Школа пациента после инсульта

Школа пациента после инсульта thumbnail

Мы – команда специалистов в области реабилитации, с обширным клиническим и педагогическим опытом, рады пригласить Вас на наш канал. Здесь мы вместе с Вами будем преодолевать такой страшный недуг как инсульт.
Показать полностью…

Дорогие друзья и коллеги! Хочу поделиться впечатлениями от состоявшегося в Москве 14-16 декабря 2019 г 10-ого международного междисциплинарного конгресса «Manage Pain». ????Целых три плодотворных дня были посвящены междисциплинарному взаимодействию в лечении различных хронических болевых синдромов, в том числе и после инсульта.
Более 60 % слушателей – неврологи, остальные 40 % были представлены врачами различны специальностей – терапевтами, реабилитологами, мануальными терапевтами, психиатрами, нейрохирургами, ревматологами, стоматологами и др. Совершенно не обязательно самостоятельно владеть всеми методами лечения, которые обсуждались на конгрессе, но очень важно знать кому, а самое главное, когда необходимо предложить пациенту интервенционное, психотерапевтическое, физиотерапевтическое лечение. Одним из важных вопросов, вызвавшим оживленную дискуссию, стала необходимость выделения алгологии, как отдельной науки, и алголога, как отдельной специальности. Что ж, даже если и не будет алгология врачебной специальностью, важно, чтобы любой медицинский работник, заинтересованный в лечении болевых синдромов, вне зависимости от первичной специализации, имел возможность поучиться. Мне, как преподавателю, работающему в высшей школе и в системе последипломного образования видится, что могут быть тематические усовершенствования по алгологии, в течение которого участники овладеют необходимыми специальными базовыми и практическими знаниями.????‍♀️ Другим моментом обсуждения было создание в России междисциплинарных клиник и отделений лечения болевого синдрома, чтобы каждый пациент смог получить полное и качественное лечение. В этом плане многопрофильные больницы и санатории являются беспроигрышным вариантом.
Впервые на конгрессе был представлен симпозиум «Немедикаментозные методы лечения боли», идейным вдохновителем которого был Субботин Фидель Александрович. Симпозиум состоял из трех частей, впервые были рассмотрены вопросы применения Международной классификации функционирования в докладе «Управление болью в формате функциональной реабилитационной медицины» профессоров Барулина А.Е. и Курушиной О.В. (г. Волгоград). Нами был представлен доклад «Методы акупунктуры в лечении болевого синдрома», в котором представлены как морфологические и эволюционные моменты применения акупунктуры, так и практические рекомендации, что вызвало живой отклик и аплодисменты зала.????
Зав. каф. нелекарственных методов лечения Института междисциплинарной медицины Субботин Ф.А. (г. Москва) доложил собственный опыт терапевтического тейпирования в комплексном лечении болевого синдрома ОА коленных суставов. Кстати,  23-24.11 кафедрой внутренних болезней Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова на базе АО «Санаторий Чувашиякурорт» организован двухдневный интенсив Фиделя Александровича по практическому применению кинезиотейпирования.
Самые интересные и оживленные дискуссии возникли в обсуждении вопросов на междисциплинарных симпозиумах: ревматолога и невролога, психиатра и невролога, клинического фармаколога и невролога. Благодаря междисциплинарному обсуждению взгляду возможно улучшить качество диагностики и лечения пациентов с различными заболеваниями школадомашнейреабилитациипослеинсульта

  1. докторевгениягурьянова

???? 

Источник

Школа инсульта, созданная на базе отделения физиотерапии и лечебной физкультуры больницы Вересаева, выходит в онлайн: обучающие ролики уже появились в открытом доступе на ютьюб-канале проекта «Реабилитация ГКБ Вересаева». Тематические выпуски планируется представлять регулярно и сопровождать их не только видеоинструкциями, но и текстовыми памятками.

Проект больницы Вересаева «Школа инсульта», в рамках которого специалисты отделения физиотерапии и ЛФК в еженедельном режиме проводили для родственников и самих пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК) практические занятия, стартовал еще в прошлом году. Параллельно реабилитологи занимались подготовкой дополнительных учебных материалов – видеороликов и методических рекомендаций.

«У наших слушателей действительно был большой запрос на раздаточные материалы: людям удобно всегда иметь под рукой готовые инструкции. Поэтому мы решили создать библиотеку с поясняющими видеороликами и тематическими памятками, – рассказывает заведующий отделением, руководитель Школы инсульта Роман Широкий. – Пандемия внесла в наши планы свои коррективы и несколько трансформировала первоначальную идею, но нам удалось продолжить реабилитационное просвещение и в условиях эпидрежима – теперь Школа работает в онлайн-формате».

В ходе коротких роликов (в среднем продолжительность выпусков составит от трех до пяти минут) специалисты наглядно разложат по полочкам самые актуальные «реабилитационные» темы. Одно из первых представленных видео рассказывает о том, как на раннем этапе восстановления после инсульта избежать развития патологических поз. На занятии подробно разбираются варианты укладывания пациента на спине, пораженном и здоровом боках. Еще одна из доступных уже сейчас на канале «Реабилитация ГКБ Вересаева» записей расскажет о правильных присаживаниях, поворотах в кровати и перемещениях.

В основе образовательной программы, разработанной специалистами, лежат клинические рекомендации Союза реабилитологов России и многолетний практический опыт больницы Вересаева.

«На онлайн-занятиях мы расскажем и покажем, как правильно проводить простейшие реабилитационные мероприятия таким образом, чтобы не навредить пациенту и максимально использовать его реабилитационный потенциал», – отмечает Роман Широкий.

Все видео сопровождаются всплывающими текстовыми подсказками с акцентами на важных моментах. Кроме того, под большинством роликов можно будет найти памятки с алгоритмами выполнения тех или иных манипуляций. Вопросы специалистам при необходимости можно задавать в ветке ролика на ютьюб-канале.

Напомним, «Школа инсульта» – уникальный проект отделения физиотерапии и лечебной физкультуры больницы Вересаева. Он призван повысить эффективность реабилитационных мероприятий для пациентов с ОНМК, включить родных в этот процесс и обучить их простейшим реабилитационным манипуляциям. Проект находится в стадии активного развития, поэтому со временем он будет дополняться новыми инструментами для более удобной коммуникации между родственниками и специалистами.

Источник

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Школа пациента после инсульта

Описание слайда:

Что такое «Школа инсульта» и кому она нужна?

Слайд 2
Школа пациента после инсульта

Описание слайда:

Основные цели занятий в школе для больных инсультом, и их родственников.

2.1.Повышение информированности пациентов и их родственников об инсульте, его типах и причинах возникновения, клинических проявлениях, осложнениях и сопутствующих заболеваниях.
2.2.Формирование мотивации к своевременному и посточнному профилактическому лечению при выявлении отклонений тех или иных показателей (физикальных и лабораторных).
2.3.Облегчение возращения перенесшего инсульт пациента в социум. Формирование современных навыков реабилитации и ухода за больными членами семьи.
2.4.Обеспечение родственников пациентов полной юридической информацией с практическими рекомендациями по оформлению инвалидности и получению социальных льгот для пациентов.
2.5.Профилактика и коррекция дезадаптации (внутреннего стресса) у больных ,перенесших инсульт, и их родственников.

Слайд 3
Школа пациента после инсульта

Описание слайда:

Основные виды деятельности школы для больных, перенесших инсульт, и их родственников
3.1.Обучение больных, перенесших инсульт, и их родственников по типовым программам.
3.2.Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных,перенесших инсульт, и их родственников, обучающихся в Школе.
3.3.Анализ эффективности обучения больных, перенесших инсульт, и их родственников.
3.4.Взаимодействие со всеми структурными подразделениями лечебно-профилактического учреждения, на базе которого функционирует Школа.
3.5.Взаимодействие со школами для больных, перенесших инсульт, и их родственников в лечебно-профилактических учреждениях, на базе которых организованы региональный сосудистый центр и первичные сосудистые отделения, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.
3.6.Участие в реализации деятельности общероссийского общественного объеденения родственников больных с инсультом.
3.7.Реализация социально ориентированных программ для больных, перенесших инсульт, и членов их семей.
3.8.Пропаганда здорового образа жизни и профилактики инсульта среди населения.

Слайд 4
Школа пациента после инсульта

Описание слайда:

План занятий
Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью не менее 90 минуит каждое.
Всего в обязательный цикл входит 7 занятий.
Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов и их родственников. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.
Для медицинских работников, проводящих занятия, разработано информационно-методическое пособие «Школа здоровья. Жизнь после инсульта», которое поможет им в проведении занятий и является необходимым инструментом обучения.
Программа обучения включает обязательные темы: психологические реакции на развившееся заболевание, что необходимо знать об инсульте, принципы, средства ухода за больным и подходы и средства реабилитации, постинсультные состояния, возвращение домой, юридические основы социальной помощи пациентам, лечебная физкультура у пациентов, перенесших инсульт.
При интересе пациентов и их родственников и возможности организации допускается включение дополнительных тем и практических занятий (головная боль, головокружение, сахарный диабет, остеохондроз позвоночника и пр.).

Слайд 5
Школа пациента после инсульта

Описание слайда:

План занятия: «Что необходимо знать об инсульте»
.
Цель:информированние слушателей о заболевании инсультом, его типах и факторах, приводящих к его развитию, а также возможностях первичной профилактики;
– обучение последовательности действий при подозрении на инсульт, обоснование ранней госпитализации;
– информирование больных и их родственников о необходимости и направлениях вторичной профилактики инсульта.
Содержание.
Определение инсульта, его виды и периоды заболевания. Ишемический инсульт. Причины и механизмы развития. Факторы риска развития инсульта и основы первичной профилактики.
Активная часть (вопросы-ответы)- 5 мин.
Перерыв-5 мин.
Информационная часть -30 мин.
Клинические признаки инсульта. Что такое преходящие нарушения мозгового кровообращения. Геморрагический инсульт и его виды. Вторичная профилактика инсульта. Последовательность действий при подозрении на инсульт.

Слайд 6
Школа пациента после инсульта

Описание слайда:

План занятия: «Что необходимо знать об инсульте»
Активная часть (вопросы- ответы)- 10 мин.
Подведение итогов- 5 мин.
По окончании занятия слушатели будут знать:
– определение инсульта;
– опасность и распространенность заболевания;
– типы и виды инсульта;
– основные симптомы инсульта;
– первую помощь при подозрении на инсульт, необходимость ранней госпитализации;
-факторы риска развития заболевания, основные направления первичной и вторичной профилактики.

Слайд 7
Школа пациента после инсульта

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Источник

«Школа здоровья. Жизнь после инсульта» включает в себя руководство для врачей, которые проводят обучение больных, перенёсших инсульт, и их родственников, с приложением на компакт-диске, а также материалы для пациентов. В руководстве для врачей изложены сведения об организации и проведении школ здоровья для больных, перенёсших инсульт, и их родственников. Подробно представлена информация о факторах риска возникновения инсульта и методах их контроля, принципах ухода за больными с инсультом, о подходах к реабилитации. Особое внимание уделено психологическим реакциям родственников на болезнь и методам восстановления их душевного равновесия. Кроме того, дополнительные занятия посвящены таким распространённым состояниям, как головная боль, головокружение, сахарный диабет и остеохондроз. Приложение на компакт-диске содержит слайд-презентации, соответствующие темам проводимых занятий, и материалы для пациентов. Впервые в руководстве объединены информационная часть и мотивационные методы обучения пациентов, направленные на то, чтобы повысить приверженность пациентов к выполнению врачебных назначений и сократить поведенческие факторы риска. Предназначена неврологам, реабилитологам, врачам других специальностей, проводящим обучение перенёсших инсульт больных и их родственников в школе здоровья.

ИГ «ГЭОТАР-Медиа»

Под ред. В.И. Скворцовой
Издано в 2008 г.
Объем: 208 страниц
ISBN: 978-5-9704-0826-1

Источник

Школа пациента после инсульта

Содержание статьи

  1. Общие правила
  2. Готовить помещение нужно заранее
  3. Если человек парализован
  4. Особенности кормления
  5. Контроль дефекации
  6. Домашняя реабилитация
  7. ЛФК
  8. Как избежать депрессии
  9. Когда нужен врач

Специалисты сети пансионатов «Забота» подготовили рекомендации относительно ухода за больными людьми после инсульта. Советы носят общий характер и затрагивают все типичные сложности восстановительного периода.

Общие правила

Рекомендации и замечания по организации реабилитации:

  • нужно систематически оценивать степень нарушения потребностей (о методиках исследования можно узнать у лечащего врача или у приглашенного специалиста);

  • следует стремиться к упорядоченному образу жизни;

  • необходимо отслеживать динамику состояния (измерять АД, температуру, осматривать кожные покровы, следить за выделениями и изменениями психо-эмоционального фона);

  • пациент должен быть огражден от утомительных разговоров, неприятных известий, любых иных источников волнения, но нельзя лишать человека общения или не проводить работу по устранению коммуникационных барьеров;

  • уход за больными, перенесшими ишемический инсульт, выстраивается на индивидуальной и системной основе.  

уход за больными после инсульта

При ухудшении самочувствия нельзя оставлять пожилого без присмотра. Если круглосуточное пребывание возле заболевшего близкого невозможно, следует прибегнуть к помощи персонала пансиона «Забота».

Готовить помещение нужно заранее

Отсутствие правильного освещения способно вызвать проблемы с ориентацией во времени и нарушения сна, а провод от телевизора на полу или порожек – привести к падению при передвижении. Чтобы предотвратить эксцессы, следует еще до выписки обустроить помещение в соответствии с возможностями и потребностями.

Каким должно быть помещение

Важно создать безопасную среду. Начинают с устранения из личной комнаты больного всего лишнего. Таковыми являются любые предметы, невостребованные во время ухода или развлечения пациента. Затем необходимо правильно подобрать мебель. Она обязана быть устойчивой, без острых углов и выступающих ножек. Устанавливать кровать, оснащенную устройствами для подтягивания и боковыми ограждениями, следует так, чтобы обеспечить к постели доступ со всех сторон.

как ухаживать за больным после инсульта

Важно! Если человек способен передвигаться, то под него изменяют не только его личную комнату, но и всю жилую площадь. Выключатели переносят на уровень опущенной руки, а средства гигиены в ванной – на уровень вытянутой.

Остались вопросы?

Отправьте заявку и мы с радостью ответим на них

Что может потребоваться

Когда осуществляется уход дома за парализованными больными после инсульта, средства малой реабилитации подбираются индивидуально с учетом симптоматики основного и сопутствующих заболеваний. Пригодиться могут:

  • подушка-валик, подушка под ноги, валик под шею;

  • набор специализированных столовых приборов;

  • противопролежневый матрас;

  • нагрудник;

  • подъемник;

  • судно;

  • ремень для фиксации;

  • радиоприемник, телевизор;

  • настенные часы, календарь;

  • опора под спину;

  • прикроватный столик.

Перечень средств корректируется в зависимости от динамики состояния. При улучшении самочувствия и развитии функций предметы обстановки заменяют на другие, с меньшей степенью замещения.

Важно! Если пациент способен обслужить себя самостоятельно, то приспособления для этого должны располагаться на расстоянии вытянутой руки.

Если человек парализован

Забота о полностью утратившем мобильность подопечном с серьезными нарушениями работы мозга начинается с обучения. Не располагая минимальным набором теоретических знаний и практических навыков невозможно выполнять ежедневные мероприятия на высоком уровне. Посмотрите видео или спросите у специалистов, как ухаживать за парализованным после инсульта, как мыть лежачего больного и как обращаться с медицинскими приспособлениями.

Остались вопросы?

Отправьте заявку и мы с радостью ответим на них

Положение в постели

При гемиплегии учитывается то, какая именно сторона пострадала. Парализованные конечности требуют большего внимания. Руку периодически разгибают и укладывают с отведением, а ногу сгибают в коленном, тазобедренном и голеностопном суставах. Лежать на парализованной стороне не воспрещается, но голова при этом должна быть слегка наклонена книзу. В остальное время ее, наоборот, немного приподнимают.

уход после инсульта в домашних условиях

Важно! При изменении положения тела следует стремиться к максимальному использованию потенциала человека. Иногда это сводится к получению разрешения на переворачивание (контакт может быть и невербальным), в других случаях пациент участвует в процессе более активно (подтягивается руками, опирается на ноги) – все зависит от степени ограниченности самообслуживания.

Противопролежневые мероприятия

Уход за больными лежачими людьми после инсульта в стационаре и на дому в обязательном порядке включает профилактику пролежней. Чаще всего они образуются на ягодицах, лопатках, затылке, пятках, локтях. Гигиена кожи на этих участках должна проводиться наиболее тщательно. После обмывания делают легкий массаж с целью восстановления трофики тканей. Дополнительно в течение дня с помощью родственника выполняются упражнения, а каждые 2 часа меняется положение тела.

Борьба с тромбозом

В основе лежит посильная физическая активность, частая смена позы, поддержание иммунитета и составление сбалансированного меню. Пассивная профилактика включает использование свободной одежды, отказ от холодных и горячих ванн, прием специализированных препаратов. Большое значение имеет и создание условий для продолжительного сна. Беспрерывность процесса обеспечивается в том числе грамотным проведением гигиенических процедур. 

Застойная пневмония

Находятся в группе риска по заболеванию абсолютно все лежачие больные после инсульта, уход дома в обязательном порядке должен включать наблюдение за дыханием. Отслеживать нужно так, чтобы подопечный не догадался о происходящем. В противном случае он непроизвольно изменит ритм. У здорового человека он ровный: между вдохом и выдохом одинаковые промежутки.

В начальной стадии пневмонии наблюдаются изменения глубины, частоты и ритма дыхания. Нарушение в виде удлинение интервала – это одышка. Проявление требует незамедлительного обращения к специалисту. Перед его визитом стоит просмотреть записи о состоянии подопечного за последнее время (в первую очередь имеет значение информация о кашле и проблемах глотания, поведении во время физической активности и переворачивании, о факте и количестве выделения мокроты). Сведения позволят быстрее оценить степень угрозы и составить более корректную программу лечения.

Как поменять постельное белье

Если своевременно не провести подобный уход, лежачий больной с инсультом попадет в группу риска по образованию пролежней. Однако неправильно постеленная простынь тоже может способствовать появлению проблемы. Чтобы сократить риски, необходимо следить за натяжением простыни. Оно не должно образовывать складки. Алгоритм действий:

  • опустить ограждения кровати;

  • надеть наволочку на сменную подушку;

  • чистую клеенку скрутить продольным валиком;

  • повернуть поперечного набок, закрепить положение;

  • высвободить края грязного белья и скрутить продольным валиком;

  • разложить чистое;

  • уложить пациента на спину, а затем на другой бок;

  • высвободить и убрать грязную простынь с пеленкой;

  • раскрутить вторую сторону свежей простыни подоткнуть края;

  • вернуть в исходное положение, спросить о самочувствии, пожеланиях и поднять боковые ограничители.

При наличии одеяла пододеяльник меняют в последнюю очередь. Грязное белье не кидают на пол, а тут же складывают в стоящую рядом корзину или мешок.

Остались вопросы?

Отправьте заявку и мы с радостью ответим на них

Утренний туалет и переодевание

Гигиеническая процедура включает умывание, подмывание, уход за полостью рта и мытье рук. Перед каждым этапом необходимо уведомить пациента о запланированном действии и заранее подготовить все необходимые приспособления. Их перечень зависит от степени мобильности. При работе с лежачими больными используют:

  • персональный тазик (строго индивидуальный), клеенку с пеленкой (кладут под голову), одноразовую рукавичку, полотенце;

  • резиновые перчатки;

  • судно, марлевые салфетки, подстилку – приспособления для интимной гигиены;

  • ополаскиватель, емкость для сбора промывных вод, тампоны, мягкую зубную щетку, 2 полотенца – предметы для санирования зубов и ротовой полости;

  • сосуд с кипяченой водой, ватные диски, марлевые салфетки – набор для очищения глаз;

  • ватную турунду и воду – приспособления для очистки носа.

Важно! Утренний уход за больным после инсульта дома начинается с подготовки. Необходимо снять украшения, убрать волосы, вымыть и продезинфицировать руки.

уход за пациентом с инсультом

По завершении умывания пациента переодевают в чистые свободные вещи. Одежду готовят заранее. Сначала в рукава и штанины продевают парализованную конечность, затем – здоровую. 

Особенности кормления

Основные принципы: сбалансированность рациона, соблюдение режима, кратность приемов. Пищу нужно давать в одно и то же время примерно 4-5 раз в день. Меню составляют с учетом следующих моментов:

  • в растительных белках меньше аминокислот, поэтому они представляют невысокую ценность;

  • недопустим отказ от углеводов, так как их дефицит ведет к расщеплению тканевых белков;

  • рекомендованное соотношение животных и растительных жиров: 7 к 3.

При кормлении голову приподнимают, грудь накрывают салфеткой и тщательно следят за реакцией. Она позволит своевременно понять, что подопечному больно или тяжело глотать. В этом случае отказывайтесь от вязких продуктов: мягких фруктов, кисломолочной продукции, сиропов, варенья.

Контроль дефекации

Опорожнение кишечника должно быть регулярным и безболезненным. Отсутствие выделений на протяжении 3 дней – основание для обращения к врачу. Изменение окраса масс – тоже повод для беспокойства. В норме кал при смешанном типе питания коричневый или желтовато-бурый. Молочная диета делает его желтым, мясная – темно-коричневым. Черный цвет – признак кровотечения. Серый оттенок в сочетании с глинистой консистенцией говорит о закупорке желчного протока. Желтые непрозрачные комочки нужно расценивать как слизь.  

Домашняя реабилитация

Включает процедуры и занятия, направленные на восстановление частично или полностью утраченных функций. Двигательная активность возвращается при помощи массажа, ЛФК, приема медикаментов. Проблемы с речью решаются за счет программы, разработанной логопедом-дефектологом. При этом домашним следует учесть, что после удара иногда письменные навыки восстанавливаются раньше.

Обязательно включаются мероприятия по улучшению памяти: выполнение упражнений, посещение любимых мест, разговоры о прошлом или прочитанных ранее книгах. Имеет смысл попробовать предложить подопечному кроссворд или сборник простых математических задач – степень их сложности и уместность метода в целом определяется лечащим врачом.

ЛФК

Пассивные упражнения выполняются с первых дней болезни (обычно с 3-4). Воздействие оказывается в том числе и на мышцы пораженной стороны. Все движения плавные. Резких нужно избегать, так как они провоцируют тонус и болевой синдром.

Активная лечебная физкультура начинается по окончании острого периода. В процесс в первую очередь вовлекают здоровые конечности. При этом пациент должен мысленно повторять движения больной рукой и ногой. Это идеомоторная гимнастика, она способствует возвращению активности поврежденным мышцам.

уход за людьми после инсульта

Продолжительность одного сеанса: 10-20 минут. Повторяют его каждые 3-4 часа.

Как вставать

Через 3-4 недели с момента мозгового кровоизлияния врачи могут включить в терапию мероприятия, направленные на восстановление функций ходьбы. Одна из предшествующих этапу стадий – обучение вставанию. От того, как будет преодолен этот рубеж, во многом зависит скорость дальнейшей двигательной реабилитации.

Вставать следует с чужой помощью. Близкий родственник поддерживает подопечного за талию и следит за тем, чтобы вес тела равномерно распределялся между нижними конечностями. При подгибании пострадавшей ноги ее ставят в правильное положение. Нахождение в таком состоянии на первых этапах не должно длиться дольше 3 минут, а в первый раз ограничиваются 50-60 секундами.

Проблемы с речью

Могут затрагивать как процесс понимания сказанного, так и речевоспроизведение. Работа над устранением коммуникационных барьеров и восстановления функции должна проводиться регулярно, так как сложности с речью приводят к изоляции и провоциру?