Школа инсульта в казахстане

Школа инсульта в казахстане thumbnail

Положение о Школе здоровья по профилактике инсультов и инфарктов миокарда

1. Общие положения

1.1. Школа здоровья по профилактике инсультов и инфарктов миокарда (далее -Школа) организуется на базе отделения (кабинета) профилактики амбулаторно-поликлинических подразделений учреждений здравоохранения для проведения обучающих программ среди населения с целью повышения эффективности системы первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
1.2. Занятия в Школе проводят врачи первичного звена (участковые терапевты, врачи общей (семейной) практики, участковые педиатры), кардиологи, неврологи; при необходимости могут привлекаться врачи других специальностей с учетом тематики занятий. К организации и проведению занятий в Школе здоровья активно привлекается средний медицинский персонал, в том числе работники фельдшерско-акушерских пунктов (медицинские сестры, фельдшера).
Занятия в Школе проводятся в соответствии с графиком, ежемесячно утверждаемым главным врачом учреждения здравоохранения. Типовые программы для занятий в Школе утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан.
Общую координацию мероприятий, проводимых учреждением здравоохранения в системе профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, осуществляет назначенное главным врачом ответственное лицо, координацию работы Школ здоровья – заведующий отделением (кабинетом) профилактики учреждения.

1.3. Задачи и функции

Основными задачами и функциями Школы инсульта являются:
создание постоянно действующей информационно-образовательной системы, направленной на процесс изменения поведения людей в отношении к здоровью и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний;
индивидуальная консультативная и обучающая работа с лицами, имеющими факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, формирование мотивации и повышение знаний и умений по оздоровлению поведенческих привычек;
содействие в организации и проведении среди населения массовых мероприятий по выявлению на ранних стадиях сердечно-сосудистых заболеваний и факторов риска их развития (анкетирование, скрининг-обследование); обеспечение динамического наблюдения за категорией “здоровые” с целью

своевременного выявления факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний;
участие в проведении массовых образовательных и профилактических программ/акций среди населения; подготовка информационно-образовательных материалов для средств массовой информации по актуальным вопросам первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
проведение совместно с центром медицинской профилактики медико-социальных опросов прикрепленного населения по вопросам осведомленности населения о рисках, связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, методах их профилактики; оценке потребности в профилактической помощи и степени ее удовлетворения;
ведение в установленном порядке учетной и отчетной документации.
1.4. Оснащение
Для обеспечения эффективной работы Школа здоровья обеспечивается медицинским и офисным оборудованием, методическими материалами.
1.5. Индикаторы результативности
Для оценки эффективности проводимых в Школе здоровья мероприятий используются индикаторы результативности, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан. Целевые значения по установленным индикаторам результативности ежегодно устанавливаются главным врачом учреждения здравоохранения при утверждении плана мероприятий по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний на территории обслуживания. Профилактическая услуга – это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость, направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление.

2. Организационная структура

2.1. Школа инсульта организуется в соответствии с пунктом 6 статьи 87, пунктом 1 статьи 154 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
2.2. Школа инсульта формируются в организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (далее – ПМСП);
2.3. ответственным лицом за организацию Школы инсульта является первый руководитель ПМСП, непосредственным исполнителем – руководитель отделения профилактики и социально-психологической помощи;
2.4. Школа инсульта организуется приказом руководителя ПМСП в соответствии с настоящим Положением;
2.5. обучение участников (пациентов) в Школы инсульта проводится врачами участковой службы (средними медицинскими работниками) с участием врачей узкого профиля (невропатологи, кардиологи, эндокринологи, гастроэнтерологи, пульмонологи и другие), а также специалистами психологами и инструкторами лечебной физической культуры (далее – ЛФК), прошедшими подготовку по вопросам профилактической медицинской помощи населению с поведенческими факторами риска развития заболеваний, на курсах Национального центра проблем формирования здорового образа жизни (далее – НЦПФЗОЖ);
2.6. медицинские работники, привлеченные к проведению занятий в Школе инсульта, работу проводят в счет времени (2 рабочих часа в месяц), предусмотренных для проведения профилактической работы (Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 778 «О мерах по дальнейшему совершенствованию службы формирования здорового образа жизни, профилактике заболеваний и укрепления здоровья населения Республики Казахстан»;
2.7. часы работы медицинского персонала (врачи, средние медицинские работники) в Школе инсульта учитываются в качестве зачетных единиц в системе непрерывного профессионального развития;
2.8. теоретическую (информационно-образовательную) часть занятий проводят врачи, практические занятия проводят медицинские сестры;
2.9. в начале цикла занятий проводится тестирование с целью выяснения информированности пациентов о факторах риска заболеваний, значения здорового образа жизни, а по окончании – степень усвоения материала. После завершения цикла занятий пациентам выдаются памятки с практическими советами.

3. Основные понятия

3.1. обучение населения навыкам здорового образа жизни, проведение пропаганды профилактики и выработки способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, повышение компетентности в вопросах, от которых зависит их здоровье, и обучить навыкам самостоятельно менять свою жизнь и окружающие его условия.

4. Функции

4.1.создание постоянно действующей информационно-образовательной системы обучения, направленной на процесс изменения поведения людей в отношении своего здоровья;
4.2. повышение информированности пациентов о поведенческих факторах риска (далее – ФР) развития заболеваний, повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
4.3. формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек: курения, злоупотребления алкоголем);
4.4. формирование рационального и активного отношения пациента к своему здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к выполнению рекомендаций медицинских работников;
4.5.формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья;
4.6. формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

5. Основные документы

5.1. Годовые планы
5.2. Протоколы проведенных школ инсульта
5.3. Журнал проведенных мероприятий
5.4. Отчетные данные о проведенных школах инсульта

6. Обучение участников и пациентов школы пожилых

6.1.обучение пациентов проводится по типовым программам, составленным специалистами НЦПФЗОЖ с учетом рекомендаций экспертов Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), международного, отечественного опыта (Программа ВОЗ СИНДИ Казахстан, 1999 года) и результатов научных исследований (I-IV Национальные исследования), проведенных в 1999-2007 гг.;
6.2. программа обучения в Школе инсульта состоит из 5 уроков (модулей). Продолжительность одного занятия 1 час (60 минут) . Численность пациентов в группе не более 8-10 человек, подобранных, по возможности, из числа однородного контингента;
6.3. в каждом занятии используются типовые информационные материалы и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у участников (пациентов). Методические рекомендации по проведению занятий разрабатываются НЦПФЗОЖ во взаимодействии с заинтересованными организациями;
6.4. медицинские работники, проводящие занятия должны быть обеспечены информационно-методическими материалами в достаточном количестве;
Занятия проводятся в отдельном светлом помещении, а там, где есть возможность, использовать также залы для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой. Помещение должно быть оборудовано демонстрационным материалом, как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для мобильной деятельности Клуба пожилых.

7. Темы занятий

Основные заболевания способствующие инсульту: артериальная гипертония, атеросклероз, заболевания сердца, сахарный диабет. Факторы риска инсульта.
• Правила рационального питания. Физическая активность.
• Формы клинического течения инсульта, принципы лечения. Основные принципы реабилитации
• Первая помощь при остром нарушении мозгового кровообращения. Суммарный сердечно-сосудистый риск, прогностическое значение и методика определения.
• Первичная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы риска и их профилактика. Роль службы медицинской профилактики в предупреждении ССЗ;

8. Целевая группа пациентов Школы инсульта:

Отбор контингента для обучения в Школе инсульта, проводится участковыми врачами и врачами общей практики по результатам скрининговых осмотров из числа лиц, отнесенных к:
1. диспансерной группе IБ (далее – Д-IБ) – лица с выявленными факторами риска, «пограничными» состояниями, нуждающиеся в наблюдении и профилактическом вмешательстве (лица, у которых выявлены незначительные отклонения от установленных границ нормы в величинах артериального давления и прочих физиологических характеристик, не влияющие на функциональную деятельность организма);
2. Диспансерной группе II (далее – Д-II) практически здоровые – лица, имеющие в анамнезе острое и хроническое заболевание без обострений в течение последних нескольких лет;
3. Диспансерной группе III (далее – Д-III) больные – лица, нуждающиеся в лечении;
4. На обучение в Школе инсульта пациенты направляются участковыми врачами, врачами общей практики, а также узкопрофильными специалистами.

9. Заключительные положения:
9.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

Ссылка: Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 марта 2012 года № 146 «Об утверждении Положения об организации и деятельности Школ здоровья по поведенческим факторам риска в организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь»

Источник

Источник

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Школа инсульта в казахстане

Описание слайда:

Что такое «Школа инсульта» и кому она нужна?

Слайд 2
Школа инсульта в казахстане

Описание слайда:

Основные цели занятий в школе для больных инсультом, и их родственников.

2.1.Повышение информированности пациентов и их родственников об инсульте, его типах и причинах возникновения, клинических проявлениях, осложнениях и сопутствующих заболеваниях.
2.2.Формирование мотивации к своевременному и посточнному профилактическому лечению при выявлении отклонений тех или иных показателей (физикальных и лабораторных).
2.3.Облегчение возращения перенесшего инсульт пациента в социум. Формирование современных навыков реабилитации и ухода за больными членами семьи.
2.4.Обеспечение родственников пациентов полной юридической информацией с практическими рекомендациями по оформлению инвалидности и получению социальных льгот для пациентов.
2.5.Профилактика и коррекция дезадаптации (внутреннего стресса) у больных ,перенесших инсульт, и их родственников.

Слайд 3
Школа инсульта в казахстане

Описание слайда:

Основные виды деятельности школы для больных, перенесших инсульт, и их родственников
3.1.Обучение больных, перенесших инсульт, и их родственников по типовым программам.
3.2.Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных,перенесших инсульт, и их родственников, обучающихся в Школе.
3.3.Анализ эффективности обучения больных, перенесших инсульт, и их родственников.
3.4.Взаимодействие со всеми структурными подразделениями лечебно-профилактического учреждения, на базе которого функционирует Школа.
3.5.Взаимодействие со школами для больных, перенесших инсульт, и их родственников в лечебно-профилактических учреждениях, на базе которых организованы региональный сосудистый центр и первичные сосудистые отделения, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.
3.6.Участие в реализации деятельности общероссийского общественного объеденения родственников больных с инсультом.
3.7.Реализация социально ориентированных программ для больных, перенесших инсульт, и членов их семей.
3.8.Пропаганда здорового образа жизни и профилактики инсульта среди населения.

Слайд 4
Школа инсульта в казахстане

Описание слайда:

План занятий
Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью не менее 90 минуит каждое.
Всего в обязательный цикл входит 7 занятий.
Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов и их родственников. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.
Для медицинских работников, проводящих занятия, разработано информационно-методическое пособие «Школа здоровья. Жизнь после инсульта», которое поможет им в проведении занятий и является необходимым инструментом обучения.
Программа обучения включает обязательные темы: психологические реакции на развившееся заболевание, что необходимо знать об инсульте, принципы, средства ухода за больным и подходы и средства реабилитации, постинсультные состояния, возвращение домой, юридические основы социальной помощи пациентам, лечебная физкультура у пациентов, перенесших инсульт.
При интересе пациентов и их родственников и возможности организации допускается включение дополнительных тем и практических занятий (головная боль, головокружение, сахарный диабет, остеохондроз позвоночника и пр.).

Слайд 5
Школа инсульта в казахстане

Описание слайда:

План занятия: «Что необходимо знать об инсульте»
.
Цель:информированние слушателей о заболевании инсультом, его типах и факторах, приводящих к его развитию, а также возможностях первичной профилактики;
– обучение последовательности действий при подозрении на инсульт, обоснование ранней госпитализации;
– информирование больных и их родственников о необходимости и направлениях вторичной профилактики инсульта.
Содержание.
Определение инсульта, его виды и периоды заболевания. Ишемический инсульт. Причины и механизмы развития. Факторы риска развития инсульта и основы первичной профилактики.
Активная часть (вопросы-ответы)- 5 мин.
Перерыв-5 мин.
Информационная часть -30 мин.
Клинические признаки инсульта. Что такое преходящие нарушения мозгового кровообращения. Геморрагический инсульт и его виды. Вторичная профилактика инсульта. Последовательность действий при подозрении на инсульт.

Слайд 6
Школа инсульта в казахстане

Описание слайда:

План занятия: «Что необходимо знать об инсульте»
Активная часть (вопросы- ответы)- 10 мин.
Подведение итогов- 5 мин.
По окончании занятия слушатели будут знать:
– определение инсульта;
– опасность и распространенность заболевания;
– типы и виды инсульта;
– основные симптомы инсульта;
– первую помощь при подозрении на инсульт, необходимость ранней госпитализации;
-факторы риска развития заболевания, основные направления первичной и вторичной профилактики.

Слайд 7
Школа инсульта в казахстане

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Источник