Школа для родственников больных инсультом
Что делать после инсульта для восстановления здоровья в домашних условиях? Чем могут помочь больному его близкие для благополучной реабилитации? Без знания этих специфических вопросов возрастает опасность не только упустить драгоценное время на восстановление функций организма. Но и наделать ошибок, которые в дальнейшем повысят вероятность повторного “удара”.
После стационара нужно обеспечить больному выполнение следующих мероприятий:
1. Продолжение наблюдения у врачей амбулаторно.
2. Своевременный прием всех назначенных препаратов.
3. Регулярные по периодичности и не менее длительные по рекомендованной врачом протяженности занятия по реабилитации двигательных и вербальных функций.
Но необходимо помнить об опасности повторного инсульта. Чтобы этого не произошло, нужно остерегаться перенапряжения. При нём происходит резкий скачок давления, который может привести к повторному “удару”.
Невролог определяет курс дальнейшего лечения. Кроме него, обязательно нужно наблюдаться у терапевта, кардиолога, врача ЛФК. В зависимости от состояния здоровья пациента в этом перечне возможны и другие специалисты – медики.
Школа для родственников больных инсультом
На сегодняшний день во многих городах действуют бесплатные школы для родственников больных, перенесших инсульт. Не стоит отчаиваться, если в семье кто-то пострадал от этого заболевания. Да, ситуация тяжелая. Произошло несчастье с близким человеком. Но необходимо знать, что в стране для таких семей существует система информационной поддержки.
В этих заведениях врачи – консультанты сначала проводят подробный опрос того, кто будет ухаживать за больным, о состоянии пострадавшего:
какие части тела подвержены патологии;
есть ли возможность передвижения без посторонней помощи;
вернулась ли к нему речь;
какие функции в быту он может выполнять самостоятельно.
Близкие больного на себе изучают рекомендуемые специальные физические упражнения для пострадавшего. Они также имеют возможность ознакомиться с необходимыми приемами ухода:
способами переворачивания с больной стороны на здоровую и наоборот;
оказания помощи в принятии сидячего положения;
выполнения первых движений пораженной конечностью.
Эти знания необходимы близким для обращения с больным уже в самые первые дни его пребывания дома. Чтобы не терять время, начинать их осваивать можно в то время, когда он ещё проходит лечение в стационаре. Кроме того, в больнице много мелких полезных бытовых приемов можно позаимствовать у врачей – неврологов и инструкторов ЛФК.
В дальнейшем в школе происходит подключение к лечебному курсу врачей эрго- и кинези-терапевтов. Восстановление функций организма через направленную двигательную активность, специальные упражнения, положительные эмоции и общение с другими людьми – хорошо зарекомендовавшие себя способы реабилитации.
Хотелось бы посоветовать близким больного особое внимание обратить на методику профессора, д.м.н. Бубновского С.М. и дыхательную гимнастику Стрельниковой А.Н.
По результатам осмотра больного эти врачи дадут его родным необходимые советы по применению средств малой реабилитации в домашних условиях.
После инсульта в домашних условиях
Беспомощность сильно бьет по психике больного. Поэтому после инсульта в домашних условиях одной из важных задач является обучение пострадавшего приемам самообслуживания и обеспечения определенной независимости от других членов семьи.
Если повреждена одна из конечностей плечевого пояса, больному оказывается помощь в её разработке. Одновременно идёт обучение по выполнению здоровой рукой несвойственных ей функций.
Достижение ограниченной, но всё-таки, самостоятельности положительно действует в первую очередь на самого пострадавшего. Домашние, как правило, стараются ему во всем помочь.
В первые дни, возможно, это бывает необходимо. Но существует тонкая грань, переступив которую можно своей излишней предупредительностью в дальнейшем процесс выздоровления начать тормозить.
Восстановление памяти после инсульта в домашних условиях
Программу восстановления памяти после инсульта в домашних условиях должен составлять нейропсихолог. В своих рекомендациях он опирается на результаты наблюдения по выявлению пострадавшего полушария.
Как известно, правое отвечает за творческие способности, левое – за логическое мышление. Поэтому в первом случае это могут быть задачи на рисование. Во втором – посильные головоломки.
Хорошо развивает память мелкая моторика, связанная с выполнением несложных движений:
вязание спицами (некоторые мужчины начинают в период реабилитации вязать);
написание текста от руки (без помощи компьютера или печатной машинки);
рисование вначале крупных изображений с добавлением в последующем всё более мелких деталей;
сборка различных конструкций из деталей детского конструктора;
лепка из пластилина (или другого подходящего материала).
Наличие у больного слабой памяти – один из симптомов его заболевания. Тренировка этой функции входит в программу реабилитации. Но пострадавшего близким необходимо подстраховывать.
Его забывчивость может стать причиной нарушения графика лечебно – восстановительного курса. В частности, опоздания своевременного приема лекарств. В результате резко возрастет риск повторного инсульта с самыми печальными последствиями.
Проблемы с памятью, как последствие “удара”, сопровождаются также повышенной раздражительностью и слабостью. Они тоже сохраняются достаточно длительное время.
Источник
Семинар «Школа инсульта»
Адрес: ул. Ленина, д. 38
Телефон: +7 (812) 703-02-01
Распознать инсульт, вовремя обратиться за помощью, а также научиться жить с этим диагнозом, если избежать его не удалось – вот основные задачи Школы Инсульта. Семинары «Школа Инсульта» проводят специалисты «Системы Забота» в больницах и поликлиниках. Врачи рассказывают о факторах риска развития инсульта и их коррекции, признаках инсульта, его последствиях, о методах самоконтроля, самопомощи при неотложных состояниях, оказания первой доврачебной помощи больному с инсультом. Пациенты и их родственники должны знать первые признаки инсульта, особенно если они появились повторно, ведь повторный инсульт, как правило, намного тяжелее первого.
Чем раньше Вы начали реабилитацию – тем она эффективнее
Начинаться реабилитация должна в реанимации или на экстренном отделении стационара, а заканчиваться только тогда, когда пациент удовлетворен результатом и достиг поставленных целей (с учетом его реабилитационного потенциала). И, конечно, необходимо поддерживать достигнутый результат регулярными повторными курсами.
Длительность восстановительного периода после повреждений мозга может быть различной, она зависит как от тяжести и вида инсульта, так и от оперативности начала реабилитационного процесса.
По данным ВОЗ, ежегодно во всем мире инсульт переносят около 15 миллионов человек. При этом около 5 миллионов умирают от инсульта, а еще 5 миллионов пациентов остаются инвалидами. Иными словами, в XXI веке в мирное время от инсульта погибает каждый третий человек из тех, кто его перенес!
Случился инсульт – как жить дальше?
Последствия инсульта навсегда меняют человека и четко делят жизнь на «до» и «после». Но все эти жестокие факты не повод унывать и перестать бороться. В силах практически каждого пациента значительно улучшить свое состояние и восстановить утраченные или нарушенные функции. Установка на победу, положительная мотивация и запрос на восстановление – вот обязательные составляющие успешной реабилитации.
«После инсульта я не просто учился заново ходить, говорить. Я учился делать это осознанно. Мы все привыкли к тому, что умеем что-то делать с самого рождения и даже не задумываемся, что бывает по-другому. Помню, как радовался, когда сам, без сопровождения дошел до автобусной остановки, поднялся по лестнице… Я счастлив, что живу вторую жизнь. Да, именно так». Денис Семенов
Как распознать инсульт? Признаки:
— человек не может улыбнуться всем ртом, уголок рта опущен
— нарушение речи (спутанная / бессвязная/ отсутствие)
— обе руки одновременно не поднять (онемение одной руки)
Как уберечься от повторного инсульта?
— Выполняйте все назначения врачей
— Следите за своим давлением
— Контролируйте уровень сахара и холестерина
— Ограничьте употребление соли, алкоголя и табака
— Сбалансируйте питание
— Сразу после выписки из больницы начинайте восстанавливаться с помощью специалистов по реабилитации.
Профилактика повторного инсульта
Факторы риска: курение, алкоголь, соль, ожирение и гиподинамия (малоподвижный образ жизни)
Прискорбно, что вследствие стрессов и ненормированного рабочего дня все больше заболевших среди молодых. Необходимо исключить вредное воздействие соли, жира и холестерина (особенно на уже измененные сосуды). Жирный и пересоленный фаст-фуд и полуфабрикаты также лучше убрать из рациона.
После инсульта нужно наладить четырехразовое питание, в рационе должно быть большое содержание белка и клетчатки: нежирное мясо, рыба, творог, кисломолочные продукты, а также овощи и фрукты на столе должны быть каждый день; лучше снизить соль до минимума.
- Правильное питание (сбалансированное, без излишеств)
- Отказ от курения, алкоголя и других вредных привычек
- Избавление от лишнего веса и занятия спортом
- Постоянный контроль артериального давления
- Лечение имеющихся сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и др.
- Поддержание уровня холестерина на допустимом уровне.
- Устранение стрессорных факторов из привычной жизни
- Наладить сон
Шанс сохранить жизнь и здоровье – «терапевтическое окно»
Терапевтическое окно – это промежуток времени с момента первых предвестников до полномасштабной клинической картины инсульта или инфаркта.
Продолжительность терапевтического окна — 4-8 часов для инсульта и 6-12 часов для инфаркта. Поражения головного мозга и сердечной мышцы часто поправимы, если специализированная помощь оказана в рамках «терапевтического окна». В 90% случаев в «терапевтическое окно» попадают либо те, у кого есть «связи» в медучреждениях, либо те, кто изначально доверился специалистам. Например, специалистам «Системы Забота».
Сравните ход событий с нами и без нас
Самостоятельно | «Система Забота» |
Первые симптомы инсульта и инфаркта. Зачастую, они не воспринимаются пациентом, как что-то серьезно угрожающее здоровью. | Подопечные «Системы Забота» проходят специальное анкетирование и получают всю необходимую информацию о симптомах и алгоритме последующих действий. Записаться на семинар-тренинг «Школа Инсульта» |
Часто «скорая помощь» приезжает, ничего не зная о состоянии больного. | Врач-оператор «Системы Забота» детально информирует бригаду о состоянии подопечного. |
В приемном покое больной может провести до нескольких часов, пока в порядке очереди не будут улажены все формальности. | Подопечный «Системы Забота» проводит в приемном покое меньше времени, чем другие пациенты. Кроме того, оператор немедленно оповестит родственников подопечного о случившемся. |
Если с момента первых симптомов прошло 8-10 часов, уже произошли необратимые изменения, с которыми врачи не в состоянии справиться. | С начала первых симптомов прошло не больше 4-5 часов, следовательно, шансы на выздоровление высокие. |
Летальный исход или месяц в больнице, длительная реабилитация + инвалидность. | 7 дней в стационаре; выписка и безотлагательное начало реабилитации на дому. |
Школа инсульта – это семинар-тренинг для информирования пациентов и их родственников о проблеме ОНМК, о первичной и вторичной профилактике и о реабилитации после инсульта
Темы семинара Школа Инсульта в Клинике современной реабилитации (ул. Ленина, 38)
- №1: Жизнь после инсульта – что такое инсульт, типы инсультов, причины и факторы риска, признаки инсульта, профилактика (первичная и вторичная)
- №2: Уход за тяжелым пациентом, позиционирование больного, безопасность дома, патронаж и подбор сиделки.
- №3: «Доступная среда», технические средства реабилитации, «тревожная кнопка» по госпрограмме.
- №4: Реабилитация инсультных пациентов в домашних условиях.
Записаться на семинар «Школа инсульта»
Адрес: ул. Ленина, д. 38
Телефон: +7 (812) 703-02-01
Источник
Школа инсульта, созданная на базе отделения физиотерапии и лечебной физкультуры больницы Вересаева, выходит в онлайн: обучающие ролики уже появились в открытом доступе на ютьюб-канале проекта «Реабилитация ГКБ Вересаева». Тематические выпуски планируется представлять регулярно и сопровождать их не только видеоинструкциями, но и текстовыми памятками.
Проект больницы Вересаева «Школа инсульта», в рамках которого специалисты отделения физиотерапии и ЛФК в еженедельном режиме проводили для родственников и самих пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК) практические занятия, стартовал еще в прошлом году. Параллельно реабилитологи занимались подготовкой дополнительных учебных материалов – видеороликов и методических рекомендаций.
«У наших слушателей действительно был большой запрос на раздаточные материалы: людям удобно всегда иметь под рукой готовые инструкции. Поэтому мы решили создать библиотеку с поясняющими видеороликами и тематическими памятками, – рассказывает заведующий отделением, руководитель Школы инсульта Роман Широкий. – Пандемия внесла в наши планы свои коррективы и несколько трансформировала первоначальную идею, но нам удалось продолжить реабилитационное просвещение и в условиях эпидрежима – теперь Школа работает в онлайн-формате».
В ходе коротких роликов (в среднем продолжительность выпусков составит от трех до пяти минут) специалисты наглядно разложат по полочкам самые актуальные «реабилитационные» темы. Одно из первых представленных видео рассказывает о том, как на раннем этапе восстановления после инсульта избежать развития патологических поз. На занятии подробно разбираются варианты укладывания пациента на спине, пораженном и здоровом боках. Еще одна из доступных уже сейчас на канале «Реабилитация ГКБ Вересаева» записей расскажет о правильных присаживаниях, поворотах в кровати и перемещениях.
В основе образовательной программы, разработанной специалистами, лежат клинические рекомендации Союза реабилитологов России и многолетний практический опыт больницы Вересаева.
«На онлайн-занятиях мы расскажем и покажем, как правильно проводить простейшие реабилитационные мероприятия таким образом, чтобы не навредить пациенту и максимально использовать его реабилитационный потенциал», – отмечает Роман Широкий.
Все видео сопровождаются всплывающими текстовыми подсказками с акцентами на важных моментах. Кроме того, под большинством роликов можно будет найти памятки с алгоритмами выполнения тех или иных манипуляций. Вопросы специалистам при необходимости можно задавать в ветке ролика на ютьюб-канале.
Напомним, «Школа инсульта» – уникальный проект отделения физиотерапии и лечебной физкультуры больницы Вересаева. Он призван повысить эффективность реабилитационных мероприятий для пациентов с ОНМК, включить родных в этот процесс и обучить их простейшим реабилитационным манипуляциям. Проект находится в стадии активного развития, поэтому со временем он будет дополняться новыми инструментами для более удобной коммуникации между родственниками и специалистами.
Источник
«Школа здоровья. Жизнь после инсульта» включает в себя руководство для врачей, которые проводят обучение больных, перенёсших инсульт, и их родственников, с приложением на компакт-диске, а также материалы для пациентов. В руководстве для врачей изложены сведения об организации и проведении школ здоровья для больных, перенёсших инсульт, и их родственников. Подробно представлена информация о факторах риска возникновения инсульта и методах их контроля, принципах ухода за больными с инсультом, о подходах к реабилитации. Особое внимание уделено психологическим реакциям родственников на болезнь и методам восстановления их душевного равновесия. Кроме того, дополнительные занятия посвящены таким распространённым состояниям, как головная боль, головокружение, сахарный диабет и остеохондроз. Приложение на компакт-диске содержит слайд-презентации, соответствующие темам проводимых занятий, и материалы для пациентов. Впервые в руководстве объединены информационная часть и мотивационные методы обучения пациентов, направленные на то, чтобы повысить приверженность пациентов к выполнению врачебных назначений и сократить поведенческие факторы риска. Предназначена неврологам, реабилитологам, врачам других специальностей, проводящим обучение перенёсших инсульт больных и их родственников в школе здоровья.
ИГ «ГЭОТАР-Медиа»
Под ред. В.И. Скворцовой
Издано в 2008 г.
Объем: 208 страниц
ISBN: 978-5-9704-0826-1
Источник
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Что такое «Школа инсульта» и кому она нужна?
Слайд 2
Описание слайда:
Основные цели занятий в школе для больных инсультом, и их родственников.
2.1.Повышение информированности пациентов и их родственников об инсульте, его типах и причинах возникновения, клинических проявлениях, осложнениях и сопутствующих заболеваниях.
2.2.Формирование мотивации к своевременному и посточнному профилактическому лечению при выявлении отклонений тех или иных показателей (физикальных и лабораторных).
2.3.Облегчение возращения перенесшего инсульт пациента в социум. Формирование современных навыков реабилитации и ухода за больными членами семьи.
2.4.Обеспечение родственников пациентов полной юридической информацией с практическими рекомендациями по оформлению инвалидности и получению социальных льгот для пациентов.
2.5.Профилактика и коррекция дезадаптации (внутреннего стресса) у больных ,перенесших инсульт, и их родственников.
Слайд 3
Описание слайда:
Основные виды деятельности школы для больных, перенесших инсульт, и их родственников
3.1.Обучение больных, перенесших инсульт, и их родственников по типовым программам.
3.2.Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных,перенесших инсульт, и их родственников, обучающихся в Школе.
3.3.Анализ эффективности обучения больных, перенесших инсульт, и их родственников.
3.4.Взаимодействие со всеми структурными подразделениями лечебно-профилактического учреждения, на базе которого функционирует Школа.
3.5.Взаимодействие со школами для больных, перенесших инсульт, и их родственников в лечебно-профилактических учреждениях, на базе которых организованы региональный сосудистый центр и первичные сосудистые отделения, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.
3.6.Участие в реализации деятельности общероссийского общественного объеденения родственников больных с инсультом.
3.7.Реализация социально ориентированных программ для больных, перенесших инсульт, и членов их семей.
3.8.Пропаганда здорового образа жизни и профилактики инсульта среди населения.
Слайд 4
Описание слайда:
План занятий
Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью не менее 90 минуит каждое.
Всего в обязательный цикл входит 7 занятий.
Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов и их родственников. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.
Для медицинских работников, проводящих занятия, разработано информационно-методическое пособие «Школа здоровья. Жизнь после инсульта», которое поможет им в проведении занятий и является необходимым инструментом обучения.
Программа обучения включает обязательные темы: психологические реакции на развившееся заболевание, что необходимо знать об инсульте, принципы, средства ухода за больным и подходы и средства реабилитации, постинсультные состояния, возвращение домой, юридические основы социальной помощи пациентам, лечебная физкультура у пациентов, перенесших инсульт.
При интересе пациентов и их родственников и возможности организации допускается включение дополнительных тем и практических занятий (головная боль, головокружение, сахарный диабет, остеохондроз позвоночника и пр.).
Слайд 5
Описание слайда:
План занятия: «Что необходимо знать об инсульте»
.
Цель:информированние слушателей о заболевании инсультом, его типах и факторах, приводящих к его развитию, а также возможностях первичной профилактики;
– обучение последовательности действий при подозрении на инсульт, обоснование ранней госпитализации;
– информирование больных и их родственников о необходимости и направлениях вторичной профилактики инсульта.
Содержание.
Определение инсульта, его виды и периоды заболевания. Ишемический инсульт. Причины и механизмы развития. Факторы риска развития инсульта и основы первичной профилактики.
Активная часть (вопросы-ответы)- 5 мин.
Перерыв-5 мин.
Информационная часть -30 мин.
Клинические признаки инсульта. Что такое преходящие нарушения мозгового кровообращения. Геморрагический инсульт и его виды. Вторичная профилактика инсульта. Последовательность действий при подозрении на инсульт.
Слайд 6
Описание слайда:
План занятия: «Что необходимо знать об инсульте»
Активная часть (вопросы- ответы)- 10 мин.
Подведение итогов- 5 мин.
По окончании занятия слушатели будут знать:
– определение инсульта;
– опасность и распространенность заболевания;
– типы и виды инсульта;
– основные симптомы инсульта;
– первую помощь при подозрении на инсульт, необходимость ранней госпитализации;
-факторы риска развития заболевания, основные направления первичной и вторичной профилактики.
Слайд 7
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Источник