Шкала качества жизни инсульт
Энергичность
1. Большую часть времени я чувствую себя усталым
2. В течение дня мне необходимо останавливаться, чтобы отдохнуть
3. Я был слишком усталым, чтобы сделать то, что хотел
Роль в семье
1. Я не участвую в деятельности семьи для удовольствия
2. Я чувствую, что я в тягость своей семье
3. Мое физическое состояние мешает моей личной жизни
Речь
1. У Вас есть трудности с речью? Например, запинание, заикание или невнятность при произнесении слов?
2. Испытываете ли Вы трудности с четким произнесением слов по телефону?
3. Понимают ли окружающие сказанное Вами?
4. Есть ли у Вас затруднения при подборе слов?
5. Есть ли у Вас необходимость повторять сказанное Вами, чтобы быть понятым?
Мобильность
1. Испытываете ли Вы трудности при ходьбе? (Если пациент не может ходить, оцените вопросы 2–3 как 1 балл и переходите к вопросу 4)
2. Теряете ли Вы равновесие, наклоняясь за чем-либо или пытаясь достать что-либо?
3. Испытываете ли Вы трудности при подъеме по лестнице?
4. Испытываете ли Вы необходимость остановиться и передохнуть больше, чем Вы бы того хотели, при ходьбе или использовании инвалидного кресла?
5. Испытываете ли Вы трудности при стоянии?
6. Испытываете ли Вы трудности при вставании со стула?
Настроение
1. Я был обескуражен своим будущим
2. Я не интересовался деятельностью других людей
3. Я чувствовал себя оторванным от других людей
4. Я не чувствую себя уверенным в себе
5. Я потерял интерес к еде
Особенности характера
1. Я был раздражителен
2. Я был нетерпелив с окружающими
3. Мой характер изменился
Самообслуживание
1. Нужна ли Вам помощь в приготовлении пищи?
2. Нужна ли Вам помощь при приеме пищи? Например, при разрезании или приготовлении пищи?
3. Нужна ли Вам помощь при одевании? Например, при надевании носков или ботинок, застегивании пуговиц или молнии?
4. Нужна ли Вам помощь при принятии душа или ванны?
5. Нужна ли Вам помощь в пользовании туалетом?
Социальная роль
1. Я не выхожу так часто, как мне бы хотелось
2. Я занимаюсь своим хобби или развлекаюсь меньше по времени, чем мне бы того хотелось
3. Я вижу своих друзей меньше, чем мне бы того хотелось
4. Я занимаюсь сексом реже, чем мне бы того хотелось
5. Мое физическое состояние мешает моей социальной жизни
Мышление
1. Мне трудно концентрироваться
2. Мне трудно запоминать вещи
3. Мне нужно записывать, чтобы не забыть
Функция верхней конечности
1. Испытываете ли Вы трудности при письме или печатании?
2. Испытываете ли Вы трудности при надевании носков?
3. Испытываете ли Вы трудности при застегивании пуговиц?
4. Испытываете ли Вы трудности при застегивании молнии?
5. Испытываете ли Вы трудности при открывании банок?
Зрение
1. Видите ли Вы телевизор настолько хорошо, чтобы получать удовольствие от программы?
2. Испытываете ли Вы трудности при необходимости достать что-либо из-за плохого зрения?
3. Испытываете ли Вы трудности при «провожании взглядом» в одну сторону?
Работа/производительность
1. Испытываете ли Вы трудности при выполнении повседневной работы по дому?
2. Испытываете ли Вы трудности при завершении начатой работы?
3. Испытываете ли Вы трудности при выполнении привычной работы?
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ:
Источник
Как понять, насколько сильно человек пострадал от инсульта? Не двигается одна рука – это сильно или не очень? А если потерялась способность жить в нашей реальности?
Гадать не нужно: есть специальные шкалы, которые позволяют оценить, насколько сильно поражен мозг. Используя их на начальных этапах, врачи получают довольно точный прогноз инсульта. Далее по этим шкалам оценивают, есть ли подвижки в состоянии больного.
Это – шкала, которая применяется с первых минут заболевания. С ней работают сразу после установки диагноза ишемического инсульта: по количеству баллов решают уже в первый час, можно ли проводить тромболизис или он будет опасен. Шкала NIHHS от Национального института здоровья США – наиболее распространенный метод оценки тяжести состояния человека после инсульта.
Тест проводится за 10-15 минут. Важно оценивать все пункты по порядку, предварительно не инструктируя больного. Балл присуждается за действительные реакции человека, а не возможные. В итоге количество баллов суммируется.
Нужно спросить: «Какой сейчас месяц?» и «Сколько вам лет?»
Нужно попросить открыть и зажмурить глаза, подвигать кулаком на той руке, которая может двигаться. Если человек не понимает, что от него хотят, надо продемонстрировать действие.
Оценивается только первое усилие
Для проверки устанавливается зрительный контакт с человеком, а потом надо отойти в сторону, проследив, как он смотрит за вами.
Людей в ясном сознании можно попросить последить за ручкой, которую вы будете вести горизонтально
Для этого нужно или просить подсчитать растопыренные пальцы, или совершать пугающие движения, начиная от центра поля зрения до периферии
Для проверки нужно попросить словами или пантомимой, что нужно оскалить зубы, надуть щеки, зажмурить глаза
Руку нужно разогнуть и поставить под прямым углом у сидячего или на 45° — у лежачего, ладонь повернута вниз. Просите удерживать руку 10 секунд, отсчитывая время
Сначала исследуют непарализованную руку. Если руки нет или есть заболевание плечевого сустава, тест не проводят
Для этого нужно, чтобы человек сам поднял ногу и 5 секунд удерживал ее под углом 30°
Правила исследования – как в пункте №7
Это – пальце-носовая проба, которую выполняют с открытыми глазами. Проводят только на той стороне, где нет выпадения поля зрения
Если человек не в ясном сознании или парализован, проба оценивается как 0 баллов.
Если нет конечностей, есть перелом или суставы не работают, тест не проводится
Ее исследуют покалыванием рук и ног зубочисткой, начиная со ступни/кисти, поднимаясь выше. Уколы производят попеременно на одной и другой конечности
Если сознание неясное, то оценивается гримаса, возникающая в ответ на боль
Если человек в коме, ему автоматически присуждается 2 балла
Для этого берут картинку и просят описать события, изображенные на ней. Можно просить прочитать текст. Если больной в сознании, но за него дышит аппарат, то просят описать события письменно
Оценивается по внятности речи при повторении текста или слов:
- Мама
- Футболист
- Нефть
- Неуклюжесть
- Спуститься с небес на землю
- Возле обеденного стола в столовой комнате
- Они слышали его выступление по радио вчера вечером
Проводится, только если с двух сторон нормальная чувствительность
Если оценка проводится в острый период, когда решается вопрос о тромболизисе (медикаментозном растворении тромба, который и явился причиной инсульта), то оценка такая:
По ней оценивают степень тяжести ишемического инсульта в его остром периоде (то есть с момента возникновения до 7 суток) и потом в динамике:
Если при сравнении первоначального и второго показателя разница – в 10 баллов или больше, это считается значительным улучшением. Умеренная положительная динамика – если 3-10 баллов. Незначительное улучшение – разница в 1-2 балла.
Одновременно со Скандавской шкалой проводится оценивание лабораторных результатов и функциональных методов исследования.
Она применяется для понимания долгосрочной перспективы: в каком уходе будет нуждаться пациент.
С ее помощью оценивается способность человека двигаться после инсульта. Не имеется в виду передвижение с помощью подручных средств или инвалидного кресла.
Подсчет такой: за каждый ответ «Да» – 1 балл. После баллы суммируются.
Вы можете самостоятельно оценить состояние своего родственника, пострадавшего от инсульта, по этим шкалам. Это поможет вам сделать собственные выводы о его состоянии.
Источник
Инсульт становится следствием резкого нарушения кровообращения мозга. В 80% случаев у пациентов наблюдается ишемический инсульт. В отличие от геморрагического инсульта он поддается терапии, т.к. сопровождается сужением и закупоркой кровеносных сосудов (не кровоизлиянием). Оценивают состояние больного по шкале, разработанной в США при Национальном Институте Здоровья.
Описание шкалы
Шкала используется для оценки здоровья пациента, поступившего в клинику с диагнозом инсульт (ишемический). По шкале определяют насколько сильно поврежден мозг (нервные клетки) и как болезнь будет развиваться.
Шкала зарекомендована как наиболее точная система оценки последствий инсульта. Тестовая надёжность подтверждена клиническими испытаниями.
Как ее используют
Тест проводят при первичном обследовании и спустя 21 день лечения в стационаре. Он занимает не более 10 минут. Во время теста производят исследование по 15 параметрам. Каждый параметр оценивается по шкале от 0 до 4 баллов.
Общий бал по 15 пунктам характеризует клиническую картину инсульта и определяет неврологический статус пациента (как сильно нарушены нейросвязи клеток и как именно это отражается на жизнедеятельности). По количеству баллов также определяют целесообразность лечения.
Тромболитическое лечение (растворение тромба медикаментами) назначают при оценке в диапазоне 5-24 включительно. В остальных случаях тромболизис неэффективен. Вероятность полного восстановления в 60-70% случаев через год лечения возможна при оценке менее 10. При более чем 20 баллах последует та или иная степень инвалидности. Возможность полного восстановления наблюдается лишь в 4-16% случаев.
Важно: Суммарная оценка также прогнозирует возможную смерть пациента (31-42 балла). Чем выше итог, тем тяжелее последствия.
Тестовые задания
В шкале для оценки степени последствий после инсульта используются специальные тесты, из которых и составляется общая картина поражения.
Уровень бодрости
На этом этапе врач наблюдает общее состояние пациента и насколько он активен. Выявляет степень осознания происходящего при помощи раздражителей и стимуляций (прикосновения, болевые воздействия).
Ответы на вопросы
Задается 2-3 вопроса общего характера для выявления реакции и способности говорить. Когда этот тест невозможен ввиду наличия эндотрахеальной трубки или языкового барьера, оцениваются только реакции. Требуется ответить на вопрос или показать каким-либо жестом (знаком).
Пациенту задают вопросы: «Сколько вам лет?», » Какой месяц идёт?». Засчитывается только первый ответ пациента. Не засчитываются ответы, которые близки к истине.
Выполнение команд
Врач предлагает выполнить ряд действий по инструкции (обычно 2 действия). Манипуляции выполняется ровно так, как попросит доктор (закрыть и открыть глаза, сжать пальцы вместе и разжать кулак и т.д.). Если пациент не может выполнить просьбу из-за языкового барьера или по инвалидности (паралич конечности), он повторяет движения, который врач показывает жестами. Оцениваются только первые реакции (усилия) и соответствие их заданным движениям.
Движение глазных яблок
На следующем этапе оценивается движение глазных яблок по горизонтали. Пациент смотрит за движением пальцев рук. Врач, не спеша, направляет палец в сторону. Оценивается возможность слежения за двигающимся объектом. Для начала устанавливается в третьем на контакт с больным. Зачем врач отходит от него на расстоянии и следит за реакцией. Далее просит понаблюдать за движением пальца, ручки или указки.
Поле зрения
Больной считает число пальцев с различных углов, находящихся в поле зрения (по центру и периферии).
Работа лицевого нерва
Выявляют нарушения лицевой мускулатуры. Пациенту необходимо улыбнуться, оскалиться, надуть щеки или пошевелить мышцами лица.
Сила мышц левой руки
Пациенту дают задание продержать 10 секунд руку (вниз ладонью) под углом 90° (сидя) или 45° (лежа). Врач устанавливает правильное положение руки.
Сила мышц правой руки
Пациент проделывает аналогичные действия только правой рукой.
Мышечная сила левой ноги
Пациента просят поднять ногу под углом 30°, лежа в кровати, и удержать ее в таком положении 5 секунд.
Мышечная сила правой ноги
Аналогичную манипуляцию проводят и для правой ноги.
Важно. Оценка мышечной активности по тестам 7-10 необходима для разработки специальных упражнений на тренажерах.
Атаксия конечностей
Выявляется степень атаксии (расстройства координации движения). Если нарушено поле зрения (левое или правое) исследование проводят по функционирующей стороне. Делают пальценосовую и пяточноколенную пробы. Ослабленность не засчитывается за атаксию. Таким образом выявляют поражение мозжечка (отдела мозга, ответственного за движение).
Степень чувствительности
Анализируется способность восприятия прикосновений или лёгких надавливаний зубочисткой (руки и ноги). Нажатия производятся то слева, то справа, начиная с кистей (ступней).
Речь
Больному предлагают посмотреть на картинку или текст и описать событие. Если пациент не имеет возможности говорить, ему дают тетрадь и ручку для записи. Когда пациент незрячий, он описывает предметы, помещаемые в ладонь.
Дизартрия
Выявляется степень дизартрии (нарушения произношения) в форме диалога. Врач просит повторить за ним слова и выражения. Тест оценивается по внятности и четкости произношения.
Неглект
Выявляется неглект (игнорирование пациентом тела, конечности или пространства). Производится тест при функционировании обеих сторон тела (если сохраняется чувствительность). При помощи прикосновений и уколов оценивают восприятие чувствительных сенсоров левой стороны туловища (неглект проявляется при поражении правого полушария мозга).
Как подсчитываются результаты
Тесты имеют бальную оценку. Баллы после обследования суммируются. За каждый 1-й ответ ставится 0 баллов, 2-ой — 1 балл, 3-ий — 2 балла, 4-ый — 3 балла.
Тест 1
- Осознанная и своевременная реакция. Ответы на все вопросы даются без затруднений (четко и быстро). Пациент активен, находится в сознании.
- Наблюдается сонливость, заторможенность, апатичность, приглушенность (состояние сомноленции). Плохо воспринимает происходящее вокруг. Реагирует на прикосновения (раздражители). Отвечает на вопросы с замедлением, иногда при помощи врача (по команде).
- Сознание угнетено, сохраняется рефлекторная способность, но отсутствует самопроизвольность движений (состояние стопора). Врач производит повторную стимуляцию (иногда болезненную) для определения отсутствия рефлексов. Присутствует невнятная и протяжная речь.
- Полное отсутствие сознания (кома). Пациент не реагирует на раздражители или сохраняется только рефлекторная способность к восприятию (глубокий сопор). Стимуляция ограничивается защитными движениями и учащением дыхания. Речь отсутствует.
Тест 2
- На все вопросы даны четкие ответы (правильные).
- Все ответы даны с замедлением или при помощи манипуляций, один из ответов оказался неверным.
- Все вопросы остались без ответа. Пациент их не воспринял или не смог ответить ни на один из них.
Справка. Если больной не воспринимает вопросы — 2 балла. Если речь затруднена механическим препятствием, не связанным со стопором (афазией) — 1 балл. Оценивается сразу 2 параметра: реакция и способность внятно отвечать.
Тест 3
- Движения выполняются по инструкции, точно и без замедления.
- Действие по инструкции повторено единожды. Для выполнения 2-го движения были приложены все усилия.
- Все команды выполнены неправильно или остались без реакции.
Тест 4
- Взгляд поворачивается вслед за движением пальца. Реакция в норме.
- Яблоко частично парализовано. Движение одного или обоих яблок затруднено. Глазные мышцы в норме. Обзор происходит без явных деформаций и искажений, зрачок не дергается вверх и в бок, следя за движением (отсутствует девиация глазного яблока). На фоне инсульта появилось косоглазие.
- Глаза не двигаются. Взор парализован. Присутствует явная тоническая девиация (вертикальное косоглазие).
Тест 5
- Все ответы правильные, зрение в норме.
- Асимметрия зрения или частичная гемианопсия (пациент плохо видит, сколько пальцев было показано).
- Гемианопсия, зрачки не направлены в сторону пальцев. Пациент не называет ни одного правильного ответа.
- Слепота.
Справка. Когда пациент слепой — 3 балла. При этом неважно, стало это следствием инсульта или другой болезни.
Тест 6
- Сокращение мышц в норме.
- Улыбка симметрична, носогубная складка сглажена.
- Умеренная неподвижность мышц в одной области.
- Полный паралич мышц и челюсти (одной из сторон лица, всей мускулатуры верхней или нижней половины).
Тест 7-8
- Рука держится на уровне.
- Опускается раньше 10 секунд.
- Рука пытается удержаться под углом. Пациент не может сохранить заданного положения рук или вовсе не может их поднять.
- Конечности опускаются без сопротивления.
Справка. Если исследование невозможно провести по причине отсутствия конечности или перелома, делается отметка. Этот фактор учитывается, т.к. при подсчете общего балла даже небольшое отклонение существенно сказывается на выборе метода лечения. При отсутствии активных движений дают оценку 4. В этом случае руку не удаётся согнуть под любым углом.
Тест 9-10
- Пациент выполняет задание.
- Нога постепенно опускается, не выдерживая и 5 сек.
- Нога сопротивляется силе тяжести, но не выдерживает нагрузки. Не удаётся сохранить положение, нога падает. Или вовсе не удаётся поднять ее.
- Нога падает без сопротивления.
Справка. Если ногу не удаётся согнуть под любым градусом или отсутствуют движения — 4 балла.
Тест 11
- Все пробы для рук и ног (обеих) пройдены без ошибок.
- Одна из проб не пройдена или пройдена частично для левых (правых) конечностей.
- Неудачная проба для верхних и нижних конечностей.
Справка. Если пациент без сознания или не реагирует на просьбы теста — оценка 0. Если отсутствует конечность, не работает сустав или человек парализован, баллы не проставляются.
Тест 12
- Ощущения присутствуют, боль ощущается.
- Болевая чувствительность занижена незначительно. На поврежденной стороне тела боль выражена менее ярко.
- Порог боли отсутствует или значительно занижен. Не ощущаются даже уколы.
Справка. При состоянии комы — оценка 2. Если состояние характеризуется стопором, болевой порог оценивается по гримасе.
Тест 13
- Событие описано верно и точно.
- Речь нарушена, несвязна или замедленна.
- Отсутствие речи.
- Кома.
Тест 14
- Произношение внятное.
- Нарушение артикуляции. Речь понятна, но присутствуют дефекты (звуки выговариваются нечетко).
- Речь присутствует, но понять ее невозможно.
- Кома.
Справка. Если человек подключен к аппарату жизнеобеспечения или имеется физический барьер, делается соответствующая пометка.
Тест 15
- Реакция на раздражители в норме.
- С одной стороны не воспринимается один из сигналов: звуковых, обонятельных, зрительных.
- Рефлексы ее реакция отсутствует на более чем 2 вида сигналов.
- Полное отсутствие реакции. Кома.
Шкала NIHSS оценивает тяжесть инсульта по объективным данным. На данный момент этот тест используется врачами в острой стадии заболевания (первые 6 дней). Задания выполняются в определенной последовательности. Пациента к тесту заранее не подготавливают.
Источник