987.
– 168 ñ.
2. Êóøàêîâñêèé Ì.Ñ. Ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü è âòîðè÷íûå àðòåðèàëüíûå ãèïåðòåíçèè. – Ë.: Ìåäèöèíà, 1983. – 288 ñ.
3. Ðàòíåð Í.À. Àðòåðèàëüíûå ãèïåðòîíèè. – Ì.: Ìåäèöèíà, 1974. – Ñ. 79-128.
4. Ãîãèí Å.Å., Ñåíåíêî À.Í., Òþðèí Å.È. Àðòåðèàëüíûå ãèïåðòåíçèè. – Ë.:
Ìåäèöèíà, 1978. – 272 ñ.
5. Áîêàðåâ È.Í. Ýññåíöèàëüíàÿ ãèïåðòîíèÿ èëè ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü? Ïðîáëåìû êëàññèôèöèðîâàíèÿ//Êëèíè÷åñêàÿ ìåäèöèíà. – 1997. – ¹6.
9. Êëèíè÷åñêàÿ íåéðîôàðìàêîëîãèÿ ãèïîòåíçèâíûõ ñðåäñòâ À. Â. Âàëüäìàí
10. Âçàèìîäåéñòâèå ëåêàðñòâåííûõ âåùåñòâ ß. ß. Áàëòêàéñ, Â.À. Ôàòååâ
11. Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà â êëèíè÷åñêîé êàðäèîëîãèè À.È. Ãðèöþê
12. Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà Ì.Ä. Ìàøêîâñêèé
13. Êëèíè÷åñêàÿ ôàðìàêîëîãèÿ Â.Ã. Êóêåñ
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник