Школа здоровья для больных перенесших инсульт

«Школа здоровья. Жизнь после инсульта» включает в себя руководство для врачей, которые проводят обучение больных, перенёсших инсульт, и их родственников, с приложением на компакт-диске, а также материалы для пациентов. В руководстве для врачей изложены сведения об организации и проведении школ здоровья для больных, перенёсших инсульт, и их родственников. Подробно представлена информация о факторах риска возникновения инсульта и методах их контроля, принципах ухода за больными с инсультом, о подходах к реабилитации. Особое внимание уделено психологическим реакциям родственников на болезнь и методам восстановления их душевного равновесия. Кроме того, дополнительные занятия посвящены таким распространённым состояниям, как головная боль, головокружение, сахарный диабет и остеохондроз. Приложение на компакт-диске содержит слайд-презентации, соответствующие темам проводимых занятий, и материалы для пациентов. Впервые в руководстве объединены информационная часть и мотивационные методы обучения пациентов, направленные на то, чтобы повысить приверженность пациентов к выполнению врачебных назначений и сократить поведенческие факторы риска. Предназначена неврологам, реабилитологам, врачам других специальностей, проводящим обучение перенёсших инсульт больных и их родственников в школе здоровья.
ИГ «ГЭОТАР-Медиа»
Под ред. В.И. Скворцовой
Издано в 2008 г.
Объем: 208 страниц
ISBN: 978-5-9704-0826-1
Источник
Учебный план занятий школы инсульта в районной поликлинике на 2018год.
ТЕМА | Срок/ дата проведения | Ответственный | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 цикл | 2 цикл | 3 цикл | 4 цикл | 5 цикл | 6 цикл | Врач невролог Рогаткина Е.И./ Ведель Т.С. | |
1. Что такое инсульт? Виды инсульта. | 04.01. | 01.03 | 26.04 | 21.06 | 16.08 | 11.10 | Рогаткина Е.И./Ведель Т.С. |
2. Причины развития инсульта. Как возникает инсульт? Что происходит с человеком у которого случился инсульт? | 11.01 | 08.03 | 03.05 | 28.06 | 23.08 | 18.10 | Рогаткина Е.И./Ведель Т.С. |
3. Основные симптомы проявления инсульта, о которых должен знать каждый! Диагностика инсульта – перечень необходимых методов обследования. | 18.01 | 15.03 | 10.05 | 05.07 | 30.08 | 25.10 | Рогаткина Е.И./ Ведель Т.С. |
4. Первые дни после инсульта | 25.01 | 22.03 | 17.05 | 12.07 | 06.09 | 01.11 | Рогаткина Е.И./ Ведель Т.С. |
5.Восстановление нарушенных функций: общие рекомендации по лечению, планирование программы реабилитации | 01.02 | 29.03 | 24.05 | 19.07 | 13.09 | 08.11 | Рогаткина Е.И./ Ведель Т.С. |
6. Учимся жить заново! | 08.02 | 05.04 | 31.05 | 26.07 | 20.09 | 15.11 | Рогаткина Е.И./ Ведель Т.С. |
7. Тренировки повседневных навыков бытового самообслуживания | 15.02 | 12.04 | 07.06 | 02.08 | 27.09 | 22.11 | Рогаткина Е.И./ Ведель Т.С. |
8. Как предупредить инсульт? | 22.02 | 19.04 | 14.06 | 09.08 | 04.10 | 29.11 | Рогаткина Е.И./ Ведель Т.С. |
Положение о работе «Школы инсульта» в поликлиническом отделении
Общее положение:
- Работа школы организована на базе районной поликлиники. Занятия проводятся в актовом зале;
- Форма обучения очная – образовательной работой занимаются врачи поликлиники. Направления – работа с больными перенесенных ОНМК.
Цели:
- Повышение информированности пациентов и их родственников об инсульте, его типах и причинах возникновения, клинических проявлениях, осложнениях и сопутствующих заболеваниях.
- Формирование мотивации к своевременному и постоянному профилактическому лечению при выявлении отклонений тех или иных показателей (физикальных и лабораторных).
- Облегчение возращения перенесшего инсульт пациента в социум. Формирование современных навыков реабилитации и ухода за больными членами семьи.
- Обеспечение родственников пациентов полной юридической информацией с практическими рекомендациями по оформлению инвалидности и получению социальных льгот для пациентов.
- Профилактика и коррекция дезадаптации (внутреннего стресса) у больных, перенесших инсульт, и их родственников.
Задачи:
- Создание постоянно действующей информационно-образовательной системы, направленной на процесс изменения поведения людей в отношении к здоровью, профилактике сосудистых заболеваний.
- Повышение информативности пациентов и их родственников о заболевании, методах и средствах ухода.
- Формирование активного отношения пациентов к заболеванию, мотивации к выздоровлению и выполнению рекомендаций врача.
- Приобретение умений и навыков по самоконтролю общего состояния.
- Информирование и обучение навыкам преодоления стресса, повышения стрессоустойчивости, правильного питания, адекватной двигательной активности, отказу от вредных привычек – в целом, здоровому образу жизни.
Порядок работы:
- Занятия проводятся согласно учебному плану занятий. Проводятся два вида занятий – теоретические и практические. Форма проведения занятий: очная (4 раза в месяц, длительностью 16 недель).
Оснащение: листовки, памятки, рефераты.
Программа
«Школы инсульта в поликлиническом отделении»
Цели:
- Повышение информированности пациентов и их родственников об инсульте, его типах и причинах возникновения, клинических проявлениях, осложнениях и сопутствующих заболеваниях.
- Формирование мотивации к своевременному и постоянному профилактическому лечению при выявлении отклонений тех или иных показателей (физикальных и лабораторных).
- Облегчение возращения перенесшего инсульт пациента в социум. Формирование современных навыков реабилитации и ухода за больными членами семьи.
- Обеспечение родственников пациентов полной юридической информацией с практическими рекомендациями по оформлению инвалидности и получению социальных льгот для пациентов.
- Профилактика и коррекция дезадаптации (внутреннего стресса) у больных, перенесших инсульт, и их родственников.
Задачи:
- Создание постоянно действующей информационно-образовательной системы, направленной на процесс изменения поведения людей в отношении к здоровью, профилактике сосудистых заболеваний.
- Повышение информативности пациентов и их родственников о заболевании, методах и средствах ухода.
- Формирование активного отношения пациентов к заболеванию, мотивации к выздоровлению и выполнению рекомендаций врача.
- Приобретение умений и навыков по самоконтролю общего состояния.
- Информирование и обучение навыкам преодоления стресса, повышения стрессоустойчивости, правильного питания, адекватной двигательной активности, отказу от вредных привычек – в целом, здоровому образу жизни.
Основное направление – работа с больными перенесенных ОНМК
Занятия проводит: врач невролог Ведаль Т.С. в кабинете № 22, во время приема пациентов.
Источник
«Школа здоровья. Жизнь после инсульта» включает в себя руководство для врачей, которые проводят обучение больных, перенёсших инсульт, и их родственников, с приложением на компакт-диске, а также материалы для пациентов. В руководстве для врачей изложены сведения об организации и проведении школ здоровья для больных, перенёсших инсульт, и их родственников. Подробно представлена информация о факторах риска возникновения инсульта и методах их контроля, принципах ухода за больными с инсультом, о подходах к реабилитации. Особое внимание уделено психологическим реакциям родственников на болезнь и методам восстановления их душевного равновесия. Кроме того, дополнительные занятия посвящены таким распространённым состояниям, как головная боль, головокружение, сахарный диабет и остеохондроз. Приложение на компакт-диске содержит слайд-презентации, соответствующие темам проводимых занятий, и материалы для пациентов. Впервые в руководстве объединены информационная часть и мотивационные методы обучения пациентов, направленные на то, чтобы повысить приверженность пациентов к выполнению врачебных назначений и сократить поведенческие факторы риска. Предназначена неврологам, реабилитологам, врачам других специальностей, проводящим обучение перенёсших инсульт больных и их родственников в школе здоровья.
Введение
Глава I. Как создать школу и обеспечить контакт с пациентами и их родственниками
Как правильно организовать работу школы?
Занятие 1. Вводное. Психологические реакции родственников на развившееся заболевание, модели отношений “пациент-родственники”, организация психологического пространства
Знакомство и представление участников
Описание целей обучения
Психологические реакции людей на развившееся у их родственника заболевание
Как установить доверительные отношения с родственниками пациента?
Проведение процедуры целеполагания
Глава II. Основные занятия школы здоровья
Занятие 2. Что необходимо знать об инсульте
Знакомство и представление участников
Описание целей обучения
Определение инсульта, его виды и периоды заболевания
Ишемический инсульт. Причины и механизмы развития
Факторы риска развития инсульта и основы первичной профилактики
Клинические признаки инсульта
Геморрагический инсульт и его виды
Вторичная профилактика инсульта
Последовательность действий при подозрении на инсульт
Занятие 3. Принципы ухода за пациентом с инсультом, патронаж, подходы к реабилитации. Средства ухода за больными. Средства реабилитации
Знакомство и представление участников
Описание целей обучения
Позиционирование: понятие, принципы и правила выполнения
Профилактика контрактур: как уменьшить мышечный спазм и избежать формирования контрактур
Боли в спине и плече
Принципы безопасности и правила их соблюдения при перемещении больного
Уход за кожей и профилактика развития пролежней
Нарушения мочеиспускания и их коррекция
Профилактика и лечение нарушений дефекации
Оценка функции глотания и её нарушений
Кормление пациентов с нарушенным глотанием
Занятие 4. Постинсультные состояния
Знакомство и представление участников
Описание целей обучения
Гипертонический криз и острая гипертоническая энцефалопатия
Сосудистый психоз
Постинсультная эпилепсия
Постинсультная депрессия
Хроническая ишемическая болезнь головного мозга
Синдром постинсультного паркинсонизма
Сосудистая деменция
Занятие 5. Возвращение домой
Знакомство и представление участников
Описание целей обучения
Как психологически подготовить родственников к выписке и возвращению больного домой?
Какие условия должны быть созданы дома для пациента, перенёсшего инсульт?
Оптимизация обслуживания и самообслуживания больного в домашних условиях
Занятие 6. Юридические основы социальной помощи пациентам с инсультом
Знакомство и представление участников
Описание целей обучения
Инвалидность: понятие, порядок и условия оформления
Реабилитация инвалидов
Обеспечение жизнедеятельности инвалидов
Глава III. Дополнительные занятия
Занятие 7. Головная боль
Знакомство и представление участников
Описание целей обучения
Головная боль. Введение в проблему. Определение. Статистика
“Анатомия” головной боли
Классификация головной боли
Расспрос и обследование пациента с головной болью
Мигрень
Головная боль напряжения
Кластерная головная боль
Вторичные головные боли
Заключение
Занятие 8. Головокружение
Знакомство и представление участников
Описание целей обучения
Головокружение. Введение в проблему. Определение
“Анатомия” головокружения
Механизм развития головокружения
Клиническое обследование пациентов
Диагноз
Нозологические формы
Медикаментозное лечение
Заключение
Занятие 9. Сахарный диабет
Знакомство и представление участников
Описание целей обучения
Что такое сахарный диабет? Классификация. Факторы риска
Сахарный диабет 1-го и 2-го типов. Нарушение толерантности к глюкозе. Проба с нагрузкой глюкозой
Клинические и биохимические проявления сахарного диабета
Диагностика сахарногодиабета.
Подходы к лечению сахарного диабета
Диета при сахарном диабете
Инсулинотерапия
Сахароснижающие и симптоматические препараты
Как предотвратить развитие осложнений сахарного диабета?
Занятие 10. Остеохондроз позвоночника и его неврологические осложнения
Знакомство и представление участников
Описание целей обучения
Остеохондроз позвоночника. Введение в проблему
Анатомия позвоночника. Шейный, грудной, поясничный отделы
Причины, способствующие развитию остеохондроза позвоночника
Клинические проявления и основные синдромы поражения разных отделов позвоночника
Диагностика и методы обследования
Консервативные и хирургические подходы к лечению неврологических осложнений остеохондроза позвоночника
Прогноз течения заболевания и профилактика обострений
Список рекомендуемой литературы
Содержание компакт-диска
Слайд-презентации к проводимым занятиям
Приложения
Информация для пациентов о заболеваниях
Информация для пациентов о препаратах
Фармакологический справочник
Стандарты медицинской помощи
Международная классификация болезней десятого пересмотра
Источник
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Что такое «Школа инсульта» и кому она нужна?
Слайд 2
Описание слайда:
Основные цели занятий в школе для больных инсультом, и их родственников.
2.1.Повышение информированности пациентов и их родственников об инсульте, его типах и причинах возникновения, клинических проявлениях, осложнениях и сопутствующих заболеваниях.
2.2.Формирование мотивации к своевременному и посточнному профилактическому лечению при выявлении отклонений тех или иных показателей (физикальных и лабораторных).
2.3.Облегчение возращения перенесшего инсульт пациента в социум. Формирование современных навыков реабилитации и ухода за больными членами семьи.
2.4.Обеспечение родственников пациентов полной юридической информацией с практическими рекомендациями по оформлению инвалидности и получению социальных льгот для пациентов.
2.5.Профилактика и коррекция дезадаптации (внутреннего стресса) у больных ,перенесших инсульт, и их родственников.
Слайд 3
Описание слайда:
Основные виды деятельности школы для больных, перенесших инсульт, и их родственников
3.1.Обучение больных, перенесших инсульт, и их родственников по типовым программам.
3.2.Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных,перенесших инсульт, и их родственников, обучающихся в Школе.
3.3.Анализ эффективности обучения больных, перенесших инсульт, и их родственников.
3.4.Взаимодействие со всеми структурными подразделениями лечебно-профилактического учреждения, на базе которого функционирует Школа.
3.5.Взаимодействие со школами для больных, перенесших инсульт, и их родственников в лечебно-профилактических учреждениях, на базе которых организованы региональный сосудистый центр и первичные сосудистые отделения, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.
3.6.Участие в реализации деятельности общероссийского общественного объеденения родственников больных с инсультом.
3.7.Реализация социально ориентированных программ для больных, перенесших инсульт, и членов их семей.
3.8.Пропаганда здорового образа жизни и профилактики инсульта среди населения.
Слайд 4
Описание слайда:
План занятий
Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью не менее 90 минуит каждое.
Всего в обязательный цикл входит 7 занятий.
Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов и их родственников. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.
Для медицинских работников, проводящих занятия, разработано информационно-методическое пособие «Школа здоровья. Жизнь после инсульта», которое поможет им в проведении занятий и является необходимым инструментом обучения.
Программа обучения включает обязательные темы: психологические реакции на развившееся заболевание, что необходимо знать об инсульте, принципы, средства ухода за больным и подходы и средства реабилитации, постинсультные состояния, возвращение домой, юридические основы социальной помощи пациентам, лечебная физкультура у пациентов, перенесших инсульт.
При интересе пациентов и их родственников и возможности организации допускается включение дополнительных тем и практических занятий (головная боль, головокружение, сахарный диабет, остеохондроз позвоночника и пр.).
Слайд 5
Описание слайда:
План занятия: «Что необходимо знать об инсульте»
.
Цель:информированние слушателей о заболевании инсультом, его типах и факторах, приводящих к его развитию, а также возможностях первичной профилактики;
– обучение последовательности действий при подозрении на инсульт, обоснование ранней госпитализации;
– информирование больных и их родственников о необходимости и направлениях вторичной профилактики инсульта.
Содержание.
Определение инсульта, его виды и периоды заболевания. Ишемический инсульт. Причины и механизмы развития. Факторы риска развития инсульта и основы первичной профилактики.
Активная часть (вопросы-ответы)- 5 мин.
Перерыв-5 мин.
Информационная часть -30 мин.
Клинические признаки инсульта. Что такое преходящие нарушения мозгового кровообращения. Геморрагический инсульт и его виды. Вторичная профилактика инсульта. Последовательность действий при подозрении на инсульт.
Слайд 6
Описание слайда:
План занятия: «Что необходимо знать об инсульте»
Активная часть (вопросы- ответы)- 10 мин.
Подведение итогов- 5 мин.
По окончании занятия слушатели будут знать:
– определение инсульта;
– опасность и распространенность заболевания;
– типы и виды инсульта;
– основные симптомы инсульта;
– первую помощь при подозрении на инсульт, необходимость ранней госпитализации;
-факторы риска развития заболевания, основные направления первичной и вторичной профилактики.
Слайд 7
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Источник