Список литературы по теме гипертонический криз

Список литературы по теме гипертонический криз thumbnail

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Список литературы

1. Ананьева О. В. Гипертония. Лучшие методы лечения; Вектор – М., 2016. – 128 c.
2. Биверз Д. Дж. Артериальное давление. Все, что нужно знать; АСТ, Астрель – М., 2015. – 444 c.
3. Васютин А. М. Болезнь страха, или Как справиться с гипертонической болезнью; Феникс – М., 2013. – 112 c.
4. Гайнутдинов И. К., Рубан Э. Д. Почему у вас повышается артериальное давление?; Феникс – М., 2013. – 192 c.
5. Глезер Г. А., Глезер М. Г. Артериальная гипертония; Медицина – М., 2014. – 154 c.
6. Гороховский Б. И., Кадач Е. Г. Важнейшие органы – мишени гипертонической болезни; Миклош – М., 2012. – 640 c.
7. Даников Н. И. Настольная книга гипертоника; АСС-Центр, Лада – М., 2012. – 320 c.
8. Джайн Риту Победить гипертонию с помощью нетрадиционных методов лечения; Диля – М., 2012. – 272 c.
9. Диченскова А. М., Диченскова Т. В. Гимнастика для гипертоников; Феникс – М., 2016. – 128 c.
10. Емельянова И. А. Гипертония. Современный взгляд на лечение и профилактику: моногр.
; ИГ “Весь” – М., 2012. – 128 c.
11. Ивановская Н. А. Гипертония: все способы лечения; Невский проспект – М., 2013. – 160 c.
12. Коваленко М. Ф., Коваленко В. М. Артериальная гипертензия. Головная боль, головокружения, шум в ушах. Лечение натуропатическими средствами; Диля – М., 2013. – 224 c.
13. Константинов Юрий Высокое и низкое давление. Простые и эффективные способы лечения; Центрполиграф – М., 2014. – 160 c.
14. Круглов Виктор Диагноз: артериальная гипертония; Феникс – М., 2015. – 224 c.
15. Мазнев Н. Гипотония. Гипертония. Головные боли. Что делать?; Дом. XXI век, Рипол Классик – М., 2013. – 238 c.
16. Максимова А. Гипертония. Лечение народными средствами; Феникс – М., 2012. – 224 c.
17. Малышева И. С. Самое важное о гипертонии, ишемии, инфаркте; Вектор – М., 2013. – 160 c.
18. Малышева И. С. Самое важное о давлении высоком и низком; Вектор – М., 2014. – 160 c.
19. Милюкова И.В. Настольная книга гипертоника; ИЗДАТЕЛЬСТВО “АСТ” – М., 2012. – 224 c.
20. Мясников Александр “Ржавчина”. Что делать, чтобы сердце не болело (аудиокнига MP3); Эксмо, Аудиокнига – М., 2015. – 987 c.
21. Настольная книга гипертоника; Дом Славянской книги – М., 2014. – 512 c.
22. Нестерова Д. В. Гипертония; Рипол Классик – М., 2014. – 256 c.
23. Орлов С. И. Высокое давление. Эффективные методы лечения; “Издательство АСТ” – М., 2013. – 944 c.
24. Сердюков А. Н. Настольная книга гипертоника; Феникс – М., 2016. – 240 c.
25. Яковлева Н.Г. Гипертония: Жизнь без страха: Самые современные, самые эффективные методы диагностики, лечения, проф; Машиностроение – Москва, 2012. – 160 c.

Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными!

Книги, использованные при создании данного списка литературы:

Ананьева О. В.Гипертония. Лучшие методы лечения

Биверз Д. Дж.Артериальное давление. Все, что нужно знать

Александр ВасютинБолезнь страха, или Как справиться с гипертонической болезнью

Игорь ГайнутдиновПочему у вас повышается артериальное давление?

Глезер Г. А., Глезер М. Г.Артериальная гипертония

Гороховский Б. И., Кадач Е. Г.Важнейшие органы – мишени гипертонической болезни

Даников Н. И.Настольная книга гипертоника

Джайн Р.Победить гипертонию с помощью нетрадиционных методов лечения

Диченскова Анна МихайловнаГимнастика для гипертоников

Емельянова Инна АлександровнаГипертония. Современный взгляд на лечение и профилактику

Ивановская Н. А.Гипертония: все способы лечения

Коваленко М. Ф., Коваленко В. М.Артериальная гипертензия. Головная боль, головокружения, шум в ушах. Лечение натуропатическими средствами

Константинов ЮрийВысокое и низкое давление. Простые и эффективные способы лечения

Круглов В.И.Диагноз: артериальная гипертония

Мазнев Н.Гипотония. Гипертония. Головные боли. Что делать?

Максимова А.Гипертония. Лечение народными средствами

Малышева И.С.Самое важное о гипертонии, ишемии, инфаркте

Малышева И.С.Самое важное о давлении высоком и низком

Милюкова И.В.Настольная книга гипертоника

Мясников Александр”Ржавчина”. Что делать, чтобы сердце не болело (аудиокнига MP3)

Нестерова ДарьяГипертония

Орлов С. И.Высокое давление. Эффективные методы лечения

Яковлева Н.Г.Гипертония: Жизнь без страха: Самые современные, самые эффективные методы диагностики, лечения, проф

Источник

Ïîíÿòèå è ñóùíîñòü ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà, ïðè÷èíû åãî âîçíèêíîâåíèÿ è îïèñàíèå îñíîâíûõ ñèìïòîìîâ. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå, õàðàêòåðèñòèêà âîçìîæíûõ îñëîæíåíèé è ëå÷åíèå. Ïðèìåíåíèå ïðåïàðàòîâ ìèîðåëàêñèðóþùåãî äåéñòâèÿ è äèóðåòèêîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñîäåðæàíèå

Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç

Îñíîâíûå ñèìïòîìû ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà

Oñëîæíåíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà

Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå

Ëå÷åíèå ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà

Ëå÷åíèè êðèçîâ ïåðâîãî òèïà

Ëå÷åíèè êðèçîâ âòîðîãî òèïà

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç

Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç – ýòî ñîñòîÿíèå ðåçêîãî ïîâûøåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ (íå îáÿçàòåëüíî äî âåñüìà âûñîêèõ çíà÷åíèé), êîòîðîå ïðîÿâëÿåòñÿ îïðåäåëåííûìè ñèìïòîìàìè ñî ñòîðîíû, ïðåæäå âñåãî, íåðâíîé ñèñòåìû, à òàêæå ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äðóãèõ îðãàíîâ. Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç íå èìååò õàðàêòåðíûõ öèôð ÀÄ. Äëÿ êîãî-òî êðèç – ýòî ðåçêîå ïîâûøåíèå ÀÄ äàæå äî 130 ìì ðò.ñò., à äëÿ êîãî-òî – ëèøü ïðè ïîâûøåíèè äî 200 ìì ðò.ñò è áîëåå. Ê ñ÷àñòüþ, ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç âñòðå÷àåòñÿ íå òàê ÷àñòî, è â îñíîâíîì ñâÿçàí ñ îòñóòñòâèåì àäåêâàòíîãî ëå÷åíèÿ ãèïåðòîíèè.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå ìîæåò ïîòðåáîâàòüñÿ ãîñïèòàëèçàöèÿ áîëüíîãî â ñòàöèîíàð.

Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç – ýòî ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì îòìå÷àåòñÿ ðåçêîå ïîâûøåíèå ÀÄ, ñîïðîâîæäàþùååñÿ êîìïëåêñîì ïðîÿâëåíèé ñî ñòîðîíû öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, à òàêæå äðóãèõ îðãàíîâ. Ñïðîâîöèðîâàòü ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç ìîãóò ñòðåññîâûå ñîñòîÿíèÿ, ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà, à òàêæå åñëè áîëüíîé, ñòðàäàþùèé ãèïåðòîíèåé, ïî êàêîé-òî ïðè÷èíå ïåðåñòàë ïðèíèìàòü ëåêàðñòâà.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç ìîæåò ñòàòü ñàìûì ïåðâûì ïðîÿâëåíèåì ãèïåðòîíèè ó ÷åëîâåêà, êîòîðûé íå çíàë îá ýòîì çàáîëåâàíèè.

Îñíîâíûå ñèìïòîìû ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà

· Ðåçêàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, ãëàâíûì îáðàçîì â îáëàñòè çàòûëêà, íåðåäêî ñ îùóùåíèåì ïóëüñàöèè â âèñêàõ.

· Íàðóøåíèå çðåíèÿ â âèäå ìåëüêàíèÿ ìóðàøåê ïåðåä ãëàçàìè, à èíîãäà è ÷àñòè÷íîãî âûïàäåíèÿ ïîëåé çðåíèÿ. Ýòî ñâÿçàíî â îñíîâíîì ñ íàðóøåíèåì êðîâîòîêà â ñåò÷àòêå ãëàçà è çðèòåëüíîì íåðâå.

· Òîøíîòà, à èíîãäà è ðâîòà, êîòîðàÿ íå îáëåã÷àåò ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî.

· Ýìîöèîíàëüíîå âîçáóæäåíèå.

· Ïîêðàñíåíèå êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ëèöà.

· Èíîãäà ñæèìàþùèå áîëè çà ãðóäèíîé.

· Îäûøêà, ñâÿçàííàÿ ñ óñèëåíèåì íàãðóçêè íà ëåâûé æåëóäî÷åê ñåðäöà.

· Èíîãäà ñóäîðîãè.

 áîëåå òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ìîæåò îòìå÷àòüñÿ î÷àãîâàÿ ñèìïòîìàòèêà íàðóøåíèÿ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ.

Oñëîæíåíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà

Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç – ýòî íå ïðîñòî âíåçàïíîå ðåçêîå ïîâûøåíèå ÀÄ, êîòîðîå ñîïðîâîæäàåòñÿ ãîëîâíîé áîëüþ. Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç èìååò ðèñê ðàçëè÷íûõ îñëîæíåíèé ñî ñòîðîíû ìíîãèõ ñèñòåì è îðãàíîâ: íàðóøåíèÿ ñî ñòîðîíû öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû â âèäå ïîìðà÷åíèÿ ñîçíàíèÿ èëè êîìû (ýíöåôàëîïàòèÿ), êðîâîèçëèÿíèå â ãîëîâíîé ìîçã, ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, ñòåíîêàðäèÿ, îòåê ëåãêèõ (êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì âíåçàïíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ëåâîãî æåëóäî÷êà), èíôàðêò ìèîêàðäà, àíåâðèçìà, ýêëàìïñèÿ (îòìå÷àåòñÿ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè).

Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå

Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî â ÷àñ íåîáõîäèìî ñíèæàòü àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå íå áîëåå, ÷åì íà 10 ìì ðò.ñò. Öåëü ëå÷åíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà – ýòî ñíèæåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ äî ïðåæíåãî óðîâíÿ. Ñòîèò îòìåòèòü, ÷òî òàêîå ñíèæåíèå äîëæíî ïðîâîäèòüñÿ ïëàâíî è ìåäëåííî, òàê êàê ïðè ðåçêîì ñíèæåíèè ÀÄ ìîæåò îòìå÷àòüñÿ êîëëàïñ. Êîëëàïñ – ýòî ñîñòîÿíèå ðåçêîãî ñíèæåíèå ÀÄ, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ïîòåðåé ñîçíàíèÿ è äðóãèìè ïîñëåäñòâèÿìè. Äëÿ ëå÷åíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà ìîãóò ïðèìåíÿòüñÿ ðàçëè÷íûå ïðåïàðàòû, êîòîðûå èñïîëüçóþòñÿ â ëå÷åíèè ãèïåðòîíèè.  îñíîâíîì ëå÷åíèåì ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà çàíèìàþòñÿ âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè, íî èíîãäà è âðà÷è îáùåé ïðàêòèêè, ëèáî ëþáîé äðóãîé ñïåöèàëüíîñòè, êòî îêàçàëñÿ ïîáëèçîñòè ê áîëüíîìó.

 íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ëå÷åíèå ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà ïðîâîäèòñÿ è áåç ó÷àñòèÿ âðà÷à, êîãäà ñàì áîëüíîé (èëè åãî áëèçêèå, ÷ëåíû ñåìüè) óæå çíàåò, êàêîé ïðåïàðàò ïîìîæåò åìó áûñòðåå è ýôôåêòèâíåå. Âûáîð æå ïðåïàðàòà ïåðâîé ïîìîùè ÷àùå âñåãî çàâèñèò îò ïðåäïî÷òåíèé âðà÷à, îñíàùåííîñòè ìåäèêàìåíòàìè è ò.ä.

Ñðåäè ïðåïàðàòîâ, êîòîðûå ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ ëå÷åíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà ìîæíî îòìåòèòü ñëåäóþùèå ãðóïïû.

Èíãèáèòîðû ÀÏÔ

Ýòè ïðåïàðàòû ïðèìåíÿþòñÿ â îñíîâíîì äëÿ ëå÷åíèÿ àðòåðèàëüíîé ãèïåðòîíèè, íî ìîãóò òàêæå è èñïîëüçîâàòüñÿ ïðè êðèçå. ×àùå âñåãî ýòè ïðåïàðàòû ïðèìåíÿþòñÿ â âèäå òàáëåòîê, êîòîðûå ïðè êðèçå ðàññàñûâàþò (òî åñòü òàáëåòêó êëàäóò ïîä ÿçûê). Îäíèì èç òàêèõ ïðåïàðàòîâ ÿâëÿåòñÿ ýíàì èëè ýíàï.

Áåòàáëîêàòàòîðû

Ýòè ïðåïàðàòû áëîêèðóþò áåòà-àäðåíîðåöåïòîðû â ñòåíîê àðòåðèé, à òàêæå ñåðäöà, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ïðîèñõîäèò ðàñøèðåíèå ïðîñâåòà àðòåðèé è óðåæåíèå ñåðäöåáèåíèÿ. Ê ýòèì ïðåïàðàòàì îòíîñèòñÿ àíàïðèëèí, ìåòîïðîëîë, àòåíîëîë, èíäåðàë, îáçèäàí, ëàáåòîëîë.

Êëîôåëèí

Ýòîò ïðåïàðàò çà÷àñòóþ ñ÷èòàåòñÿ êëàññè÷åñêèì äëÿ ëå÷åíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà. Îòìåòèì, ÷òî îí ÿâëÿåòñÿ äîâîëüíî ìîùíûì ãèïîòåíçèâíûì ïðåïàðàòîì, ïîýòîìó ïðèìåíÿòüñÿ äîëæåí ñ îñòîðîæíîñòüþ. Äåëî â òîì, ÷òî êëîôåëèí ìîæåò âûçâàòü ðåçêîå ñíèæåíèå ÀÄ âïëîòü äî êîëëàïñà. Ïîýòîìó êëîôåëèí ñëåäóåò ïðèíèìàòü òîëüêî â ïîëîæåíèè áîëüíîãî ëåæà è ïîñëå ïðèíÿòèÿ íóæåí ïîñòåëüíûé ðåæèì. Êëîôåëèí òàê æå ïðèíèìàåòñÿ â âèäå òàáëåòêè ïîä ÿçûê. Ñóùåñòâóåò è âíóòðèâåííàÿ ôîðìà êëîôåëèíà.

Ïðåïàðàòû ìèîðåëàêñèðóþùåãî äåéñòâèÿ

Ýòè ïðåïàðàòû ðàññëàáëÿþò ãëàäêèå ìûøöû àðòåðèé, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ïðîñâåò èõ ðàñøèðÿåòñÿ è ÀÄ ñíèæàåòñÿ. Ê òàêèì ïðåïàðàòàì îòíîñèòñÿ äèáàçîë, êîòîðûé ÷àñòî ïðèìåíÿåòñÿ â ñî÷åòàíèè ñ äðóãèì ïðåïàðàòîì ñõîæåãî äåéñòâèÿ – ïàïàâåðèíîì.

Áëîêàòîðû êàëüöèåâûõ êàíàëîâ

Ýòè ïðåïàðàòû òàêæå ïðèìåíÿþòñÿ êàê äëÿ ëå÷åíèÿ àðòåðèàëüíîé ãèïåðòîíèè, òàê è äëÿ ëå÷åíèÿ àðèòìèé ñåðäöà, à òàêæå ïðè ñòåíîêàðäèè. Ê ýòèì ïðåïàðàòàì îòíîñÿòñÿ âåðàïàìèë, èçîïòèí è äð.

Äèóðåòèêè

Ýòè ïðåïàðàòû òàêæå ýôôåêòèâíî ïðèìåíÿþòñÿ ïðè ëå÷åíèè ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà. Äëÿ ýòîé öåëè èñïîëüçóþò îáû÷íî ïåòëåâûå äèóðåòèêè, ýôôåêò êîòîðûõ íàñòóïàåò áûñòðî. Ñðåäè íèõ ìîæíî îòìåòèòü ëàçèêñ (ôóðîñåìèä).

Íèòðàòû

Ýòè ïðåïàðàòû øèðîêî ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ ëå÷åíèÿ èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà. Èõ ýôôåêò íàïðàâëåí íà ðàñøèðåíèå ïðîñâåòà àðòåðèé. Ñðåäè íèòðàòîâ, êîòîðûå èñïîëüçóþòñÿ ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå, ìîæíî îòìåòèòü íèòðîïðóññèä íàòðèÿ (íèïðèä, íàíèïðóñ), êîòîðûé ââîäèòñÿ â âèäå âíóòðèâåííîé èíôóçèè.

Âñå âûøåïåðå÷èñëåííûå ïðåïàðàòû øèðîêî ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ ëå÷åíèÿ èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà. Èõ ýôôåêò íàïðàâëåí íà ðàñøèðåíèå ïðîñâåòà àðòåðèé. Ñðåäè íèòðàòîâ, êîòîðûå èñïîëüçóþòñÿ ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå, ìîæíî îòìåòèòü íèòðîïðóññèä íàòðèÿ (íèïðèä, íàíèïðóñ), êîòîðûé ââîäèòñÿ â âèäå âíóòðèâåííîé èíôóçèè.

Âû çàìåòèëè, ÷òî ïðàêòè÷åñêè âñå ïðåïàðàòû ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå ïðèìåíÿþòñÿ ëèáî âíóòðèâåííî, ëèáî â âèäå òàáëåòîê äëÿ ðàññàñûâàíèÿ âî ðòó. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî: Ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå ÷àñòî îòìå÷àåòñÿ òîøíîòà è ðâîòà, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ïåðîðàëüíîå ïðèìåíåíèå ëåêàðñòâ íåýôôåêòèâíî. Ïåðîðàëüíûå ïðåïàðàòû âñàñûâàþòñÿ èç ÆÊÒ äîâîëüíî ìåäëåííî, êðîìå òîãî, ïðè êðèçå îòìå÷àåòñÿ ñóæåíèå ìåëêèõ àðòåðèé, â ò.÷. è àðòåðèé êèøå÷íèêà, ïî êîòîðûì ëåêàðñòâî äîëæíî âñîñàòüñÿ â êðîâîòîê. Ïðè ò.í. òðàíñáóêêàëüíîì ïðèåìå ïðåïàðàòà (êîãäà îí ðàññàñûâàåòñÿ â ðîòîâîé ïîëîñòè è âñàñûâàåòñÿ ÷åðåç ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ðòà), îí íå ïîïàäàåò â âîðîòíóþ âåíó è ïå÷åíü, ãäå ÷àñòè÷íî ðàçðóøàåòñÿ, à ñðàçó æå ïîñòóïàþò â îáùèé êðîâîòîê.

Ëå÷åíèå ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà

Ïðè ëå÷åíèè áîëüíûõ ñ ãèïåðòîíè÷åñêèìè êðèçàìè ïåðåä âðà÷îì ñòîÿò äâå çàäà÷è:

1. áûñòðî êóïèðîâàòü êðèç, òàê êàê âñåãäà åñòü ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ îïàñíûõ îñëîæíåíèé;

2. ïðåäóïðåäèòü âîçíèêíîâåíèå ïîñëåäóþùèõ êðèçîâ.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ èìåþòñÿ î÷åíü àêòèâíûå ïðåïàðàòû, êîòîðûå ìîãóò ñíèçèòü àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå óæå ÷åðåç 1 -5 ìèíóò, íî îáðàùåíèå ñ íèìè íå èñêëþ÷àåò ðèñêà, ïîýòîìó íàäî çíàòü èõ ñâîéñòâà, ïîáî÷íûå ýôôåêòû è ñïåöèàëüíûå ïîêàçàíèÿ.

Íî èìååòñÿ äðóãàÿ ãðóïïà ñðåäñòâ ñ ïîñòåïåííî íàñòóïàþùèì äåéñòâèåì (â òå÷åíèå 30-60 ìèí).

Âûáîð ïðåïàðàòà è ñïîñîá ââåäåíèÿ çàâèñÿò îò ñêîðîñòè, ñ êîòîðîé æåëàòåëüíî ïîëó÷èòü ñíèæåíèå ÀÄ, è îò îöåíêè êëèíè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî ñ ó÷åòîì âîçðàñòà, íàëè÷èÿ àòåðîñêëåðîçà ðàçëè÷íîé ëîêàëèçàöèè, ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè, ìîçãîâûõ î÷àãîâûõ ñèìïòîìîâ. Ó ïîæèëûõ áîëüíûõ (îñîáåííî ïðè ãèïîêèíåòè÷åñêîì òèïå ãåìîäèíàìèêè) íåæåëàòåëüíî ñëèøêîì ñòðåìèòåëüíîå ñíèæåíèå ÀÄ, òàê êàê ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê èøåìè÷åñêèì ðàññòðîéñòâàì â æèçíåííî âàæíûõ îðãàíàõ (â ìîçãå, ñåðäöå, ïî÷êàõ).

Òàêòèêà áîëåå áûñòðîãî ñíèæåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ öåëåñîîáðàçíà ïðè ðàííèõ ñòàäèÿõ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè, à òàêæå ïðè îñëîæíåííûõ ôîðìàõ êðèçîâ äëÿ ëèêâèäàöèè îñòðîé ëåâîæåëóäî÷êîâîé èëè êîðîíàðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè, ãèïåðòîíè÷åñêîé ýíöåôàëîïàòèè, íî è â ýòèõ ñëó÷àÿõ íåîáõîäèìî âåñüìà îñòîðîæíîå ñíèæåíèå ÀÄ (äèàñòîëè÷åñêîãî äî 100-110 ìì ðò.ñò.), òàê êàê ÷ðåçìåðíîå ïàäåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ (áîëåå ÷åì íà 25%) ìîæåò âûçâàòü òÿæåëûå ðàññòðîéñòâà àóòîðåãóëÿ-öèè ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ èëè ñíèæåíèå ñîêðàòèòåëüíîé ôóíêöèè ñåðäöà.

Ëå÷åíèè êðèçîâ ïåðâîãî òèïà

Ïðè ïåðâîì òèïå êðèçîâ ñðåäñòâîì âûáîðà äëÿ êóïèðîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ äèáàçîë, ââîäèìûé âíóòðèâåííî (3-5 ìë 1% ðàñòâîðà). Ïðè ãèïåðêèíåòè÷åñêîì âàðèàíòå êðèçà è ó ïîæèëûõ ëþäåé äèáàçîë ñíèæàåò ñåðäå÷íûé âûáðîñ çà ñ÷åò óìåíüøåíèÿ âåíîçíîãî âîçâðàòà êðîâè. Íà ïîçäíèõ ñòàäèÿõ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè ïðè ãèïî- è ýóêèíåòè÷åñêèõ âàðèàíòàõ ãåìîäèíàìèêè äèáàçîë ñïîñîáñòâóåò ïëàâíîìó ñíèæåíèþ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ çà ñ÷åò óìåíüøåíèÿ îáùåãî ïåðèôåðè÷åñêîãî ñîïðîòèâëåíèÿ. Âíóòðèìûøå÷íûå èíúåêöèè äèáàçîëà ìåíåå ýôôåêòèâíû, íî ïîâûñèòü èõ ýôôåêòèâíîñòü ìîæíî, ñî÷åòàÿ äèáàçîë ñ ñåäóêñåíîì.

Õîðîøèé ýôôåêò íàáëþäàåòñÿ ó ìíîãèõ áîëüíûõ ïîñëå âíóòðèìûøå÷íîãî ââåäåíèÿ ðàóñåäèëà (1 ìë 1% ðàñòâîðà). Îí îñîáåííî ïîêàçàí áîëüíûì ñ âûðàæåííûì ïñèõîýìîöèîíàëüíûì âîçáóæäåíèåì. Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ñíèæàåòñÿ ÷åðåç 30-50 ìèíóò. Ðàóñåäèë èíîãäà âûçûâàåò ãëóáîêîå óãíåòåíèå öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû (âÿëîñòü, çàòîðìîæåííîñòü), ÷òî ìîæåò ìàñêèðîâàòü ðàçâèòèå íàðóøåíèé ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ. Ñëåäóåò òàêæå ó÷èòûâàòü, ÷òî ó áîëüíûõ, ïîëó÷àþùèõ ðåãóëÿðíîå ëå÷åíèå áåòà-àäðåíîáëîêàòîðàìè, ðàóñåäèë ìîæåò âûçâàòü ÷ðåçìåðíûé ãèïîòåíçèâíûé ýôôåêò è ðåçêóþ áðàäèêàðäèþ.

Äëÿ êóïèðîâàíèÿ êðèçîâ ñ ðåçêî âûðàæåííîé äèýíöåôàëüíîé ñèìïòîìàòèêîé õîðîøèé ýôôåêò äàåò äðîïåðèäîë 1 – 1,5 ìë. ×åðåç 15-30 ìèíóò ïîñëå âíóòðèìûøå÷íîãî ââåäåíèÿ èñ÷åçàþò îçíîá, äðîæü, ÷óâñòâî ñòðàõà, òîøíîòà, ðâîòà, ÷àñòî íàñòóïàåò ñîí. Áîëüøèå äîçû (2 ìë) íåðåäêî âûçûâàþò ÷ðåçìåðíîå íåéðîâåãåòàòèâíîå òîðìîæåíèå. Õîðîøî ñî÷åòàòü äðîïåðèäîë ñ äèáàçîëîì.

Îò ïðèìåíåíèÿ àìèíàçèíà ëó÷øå âîçäåðæàòüñÿ, òàê êàê åãî äåéñòâèå íå âñåãäà óïðàâëÿåìî, îí ìîæåò âûçâàòü ÷ðåçìåðíîå ïàäåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ ÷åðåç 30-40 ìèí ïîñëå âíóòðèâåííîãî ââåäåíèÿ, êîëëàïñ, ðåçêóþ òàõèêàðäèþ è óãíåòåíèå äûõàòåëüíîãî öåíòðà.

Áåòà-àäðåíîáëîêàòîðû íåöåëåñîîáðàçíî èñïîëüçîâàòü äëÿ êóïèðîâàíèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà, òàê êàê ïðè êðèçå ãåìîäèíàìèêà õàðàêòåðèçóåòñÿ ðåçêèì ïîâûøåíèåì îáùåãî ïåðèôåðè÷åñêîãî ñîñóäèñòîãî ñîïðîòèâëåíèÿ è óìåíüøåíèåì ñåðäå÷íîãî âûáðîñà. Äàæå ó áîëüíûõ ñ ãèïåðêèíåòè÷åñêèì òèïîì ãåìîäèíàìèêè, ñ âûñîêèì ìèíóòíûì îáúåìîì ââåäåíèå îáçèäàíà íå âûçûâàëî ñíèæåíèÿ ÀÄ è êóïèðîâàíèÿ êðèçà, ïðè ýòîì òðåáîâàëîñü äîáàâëåíèå 0,3-0,5 ìë 5% ðàñòâîðà ïåíòàìèíà.

ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç ìèîðåëàêñèðóþùèé äèóðåòèê

Ëå÷åíèè êðèçîâ âòîðîãî òèïà

Ïðè ëå÷åíèè êðèçîâ âòîðîãî òèïà âðà÷ó ïðèõîäèòñÿ ñ÷èòàòüñÿ ñ ðÿäîì îñîáåííîñòåé. Òÿæåñòü è äëèòåëüíîñòü öåðåáðàëüíûõ è êàðäèàëüíûõ êðèçîâ ó áîëüíûõ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíüþ II è III ñòàäèé, âåðîÿòíåå âñåãî, ñâÿçàíû ñ àòåðîñêëåðîçîì ìîçãîâûõ è êîðîíàðíûõ àðòåðèé. Íåðåäêî òðåáóåòñÿ óñòðàíåíèå ãèïåðâîëåìèè è îòåêà ìîçãà, ïðèñòóïà ñòåíîêàðäèè, ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

Íàèëó÷øèì ñðåäñòâîì äëÿ êóïèðîâàíèÿ ïîäîáíûõ êðèçîâ ÿâëÿåòñÿ êëîôåëèí. Ïîñëå âíóòðèìûøå÷íîãî ââåäåíèÿ 1 ìë 0,01% ðàñòâîðà êëîôåëèíà àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ñíèæàåòñÿ çà ñ÷åò ñíèæåíèÿ ÎÏÑ ÷åðåç 10-20 ìèíóò, ìàêñèìàëüíîå åãî ñíèæåíèå îòìå÷àåòñÿ ÷åðåç 30-45 ìèíóò, ïðè÷åì ýôôåêò ñîõðàíÿåòñÿ îò 2 äî 8 ÷àñîâ. Ëèøü â åäèíè÷íûõ ñëó÷àÿõ òðåáóåòñÿ ïîâòîðíîå âíóòðèìûøå÷íîå èëè âíóòðèâåííîå ââåäåíèå 0,5-1 ìë êëîôåëèíà â 10 ìë ôèçèîëîãè÷åñêîãî ðàñòâîðà. Ïðè ýòîì êëîôåëèí ââîäÿò â âåíó ìåäëåííî â òå÷åíèå 5-10 ìèíóò èëè êàïåëüíî.

 äîìàøíèõ óñëîâèÿõ ìîæíî íàçíà÷àòü êëîôåëèí âíóòðü èëè ïîä ÿçûê â äîçå 0,075-0,15 ìã, ñäåëàòü òåïëóþ íîæíóþ âàííó, ïîëîæèòü ãîð÷è÷íèêè íà çàòûëîê è íà èêðû. Ñóùåñòâåííîå ñíèæåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ íàñòóïàåò ÷åðåç 30-60 ìèíóò.

Ïðè êðèçàõ, îñëîæíåííûõ îñòðîé ëåâîæåëóäî÷êîâîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ, ïîêàçàíû ãàíãëèîáëîêàòîðû (óìåíüøàþò ïðåä- è ïîñòíàãðóçêó ìèîêàðäà). ×àùå èñïîëüçóþò âíóòðèâåííîå ìåäëåííîå äðîáíîå ââåäåíèå 5% ðàñòâîðà ïåíòàìèíà èëè 2,5% ðàñòâîðà áåíçîãåêñîíèÿ (0,3-0,75 ìë â 10-20 ìë ôèçèîëîãè÷åñêîãî ðàñòâîðà). Ïðè âíóòðèìûøå÷íîì ââåäåíèè ãèïîòåíçèâíîå äåéñòâèå ãàíãëèîáëîêàòîðîâ ðàçâèâàåòñÿ ÷åðåç 10-30 ìèíóò.

Ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçèñå ñ ýíöåôàëîïàòèåé, ÿâëåíèÿìè îòåêà ìîçãà è ëèêâîðíîé ãèïåðòîíèè ïîêàçàíî ïðèìåíåíèå äèóðåòèêîâ (40-80 ìã ôóðîñåìèäà èëè ëàçèêñà) âíóòðèâåííî, à òàêæå ñóëüôàòà ìàãíèÿ (25% ðàñòâîðà 10 ìë) âíóòðèìûøå÷íî.

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

1. À.À. Ìàðòûíîâ Ëå÷åíèå ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà, 2009.

2. Â.È. Ìàêîëêèí Âíóòðåííèå áîëåçíè, 2012.

3. Í.Í. Ãðåáöîâà Òåðàïèÿ, 2007.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Кардиология

Кардиология
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В ОРДИНАТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.08.36 Кардиология 1. Российское право в здравоохранении. Теоретические основы охраны здоровья и организация кардиологической помощи в

Подробнее

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН НА 2014 год

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН НА 2014 год
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГБОУ ВПО Тверская

Подробнее

по специальности Кардиология

по специальности Кардиология
по специальности 14.01.05 – Кардиология 1. Анатомия сосудов большого и малого круга кровообращения, строение сердца. 2. Анатомия проводящей системы сердца. Электрофизиологические свойства миокарда и проводящей

Подробнее

АННОТАЦИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН

АННОТАЦИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН
АННОТАЦИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН Оглавление Функциональная диагностика… 2 Кардиология… 2 Неврология… 3 Правоведение… 4 Организация здравоохранения и общественное здоровье… 4 Медицина чрезвычайных

Подробнее

Болезнь легче предупредить, чем вылечить

Болезнь легче предупредить, чем вылечить
Болезнь легче предупредить, чем вылечить В настоящее время в мире около 15 млн. больных туберкулёзом, из них 11 млн. в трудоспособном возрасте. Около трети жителей нашей планеты инфицированы микобактерией

Подробнее

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН НА 2015 год

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН НА 2015 год
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГБОУ ВПО Тверская

Подробнее

АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Оглавление Рефлексотерапия… 2 Неврология… 3 Клиническая фармакология… 3 Правоведение… 4 Организация здравоохранения и общественное здоровье… 4 Медицина чрезвычайных

Подробнее

Маршрутизация пациентов

Маршрутизация пациентов
Методические рекомендации по организации медицинской помощи больным с атерогенными нарушениями липидного обмена и мультифокальным атеросклерозом в субъектах РФ Маршрутизация пациентов с атерогенными нарушениями

Подробнее

ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Из утвержденной кабинетом министров Республики Татарстан Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов от 25.12.2014

Подробнее

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет» Кафедра поликлинической терапии ТЕМА: Особенности лечебно-диагностической деятельности участкового врача-терапевта с разными

Подробнее

СТАБИЛЬНАЯ СТЕНОКАРДИЯ

СТАБИЛЬНАЯ СТЕНОКАРДИЯ
ВСЕРОССИЙСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО КАРДИОЛОГОВ ФГУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Росмедтехнологий» А.М. Калинина Ю.М. Поздняков Р.А. Еганян ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ СТАБИЛЬНАЯ

Подробнее

Шт. число ППС. о б у ч ен и я. В ид

Шт. число ППС. о б у ч ен и я. В ид
УТВЕРЖДАЮ: Ректор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» здрава России СОГЛАСОВАНО шистр еспублики Дагестан ДА. Гаджиибрагимов 2019 год Учебно-производственный план специалистов

Подробнее

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет» Кафедра поликлинической терапии ТЕМА: Ишемическая болезнь сердца (различные формы). Нарушения сердечного ритма, сердечная недостаточность.

Подробнее

ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
Н.А. Мухин, В.С. Моисеев ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ Издание второе, дополненное и переработанное Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника

Подробнее

Источник

Читайте также:  Гипертонические кризы рекомендации клинические