Школы здоровья для пациентов инфаркт миокарда

Школы здоровья для пациентов инфаркт миокарда thumbnail

Школы здоровья для пациентов инфаркт миокарда

Школа Здоровья — это форма группового профилактического консультирования, которая оказывается пациентам, болеющим  или имеющим факторы риска появления  заболевания.

Основная цель организации школы инфаркта миокарда:

    Повышение информированности пациентов о заболевании и его фактах риска.

    Повышение ответственности пациента за сохранение его здоровья.

    Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

    Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризисов.

    Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

    Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Тема занятий

Ответственный

1

Сердечно-сосудистые заболевания – наиболее актуальная проблема здравоохранения. Атеросклероз, как этиологическая причина ишемической болезни сердца (ИБС), самым опасным клиническим проявлением которой является инфаркт миокарда. Что способствует возникновению ишемической болезни сердца.

Руководитель школы

2

Заболевания, предшествующие инфаркту миокарда (стенокардия, кардиосклероз). Клинические симптомы и течение инфаркта миокарда. Возможные осложнения. Госпитализация и больничный режим. Принципы лечения.

3

Неотложные меры самопомощи и взаимопомощи при сердечном приступе (инфаркте миокарда). Суммарный сердечно-сосудистый риск (прогностическое значение и методика определения).

4

Питание при ишемической болезни сердца.

5

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

6

Заключительное занятие. Вопросы и ответы. Тест на угрозу инфаркта.

ЗАНЯТИЕ № 1

Сердечно-сосудистые заболевания – наиболее актуальная проблема здравоохранения.

1) ССЗ – основная причина преждевременной смерти, инвалидности и высоких затрат здравоохранения;

2) в основе патологии наиболее часто лежит атеросклероз, протекающий многие годы скрытно и, как правило, уже сильно выраженный при появлении симптомов;

3) смерть от ССЗ, обусловленных атеросклерозом, инфаркт миокарда и инсульт часто развиваются внезапно, когда медицинская помощь не может быть оказана и поэтому многие эффективные клинические вмешательства в этих ситуациях не применимы или паллиативны;

4) широкая распространенность ССЗ достоверно связана с образом жизни и модифицируемыми биологическими факторами риска;

4) научно доказано, что модификация ФР снижает смертность и заболеваемость как среди лиц без признаков болезни, так и среди больных ССЗ.

Атеросклероз, как этиологическая причина ишемической болезни сердца (ИБС), самым опасным клиническим проявлением которой является инфаркт миокарда.

Атеросклероз – распространенное хроническое заболевание, характеризующееся липидной инфильтрацией внутренней оболочки аорты, артерий крупного и среднего калибра и разрастанием в их стенках соединительной ткани. При атеросклерозе суживается просвет артерий, возрастает плотность артериальной стенки, уменьшается ее растяжимость; в отдельных случаях наблюдается аневризматическое растяжение стенок артерий.

Одним из основных факторов развития атеросклероза считают дислипидемию – отклонение от нормы одного или более показателей липидного обмена:

    общий холестерин более 5 ммоль/л; холестерин липопротеидов высокой плотности у женщин менее 1.0 ммоль/л, у мужчин менее 1,2 ммоль/л;
    холестерин липопротеидов низкой плотности более 3 ммоль/л; триглицериды более 1,7 ммоль/л.

Стойкие дислипидемии, как правило, носят семейно-наследственный характер. Возникновению липидных нарушений и развитию заболевания способствует длительное употребление пищи, содержащей избыток жиров животного происхождения, богатых холестерином. Кроме дислипидемии, большое значение в возникновении ожирения имеют артериальная гипертония, недостаток физической активности и курение.

Клинические проявления атеросклероза зависят от преимущественной локализации процесса. При атеросклеротическом сужении венечных артерий развивается ишемическая болезнь сердца.

Ишемическая болезнь сердца – патология сердца, обусловленная острой или хронической рецидивирующей ишемией миокарда, то есть несоответствием между снабжением миокарда кислородом и потребности в нем вследствие сужения или закупорки атеросклеротическими бляшками просвета венечных артерий сердца либо в результате их тромбоза или спазма.

К ишемической болезни сердца (ИБС) относят несколько самостоятельно рассматриваемых форм патологии, различающихся проявлениями и выраженностью последствий ишемии миокарда: стенокардию, инфаркт миокарда, кардиосклероз, проявляющийся нарушениями сердечного ритма и/или развитием сердечной недостаточности.

Ишемия миокарда отрицательно отражается на функциях сердца – его сократимости, автоматизме, возбудимости, проводимости. Кратковременная ишемия обычно проявляется приступом стенокардии или ее эквивалентами: преходящим нарушением ритма, одышкой, головокружением и другое, при этом в миокарде не успевают возникнуть выраженные морфологические изменения. Длительная ишемия (20-30 минут и более), особенно при закрытии коронарной артерии тромбом, завершается некрозом участка сердечной мышцы, подвергшегося ишемии, – инфарктом миокарда.

Врачи боятся ИБС больше, чем инфаркта. Когда происходит инфаркт, картина более – менее ясна, и врачи знают, что делать, как с ним бороться и как человеку жить после получения инфаркта. С ишемической болезнью все не так просто. Ее и установить сложнее, и лечение нужно комплексное, и главное, что она непредсказуема, как мина замедленного действия, не знаешь, когда взорвется инфарктом миокарда. Основная опасность ИБС состоит в том, что “разрядка” может произойти неожиданно, хотя чаще она проявляет себя симптомами стенокардии той или иной степени выраженности.

Что способствует возникновению ишемической болезни сердца.

К у р е н и е

“Никотин”, содержащийся в листьях табака и поступающий в организм человека в процессе курения, приводит к стимуляции надпочечников и сужению кровеносных сосудов, что выражается нарушением кровоснабжения органов и тканей.

Подавляющее большинство “инфарктников” и страдающих стенокардией – заядлые курильщики. Риск сердечного приступа у курильщика, как минимум, в два раза выше, чем у некурящего. у курильщиков абсолютно здорового сердца не бывает. При этом глубоко заблуждаются те, кто считают болезни сердца от курения – уделом пожилых людей. Инфарктам, вызванным передозировкой никотина в крови подвержена именно молодежь

А л к о г о л ь

Алкоголь при систематическом и чрезмерном его употреблении оказывает крайне неблагоприятное воздействие на сердце и сосуды. Продукты распада алкоголя вызывают напряжение сосудов, увеличивают потребность сердца в кислороде, одновременно провоцируя перебои в сердечных сокращениях. При алкоголизме поражаются сосуды, нарушается кровоснабжение сердца.

Н а с л е д с т в е н н о с т ь

Значение наследственной предрасположенности к возникновению стенокардии и инфаркта миокарда уже отмечается врачами. Это особенно бросается в глаза, когда речь идет о сравнительно молодых людях, к тому же не страдающих гипертонической болезнью, которая наряду с атеросклерозом является значительным предопределяющим фактором.

Наследственность – далеко не ведущий фактор риска, но она существенно отягощается, когда к ней присоединяются курение, ожирение, гипертония и другие факторы риска.

П р о ф е с с и я

Этот фактор является второстепенным. Многие врачи считают, что у людей, занятых физической работой, заболеваемость инфарктом меньше, чем у людей умственного труда. Однако это не совсем так. При перечислении всех причин инфаркта упоминается малоподвижный образ жизни и эмоциональное напряжение. И именно они обусловливают “вредность” профессии. Однако можно заниматься физической работой с постоянным нервным напряжением.

В тоже время, имеются данные, подтверждающие, что обычно к развитию инфаркта миокарда предрасполагают профессии, связанные с большим умственным напряжением, чрезмерным волнением и в то же время с недостаточной физической активностью.

С а х а р н ы й д и а б е т

Это заболевание предрасполагает к развитию атеросклероза и сердечной недостаточности, а значит, способствует развитию инфаркта миокарда. Как известно, при сахарном диабете нарушается синтез гормона инсулина, в результате чего нарушаются все виды обмена, в том числе липидного.

У женщин молодого возраста инфаркт миокарда встречается гораздо реже, чем у мужчин, но именно сахарный диабет способен уравнять частоту болезни у больных разного пола. Установлено, что все диабетики, болеющие более 10 лет, имеют атеросклероз выраженного характера, а значит, вероятность их заболевания инфарктом миокарда достаточно высока. По мнению ряда исследователей, причина нарушений сосудистой стенки заключается не только в нарушении обменных процессов, но и в непосредственном влиянии “неутилизированного” сахара на стенку сосудов.

О к р у ж а ю щ а я с р е д а

По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека в значительной мере (до 50%) зависит от качества окружающей среды, а в зонах экологического неблагополучия этот вклад намного больше. Соответственно, в таких неблагополучных зонах значительно возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе инфаркта миокарда.

Школы здоровья для пациентов инфаркт миокарда

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5

Источник

Положение о Школе здоровья по профилактике инсультов и инфарктов миокарда

1. Общие положения

1.1. Школа здоровья по профилактике инсультов и инфарктов миокарда (далее -Школа) организуется на базе отделения (кабинета) профилактики амбулаторно-поликлинических подразделений учреждений здравоохранения для проведения обучающих программ среди населения с целью повышения эффективности системы первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
1.2. Занятия в Школе проводят врачи первичного звена (участковые терапевты, врачи общей (семейной) практики, участковые педиатры), кардиологи, неврологи; при необходимости могут привлекаться врачи других специальностей с учетом тематики занятий. К организации и проведению занятий в Школе здоровья активно привлекается средний медицинский персонал, в том числе работники фельдшерско-акушерских пунктов (медицинские сестры, фельдшера).
Занятия в Школе проводятся в соответствии с графиком, ежемесячно утверждаемым главным врачом учреждения здравоохранения. Типовые программы для занятий в Школе утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан.
Общую координацию мероприятий, проводимых учреждением здравоохранения в системе профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, осуществляет назначенное главным врачом ответственное лицо, координацию работы Школ здоровья – заведующий отделением (кабинетом) профилактики учреждения.

1.3. Задачи и функции

Основными задачами и функциями Школы инсульта являются:
создание постоянно действующей информационно-образовательной системы, направленной на процесс изменения поведения людей в отношении к здоровью и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний;
индивидуальная консультативная и обучающая работа с лицами, имеющими факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, формирование мотивации и повышение знаний и умений по оздоровлению поведенческих привычек;
содействие в организации и проведении среди населения массовых мероприятий по выявлению на ранних стадиях сердечно-сосудистых заболеваний и факторов риска их развития (анкетирование, скрининг-обследование); обеспечение динамического наблюдения за категорией “здоровые” с целью

своевременного выявления факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний;
участие в проведении массовых образовательных и профилактических программ/акций среди населения; подготовка информационно-образовательных материалов для средств массовой информации по актуальным вопросам первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
проведение совместно с центром медицинской профилактики медико-социальных опросов прикрепленного населения по вопросам осведомленности населения о рисках, связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, методах их профилактики; оценке потребности в профилактической помощи и степени ее удовлетворения;
ведение в установленном порядке учетной и отчетной документации.
1.4. Оснащение
Для обеспечения эффективной работы Школа здоровья обеспечивается медицинским и офисным оборудованием, методическими материалами.
1.5. Индикаторы результативности
Для оценки эффективности проводимых в Школе здоровья мероприятий используются индикаторы результативности, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан. Целевые значения по установленным индикаторам результативности ежегодно устанавливаются главным врачом учреждения здравоохранения при утверждении плана мероприятий по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний на территории обслуживания. Профилактическая услуга – это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость, направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление.

2. Организационная структура

2.1. Школа инсульта организуется в соответствии с пунктом 6 статьи 87, пунктом 1 статьи 154 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
2.2. Школа инсульта формируются в организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (далее – ПМСП);
2.3. ответственным лицом за организацию Школы инсульта является первый руководитель ПМСП, непосредственным исполнителем – руководитель отделения профилактики и социально-психологической помощи;
2.4. Школа инсульта организуется приказом руководителя ПМСП в соответствии с настоящим Положением;
2.5. обучение участников (пациентов) в Школы инсульта проводится врачами участковой службы (средними медицинскими работниками) с участием врачей узкого профиля (невропатологи, кардиологи, эндокринологи, гастроэнтерологи, пульмонологи и другие), а также специалистами психологами и инструкторами лечебной физической культуры (далее – ЛФК), прошедшими подготовку по вопросам профилактической медицинской помощи населению с поведенческими факторами риска развития заболеваний, на курсах Национального центра проблем формирования здорового образа жизни (далее – НЦПФЗОЖ);
2.6. медицинские работники, привлеченные к проведению занятий в Школе инсульта, работу проводят в счет времени (2 рабочих часа в месяц), предусмотренных для проведения профилактической работы (Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 778 «О мерах по дальнейшему совершенствованию службы формирования здорового образа жизни, профилактике заболеваний и укрепления здоровья населения Республики Казахстан»;
2.7. часы работы медицинского персонала (врачи, средние медицинские работники) в Школе инсульта учитываются в качестве зачетных единиц в системе непрерывного профессионального развития;
2.8. теоретическую (информационно-образовательную) часть занятий проводят врачи, практические занятия проводят медицинские сестры;
2.9. в начале цикла занятий проводится тестирование с целью выяснения информированности пациентов о факторах риска заболеваний, значения здорового образа жизни, а по окончании – степень усвоения материала. После завершения цикла занятий пациентам выдаются памятки с практическими советами.

3. Основные понятия

3.1. обучение населения навыкам здорового образа жизни, проведение пропаганды профилактики и выработки способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, повышение компетентности в вопросах, от которых зависит их здоровье, и обучить навыкам самостоятельно менять свою жизнь и окружающие его условия.

4. Функции

4.1.создание постоянно действующей информационно-образовательной системы обучения, направленной на процесс изменения поведения людей в отношении своего здоровья;
4.2. повышение информированности пациентов о поведенческих факторах риска (далее – ФР) развития заболеваний, повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
4.3. формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек: курения, злоупотребления алкоголем);
4.4. формирование рационального и активного отношения пациента к своему здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к выполнению рекомендаций медицинских работников;
4.5.формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья;
4.6. формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

5. Основные документы

5.1. Годовые планы
5.2. Протоколы проведенных школ инсульта
5.3. Журнал проведенных мероприятий
5.4. Отчетные данные о проведенных школах инсульта

6. Обучение участников и пациентов школы пожилых

6.1.обучение пациентов проводится по типовым программам, составленным специалистами НЦПФЗОЖ с учетом рекомендаций экспертов Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), международного, отечественного опыта (Программа ВОЗ СИНДИ Казахстан, 1999 года) и результатов научных исследований (I-IV Национальные исследования), проведенных в 1999-2007 гг.;
6.2. программа обучения в Школе инсульта состоит из 5 уроков (модулей). Продолжительность одного занятия 1 час (60 минут) . Численность пациентов в группе не более 8-10 человек, подобранных, по возможности, из числа однородного контингента;
6.3. в каждом занятии используются типовые информационные материалы и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у участников (пациентов). Методические рекомендации по проведению занятий разрабатываются НЦПФЗОЖ во взаимодействии с заинтересованными организациями;
6.4. медицинские работники, проводящие занятия должны быть обеспечены информационно-методическими материалами в достаточном количестве;
Занятия проводятся в отдельном светлом помещении, а там, где есть возможность, использовать также залы для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой. Помещение должно быть оборудовано демонстрационным материалом, как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для мобильной деятельности Клуба пожилых.

7. Темы занятий

Основные заболевания способствующие инсульту: артериальная гипертония, атеросклероз, заболевания сердца, сахарный диабет. Факторы риска инсульта.
• Правила рационального питания. Физическая активность.
• Формы клинического течения инсульта, принципы лечения. Основные принципы реабилитации
• Первая помощь при остром нарушении мозгового кровообращения. Суммарный сердечно-сосудистый риск, прогностическое значение и методика определения.
• Первичная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы риска и их профилактика. Роль службы медицинской профилактики в предупреждении ССЗ;

8. Целевая группа пациентов Школы инсульта:

Отбор контингента для обучения в Школе инсульта, проводится участковыми врачами и врачами общей практики по результатам скрининговых осмотров из числа лиц, отнесенных к:
1. диспансерной группе IБ (далее – Д-IБ) – лица с выявленными факторами риска, «пограничными» состояниями, нуждающиеся в наблюдении и профилактическом вмешательстве (лица, у которых выявлены незначительные отклонения от установленных границ нормы в величинах артериального давления и прочих физиологических характеристик, не влияющие на функциональную деятельность организма);
2. Диспансерной группе II (далее – Д-II) практически здоровые – лица, имеющие в анамнезе острое и хроническое заболевание без обострений в течение последних нескольких лет;
3. Диспансерной группе III (далее – Д-III) больные – лица, нуждающиеся в лечении;
4. На обучение в Школе инсульта пациенты направляются участковыми врачами, врачами общей практики, а также узкопрофильными специалистами.

9. Заключительные положения:
9.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

Ссылка: Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 марта 2012 года № 146 «Об утверждении Положения об организации и деятельности Школ здоровья по поведенческим факторам риска в организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь»

Источник