Степень дизартрии при инсульте

Степень дизартрии при инсульте thumbnail

Как человеку восстановить речь после инсульта

Степень дизартрии при инсульте Что необходимо предпринять, и как человеку восстановить речь после инсульта? Какие формы нарушений речи могут быть? Какая программа для восстановления речевого расстройства подойдет? Ответы на данные вопросы будут рассматриваться в этой статье.

Какие бывают формы речевых расстройств? У человека перенесшего инсульт может быть одно из двух кардинально отличающихся форм – дизартрия и афазия. Такая информация может быть полезной для составления плана лечения. В чем отличие между этими расстройствами?

Дизартрия. Такое нарушение речи после инсульта является наличием дефектов произношения слов и звуков. В это время человеку легко понимать обращенную к нему речь. Может писать и читать, но у него нарушена работа мышц, которые отвечают за произношение звуков. Такое речевое расстройство иногда называют нарушением артикуляции, которое характерно при поражении подкорковых структур и задних отделов лобных долей.

Афазия. Это нарушение самой речи как проявления высшей нервной деятельности. Человек не может воспринимать или осознавать письменную или устную речь, но может слышать и видеть слова и звуки (это сенсорная афазия). Он не может произнести слово, так как не формируется нужный для этого импульс в отделах неокортекса (моторная афазия). В этом случае человек не может говорить и не понимает обращенную к нему речь. Это расстройство встречается после локализации в бассейне средней левой мозговой артерии патологического процесса.

Лечение афазии. С психологической точки зрения вернуть речь человеку с таким типом расстройства сложнее, ввиду затрудненного контакта с больным. При наличии сенсорной афазии просто не получится рассказать человеку о своих планах и пожеланиях. При наличии моторной афазии он не может даже ответить. Так как чтение текстов и письменная речь тоже нарушена. При наличии тотальной афазии все намного сложнее. Здесь необходимо терпение и работа.

При инсульте потеря речи может сохраниться в течение длительного периода времени. И нужно ежедневно заниматься с человеком. Когда человек хочет что-то сказать его нужно внимательно слушать. Не нужно его перебивать или поправлять. Не нужно договаривать за него предложения даже если поняли смысл фразы. Можно инициировать беседу со стороны здоровых людей. Если случилась сенсорная афазия, на начальном уровне советуется применять картинки с подписями. При этом на иллюстрациях должны быть нарисованы обычные предметы из обихода. Чтобы улучшить контакт с больным можно разрабатывать и альтернативные способы коммуникации.

Если есть моторная афазия, то начинать необходимо с повторения речевых рядов, например, дни недели, счет, времена года, месяцы. Можно пользоваться утвердительными ответами на обычные бытовые вопросы. Например, кушать будешь? – Буду. Полезно применять картинки с подписями, но на них следует изобразить не предметы, а какие-то действия или простые сюжеты.

Лечение дизартрии. Здесь главная цель научить человека произносить слова. Для этого понадобиться прививать навыки мышцам в ротовой полости и нижней челюсти. Как можно это сделать?

Больному с расстройством типа дизартрия следует постоянно выполнять специальные упражнения для языка. Например, высовывать расслабленный или напряженный язык, выполнять круговые движения и упираться языком в зубы. Кроме того нужно будет делать артикуляционные упражнения для губ, нижней челюсти и мимических мышц (в области глаз, лба и др.).

Что касается логопедической коррекции, ее следует проводить под руководством специалиста врача-логопеда. Он сможет подобрать нужный комплекс упражнений, чтобы восстановить функцию глотания. Такие расстройства часто встречаются вместе. Кроме того следует проводить медикаментозную терапию, которая направлена на профилактику осложнений и улучшение кровоснабжения головного мозга и трофики.

В заключении отметим, что врачи-логопеды могут помочь родственникам больного намного расширить арсенал средств, которые необходимо применять, помогая восстанавливать речь после инсульта. Здесь описано только направление строительства стратегий, и как их можно воплотить в жизнь. Успех в восстановлении речи будет зависеть от слаженности работы всех участников данного процесса, а именно от медицинских работников, родственников и конечно усилий самого больного.

Дизартрия

Степень дизартрии при инсульте

Дизартрия — это расстройство речи, которое обусловлено периферическим или двусторонним параличом мышц речедвигательного аппарата, поражением стриопаллидарной системы, поражением мозжечка.

При таком нарушении речи, как дизартрия фразы, произносимые больными, правильно построены, словарный запас не нарушен, но слова они произносят не четко. Особенно трудны для произношения такие звуки как «р» и «л» или шипящие. Речь получается не четкая, смазанная. Такие больные жалуются на ощущение «каши во рту». Также, у таких больных наблюдается изменение интонации, нарушение темпа и ритма речи.

Псевдобульбарная дизартрия

такой вид нарушения речи появляется при двустороннем поражении корково-ядерных путей, и в следствии этого параличом мышц, которые иннервируются подъязычными, блуждающими и языкоголотковыми нервами.

Псевдобульбарную дизартрию принято делить на три степени. По уровню тяжести и поражения речи.

1) Легкая степень дизартрии. Для нее характерно отсутствие грубых нарушений речи. Проблемы артикуляции заключаются в медленных и не точных движениях языка и губ.

Для больных с таким нарушением речи характерна некоторая смазанность при произношении звуков «ж» «ш» «р» «ц» «ч», звонкие звуки произносятся при недостаточном участии голоса. Также, для произношения трудны мягкие звуки.

2) Средняя степень дизартрии. Наиболее многочисленна. Для этой степени характерны амимичность, ограничены движения языка, мягкое небо малоподвижно, голос с назальным оттенком, обильное слюноотделение, нарушение акта глотания и жевания. Речь невнятна, тихая, смазанная. Дети обычно с поздним развитием речи(около 5-6 лет).

3) Тяжелая степень дизартрии. Анартрия. Для нее характерно глубокое поражение мышц и полное бездействие речевого аппарата. Лицо у таких больных маскообразное, рот постоянно приоткрыт, нижняя челюсть отвисшая. Речь отсутствует полностью, хотя иногда они могут издавать нечленораздельные звуки.

Бульбарная дизартрия

Читайте также:  Знаменитые люди перенесшие инсульт

такое нарушение речи происходит из-за паралича или пареза мышц, которые принимают участие в артикуляции. Такой вид дизартрии часто сопровождается расстройством глотания.

Мозжечковая дизартрия-

появляется при поражении мозжечка или его проводящих путей. Такой вид дизартрии характеризуется растянутостью речи, с нарушенной модуляцией и не постоянной громкостью.

Экстрапирамидная дизартрия

(гиперкинетическая дизартрия, подкорковая дизартрия) возникает при поражении подкорковых узлов и нервных связей. У таких больных речь смазана, «в нос», нарушен темп речи, просодика, интонационно-мелодическая структура.

Паркинсоническая-

такой вид дизартрии наблюдается при паркинсонизме, для него характерна замедленная, невыразительная речь, модуляция голоса нарушена.

Стертая форма дизартрии

при этой форме дизартрии нарушается произношение свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма.

Холодовая дизартрия

такая форма дизартрии проявляется при миастеническом синдроме. Проявляется как затрудненная артикуляция во время понижения температуры окружающего пространства.

Экстрапирамидная дизартрия-

данный вид дизартрии обусловлен поражением стриапаллидарной системы.

Преодоление артикуляционных расстройств — После перенесенного инсульта

Страница 12 из 13

Следствием нарушения мозгового кровообращения, кроме афазий, могут быть различные дизартрии. Диагноз дизартрии, ее форм ставит врач невропатолог. Наиболее часто встречающаяся форма этого речевого расстройства называется псевдобульбарной (по названию соответствующего отдела мозга) дизартрией, которая возникает при двустороннем нарушении нервных путей, идущих от коры головного мозга к его подкорковым отделам, к стволу мозга.

При этой форме речевого расстройства у больных полностью сохраняется понимание речи, они могут общаться при помощи письма или азбуки, по которой они указывают пальцем буквы, входящие в слова и фразы.

При псевдобульбарной дизартрии у больных нередко наблюдается полное отсутствие движений языка, губ, мягкого нёба, гортани либо крайняя замедленность, заторможенность этих движений. Язык больного подтянут кзади, спинка языка закруглена и закрывает вход в глотку. Больной с трудом высовывает малоподвижный язык вперед, во многих случаях может пододвинуть его лишь к зубам, не выдвигая из полости рта. Амплитуда движений языка настолько мала, что больной не всегда может облизать губы, поднять язык вверх. Наименее подвижным оказывается кончик языка, он напряжен, почти не меняет своего положения, если надо облизать губы, опустить язык вниз.

Так как при псевдобульбарной дизартрии нарушаются движения не только языка, но и губ, мягкого нёба, глотки, гортани, больной не только молчит, но и не ест обычную пищу из-за нарушения жевания и глотания. Нередко больные поперхиваются жидкой пищей. И как следствие нарушения сглатывания слюны у них наблюдается слюнотечение.

Псевдобульбарная дизартрия проявляется в разной степени тяжести, и для преодоления этого недуга подчас требуется довольно длительное время. Хотя по мере восстановления речи у больных наблюдается и уменьшение слюнотечения, но долгое время сохраняется «гнусавый» оттенок голоса из-за плохой подвижности мягкого нёба, несмотря на расширение амплитуды движений языка и губ.

Преодоление псевдобульбарной дизартрии возможно только при ежедневной тренировке движений мышц языка, губ, мягкого нёба и глотки. Для этого используется особая гимнастика артикуляционного аппарата, сочетаемая с легким массажем органов артикуляции, при этом желательно проводить и посильную для больного общую гимнастику.

Надо постоянно помнить о чрезвычайно быстро возникающей усталости больного, в связи с чем желательно после каждых 5—7 минут занятий (а иногда и чаще) делать небольшие перерывы, давая ему отдохнуть. Многие больные могут тренироваться сами, сидя перед зеркалом и постепенно добиваясь все большей амплитуды движений языка и губ.

Вот основные упражнения, содействующие преодолению артикуляционных расстройств при этой форме дизартрии.

I. Подготовительные упражнения.

1. Упражнения для мышц шеи: медленно, спокойно поворачивать 2—3 раза голову в стороны (вдох носом, выдох ртом), нагибать голову вниз (выдох носом), не спеша поднимать ее прямо (вдох ртом).

2. Гимнастика мышц зева и глотки:

а) по возможности широко открыть рот, вдохнуть и плавно выдохнуть воздух (позевывание);

б) покашливание (имитировать кашель);

в) зажав слегка ноздри, пальцем сдувать с ладони ватку или бумажку, дуть на зажженную спичку, на воду, надувать щеки при крепко сжатых губах.

Выполнение упражнений контролировать, наблюдая за собой в зеркале.

II. Проводить очень легкий массаж мягкого нёба подушечкой повернутого ногтем вниз большого пальца (ноготь должен быть либо аккуратно обрезан, либо закрыт напальчником гигиенической перчатки). Это упражнение должно быть очень кратким, достаточно прикоснуться к мягкому нёбу 3—4 раза, чтобы возникло необходимое для преодоления малой подвижности мягкого нёба рвотное движение.

III. Гимнастика и массаж артикуляционных мышц.

1. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, затем движение нижней челюстью в стороны, выдвижение нижней челюсти вперед и отведение ее назад.

2. Растягивание углов рта в улыбку, оскаливание зубов, стягивание губ в дудочку. Произнесение звуков «у», «о», «а»; затем парных звуков «и—у», «и—а», «и—о», а в дальнейшем звуков «а—о— у», «и—а—и», «а—и—а», «у—и—у», «и—у—и».

3. Одновременно надуть обе щеки, затем надувать их попеременно то правую, то левую. Втянуть щеки в пространство между зубами. Втягивать губы в рот. Поднимать верхнюю и опускать нижнюю губу. Пробовать фыркать и цокать.

4. Высовывать язык вперед лопаткой, жалом, поднимать язык к верхним зубам, к верхней губе, опускать язык в полость рта, на зубы; позже — к нижней губе, делать круговые движения языком в разные стороны в полости рта, вокруг зубов, вокруг рта, присасывать язык к нёбу.

С целью массажа языка рекомендуются упражнения: движения языком между слегка сжатыми зубами, легкое покусывание языка, круговое движение языка вокруг губ, присасывание языка к нёбу, воспроизведение кучерского «тпру».

Кроме этого желательно проводить гимнастику мускулатуры лица: «хмурить» по заданию лоб, брови, морщиться, имитируя зубную боль или ощущение кислого во рту, поднимать и опускать брови, имитируя удивление, попеременно закрывать веки глаз, имитируя прищуривание то левым, то правым глазом, попеременно поднимать углы рта, делать нюхательные движения, оскаливать зубы, имитируя откусывание хлеба. Проводится очень мягкий (1 минуту) массаж губ, щек, мышц лба.

Читайте также:  Диагностика инсульта у женщины

Не каждый больной на одном занятии сможет выполнить все рекомендованные выше упражнения. Следует исполнять одно-два из каждой группы упражнений одновременно на каждом занятии, особенно в начале восстановительного лечения. В дальнейшем, по мере улучшения состояния, объем выполняемых упражнений постепенно расширяется, включаются новые задания. Постоянно надо помнить, что больные с дизартрией очень утомляемы, и гимнастические занятия должны длиться не более 15—-20 минут (а иногда и меньше), с небольшими перерывами на отдых.

Параллельно с проведением специальных упражнений для мышц, участвующих в артикуляции, с больными ведутся и занятия по восстановлению речи. Вначале следует добиваться появления отдельных звуков, слогов, простых слов, затем фраз и сложных в артикуляционном отношении слов (например: электрификация). Больным с дизартрией легкой степени даются задания на четкое произнесение скороговорок типа: «На дворе трава, а на траве дрова», «Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать», «Карл у Клары украл кораллы», «Шла Саша по шоссе».

С каждым занятием больным необходимо постепенно увеличивать свою речевую активность. Параллельно воспитывается самоконтроль за правильностью речи. В занятиях с больным надо быть терпеливым, гибким, деликатным и в то же время пунктуальным в организационных вопросах, не жалеть своего времени, не забывать о расписании занятий, помнить, что без помощи близких людей самому больному трудно справиться с речевым дефектом.

Как понять язык тела, анализ тела и движений. практическое упражнение

Источник

В результате инсульта может пострадать способность говорить, читать, слушать, писать, жестикулировать, способность понимать сказанное или написанное. Люди, перенесшие инсульт часто сталкиваются с проблемой утраты или снижения коммуникативных способностей. В самом общем виде, коммуникативными способностями можно назвать способность воспроизводить и понимать речь. 

Виды нарушений общения после перенесенного инсульта

Афазия – это нарушение или утрата речи. Условно можно разделить афазию на два вида – моторную и сенсорную Если человек не может говорить, но понимает устную речь, врачи говорят о “моторной афазии”. Если человек не понимает устных высказываний, но сам может произносить слова и фразы, врачи говорят о “сенсорной афазии”.

Врачи выделяют несколько видов моторных нарушений, с которыми может столкнуться человек, перенесший инсульт: дизартрию и апраксию. Что это такое? Расскажем подробнее далее.

Дизартрия речи после перенесенного инсульта

Дизартрия речи – это моторный тип нарушения речевой деятельности человека, который возникает из-за паралича, частичного ослабления или проблем с координацией речевой мускулатуры тела. 

Другими словами, дизартрия речи возникает тогда, когда органы тела, которые раньше отвечали за речь, не могут выполнять свою функцию из-за неврологических нарушений, вызванных инсультом. Степень дизартрии зависит от того, какой участок мозга был поражен при инсульте и от тяжести этого поражения. 

c5e9a61d6e2098c5e942548eb09356107e892b6e.jpg

По некоторым оценкам, дизартрия может развиваться у 20% пациентов с инсультом.

Апраксия речи после перенесенного инсульта

Апраксия речи – это вид моторного нарушения планирования двигательной активности, которое приводит к тому, что для человека становится невозможным по своей воле сформировать и произнести правильный звук. Другими словами, при апраксии речи человеку сложно осуществлять слаженные движения губ и языка, которые отвечают за произношение слов.

При апраксии речи могут также возникать интонационные дефекты при построении фразы, такие как:

  • замедление скорости речи;
  • монотонность;
  • изменение громкости голоса. 

Чем опасны нарушения речи после перенесенного инсульта?

Нарушения коммуникативных способностей затрудняют социальную реабилитацию человека, перенесшего инсульт, негативно влияют на его самоощущение и психологическое состояние, на качество его жизни. Нарушения речи можно и нужно корректировать, это важная часть постинсультной реабилитации. 

Обычно оценка и лечение нарушений коммуникативных способностей производится сертифицированными логопедами. Общие цели речевой и языковой терапии заключаются в ускорении восстановления коммуникативных способностей, в оказании помощи пациентам в разработке стратегий компенсации нарушений коммуникативных способностей и в консультировании и обучении лиц, находящихся в окружении пациента, вспомогательным видам коммуникации, с целью ее облегчения, снижения степени изоляции пациента и соответствия желаниям и нуждам пациента. Компенсаторные и вспомогательные виды коммуникации могут варьировать от низкотехнологичных стратегий, таких как использование бумаги, карандаша и коммуникационных досок, книг, до высокотехнологичных приспособлений, включая смартфоны и устройства, генерирующие речь. 

Как лечат афазию после перенесенного инсульта?

У пациентов с афазией рекомендовано проведение логопедической терапии. 

Как продемонстрировано в клинических исследованиях, ежедневная терапия афазии на очень ранних стадиях восстановления после инсульта (с началом терапии на третий день) улучшает коммуникативные способности у пациентов с умеренной или тяжёлой афазией. При этом терапия афазии сохраняет свою эффективность на всех стадиях реабилитации. 

Интенсивная терапия является, по мнению специалистов, наиболее благоприятной, однако соглашение по вопросам оптимального количества, интенсивности, распределения или продолжительности лечения не достигнуто. Интенсивная терапия может проводиться при наличии её переносимости и осуществимости. 

Разработан ряд терапевтических подходов для лечения афазии. Выделить какой-либо один как превосходящий остальные затруднительно. 

Сегодня собрано немало доказательств эффективности компьютеризованной терапии в качестве дополнения к лечению, проводимому логопедом.  

Решение о фармакотерапии афазии в дополнение к логопедическим вмешательствам должно приниматься, исходя из специфики конкретного случая, однако на настоящий момент времени рекомендации о применении какого-либо конкретного режима в рамках рутинной практики отсутствуют. В нескольких небольших исследованиях было показано, что лекарственная терапия, по всей видимости, обладает эффективностью в сочетании с логопедическими вмешательствами. К числу перспективных лекарственных препаратов относятся мемантин и ингибиторы ацетилхолинэстеразы. 

Читайте также:  Восстановление после ишемического инсульта головного

Методы стимуляции мозга, включая эпидуральную кортикальную стимуляцию, повторную транскраниальную магнитную стимуляцию и tDCS, использовались для модуляции возбудимости коры головного мозга при постинсультном восстановлении речевой функции. Небольшие исследования продемонстрировали терапевтические преимущества при применении методов стимуляции мозга, обычно в комбинации с поведенческой логопедической терапией. Стимуляция мозга в сочетании с логопедическими вмешательствами может оказывать благоприятные эффекты у отдельных пациентов, однако стимуляции мозга продолжает рассатриваться экспертами как экспериментальный подход и пока не может быть рекомендована для применения в рутинной практике. 

Групповая терапия при афазии

Групповая терапия может быть полезной в рамках различных видов помощи, включая создание групп пациентов с афазией по месту жительства. Этому методу было посвящено два систематических обзора, которые показали, что групповые занятия могут способствовать улучшению специфических лингвистических навыков, однако превосходства над индивидуальной терапией продемонстрировано не было. Также существуют данные о том, что участие в амбулаторных группах и группах по месту жительства может способствовать созданию круга общения и препятствовать изоляции от общества.

Как могут помочь родственники человека, перенесшего инсульт, в лечении афазии?

Терапия афазии должна включать обучение партнеров по коммуникации. Это эффективный метод улучшения коммуникации или повышения степени участия в ней партнера. К партнерам по коммуникации могут относиться члены семьи и ухаживающие лица, работники здравоохранения и другие члены общества или организации.

Моторные нарушения речи после инсульта: дизартрия и апраксия речи

Дизартрия – это собирательное название для группы речевых расстройств, вызванных полным параличом, частичным ослаблением или нарушением координации речевой мускулатуры после неврологического повреждения. Дизартрия может затрагивать (отдельно или в комбинации) любую из подсистем, лежащих в основе производства речи: дыхательную, ларингеальную, велофарингеальную и орально-артикуляторную. Как уже говорилось выше, по некоторым оценкам, дизартрия развивается у 20% пациентов, перенесших инсульт, хотя тип дизартрии и её специфические характеристики варьируют в зависимости от таких факторов, как участок поражения и его тяжесть. 

Апраксия речи – это нарушение планирования или программирования двигательной активности, приводящее к невозможности произвольного образования правильных звуков речи. Помимо нарушений в порождении отдельных звуков, при апраксии могут наблюдаться интонационные дефекты построения фразы, такие как замедление скорости речи, монотонность, варьирование громкости голоса. Апраксия речи в типичных случаях сочетается с афазией. 

Моторные нарушения речи оказывают влияние на эффективность коммуникации, снижая внятность речи и непринуждённость общения. Их наличие может отрицательно сказываться на возвращении пациента к профессиональной деятельности, на его вовлечённости в общественную жизнь, его ощущении благополучие и на качество его жизни. 

Как лечат моторные нарушения речи после перенесенного инсульта?

Для коррекции моторных речевых нарушений у пациентов, которые перенесли инсульт, используются методы поведенческой терапии. Поведенческая терапия моторных речевых расстройств включает поддержку и консультирование пациентов. Выбор методов зависит от целей, приоритетов и условий проведения терапии, а также от проблем, с которыми столкнулся пациент. Поведенческая терапия может фокусироваться, с одной стороны, на физиологии речи, воздействуя на нарушения со стороны дыхания, фонации, артикуляции и резонаторов. С другой – могут включать стратегии, нацеленные на общие аспекты порождения речи: на увеличение точности артикуляции, коррекцию скорости и громкости речи, а также улучшения её интонационной структуры. На настоящий момент времени эффективность этих подходов не оценивалась в высококачественных клинических исследованиях, однако небольшие исследования показали положительные результаты. У пациентов с моторными нарушениями речи на фоне проведения терапии может наблюдаться улучшение, даже при хроническом течении. У специалистов нет единого мнения относительно оптимального количества занятий, распределения форм работы, вариабельности терапии, оптимальных методов, частоты и времени проведения сеансов. 

У пациентов с моторными нарушениями речи могут наблюдаться положительные изменения на фоне применения средств альтернативной и дополненной коммуникации, которые могут варьировать от обычных досок для рисования и алфавита, до портативных усилительных систем и высокотехнологичных электронных устройств с возможностью отслеживания движений глаз. В помощь пациентам также могут проводиться занятия по освоению специальных техник (например, использования жестов). Средства альтернативной и дополненной коммуникации и специальные техники могут быть полезны пациентам с моторными нарушениями речи, когда их собственная речь пациентов не позволяет удовлетворить их индивидуальные потребности в общении. 

Когда личный контакт с пациентом невозможен или затруднителен, может использоваться телереабилитация. Исследования показывают, что телереабилитация всё чаще используется в лечении дизартрии. 

Как могут помочь родственники человека, перенесшего инсульт, в лечении моторных нарушений речи?

Для улучшения эффективности коммуникации могут рассматриваться методы воздействия на окружающую среду пациента, где особую роль играет обучение его постоянных собеседников приемам преодоления коммуникативных помех. 

Что еще можно сделать при нарушениях речи после инсульта?

Также в целях лечения последствий инсульта, связанных с ухудшением способности к эффективной коммуникации, могут рассматриваться мероприятия, направленные на повышение социальной активности и улучшение психосоциального самочувствия пациента. 

Нарушения речи и ее восстановление после инсульта: видео

В рамках медико-образовательного цикла о восстановлении после инсульта “Школа восстановления после инсульта Спадис” проводятся онлайн-занятия с логопедом.

Предлагаем вашему вниманию несколько видеозаписей онлайн-занятий, посвященных восстановлению речи и другим логопедическим задачам, которые могут стоять перед теми, кто перенес инсульт:

1.  “Речь после инсульта: нарушения и восстановление”, занятие №7:

2. “Преодоление афазии: что мы можем сделать сами?”, занятие №11:

Занятия Школы восстановления после инсульта Спадис, посвященные восстановлению речи, проводит Ольга Вячеславовна Серебровская, логопед высшей квалификационной категории, медицинский психолог, заместитель главного врача ГБУЗ “Центр патологии речи и нейрореабилитации” ДЗМ по психолого-логопедической работе.

Ольге Вячеславовне Серебровской можно задать вопрос о восстановлении речи после инсульта на нашем сайте, в рубрике “Вопрос специалисту” по ссылке – https://s.spadys.ru/questions 

Источник