Сестринский процесс в реабилитации пациента после инсульта
Сестринский процесс (СП) предполагает системный подход в организации работы палатной медицинской сестры, который позволяет пациенту получить полноценный уход, а медицинской сестре удовлетворение от своей работы.
Сестринский процесс – научный метод профессионального решения проблем пациента. Он направлен на укрепление, сохранение здоровья и предотвращение заболеваний, планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации с учетом всех составляющих здоровья для обеспечения максимальной физической, психической и социальной независимости человека. Цель СП – так организовать сестринскую помощь, включить в план своей работы такие мероприятия и так выполнить их, чтобы, несмотря на болезнь, человек и его семья могли реализовать себя, повысить качество жизни.
1 ЭТАП – ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА
Цель 1 этапа – определение потребности пациента в уходе. При оценке источниками информации являются: сам пациент, его семья, медицинский персонал, медицинская документация.
2 ЭТАП – СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ
Цель 2 этапа – выявление проблем пациента и их идентификация (настоящая или потенциальная проблема).
Определение по приоритету:
первостепенная проблема;
промежуточная проблема;
вторичная проблема.
3 ЭТАП – ПЛАНИРОВАНИЯ
Цель 3 этапа – составление плана ухода совместно с пациентом для решения его проблем. План ухода состоит из целей, которые должны быть индивидуальным, реалистическим, измеряемым, с конкретными сроками достижениями.
4 ЭТАП – ВЫПОЛНЕНИЕ
Цель 4 этапа – провести сестринское вмешательство, предназначенное для достижения цели.
Виды сестринских вмешательств:
- · независимые
- · зависимые
- · взаимозависимые
При работе МДБ достижение цели осуществляется совместно с другими специалистами.
5 ЭТАП – ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА
Оценивает сама медсестра, учитывая мнение пациента. Цель может быть достигнута полностью, достигнута частично или не достигнута. Важно указать причину, по которой не достигла цели.
Проблемы, с которыми сталкивается медсестра при ведении пациента с инсультом на 1 ЭТАПЕ:
уход за кожей;
профилактика пролежней;
риск развития пневмонии и аспирации;
питание;
гидратация;
нарушение функции тазовых органов;
В остром периоде инсульта ранняя реабилитация решает следующие предупреждение и организация лечения осложнений, связанных с иммобилизацией, сопутствующих заболеваний определение функционального дефицита и сохранных возможностей пациента улучшение общего физического состояния пациента выявление и лечение психоэмоциональных расстройств предупреждение повторного инсульта
Неподвижность больного в остром периоде инсульта служит причиной развития многих осложнений – пролежней, тромбоза глубоких вен, пневмонии, депресии. Правильный уход и ранняя активизация больного во многом способствуют предупреждению этих явлений [21,15].
Роль медицинской сестры:
выполнение врачебных назначений
динамическое наблюдение за состоянием пациента:
контроль сознания
функциональная оценка состояния пациента
удовлетворение потребностей пациента в питании и жидкости:
адекватное питание
адекватное потребление жидкости
сведение к минимуму физического дистресса:
коррекция нарушений дыхания
контроль терморегуляции
поддержание гемодинамики
сведение к минимуму эмоционального дистресса
коррекция нарушений психики
снижение риска вторичных осложнений
тромбоз глубоких вен нижних конечностей
пролежни
боль и отек в парализованных конечностях.
Коррекция нарушений дыхания. Обеспечение проходимости дыхательных путей путем предупреждения обструкции является приоритетной задачей у больных с ОНМК:
находящихся в коме при рвоте.
Основные причины обструкции дыхательных путей:
западание корня языка
аспирация рвотных масс
участие кашлевого рефлекса и накопление мокроты в трахеобронхиальном дереве.
Профилактика обструкции дыхательных путей:
удаление съемных зубных протезов
регулярная санация ротоглотки
контроль положения пациента
изменение положение тела
пассивная дыхательная гимнастика
Адекватное питание пациента. Питание пациента должно осуществляться с учетом следующих требований:
общая калорийность 2000-3000 Ккал в сутки
бесшлаковое, гомогенное
с повышенным содержанием белка
с повышенным содержанием витамининов
с учетом диетических рекомендаций по основному и сопутствующим заболеваниям.
Метод кормления зависит от степени угнетения сознания и сохранения глотательного рефлекса. Расширение рациона питания производится за счет молочно-растительной пищи с содержанием клетчатки. Пациент принимает пищу сначала в кровати (высокое положение Фаулера и специальный столик), по мере расширения двигательного режима сидя за столом. Максимальное количество действий должен выполнять сам больной для раннего восстановления бытовых навыков.
Контроль терморегуляции. Для поддержания функции терморегуляции необходимо соблюдать следующие требования ухода:
температура воздуха в помещении должна придерживаться в пределах 18°-20°С
необходимо проводить проветривание палаты
недопустимо использование перин и толстых одеял на постели больного.
Коррекция нарушений психики. Любые психические нарушения сопровождаются нарушениями памяти, внимания, эмоциональной неустойчивостью, утратой контроля над психической деятельностью. Психоэмоциональные расстройства могут существенно нарушать мотивации и адекватность поведения больного, значительно затрудняя тем самым процесс реабилитации. Медицинская сестра должна:
объяснить природу нарушений родственникам
по согласованию с врачом ограничить общение пациента при выраженной эмоциональной лабильности и утомляемости
при необходимости многократно повторять инструкции и отвечать на вопросы пациента
подключить к лечению и реабилитации лиц, вызывающих положительные эмоции
не торопить пациента
при нарушении познавательных функций напоминать пациенту о времени, месте, значимых лицах
мотивировать пациента к выздоровлению.
Боль и отек в парализованных конечностях. Боль и отек в парализованных конечностях лечатся:
полным исключением свисания конечностей
применение пневматической компрессии или бинтованием специальными бинтами
поддержанием достаточного объема пассивных движений
периодическим приданием, парализованным конечностям приподнятого положения.
Профилактика тромбоза глубоких вен. Тромбоз глубоких вен нижних конечностей и связанная с ним тромбоэмболия легочной артерии представляют серьезную проблему ухода при ОНМК. Больные с ОНМК относятся чаще всего к группе высокого риска, что делает профилактику тромбоза обязательной. У лежачих больных замедляется скорость кровотока по сосудам, что способствует повышению свертываемости крови и развитию тромбоза вен ног. Чаще такое происходит в парализованной конечности [8,9].
Медицинская сестра должна:
забинтовать больную ногу эластичным бинтом, если у больного есть варикозное расширение вен
проводить ручной массаж (поглаживание и разминание) от стопы к бедру
придать вынужденное положение в постели (лежа на спине, приподнять ноги на 30°-40° с помощью подушек и валиков).
Профилактика пролежней. Пролежни относятся к наиболее частой проблеме, с которой сталкиваются при восстановительном лечении больных неврологического профиля. Возникновение пролежней сопровождается обычно такими осложнениями, как боль, депресии, инфекции. Речь идет о повреждении мягких тканей в результате неправильного ухода: длительном сдавливании мягких тканей и травмах их при различных перемещениях пациента [21].
Если обездвиженный пациент длительно находится в одном и том же положении (лежит в постели, сидит в кресле-каталке), то в мягких тканях, которые сдавлены между поверхностью опоры и костными выступами ухудшается крово- и лимфообращение, травмируется нервная ткань. Это приводит к дистрофическим, а позднее – некротическим изменениям кожи, подкожно – жировой клетчатки и даже мышц.
Образованию пролежней способствует влажная, неопрятная постель со складками и крошками.
Избежать образования пролежней у пациента позволят частые перекладывания его в различные положения в постели. Эти перемещения осуществляют с учетом правил биомеханики тела каждые 2 часа.
Чтобы придать пациенту удобное, физиологическое положение, необходимы: функциональная кровать, противопролежневый матрац, специальные приспособления. К специальным приспособлениям относятся: достаточное количество подушек подходящего размера, валики из простыней, пеленок и одеял, специальные подставки для стоп, предотвращающие подошвенное сгибание.
Существующие положения пациента в постели:
- · положение Фаулера
- · положение “на спине”
- · положение “на животе”
- · положение “на боку”
- · положение Симса
Проблемы, с которыми сталкивается медсестра при ведении пациента с инсультом на 2 ЭТАПЕ.
недостаточность самоухода;
риск травматизма;
дезориентация;
боль в плечевом суставе;
профилактика повторного инсульта
Роль медицинской сестры по восстановлению двигательных навыков:
- · занятия с больными по указаниям методиста лечебной физкультуры в вечернее время и выходные дни
- O лечение положением
- O биомеханика шага
- O дозированная ходьба
Роль медицинской сестры по восстановлению речи, навыков чтения и письма
- · занятия с больными по указанию логопеда
- O чтение
- O произношение звуков и слогов
- O речевая гимнастика
Роль медицинской сестры в восстановлении навыков самообслуживания
оценить уровень функциональной зависимости
обсудить с врачом объем двигательной активности и самообслуживания
обеспечить больного приспособлениями, облегчающими самообслуживания
заполнить дефицит собственными действиями в разумных пределах не вызывая смущения и беспомощности
организовать комплекс трудотерапии с ежедневными занятиями пациента (стенд бытовой реабилитации, детские игрушки разного уровня)
контролировать состояние пациента, избегая развития переутомления
проводить индивидуальные беседы с больным
Роль медицинской сестры по снижению риска травматизма
организовать окружающую среду
обеспечить дополнительную поддержку
обеспечить вспомогательными средствами передвижения
Роль медицинской сестры по проблеме дезориентации
информирование пациента
напоминание о недавних событиях
сопровождение пациента к местам приема процедур, пищи.
Роль медицинской сестры по проблеме боли в плечевом суставе
обучение родственников пациента щадящим техникам перемещения и правилам обращения с паретичной рукой
использование позиционирования
Роль медицинской сестры по профилактике повторного инсульта
использование в работе с пациентом протокола по артериальной гипертензии
вовлечение пациента в Школу гипертонии
Проблемы, с которыми сталкивается медсестра при ведении пациента с инсультом на 3 ЭТАПЕ.
риск травматизации;
проблемы семьи;
психологическая и социальная адаптация
Именно эта группа больных до последнего времени, т.е. до открытия реабилитационных отделений, была изгоями и системы здравоохранения и системы социальной защиты населения.
Для учреждений системы здравоохранения такие больные представляют непреодолимые трудности т.к. приход участкового врача на дом к таким больным или визиты участковых медицинских сестер не могут существенно изменить качество жизни таких больных.
Необходимо использовать такие формы амбулаторной реабилитации, как “дневной стационар”, а для тяжелых, плохо ходящих больных – реабилитацию на дому.
В настоящее время для определения эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий используется такой показатель, как “качество жизни”, связанное со здоровьем, с заболеванием; характеризующий исход лечения при многих заболеваниях, особенно хронических [2,3,14].
Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное значение для понимания сути нейрореабилитации и определения направленности реабилитационных воздействий.
В последние годы в реабилитологию введено также понятие “качество жизни”, связанное со здоровьем, при этом именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных, перенесших нарушения мозгового кровообращения [2,3,15].
Понятие “качество жизни”, связанное со здоровьем отражает группы критериев, характеризующих здоровье: физические, психологические и социальные, причем каждая из этих групп включает набор показателей, которые можно оценить как объективно, так и на уровне субъективного восприятия (рис.2)
Рис.2 Критерии и показатели здоровья, учитывающиеся при оценке качества жизни, связанного со здоровьем
Во многих исследованиях, посвященных поиску оптимальных стратегий лечения и ухода, качество жизни широко применяется как надежный индикатор при оценке результатов и с таким подходом необходимо согласиться.
Показатель качества жизни имеет интегральный характер, отражая физическое, психическое состояние пациента, а так же уровень его жизнедеятельности и социальной активности. Повышенное внимание специалистов сестринского дела к оценке качества жизни связано с тем, что при таком подходе в наибольшей степени учитываются интересы больного. Вместе с тем имеются убедительные данные о том, что более совершенные стратегии сестринского ведения и реабилитации больных, перенесших инсульт, могут способствовать сохранению качества жизни пациентов, перенесших нарушения мозгового кровообращения.
Поскольку, медсестра несет ответственность за адекватность и безопасность ухода, оценку и наблюдение за физическим и психологическим состоянием пациента, принятие необходимых мер и своевременное информирование других специалистов бригады, предоставление постоянной физической психологической поддержки пациенту и ухаживающим за ним лицам, следует, что медицинская сестра способна координировать реабилитационный процесс с момента поступления больного до его выписки. Это очень важная, уникальная роль [Сорокоумов В.А., 2002].
В течение последних трех лет активно создавались стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различными заболеваниями, в том числе и с острыми сосудистыми поражениями головного мозга [25,26, 19], но в них не выделены действия СП, не определен спектр простых медицинских услуг (ПМУ), которые входят в компетенцию СП.
Источник
План сестринского процесса при инсульте в условиях стационара
Цель сестринского процесса при инсульте: создание для больного условий, необходимых для выздоровления, предупреждения осложнений, облегчение страданий, а также оказание помощи в осуществлении потребностей, которые в момент болезни он сам осуществить не может.
- · Провести субъективное и объективное обследования больного.
- · Выявить нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы пациента.
Медицинская сестра осуществляет:
ь Первичную оценку состояния больного и факторов риска развития осложнений;
ь Обучение пациента и родственников к уходу и самоуходу;
ь отбор пациентов и формирование их по группам (например, по давности инсульта, по неврологическому дефекту и т. д.);
ь проводит практические занятия по лечебной физкультуре, обучает больного наблюдению за его состоянием, совместно с больными оформляет личную карточку постинсультного больного, включающую сведения о давности инсульта, принимаемых лекарственных препаратах, имеющихся других заболеваниях, привычном уровне АД, контактных телефонах;
ь читает лекции по борьбе с основными факторами риска инсульта, правилам поведения больных, перенесших инсульт, лечебному питанию;
ь при необходимости направляет больных на консультацию к психотерапевту, психологу, физиотерапевту;
ь вызывает пациентов на плановые осмотры к неврологу
ь ведет медицинскую документацию;
Синдром сестринского диагноза:
ь Синдром нарушения движения(паралич, парез, нарушение координации).
ь Синдром нарушения чувствительности(онемение лица, руки,ноги).
ь Синдром нарушения речи(затруднение произношения слов, нарушение собственной речи и понимания окружающих).
ь Астения(повышенная утомляемость, слабость, раздражительность, нарушение сна).
План сестринских вмешательств:
- Ш Контролировать АД, пульс
- Ш Проводить контроль ЭКГ.
- Ш Проверять дневник наблюдения пациента за своим состоянием.
- Ш Помочь пациенту разобраться с режимом приема лекарственных препаратов
- Ш Составить памятку пациенту, записывать препараты, которые больной принимает без назначения врача;
- Ш следить за своевременной сдачей анализов, при необходимости выписывать направление на анализы или самостоятельно проводить забор анализов,
- Ш проводить оценку способности к самообслуживанию в динамике
- Ш Проводить контроль передаваемых продуктов родственниками или другими близкими людьми у стационарных пациентов
- Ш Обучить пациента приемам релаксации для снятия напряжения и тревоги
- Ш Провести беседу с пациентом/семьей.
Наблюдение из практики:
Больной 75 лет находиться в стационаре в неврологическом отделении с диагнозом: Инфаркт головного мозга в бассейне правой средней мозговой артерии. Левосторонний гемипарез. Больной в сознании, отмечается слабость в левых конечностях.Самостоятельно малоактивен, нуждается в посторонней помощи и уходе.
Пациенту проведены следующие обследования
Лабораторные:
- · Общий анализ крови
- · Коагулограмма
- · Анализ крови на RW
Инструментальные:
- · ЭКГ
- · МРТ головного мозга
- · Рентгенография грудной клетки
- · Узи сосудов шеи
- · ЭХОКГ
Консультации специалистов:
- · Терапевт
- · Окулист
Больной находиться на постельном режиме. Медсестра помогает в удовлетворении физиологических потребностей (при необходимости проводит катетеризацию мочевого пузыря) и проведение гигиенических мероприятий. Осуществляет профилактику пролежней, развития пневмонии, транспортировку больного на обследования.
Назначена щадящая диета с исключением животного жира, углеводов и поваренной соли. Медсестра помогает больному в приеме пищи.
При необходимости осуществляет зондовое питание
Медикаментозная терапия:
Проводится инфузионная терапия внутривенно капельно (кавинтон 4,0 NaCl 200.0)
Внутримышечно инъекции ( этамзилат 2,0 ;пирацетам 5,0; комбилипен)
Таблетированные препараты (энап 10мг х2раза ; тромбо АСС 50 мг)
Роль медсестры при этом заключается в проведении постановки капельной системы и внутримышечных инъекции. Помощь при приеме таблеток. Следит за состоянием больного после приема лекарственных препаратов, своевременно сообщает врачу о нежелательных реакциях больного на препарат.
Алгоритмы манипуляций выполняемых медсестрой
Алгоритм действий при постановке системы для внутривенных капельных вливаний
- 1. Надеть перчатки
- 2. Обработать область локтевого сгиба размером 10*10 см стерильным шариком со спиртом
- 3. Обработать вторым шариком со спиртом область пунктируемой вены
- 4. Снять сухим шариком избыток спирта
- 5. Наложить жгут и попросить пациента поработать кулаком
- 6. Пропунктировать стерильной иглой от системы в вену, при появлении крови, подложить под иглу стерильную салфетку
- 7. Снять жгут и попросить пациента разжать кулак
- 8. Подсоединить систему к канюле иглы и открыть зажим на системе
- 9. Зафиксировать лейкопластырем муфту иглы к коже
- 10. Отрегулировать скорость поступления капель (по назначению врача)
- 11. Прикрыть стерильной салфеткой место венопункции
- 12. Наложить зажим на систему или закрыть кран на системе по окончании инфузионной терапии
- 13. Приложить стерильный шарик к месту пункции и извлечь иглу из вены
- 14. Попросить пациента согнуть руку в локтевом суставе на 3-5 мин
- 15. Использованные шприц, иглу, шарики, перчатки выбросить в коробку безопасной утилизации (КБУ)
Техника выполнения внутримышечной инъекции:
Оснащение:
- 1. мыло, индивидуальное полотенце
- 2. перчатки
- 3. ампула с лекарственным препаратом
- 4. пилочка для вскрытия ампулы
- 5. стерильный лоток
- 6. лоток для отработанного материала
- 7. одноразовый шприц объемом 5 — 10 мл
- 8. ватные шарики в 70 % спирте
- 9. кожный антисептик (Лизанин, АХД-200 Специаль)
- 10. накрытый стерильный салфеткой стерильный латок со стерильным пинцетом
- 11. маска
- 12. аптечка « Анти – ВИЧ»
- 13. емкости с дез. растворами (3 % р-ром хлорамина, 5 % р-ром хлорамина)
- 14. ветошь
Подготовка к манипуляции:
- 1. Объясните пациенту цель, ход предстоящей манипуляции, получите согласие пациента на выполнение манипуляции.
- 2. Обработайте руки на гигиеническом уровне.
- 3. Помогите пациенту занять нужное положение.
Техника внутримышечной инъекции:
- 1. Проверьте срок годности и герметичность упаковки шприца. Вскройте упаковку, соберите шприц и положите его в стерильный латок.
- 2. Проверьте срок годности, название, физические свойства и дозировку лекарственного препарата. Сверьте с листом назначения.
- 3. Возьмите стерильным пинцетом 2 ватных шарика со спиртом, обработайте и вскройте ампулу.
- 4. Наберите в шприц нужное количество препарата, выпустите воздух и положите шприц в стерильный латок.
- 5. Наденьте перчатки и обработайте шариком в 70% спирте, шарики сбросить в лоток для отработанного материала.
- 6. Выложить стерильным пинцетом 3 ватных шарика.
- 7. Обработайте центробежно (или по направлению снизу – вверх) первым шариком в спирте большую зону кожных покровов, вторым шариком обработайте непосредственно место пункции, дождитесь пока кожа высохнет от спирта.
- 8. Шарики сбросьте в лоток для отработанного материала.
- 9. Ввести иглу в мышцу под углом 90 градусов, оставив 2-3 мм иглы над кожей.
- 10. Перенести левую руку на поршень и ввести лекарственное вещество.
- 11. К месту инъекции прижать стерильный шарик и быстро вывести иглу.
- 12. Уточните у пациента самочувствие.
- 13. Заберите у пациента 3 шарик и проводите пациента.
Больные с двигательными нарушениями
При обслуживании больных стоит помнить о грамотном и четком выполнении проводимых манипуляций.
В зависимости от выраженности пареза, пациенту понадобиться частичная поддержка или полное осуществление движения за него.
Медсестра должна предотвратить возможную травматизацию больного:
- · Обеспечить беспрепятственное передвижение.
- · Обучить больного правельному пользованию вспомогательных средств для передвижения
- · Тренировать навыки поддержания равновесия и ходьбы
- · Для предотвращения падений пациента с кровати, она должна быть оборудована боковыми спинками.
Важно помнить
- · Нельзя держать больного за шею – это может привести к травме
- · Нельзя тянуть за больную руку – это может привести к вывиху плечевого сустава
- · Нельзя поднимать больного за подмышки – это травмирует плечо больной руки и вызывает боль
Наблюдение из практики:
В неврологическое отделение поступил больной в возрасте 60 лет. С диагнозом -инсульт.
Анамнез жизни:
В течение 10 лет страдает сах. диабетом
Объективно:
При осмотре больной в сознании. Жалобы на головокружение, тошноту. С трудом пытается проговаривать слова, обращенную речь понимает. Нарушено движение в правой руке и в правой ноге. Больной с трудом вспоминает текущие события. Отмечается нарушение зрения на оба глаза. Ад 180/140, пульс 80,t37,1С.
Проблемы пациента:
- · головокружение
- · Тошнота, рвота
- · Нарушено движение рук и ног
- · Трудно воспринимает текущие события
- · Нарушение зрения
Приоритетная проблема: головокружение, тошнота, рвота, нарушено движение рук и ног
Цель: Облегчить состояние пациента, обеспечить правильное отхождение рвотных масс, восстановить движение конечностей, восприятие событий и зрительную функцию
План сестринского ухода:
План сестринских действий | Мотивация |
Обеспечить надлежащее положение пациента в постели | Профилактика травматизма |
Обеспечить правильное отхождение рвотных масс | Обеспечение проходимости воздушных путей. |
Вернуть прежнюю двигательно-моторную функцию | С целью осуществления самоухода, проводит практические занятия по лечебной физкультуре |
Провести беседу на тему инсульта | С целью понимания и восприятия болезни. обучает больного наблюдению за его состоянием, совместно с больными оформляет личную карточку постинсультного больного, включающую сведения о давности инсульта, принимаемых лекарственных препаратах, имеющихся других заболеваниях, привычном уровне АД, контактных телефонах. читает лекции по борьбе с основными факторами риска инсульта, правилам поведения больных, перенесших инсульт, лечебному питанию |
Восстановить зрительную функцию | С целью вернуть уровень зрения |
Источник